Глава шестая. Imago in speculo [Образ в зеркале] 1. Божественность как форма и божественное «Quo est» Рассмотрев различные стороны отрицательного и положительного богопознания у Майстера Экхарта, мы в итоге замечаем, что его динамичная мысль, не сводимая к доктринальной устойчивости жесткой системы, сохраняет верность самой себе несмотря на принимаемые ею изменчивые перспективы: она всегда остается прежде всего «аналогической». Аналогия в мысли Майстера Экхарта – не новый доктринальный элемент, который мы внезапно обнаружили в предыдущей главе, чтобы присоединить его к другим моментам, более или менее существенным для понимания философии бытия. В самом деле, речь идет не просто о предикации бытия и совершенств, приписываемых Богу и творениям, а в первую очередь о духовной установке перед лицом божественного и тварного: установке изначальной, определяющей все доктринальные решения тюрингского мистика. Говорить о том, что Майстер Экхарт практиковал «аналогию атрибуции», означает прилагать к его философии технический термин, изобретенный почти через два столетия после его смерти и обозначающий в наследии св. Фомы Аквинского, которое было инвентаризировано Каэтаном, определенный тип аналогической предикации. Тем не менее, если мы хотим grosso modo [в общих чертах] охарактеризовать принцип аналогии, как его мыслил Майстер Экхарт, следует принять этот лингвистический анахронизм: он употребляется как условное обозначение отношения, в коем второстепенные члены аналогии зависят от субъекта – единственного, кто реально обладает некоторым формальным содержанием. Хотя сам термин чужд Экхарту 1350 , тип отношения, им обозначаемый, вполне соответствует той «veritas analogiae rerum omnium ad ipsum Deum» [«истине аналогии всех вещей самому Богу»] 1351 , которой немецкий доминиканец хранил верность во всех своих трудах, не заботясь, как правило, об «аналогическом» оформлении своей мысли. Разве множество других христианских богословов задолго до Экхарта не «практиковали аналогию», не замечая этого, никогда не формулируя учения об аналогии и даже не упоминая этого термина?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Публикация столь серьезной и самостоятельно проведенной работы, основанной на изучении источников в оригинале, пока еще редкость на сайте Богослов.ру. Симптоматично, что автор работы - светский ученый, специалист по средневековой философии. Не в последнюю очередь этим обстоятельством обусловлен методологический подход автора к рассматриваемой проблеме: сравнительный анализ учений двух выдающихся богословов XIV века - св. Григория Паламы на христианском Востоке и Майстера Экхарта на христианском Западе, - выявляющий наличие общих черт в их богословских интуициях, ориентируется прежде всего на исследование философского фона XIV века и опирается, в частности, на концепцию неоплатонических истоков средневековой мистики. Данный анализ показывает, как говорит автор, «генеалогические родство двух, восточного и западного, неоплатоновских течений». Не говоря уже о том, что для российской науки данное направление является новым и автор здесь, собственно говоря, в некотором роде первопроходец (почему в некотором роде - см. ниже), сама постановка такой задачи в широком научном контексте представляется весьма актуальной, поскольку способствует, как прекрасно говорит сам автор, «обновлению знания», «ревизии устоявшихся представлений, их переводу из разряда общих мест-аксиом в разряд проблем...». Это особенно актуально и для тех, кто изучает историю богословия, так что появление такой статьи на богословском сайте можно только приветствовать. В конце своей статьи автор, М.Ю. Реутин, настаивает на том, что его работа «включает в себя в качестве обязательного компонента стороннюю критику и уточнения». В своей заметке я хотел бы представить некоторые уточнения, которые будут относиться в первую очередь к византийскому исихазму и св. Григорию Паламе; Майстер Экхарт будет использоваться мной только в той мере, в какой он цитируется в рецензируемой статье. Также хотелось бы отметить, что данные заметки не являются всесторонней рецензией, поскольку таковая требует более глубокого и серьезного анализа. И конечно предлагаемые уточнения не претендуют на окончательность: автор вправе принять их, либо совершенно проигнорировать.

http://bogoslov.ru/article/443837

Экхарт (Эккехарт) Майстер, Иоган (ок.1260–1327) [лат., нем.] – философ–мистик, проповедник. Викарий доминиканского ордена. Дважды Э. занимал должность профессора Парижского университета, но большая часть его деятельности протекала в Германии. Э. стал основателем направления, получившего название " рейнские мистики " , которое вскоре после смерти Э. получило церковное осуждение. Для ориентации на созерцание и приобретения мистического опыта Э. предлагал определенные аскетические правила, среди которых главными были полное самоотречение и полное подчинение Божественной воле и отказ от всех чувственных образов (даже Христа в человеческом воплощении). В результате можно добиться уже в этой жизни обожения – неразлучного соединения души с Богом. Нет истинного существования вне Бога, следовательно, все творение, рассматриваемое в себе – ничто. В силу собственной ничтожности человек просто не может не вернуться к Богу. Главная способность к соединению человека с Богом  заключена в сущности интеллекта; в самом человеке есть некое основание, единосущное Богу. Для возвращения человека к единству с Богом, с божественным Ничто,  необходимо полное самоотречение от своего Я. В этом случае человеческая душа становится полем вечного порождения Богом Самого Себя.  Вместе с тем Э. устанавливал пределы единения души с Богом, помня о концепции трансцендентности Бога; это предостерегало его от пантеистических тенденций. И все же доктрина Э. допускала пантеистическое толкование и слишком смелые характеристики природы мистического соединения с Богом. Э. Был обвинен в неортодоксальности учения. Был составлен список из 108 богословски сомнительных положений Э. Сам Э. признавал, что некоторые из его положений, если понимать их буквально, могут быть истолкованы как еретические, но настаивал на своей верности ортодоксальному богословию. Э. публично отрекся от сомнительных положений своего учения. Он защищался даже при папском дворе в Авиньоне; на пути из Авиньона домой он скончался. Позже Римский престол осудил 28 положений учения Э. как ошибочные или неосторожно высказанные. Мистика Э. оказала глубокое влияние на духовные  учения последующих веков.

http://bogoslov.ru/person/3177564

Глава четвертая. Regio dissimilitudinis infinitae [Область бесконечного неподобия] 643 1. Тварное неподобие, ум и благодать Когда св. Августин, прочитав несколько отрывков из Эннеад, размышлял о Божестве, видимом для ума через творения ( Рим. 1:20 ), истинное Бытие предстало перед ним как неизменное Тождество. «Et inspexi cetera infra te et vidi nec omnino esse nec omnino non esse: quidem, quoniam abs te sunt, non esse autem, quoniam id quod es non sunt» [«И вгляделся я в остальное, что ниже Тебя, и увидел, что оно ни вполне есть, ни вполне не есть: есть, потому что от Тебя, а не есть, потому что не есть то, чт0 есть Ты»] 644 . Сияние истины, чей голос слышится издалека: Immo vero Ego sum qui sum [Я же есмь Сущий], – ослепило слабое зрение Августина, и он, сознавая свою тварность, трепещет, исполненный любви и страха: «И обнаружил я, что нахожусь вдали от Тебя, в области неподобия...» 645 . Это выражение, заимствованное из чтений Плотина 646 , совершенно что естественно вышло из-под пера христианского богослова, который знал, человек был сотворен по образу и подобию Бога. Однако августиновская regio dissimilitudinis, область неподобия, соответствует в контексте «Исповеди» не только состоянию человеческой природы после грехопадения Адама, когда она утратила «подобие» 647 . Создается впечатление, что здесь неподобие призвано означать прежде всего онтологическое неравенство творений Богу. Следовательно, удаленность от истинного Бытия должна была, в глазах Августина, указывать на то, что сущие не суть в подлинном смысле. «Обращенность» к небытию, непрочность, свойственная всему, что не является однозначно «бытием», отодвигает творения в ту область, которая соответствует платоновскому «становлению». Тварные сущие, страдающие врожденным неподобием и по определению нетождественные Богу, «суть и не суть», или – как скажет, в свою очередь, Майстер Экхарт, выражая ту же идею в терминах единства, – они суть «одно и не одно» 648 . Заимствованное у Августина словосочетание regio dissimilitudinis приобретает у Майстера Экхарта еще более выраженное онтологическое и ноэтическое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БААДЕР [Нем. Baader] Франц Ксавер фон (27.03.1765, Мюнхен - 23.05.1841, там же), нем. католич. философ, теософ и богослов. Один из крупнейших деятелей нем. романтического движения. Изучал медицину в Ингольштадте и Вене (1781-1784), минералогию и химию в горной академии Фрайбурга (1788-1792). Жил в Англии и Шотландии (1792-1796). В сер. 90-х гг. XVIII в. вместе с Ф. Г. Якоби вел полемику против идеалистической философии И. Г. Фихте и раннего Ф. В. Шеллинга . После назначения в 1799 г. горным советником в Мюнхен стал организатором мюнхенского кружка романтиков, куда вошли Й. Гёррес, Г. Г. Шуберт, Й. Риттер и др. С 1806 г. сблизился с Шеллингом, на к-рого оказал существенное влияние. В 1810-1820 гг. активно участвовал в религиозно-политической жизни Европы: был одним из идейных вдохновителей Свящ. союза, автором проекта создания экуменической христ. академии в С.-Петербурге (совместно с А. Н. Голицыным и А. С. Стурдзой). С 1826 г. в качестве профессора философии и спекулятивной теологии Мюнхенского ун-та читал курсы лекций по философии религии, психологии, антропологии; издавал совместно с Гёрресом ж. «Эос», ориентированный на идеалы Реставрации. Круг идейных интересов Б. чрезвычайно широк; в его сочинениях воплотились синтетические устремления позднеромантической мысли. Основная интенция его творчества - поиск путей синтеза естественно-научного, философского и религ. мировоззрений на основе теистического и персоналистического толкования действительности; категориальные средства Б. активно черпал из неоплатонической традиции, томизма , средневек. и новоевроп. мистики (Майстер Экхарт , И. Таулер , Г. Сузо, Я. Бёме ), теософии XVIII в. (Ф. Этингер, Э. Сведенборг , Л. К. де Сен-Мартен). Наследие Б., разнообразное по тематике, не содержит законченной философской системы (симптоматично название наиболее крупного из законченных сочинений Б.- «Fermenta cognitionis»), но группируется в ряд проблемных комплексов и образует сложный контрапункт неск. мотивов, проходящих через все его сочинения.

http://pravenc.ru/text/77272.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ [лат. Albertus Magnus] (ок. 1200 (1193?), Лауинген, Швабия - 15.11.1280, Кёльн), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви ( доктор Церкви ), нем. мон.- доминиканец , видный богослов-схоласт, философ и ученый. Биография А. В., в соответствии с наиболее ранним свидетельством хроники Генриха Херфордского (ок. 1350), происходил из рыцарского рода (ex militaribus), а не из рода графов Больштедтских, как считалось прежде на основании поздней биографии А. В., написанной Рудольфом Нимвегенским (ок. 1488). На собственной печати А. В. (до 1260) значится Albertus de Lauging. О годах его учебы почти ничего не известно, кроме упоминания об обучении грамоте в Падуе ок. 1222/23 г. Там же в 1223 (1229?) г. А. В. вступил в недавно основанный орден доминиканцев, проведя первые годы (новициат, изучение богословия, принесение обетов и посвящение) в нем. провинции ордена, возможно в ее главном конвенте в Кёльне (основан в 1220). В качестве наставника, к-рому была поручена подготовка орденских священников, А. В. после 1233 г. учил в конвентах Хильдесхайма, Фрайбурга, Регенсбурга и Страсбурга. Вероятно, с 1240/41 (1243/44) г. А. В. находился в Париже, где в 1246 г. сделался магистром богословия. Первое документальное упоминание А. В. как frater Albertus Theutonicus (среди парижских магистров теологии) датировано 15 мая 1248 г. Осенью 1248 г. А. В. был направлен в Кёльн, с тем чтобы организовать и возглавить Studium generale et sollemne для нем. орденской провинции (высшее учебное заведение ордена). Здесь к числу его учеников принадлежали св. Фома Аквинский , Амвросий Санседони из Сиены, Ульрих Энгельберти, позднее, возможно, Майстер Экхарт и др. Пользуясь в Кёльне значительным авторитетом, А. В. впервые в 1252, а затем в 1258 и 1271 гг. участвовал в примирении архиепископа и городской общины. В 1254-1257 гг. он являлся провинциалом нем. орденской провинции (примерно 50 конвентов), что заставило его отложить преподавание.

http://pravenc.ru/text/115902.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Антропологические размышления ведущих современных русских мыслителей. С 2005 года в ИФ РАН ведется открытый научный семинар «Феномен человека в его эволюции и динамике». Фундаментом этих размышлений является синергийная антропология — тематизация христианского видения человека (в основном в опыте православных подвижников), философское направление, основанное С. С. Хоружим. Отталкиваясь от синергийной антропологии участники семинара обсуждают актуальную антропологическую проблематику: кризис человеческого, крах классической антропологии, пришествие постчеловека, антропологические аспекты искусства, практики себя и пр. и пр. Присутствие в книге не только докладов, но и их обсуждений придают ей еще большее значение: живая мысль, мысль в беседе. Скачав pdf-bepcuю читатель найдет том, выпущенный ИФ РАН в 2009 году с девятью докладами семинара и предисловием Хоружего. В fb2/epub/mobi и online версиях — большой сборник докладов семинара за 2005-2010 гг. Вот список докладов: Сезон 2005-06 15.02.06 Ульянов О.Г. «Окно в ноуменальное пространство»: обратная перспектива в иконописи и в эстетике О. Павла Флоренского» 15.03.06 Чеснов Я.В.Топы архаики: вещи, жесты, духи 12.04.06 Ульянов О.Г. Правое и левое, или эпистемология «царского пути» в исихастской традиции 10.05.06 Постовалова В.И. Исихазм в творческом осмыслении А.Ф. Лосева (Монаха Андроника) 07.06.06 Роберт Бёрд Эстетика и предание в русской религиозной философии (Вяч. Иванов, П.А. Флоренский и С.Н. Булгаков) Сезон 2006-07 18.10.06 А.В.Ахутин — С.С.Хоружий. Диалоги об опыте. Диалог 2. Гегель: опыт как развивающийся процесс 13.09.06 Реутин М.Ю. Майстер Экхарт — Григорий Палама (К сопоставлению немецкой мистики и византийского исихазма) 8.11.06 Штейнер Сатори, природа Будды, дхарма: как это соотносится с сознанием и что делает с последним дзэнская практика семинара 13.12.06 В.И Аршинов, В.В. Тарасенко. Автопоэзис, коммуникация, управление

http://pravbiblioteka.ru/book/fenomen-ch...

«Любите врагов ваших» — изречения святых отцов Как возможно любить своего врага? Перечитаем снова и снова слова Писания с святых отцов 1 декабря, 2014 Как возможно любить своего врага? Перечитаем снова и снова слова Писания с святых отцов Священник храма святой Троицы в Хохлах Николай Лызлов много лет собирает тематический цитаты из Священного Писания и святых отцов. Сегодня он делится своими подборками о том, что такое любовь и как возможно любить своих врагов, с читателями «Правмира». Что есть любовь? Священное Писание свидетельствует: «Бог есть любовь» (1Ин. 4,16). Святитель Григорий Богослов (память (25.1/7.2/.389): «Мы чтим любовь. Ибо, по изречению Святого Духа, Бог наш есть любовь (1Ин. 4,8) , и наименование это благоугоднее Богу всякого другого имени». (Святитель Григорий Богослов «Творения» т.1, М., 2010, с.286). Преподобный Симеон Новый Богослов (12/25/.3.1021): «Любовь есть не имя, но божественная сущность, сообщимая и непостижимая и совершенно Божеская». (Преподобный Симеон Новый Богослов «Творения» т.3 «Божественные гимны» изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1993, с.220).   Священномученик Игнатий Богоносец (20.12/2.1/.117) «Послание к Траллийцам»: «… Утвердите себя взаимно в вере, которая есть плоть Господа, и в любви, которая есть кровь Иисуса Христа». («Писания мужей апостольских. В русском переводе со введениями и примечаниями к ним прот. П. Преображенского» Киев 2001, с.288). Епископ Антоний (Храповицкий) , позже  митрополит, первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей †28.7.1936): «Веровать во Христа значит веровать в «любовь», чрез Него получившую своё высшее оправдание, признавать именно любовь за высший закон жизни и руководиться ею». /Еп. Антоний (Храповицкий) «Собрание сочинений» т.2, с.103/(Цитата по книге: С.М. Зарин «Аскетизм по православно-христианскому учению» М., 1996, с.364).   Немецкий теолог и философ, один из крупнейших  христианских мистиков, Майстер Экхарт (ок.1260-ок.1328): «Сегодня читается Послание, в коем св. Иоанн говорит: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» ( 1Ин. 4,16 ). Однако я говорю: «Бог-любовь, и кто в любви, тот в Боге, и Он в нём». Говоря «Бог-любовь», я имею в виду одно целое. Ибо подумайте, если говорят «Бог есть любовь», то может возникнуть вопрос, какая любовь, ведь существует не одна любовь, и тем самым можно отвернуться от единого целого. Но дабы сохранить перед собой это целое, я говорю: «Бог-любовь».

http://pravmir.ru/lyubite-vragov-vashih/

Хорьков М.Л. Майстер Экхарт: Введение в философию великого рейнского мистика. – М.: Наука, 2003. Хорьков М.Л. Экхарт и Маймонид: Герменевтическая идентичность философского диалога//Диалог цивилизаций: Исторический опыт и перспективы XXI века. – М., 2002. Штайнер (Штейнер) Р. Мистика на заре духовной жизни Нового времени и ее отношение к современным мировоззрениям. Ереван: Ной, 1993. С.28–36. Штёкль А. История средневековой философии. – СПб.: Алетейя, 1996. С.288–300. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. – М.: Рудомино; СПб.: Университетская книга, 1997. с.181–186. Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994.  Юнг К.Г. Психологические типы/Пер. с нем. – СПб.: Ювента; М.: Прогресс–Универс, 1995. С.296–315.  Библиография работ автора: Духовные проповеди и рассуждения/Пер. со средне–верхне–немецкого и вступит. статья:  М.В.Сабашникова. – М.:Издательство политической литературы, 1991. (Репринт 1912 г.).  Духовные проповеди и рассуждения. – СПб.: Азбука, 2000. Избранные проповеди и трактаты. – СПб., 2001. Изложение святого Евангелия от Иоанна. Глава вторая//  Церковь и время. – М., 1998. – 3. Книга божественного утешения//Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и      бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.:  Издательство политической литературы, 1991.  Латинские трактаты/Пер. В.В.Можаровский фрагментов из 3–х трактатов//Начало. – СПб., 1997. – 5. Немецкие проповеди Майстера Экхарта и Иоганна Таулера/  Пер.:  В.В. Можаровский//Начало. – СПб., 2001. – 11. О нищете духом //Вопросы саморазвития человека: Междисциплинарный теоретико–методологический сборник. – Киев, 1990. – Вып. 2. Об отрешенности//Диалог. Карнавал. Хронотоп. – Витебск, 1999. – 1. Об отрешенности. – М.; СПб.: Университетская книга, 2001.  Проповеди/Пер.  и прим.:  И.М.Прохоровой//Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 2. Сильна как смерть//Эрос: Философские маргиналии проф. П.С. Гуревича. – М., 1992. 

http://bogoslov.ru/person/3177564

(18 декабря 1208 г.) Исповедание веры, предписанное Вальденсам Дюран де Уэска, глава арагонских вальденсов, обратился вследствие дискуссии со св. Домиником в Памье. Когда в 1208 г. он приехал в Рим просить у папы Иннокентия III разрешения проповедовать, от него потребовали исповедания веры. Это исповедание веры, о котором папа сообщает архиепископу Таррагоны, предназначено для устранения заблуждений того времени, в частности, касающихся Сотворения мира [ХВ 24], Церкви [ХВ 419] и Таинств [ХВ 655, 687, 727, 918]. Впрочем, нельзя обвинить Дюрана в том, что он придерживался всех тезисов, которые имеет в виду этот документ: через него осуждаются альбигойская и вальденская ереси. Альбигойцы, известные под этим именем в центре Франции с 1180 г., были отдаленными последователями манихеев IIIb. Они исходили из принципа, что материя зла и была извлечена из небытия сатаной. В том же направлении, хоть и по другим причинам, устремились некоторые духовные течения той эпохи, проповедовавшие бедность; в частности, движение вальденсов (от имени Пьера Вальдеса, лионского торговца (ум. ок. 1217), и – в Италии движение Ломбардов, или «уничиженных». (241, 790) Мы верим всем сердцем и заявляем устами своими, что Отец и Сын и Дух Святой, Единый Бог, о Котором мы говорим, создал, произвел, управляет и располагает все телесное и духовное, видимое и невидимое. Мы веруем, что Бог... создал все вещи из ничего... Исповедание веры Предметом первой части вводной главы Деяний Собора были, хоть и не поименованные открыто, по-прежнему альбигойская и вальденская ереси, очень опасные для догмата о Сотворении мира 116 . ХВ 29 Конституция Папы Иоанна XXII «In Agro Dominico» (27 марта 1329 г.) Заблуждения Майстера Экхарта Этот немецкий богослов-мистик, Майстер Экхарт (1260–1327), претерпел нападки на свое учение только в конце жизни. После его смерти 28 тезисов, взятых из его трудов и проповедей, были осуждены. Но можно спросить себя, имели ли те из них, что представлены здесь, для самого автора тот смысл, за который Церковь их осудила. Впрочем, Экхарт исключил сам все то, что в его писаниях могло быть ошибочным в вопросах веры: проблема не получила окончательного разрешения. Тем не менее, осуждение папы Uoahha XXII очень ясно подчеркивает свободу Бога в деле Сотворения мира.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010