Архангельская Основана 09.03.1682 (выделена из Новгородской епархии). Местопребывание – в г. Холмогоры, с 26.03.1762 – в г. Архангельск. Архиепископия в 1682–1759 гг. (с перерывами). Именовалась: Холмогорская и Важская (Титов A. А. Летопись Двинская. M., 1889. С. 43); с 16.06.1731 – Архангелогородская и Холмогорская; с 15.03.1787 – Архангельская и Олонецкая; с 16.10.1799 – Архангельская и Холмогорская; с 06(19)04.1985 – Архангельская и Мурманская; с 14(27)12.1995 – Архангельская и Холмогорская, паки. Викарные кафедры: Кемская, Пинежская. 18.03.1682 06.09.1702 03.12.1703 02.01.1704 11.03.1705 09.1707 21.03.1708 05.11.1711 24.08.1712 08.10.1730 02.05.1731 25.07.1735 28.12.1735 07.05.1738 18.02.1739 30.06.1740 Савва Шпаковский 13.07.1740 08.11.1759 02.12.1761 01.05.1769 10.10.1770 09.07.1773 Антоний Герасимов-Зыбелин (Забелин?) 22.12.1773 01.04.1775 Арсений Верещагин 01.04.1775 26.10.1798 Вениамин Краснопевков-Румовский (Разумовский?) 26.10.1798 14.05.1801 29.06.1801 16.04.1809 Евлампий Введенский 06.06.1809 22.07.1819 09.11.1819 03.07.1821 Иосиф Величковский 15.08.1821 08.06.1825 14.02.1826 16.08.1830 16.08.1830 30.06.1845 Георгий Ящуржинский 30.06.1845 04.12.1854 Варлаам Успенский 17.09.1854 15.02.1855 18.12.1854 20.07.1857 Антоний II Павлинский 17.11.1857 13.09.1860 Александр Павлович 13.09.1860 16.08.1871 Нафанаил Савченко 17.08.1871 25.12.1876 Иувеналий Корюков 25.12.1876 23.05.1879 Макарий Миролюбов 23.05.1879 06.03.1882 Нафанаил II Соборов 01.06.1882 16.02.1885 Серапион Маевский 16.02.1885 03.06.1890 03.06.1890 16.04.1893 30.09.1892 16.04.1893 16.04.1893 10.02.1896 Никанор Каменский 10.02.1896 07.02.1901 07.02.1901 31.10.1908 31.10.1908 17.04.1912 Михей Алексеев 17.04.1912 27.12.1919(09.01.1920) в/у Павел Павловский 05(18)01.1931 01(14)12.1927 16(29)07.1931 04(17)01.1933 19.10(01.11)1933 23.05(05.06)1937 23.05(05.06)1937 30.01(12.02)1944 23.04(06.05)1944 09(22)01.1953 15(28)01.1953 01(14)07.1953 03(16)11.1953 04(17)02.1956 26.04(09.05)1956 03(16) 03.1961 03(16)03.1961

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Единоверческие общины благодарят Святейшего Патриарха за предоставленную возможность совершить Литургию древним чином в Успенском соборе Московского Кремля 28 января 2013 г. 18:31 25 января 2013 года в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений в Сергиевской палате Зала церковных соборов при Храме Христа Спасителя прошла конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее». Возглавил работу конференции, проходящей уже в восьмой раз, член Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Представленные слушателям доклады были посвящены как исторической тематике (Первому Всероссийскому единоверческому съезду, новомученикам из числа единоверцев, взаимоотношениям единоверцев с государственной властью), так и современным аспектам бытия старого обряда в Русской Православной Церкви. В продолжение конференции был организован круглый стол по актуальным вопросам жизни старообрядных (единоверческих) приходов Русской Православной Церкви; он прошел 26 января в Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции при Покровском храме в Рубцове. Центральной темой обсуждения стала Божественная литургия, совершенная древним чином митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Успенском соборе Московского Кремля 12 января сего года, в день памяти святителя Макария, митрополита Московского. Архиерейское богослужение состоялось благодаря решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который благословил таким образом завершить мероприятия, посвященные 100-летнему юбилею Первого Всероссийского единоверческого съезда. По мнению участников круглого стола, это событие, не имевшее прецедентов в течение более чем трех с половиной столетий, стало знаковым в истории единоверия. По предложению руководителя Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции иерея Иоанна Миролюбова, который вел работу круглого стола, было решено направить в адрес Святейшего Патриарха Кирилла благодарственное письмо следующего содержания:

http://patriarchia.ru/db/text/2754914.ht...

Балахна. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Карта и ближайшие объекты Знаменская каменная церковь находится недалеко от варниц, на Большой улице, ведущей от крепости к Ярославскому выезду. В этой церкви соединены две – Пятницкая и Воздвиженская. Первая, существовавшая в начале XVII ст. и находившаяся на берегу Волги, была холодная деревянная. В описи 1674 г. говорится, что она «ветха, у той церкви олтарь подмыло Волгою, что по челобитью той церкви попа Федора и прихожан под ту церковь дано иное место». Церковь была украшена довольно богато. При ней была церковь теплая деревянная Тихона чудотв., колокольни не было, а на часовне висел один колокол. В половине XVII ст. казначей патриарха Никона Тихон Обанин, родом из Балахны, построил новую теплую церковь во имя Знамения Богородицы с приделом св. Тихона и колокольню с 4 колоколами. Перенесенная на другое место церковь Знаменская сгорела 13 февраля 1745 г. После этого богатый солепромышленник и поставщик казенных вещей в С.-Петербурге балахнинский купец Петр Семенович Латухин купил место для церкви и построил в 1748 г. каменный храм во имя Знамения Богородицы с приделом Параскевы Пятницы, по храмозданной грамоте Владимирского архиепископа Антония. К этой-то церкви, по причине уменьшения народонаселения, была приписана в 1795 г. церковь Воздвиженская, рядом с ней находящаяся. Она прежде была на берегу Нетечи, деревянная, с приделом Казанской иконы Божией Матери и с колокольнею. В половине XVII ст. построена новая деревянная о пяти главах, старая же Казанская церковь осталась теплою и так как она была ветха, то построена была еще теплая церковь муч. Артемия. В начале XVIII ст. на месте этих трех храмов построена каменная Воздвиженская церковь с приделом во имя Божией Матери в честь иконы ее Казанской. В 1748 г. при Знаменской церкви было 26, а при Воздвиженской 29 дворов. Теперь при этих соединенных церквах штат один, прихожан 208 душ муж. пола и 261 жен. В эту церковь бывает крестный ход из собора 8 июля. Записки императорского археологического общества, том Х, Санкт-Петербург, в синодальной типографии, 1857 г. Макарий (Миролюбов Н.К.). Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии/соч. архим. Макария. - СПб., 1857.

http://sobory.ru/article/?object=22028

Балахна. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь на старом кладбище Карта и ближайшие объекты Архитектура Троицкой кладбищенской церкви, построенной в 1784 г., также не характерна для этого времени и скорее напоминает формы начала XVIII в. Церковь имеет вид основанной на четверике восьмигранной башни, разбитой на два равных по ширине яруса и перекрытой куполом с декоративной главой. С запада к церкви примыкает трапезная, имеющая на торце скромно обработанный вход. Колокольня, ныне не существующая, стояла отдельно и также имела форму восьмигранной башни, по размерам и объему близкую церкви. Сооружена церковь с большим мастерством. Тонкое понимание архитектурной пластики стены выражается здесь, например, в том, что детали оконных обрамлений верхнего яруса восьмерика при сходном рисунке имеют рельеф меньший, чем подобные им детали нижнего яруса. Очень колоритны кирпичные ворота, ведущие к Троицкой церкви, с их небольшой главкой и черепичным покрытием. Троицкая церковь находится на кладбище. В 1618 г. упоминается о теплой деревянной церкви Симеона Столпника подле города у Водяных ворот на старом торгу, а холодная Успенская, бывшая при ней до сожжения в 1610 г., возобновлена после 1618 г. В 1784 г. она перенесена на кладбище, где построен усердием граждан каменный храм св. Троицы с приделами Успенским и чуда св. Михаила Архангела с каменною колокольнею, на которой колокол в 103 пуда сделан купцом Петром Семеновичем Латухиным. Записки императорского археологического общества, том Х, Санкт-Петербург, в синодальной типографии, 1857 г. Макарий (Миролюбов Н.К.). Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии/соч. архим. Макария. - СПб., 1857. Это красивое сооружение приобретает особую внушительность оттого, что в отличие от обычных ярусных церквей XVIII в., построенных по типу «восьмерика на четверике», у нее два восьмерика, соединенные в один общий объем, покрытый граненым куполом и завершенный главкой. Нижний кубический объем непосредственно переходит в примыкающую с запада трапезную, над которой не было обычной тогда колокольни. Она стояла отдельно, повторяя башнеобразную композицию самой церкви (сейчас не существует). Детали оконных обрамлений и карнизов характерны скорей для русской архитектуры первой половины XVIII в. и замечательны пластической скульптурной лепкой. В общий ансамбль церкви и кладбища включаются каменные ворота с их оригинальным фигурным завершением и главой, покрытой черепицей, а также декоративная башенка на северо-восточном углу кладбищенской ограды. Живописная композиция этих малых архитектурных форм придает законченность всему комплексу старинного кладбища, а своеобразие архитектуры Троицкой церкви, строительство которой окончилось в 1788 г., особенно выделялось в пору классицизма.

http://sobory.ru/article/?object=01863

Голова Ради митрополит Климент очолив альбому «Хрест у руському 21 травня 2013 р. 15:08 17 мая 2013 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялась презентация альбома «Крест в русском небе», выпущенного издательством «Даниловский благовестник» московского Свято-Данилова монастыря к 30-летию возрождения обители. Презентацию возглавил председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент . В своем выступлении архиерей обратил внимание собравшихся на значение креста в жизни христианина, а также отметил актуальность представляемого издания как для специалистов области церковного зодчества, так и для самого широкого круга читателей. Далее с приветственными словами обратились наместник московского Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) , главный редактор издательства «Даниловский благовестник» В. Малягин и директор издательства «Даниловский благовестник» С. Дубинкин. О книге рассказали ее авторы: Н. Шулакова и фотограф Д. Ильин. В презентации также принял участие руководитель Секретариата внешних связей Издательского Совета священник Кирилл Даниличев. Альбом «Крест в Русском небе» представляет первое широкомасштабное исследование накупольных крестов, включая их историю, символику, технологию изготовления и золочения, региональные и стилистические особенности. Эта книга — призыв вспомнить о былом величии русского зодчества, показать красоту православных храмов. В ней, как в «энциклопедии», можно найти образец креста для завершения восстанавливаемого или строящегося храма. В альбоме с мельчайшими подробностями воспроизведено более 450 надглавников из фотоколлекции Дмитрия Ильина (московской, владимирской, псковской, новгородской, смоленской, вологодской, ярославской, тверской, рязанской, липецкой, нижегородской, ленинградской областей, храмов Русского Севера и многих других регионов). В книгу вошли уникальные дореволюционные тексты: «О форме крестов на главах храмов и колоколен» (архимандрита Макария (Миролюбова), 1860 г.) и «Древние надглавные кресты Владимирского Успенского собора» (Николая Артлебена, 1882 г.). Книга адресована русскому православному миру, любителям старины, архитекторам, реставраторам, строителям, кузнецам, историкам древнерусского и церковного искусства, ставрографам и всем неравнодушным.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2985665...

Грамота царя Михаила Феодоровича Новгородскому митрополиту Аффонию, 9 сентября 1640 года «От Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всеа Русии в нашу отчину в Великий Новгород богомольцу нашему Аффонию, митрополиту Новгородскому и Великолуцкому: в нынешнем в 7149 году сентября в 5-й день писал еси к нам ты, богомолец наш: в нашей де отчине в Великом Новгороде у чудотворного образа Пречистые Богородицы честного и славного Её Знамения, на образе Её, у Пречистые Богородицы и у Превечного Младенца на лицах и в ризах попортилося, и которые святые на той же чудотворной иконе приписаны, и те святые также попортились; а без нашего де указу того чудотворного образа починить не смеешь; а в Софийском Дому у тебя, богомольца нашего, есть приказной Леонтей Черной, что был преж сего у нас иконописец; и нам бы указати тот чудотворной образ Знамение Пречистые Богородицы починить ему Леонтию. И мы указали тот чудотворной образ Пречистые Богородицы Знамения, которые попорченные места, починить иконнику Леонтью Черному. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б, богомолец наш, чудотворной образ Пречистые Богородицы Знамения и святые, которые приписаны на той чудотворной иконе в лицах и в ризах, порченые места велел починити иконнику Леонтью Черному. А как тот чудотворной образ починит, и ты б о том отписал к нам к Москве, а отписку велел подати в Приказ Большого Дворца боярину нашему князю Алексею Михайловичу Львову, да диаком нашим Григорью Нечаеву, да Максиму Чиркову. Писан на Москве лета 7149 года сентября в 9-й день». Подлинная грамота хранится в Новгородском консисторском архиве старых дел. Она имеет историческую важность: во-первых, потому, что до этой грамоты известно было по летописям об одном только возобновлении иконы Знамения Божия Матери в 1527 году Новгородским архиепископом Макарием. «Лета 7036, сказано об этом в Софийском Временнике (ч. I, стр. 362), понови преосвященный Макарий чудотворную икону Знамение Пречистыя Богородицы, понеже от многих лет обветшала зело; он бо кузнью и монисты украси и соверши ю месяца октября в 20-й день, и проводи честно сам преосвященный архиепископ Пречистую Богородицу на Ильину улицу со кресты и со архимандритом, со игумены и священники, и дьяконы, и всего Великого Новгорода народ мужи и жены». Во-вторых, грамота показывает, что возобновление чудотворных икон в период патриаршества происходило у нас не иначе, как по указу Государеву. В-третьих, из грамоты видно, что иконы чудотворные были возобновляемы иконописцами, известными самому Государю, из числа которых при Новгородском Софийском Доме в 1642 году был Московский дворцовый иконописец Леонтий Черный, упоминаемый в грамоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Иоанн, епископ Пермский и Екатеринбургский (Островский) Родился около 1734 года в городе Василькове Киевской губернии в семье мещанина. С 1754 года обучался в Киевской духовной академии, по окончании курса которой оставлен в ней учителем латинского языка, философии и богословских наук. В духовной академии пострижен в монашество. В 1768 году возведен во игумена Киевского Петропавловского монастыря. С 1774 года – префект Киевской духовной академии. С 6 января 1785 года – архимандрит Гамалеевского Рождество-Богородицкого монастыря Черниговской епархии. Впоследствии настоятель монастырей: с 15 марта 1789 года – Коломенского Голутвина Богоявленского (Московской епархии); с 6 мая 1795 года – Новгородского Антониева; с 25 августа 1796 года – Новгородского Юрьева; с 10 сентября 1797 года – Спасо-Преображенского в Новгороде-Северском Черниговской епархии; с 31 декабря 1797 года – повторно Новгородского Антониева; с 10 ноября 1798 года – Калязинского Макариева-Троицкого монастыря Тверской епархии. В этот же период (1785–1798) был ректором Коломенской и Новгородской духовных семинарий. 5 февраля 1800 года хиротонисан во епископа Пермского и Екатеринбургского восстановленной в 1799 году Пермской епархии. Ревностно взялся преосвященный Иоанн за устройство своей епархии, но жизнь его не была продолжительна. Скончался он 24 декабря 1801 года от апоплексического удара. Погребен в Пермском кафедральном соборе. Литература: Шестаков И. В., священник. Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии (1799–1899). – Пермь. 1899. – С. 84–93. Макарий (Миролюбов) . Описание Новгородского общежительного первоклассного Юрьева монастыря. – М., 1858. См. также: Чтения в Обществе любителей истории и древностей российских. – М., 1858. – С. 112. Попов Е. , протоиерей. Пермская и Велико-Пермская епархия. – Пермь. 1879. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1408. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. 186.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иоасаф, епископ Тверской и Кашинский (Заболотский Иван) Родился в 1744 году в селе Заболотье Владимирской губернии. Первоначально учился в Новгородской духовной семинарии. Затем, как лучший ученик, был послан в Троицкую лаврскую духовную семинарию, по окончании курса которой назначен учителем Новгородской духовной семинарии. В 1774 году принял монашество и исполнял должность проповедника в Московской духовной академии. В 1755 году назначен игуменом Крестовоздвиженского монастыря в Москве. С 1777 года – законоучитель при Академии художеств. 1 февраля 1778 года возведен в сан архимандрита Санкт-Петербургской Троице-Сергиевой пустыни. С 1780 года – член Святейшего Синода. 16 мая 1782 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского. С 22 сентября 1783 года – епископ Тверской и Кашинский. 30 мая 1785 года возведен в сан архиепископа. Скончался 13 февраля 1788 года. Погребен в Тверском Желтиковом Успенском монастыре. Архиепископ Иоасаф известен как обличитель раскола. Труды: О действии мужества в день святого великого князя Александра Невского. О том, что не надо бояться смерти. На день тезоименитства великого князя Александра Павловича. В день обретения мощей преподобного Сергия, Во вторую неделю Великого поста. На Новый год. Поучительные слова, сказанные при высочайшем дворе. Поучения и речи, сказанные на пиршестве Екатерины II в 1787 году. Литература: Макарий (Миролюбов) , архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 155–160. Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и до ныне. – Тверь. 1859. – С. 138. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1414, 1416. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 145. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 213, 271, 445, 607.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ († после 1556), прп. (пам. 7 дек. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), ученик прп. Антония Сийского , житие к-рого является основным источником сведений об А. С. В 1513 г. А. С. вместе с преподобными Антонием и Иоакимом Сийскими удалился из Кенского Преображенского мон-ря для пустыннических подвигов. Иноки добрались до порога Тёмного на р. Емце, где построили себе «хижицу» и часовню, а вскоре - ц. во имя свт. Николая Чудотворца и кельи. Здесь отшельники, к-рых собралось 7 чел., прожили 7 лет, однако вынуждены были покинуть избранное место из-за враждебности окрестных жителей. Ок. 1520 г. они поселились на острове на Михайловском оз., куда впадает р. Сия, и основали Свято-Троицкий мон-рь (см. Антониев Сийский мон-рь ). 4 года ученики прп. Антония терпели скорби и лишения, но слава о подвигах их настоятеля распространялась, и многие желали вступить в братство. Видя это, прп. Антоний послал своих учеников - А. С. и Исаию в Москву к вел. кн. Василию III Иоанновичу , чтобы «государь повелел богомоление свое монастырь строити на пустынном месте на диком лесу, и братию собирати и пашню пахати» (РГБ. Троиц. 694. Л. 29-29об.). Великий князь дал жалованную грамоту мон-рю, а также послал «церковной утвари и риз довольно». А. С. подвизался в Сийской обители до самой своей кончины. Здесь же он и был погребен. В 90-х гг. XVI в. в обители была установлена традиция совершать соборную панихиду по 6 первым ученикам прп. Антония - А. С., Исаие, Иоакиму, Елисею, Александру (2-му) и Ионе - в 4-ю субботу Великого поста. Память А. С. чтится местно. Ист.: Описание о российских святых. С. 156; Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1896. Вып. 2: Славяно-русский Пролог. Ч. 1: Сент.-дек. С. 65-67. Лит.: Макарий [ Миролюбов] , еп. Исторические сведения об Антониевом Сийском монастыре//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 1-3; Кононов А. Преподобный Антоний Сийский чудотворец и церковно-историческое значение основанной им обители. СПб., 1895. С. 11-15, 79; Никодим [ Кононов] , иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 102-105, 208; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По житиям святых). М., 1966. С. 271-276.

http://pravenc.ru/text/64400.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЕВСКИЙ КРЕСТ , каменный, вкладной, поклонный, четырехконечный, с расширяющимися концами (168,4 ´ 124,25); был установлен Новгородским архиеп. свт. Алексием (отсюда название) в XIV в. на зап. стене Софии Святой собора в Великом Новгороде в Новгороде, справа от Магдебургских врат . В наст. время находится в Софийском соборе. Нижняя часть А. к. утрачена во время Великой Отечественной войны (1941-1945) и восстановлена в гипсе в 50-60-х гг. XX в. Форма А. к. традиционна для новгородских крестов XIV в. Ветви украшены рельефами с изображением евангельских сцен: вверху - Благовещение, слева - Рождество Христово, справа - Сошествие во ад, внизу - Вознесение. По внешнему борту высечена надпись с именем заказчика и молитвой: «[В лето...] писан бысть крестъ сеи в Новегороде, в Щаголе, повелением боголюбиваго пресвященого архиепископа Олексия и поставлен на поклонение правовернымъ хрестеяном. архиепископ Олексию даи Богъ многа лета, и здравие, и спасение и детем его, всему миру» (надпись приведена по версии Т. В. Николаевой , предлагавшей толкование слова «Щагола» как видоизмененное название Чогловой улки в Новгороде). О назначении и времени исполнения креста единого мнения нет. Первое упоминание о нем находится в описи Софийского собора 1858 г., составленной прот. Петром Соловьёвым. Архим. Макарий (Миролюбов) связывал создание А. к. с междоусобной бранью в Новгороде в 1359 г.; В. В. Стасов относил время его создания к периоду пребывания на кафедре архиеп. Алексия (12 июля 1360 - апр. 1388); Б. А. Рыбаков связывал создание А. к. с событиями 1376 г. (выступлениями стригольников , уходом владыки с кафедры, последующим его возвращением и поездкой к великому князю и митрополиту в Москву). Эпиграфические, стилистические и иконографические наблюдения позволили Т. В. Николаевой датировать А. к. временем после 1380 г. и считать его памятником, водруженным в честь Куликовской битвы. Лит.: Описание новгородского Софийского собора, составленное протоиереем Петром Соловьёвым с четырьми рисунками акад.

http://pravenc.ru/text/64552.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010