Рассмотрим некоторые другие источники, подтверждающие существование союза. Согласно жившему в то время доминиканскому летописцу Птоломео Луккскому (позже он стал секретарем папской курии), византийско-арагонский договор о союзе был заключен после отлучения от Церкви Михаила VIII папой Мартином. Птоломео утверждает, что видел документальные подтверждения заключения этого договора, целью которого было «лишить короля Карла его королевства». 410 Подтверждение наличия византийско-арагонского союза можно обнаружить и в других источниках того времени, написанных авторами, придерживавшихся самых различных политических симпатий: «Кипрские деяния» (Gestes des Chiprois), написанные Тирским тамплиером, «Пиачентинские анналы» за май 1282 г., написанные в управляемом гибеллинами северо-итальянском городе, и летописи гвельфа-францисканца Салимбене из Пармы. 411 Более того, сам папа Мартин в булле об отлучении свидетельствует о наличии союза. Он объявляет о «противозаконном заговоре» между греками и арагонцами и приводит список всех вовлеченных в него лиц, включая императора Михаила, короля Педро, Джованни да Прочида и Бенедетто Захарию (о его роли в заговоре см. ниже). XIII. Однако важнее всего свидетельства двух главных действующих лиц нашей истории. Мы уже приводили выше свидетельство Михаила Палеолога, подтверждающее его участие в заговоре. Но осторожный император никакой конкретной информации не приводит. Свидетельства короля Педро куда более определенны. В письме пизанцам от января 1282 г. (т. е. еще до начала «вечерни») о помощи в борьбе против Карла он пишет: «Конечно вы знаете, что грешный и нечестивый Карл собирается вскоре напасть на императора Константинопольского, недавно связанного со мною узами дружества (курсив мой. – А. Д.). В глубине моего сердца я принял твердое решение воспротивиться самоуверенной дерзости этого короля, и я готов сделать для этого все, что в моих силах. И я намереваюсь... войти в Сицилийское царство и утвердиться там... при поддержке моей мощной армии. Таким образом, покуда король этот будет ошибочно считать, что он уже почти что победил греков, сицилийцы уже навсегда перейдут под мое правление». 412

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Обширный дом богатого флорентинца Луки Питти построен был по плану зодчего Брунеллеско в 1458 г., потом достался Медичисам в 1550 г. и был увеличен ими, украшен стенописью и наполнен картинами с 1640 лета. Тут картины размещены в пятнадцати залах 259 .  В зале 1-й: Сальватора Розы – Море при закате солнца. Хорошо освещено. Франциска Курради – Нарцисс у струйника – загляденье. Россели Маттео – Торжество Давида. Он на плече несет огромный меч, едва охватывая ефес его, а в руке держит голову Голиафа. Его встречают еврейки. Из них первая с бубном – прелестна, прочие миловидны (1621 г.). Тициана – Обручение св. Екатерины. Она красива. Прильнула к Божественному Младенцу. А маленький Предтеча стоит перед Ним на коленах и обожает Его. Умилительная картина! Нежен колорит у Тициана. Фра Бартоломео флорентинца – Снятие с креста 260 . Лицо Спасителя бледно, томно, но благообразно. Он походит на Свою Матерь, Которая поддерживает голову Его и как бы целует ее. В благообразном виде Ее выражаются материнская любовь и горесть, но не отчаяние. Евангелист Иоанн поддерживает Усопшего.  В зале 2-й: Мурилла – Мадонна. Она прекрасна, но не идеальна. Это – мать, как и все матери на земле. Христофора Аллори – Помощь св. Иулиана у опасной реки. Девушку принимают из лодки. Она в первой молодости своей прелестна. Салимбения – Святое семейство, 1587 г. Тут все лица весьма благообразны. Собачка лает на Предтечу. Гверчина – Воскрешение Тавифы – малая картина 1618 г. Повелительно лицо апостола Петра. Юлия Романо – Святое семейство. Лицо Богоматери очень хорошо. Она с улыбкой смотрит на младенцев, попирающих зыбку. Праведный Иосиф, опершись на обломки колонн, рукой своей поддерживает подбородок свой. Андрея Сарто – Плащаница у подножия Голгофы. Умилительная картина. Все, пять-шесть, смотрят на усопшего Христа. Нери Маратта – Явление Богоматери св. Филиппу. Лицо ее величаво. Тициана – Мария Магдалина хороша, но толста.  В зале 3-й: Рафаэля – Святое семейство. Лицо Богоматери идеально. Андрея Сарто – Святое семейство. Богоматерь молода и прекрасна. Лицо Ее с тонкими чертами нежно и девственно (профиль). Миловиден и Божественный Младенец.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Девы Марии), сообщество мирян, имевших право на ношение оружия и использование его во имя католич. Церкви и живших вместе в соответствии с августинским уставом. Члены нового ордена должны были поддерживать порядок среди горожан и защищать социальную справедливость. Гауденты были близки к доминиканскому ордену, подчинялись папе Римскому или местному епископу. Значительное влияние на еретические группы XIII в. оказало творчество Иоахима Флорского († 1202). Ему принадлежат по меньшей мере 3 крупных богословских трактата - «Книга согласования Нового и Ветхого Заветов» (Liber de concordia Novi ac Veteris Testamenti), «Толкование на Апокалипсис» (Expositio in Apocalypsim) и «Десятиструнная Псалтирь» (Psalterium decem cordarum), в которых он сформулировал свое учение о Боге и Св. Троице, о смысле истории и об аскетической жизни. Учение Иоахима Флорского было настороженно встречено католич. богословами и папами Римскими, но до 1260 г. не подвергалось офиц. осуждению. В нач. XIII в. сначала в И., а затем и за Альпами распространению учения Иоахима Флорского, которое благодаря эсхатологическим пророчествам стало весьма популярным, способствовали цистерцианцы, а внутри ордена - монахи, принадлежавшие к т. н. флоринам. Среди францисканцев труды Иоахима Флорского получили известность в 40-х гг. XIII в. По словам хрониста Салимбене, стимулом к изучению итал. францисканцами сочинений Иоахима Флорского стало прибытие в Пизу «аббата» т. н. флорского ордена - в 1247 г., страшась войск имп. Фридриха II, он покинул монастырь, находившийся между Луккой и Пизой, и взял с собой все книги «пророка». Особый интерес вызывала идея о господстве в предрекаемую Иоахимом Флорским «третью эпоху» некоего нового монашеского ордена (францисканцы считали, что этим «новым орденом» является орден св. Франциска Ассизского). Распространению иоахимизма способствовало соч. «Введение в вечное Евангелие», автор которого долго оставался неизвестен, однако в наст. время идентифицирован с францисканским мон. Герардом или Герардино из Борго-Сан-Доннино (ныне Фиденца), студентом фак-та теологии Парижского ун-та (см. ст. «Евангелие вечное» ). В 50-60-х гг. XIII в. последователи Иоахима Флорского среди францисканцев подверглись преследованиям (на короткое время орден лишился папских привилегий, был уличен в ереси бывш. генеральный магистр ордена Иоанн Пармский ). В 80-х гг. XIII в. среди спиритуалов популярностью пользовалось учение Иоахима Флорского, развитое Петром Оливи . Идеи Оливи были осуждены в 1299 г., но нашли отражение в соч. «Древа распятой жизни Иисуса» (1305) Убертино да Касале. Эти учения были оппозиционны католич. Церкви, их сторонники объявляли «антихристами» Римских пап Бонифация VIII (1295-1303) и Бенедикта XI (1303-1304).

http://pravenc.ru/text/2033697.html

То, что в этот период Римские папы не рассматривали И. Ф. как еретика, подтверждают 2 послания папы Гонория III (1216-1227). В 1-м послании, направленном 2 дек. 1216 г. епископу г. Лукка, в диоцезе к-рого был один из мон-рей флорского ордена, папа сообщает, что до него дошли слухи о том, будто этот епископ преследует аббата и монахов мон-ря как еретиков. Цитируя практически дословно заключительную часть постановления Латеранского Собора, папа отмечает, что на Соборе была осуждена лишь книга И. Ф., а не он сам или его орден, поэтому все преследования должны быть немедленно прекращены (текст письма см.: Di Napoli. 1979. P. 677-678). Еще более показательно 2-е послание, которое папа направил 17 дек. 1220 г. архиепископу г. Козенца и епископу г. Бизиньяно, в диоцезах к-рых располагались главные мон-ри флорского ордена. По словам папы, ему сообщили, что на основании осуждения книги И. Ф. на Латеранском Соборе нек-рые решили, что «сам этот аббат, который был отцом и основателем флорского ордена, считается Церковью Божией еретиком». Папа решительно отвергает такое суждение об И. Ф.: «Посредством апостольского повеления мы приказываем... публично возвестить по всей Калабрии, что мы считаем его кафолическим мужем (virum catholicum)» (цит. по: Ibid. P. 678). Несмотря на позднейшую борьбу Папского престола с иохимитами-францисканцами, монахи флорского ордена никогда не воспринимались как еретики или враги Церкви. Основанный И. Ф. орден после его смерти практически не увеличивался по количеству монастырей и монахов, хотя существовал достаточно долго. К кон. XVI - нач. XVII в. мн. его монастыри оказались заброшенными и были упразднены, а оставшиеся по большей части присоединены к бенедиктинскому и цистерцианскому орденам: «После 1632 г. не осталось, по-видимому, ни одного флорского монастыря» ( Лобковиц. 2002. С. 58-59). К сер. XIII в. в целом благожелательное отношение католич. церковной администрации к личности и взглядам И. Ф. стало меняться на противоположное. Главной причиной этого было распространение его идей среди францисканцев , об обстоятельствах которого известно из «Хроники» Салимбене Пармского ( ок.

http://pravenc.ru/text/578138.html

Ф., Франциск Ассизский и Доминик де Гусман объявлялись зачинателями новой эпохи. Труд Герарда вызвал возмущение у парижских богословов, к-рые нашли в нем множество заблуждений. Список этих заблуждений был направлен ими Парижскому епископу, к-рый передал дело для рассмотрения Римскому папе. По приказу папы Александра IV (1254-1261) в г. Ананьи была образована особая комиссия, члены к-рой внимательно разобрали все присланные фрагменты, сравнив их при этом с подлинными сочинениями И. Ф. По итогам работы комиссии в кон. 1255 г. папой было направлено 2 мандата в Парижский ун-т: книгу Герарда надлежало уничтожить, сам Герард был сослан (см.: Chartularium Universitatis Parisiensis. P., 1889. T. 1. P. 297-298). Формально никакого осуждения в адрес И. Ф. со стороны папы не прозвучало, однако в сохранившихся документах папской комиссии имеются цитаты из его сочинений, к-рые могли быть теми «выписками» (cedule), к-рые папа также повелел предать огню. Т. о., хотя достоверно известно, что комиссия обнаружила «заблуждения» не только во «Введении» Герарда, но и в сочинениях И. Ф., ни эти сочинения, ни сам И. Ф. папой не были осуждены (подробнее см. в ст. «Евангелие вечное» ). По свидетельству Салимбене, книга Герарда имела хождение среди францисканцев и после ее осуждения: так, в 1270 г. ему показали ее знакомые монахи, и он посоветовал предать ее огню, как искажающую подлинное учение И. Ф. (см.: Salimbene. Cronica//MGH. SS. T. 32. P. 457-458). Возможно, отголоском работы комиссии является единственное офиц. церковное осуждение учения И. Ф., которое произошло в 1260 г. (датировка Манси; по др. версии в 1263) в г. Арле на поместном Соборе. Председательствовавший на нем еп. Арльский Флорентин участвовал в работе комиссии в Ананьи, где, по-видимому, и познакомился с сочинениями И. Ф. Во введении к постановлениям Собора достаточно подробно и корректно излагается учение И. Ф. о 3 эпохах и 3 родах людей, иоахимиты (ioachitici) обвиняются в умалении значения НЗ, в признании недостаточным спасения, совершенного Христом, и в ожидании «нового евангелия» Св.

http://pravenc.ru/text/578138.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Радио Ватикана сообщает о росте религиозной нетерпимости в Южной Киргизии 11.10.2006 Нетерпимость и религиозная вражда, особенно по отношению к христианам, продолжает расти в Южной Киргизии , сообщает Ватиканское радио. Прошло два месяца после того, как толпа напала на дом протестантского пастора, где исламисты сожгли религиозную литературу и Библии. Пастор Салимбек Саригулов до сих пор боится за свою жизнь и жизнь своей семьи. " Люди из мечети уже приходили в мой дом, после того нападения и сказали, что они убьют меня, если я не оставлю село " , - рассказал Саригулов. Три офицера милиции были свидетелями нападения, но не вмешались. Милиция также отрицает данные больницы, согласно которым Саригулову разбили два пальца и нанесли другие побои. Глава Государственного Комитета по вопросам религии Шамсибек Закирова и местный имам утверждают, что пастор Саригулов должен оставить свой дом и закрыть церковь, " чтобы, не провоцировать ситуацию " . Поправки к Закону о религии, которые были внесены депутатом Камчибеком Ташиевым в парламент, откровенно нарушают религиозные свободы. Среди новых ограничений, предложенных парламенту, есть статья, которая наказывает тех, кто " обижает чувства граждан, которые принадлежат к другой религии " . То есть, христиане не будут иметь права проповедовать свою религию, чтобы не обидеть чувства мусульман, а мусульманам проповедовать нет нужды, поскольку они являются большинством. За последние месяцы множество подобных жалоб поступило и от других протестантов. Глава Союза баптистов Киргизии Александр Шумилин пожаловался, что такое давление на протестантов, в частности нападения толп исламистов, значительно участились за прошлый год. Протестанты жалуются, что все эти нападения остались безнаказанными. Они также отмечают, что изменение отношения к ним стало заметно после прихода к власти нового руководства Киргизии после изгнания бывшего президента Аскара Акаева в марте 2005 после уличных протестов в Бишкеке. ИТАР-ТАСС/Седмица.Ru Редакция текста от: 11.10.2006 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/1577.html

Осера, и др. видных особ. Повторное освидетельствование мощей М. М. было проведено 24 апр. 1267 г. в присутствии кор. Людовика Святого, кард. Симона де Бриона (буд. папа Мартин IV ), герц. Бургундии Гуго IV, еп. Ги де Мело и др. Монахи Везле подарили Людовику Святому нижнюю челюсть, 3 зуба и руку святой, а также 2 шипа из тернового венца Спасителя. Король поместил эти святыни в 2 драгоценных реликвария, один был в форме руки (впосл. возвращен в Везле - см.: Delpierre M. L " iconographie de sainte Marie-Madeleine dans l " art français. P., 1948. P. 13), др. реликварий, с фигурой ангела, до 1368 г. хранился в Монморанси, затем был подарен кор. Карлу V, к-рый поместил его в аббатство Сен-Дени. Кард. Симон де Брион получил часть мощей М. М. и в 1281 г. передал святыню кафедральному собору в Сансе (в 1876 реликвия возвращена в Везле). Тогда же частицы мощей были отданы в госпиталь М. М. и в кафедральный собор св. Стефана в Осере, где они были помещены в богато украшенный реликварий. Распространение почитания М. М. в Провансе было связано с обретением ее мощей в Сен-Максимене, к-рое описано в ряде источников, самым ранним из к-рых является хроника францисканца Салимбене Пармского ( ок. 1288), современника событий (MGH. SS. T. 32. P. 520-526). 9 дек. 1279 г. Карл из Салерно, гр. Прованса (впосл. король Неаполя), обнаружил в крипте ц. Сен-Максимен мраморный саркофаг, по нек-рым необычным признакам - сильному благоуханию, зеленой ветке укропа во рту усопшей, частице плоти, покрытой кожей на лбу черепа (по преданию, к этому месту прикоснулся воскресший Христос, сказав при этом М. М.: «Не прикасайся ко Мне» (Ин 20. 17; лат. Noli me tangere)) - он принадлежал М. М. Впосл., согласно Бернару Ги (1261/62-1331), ветка укропа была разделена на множество частей и почиталась как святыня. Также рядом с телом была найдена амфора, наполненная землей с Голгофы, пропитанной кровью Спасителя (до 1904, когда амфора была похищена, она выставлялась для поклонения верующих в Страстную пятницу), и фрагмент пергамена с лат.

http://pravenc.ru/text/2562144.html

– М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. II.    – Т. II.      Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2.   Антология философии средних  веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2001. (Мировая философия).   Антонова Е.В., Овчинников С.О. Абеляр//Философский словарь. – М.: Республика, 2001.    Арсеньев Иоанн. Секты Европы от Карла Великого до Реформации. – М.: Вече, 2005. – С. 127 – 148.    Багге С. Автобиография Абеляра и средневековый индивидуализм//Мировое древо. – М., 1994. – Вып. 3.   Баткин Л.М. Письма Элоизы к Абеляру. Личное чувство и его культурное опосредование//Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. – М.: Наука, 1990.   Баткин Л.М. Ради чего Абеляр написал свою автобиографию//Мировое древо. 1994. – Вып. 3.   Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.100, 194–196.   Бицилли П.М. Салимбене: (Очерки итальянской культуры XIII в.). – Одесса, 1916. С.119–122.   Блинников Л.В. Великие философы: Словарь–справочник. – М.: Логос, 1998.    Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице//Болотов В.В. Собрание церковно–исторических трудов: Т. 1. – М.: Мартис, 1999. С.78–121.   Вертеловский А. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству: Историческое исследование. – Харьков, 1888. – Вып. 1. С.93–96.   Виндельбанд В. История философии/Пер. с  нем. – Киев: Ника–Центр, 1997. С.251–254.   Воротилин Е.А. Абеляр// Антология мировой правовой мысли в 5–ти томах. – М.: Мысль, 1999. – Т. II: Европа V – XVII вв.   Гайденко П.П. Элементы свободомыслия в средневековой схоластике//История и теория атеизма. – М., 1962.   Гарин И. Пророки и поэты. – М.: " ТЕРРА " – " TERRA " , 1994. – Т.5. С.405–442.   Гаусрат А. Средневековые реформаторы/Пер. с нем. – СПб., 1900. – Т. 1. С.1–242.   Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. – Кн. 3//Гегель Г.В.Ф. Сочинения . – М.; Л., 1935. С.132–133.   Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987. С.248–250.   Данэм Б. Герои и еретики: Политическая история западной мысли.

http://bogoslov.ru/person/3046398

В 1238 г. возникли новые распри между Гуго де Лузиньяном, гр. де Ла Марш, и братом короля Альфонсом, гр. Пуатье. Против короля объединились почти все бароны Пуату и Лангедока; к ним примкнул английский король, который объявил войну Л. С. (16 июня 1242). Война продолжалась почти год (до 7 апр. 1243). Французскому королю удалось собрать огромную и хорошо оснащенную армию; серия побед, где Л. С. проявил воинскую храбрость, завершилась разгромом англичан в битвах при Тайбуре и Сенте (21 и 23 июля 1242). К владениям короны были присоединены Пуату и Сентонж, Альби, сенешальства Ним-Бокер и Безье-Каркасон. В марте 1243 г. английский кор. Генрих III был вынужден заключить перемирие на 5 лет. Благочестивый образ жизни По описаниям современников Л. С. имел привлекательную внешность: светловолосый, «изящный и стройный, в меру худощавый и высокий, лицо у него было ангельское и вид приятный» ( Салимбене. 2004. С. 241); был обаятелен, весел и остроумен, приветлив и искренен, но вспыльчив, хотя и отходчив. Владел даром красноречия, при этом был сдержан в речах, умел молчать. Любил охоту, устраивал щедрые пиры и пышные праздники; содержал зверинец (львов, дикобразов). Был авторитарен; по всем вопросам составлял свое мнение, мн. решения принимал вопреки доводам советников, но прислушивался к замечаниям. От матери, ревностной католички, Л. С. получил строгое религ. воспитание, внушившее ему значимость миссии монарха и защитника католич. Церкви. Мать окружила его набожными людьми, приучила с детства много молиться, по праздникам слушать все мессы и проповеди. Кор. Людовик IX Святой перед Богоматерью с Младенцем. 1669 г. Худож. К. Коэльо (Прадо, Мадрид) Кор. Людовик IX Святой перед Богоматерью с Младенцем. 1669 г. Худож. К. Коэльо (Прадо, Мадрид) Как отмечают хронисты, король был хорошо знаком с текстами Свящ. Писания и творениями отцов Церкви, любил вести богословские споры. Кроме того, он получил разностороннее образование, прежде всего в сфере права, знал латынь и переводил лат. тексты на франц. язык. Познакомившись на Востоке с богатством мусульм. б-к, Л. С. первым из франц. королей основал б-ку и распорядился не приобретать, а копировать для нее рукописи ради приумножения числа книг. В б-ке были представлены творения блж. Августина , свт. Амвросия Медиоланского, свт. Иеронима Стридонского , свт. Григория I Великого и др. отцов Церкви. Б-ка находилась в королевском дворце в Париже на о-ве Сите, рядом с Сент-Шапель; король не только регулярно посещал б-ку и читал там книги, но и сделал ее доступной для всех желающих.

http://pravenc.ru/text/2561068.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ПАРМСКИЙ [Джованни Буралли; лат. Johannes de Parma; итал. Giovanni Buralli da Parma] (ок. 1208, Парма - 19.03.1289, Камерино), блж. католич. Церкви (пам. 20 марта (в Парме и Камерино) и 24 марта (в Ареццо)), генерал ордена францисканцев в 1247-1257 гг. Главным источником сведений о нем является «Хроника» францисканца А. де Салимбене (1221 - ок. 1290), современника и друга И. П. Сохранилось также позднее Житие И. П., написанное францисканским историком Л. Ваддингом (1588-1657) и вошедшее в состав «Анналов миноритов» (Annales Minorum, seu Historia trium Ordinum a S. Francisco institutorum). И. П. вступил в орден францисканцев в 1233 г. в возрасте ок. 25 лет. Закончил Парижский ун-т, затем преподавал в Болонье, Неаполе и Париже. Принял участие в Лионском I Соборе (1245). В 1247 г. на капитуле в Лионе был избран генералом ордена. Кандидатура И. П. получила общую поддержку, в т. ч. со стороны спиритуалов. В начале пребывания в должности генерала он совершил поездку по Европе с целью посетить основные францисканские конвенты и лично убедиться, следуют ли братья орденскому уставу. Весной 1248 г. побывал в Англии, откуда направился во Францию и через Прованс в Испанию. Во время поездки И. П. встретился с англ. кор. Генрихом III и франц. кор. Людовиком IX Святым . В 1249 г. И. П. возглавил миссию францисканцев и доминиканцев, к-рую по просьбе имп. Иоанна III Дуки Ватаца папа Римский Иннокентий IV направил на Восток для переговоров об унии. На состоявшейся в Нимфее встрече присутствовали император, К-польский патриарх Мануил II , представители Антиохийского и Александрийского патриархатов. Переговоры не привели к к.-л. результатам, была достигнута лишь договоренность о визант. посольстве в Рим в 1250 г. За время пребывания И. П. на посту генерала францисканского ордена состоялись 2 капитула: в Генуе (ок. 1251) и в Меце (1254). На капитуле в Меце И. П. решительно противодействовал попыткам реформировать орден, заявив, что в новых уставах нет нужды и следует соблюдать уже существующие. Консерватизм И. П., встреченный с воодушевлением спиритуалами, был причиной недовольства тех членов ордена, к-рые требовали перемен. На капитуле в Меце И. П. настоял на отказе от вызывавшего споры среди миноритов папского бреве «Quanto studiosius» от 19 авг. 1247 г. Этим постановлением Иннокентий IV наделял францисканцев правом самостоятельно избирать синдиков, к-рые формально, не будучи членами ордена, могли заниматься вопросами, связанными с имуществом, т. е. приобретать, продавать, обменивать вещи, переданные или уступленные ордену. Т. о., контроль за хозяйственной деятельностью мон-рей по сути переходил в руки самих миноритов. Позже все положения этого бреве были повторены в булле Мартина IV «Exultantes in Domino» (1283).

http://pravenc.ru/text/471427.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010