Белгородская духовная семинария. Мемориальная доска. ЖМП 9 сентябрь 2016 /  7 ноября 2016 г. 17:10 Жизнь по Промыслу Божиему 200 лет со дня рождения митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) На надгробном камне митрополита Макария в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры изображены три книги — его наиболее значительные труды: «Введение в православно-догматическое богословие», «Догматическое богословие» и «История Русской Церкви». О создателе исторического многотомника по-прежнему вспоминают как о талантливом, трудолюбивом и честном ученом. Недаром Макарьевская премия, созданная по завещанию владыки, сегодня считается главной премией в области российской истории и истории Русской Православной Церкви. Но для Церкви митрополит Макарий прежде всего остается выдающимся богословом, деятельным пастырем и великодушным христианином, для которого любовь к ближнему всегда была непреложным жизненным правилом. 19 сентября 1816 года у священника села Суркова Новооскольского уезда Курской губернии отца Петра Булгакова и супруги его Стефаниды Григорьевны родился сын. Ребенок родился слабым и потому в тот же день был спешно крещен с именем Михаил. Большая — шестеро детей — семья Булгаковых, происходившая по отцовской линии из сельских священнослужителей, жила небогато, а после скоропостижной смерти отца в 1823 году и вовсе осталась почти без средств к существованию. Детство детей, в том числе и семилетнего Михаила, проходило в бедности, горькой нужде и лишениях, но мать твердо решила дать своим сыновьям образование. Потому, как только мальчику исполнилось восемь лет, его повезли на учебу в приходское училище в город Корочу1. В 1827 году Михаил был переведен в Белгородское окружное училище. Подобно преподобному Сергию Радонежскому и святому праведному Иоанну Кронштадтскому, в детстве Михаил Булгаков не отличался особенными способностями к наукам. Его болезненность (он страдал золотухой — устаревшее название экссудативного диатеза) сопровождалась временным притуплением умственных дарований и особенно памяти. Ввиду плохих способностей мальчику приходилось учить уроки и в то время, когда у сверстников было свободное время и они могли играть во дворе.

http://e-vestnik.ru/history/mitropolit_m...

Болхов. Троицкий Рождества Богородицы Оптин монастырь. Карта и ближайшие объекты Оптин Троицкий монастырь, 3 класса, общежительный, на берегу реки Нугры, в 1 версте от города Болхова. Основан, по преданию, в XV веке князьями Милославскими. Несомненно существовал в XVI веке. В 1613 году был разорен литовцами, но потом возобновлен. Название Оптин произошло оттого, что первоначально монастырь был общим, то есть с двумя отделениями, мужским и женским. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Основан Рождество-Богородичный Оптин монастырь во второй половине XVI века. После разорения литовцами, по писцовой книге 1628 г., в монастыре находились две деревянные церкви: Рождества Пресвятой Богородицы и Ильи Пророка. Когда в 1648 г. царь Алексей Михайлович женился на дворянке из рода Милославских, судьба прежде бедствовавшей обители изменилась. Вотчина Милославских находилась в Болховском уезде, в монастыре издавна хоронились их предки. Посыпавшиеся щедрые дары позволили начать каменное строительство. В 1668 г. началось строительство первой каменной постройки на Орловщине – Троицкого собора, по которому обитель стала именоваться Троицкой. По смерти главной вкладчицы Марии Милославской в 1669 г., строительство затянулось до 1706 г. Жертвователями монастыря также являлись цари Федор Алексеевич, Иоанн V и Петр I, царица Софья и императрица Елизавета Петровна. В 1705 г. в монастыре побывал Петр I и повелел «быть архимандрии».  В 1792г. при монастыре учреждена Тихвинская ярмарка. В XIX веке монастырь продолжал расширяться. Была возведена теплая церковь Иоанна Крестителя с колокольней (1861-1864), новая ограда с башнями, настоятельский и келейный корпуса. В 1852-1856 гг. воздвигли монументальный Тихвинский собор (на месте разобранной Рождественской церкви) в русском стиле, главной святыней которого стала чудотворная икона Тихвинской Божией Матери. С 1844 по 1847 гг. настоятелем был известный просветитель народов Алтая Макарий Глухарев (похоронен на территории обители).

http://sobory.ru/article/?object=03009

Брак есть несомненно установление Божие, есть закон, положенный Творцем в самом устройстве человека, и потом утвержденный и раскрытый в сверхъестественном откровении. Свящ. бытописатель, излагая историю происхождения первых людей, свидетельствует: и сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их. И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю ( Быт. 1, 27. 28 ). Говоря далее о происхождении, в частности, первой жены и о приведении ее к Адаму, повествует: и созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену, и приведе ю ко Адаму. И рече Адам, просвещенный Духом Божиим ( Матф. 19, 4–6 ): се ныне кость от костей моих, и плоть от плоти моея: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия. Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей: и будет два в плоть едину (2, 22–24). Все это было при самом начале мipa во дни невинности человека. После потопа, хотя род человеческий находился уже в состоянии падения, Бог однакож снова утвердил закон брака своим благословением точно так же, как и в начале: и благослови Бог Ноя, и сыны его, и рече им: раститеся и множитеся и наполните землю ( Быт. 9, 1 ; снес. 7). В законе, данном чрез Моисея, находим строгие постановления, ограждающие неприкосновенность брачного союза, как установленного и благословенного Богом ( Лев. 20, 10 ; Втор. 7, 14; 22, 22; 28, 11 ; снес. Малах. 2, 14–16 ). В новом завете эту истину подтвердил сам Христос Спаситель, когда на вопрос фарисеев, по всякой ли вине можно разводиться с женою, отвечал: несте ли чли, яко сотворивый искони, мужеский пол и женский сотворил я есть; и рече: сего ради оставит человек отца своего и матерь: и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину. Якоже к тому неста два, но плоть едина: еже убо Бог сочета, человек да не разлучает ( Матф. 19, 4–6 ). И еще прежде – когда почтил своим присутствием брачное торжество в Кане Галилейской и даже совершил здесь свое первое чудо ( Иоан. 2, 1 и дал.). Ту же истину засвидетельствовали и св. Апостолы. Св. Павел в одном месте говорит: несоздан бысть муж жены ради… Обаче ни муж без жены, ни жена без мужа, о Господе. Якоже бо жена от мужа, сице и муж женою: вся же от Бога ( 1Кор. 11, 9. 11. 12 ). В другом замечает: вдаяй браку свою деву, добре творит (- 7, 38). В третьем осуждает лжеучителей, которые из презрения к браку возбраняли женитися ( 1Тим. 4, 1–3 ). Вслед за св. Апостолами Божественное установление и святость брака проповедывали и защищали св. Отцы и учители Церкви: Ириней, Климент александрийский , Мефодий, Тертуллиан , Иоанн Златоустый , Августин и многие другие 1478 , против последователей Менандра 1479 , Сатурнина, Карпократа, Василида 1480 , Маркиона 1481 , против енкратитов 1482 , манихеев 1483 и других еретиков 1484 , отвергавших брак, производивших его от диавола и называвших состоянием, недостойным Христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В 1146 г. переяславский князь Изяслав Мстиславич, приглашенный киевлянами на великокняжеский престол, торжественно вступил в свою новую столицу. Здесь встретили его с радостию бесчисленное множество народа и все духовенство города в церковных облачениях – игумены, священники и черноризцы, но не было во главе духовенства митрополита (Михаила II), который, еще в предшествовавшем году удалившись в Константинополь, оставался там по неизвестной причине 1647 . Получив вскоре весть о кончине митрополита, великий князь Изяслав решился поступить по примеру достопамятного предка своего Ярослава и в 1147 г. собрал в Киеве Собор русских епископов с тем, чтобы они сами, без сношения с Цареградским патриархом избрали и поставили для России первосвятителя. Как на достойного занять такое высокое место князь указал на Климента Смолятича, родом русина, черноризца и схимника, который подвизался в монастыре, находившемся в Зарубе, и был такой “книжник и философ”, какого прежде в России не бывало 1648 . Но на Соборе обнаружилось несогласие мнений. Черниговский епископ Онуфрий сказал: “Я узнал, что епископам, собравшимся вместе, принадлежит власть (достоит) поставлять митрополита”. На это Новгородский епископ Нифонт от лица некоторых других епископов отвечал: “Нет того в законе, чтобы митрополита ставить епископам без патриарха, но ставит патриарх митрополита”, – и, обращаясь к Клименту, тут же находившемуся, прибавил: “Мы не станем тебе кланяться, не будем служить с тобою, потому что ты не взял благословения у св. Софии и от патриарха; если же исправишься, примешь благословение от патриарха, тогда и мы тебе поклонимся; мы взяли рукописание от митрополита Михаила, что не следует нам без митрополита служить у св. Софии” 1649 . Тогда Онуфрий снова сказал: “Я узнал, что нам достоит поставить митрополита; мы можем поставить его главою св. Климента, которая у нас находится, как ставят греки рукою св. Иоанна Предтечи”. Последние слова указывали, вероятно, на какие-либо известные случаи, бывшие в Церкви Греческой, хотя и не замеченные летописями 1650 , потому что иначе Онуфрий не осмелился бы с такою решительностию сослаться на этот пример Греции пред целым Собором епископов, между которыми находился и грек Мануил, и особенно потому, что епископы, обсудив предложение Онуфрия, действительно согласились с ним и в 27-й день июня поставили Климента Смолятича митрополитом русским главою святого Климента, папы Римского 1651 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В Белгороде возле здания духовной семинарии (в нашем детстве это был Дом юных техников, с любимым кружком по фотоделу) с 2005 г. стоит бронзовый памятник уроженцу Святого Белогорья митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию (Булгакову). Владыка сидит в кресле (автор монумента — заслуженный художник России белгородец Анатолий Шишков), с небольшим наклоном вперед, ко граду и миру, ко всякому идущему… Кто-то останавливается в поклоне, кто-то проходит мимо, кто-то стоит в двух шагах на остановке городского транспорта — в любом случае рядом, «в свете и под сенью» митрополита. Его называют святителем, хотя к церковной канонизации великого труженика и угодника Божия путь только начат, народное почитание возрастает, суммируются соборные усилия по приближению к этой значительной фигуре отечественной истории и богословия. Просветитель оставил нам до сих пор непревзойденный и весьма востребованный и ныне 13-томный труд «История Русской Церкви», а также «Введение в православное догматическое богословие» и другие сочинения. В свете 200-летия со дня рождения владыки, которое исполняется 1 октября с.г. (19 сентября по ст. ст.) на Белгородчине на протяжении года проходят многоразличные события: издаются книги-приношения (в частности, поэты местной писательской организации выпустили красивый сборник духовной лирики «…Во исповедании сердечнем»); на теологическом факультете НИУ «БелГУ» обустроен именной кабинет-музей; телекомпания «Мир Белогорья» сняла документальный фильм (автор Виталий Стариков), посвященный митрополиту; в Белянской средней общеобразовательной школе работает духовно-просветительский центр имени митрополита Макария; беседы о великом земляке проводятся в школах Белгородчины на уроках православной культуры; в селе Сурково Шебекинского района Белгородской области (прежде — Новооскольский уезд Курской губернии), на родине владыки, состоялся фестиваль православной культуры «На земле Макария». Посвятила владыке художественный вечер и литературная гостиная митрополита Иоанна.

http://pravoslavie.ru/97403.html

В. В. Болотов. Фотография. Кон. XIX в. Василий Васильевич (31.12.1853, с. Кравотынь Осташковского у. Тверской губ.- 5.04.1900, С.-Петербург), богослов, историк Церкви, востоковед. Род. в семье причетника Троицкого собора в г. Осташкове Василия Тимофеевича, погибшего незадолго до рождения сына, воспитывался матерью Марией Ивановной, урожденной Вишняковой, к-рая оказала большое влияние на духовное формирование личности Б. Как сын младшего клирика Б. воспользовался правом получения за казенный счет среднего духовного образования; учился в Осташковском ДУ (1863-1869) и в Тверской ДС (1869-1875). Преподаватели и однокашники Б. обращали внимание на его блестящие способности и прилежание, особенно к древним и новым языкам. Летом 1875 г. Б. поступил на церковно-историческое отд-ние С.-Петербургской ДА, где посвятил себя прежде всего изучению богословских и церковно-исторических дисциплин, лат., англ. и древних вост. языков: евр., эфиоп. (геэз) и др. По предложенной проф. И. В. Чельцовым теме «Учение Оригена о Святой Троице» Б. в июне 1878 г. защитил сначала кандидатскую, а затем 28 окт. 1879 г. магистерскую диссертацию. По рекомендации проф. И. Е. Троицкого он, еще будучи студентом 3-го курса академии, был намечен на замещение вакантной (после смерти проф. Чельцова 5 марта 1878) кафедры древней церковной истории, к-рую занимал вплоть до своей смерти в качестве сначала доцента (с 3 нояб. 1879), а затем экстраординарного (с 24 окт. 1884) и ординарного (с 19 сент. 1896) профессора. В 1896-1897 гг. временно замещал кафедру догматического богословия и читал курс исторического изложения догматов. В 80-90-х гг. Б. неоднократно был присяжным заседателем в суде; как консультант и переводчик участвовал в подготовке рус. экспедиций в Эфиопию. За переводы дипломатической переписки с эфиоп. языков, геэз и амхарского, Б. по представлению Мин-ва иностранных дел России получил досрочно чин действительного статского советника. 7 февр. 1890 г. за работы по церковной истории Эфиопии и Египта ему была присуждена полная премия митр. Макария (Булгакова), 21 мая 1896 г. по ходатайству проф. Троицкого за многочисленные капитальные труды Б. получил степень д-ра церковной истории honoris causa. Его научные заслуги были высоко оценены не только в духовных, но и в светских кругах: в дек. 1893 г. по инициативе акад. В. Г. Васильевского Б. был избран членом-корреспондентом Императорской АН по разряду историко-политических наук; был также награжден орденами св. Станислава 3-й и 2-й степени, св. Анны 3-й и 2-й степени. В последние годы жизни Б. страдал почечной и печеночной недостаточностью, развивавшейся на фоне хронического малокровия, что послужило причиной его преждевременной смерти. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/149699.html

В заключение одного из посланий своих к известному Николаю немчину о заблуждениях латинян Максим Грек , между прочим, написал: «когда ты будешь просвещён разумом, то вопроси о том господина и учителя Даниила, митрополита всей России, и он научит тебя всей истине; я написал неучено и неразсудно, словом варварским и дебелым, а он просветит своим учением и возвестит тебе; тогда ты ясно увидишь, что насколько отстоит солнце от звезды по светлости, настолько отстоит он от нас благодатью и светом разума, и ты отринешь луну и прилепишься солнцу… Когда ты узришь изящный разум святаго митрополита, доктора закона Христова, украшенный многими знаниями, и с любовью будешь слушать его, – пощади, честный друже, малословию и трости моей буей, которою я начертал тебе немногое…» 1 Если бы подобный отзыв о митрополите Данииле Максим поместил в послании к нему самому или к кому либо из православных, тогда можно было бы ещё подумать, что это – слова лести или одного приличия и уважения к сану; но помещённые в письме к иноверцу, латиннику, который действовал во вред православию, был одним из любимцев великого князя, много лет вращался в нашем высшем кругу и, без сомнения, мог получить о митрополите самые верные сведения, – они невольно заставляют предполагать, что Максим действительно высоко ценил ум и познания Данила и считал его архипастырем просвещённым. Таким и является пред нами Даниил в своих словесных произведениях. Он был достойный ученик преп. Иосифа Волоцкого и если уступал ему по талантам, то отнюдь не уступал по своей начитанности и обширности своих богословских сведений. А в ряду митрополитов собственно-московской митрополии, от Ионы до Иова или до учреждения патриаршества, Даниил может быть назван самым просвещённым, за исключением одного Макария, без сомнения, не менее начитанного, но более даровитого и более сделавшего для нашей духовной литературы, как и вообще для нашей церкви, хотя оставившего и менее своих сочинений. Не хвалясь собственною мудростью и называя себя «невеждою и поселянином», Даниил однако сам признавал свои книжные и литературные занятия лучшим делом своей жизни и говорил: «аз жизнь свою в лености изгубих, и ни едино благо сотворих, точию мало нечто прочтох божественная писания; и от сих себе и другим воспоминах, и глаголах, и писах» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В силу складывавшихся исторических обстоятельств становление расколоведения проходило в несколько этапов. Впервые вопрос необходимости научной специализации в изучении проблематики церковных расколов был поставлен в нач. 1850-х гг. Духовно-учебным правлением при Святейшем Правительствующем Синоде. В 1853 г. было принято решение об открытии при Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях, а в 1854 г. при Казанской духовной академии и семинарии миссионерских отделений по «Истории и обличению русского раскола и сектантства» (известному также как «Расколоведение»). Одновременно с этим Казанская академия приступила к изданию церковного журнала «Православный собеседник», преимущественно ориентированного на апологетическую и антираскольническую проблематику. Научные публикации по истории русского старообрядчества начали появляться также и на страницах «Христианского чтения», «Богословского вестника», «Душеполезного чтения», «Братского слова» и других церковных журналов. С 1855 г. изучение расколоведения стало неотъемлемой частью академического образования, а в 1857 г. во всех четырех духовных академиях были открыты кафедры «Истории и обличения русского раскола и сектантства». Программа новой учебной дисциплины предполагала ознакомление студентов с историей, современной статистикой, историографией и особенностями вероучения русского старообрядчества. Кроме того, в рамках данного учебного курса будущие пастыри получали необходимые практические наставления относительно методик миссионерской работы среди старообрядцев и сектантов. Помимо духовных академий, преподавание расколоведения в 1850-е гг. вводилось также и на миссионерских отделениях некоторых духовных семинарий. Последовательными сторонниками выделения расколоведения в самостоятельное научно-педагогическое направление были святитель митрополит Московский Филарет (Дроздов) , митрополит Санкт-Петербургский Григорий (Постников) , митрополит Московский Макарий (Булгаков) и профессор-протоиерей Александр Васильевич Горский 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

визит Святейшего Патриарха Кирилла в Луганскую епархию ЦВ 18 (462) сентябрь 2011 /  23 сентября 2011 г. 17:29 Служение Патриарха Кирилла с 7 сентября по 21 сентября 7 сентября в рабочей патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл принял членов совета директоров общественного православного телеканала «Спас» во главе с руководителем совета, председателем Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии епископом Подольским Тихоном и генерального директора канала, заместителя председателя Синодального информационного отдела И.В. Мещана. 9 сентября в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Комитета по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). 11 сентября, в день памяти Усекновения главы пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна, состоялся визит Святейшего Патриарха Кирилла в город Щелково Московской области. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Щелкова, за которой была совершена хиротония архимандрита Корнилия (Синяева) во епископа Волгодонского и Сальского (материалы хиротонии см. в следующем номере «Церковного вестника»). На малом входе Святейший Патриарх Кирилл возвел архиепископа Ярославского и Ростовского Пантелеимона в сан митрополита в связи с 70-летием со дня рождения. Затем Предстоятель посетил хлебопекарный завод ЗАО «Щелковохлеб», на котором пять лет назад был создан просфорный цех, освятил памятник преподобным Никодиму и Спиридону, просфорникам Печерским, и осмотрел построенный в 2008 году в стенах завода храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Далее Святейший Патриарх проследовал на набережную Серафима Саровского, где осмотрел строящийся храм в честь преподобного Серафима. 13 сентября во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил генерального прокурора РФ Юрия Чайку орденом святого благоверного князя Даниила Московского I степени.

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_pat...

Вступительная статья 1 Аннотация. Публикуются письма свт. Феофана Затворника И. Д. Андрееву. Иван Дмитриевич Андреев (21 июня 1867, с. Малиново Ливенского уезда Орловской губ. – 28 июня 1927, Ленинград) – правнук старшей сестры свт. Феофана, Любови Васильевны Макриновой (урожд. Говоровой). Историк Церкви, византинист, переводчик. В переписке затронуты вопросы духовного образования, богословия, аскетики. Заслуживает внимания позиция свт. Феофана относительно заимствований, которые делают отечественные авторы у западных богословов. В переписке содержится отзыв свт. Феофана на известные монографии А. П. Лебедева «История святых Вселенских Соборов» и «История Константинопольских Соборов IX века (861–880 гг.)», а также на труд архимандрита, будущего митрополита, Антония Храповицкого «Письма к пастырям о некоторых недоуменных сторонах пастырского делания». В публикуемых письмах Вышенский Затворник касается этих и многих других вопросов. Иван Дмитриевич Андреев (21 июня 1867, с. Малиново Ливенского уезда Орловской губ. – 28 июня 1927, Ленинград) – правнук старшей сестры свт. Феофана, Любови Васильевны Макриновой (урожд. Говоровой), историк Церкви, византинист, переводчик. Окончил Орловскую духовную семинарию и Московскую духовную академию (1892 г.). С 3 июня 1893 г. – преподаватель философских предметов в Таврической духовной семинарии. С 25 ноября 1895 г. – магистр богословия. Его магистерская диссертация: «Константинопольские патриархи от времени Халкидонского собора до Фотия. Выпуск I-й: Хронология константинопольских патриархов от времени Халкидонского собора до Фотия и очерки жизни и деятельности свв. Анатолия, Геннадия и Иоанна Постника » была удостоена премии митрополита Макария (Булгакова) . По отзыву проф. А.П. Лебедева , «...все сочинение г. Андреева представляет плод редкого усердия и трудолюбия и обнаруживает обильный запас церковно-исторических сведений у автора» С 4 сентября 1895 г. И.Д. Андреев работал в Московской духовной академии, где занимал следующие должности: помощник инспектора, доцент по кафедре новой гражданской истории, экстраординарный профессор, лектор английского языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010