Иерархи, не вошедшие в каталог митрополита Мануила (Лемешевского) Авраамий, епископ Туровский и Пинский (Лецида) О владыке Авраамии известно, что он до приезда в Россию был епископом Стагонским. На Туровскую кафедру возведён в начале 1620 года. Он именовался «епископ Стагонский, владыка Туровский и Пинский». Вероятно, поставлен вместо отклонившегося в унию епископа Паисия (Саховского), сильно притеснявшего православных. В 1633 году сведён с кафедры и возвратился в Грецию. Скончался 8 июня 1640 года. Литература: Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. стр. 1046. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 6, стр. 743 (приложение). Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 18921898, ч. 1, стр. 129. Александр Афанасий, епископ Перемышльский (Бирецкий) Александр Афанасий Бирецкий упоминается на Перемышльской кафедре в 1445–1467 годах. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 5, стр. 518 (приложение). Алексий, епископ Луцкий Алексий, епископ Луцкий, упоминается в 1475 году. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 5, стр. 517 (приложение). Алексий, епископ Суздальский Алексий, епископ Суздальский, упоминается на кафедре с 1363 года. В 1365 году он был сведён с кафедры, но в 1366 году возвращён. Скончался в 1373 году. Его биография сплетается с биографией другого владыки, находившегося на кафедре примерно в эти же годы, – святителя Иоанна. Митрополит Макарий (Булгаков) некоторые события, отнесённые митрополитом Мануилом к святителю Иоанну, связывает с епископом Алексием. Литература: Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 75. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 3, стр. 42, 74. Алексий епископ Полоцкий, Белгородский и Юрьевский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

А.А. Фокин Догматическое богословие митр. Макария (Булгакова) и иноконфессиональное богословие: связь и оппозиция Источник Введение Значение западнохристианской традиции в истории русской богословской мысли сложно переоценить. Оно проявлялось по-разному: и как апологетическое противостояние западным идеям, методам, тенденциям, выводам, и как попытки совершенно самостоятельного ответа на богословские вопросы, затрагиваемые западным богословием, и как заимствования, причем с разной степенью критичности и увлеченности. Сложнее всего для изучения заимствования, т. к. их далеко не всегда просто выявить и идентифицировать авторство. Неоднозначны, а порой полярны, и оценки этих заимствований: одни исследователи считают их неоправданным компромиссом, другие – чуть ли не единственным путем развития отечественного богословия. Догматические труды митр. Макария (Булгакова) 1 в свете этой проблемы весьма интересны для изучения. Как известно, еще при жизни богослова они получали самые разные оценки и отзывы – от высокой похвалы до тотальной критики, причем как в отношении соответствия этих трудов православной традиции, так и в отношении их самостоятельности. Так, свт. Иннокентий (Борисов) в своем отзыве отстаивал оригинальность системы преосвященного Макария 2 , распространенным было и противоположное мнение – о полной зависимости этой системы от учителей по академии архиепископа Димитрия (Муретова) и свт. Иннокентия (Борисова) 3 . Отец Георгий Флоровский пишет о повышенном интересе митр. Макария (Булгакова) к западному богословию, в особенности к римско-католическим системам 4 , а затем доводит этот тезис до предела: «У Макария нет собственных взглядов» 5 . Все эти мнения, однако, оставались утверждениями по умолчанию, без конкретного исследования текстов митр. Макария, что призвана исправить данная статья. Основное внимание автора направлено на выявление в богословском наследии владыки Макария следов западнохристианской традиции, для чего будут проанализированы все прямые ссылки митр. Макария на современные ему работы западных систематических богословов. Это необходимо, чтобы понять, с какими именно иноконфессиональными произведениями был знаком митр. Макарий и для каких целей он их использовал. Прямые ссылки митр. Макария (Булгакова) на католические догматики

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Глава седьмая 1. Тщетная попытка о. Булгакова обосновать свое учение о Софии на учении св. Афанасия Впрочем, несмотря на такое отрицательное отношение к объяснению данных слов кн. Притчей о Премудрости Божией св. Афанасием Великим , о. Булгаков каким-то образом находит в этом толковании благоприятное для себя учение о Софии. Прот. Булгаков заявляет, что о той Софии, о которой он учит, будто бы учит и св. Афанасий Великий . В своем сочинении «Купина Неопалимая» он говорит: «в учении св. Афанасия Великого появляется... характерное различие Премудрости извечной и Премудрости тварной, вписанной в мир, причем текст 8:22 (кн. Притчей), по его мнению, говорит и о той и о другой. В таком случае и возникает вопрос об этой Премудрости, и фактически св. Афанасий излагает здесь учение о Софии, как первообразе творения (так понимает этот текст и Митрополит Макарий. Догмат. Богосл. 1. §38, 366, который говорит здесь, ссылаясь на отцов Церкви, – в частности на Иоанна Дамаскина и св. Дионисия Ареопагита о первообразах πρωττυπα и предначертаниях παραδεγματα вещей в Боге). Таким образом, центр тяжести в истолковании переносится с ипостасного Логоса на Премудрость Божию, чрез Него раскрываемую в Духе Святом. Как говорит св. Григорий Богослов : «чем занята была мысль Божия, прежде, нежели Всевышний, царствуя в пустоте веков, создал вселенную и украсил ее формами? Она созерцала вожделенную светлость Своея доброты... Мирородный Ум разсматривал также в великих умопредставлениях Своих Им же составленные образы мира, который произведен впоследствии, но для Бога и тогда был настоящим» (Слово 4-е). «Этот предвечный мир, – говорит прот. Булгаков, – есть основание мира сотворенного, и о нем-то, об этой Премудрости Божией и говорится в Притчах. Этот мир, в творении из ничего, становится миром тварным, оставаясь самотождественным по онтологической основе. Посему и можно говорить о сотворении мира, как грядущем боговоплощении, как истолковывает это св. Афанасий» 288 . Итак, прот. Булгаков полагает, что св. Афанасий, при объяснении им текста из книги Притчей 8:22, учит о Премудрости предвечной, как первообразе творения и о премудрости тварной. Будем пока говорить о первой. По свидетельству о. Булгакова указание на эту Премудрость, будто бы, видит в означенном библейском тексте и М. Макарий вместе с св. отцами – Иоанном Дамаскиным , Дионисием Ареопагитом и Григорием Богословом .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ (Булгаков Михаил Петрович; 19.09.1816, с. Сурково Новооскольского у. Курской губ. (ныне Шебекинский р-н Белгородской обл.) - 9.06.1882, Москва), митр. Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов. Род. в бедной семье сельского свящ. Петра Булгакова. В детстве часто болел. В возрасте 7 лет лишился отца. Мать Стефанида Григорьевна, дочь священника, осталась вдовой с 6 малолетними детьми. Первоначально обучался в домашней школе своего крестного отца свящ. Павла Никитского (в 7 верстах от дома), в возрасте 9 лет был определен в приходское Корочанское ДУ. В 1827 г. переведен в уездное Белгородское ДУ, которое окончил в 1831 г. В 1837 г. окончил Курскую ДС, в 1841 г.- КДА. В первые годы обучения в приходском и в уездном уч-щах Булгаков не отличался особыми дарованиями, был очень болезненным. Поворотным пунктом стал случай, происшедший в уч-ще ( Титов. 1895. Т. 1. С. 19). Когда его сверстники играли на дворе, Михаил уходил с учебником за поленницу. Однажды нечаянно брошенный камень рассек ему голову. В процессе лечения неожиданно исчезли физические боли и произошло «прояснение ума». Вскоре после этого случая Булгаков стал одним из лучших воспитанников училища. За 6 лет учебы в семинарии Булгаков проявил себя даровитым учеником и в течение последних 2 лет обучения сам читал лекции студентам низшего отд-ния семинарии. Ректор Курской ДС архим. Елпидифор (Бенедиктов) особенно благоволил к нему. Благодаря преподавателю рус. языка Д. С. Любицкому буд. митрополит выработал ясный лит. стиль, на к-рый обращали внимание все рецензенты и критики его богословских и исторических трудов. В КДА особое влияние на Булгакова оказали ректор архим. св. Иннокентий (Борисов) , проф. Я. К. Амфитеатров , а также проф. архим. Димитрий (Муретов) , читавший курс догматического богословия. Впосл. М. многократно обвиняли в заимствованиях из лекций архим. Димитрия, киевские профессора М. Н. Скабалланович и М. Ф. Ястребов активно защищали М. ( Ястребов. 1887; Скабалланович. 1911).

http://pravenc.ru/text/Макарий ...

Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Комитета по премиям памяти митрополита Макария (Булгакова) 19 июня 2013 г. 15:57 19 июня 2013 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в  Даниловом монастыре  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Комитета по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). В мероприятии приняли участие: председатель  Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова)   митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий ;  архиепископ Истринский Арсений ; и.о. руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы Ю.В. Артюх; заместитель руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы К.Л. Блаженов; и.о. заместителя мэра Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики А.Н. Горбенко; декан исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель Экспертного совета Макариевского фонда академик РАН С.П. Карпов; руководитель Церковно-научного центра  «Православная энциклопедия»   С.Л. Кравец ; главный ученый секретарь Президиума РАН, академик РАН И.А. Соколов; заместитель главного ученого секретаря Президиума РАН, член-корреспондент РАН А.Г. Толстиков; ответственный секретарь Экспертного совета Макариевского фонда Э.Ф. Гамаюнова. Открывая заседание, Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Хочу напомнить, что премия, которую мы с вами присуждаем, была учреждена митрополитом Московским Макарием в 1867 году и, по замыслу, должна была стать наградой для всех талантливых ученых — гуманитариев и не только гуманитариев. Митрополит Макарий имел полное моральное право выступать с такой инициативой: он был создателем большого количества фундаментальных трудов по отечественной истории, по истории Русской Церкви и пользовался непререкаемым авторитетом в ученых кругах. До 1917 года, действительно, премии вручались как ученым-гуманитариям, так и специалистам в области естественных наук. К сожалению, революция пресекла эту замечательную традицию. В 1995 году по инициативе Церкви, Правительства Москвы и Академии наук Макариевская премия была возрождена, и было принято решение, что в первую очередь эта премия будет присуждаться тем, кто проявляет себя наилучшим образом в сфере исторических исследований — как в области отечественной истории, истории Церкви, москвоведения (в чем было особенно заинтересовано Правительство Москвы), так и в области истории славянских государств, Православных Церквей в славянских странах.

http://patriarchia.ru/db/text/3054350.ht...

Реферат, читанный в заседании Церковно-археологического Общества при Киевской Духовной Академии, 20 апреля 1887 г. Приходится слышать суждения, что известная пятитомная Догматика преосвященного Макария (Булгакова) есть нечто иное, как печатное воспроизведение лекций по догматическому богословию преосвященного Димитрия (Муретова) , читанных им в бытность ректором и профессором Киевской духовной академии. Суждения этого рода не только обращаются в обществе в виде ходячего, устно высказываемого, мнения, но оказываются проникшими даже в печать. В газетах, после смерти высокопреосвященного Димитрия, сообщалось сведение, что, будучи глубоко ученым человеком и прекрасным профессором, Димитрий отличался в то же время необыкновенною скромностию; большая часть его лекций вошла в известный труд его ученика, митрополита московского Макария (Булгакова) 1 . А в «Историческом Вестнике» (февраль 1884 г.), в небольшой статье, под заглавием «Памяти архиепископа Димитрия Одесского», делалось сообщение, что преосвященный Макарий, «можно сказать, только редактировал для печати богословские лекции Димитрия», но что этот последний «нисколько не ревновал к своему ученику, а только как гласит дошедшее до нас предание, говаривал полушутливо, смотря на огромные томы богословия Макария: тут мой крест, а его цепочка». По смыслу этого сообщения, оказывается, что даже и сам преосвященный Димитрий заявлял на Догматику Макария права авторской собственности, оставляя на долю последнего только внешнюю ее архитектонику (цепочку). Незабвенные в истории русской церкви настоящего столетия имена высокопреосвященных Димитрия и Макария незабвенны в частности в истории Киевской академии. Оба они ее воспитанники, Димитрий седьмого курса (1831–1835 г.), Макарий – десятого (1837–1841). Затем, преосвященный Димитрий, в течении пятнадцати лет (1835–1850), был ее профессором, соединяя с профессорством обязанности сперва инспектора (1838–1841), а потом ректора (1841–1850), и оставил по себе славу одного из даровитейших и влиятельнейших наставников, любимейших и уважаемейших начальников. Преосвященный Макарий профессорстовал в родной академии в течение одного года (1841–1842); вся же дальнейшая ученая служба его прошла в Петербургской академии. Но выражением его крепких родственных чувств к Киевской академии служат пожертвованные им при жизни 25 тыс. руб. сер. и другие 25 тыс. руб.; отказанные по завещанию, а также завещанные им в библиотеку ее автографы всех его сочинений. Отсюда, если на ком, то именно на Киевской академии лежит священная обязанность разъяснить то отношение, в котором Догматика преосвященного Макария стоит к догматическим лекциям преосвященного Димитрия. – Но вопрос в том, как и на основании каких данных сделать это?

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Макарий, митрополит Московский и Коломенский (Булгаков Михаил Петрович) Родился 19 сентября 1816 года в селе Суркове Новооскольского уезда Курской губернии в простой, бедной, но вместе с тем благочестивой семье сельского священника. Семи лет Михаил лишился отца, мать осталась вдовой с шестью малолетними детьми, поэтому детские годы Михаила проходили среди горькой нужды, бедности и лишений. Но несмотря на это разумная и благочестивая мать старалась дать своим детям образование. Первоначальное обучение Михаил проходил в домашней школе своего крестного отца, затем, когда ему исполнилось 9 лет, он был определен в Корочанское приходское духовное училище. Проучившись здесь два года, он в 1827 году был переведен в Белгородское уездное духовное училище при Курской духовной семинарии. В первые годы своего обучения и в приходском и в уездном училищах Михаил не отличался никакими особыми дарованиями, был очень болезненным, постоянно страдал золотухой, но в то же время отличался исключительным трудолюбием. Ко времени учебы Михаила Булгакова в уездном училище относится замечательный случай, предание о котором долго сохранялось в Курской епархии. Рассказывали, что будущий митрополит как-то готовил уроки, уединившись в дровяном сарае, в то время как рядом мальчики играли в камни. Нечаянно брошенный камень рассек ему голову, произошло кровоизлияние. Все ожидали, что после этого случая его болезненность усилится. Но случилось обратное: вместе с заживлением раны у мальчика прошла болезнь. Тогда открылись у Михаила необычайные способности, и вскоре Михаил стал одним из лучших воспитанников училища. В 1831 году он блестяще окончил училище и за отличные успехи был переведен в Курскую духовную семинарию. За шесть лет учебы в духовной семинарии Михаил проявил себя даровитым учеником «благородного и отлично ревностного поведения» (из ведомости о поведении учеников Курской духовной семинарии). В последние два года учебы в духовной семинарии Михаил Булгаков уже читал лекции на низшем отделении духовной семинарии, обнаруживая при этом такие обширные сведения во всех областях науки, что с успехом мог преподавать любой предмет семинарского курса.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви Приводится по изданию: Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994-1996   Цифрой в фигурных скобках обозначены примечания преосвященного Макария. Цифрой со звездочкой в квадратных скобках обозначены комментарии редакции. Цифрой в квадратных скобках без звездочки обозначен номер в списке литературы, используемой преосвященным Макарием при написании своего труда. Знаком ¤ отмечены неустановленные рукописи или издания. КНИГА ПЕРВАЯ Обращение Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II по случаю выхода в свет первой книги «Истории Русской Церкви» Митрополита Макария (Булгакова) Юрий Лужков. Слово к читателю Жизнеописание высокопреосвященного Макария, митрополита Московского и Коломенского I. Детские годы и юность (1816–1837 гг.) II. Киевская Духовная Академия. Студент и бакалавр. Принятие иночества. Рукоположение во иереи (1837–1842 гг.) III. Санкт-Петербургская Духовная Академия. Профессор и инспектор. Возведение в сан архимандрита (1842–1850 гг.) IV. Санкт-Петербургская Духовная Академия. Ректор и профессор. Наречение во епископа Винницкого (1850–1857 гг.) V. Епископ Тамбовский и Шацкий (1857–1859 гг.) VI. Архиепископ Харьковский (1859—1868 гг.) VII. Архиепископ Литовский и Виленский (1869–1879 гг.) VIII. Митрополит Московский и Коломенский (1879–1882 гг.) С. А. Беляев. История христианства на Руси до равноапостольного князя Владимира и современная историческая наука История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю Русской Церкви Предисловие История христианства в пределах нынешней России до основания Русского Царства (ок. 60–862) Глава I. Проповедь Святого апостола Андрея в странах наших

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

Некоторые черты деятельности митрополита Макария (Булгакова) по управлению Литовскою епархией Источник Служение в Литовской епархии, после смерти митрополита Иосифа, управлявшего этой епархией 35 лет и потому сроднившегося с нею, не могло не представляться трудным для нового архипастыря Литовской кафедры – архиепископа Макария, который дотоле не служил еще в северо-западном крае, а потому недостаточно был знаком с его нуждами и потребностями. Затруднительность его положения усугублялась еще тем, что приходилось служить вместе с таким Виленским генерал-губернатором, каким был Потапов, оставивший по себе столь печальную память за свое антирусское управление северо-западным краем. Новому архиепископу была, конечно, хорошо известна история с смотрителем Виленского духовного училища, иеромонахом Смарагдом, которого Потапов выслал в 24 часа под конвоем жандармов из Вильны в Петербург за проповедь на 14 апреля, которая почему-то ему показалась затрагивающею иноверцев. В скором времени после вступления архиепископа Макария на Литовскую кафедру должен был оставить свой пост в Вильне один из высокопоставленных сановников в крае из-за того, что стойко отстаивал интересы православия и русской народности в северо-западном крае. Но, не смотря на все это, преосвященный Макарий показал себя на высоте своего положения и явился добрым пастырем, который не позволяет волку прийти и разогнать овец его стада. В доказательство сего мы приводим весьма любопытную переписку архиепископа Макария с Потаповым, из которой обнаруживается очень ясно, с одной стороны, насколько мало содействовали, или вернее, как много противодействовали успеху православия и русской народности большинство чиновников, служивших в Виленском генерал-губернаторстве, начиная с самого Потапова и кончая волостным писарем, а с другой – та энергия и твердость духа, с какою преосвященный Макарий выступил в защиту интересов православной церкви и русской народности. «Ваше Высокопревосходительство, милостивый государь! – писал архиепископ Макарий Потапову, – При обозрении мною в июне и июле месяцах сего 1869 года церквей и приходов вверенной мне епархии, по Виленской и Гродненской губернии, я обращал особенное внимание на те приходы, где есть в большем или меньшем числе прихожане, недавно воссоединившиеся с православною церковью, и к великому прискорбию нашел большую часть таких приходов в положении весьма неутешительном.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения Макариевских премий за 2014/2015 годы 28 октября 2015 г. 23:58 28 октября 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за 2014/2015 годы. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со словом. Уважаемый Владимир Евгеньевич! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие участники торжественной церемонии! Я сердечно всех вас приветствую в связи с вручением Макариевских премий за 2014/2015 годы. Как уже было сказано, в 2015 году исполняется 20 лет возрождения нашей премии, но, наверное, куда более существенно, что в 2016 году исполнится 200 лет со дня рождения основателя премии — Преосвященного митрополита Макария (Булгакова), Московского и Коломенского, великого ученого, неутомимого труженика, как на богословской, так и на исторической ниве, настоящего энциклопедиста и просто доброго пастыря, талантливого администратора, умевшего замечать таланты и их поддерживать. Вышедшие из-под его пера богословские и исторические произведения и по объему и по качеству остаются и поныне образцом академической аккуратности, научной корректности и масштабности подхода. Его жизнь являет нам яркий образец искреннего и жертвенного служения Церкви и Отечеству. Мысль о необходимости поощрения и награждении талантливых сограждан, «посвящающих себя делу науки и общеполезных знаний», пришла иеромонаху Макарию еще в юношеские годы. Однако реализовано сие желание было значительно позже — уже после его смерти, так что сам он не увидел плодов своих усилий. Тем не менее, это еще раз свидетельствует о широте души и величии замыслов владыки Макария, который понимал данный проект не как частный, личный, но как осуществляемый в долгосрочной перспективе на благо науки, на благо Церкви и Отечества. Премии митрополита Макария давались исключительно за несомненно весомый научный вклад. На рубеже XIX-XX столетий русская историческая наука, а равно и богословие переживали период особого подъема.

http://patriarchia.ru/db/text/4258199.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010