139 Крестились тысячи инородцев, дотоле косневших в язычестве, Народ видел, с какою любовью, вниманием и благосклонностью Государь Император, относился к архипастырям, миссионерам и вообще к православному духовенству. Не только высшие лица, но и простые миссионеры были награждаемы священными облачениями, крестильными приборами, для совершено треб в своих походах и миссионерских поездках. Умы и сердца народа наклонялись именно туда, где происходит спасительная деятельность пастырей церкви и миссионеров, призванных к многотрудному служению среди неверных и заблудших. III. Устройство временных миссий в местах населенных инородцами не-христианами внутри России и в других странах. О правильном и систематическом устройстве миссий у нас проектировал блаженной памяти архимандрит Макарий Алтайский . Он первый, ознакомившись на опыте с миссионерским делом в Тобольске и на Алтае, стремившийся и далее на Восток, заговорил о необходимости миссионерской Академии, или образовательного института миссионеров, для учреждения повсюду специально организованных миссий для обращения магометан, евреев и язычников. 140 Он лично предстал пред Императором Николаем I и доказывал необходимость перевода Священного Писания на русский язык для русского народа и на языки всех народов, обитающих в пределах России, и первые опыты сделал сам, живя на Алтае среди Калмыков. Между прочим он писал в своих проектах следующее. И теперь как язычники, так и магометане мало-помалу приемлют св. крещение при служении русских священников. Все побуждает православную Церковь к умножению миссий, чтобы и некрещеных больше крестилось и крещеные инородцы получили лучшее наставление. Если учреждена в Казани миссия для татар, то надлежит учредить её и в Таврическом полуострове и в епархиях: Астраханской, Оренбургской, Тобольской. Если где-нибудь в Российской державе учреждена миссия для евреев, то надлежит открыть не одну и в других местах. Если есть в Томской епархии нечто похожее на церковную миссию, то как мало одной для такого пространства! Если в разных местах Иркутской епархии инородцы различных суеверий обращаются к христианству, то и сии приобретения требуют от служителей Церкви новых трудов и усилий, чтобы с одной стороны сохранялось приобретенное, а с другой были бы составляемы и приводимы в исполнение благонадежнейшие для дальнейших успехов соображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

18 . Борисов Н. С. Церковные деятели средневековой Руси XIII-XVII вв. – М.: Изд-во МГУ, 1988. 19 . Буцинский П. Н. Крещение остяков и вогулов при Петре Великом. – Харьков: Тип. губернского правления, 1893. 20 . Буцинский П. Н. Открытие Тобольской епархии и первый Тобольский епископ Киприан. – Харьков: Тип. губернского правления, 1891. 21 . Быстров П. Первые христиане в Сибирском крае (1586–1631)//Православное обозрение. – 1866. – С. 377–408. 22 . Варфоломей (Городцов), архиеп. Святители Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири//ЖМП. – 1948. – 3. – С. 26–33. 23 . Гнеденко А. М. За други своя, или Все о казачестве. – М.: Междунар. фонд слав, письменности и культуры, 1993. 24 . Есипов Г. Сибирская летопись. – СПб., 1861. 25 . Жучемко Б. А. Тюмень архитектурная. – Свердловск, 1984. 26 . Заварихин С. П. Ворота в Сибирь. – М.: Искусство, 1981. 27 . Знаменский М. С. Искер – столица Сибирского царства. – Тобольск: Тип. Тобольского губ. правления, 1891. 28 . Иустин, еп. Биографические сведения об архипастырях Тобольской епархии. – Томск, 1897. 29 . Квасницкий В., свящ. Христианство в Сибири до учреждения там в 1621 г. епархии//Странник. – 1865. – 8. – Отд. 2. – С. 49–72. 30 . Костомаров Н. И. Казаки. – М.: Фирма «Чарли», 1995. 31 . Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей: В 4 т. – М.: РИПОЛ-классик, 1998. 32 . Краткий очерк миссионерства в Тобольской епархии//Православный благовестник. – М., 1893. – 14. – С. 22–31. 33 .  Мелетий (Якимов) , архим. Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653–1726) и сведения о Даурской миссии. – Казань: Университетская тип., 1873. 34 . Миллер Г. Сибирская история. – СПб., 1886. 35 . Народы Сибири/Под ред. М. Г. Левина и Л. П. Потапова. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. 36 . Наумов И. В. Административно-территориальное строение РПЦ в Сибири в XVI – первой половине XIX в.//Исторические судьбы Православия в Сибири. – Иркутск: [Б. и.], 1997. – С. 12–16. 37 . Недосеков А. Миссионерская деятельность митрополита Филофея Лещинского и его вторичное управление Сибирскою митрополиею с 1715 до 1721 года//Тобольские епархиальные ведомости. – 1889. – 7/8.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19 Пролог. Памятн. древне-рус. церковно-учит. литерат. Вып. 2, Спб. 1896. Стр. 55–58. Прим. авт. 20 Слова и речи Преосв. Макария еп. Томского и Семипалат. Вып. 1. Речь при встрече Государя Императора. Стр. 1. Прим. авт. 21 Прибавление к Казанским Губ. Вед. 1845 г. 1. При Иоанне III некоторые племена Северо-Западной Сибири уже были обложены данью; следовательно, сюда уже простиралось русское влияние и власть. Прим. авт. 27 Древняя Росс. Вивлиофика. Изд. 2. Часть IV. М. 1784 г. Стр. 120–140 Сибир. Вестн. 1818. Прим. авт. 30 Настоящий документ, как и следующие за ним из архива Воеводской канцелярии нигде до сих пор не были напечатаны. Пользуясь случаем, передаем текст их дословно, для иллюстрации взаимоотношений, при обязательности для всех путешествующих в Китай и Монголии тех правил и условий, какие, согласно договоров, были установлены. Прим. авт. 33 По Китайскому тарифу тогда пошлина взималась с тюков, ящиков, мешков, бочек, коробьев и ломовых телег, полагая в них известный вес товара, или известное число кусков материи, лекарств, листов и т. п. (Китай в граждан. и нравств. состоянии. Сочин. м. Иакинфа. ч. 1. Основания Государ. Управл. Спб. 1848. Стр. 80). Прим. авт. 34 Историч. очерк сношений русских с Китаем и описание пути с границы Нерчинского округа и Тянь-дзин. Ст. Бр. Бутиных Иркутск. 1871. Прим. авт. 35 Сибирская торговая монета, только что появившаяся в Китае, возбудила подозрение, относительно надписи непонятных Китайцами трех слов, а не Царского имени. Прим. авт. 36 В 1864 г. пишущему эти строки, в бытность Забайкальским миссионером, доводилось говорить о Цаган-Убугуне в Гусиноозерской кумирне с ширетуем Гыденовым. Желая удостовериться, действительно ли буряты чтут Свят. Николая, я просил лам указать мне в кумирне его изображение. Ширетуй предупредил, что в дацане такого бурхана нет, но по юртам у народа он имеется везде. На вопрос: почему народ почитает его? Ширетуй объяснил, что Цаган-Убугун являет свою чудесную помощь погибающим на морях и водах. Впоследствии чрез гл. Тайшу Минеева ширетуй выслал мне это изображение. Цаган-Убугум представлен созерцающим пустынником и не со сложенными под себя ногами, как изображаются обычно будды языческие, в одеянии с широкими рукавами и с посохом странника, около него мирно пасутся звери и птицы. За эту посылку я отдарил ширетуя житием святителя Николая с изображением его, снятым с чудотв. Новгородской иконы 1113 г. (Труды православн. миссий Восточн. Сибири. т. I. стр. 144). Прим. авт.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

22.11(05.12)2005 Свято-Крестовская, обн. Основана и упразднена 1923 г. Именование – по г. Святой Крест (Ставропольская губерния; ныне – г. Буденновск). Пятигорское викариатство (при несуществующей основной кафедре). 05(18)05.1923 27.06(10.07)1923 Александр Шубин Севастопольская Основана в 1915 г. Таврическое (Симферопольское) викариатство. Упразднена в 1923 г. 30.04.1915 09.10.1917 Сильвестр Братановский 09.10.1917 11.12.1917 Модест Никитин 23.02(08.03)1919 11.1920 22.07(04.08)1922 13(26)01.1923 13(26)01.1923 СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ, обн. Основана 10(23)06.1925 (ВССПРЦ. 1925. 4. С. 3). Таврическое викариатство. Упразднена 06(29)01.1931 (Севастопольское епархиальное управление «расформировано с перемещением в Ялту» [ВССПРЦ. 1931. 5–6. С. 13]). 01(14)02.1923 08(21)11.1923 10(23)06.1925 09.1925 09.1925 Павел Масленников 12(25)06.1925 16(29)01.1931 7 «Епископ» Ялтинский. 4140 Северогерманская (см. Дюссельдорфская) Северодвинская, обн. Основана в 1929 г. Упразднена в 1933 г. 1929 Димитрий Крылов 12.1931 Северокавказский митрополичий округ, обн. Учрежден в 1924 г. Упразднен в 1935 г. 1.1924 10.1925 Севская (см. Орловская) Селенгинская Основана 25.05.1861 (местопребывание – в Посольском Спасо-Преображенском монастыре на оз. Байкал). Именование – по г. Селенгинск (Забайкальская область, ныне – Бурятия). Иркутское викариатство. Полусамостоятельная с 12.02.1879 (местопребывание – в г. Чита). Упразднена 12.03.1894, из значительной части его территорий образована новая самостоятельная епархия с центром в г. Чите (см. Читинская и Забайкальская). Возобновлена 15.10.1916. Читинское и Забайкальское викариатство. Упразднена ок. 1930 г. 20.05.1862 18.03.1868 09.02.1869 17.10.1877 Мартиниан Муратовский 05.11.1878 05.07.1889 Мелетий Якимов 15.07.1889 25.10.1892 Макарий Дарский 24.01.1893 12.03.1894 Георгий Орлов 20.11.1916 23.08(05.09).1918 10(23)04.1922 17(30)04.1923 02.1924 Софроний Старков, паки Марк Бакалдин (1929–1930) Селенгинская, обн. (см. Троице-Савская, обн.) Семипалатинская Основана 04.10.1911.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

324 Да и до сих пор ими пользуются со всевозможными целями. Хотя светская власть видела в даровании им вольностей справедливое продолжение системы «свобод, примененной перед тем к язычникам-ламаитам», и оправдывала свою снисходительность к раскольникам желанием удержать их от бегства «за волею в Беловодье 325 Опоньскаго царства» (Японию), но от этого православное просвещение, а с ним и государственное дело только страдали. При таких условиях одна оборонительная отписка против раскольничьих наветов отнимала у томских архипастырей и их сподвижников много драгоценного времени. Приходилось им при всей правоте испытывать положение подозреваемых в инквизиторстве и в то же время заслонять собою православное стадо от хищных волков, организованных с 1862 года первым раскольничьим лжеархиереем в Сибири Савватием Левшиным-Кулаковым и его заместителем Мефодием Выдрицким из шайки конокрадов. 326 Еще в худшем положении обстояло дело Православия в Якутской и Енисейской епархиях, служивших по закону 7 июля 1835 года местом ссылки вреднейших сектантов и политических преступников, где нравственное одичание доходило у крещеных людей в 1861 году до шаманских человеческих жертвоприношений («Туруханский край» в записке Императорского Русского географического общества), а в 1883 году до людоедства («Енисейские губернские ведомости», 1883, и «Сибирь», 1883, Тем не менее, к благополучию дела православного просвещения в Якутской епархии, там, со времени учреждения ее 4 ноября 1889 года, четырнадцать лет руководствовал паствой вышеназванный епископ Дионисий (Хитров), оставивший очень ценное во всех отношениях описание своей поездки в Чукотскую миссию в 1868–1869 годах. После него святительствовал Иаков (Домский) с 8 января 1884 года и, наконец, вышеупомянутый исследователь инородческой жизни епископ Мелетий (Якимов) . Дух этих архипастырей и их доступность и готовность на всякое добро много способствовали к поддержанию власти Православной Церкви в этой области, переполненной анархией сектантства и преступности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

33 13 декабря выслан из Урги другой обоз, в коем оправлены торгующие: Андрей Мелентьев – 1 телега, с ним Андрей Гранин – 4 телеги, Григорий Ногавицын – 1 телега, с ним Егор Кремлев – 1 телега. Гостиной сотни Стефана Третьякова по Мунгальскому указу приезжали в Ургу с хлебными припасами, а именно: Михайло Дербин да Устюжанин Михайло Бартев, Тобольский посадский житель Иван Заровнятной, при них 2 телеги, Тобольский посадский Семен Эдомин – 4 телеги, Чердынец Семен Смольников – 1 телега, Алексея Кисельникова из указу работник Алексей Строителев, по паспорту конторскому Василья Микляева работник Василий Хавов, из указа Спиридона Ширяева Селенгинский посадский Василий Головин – у него 1 телега, из указу Дмитрия Евсеева работник его Иван Федоров, из указу Василия Юрганова работник Карп Красильников – 1 телега, из указа Афанасия Колесова работник Федор Перовских, извощиков 5 человек, а именно: Селенгинский посадский Михайло Метелкин, промышленный человек Антипа Садинов, Алексей Микулин, Иван Сидоров, Иркутский посадский Иван Могилев. 31 декабря тогоже года отпущены из Урги: Иркутский посадский Андрей Гранин, с 3 телегами, Тобольские посадские Пахом Черепанов – 1 телегой, Егор Кремлев – 1 телегой, Ильинскаго острога посадскаго брат Абросим Сотников с 1 телегой, Яренчанин купецкий человек Федор Голушкин – 3 телегами, Иркутский посадский Ларион Кондратов – 1 телегой, работник Андрея Гранина Тарский житель Михайло Заливин, толмач из указу Дениса Сухова Иркутский посадский Афанасий Лутчев, да извощиков 4 человека татар, а именно: Амир Бирмитев, Измайло Маматыч, Ивашка Давытков, Серетчек Нетманов. – Такие записи продолжались и за последующее время. Из них видно, что стечение русского народа в торговых городах было уже столь значительно, что становилось настоятельною нуждою, при установлении свободного сношения обоих Государств, позаботиться и об удовлетворении религиозных нужд русских коммерсантов с их спутниками. Весьма важным деянием посланника Саввы Владиславича было проведение границы, отодвинутой от Селенгинска внутрь Монголии более, чем на сотню верст.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

38 Напр. род Исаака новокрещенного: Варвары, Матфея. Род новокрещенного Михаила Хамуя: Евдокии, Параскевы. Род новокрещенного Конона: Конона. Род новокрещенного Онофрия Андреева: Онуфрия, Василия, Евдокии, Евфимия, Иакова, Афанасия, младенца Ирину, Ирину девицу. Рол ясашного человека Никиты Полковникова: Ирины, Василия. Род Итанцынского ясашного: Прокопия Петровых: Василия, Якова, Григория, Григория, Ксении, Ирины. Род с Юговы (деревни) Григорьева сына Федотова дворового карыма: Анны, Марка. Род ясашного Удинского Ивана Бурнашева: Никифора, Агафии, Анны, Иоанна, Иакова, Петра, Прокопия, Феклы. Род Нерчинского ясашного Филиппа Шангина: Феодора, Филиппа, Агафии, Иоанна, Иакова младенца, Тимофея младенца. Род Итанцынского ясашного Михаила Мунгалова: Семена, Григории, Акилины, Михаила, Марфы девицы. В числе безродных пометы: Анастасию – мунгалка, Агрипину девицу мунгалка. Есть записи толмачей, которые всегда назначались из крещеных инородцев. Прим. авт. 39 От Монгольского слова – Бурхан: Бог. Слово Бурхан употребляется для означения Верховного существа Божия и суживается до приложения к предметам буддийского культа. Оно самое популярное. Прим. авт. 40 Грамота от 5 июня 1695 из Архива Пекинского Сретенского монастыря Истор. иер. ч. II. 491–500. Прим. авт. 44 Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края. Казань. Архим. Мелетия 1875. Отсюда заимствованы подробности о всех, бывших тогда церковных посольствах в Ургу и Пекин. Прим. авт. 45 О. протоиерей Сулоцкий свидетельствует, что рукопись свящ. Новицкого была в библиотеке Тобольской Духовной Семинарии. Прим. авт. 46 Богдойский св. антиминс в 1745 г. был выдан из ризницы Иркутского кафедрального собора преосвящ. Иннокентием II Неруновичем на Илгу, в. предел Знаменской церкви, при особой надписи, за крайним недостатком антиминсов, в малом количестве высылавшихся из Москвы. А в Пекине, после обновления Никольского храма в 1732 г. Архим. Антоний Платковский, придерживаясь надписи на старом антиминсе освятил этот храм во имя Успения Божией Матеря. И после того храм оставался Никольским, при совместном праздновании. Прим. авт.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

3. Дело по прошению о принятии его Надежина в монастырь не решено за неполучением ответа от губернского правления, относительно утверждения данного ему увольнения. 4. Между тем, покойный архиепископ Михаил, зная доброе житие Надежина, благословил его постричь в мона­шество и рукоположил во иеромонаха 25 марта 1830 года. 5. В 1831 году молитвенный дом, по разрешению архиерея, обращен в церковь , которая и освящена во имя Иоанна Предтечи; но сие освящение в 1834 году нарушено беззаконным служением ересеначальника Израиля. 6. Впрочем, в сие время иеромонах Варлаам (не смотря на то, что бывший игумен Израиль, по распоряжению архиерейскому, был над ним начальником) лжеучением его прельщен не был, в противузаконных действиях его не участвовал и сделал о них благо­намеренное донесение начальству: следственно в самое время искушения и соблазна оказал себя верным сыном православной Церкви. 7. По консисторской справке иеромонах Варлаам 63 лет, поведения честного и скромного, жизнию своею он приобрел доверие местных обывателей – не только православных, но частию раскольников и бурят, и с 1830 г. по 1833 год окрестил детей раскольников 68 и иноверцев. 8. Посему, можно надеяться, что служение его и впредь может быть полезно для распространения православия». По соображению всех сих обстоятельств святейший Синод полагал: «1. Неправильное действие архиепископов в пострижении и рукоположении Варлаама в иеромонаха, без разрешения святейшего Синода и прежде утверждения губернским начальством данного ему увольнения, и в учреж­дении при пустынножительстве его Варлаама церкви, также без ведома Синода, – за смертию одного и за удалением другого, оставить без ответственности, а по доброму намерению и по местной нужде в монашестве признать заслуживающим извинения. 2. Иеромонаха Варлаама утвердить в настоящем звании и испросить Высочайшее соизволение на исключение его из податного состояния. 3. Заведенный им скит под названием Предтеченского, Чикойского, утвердить в законном существовании и причислить к разряду заштатных монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

41 . Материалы по Православной Церкви в Китае с мая 1944 по май 1947 года//ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 22. Л. 225. 42 . Материалы по Православной Церкви в Маньчжурии и Корее в 1947 году//ГАРФ. Ф. 6991, Оп. 1. Д. 277. Л. 70. 43 . Материалы по Православной Церкви в Маньчжурии и Корее в 1948 году//ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 434. Л. 146. 44 . Материалы по Православной Церкви в Маньчжурии и Харбине за 1945–1947 годы//ГАРФ. Ф 6991. Оп. 1. Д. 75. Л. 230. 45 . Медведев А. Русская миссия в Китае 1685–1745 гг.: Электрон, ресурс// www.Chinese.orthodox.ru/russian/mission. 46 .  Мелетий (Якимов) , еп. Православие и устройство церковных дел в Даурии, Монголии и Китае в XVII и XVIII столетиях. – Рязань, 1901. 47 . Можаровский А. К истории нашей духовной миссии в Китае: Архимандрит Петр Каменский//Русский архив. – М., 1886. – 7. – С. 405–407. 48 .  Нестор (Анисимов) , еп. Маньчжурия – Харбин//Вернувшийся домой: Жизнеописание и сб. трудов митр. Нестора (Анисимова) . – М.: ПСТБИ, 2005. – Т. 1. 49 . Николай (Адоратский), иером. Отец Иакинф Бичурин: Исторический этюд//Православный собеседник. – 1886. – 1. – С. 164–180, 245–278; 2. – С. 53–80, 271–310. 50 . Николай (Адоратский), иером. История Пекинской Духовной Миссии в первый период ее деятельности: 1685–1745//История Российской Духовной Миссии в Китае. – М., 1997. – С. 14–164. 51 . Палимпсестов И. И. Преосвященный Гурий: Из моих воспоминаний//Русский архив. – 1888. – Кн. 9. – С. 165–170. 52 . Пан Т. А. Архимандрит Иларион (Лежайский) и первая Пекинская духовная миссия (1717–1729 гг.)//Исторический вестник. – 2000. – Вып. 2(6). – С. 196–202. 53 . Подворье Китайской миссии в Москве//Православный благовестник. – 1913. – 20. 54 . Полный свод законов Российской империи. – СПб., 1830. – Т. 4. 55 . Пчелин Н. Г. Миссия иезуитского ордена в Китае. 1579–1842: Дис. – СПб., 1999. 56 . Райан Н. Россия – Харбин – Австралия: сохранение и утрата языка на примере русской диаспоры, прожившей XX век вне России. – М.: Русский путь, 2005. 57 . Русская Атлантида. – Челябинск, 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4. В ските сем быть строителю 1-му, иеромонахам 4, иеродиаконам 3, монахам 6, всего 14. 5. Церковь сего скита освятить вновь на новом освященном антиминсе, а прежний взять в архиерейскую ризницу. 6. Скиту состоять, как доныне, на своем содержании». Государь Император, по всеподданейшему докладу г. обер-прокурора, в 16 день ноября Высочайше утвердить соизволил определение святейшего Синода о причислении учрежденного в Верхнеудинском (ныне Троицкосавском) округе в Чикойских горах скита к разряду заштатных монастырей. Согласно новому Высочайше утвержденному положению Чикойского монастыря, основатель скита иеромонах Вар­лаам был признан в звании строителя; но братии вновь негде было взять. Почему, строитель иеромонах Варлаам только в 1833 году получил себе помощника для священнослужения, иеромонаха Нафанаила, до прибытия коего по прежнему неупустительно сам отправлял все богослужения. Строителю иеромонаху Варлааму по­ручено было распечатать в церкви, тогда единственной в ските, царские врата, запечатанные ересеначальником Израилем, исправить церковь в должном виде и освятить; что им и исполнено. – В 1869 году эта самая церковь перестроена и обновлена в честь Божией Ма­тери, Споручницы грешных, при пособии кяхтинского 1 гильдии купца М. Ф. Немчинова. – Кроме того о. Варлааму поручено было озаботиться устройством нового соборного храма в обители. В 1836 году Иркутская строи­тельная коммиссия составила план и фасад на построение этого храма. Преосвященный Нил исходатайствовал на устройство Чикойской обители из сумм святейшего Синода три тысячи рублей, и сам руководил о. Варлаама в распланировке и устройстве скита, где он бывал сам, при обозрении епархии. Об учреждении нового скита в Чикойских горах было опубликовано в «Московских ведомостях», с вызовом к добровольным пожертвованиям на св. обитель во имя св. великого пророка и крестителя Иоанна. Оби­тель имела счастие получить от двора Его Величества чрез статс-секретаря – икону Спасителя, пожалованную обители покойною Государынею Александрою Феодоровною.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010