На III курсе института Анатолий Васильевич подал на имя ректора прошение о посвящении в иерейский сан. На докладной записке ректора патриарх Алексий I наложил следующую резолюцию: " 1948 г. 8 июня. Ушкова рукоположить во диакона и затем в иерейский сан - благословляется " . Однако рукоположение по неизвестной причине не состоялось. В личном деле Анатолия Васильевича ничего не упоминается о дальнейшем ходе по делу о рукоположении. В 1949 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия , полученную за курсовое сочинение " Душа и ее бессмертие по христианскому учению " . В том же году его назначили заведующим библиотекой Московской духовной академии и преподавателем Катехизиса в семинарии, а с нового 1950/51 учебного года преподавателем церковнославянского языка с сохранением за ним уроков по Катехизису. В Московской духовной семинарии Анатолий Васильевич преподавал русский язык и церковнославянский язык. В 1957 году он начал составлять научный труд по церковнославянском языку, озаглавив его «Методическое руководство к преподаванию церковнославянского языка в духовных семинариях». Он просил Ученый совет утвердить за ним эту тему в качестве магистерской диссертации. 31 января 1960 году профессор Ушков вступил во второй брак с вдовой Огарковой Зинаидой Ивановной. Таинство венчания совершил священник Воскресенской церкви села Молоди Василий Лебедев. В 1964 году, после прочтения двух пробных лекций " Основные положения формальной логики " и " Древний мир перед пришествием Спасителя " , Анатолию Васильевичу было присвоено ученое звание доцента. 15 декабря 1969 года состоялась защита магистерской диссертации. За учебный курс церковнославянского языка Анатолий Васильевич был удостоен степени магистра богословия . В начале 1971/1972 учебного года ушел на пенсию, проживал в селе Опалиха Московской области. Скончался 14 января 1972 года, причастившись Святых Христовых Тайн. Похоронен на Сергиево-Посадском кладбище. Сочинения Литература Использованные материалы

http://drevo-info.ru/articles/13677225.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Русская Православная Церковь активизирует диалог со старообрядцами 21.11.2007 Русская Православная Церковь активизирует диалог со старообрядцами и выражает надежду на тесный контакт с ними. Как перспективы сотрудничества с представителями этой веры обсуждались в Отделе внешних церковных связей на заседании специальной комиссии по взаимодействию со старообрядными приходами, сообщили в ОВЦС. В совещании приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский Кирилл, председатель Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством Русской Православной Церкви епископ Брянский Феофилакт, а также епископы из Московской области, Белоруссии и Молдавии - там, где существуют общины старообрядцев, а также единоверческие приходы входящие в состав Московского Патриархата, но придерживающиеся старых обрядов. Как сообщает ОВЦС, обсуждались темы, " рассмотрение которых на переговорах с представителями Русской Православной Старообрядческой Церкви и Русской Древлеправославной Церкви представляет взаимный интерес " . Были учтены " предложения старообрядцев по возможному формату этих переговоров и обстоятельствам их проведения " . На заседании было отмечено, что в течение года в Русской Православной Церкви появилось 3 новых старообрядных прихода. Кроме того, в Русскую Православную Церковь вошел крупный старообрядный приход Русской Зарубежной Церкви в американском городе Ири (США), что стало возможным в результате воссоединения Зарубежной Церкви с Церковью в Отечестве. Со времени церковного раскола XVII века в России, наряду с Русской Православной Церковью, существуют общины староверов, не принявших реформы патриарха Никона. За три века они разделились еще на несколько ветвей: существуют старообрядцы белокриницкого согласия, древлеправославные, беспоповцы, которые, в свою очередь, раздробились на множество толков - поморцы, федосеевцы и другие. Русская Православная Церковь с XIX века предпринимала шаги к " уврачеванию " раскола. В 1971 году были отменены санкции по отношению к староверам. Патриарх Алексий II признал неоправданными прежние гонения последователей старых обрядов и предложил диалог с ними. Несколько общин откликнулись на примирение и вошли в состав Московского Патриархата; их называют единоверческие. Новый этап в отношениях со старообрядцами начался в 2003 году с избранием главой старообрядческой митрополии в Рогожской слободе митрополита Андриана. Однако после его смерти в 2005 году диалог почти заморожен. Весной этого года с новым руководителем Русской Православной старообрядческой Церкви митрополитом Корнилием встречался управляющий Московской епархией митрополит Ювеналий. ИТАР-ТАСС/Седмица.Ru Редакция текста от: 21.11.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/4038.html

Как вспоминал архиепископ Василий, в частных беседах согласие с его позицией выразили Иркутский архиепископ Вениамин (Новицкий) , Алмаатинский митрополит Иосиф (Чернов) , Уфимский архиепископ Иов (Кресович) . " Почему же вы... не выступали тогда на совещании и не сказали этого? " — спросил архиепископ Василий Иркутского архиепископа Вениамина после заседания Собора. " Меня обманули... вызвали в Предсоборную комиссию и долго внушали, что постановления 1961 г., как вытекающие из государственных законов, не являются дискуссионным вопросом... Теперь я вижу, что дискуссия была " . " Владыко... но раз вы увидели, что дискуссия была, почему же вы тоже не высказали своих взглядов? " Архиепископ Вениамин посмотрел на меня: " Знаете, я пробыл 12 лет на каторге, на Колыме. Вновь начинать это в моем возрасте я не в силах. Простите! " Этого же вопроса в своих выступлениях на совещании коснулись митрополиты Пимен и Никодим. Митрополит Пимен сказал, что есть единичные высказывания, которые нас возвращают к положению, существовавшему в приходах до 1961 года. " Но для этого нет никаких оснований, ибо принятие подобных решений противоречит государственному законодательству и не будет служить на пользу святой Церкви " . Подробнее остановился на этом вопросе митрополит Никодим, который в первую очередь обратил внимание присутствующих на то, что структура и организация жизни Церкви не должны и не могут входить в противоречие с законами страны, и все, что может осложнять или ухудшать взаимоотношения между Церковью и государством, должно отвергаться. В памяти церковной никогда не должны забываться усилия приснопамятного патриарха Сергия по нормализации этих отношений и обо всем том, что было в церковной жизни при отсутствии этих отношений . Полемика возникла на архиерейском совещании и по вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии с Русской Православной Церковью Заграницей . Митрополит Никодим (Ротов) предлагал дать в соборных постановлениях самые жесткие характеристики карловчанам как раскольникам, наносящим вред Церкви. Сурожский митрополит Антоний (Блюм) высказался за более гибкий и мягкий подход к ним, за то, чтобы постановление было лишено компрометирующей Собор политической окраски.

http://drevo-info.ru/articles/26015.html

В кампанию по изъятию церковных ценностей из Рождественской зимней церкви забрали Троицкую икону и еще пять икон елизаветинского и екатерининского времени, а также посвященную победе при Чесме серебряную медаль, подаренную графу Алексею Орлову-Чесменскому, которая хранилась в храме. Из Иоанновской летней взяли серебряные оклады икон, церковные сосуды, образ благоверного царевича Димитрия Угличского и другие иконы (местонахождение их в настоящее время неизвестно). В 1924 году в связи с постановлением правительства о пригородных церквях с Иоанновской церкви были сняты колокола и отправлены на переплавку. Последняя справка, находящаяся в деле о Чесменской церкви, – предписание оплатить работу конюха по перевозке церковного имущества. Первый лагерь принудительных работ закрыли в 1924 году. С 1925 по 1930 год в Иоанновской церкви располагался архив Главнауки, а с 1930 года – столярные мастерские Автотранспортного института. В том же году зимой случился пожар, в котором сгорел белый золоченый фельтеновский иконостас с иконами, написанными во «фряжской манере», обломки которого еще долго валялись на грязном снегу (был восстановлен в 1996 году по чертежам, найденным в Московском военно-историческом архиве). В годы Великой отечественной войны за Чесменской церковью, стоявшей буквально на переднем крае обороны, хоронили бойцов 42-й армии 13, 63, 64, 109, 110, 291-й стрелковых дивизий, отдавших свои жизни при обороне подступов к Ленинграду. Церковь постепенно разрушалась. Крыша ее стала протекать, на ней выросло дерево, кресты упали. К 1971 году здание восстановили и передали его Военно-морскому музею. До начала 1990-х в помещении церкви Иоанна Предтечи находилась экспозиция, посвященная победе русского флота при Чесме . Возрождение храма Восстановленный иконостас Чесменской церкви 4 января 1991 года была зарегистрирована община прихода церкви святого Иоанна Предтечи. Процесс передачи занял несколько лет. Музей поначалу даже не хотел признавать существование какой-то общины. 1 июля 1994 здание церкви было передано в бессрочное пользование Санкт-Петербургской епархии .

http://drevo-info.ru/articles/18998.html

В 1942 году в январе протоиерей Владимир тяжело заболел и мне, по просьбе его и прихожан, пришлось за него послужить. Раза три я его причащал Св. Христовых Тайн и 25 февраля о. Владимир скончался, мы с о. Михаилом Смирновым, священником. Передольского прихода, соборне его похоронили близ церкви Спас Преображенья. Прихожане меня, как свободного, стали просить остаться у них служить священником. Чтобы получить назначение, я и прихожане подали просьбу Его блаженству Блаженнейшему Сергию Патриарху Московскому и вся Руси и немедленно было прислано назначение служителем культа в селе Спас Преображенья, иначе называемое село Спас-прогнаний Угодско-Заводского района Калужской области. В 1971 году 12 ноября было другое нападение на наш дом хулиганов, которые только побили в доме все стекла и ушли, а мы ночевали в сенях при 8-ми градусном морозе и живы остались. В 1976 г. вышел за штат, продолжал управлять хором Спасо-Преображенского храма. Последние годы, когда отец Амвросий не мог ходить, его каждый воскресный и праздничный день привозили в храм, где он управлял хором и назидал своих духовных чад. Скончался 15 октября 1978 года в с. Спас-Прогнанье . Погребен в склепе Благовещенского придела Спасо-Преображенского храма . На приходе отец Амвросий во всем следовал духовным обычаям и традициям Оптиной пустыни и Пафнутиева Боровского монастыря . В пастырском руководстве пасомых он держался умеренных взглядов: не благословлял на чрезмерные духовные подвиги, но вместе с тем обличал нерадивых, после каждой исповеди напоминал о необходимости совершенствовать свою духовную жизнь. Старец был очень прост в личной жизни и в общении с людьми и отличался поистине детской незлобивостью и доверчивостью. Двери его дома были открыты для всех. Многих влекли к старцу его доброта и духовная мудрость, все знали, что он, несмотря на преклонные лета и болезнь, выслушает каждого и даст добрый пастырский совет. До последних дней отец Амвросий сохранял светлый ум, тонкий слух и хорошую память. Он был большим знатоком церковного пения, прививал прихожанам любовь к древним церковным распевам, радовался удачным новым композициям. Посещавшим его он нередко что-нибудь проигрывал на фисгармонии, тихо припевая при этом, отмечая особо удачные места. Будучи 95-летним старцем, он посетил Троице-Сергиеву Лавру, чтобы послушать в исполнении лаврского хора оптинские подобны. За неделю до кончины он просил, чтобы его навестили его ученики, бывшие певчие Пафнутиева Боровского монастыря, и исполнили любимые им духовные произведения. Старец сам управлял их пением.

http://drevo-info.ru/articles/12683.html

24 июня 1968 года назначен членом делегации РПЦ на IV Ассамблею Всемирного Совета Церквей. Кроме того, он участвовал еще в целом ряде научных, богословских и экуменических форумов. Начиная с 1956 года владыка Василий около 20 раз приезжал на свою Родину, где Господь судил ему найти и вечное упокоение. 15 сентября 1985 года владыка Василий во время очередного посещения своего родного города совместно с митрополитом Ленинградским Антонием совершал Божественную литургию в Преображенском соборе г. Ленинграда . В этом храме он был крещен и состоял прихожанином в детские и юношеские годы. После богослужения во время трапезы владыка Василий почувствовал сильное недомогание. Он был доставлен в больницу с инсультом и парализацией левой части тела. В воскресенье 22 сентября 1985 года в 4 часа утра последовала кончина. За время пребывания в больнице владыка Василий все время находился в сознании. Незадолго до кончины над ним был прочитан канон на исход души. 23 сентября в 15 часов тело архиепископа Василия, облаченное в архиерейские одежды, было доставлено в Преображенский собор г. Ленинграда. Отпевание было совершено утром 24 сентября. В отпевании приняли участие: митр. Ленинградский Антоний, митр. Минский Филарет и митр. Ростовский Владимир. Митр. Антоний произнес слово, в котором охарактеризовал покойного как верного сына Русской Православной Церкви, смиренного монаха, ревностного архипастыря и выдающегося ученого-богослова. На отпевании присутствовал зам. уполномоченного Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Ленинграду и области Н.Н. Киров. Погребен архиеп. Василий на Серафимовском кладбище г. Ленинграда, где находятся могилы его родственников. На кладбище Ixelles в Брюсселе есть надпись на могиле: " Покоится в своем родном городе на берегах Невы " . Отношение к владыке Василию не было однозначным в разных кругах: в то время как на Западе кто-то считал его «красным» по причине его принадлежности к Московскому Патриархату, в Советском Союзе его побаивались как «опасного белоэмигранта» , который был «себе на уме» в том, что ему представлялось «полезным» для Русской Церкви. Так, во время консультации архиереев и Поместного собора Русской Церкви 28 мая – 2 июня 1971 г. (избравшего патриарха Пимена и снявшего анафемы со старообрядцев), архиепископ Василий оказался единственным, кто заявил о необходимости тайного голосования в целях придания законности процедуре . Были также попытки помешать вл. Василию говорить, в частности, с помощью отравленного букета цветов . Он равно обличал и Устав о приходских советах, принятый в 1961 г., который был, по его мнению, антиканоничным и разрушительным для Церкви. Он также публично выступал против нарушения прав верующих в СССР. Отмежевался от осуждения А. Солженицына , напечатанного митр. Серафимом (Никитиным) в газете " Правда " . Направил телеграмму на имя Брежнева с протестом против ареста священника Д. Дудко .

http://drevo-info.ru/articles/13330.html

При всем том значительная часть подворья использовалась военным ведомством. Вплоть до начала 1996 года здесь находилась Московская гарнизонная гауптвахта. Известно, что после смерти Сталина в 1953 году в течение суток в Крутицких казематах содержался под стражей его подручный Берия . В 1971 году начата реставрация подклета и подвала Воскресенской церкви. К началу 1980-х гг. были восстановлены апсида храма, частично нижний ярус. Возрождение С 1991 года помещения подворья постепенно возвращаются Русской Православной Церкви. По решению церковных властей храмы и иные сооружения подворья были переданы в распоряжение Всецерковного Православного молодежного движения . Работу по восстановлению исторического убранства подворья и возрождению духовной жизни возглавил избранный на I съезде православной молодежи председателем движения епископ Костромской Александр . По благословению патриарха Алексия II подворью был придан статус патриаршего. Это означало, что община прихода не имела приходского собрания и совета и управление текущей церковной жизнью осуществлял настоятель подворья, завхоз и небольшое число членов ревизионной комиссии. В первое время для нужд ВПМД на подворье была передана небольшая комната второго этажа дома 11 по Крутицкой улице. В нижнем этаже этого дома располагалась типография, а второй этаж занимала администрация филиала ГИМа «Крутицкое подворье». Территория подворья была сильно запущена, повсюду, за исключением центральной площади, росли огромные сорняки, на месте бывшего кладбища была устроена свалка. Вскоре ВПМД получило в свое распоряжение первый и второй этажи дома 13 по Крутицкой улице. В 1991 году была открыта библиотека, тогда же на подворье организовано издательство церковной литературы. Незадолго до праздника Святой Пасхи , 29 апреля 1992 года, в Воскресенском храме было совершено первое после перерыва в несколько столетий богослужение. Начались интенсивные строительные работы. Ко времени открытия храма реставрация в нем далеко не закончились, и продолжалась много лет. Почти одновременно с Воскресенским храмом церковная община получила в пользование здание набережных палат. Поначалу в них была открыта трапезная и приходская библиотека, а затем над Никольским приделом появилась луковичная главка, увенчанная крестом.

http://drevo-info.ru/articles/12281.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Скончался архимандрит Герман (Попков), клирик Тульской епархии 26.11.2021 25 ноября 2021 года, на 81-м году жизни, после продолжительной болезни скончался архимандрит Герман (Попков) , клирик Тульской епархии Отпевание состоится 27 ноября в Свято-Троицком храме города Ефремова (Тульская область). Заупокойную Литургию в 8.00 возглавит митрополит Тульский и Ефремовский Алексий. По ее окончании состоится погребение новопреставленного архимандрита Германа. Архимандрит Герман (в миру Иван Васильевич Попков) родился 24 июля 1941 года в сельском поселении Плавск Тульской области. Был крещен сразу после рождения в Сергиевском храме Плавска. Проходил срочную службу в армии в 1962-1965 гг. Обучался в Московской духовной семинарии и Московской духовной академии, которую закончил в 1975 году со степенью кандидата богословия. 26 марта 1971 года во время обучения в духовных школах в Троице-Сергиевой лавре был пострижен в монашество с именем Герман (в честь преподобного Германа Аляскинского) епископом Тульским и Белевским Ювеналием (Поярковым). 28 марта 1971 года был рукоположен во иеродиакона. 4 апреля 1971 года епископом Ювеналием рукоположен во иеромонаха. 26 ноября 1989 года возведен в сан архимандрита. Награжден рядом орденов и медалей Русской Православной Церкви. Долгое время являлся настоятелем Свято-Троицкого храма города Ефремова , в 2000 году назначен благочинным Ефремовского района Тульской области. Его трудами построено и восстановлено множество храмов на Ефремовской земле. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 26.11.2021 20:10:55

http://drevo-info.ru/news/27528.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Скончался протоиерей Иоанн Чорногуз, клирик Костромской епархии 14.01.2022 13 января 2022 года, на 79-м году жизни, преставился ко Господу клирик Костромской епархии протоиерей Иоанн Чорногуз . Иван Афанасьевич Чорногуз родился 17 декабря 1943 года в селе Банилово Велишицкого района Черновицкой области в многодетной христианской семье. В 1950-1958 гг. учился в школе. В 1963-1966 гг. служил в войсках МВД в городе Пскове. В 1967 году поступил в Московскую духовную семинарию. После третьего курса МДС женился на Марии Куташ из родного села. После окончания семинарии 31 января 1971 года был рукоположен в сан священника. В том же году администрация МДС получила запрос от архиепископа Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского) с просьбой командировать священника для совершения богослужения в праздник Пасхи в Преображенский храм поселка Судиславль. 16 июня 1971 года указом архиепископа Кассиана отец Иоанн был направлен в поселок Судиславль настоятелем Преображенского храма. Ежегодно 9 мая и 22 июня в память о защитниках Отечества в поселковом парке Победы у Вечного огня отец Иоанн служил панихиду. По инициативе священника на въезде в п. Судиславль был установлен поклонный крест, на территории кладбища построена деревянная часовня, освящен родник около деревни Болотово. Преображенский храм неоднократно реставрировали. К 250-летию храма была проведена большая работа по благоустройству территории, ремонту церковной ограды и колокольни, очищен иконостас. Судиславль стал второй родиной для отца Иоанна и его семьи. У супругов родились семь детей — три дочери и четыре сына; 14 внуков. Старшие сыновья служат настоятелями в подмосковных храмах; дочери окончили медицинское училище и вышли замуж за священнослужителей. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 14.01.2022 19:12:15

http://drevo-info.ru/news/27670.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Священный Синод наметил дальнейшие меры по врачеванию последствий церковного разделения XVII века 30.05.2014 На заседании Священного Синода, учитывая встречающиеся расхождения в современной пастырской практике, было подтверждено определение Святейшего Синода за 1116 от 25 мая 1888 года, согласно которому крещенные в старообрядческих согласиях вступают в единство с Русской Православной Церковью посредством совершения над ними Таинства Миропомазания. Синодальной богослужебной комиссии совместно с Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством было поручено отредактировать чины воссоединения с Церковью последователей старообрядческих согласий с учетом постановления Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года и последующих соборных актов, после чего представить тексты чинопоследований на утверждение Священному Синоду. Священный Синод напомнил, что, согласно суждению святителя Филарета, митрополита Московского , подкрепленному многолетней практикой единоверческих приходов, старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью, разрешается поминать в молитвах своих родственников, умерших вне общения с нею. В случае присоединения к Русской Православной Церкви старообрядца, принесшего ранее монашеские обеты, он, по его желанию, признается состоящим в монашестве. При изучении истории старообрядчества и единоверия в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви рекомендовано руководствоваться духом христианской любви и стремлением к преодолению существующих разделений. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 30.05.2014 22:22:41

http://drevo-info.ru/news/17207.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010