Летом, когда у богатых домохозяев делаются так называемые помочи для сенокоса, а особенно для жатвы, собираются на эти помочи, под надзором пожилых людей, молодые мужчины, женщины и девицы, иногда до сотни, и, после работы, преимущественно же после сытного ужина с пивом, громко поют различные, большею частью заунывные, протяжные русские песни. Тогда же случается у них и пляска с музыкой, которую составляют балалайка и гудок (род пастушеской волынки). Наконец скажем кое-что и о говоре жителей Ферапонтовской волости. Они вообще в речениях букву о слишком резко произносят, наприм. хозеева (хозяева) говорят гостям: «покушайте пожалуста»; a гости отвечают: «очень хорошо, то и дело». А когда еще просят и говорят: «поневольтесь, (покушайте)», они отвечают: «оченно довольно, не согрешайте» (т.е. не беспокойтесь). Букву произносят как и или ги, – е – как о или jo, наприм. здисе в лисе (здесь в лесе); шпо ты гиси (что ты ешь?); noruдjoм к обидне (поедем к обедне); мисец cbumjiom (месяц светит); johe влизли в клить (они влезли в клеть); joh не yмjiom nucjoh пить (он не умеет песен петь); жона napjohka npuhjocлa (жена сынка родила). Букву я выговаривают как е, наприм. тетя (тятя), дедя (дядя); опеть, преник, хресьенин (опять, пряник, крестьянин); не потерей, не гулей (не потеряй, не гуляй). В окончаниях глаголов настоящего времени 3-го лица единственного числа и 1-го лица множественного числа е выговаривают как jo, наприм. зhajom, nuшjom, чumajom, cлyшajoм, ucnoлhяjoм (знает, пишет, читает, слушаем, исполняем); а во 2 лице множественного числа настоящего времени е выговаривают как и, наприм. што вы делаите, читаите (что вы делаете, читаете). В прошедшем времени глаголов окончание л произносят как у, наприм. де быу, куды ходиу, цево делау (где был, куда ходил, что делал). Щ выговаривают как шш, наприм. ишши лешшей (ищи лещей); не свишши на церквишшах (не свищи на церквищах). К именам, кончающимся на ъ, прибавляют вместо частицы то, слог от, наприм. johom мужикот порной (он-то мужик сильный); ковшикот золезной (ковшик-то железный); влись на косогорот (влезь на косогор-то); спрец топорот (спрячь топор-то); ротот пол (рот-то пол, т. е. открыт); погребот закрыт (погреб-то ...); домот зanjopm (дом-то заперт).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Тарантить, балакать, баять (часто говорить, болтать, разглагольствовать); примолаживать (говорить по-детски, иметь картавый язык); расцецуривать (разглагольствовать, рассказывать с прикрасами); балянтрясить, балагурить, галушить (шутить); тренчать, блекотать (часто и много говорить, ворчать, роптать); тренькать (звонить, брякать); разгуториться, раскалякаться (разговориться); судачить (пенять, выговаривать, жаловаться, роптать); бурлить, рычать (шуметь, кричать); наварзать, напатрашить (наделать много дурных поступков, причинить вред себе и другим); мордовать (брезгать, отвращаться); сляндать (бродить, бродяжничать); басить (красоваться, щеголять); побахоривать, росбахориться (расхаживать, расходиться, важничать); барабошить (вздорить, перебивать речь); шмякать, колышматить, котошить (колотить, бить); разаться (бросаться, кидаться опрометью); счигостить, цапнуть (схватить, украсть); перечетырживать (переговаривать, пересказывать, празднословить); очраять (осмеять); обренькать (остричь догола); приспичить (приторопить, привесть в затруднение); пригонобить (приворожить); спашевать, сдрефить, сгузать (тягу дать, убежать, отстать, отказаться, струсить, обратиться назад); нажуториться, насупониться (от слова супонь, которою натягивается хомут; нахмуриться, задуматься, сделаться угрюмым, невеселым); фарать, корепаться (хворать, быть слабым); окошеливаться (быть неловким, неповоротливым); поманить, nocjoмamь (помешкать, помедлить, остановиться); веньгать, нявгать (стенать, горевать, плакать); щувать (увещевать, уговаривать); кучиться, докучать (просить усильно, беспокоить просьбами); натакать (присоветовать, наставить, указать); химостить (колдовать, нашептывать, составлять лекарства, лечить); взбутетенить (смутить, встревожить), вскурпежить (скрутить, скорчить); подтатаурить (крепко подвязать, подпоясать); чеконуться (столкнуться, стукнуться, поцеловаться); не бардовать (не гнуться); не турать (не вникать, не обращать внимания); узорить (увидеть, заметить). Божба, обыкновенно, выражается так: «на то Бог; на то Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Псковичи, завершив строительство каменной стены – «персей» – Крома в 1394 г. «колокольницу поставиша» 179 . В 1424 г. снова отстроена каменная стена персей. «И по том поставиша на персех колокольницу и колоколи повесиша» 180 . Через три года перси обрушились, и «поставлена бысть колокольница древянаа на старомъ месте къ святей Троици на першех, и колоколы повешены бысть» 181 . Повеска колоколов на персях отмечается авторами летописных сводов и впоследствии, в 1463 и 1466 гг. 182 , так как на колокольне Троицкого собора, являвшегося религиозным и административным центром города, висел вечевой колокол, а у стен его собиралось вече. В 1510 г. Псков был присоединен к Русскому централизованному государству и согласно воле великого князя «спустиша колокол вечной у святыя Троица» 183 . Колокола были вывезены в Москву «корсунский вечник и другой колокол взял», сообщает летопись 184 . В 1518 г. на Троицкой колокольне повесили колокол «Красный» 185 . В конце XV – начале XVI в. в Пскове строятся кончанские храмы со звонницами, архитектура которых дает возможность судить о размерах колоколов, их количестве, подборе, системе развески и убеждает в том, что псковичи применяли наборы колоколов значительного веса. На протяжении всего XVI в. псковские колокольники не только лили колокола для Пскова и Псковской земли, но и работали для крупнейших русских монастырей. Среди русских колоколов, сохранившихся к концу XIX-haчaлy XX в., особенно многочисленными и наиболее древними были произведения псковских литейщиков XVI в. Сведения о древних колоколах, воспроизведения текстов их надписей есть в трудах И. Снегирева , А. Мартынова , Макария (Миролюбова) , И.И. Василева, А. Князева , Н. Никольского , Н. Ф. Окулича-Казарина и др. П.П. Покрышкиным были отмечены красота формы найденных им в Гдове колоколов, богатство и необычность их орнаментации 186 . В 1928 г. опубликована небольшая статья А.И. Семенова «Новгородские и псковские литейщики XVI–XVII в.» 187 , посвященная главным образом произведениям новгородских мастеров. В 1930-е годы вышли в свет две работы В.А. Богусевича, в одной из которых автор пытается установить местонахождение колокололитейной мастерской в Пскове и полагает, что она длительное время действовала на улице Романихе; в другой, рассматривая творчество Михаила Андреева, связывает его искусство с итальянским Возрождением 188 . Двум памятникам псковского литья XVI в. посвящена заметка Э. С. Смирновой » 189 . В работе В.И. Афанасьева собраны сведения о колоколах по литературе и архивным источникам, рассматривается развитие литейного дела, но, к сожалению, в отрыве от сохранившихся произведении литья 190 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Над северною дверью дейсус на трех дсках обложен серебром спереди сканаго дела, а позади и по сторонам гладкого; на нем в гнездах четыре жемчужины, два креста пояные обложены серебром, спереди сканаго дела, кругом гладкого, на них распятия литые золочены, в том числе у одного креста в ставках две раковины, да камешок простой. Крест на кости, на нем вырезано распятие Господне, кругом обложен серебром гладким. Два креста готянных серебряные с финифты, да два креста готянные серебряные малые; два ефимка, двои серги серебряные золочены, старинного дела с простыми камешками, да три копейки старые. Все эти привесы на серебряном пруте. Кругом того образа писаны кондаки и икосы в лицах. Подле того образа образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия осмилистовой, шит на червчатом атласе золотом и серебром сплошь, а лица шиты шелком, на возглавии и на ризе две звезды высажены жемчугом; кругом того образа на полях вышиты четыре лица херувимских и ея Богоматери тропарь большими литерами золотом и серебром в рамах флюмованых золоченых. Образа Господских и Богородичных праздников вырезаны на кости, на них по полям разных святых лица, средина и поля обложены серебром резным не золоченым. Образ Пресвятыя Богородицы Владимирския, венцы резные золочены, в венце три камня, в том числе сердолик и два простые в гнездах; возглавие и цата низаны жемчугом мелким, у возглавия поднизи четырнадцать жемчужин; в возглавии и цате в гнездах тридцать вставочек простых. Да в привесе у того образа панагия, на ней за хрусталем писано распятие Господне, обложено серебром гладким, да четыре пряди жемчугу с простыми камешками в средине; да у цаты в привесе четыре камешка смазенки, поля обложены серебром басемным золоченым. Образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия, на нем венец с короною и цатою, и у Спасителя венец, серебряные резные золочены; у Богоматери в венце бирюза да два камешка простых, возглавие низано мелким жемчугом, в нем шесть вставок простых в гнездах; у Спасителя в венце из четырех вставочек в гнездах две раковинных.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

XVII в. резко ухудшили состояние монастырского хозяйства, углубили процесс разорения и запустения селений. К. м. был захвачен войсками полковника Самуила Коброна, двигавшимися со стороны Пскова. В описи Новгорода 1617 г. нет свидетельств разрушения монастырских построек: кроме каменных храмов упоминаются игуменская и 4 братские кельи, изба для слуг, 2 житницы с запасом хлеба, бобов и гороха, конюший и коровий дворы за пределами ограды. В мон-ре проживали «вкладчики и не вкладчики» - всего 21 чел. (Опись Новгорода. 1984. Ч. 1. С. 94-95). После освобождения Новгородской земли К. м., как и др. обители, причислили к разряду ружных с ежегодной денежной выплатой в размере 10 р. (Там же. Ч. 2. С. 288; Гневушев. 1911. С. 134). В 1624 г. царь Михаил Феодорович подтвердил права К. м. на вотчины в Шелонской и Водской пятинах, право на рыбную ловлю в оз. Ильмень и р. Веряже и освободил мон-рь от податей и оброков, а крестьян от гос. повинностей, кроме выплат ямских денег, поставки стрелецкого хлеба, городского и острожного дела, а также от суда новгородских наместников ( Курдюмов. 1908. С. 27). В 1632 г. по просьбе братии царь Михаил Феодорович выделил необходимые средства для проведения в К. м. ремонтно-строительных работ ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 477). Во 2-й пол. XVII в. значительно возросли гос. повинности обители. Монастырских крестьян грабили подьячие, стрельцы, забирали на «государев обиход» рыбу, брали деньги на жалованье «ратным людям» ( Курдюмов. 1908. С. 132; ДАИ. 1869. Т. 9. С. 174). В 1661-1662 гг. Августин Мейерберг, проезжавший через новгородские земли в составе австр. посольства, зарисовал К. м. со стороны оз. Ильмень (Альбом Мейерберга. 1903. Рис. 17). На рисунке схематично, но весьма правдоподобно изображены 2 храма и деревянные постройки в юго-зап. части обители. Две из них - с соломенными покрытиями, одна - с тесовой кровлей. Многоугольная с шатровым завершением бревенчатая постройка - конная мельница, каких в XVII в. при мон-рях было довольно много.

http://pravenc.ru/text/1841457.html

При сооружении древних церквей в Новгороде, в кладку, обыкновенно, употреблялся простой и частию обтесанный камень плитняк и булыжник, а по местам и кирпич 46 : тот и другой извнутри заливали известью, растворенною с щебнем из обломков и битого того же самого камня. Эта кладка известна под именем полубутовой, т. е. начиненной между рядами камней раствором известковым, в который валили всякий камень. Но чтобы стены, утвержденные на мелких фундаментах, во время кладки не разваливались, они строились в так называемую коробку, т. е. обстанавливались досками дотоле, пока не могли засохнуть и окрепнуть. Известию обмазывали храмы с самых древних времен не только внутри, но и извне 47 . Связи употреблялись не железные, а деревянные бревенчатые 48 . Крепости же выкладенных стен помогали, с одной стороны, толщина их, простирающаяся до двух аршин, а с другой – известь, приготовляемая с удивительною клейкостью и плотностью. Кирпич для церковных зданий XI, XII и XIII веков употреблялся в малом количестве, и большею частию для внешних украшений стен и внутренних сводов. И кирпич этот, известный под именем плинф, был неравный, большей и меньшей величины как в длину, так и в ширину, смотря по нуждам зданий. С XIV и XV века церкви начали строить из тесаного уже камня с прокладкою для уравнения тонкими кирпичными плитами, по приличию, извне и извнутри. А преимущественная постройка стен церковных из кирпича началась не ранее XVI века: потому что и в Москве уже при Иоанне Васильевиче III вызванный из Италии Фиоравенти научил обжигать кирпичи, приготовлять лучшую известь, класть внутри стен ровный камень и связывать их железом 49 . Впрочем наблюдение сей постепенности не всегда необходимо при обозрении церквей новгородских. Великие князья иногда и ранее показанного времени имели удобность сооружать с болшею прочностию и изяществом, нежели частные люди. Остаются в Новгороде и доныне уцелевшие от XI и XII века церкви, в постройке которых оказывается искусство выше предположенных наблюдений. И наоборот, были в XIV и следующих столетиях такие церкви, кои от неискуства в зодчестве и недостатка приличных материалов вскоре по сооружении разрушались 50 . Притом, упоминаемые в летописях закладки, сооружения и освящения храмов также не всегда должно почитать первоначальным их основанием, но возобновлением или перестройкою их в тоже наименование. А потому и о материале церковных зданий надлежит судить иногда не по летописям, в коих о многом не упоминается, а о времени, в которое был тот или другой материал в употреблении, и по лицам, коими устроен был известный храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Что касается до соборных церквей – градских и монастырских; то они, как в Новгороде, так и в других городах, устроялись квадратными и более величественными, нежели приходские и другие церкви. Вообще же древние церкви были малы и тесны, а внутри темны; потому что освещались узкими, продолговатыми окнами или просветами из слюды с железными решетками. Печей в церквах для отопления их до XV века не было, а с XV века являются, кроме холодных, церкви теплые 64 . Внутренность церквей располагалась так: святый алтарь разделялся капитальными стенами на три части, в коих помещались престол, жертвенник 65 , выкладенные из кирпича, и диаконик. От этих трех частей были три алтарные полукружия, из коих среднее всегда возвышалось над прочими предалтариями в виде полубашенки; но все они вверху сводимы были куполами, кои знаменовали небо. Горнее место возвышалось от помоста на поларшина, с каменными, а иногда деревянными седалищами по обеим его сторонам. Среди самой церкви на четырех столбах, сведенных более или менее низкими арками, поддерживался главный купол; от чего внутреннее пространство было крестообразным 66 . Два западных столба вверху соединялись с западною стеною сводами, над коими устроялись хоры или, как тогда называли, полати для стояния женщин (γηνεχετον). Между тем на этих же хорах с давних времен устроялись по одному или по два и даже по три придела 67 . Вход на полати был устраиваем и с южной и с северной стороны, и выкладывался в более знаменитых церквах в круглом пустом столбе круглою лестницею, с возвышающимся поверх всего куполом. В самых куполах устроялись ризницы даже с тайниками для хранения церковной утвари от вражеских нападений 68 . В меньших церквах восход на полати был прямо в западных стенах, устраиваемых по этому случаю с большею толщиною в сравнении с другими стенами. Внизу у стен устроялись впадины или ниши для седалиищ во время чтения кафизм, а вверху по сводам– голосники, состоявшие из вделанных глиняных кувшинов, для лучшего эха при чтении и пении 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

4. Устройство древних церковных зданий было неодинаково. С первых времен христианства, и особенно с IV века, церкви строились или кораблеподобные 51 ; или круглые 52 , или осьмиугольные 53 или крестообразные 54 ; или четвероугольные 55 разделяемые на три, четыре, на пять частей и более. Этого образца держались в Греции и потом в России, принявшей веру Христову со всеми обрядами и постановлениями от Греков. А посему нет сомнения, что первоначальные в Новгороде церкви строены по образцу константинопольских церквей; но фасады или виды и основные расположения древних деревянных церквей неизвестны. Уцелевшие до наших времен церкви в новгородской области хотя и не принадлежат к глубокой древности, впрочем строены, как надобно полагать, в подражание древнейшим. Ибо предки наши не любили изменять обыкновение отцов своих, особенно в построении деревянных храмов, которые сравнительно с каменными находились под меньшим влиянием разных западных орденов в архитектуре. Если же так; то древние деревянные церкви были сооружаемы с тремя поперечными отделениями и открытою папертью или крыльцом от запада. Первое пространнейшее прочих отделение занималось притвором; второе среднее возвышающееся – самою церковию, где, обыкновенно, помещаются клироса, амвон и иконостас; а за преградою от сего третье – алтарем прямоугольным или полукруглым. Кровли на них делались на два ската, сверх которых на возвышающейся средине утверждалась на круглой шее глава с крестом 56 . Соответственности окон не в одной не было соблюдаемо. Каменные древние церкви в Новгороде, обыкновенно, строили равносторонние, квадратные, а иногда и столпообразные 57 , с разными карнизами под кровлею на верху стен, или с несколькими, именно с 8ю угловатыми возвышениями, по которым те церкви назывались шатровыми 58 . На них большею частию устрояли по одному куполу ; а в Юрьеве и Антониевом монастырях (XII века) устроено по три неравных, и на немногих по пяти, исключая Софийского собора, где шесть глав 59 . Крыты были гонтом из дерева или в чешую, а не редко и свинцом 60 , но с XV века свинец по местами начал заменяться на кровлях немецким железом 61 . Кресты на храмах были деревянные, обитые разного рода жестью, и железные с полумесяцем под ними и иногда с сидящим поверх креста металлическим голубем 62 . Первый символ под крестами, обыкновенно, изъясняется победою креста над луною, т. е. памятником свержения ига монголотатарского, также торжеством христианства над язычеством 63 . Второй символ выражает собою приосенение Духа Святого в виде голубя над св. храмами и над всеми молящимися в храмах.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Наконец смиренно всех прошу и о мне недостойном пастыре вашем приносить Богу свои молитвы, да поможет мне вседействующая благодать Его, беспреткновенно и радостно проходить звание мое, к славе Его Божественной, к созиданию святыя церкве, к благоустроению общества и к удовольствию всех вас. Благодать Божия да пребудет со всеми вами, аминь» 56 . В Твери Гавриил прожил около двух лет спокойно, занимаясь епархиальными делами и учеными трудами. Какими именно сочинениями занимался Гавриил в Твери, определить трудно; потому что они не тотчас издаваемы были в свете, С. Петербурге 1770 года, кои, как очевидно, относятся ко времени управления его Тверскою епархией. Между тем благоприятные отзывы о нем не раз доходили до Императрицы. Она, заботясь об устройстве государства и умея ценить дарования в своих подданных, почла нужным вызвать Гавриила в С. Петербург для занятий относящихся ко благу церкви и отечества. Слух об этом дошел до Гавриила еще до получения Высочайшего рескрипта. Около этого времени случилось проезжать из С. Петербурга в Москву одному синодскому протоколисту: на дороге он заехал в Твери к Гавриилу. Занятый молвою, епископ спрашивал его о новых Петербургских слухах и получил в ответ, что нет никаких. Между тем как пили они чай, вдруг приносят к Гавриилу с эстафетою письмо под печатью с короною. Принимая письмо сие, он подумал, что оно прислано с подтверждением нового известия, вероятно, от знакомого ему ротмистра конной гвардии князя Голицына. Но, распечатав, читает 57 : «Преосвященный Владыко! По всегдашнему Нашему к вам благоволению желаем Мы вас видеть в Санкт-Петербурге. Того ради по получении сего извольте к Нам приехать, ежели здоровье ваше вам не воспрепятствует; а на проезд вам Мы повелели конторе экономической отправить к вам тысячу рублей 58 . Екатерина. Декабря 22 дня 1765 г. С. Петербург». Прибывши в С. Петербург, Гавриил представлялся к Императрице и получил от нее милостивое приглашение: «Непоскучайте; я вас занять намерена делом с Паниным совокупно».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

«Преосвященнейший Владыко! милостивейший благодетель! По ведомостям видно, что в Московской академии, в Троицкой и Перервинской семинариях ученики обучаются французскому языку; но как опыт доказал, что неблагонамеренные из них знание сего языка злоупотребляют, то поручено вашему преосвященству писать, чтоб благоволили сей класс оставить, о чем и прочим преосвященным писано. Какое от вас о сем сделано будет определение, прошу меня уведомить 174 ». Около того же времени дошел слух до прео По получении письма, граф Завадовский немедля отвечал митрополиту: «С душевным признанием благодарю вашему преосвященству за отзыв пастырский, который приемлю как сын церкви, благоговеющий ко всем установлениям оной и глубоко почитающий ваши святительския наставления». Объяснив дошедший до преосвященного слух взведенными на училищного эконома клеветами, продолжал: «Изследовавши о том, я теперь и вновь строго предписал, чтобы посты соблюдаемы были свято, и уверяю ваше преосвященство должным моим повиновением, что отселе не услышите прокрадывающагося в том соблазна» 177 . архиепископа Феоктиста 182 , с надлежащим о сем уведомлении консистории, – что учинить Юрьевскому архимандриту» 183 . Предписание митрополита вскоре было исполнено, и св. мощи преп. Арсения 22 января были перенесены с подобающею честью Юрьевским архимандритом Афанасием Волховским» 184 . Особенную ревность являл преосв. Гавриил в просвещении инородцев христианскою верою и в обращении раскольников. Известна американская компания Шелехова для обращения живущих по островам язычников. В 1793 году Шелехов отказался за болезнью и другими причинами от компании. Туда избран был митрополитом из Саровской пустыни иеромонах Иоаким; но и «сей, любя Саровскую обитель и духовную нищету простаго иночества, начал отказываться от такого назначения и даже несколько лет юродствовал, чтобы только избавитьего ожидает, дабы он ей. Да помыслить, коль велико преступление отвращать слух свой от гласа Иисуса Христа. Я сам не хотел принять бремя епископства; но против моей воли, даже при старости моих лет и в неможении, принуждаюсь оное нести.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010