А.А. Хвостов Преосвященный Мелетий, – до монашества Михаил Косьмич Якимов, – родился 29-го октября 1835 года в селе Немском 1 Вятской губернии, где родитель его о. Косьма Павлович Якимов был священником. Приход, в котором указан был о. Косьме жребий служения, был заражен расколом, требовавшим неослабной пастырской деятельности для спасения окраин в недрах православия. Имея богословское образование с миссионерским направлением, о. Косьма вел энергичную борьбу с расколом, причем, в видах ограждения православных от раскольников и привлечения последних к св. церкви, был озабочен устройством храма для образования православнаго прихода, ныне находящагося в селе Митрофановском. Сын Михаил родился в то время, когда о.Косьма строил дом, в котором живут священники и поныне. Семейное событие это так обрадовало отца, что он созвал всех рабочих, и, угощая их, говор ил: – «радуйтесь со мною, Бог даровал мне сына!..» Чрез год он заболел простудноюгорячкою, а 18 октября 1837 г. отошел в вечность. Священствовал не более пяти лет, оставив двух сыновей на попечение матери 2 . Мать Александра Капитонова, – урожденная Рязанова, дочь чиновника тоже духовнаго происхождения (сын причетника), – по приглашению преосвященнейшаго, впоследствии оставила свою родину и переехала в г. Читу. Здесь она основала Читинскую Богородицкую общину, ныне преобразованную в общежительный монастырь. 29 декабря 1888 года, основательница общины скончалась 75 лет от роду; погребена в основанной ею обители, йод церковью св. мученицы Александры, у леваго клироса. Не красна была жизнь оставшихся после отца малолетних сирот с матерью, обреченных на крайнюю бедность, тяжелая, грустная картина которой несколько смягчалась получением половиннаго дохода с причетническаго места, во имя добраго Вятскаго обычая – зачислять за сиротами места. При таких-то печальных условиях пришлось обоим братьям получить первоначальное образование в Нолинском духовном училище. Пред поступлением старшаго сына Павла в семинарию, мать должна была переехать в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Мелетий (Якимов Михаил Козьмич), еп. Рязанский и Зарайский Родился в 1835 году в семье священника Вятской губернии. (Родственник профессора СПБ духовной академии И.С.Якимова ). В первые годы своего детства, лишившись отца, он вместе с другими детьми-сиротами остался на попечении матери, испытывая, конечно, все тяжелые условия сиротской жизни. Несмотря на бедность и слабость здоровья, он с большим успехом прошел курс низшей школы и окончил в 1856 году Вятскую духовную семинарию. Стремясь к уединенной жизни, он не захотел продолжать учение в высшей богословской школе, но непосредственно, по окончании семинарии, поступил в число братии Вятского Успенско-Трифоновского монастыря, где 28 марта 1857 года был пострижен в рясофор и определен сначала проповедником и библиотекарем, а затем учителем по священной истории и нотному пению и надзирателем в Вятском духовном училище. В таком скромном звании монастырского послушника, учителя и воспитателя духовного юношества молодой рясофорный инок оставался более года, пока советы его товарища-друга (впоследствии кафедрального протоиерея в Вятке Ф.Г.Кибардина) не привели его к решимости продолжать далее богословское образование в академии. 16 августа 1858 года он поступил в Казанскую духовную академию, где I февраля 1859 года был пострижен в монашество с именем Мелетия, а 16 марта того же года рукоположен во иеродиакона. 9 дек.1861 года из высшего отделения академии, еще не окончившего 4-й курс, его сослали в Посольский Спасо-Преображенский монастырь (на Байкале) для участия в деятельности миссии в наказание за служение «политической панихиды” по Бездненским крестьянам, убитым при усмирении их волнения. Смиренно и безропотно покоряясь воле Божией, он отправился в маловедомую суровую страну Сибири с верой в свое призвание и христианской решимостью служить вверенному ему делу. 23 июня 1862 года он прибыл на место своего служения. 30 декабря того же года рукоположен во иеромонаха. 20 июня 1865 года был удостоен степени кандидата богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

(Якимов Михаил Кузьмич; 29.10.1835, с. Нема (Немдинское, Введенское) Нолинского у. Вятской губ.- 14.01.1900, Рязань), свт. (пам. 14 янв., 5 июня, а также в Соборах Рязанских, Липецких, Сибирских, Иркутских и Якутских святых), еп. Рязанский и Зарайский, миссионер, писатель. Род. в семье приходского священника Космы Павловича Якимова и Александры Капитоновны (урожд. Рязановой; † 29 дек. 1888), дочери чиновника. Впосл. мать стала одной из основательниц читинской Богородицкой общины, преобразованной в мон-рь (в к-ром и была похоронена). Свящ. Косма, получив богословско-миссионерское образование в Вятской ДС, не только проповедовал в храме, но и посещал дома прихожан, стараясь оградить паству от влияний раскольников, проживавших в приходе. Через год после рождения М., крещенного в честь арх. Михаила, свящ. Косма скончался. Михаил и его брат Павел поступили в Нолинское ДУ. Когда Павел окончил уч-ще и готовился к поступлению в семинарию, семья была вынуждена переехать к родственникам в Вятку. М. Якимова перевели в высшее отд-ние Вятского ДУ, по окончании к-рого он поступил в Вятскую ДС. Несмотря на слабое здоровье, Михаил с успехом завершил обучение. Ему предложили рукоположение в сан иерея после женитьбы. Но М. Якимов решил принять монашество и обратился с просьбой о постриге к ректору Вятской ДС архим. Амвросию (Красовскому), настоятелю Трифонова вятского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . 26 марта 1857 г. он был пострижен в иночество без перемены имени. В Вятской ДС исполнял обязанности библиотекаря и проповедника, с нового учебного года служил учителем истории и нотного пения (в дневные часы), надзирал за учениками и семинаристами, жившими в мон-ре (в часы вечерние и утренние). Во время каникул М. встретился с одноклассником Федором Георгиевичем Кибардиным (впосл. протоиерей кафедрального собора г. Вятки), к-рый убедил его продолжить образование. По благословению Вятского и Слободского еп. Елпидифора (Бенедиктова) и с согласия матери Михаил поступил в КазДА, в к-рой было открыто неск. миссионерских отделений. Ректор архим. Иоанн (Соколов) (впосл. епископ Смоленский) отметил живой ум и твердость характера молодого инока. 1 февр. 1859 г. инок был пострижен в монашество с наречением имени в честь свт. Мелетия Антиохийского, а 16 марта того же года еп. Чебоксарский Никодим (Казанцев) рукоположил его во диакона.

http://pravenc.ru/text/2562822.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИРКУТСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Иркутской епархии, выходившее с 1 янв. 1863 по 1919 г. В 1863-1894 гг. издавались еженедельно, с 1895 г.- 2 раза в месяц. Первоначальный тираж составлял 1,2 тыс. экз., в 1864 г. издатели выпустили 600 экз., в дальнейшем тираж назначался в зависимости от спроса. Подписчиков в 1864 г. было 526, в т. ч. из Москвы, Орла, Рязани, Смоленска, Архангельска и др. городов. Первым редактором «И. е. в.» стал протоиерей кафедрального Богоявленского собора в Иркутске Прокопий Громов (до 1870), затем журнал редактировали ректор Иркутской ДС архим. Модест (Стрельбицкий ; впосл. архиепископ Волынский) (1871-1877), начальник Иркутской духовной миссии архим. Мелетий (Якимов ; впосл. епископ Рязанский) и преподаватель семинарии иером. Гурий (Буртасовский ; впосл. епископ Симбирский) (1877), ректор ДС архим. Григорий (Полетаев ; впосл. епископ Омский) (1878-1887), кафедральный прот. Афанасий Виноградов (1888-1894). Далее редакция вновь перешла в семинарию, редакторами были ректор архим. Евсевий (Никольский ; впосл. митрополит Крутицкий) (1895-1896), преподаватель свящ. Иннокентий Подгорбунский (1897-1904), ректор архим. Никон (Бессонов ; впосл. епископ Енисейский) (1905). С перерывами издание редактировали преподаватель ДС прот. Иоанн Дроздов (1905-1916), ректор архим. сщмч. Евгений (Зернов ; впосл. митрополит Горьковский) (1906-1913), ректор архим. Зосима (Сидоровский; впоследствии архиепископ Енисейский) (1913-1914), ректор архим. Софроний (Арефьев ; впоследствии архиепископ Краснодарский) (1914-1917), свящ. П. А. Попов (1916-1917), М. В. Одинцов и Д. Н. Дурницын (1917-1918). В «И. е. в.» публиковался прот. Александр Сулоцкий . Разрешение на выпуск «И. е. в.» было дано указом Святейшего Синода от 23 окт. 1862 г. по ходатайству Иркутского архиеп. Парфения (Попова) . Структура журнала была утверждена Синодом. В офиц. части публиковались указы, распоряжения Синода, сведения о награждениях, о перемещениях по службе священнослужителей, о поездках и служении правящих архиереев, о происшествиях, подробнейшие отчеты о деятельности духовно-учебных заведений, попечительства о бедных и др. В первых номерах журнала публиковались данные обо всех органах епархиального управления: списки членов Иркутской духовной консистории и попечительства о бедных, благочинных, настоятелей мон-рей, миссионеров, депутатов епархиальных съездов, полного состава духовно-учебного ведомства, сведения о церковных старостах и об их деятельности. За 1863-1888 гг. в офиц. части был опубликован 1231 материал, в т. ч. 920 высочайших манифестов, указов и определений Синода, 311 распоряжений иркутского епархиального начальства.

http://pravenc.ru/text/674059.html

Пустынник Варлаам, основатель Иоанно-Предтеченскаго скита на границах Китайской Монголии, в Чикойских горах за Байкалом : Эпизод из истории русского православного миссионерства в Сибири Источник I. Первоначальное устройство Чикойского скита На границе китайской Монголии между 120о–125о в.д., 50о–53 о с. ш., в 150 верстах от Кяхты, в настоящем столетии в глухом лесу и в горах, подобных высотам Афонским, возник, к изумлению страны Забайкальской, иноческий скит. Основателем его был простолюдин, удалившийся в Чикойские горы для поста, молитвы и уединенного богомыслия, некто Василий Федотович Надежин. Не смотря на некоторыя странные обстоятельства предшествовавшей его жизни, до вступления на подвиг пустынножительства, этот подвижник стяжал себе не только уважение знавших его почтенных граждан и высоких особ, но и приверженность окружных жителей, нужно заметить – зараженных дотоле расколом. Василий Надежин, во иночестве Варлаам, стяжал себе славу строгого подвижника веры и благочестия даже просветителя народа в той среде, где ему судил Бог устроить приют себе и другим, ищущим места для духовнаго делания. И дело его не рушилось, не погибло, как обыкновенно оканчиваются в мире суетные дела и предприятия; но устояло против сильных треволнений, какие испытал созданный им иноческий скит, и сам основатель. Доныне оставаясь почти в том же виде, как устроен был старцем Варлаамом, – Чикойский скит служит красноречивым памятником веры и благочестия в столь близкое к нам время и доднесь. 1 Странным может показаться читателю, что основа­тель Чикойского скита сам себя называл «бродягою». Он имел себе порицателей, которые может быть найдутся и теперь; но это злословие, судя по делам и за­слугам, не унижает ни его христианской личности, засвидетельствованной богоугодною жизнию, ни его дел, совершенных во славу Божию. Известный сибирский прозорливец, старец Даниил, покоющийся в енисейском Рождественском монастыре, тоже был, как говорится, человеком опальным, осужденным на ссылку в Си­бирь; но он все претерпел за имя Христово, и стяжал себе славу доброго подвижника. Старец Парфений, посещавший Сибирскую страну, и наблюдавший за религиозным ее состоянием, нимало не усумнился поставить как старца Даниила, так и основателя Чикойской обители – старца Варлаама, по их подвигам и вере к ним народа, в числе избранников Божиих, наравне с такими подвижниками православной Церкви, как – Серафим Саровский , святитель Тихон Задонский , Георгий Затворник, и др. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Республика Саха (Якутия) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Никольский храм (Вилюйск) Республика Саха (Якутия) (якут. Саха рспблкэтэ, Саха Сирэ) — субъект Российской Федерации, республика в её составе, крупнейший по территории субъект Российской Федерации. Кроме того, Якутия — самая большая административно-территориальная единица в мире. Входит в Дальневосточный федеральный округ, является частью Дальневосточного экономического района. Якутия — единственный субъект Российской Федерации, на территории которого применяется время трёх часовых поясов, разница с московским временем составляет +6, +7, +8 часов. Столица республики - город Якутск . Содержание Православие в Якутии [ править править код ] Датой вхождения Якутии в состав России считается 1632 год, когда енисейский казачий сотник Петр Бекетов основал на правом берегу реки Лены острог, из которого впоследствии вырос Якутск. В городе есть маленькая улочка, названная в честь Бекетова. Им были также основаны города Жиганск, Чита, Нерчинск, открыты серебряные месторождения на Нерчи. С 1620 года по 1731 год Якутия входила в состав Тобольской епархии. С 1731 по 1852 годы Якутия в составе Иркутской епархии. Епископ Мелетий (Якимов) и духовество Якутской епархии 1896 С 1853 года по 1870 год Якутия оформляется в Якутское викариатство Камчатской епархии. Первый епископ Камчатский и Алеутский, святитель Иннокентий (Вениаминов) , пребывал в Якутске с 11 сентября 1853 года, а переселившись в Благовещенск в 1860 году оставил за собой викарием епископа Павла (Попова). Официальное учреждение викариатства относится к 11 января 1858 или, по иным сведениям, к 16 ноября 1859 года. В конце 1869 года в результате многолетних трудов святителя Иннокентия (Вениаминова) был подписан Царский Указ об образовании Якутской епархии. Якутская письменность появилась благодаря православным миссионерам. В 1812 году в Иркутске была издана первая религиозная книга на якутском языке — «Молитвы. Символ веры и заповеди Божьи: начатки вероучения». В 1819 году священник Олекминской Спасской церкви Георгий Попов впервые составил якутский алфавит. Главная же заслуга — перевод Писания — принадлежит святителю Иннокентию, просветителю народов Сибири и Америки. По его инициативе в 1853 году был создан Комитет по переводу священных и богослужебных книг на якутский язык. Над переводами трудился и его сподвижник, протоиерей Дмитрий Хитров (будущий епископ Якутский и Вилюйский Дионисий), который составил первую «Краткую грамматику якутского языка» (1858). Населённые пункты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Сах...

Читинская епархия Дата создания: 1894 г. Описание: Входит в состав Забайкальской митрополии Важнейшим этапом распространения христианства на восток от Урала стало создание в 1620-1621 гг. в Тобольске первой Сибирской епархии, в состав которой входило Забайкалье. Православие в Забайкалье появилось вместе с отрядами казаков в начале XVII в. при присоединении Сибири к Российскому государству. Первым опорным пунктом при продвижении русских на восток стал Баргузинский острог, основанный русскими казаками и землепроходцами на севере Байкала в 1648 г. Задачей первой в истории Сибири духовной миссии (1681 г.) было распространение христианства среди местного населения. В это время были основаны Свято-Троицкий Селенгинский и Спасо-Преображенский Посольский монастыри. Последнему отводилась роль официального религиозного центра на недавно присоединенной к Российскому государству территории. В декабре 1706 г. была учреждена Иркутская епархия как викариатство Тобольской митрополии, а с января 1727 г. Иркутская епархия становится самостоятельной и включает в себя практически всю территорию Восточной Сибири. С XVIII в. Забайкалье стало входить в ведение Иркутской и Нерчинской епархии. Указом императора Николая I от 11 июля 1851 г. была учреждена Забайкальская область. Чита была возведена в степень областного города, а Троицкосавск, Кяхта и Усть-Кяхта составили особое градоначальство. В 1862 г. учреждаются Селенгинское викариатство Иркутско-Нерчинской епархии и Забайкальская духовная миссия с церковно-административным центром при Посольском Спасо-Преображенском монастыре. Первым епископом Селенгинским был назначен Вениамин (Благонравов) (1862-1868), вторым — Мартиниан (Муратовский) (1869-1877), третьим — епископ Мелетий (Якимов) (1878-1889). В 1880 г. кафедра епископа Селенгинского была перенесена в Читу. Четвертым епископом стал Макарий (Дарский) (1890-1892), пятым — Георгий (Орлов) (1892-1894). Забайкальская епархия появилась благодаря стараниям епископа Селенгинского Мелетия (Якимова).

http://patriarchia.ru/en/db/text/5196345...

Из пережитого : Речь, сказанная преосвященным Мелетием, епископом Рязанским и Зарайским в собрании миссионерского казанского съезда в Казанской Духовной Академии 2 августа 1897 года Источник Из пережитого Под этим заглавием напечатана в «Миссионерском Обозрении» речь нашего Архипастыря, Преосвященного Мелетия, на миссионерском Съезде в Казани. Воспроизводя ее на страницах Епархиальных Ведомостей, считаем не лишним коснуться тех толков, какие появились о ней в светской печати, преимущественно – так называемой либеральной («Русские Ведомости» 221, «Вестник Европы» и др.). Своеобразное освещение вопросов религии в этой прессе – известно, и ни для кого не было бы неожиданным встретить здесь отрицательные суждения о занятиях миссионерского Съезда, это в порядке вещей. Но вот что печальнее всего! Корреспондент «Русских Ведомостей», сообщая в своем тоне о ходе рассуждений на Казанском Съезде, между прочим, вырвал из речи Преосвященного одну фразу, исказил ее, и в таком виде пустил в обращение. Так в «Русских Ведомостях» было передано будто: «Преосвященный Мелетий рекомендовал вниманию Съезда важную меру для успеха миссионерского дела: это – конфискация имущества всех раскольников и сектантов», между тем как в речи Преосвященного высказано было совсем не то: говорилось о «конфискации кагальных касс, имеющих противогосударственное значение» у сектантов, «не признающих ни церкви, ни царя, ни властей» 1 . Это, как видим, совсем другое дело. Впрочем, более беспристрастные органы печати («Новое Время» 7789, «Русский Труд» 36) по достоинству оценили неправильное сообщение корреспондента. «Новое Время» еще до появления в печати речи Преосвященного в том виде, как она была произнесена, высказало, что «корреспондент Московской газеты передал неверно то, что происходило на Съезде, так как меры, подобно указываемой им, никогда не были в духе нашей церкви и нашего духовенства». Конечно, так. Напомним поборникам гуманных чувств к заблуждающимся в вере, что речь Преосвященного Мелетия, ознаменовавшего свою свыше 30-ти летнюю практическую миссионерскую деятельность именно любовью и участием и к иноверцам-инородцам имеет иную цель.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Собранные мною материалы в 1873 г. в г. Иркутске чуть совсем не погибли в пожаре; только часть их была спасена из пламени и при том в обгорелом виде. К сожалению, сгорели некоторые миссионерские записи и составленный мною во время миссионерской практики русско-бурятский словарь. Пользуясь командировкой в г. Казань в следующих 1874 и 1875 годах, я прежде всего принялся за восстановление подлинных грамот по обгорелым листкам, имевшимся у меня в подлинниках и в копиях. Господь помог мне препобедить все препятствия к исполнению этого дела. Грамоты восстановлены были дословно, и тогда же изданы особою книгою под заглавием: «древние церковные грамоты восточно-сибирского края (1653–1726) и сведения о Даурской миссии». Казань. 1875 г. 1 – Оставалось восстановить свое исследование по истории миссий. Для этого я успел воспользоваться некоторыми источниками из библиотеки Казанской духовн. академии. С Божиею помощью успел восстановить и это сочинение, но к изданию не мог приступить, по кратковременности пребывания в Казани. После того не мало писалось о Пекинской и Забайкальской миссиях; праздновались юбилеи той и другой; являлись целые истории, но никто не воспользовался изданными мною сырыми материалами во всей полноте, хотя некоторые авторы цитуют и даже, как выражается г. Сумароков, штудировали эту книгу. Следовательно, предпринятое мною издание церковно-исторического труда представляется неизлишним при других подобных изданиях. Следя за действиями Сибирских миссий сначала за Байкалом, а потом из Якутска, я не нашел нужным переделывать это сочинение по новому плану, а только сделал подразделение глав, для удобства и порядка обзора. Главною заботою и желанием было сохранить для истории остатки древних памятников, беспощадно истребляемых временем и пожарами. Не гладок слог и говор старины, но он переносит нас в ту эпоху, когда события происходили при тогдашней обстановке исторических лиц. Приходится дорожить даже отрывочными лоскутками древних записей. При недостатке исторических сведений и такие мелочи проливают иногда свет на исторические лица и события.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви МАТФИЙ († ок. 63), ап. (пам. 9 авг.; пам. зап. 24 февр., 25 февр. в високосные годы), избранный вместо апостола от 12 Иуды Искариота МАТФИЙ Михайлович Вознесенский (1860 - 1919), свящ., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФИЙ Михайлович Рябцев (1870-1918), свящ., сщмч. (пам. в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МЕЛАНИЯ РИМЛЯНЫНЯ (Младшая, Новая)(383 или, по мнению Э. А. Кларк, 385/6, - 438/9), прп. Вифлеемская (Палестинская) (пам. 31 дек.), внучка Мелании Старшей одна из самых значительных фигур жен. монашества МЕЛЕТИЙ свт. (сщмч.?) (пам. 21 сент.), еп. Кипрский - см. в ст. Исаакий и Мелетий, святители (священномученики?) МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский МЕЛЕТИЙ (Якимов Михаил Кузьмич; 1835-1900), свт. (пам. 14 янв., 5 июня, а также в Соборах Рязанских, Липецких, Сибирских, Иркутских и Якутских святых), еп. Рязанский и Зарайский, миссионер, писатель МЕЛЕТИЙ прп., Киево-Печерский, иерей - см. Мелетий, Петр, Серапион, Филарет, преподобные, Киево-Печерские, иереи МЕЛЕТИЙ (Федюнев Михаил Михайлович; 1871-1937), иером., прмч. (пам. 10 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МЕЛЕТИЙ I (Пигас) (1535/40 - 1601), св. (пам. (пам. греч. 13 окт.), патриарх Александрийский (с 5 июля 1590), местоблюститель К-польского Патриаршего престола (март 1597 - апр. 1598), выдающийся церковный деятель, писатель МЕРКУРИЙ еп. Смоленский (?), сщмч. (пам. 7 авг.; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших; в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_63.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010