Четвертый цикл, связанный с реликвиями И. П., представляет историю со времени имп. Юлиана Отступника, приказавшего откопать из земли и сжечь мощи святого. На портале собора св. Иоанна Предтечи в Сансе (XIII в.) помещены сцены «Юлиан Отступник приказывает отрыть и сжечь останки Крестителя», «Император Валент приказывает привезти главу Иоанна Крестителя во дворец, но кони отказываются двинуться с места», «Иоанн Креститель открывает монаху Маркеллу место, где хранятся под спудом его мощи», «Император Феодосий приказывает доставить мощи в Константинополь, где для них возводится базилика». К наиболее полным житийным циклам И. П. относятся: мозаический цикл в баптистерии Сан-Джованни во Флоренции (2-я пол. XIII в.); витражные циклы кафедральных соборов Руана, Буржа, Лиона (2-я пол. XIII в.); рельефы баптистерия в Парме (Б. Антелами, ок. 1300); фрески в капелле Перуцци в ц. Санта-Кроче во Флоренции (Джотто, нач. XIV в.); в капелле Иоанна Крестителя в папском дворце в Авиньоне (М. Джованнетти, 1344-1346); мозаики баптистерия собора Сан-Марко в Венеции (1343-1354); фрески в ц. Санта-Мария деи Серви в Сиене (П. Лоренцетти, XIV в.). К циклам XV в. принадлежат: росписи в оратории Сан-Джованни в Урбино (Л. и Я. Салимбени, 1416); фрески в баптистерии в Кастильоне-Олона, Ломбардия (Мазолино да Паникале, между 1425 и 1435), в соборе в Прато (Ф. Липпи, 1452-1466), в капелле Торнабуони в ц. Санта-Мария Новелла во Флоренции (Д. Гирландайо, 1485-1490); бронзовые рельефы купели баптистерия в Сиене (Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, 1417-1427); мраморные рельефы в капелле Сан-Джованни Баттиста (Д. и Э. Гаджини, ок. 1447-1496) и 12 сцен серебряного реликвария с мощами И. П. (1438-1445, Т. Даниели и С. Кальдер) (оба - в соборе Сан-Лоренцо в Генуе). Наиболее известны циклы XVI в.: росписи в ц. Кьостро делло Скальцо во Флоренции (Андреа дель Сарто и Франчабиджо, 1509-1526); деревянный резной полиптих в ц. св. Иоанна Предтечи в Хемевердегеме; цикл из 6 полотен Ф. Гальегоса из картезианского мон-ря Мирафлорес (ныне в Прадо); XVII в.: баптистерий Сан-Джованни ин Фонте (Латеранский баптистерий) в Риме; алтарный образ главного алтаря городского собора г. Перпиньян, Франция.

http://pravenc.ru/text/471450.html

P. 10). Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием. Икона. Рубеж XVII и XVIII вв. (УИХМ) Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием. Икона. Рубеж XVII и XVIII вв. (УИХМ) Встреча Марии с праведными Елисаветой и Захарией. Роспись оратория св. Иоанна Предтечи в Урбино. Художники Л. и Яя. Салимбени. 1416 г. Встреча Марии с праведными Елисаветой и Захарией. Роспись оратория св. Иоанна Предтечи в Урбино. Художники Л. и Яя. Салимбени. 1416 г. И. П. также упоминается и в др. дни, хотя назначается служба иному святому - напр., 3 июня память И. П. отмечается с памятью прор. Исаии и ряда мучеников, в последовании этого дня прославляется в основном прор. Исаия (Ibid. P. 13-14); 20 окт. память И. П. соединяется с памятями св. Фалалея и ап. Марка, чтения на литургии назначаются в честь апостола (Ibid. P. 46). Согласно Типикону Великой церкви IX-XI вв., регулировавшему кафедральное богослужение в К-поле, круг праздников в честь И. П. имеет некоторые отличия от иерусалимской практики. Главными праздниками также являются дни Рождества (24 июня) и Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 авг.). 24 июня на Пс 50 назначается тропарь 4-го гласа Ιερες καρποται δι γγλου τ θαμα (Священник получает через ангела чудо...); на литургии - прокимен из Пс 63, Апостол Рим 13. 11b - 14. 4, аллилуиарий со стихами из Лк 1 (песнь прор. Захарии), Евангелие Лк 1. 1-25, 77-78, 80, причастен Пс 32. 1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 318). 29 авг. указан тропарь И. П. на Пс 50 плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа Η το Προδρμου νδοξος ποτομ (      ), на литургии назначаются прокимен из Пс 63, Апостол Деян 13. 25-39, аллилуиарий со стихом из Пс 96, Евангелие Мк 6. 14-30, причастен Пс 32. 1 (Ibid. P. 386). В др. дни памяти И. П. совершается менее торжественное богослужение или же, как 7 янв. (Собор Иоанна Предтечи), торжественность богослужения обусловлена близостью к празднику Богоявления. 23 сент., на память Зачатия Иоанна Предтечи, повторяется служба 24 июня (Ibid. P. 42). 29 окт. отмечается память И. П. и апостолов, в этот день вспоминается освящение храма во имя св. апостолов (Ibid. P. 82). 7 янв., на Собор Иоанна Предтечи, поется праздничное последование, включающее тропарь на Пс 50 2-го гласа Πρδρομε, προφτα κα ρμου πολτα (Предтече, пророче и пустыни житель...) или иной - Μνμη δικαου μετ γκωμων (        ); на литургии назначается прокимен из Пс 63, Апостол Деян 19. 1-8, аллилуиарий со стихом из Пс 91, Евангелие Ин 1. 29-34, причастен Пс 32. 1 (Ibid. P. 188-190). 23 июля также отмечается память И. П., служба подробно не описана (Ibid. P. 348). В монашеских уставах

http://pravenc.ru/text/471450.html

Л. 315 об. Послание трскго цр ко гдрю црю великом кнзю васильевичю всеа – В этом послании наоборот султан, прославляя могущество царя, спрашивает, почему он называется царём. Л. 317 об. Послание гдр цр великого кнз васильевича всеа к трском црю салтан. – Отвечая Салимбе султану на предыдущее послание, царь уведомляет, что он венчался царским венцом Греческого императора Константина Мономаха. Все четыре грамоты явно подложные. См. Ист. госуд. Росс. т. IX пр. 348. Л. 321. Кано молебенъ прчте бгце певаемыи в наведение печали. Первый тропарь начин. Печалны наведени обревають смиреню ми дш и напасти олацы покрывають. Л. 333 об. Слово свты ць о дшевне. ко всмь православнымь хртиномь. Против сквернословия. Нач. Не подобае т братие правосллвнымъ хртиномъ матены лати . Л. 340. После краткой молитвы к Божией Матери, песнопение умилительное: Зема есн сыра матера всмъ еси ты цъ и мать гроби есте гроби коло ы дубовые всмъ на есте вы гроби домовища и т.д. Л. 344 об. Описание троекратного явления Божией Матери Нижегородцу Григорию Антонову, с повелением возвестить народу, чтобы не сквернословили и соблюдали пост в среду и пяток. Событие относится к Декабрю 1654 г. Л. 347. Слово о Иосифе прекрасном, без начала. Пр. Ефрема Сирина . Л. 396. Наставление в виде притчи, против ненасытного желания богатства. Нач. Впросъ. чл в къ хожаше по чисту полю единъ не обрете на немъ дебри лсу встретоша ег велбдъ и левъ . Л. 397 об. Загадочные вопросы с ответами. Предлагаются Григорием, разрешаются Иваном, и предметом своим имеют что-либо из Свящ. истории. 328 (по преж. кат. 429). Зерцало духовное, пис. полууставом, в 4 д., 608 л., кроме предисловия, занимающего 27 л., 1658 г. На первом листе помечено: вехова, а по листам подписано, что рукопись сия положена была в Воскресенский монастырь, называемый Новый Иерусалим, патриархом Никоном лта зр г . Л. 1. Среди бордюрки, на которой оттиснуты изображения церкви Печерской, св. Владимира, Ольги, Бориса, Глеба, Антония и Феодосия, помещено следующее заглавие: Зерцало духовное, в неже и з грдвное, и ра з т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Этот белокаменный бесстолпный одноглавый храм с пристенными опорами мог быть по ширине 8 м. В 1404 г. рядом с ним сербом Лазарем были поставлены «часы чюдны велми и с луною» (Московский летописный свод кон. XV в.//ПСРЛ. Т. 25. Л. 325об.). Именно этот собор был расписан в 1405 г. Феофаном Греком , Прохором с Городца и прп. Андреем Рублёвым . Слова Троицкой летописи (нач. XV в.) «не ту, иже ныне стоит» считают дополнительным указанием на существование в 1405 г. каменного здания на месте собора, к-рый будет построен в 1416 г. каменная ц. Благовещения была создана (вероятно, освящена) «на Москве, на великого князя дворе», согласно Львовской летописи, 18 июля 1416 г. Если Воронин сомневался, то др. исследователи признали достоверность этого сообщения и полагали, что в 1416 г. по велению вел. кн. Василия Димитриевича бесстолпный храм был разобран по подклет, а его стены внутри и снаружи обложены новой кладкой. Мастера также разобрали апсиду, возвели подклетную часть алтаря, выкладывая основания под боковые апсиды глухой кладкой. На таком подклете возвели четырехстолпный трехапсидный храм 1416 г. (Алешковский, Альтшуллер). Его белокаменная кладка была обнаружена в основании опор существующего собора. Западная паперть Следующий этап строительной истории собора связан с внуком вел. кн. Василия I Димитриевича, вел. кн. Иоанном III. В 1482-1483 гг. собор начали разбирать и, как при строительстве здания 1416 г., разобрали «по казну и по подклет». Судя по сообщению летописи, уже до 1482-1483 гг. к собору примыкало сооружение, в к-ром хранилась великокняжеская казна. Воронин предполагал, что казна находилась под галереей собора вел. кн. Василия Димитриевича. Согласно Львовской летописи, собор в 80-х гг. XV в. строили псковичи, вызванные в Москву вел. кн. Иоанном III после падения второго Успенского собора (1472-1474). Летописная статья, следующая за рассказом о приезде псковичей в Москву, перечисляет все их московские постройки, среди к-рых ц. Св. Троицы (Св. Духа) в Троице-Сергиевом мон-ре, ц. свт. Иоанна Златоуста (Златоустовского мон-ря), ц. Сретения на Поле, ц. Ризоположения на Митрополичьем дворе и Б. с. Статья помещена под 1474 г., но указанные в ней храмы строились с 1476 по 1489 г., и в погодных записях об их возведении уже не содержатся упоминания об участии псковских зодчих. Это обстоятельство, как и особенности архитектуры построек, вызвали сомнения у П. Н. Максимова, указавшего на возможную неточность летописного рассказа о псковском строительстве в Москве.

http://pravenc.ru/text/149295.html

упомин. в 1390г.). Каменные вновь: Николы Неревском конце (1313), Богородицы на Прусской улице (1348 г. упомин. сгоревшею); Нерукотворенного Образа в Людином конце на Добрыни улице (1378), Симеона на Чюдинцевой улице (1392), Константина и Елены на Яневой улице (1400); возобновлены прежние каменные: Космы и Дамиана (1350, потом перестраивалась в 1375); Сорока Мученик (1356); деревянные: Лазаря в Зверинцах (1300), Георгия на Борковой улице (1302), Николы на Яковлеве улице в Неревском конце (1356), Петра в Неревском конце (1384), св. Мины в Людином конце (1385 г. упомни. сгоревшею), Алексия в Людином конце (1391 г. упоминается прежде в 1340 г.), Введения на Прусской улице (1391). Неизвестно какие: Владимира на Побережье близ Детинца, давшая название Владимирскому берегу (1331), Ипатия на Щирковой улице в Неревском конце (1396). В XV-м веке были построены на Торговой стороне, вновь каменные; Алексия Человека Божия близ Успения (1409), Андреа Первозванного на Щитной улице, в Плотницком конце (1417). Каменные вместо деревянных: Никиты в Плотницком конце (1406), Луки на Лубянце (1424); каменные вместо прежних каменных: Св. Отец на Торгу (1430), Михаила Архангела на Михайловке (1454), Илии в Славном (1455), Успения на Торгу (1458), Димитрия на Славковой улице (1463); неизвестно какая: Николы в Никольском конце за Плотницким. На Софийской в Детинце каменные вновь: Гурия, Самона и Авива у Софии, со Владычня двора, поставленная в память знамения, совершенного от иконы этих святых во храме св. Софии (1410), Петра митрополита на воротах: от Неревского конца (1416), Николы у св. Софии (1442); каменные вместо деревянных: Афанасия и Кирилла (1416), Милостивого Спаса на Воротах (1426 упоминается 1424 г.), Анастасии (1440; упоминается деревян. 1417). Вместо прежних каменных: Иоанна Златоуста (1434–1437), Петра на Воротах владычних (1438), Бориса и Геба (1441). За Детинцем, каменные вновь построенные: Архангела Гавриила на Хревковой улице (1413), Воздвижения в Людине конце (1415), Николы на Холопьей улице в Неревском конце (1417), Всех Святых на Черничиной улице в Людином конце (1418), Спаса Преображения на Розважи в Неревском конце (1421), Иоанна Милостивого на Людгощи в Неревском конце (1422); каменные вместо деревянных: Усекновения на Чюдинцевой улице (1402), Петра и Павла в Неревском конце (1406), Апостола Луки в Людином конце (1416), Николы на Яковлевой улице в Неревском конце (1417), св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

исследования расположения церквей и монастырей. На основании известия летописи о том, что в 1416 году “был заложен (после пожара 1413 г.) город Кострома (П. С. Р. Л. XIII, 88; XI, 231) и позднейшего сообщения некоего мещанина Тычинкина о “заложении каменной Костромы” 13 мая 1415 года, о. Димитрий относит “первое основание каменного (Костромского) Успенского собора к 1415–1416 гг. Частное сообщение по так называемой Галичской летописи, разумеется, прежде всего нужно было проверить, а всю аргументацию автора в защиту этой даты нельзя признать вполне убедительной. Путем аналогий или сравнения Костромского Успенского собора с некоторыми московскими да вдобавок еще позднейшими храмами, путем рассмотрения размеров и качества кирпича и кладки, по настоящее время недостаточно еще изученных, рискованно решительно датировать тот или другой памятник нашего старинного церковного строительства. Невольно спрашиваешь себя, почему о. Димитрий считает заложенным в 1415–1416 гг. Успенский непременно собор, а не рядом с ним стоявший Троицкий, к 30-м годам XVII в. уже развалившийся? Предположение автора, что Троицкий собор первоначально был деревянным, опровергается писцовыми книгами, который он имеет в виду (Островский, стр. 188), и основано на произвольной с его стороны подмене каменной церкви Троицы деревянной церковью московских святителей. Краткая речь автора о посадских соборах, без знания относящейся к ним литературы, ничего в сущности по данному вопросу не разъясняет. Совершенно необъяснимым остается у нашего автора и то, почему Успенский собор, построенный в новом “городе” князем Василием Димитриевичем, вплоть до первой четверти XVII в. остается не только в тени, но и в полной неизвестности. Много в сочинении и частных недостатков и промахов. Описание Феодоровской иконы Божией Матери сделано не совсем у места и довольно поверхностно, без сопоставления с древнейшими копиями ее, до некоторой степени уже приведенными в известность (Иконописный Сборник, вып. IV, стр. 54–63. СПБ. 1910). Здесь же автор нашел бы несравненно лучший, чем приложен у него, и снимок с иконы без оклада. Для правильного пони-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святитель Герасим, епископ Великопермский (Устьвымский), явился достойным преемником основателя Устьвымской епархии, просветителя Пермского края святого Стефана († 1396; память 26 апреля/9 мая). Непосредственным предшественником святителя Герасима был епископ Великопермский Исаакий (1397–1416), который большую часть времени проводил в Москве, а в 1416 году удалился на покой. Святитель Герасим был возведен на Пермскую кафедру после 1416 года, в трудное время, когда положение дел в епархии было весьма неблагополучным. Паства, состоявшая из принявших христианство зырян, страдала от нападения диких языческих племен вогулов, а также от притеснения корыстолюбивой новгородской и вятской вольницы, пользовавшейся тем, что северо-восточная окраина России была слабо защищена отдаленным московским правительством. Святитель Герасим неусыпно заботился об устроении своей паствы и распространении веры Христовой. Он не жалел ни трудов своих, ни сил в постоянных разъездах по Пермской земле, проникая в самые глухие места и оказывая помощь в самых безысходных обстоятельствах. Господь благословил деятельность ревностного пастыря. В 1429 году святитель Фотий, митрополит Киевский (Московский) и всея Руси (1408–1431), писал: «Отринув заблуждение и мрак, ныне страна Пермская чисто и православно совершает службу Божию, по закону христианскому». Несмотря на удаленность от стольного града, святитель Герасим был участником Московских Соборов: 1441 года, осудившего Флорентийскую унию и ее сторонника — митрополита Киевского Исидора (1437–1441), и 1448 года, определившего поставлять митрополитов всея Руси собором русских епископов. Это свидетельствует о том, что современники дорожили мнением святителя Герасима и он пользовался большим авторитетом. Без сомнения, на этих Соборах святитель ходатайствовал за свою паству перед великим князем Василием II (1425–1462), прося ей помощи и льгот. В последние годы святительства епископа Герасима увеличились непрекращающиеся и раньше набеги вогулов на христиан-зырян. Не щадя здоровья, с опасностью для жизни святитель сам ездил в стан вогулов. Просьбы и убеждения его подействовали на дикарей, и они на время оставили в покое зырян, удалились в места своей оседлой жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Несмотря на «раскаяние» И. П., 24 февр. 1416 г. была созвана комиссия, которая в течение 2 месяцев выслушивала новых свидетелей и составила обвинение из 107 статей. И. П. предложили ответить на каждый из пунктов обвинения, но он отказался и попросил, чтобы его выслушали. Слушание, состоявшееся 23 мая 1416 г., привлекло больше участников, чем процесс Гуса. И. П. произнес речь, в к-рой обвинил Собор в ошибочности принимаемых решений, осудил свое отречение от Гуса и уиклифизма (речь И. П. была записана учеником Гуса Петром из Младонёвице). И. П. утверждал, что большинство статей обвинения - ложь, следов., его можно поставить в один ряд с невинно осужденными Сократом, Боэцием, библейскими пророками, апостолами и Иисусом Христом. И. П. подчеркивал, что пришел на Собор добровольно, и объявил о готовности умереть. Итальянский гуманист Дж. Ф. Поджо Браччолини, присутствовавший на Соборе, сравнил И. П. с ораторами античности, восхищаясь его поведением, обликом, речью. 30 мая 1416 г. И. П. обвинили в ереси и в оскорблении Чешского королевства, поскольку он «подстрекал дворянство к бунту и беспорядкам, собирал толпы, разделял народ, настраивал горожан друг против друга, грабил храмы». Хотя в последнем слове И. П. повторил, что остается верным католиком, выступающим лишь против роскошной жизни прелатов, он был приговорен к сожжению. В марте 1413 г. И. П. выступил в Кракове перед кор. Владиславом II Ягеллоном, знатью и прелатами Польско-Литовского гос-ва. Реакция польск. иерархов была негативной, но, учитывая то, что И. П. является гостем короля, его не пытались задержать. Из Кракова И. П. по приглашению вел. кн. Витовта поехал в Великое княжество Литовское. Согласно документам Констанцского Собора, у стен Витебска, где князя встречали католич. и правосл. процессии, И. П., не обратив внимания на процессию католиков, вышел навстречу православным и преклонил колена перед их иконами. По тем же документам, в Пскове И. П. участвовал в литургии, почтил иконы и, возможно, причастился под 2 видами. В дискуссии с католич. епископом Вильно о том, следует ли заново крестить православных, И. П. указывал, что они уже являются христианами, поэтому им лишь следует объяснять «римскую веру».

http://pravenc.ru/text/293726.html

в Москве хиротонию нового Ростовского владыки Потерпев неудачу в западнорусских епархиях Русской Церкви, митрополит Фотий попытался компенсировать ее мерами, которые укрепили бы его власть в другом проблемном для него регионе – Новгороде и Пскове. Юрисдикция Фотия над Великим Новгородом более чем убедительно была подтверждена совершенной им хиротонией нового Новгородского владыки Самсона, инока Спасского Хутынского монастыря, который был избран и наречен во архиепископа новгородцами 11 августа 1415 г. 23 февраля 1416 г. Самсон выехал из Новгорода в Москву на 21 марта свт. Фотий совершил в Москве его священническую хиротонию, а на следующий день Самсон был рукоположен «епископом Новоугородоу» и «наречень бысть от митрополита Фотий совершил поставление Самсона–Симеона вместе с епископами Григорием Ростовским, Митрофаном Суздальским, Антонием Тверским, Тимофеем Сарайским и Исаакием Пермским. Столь большое число архиереев – участников хиротонии Новгородского владыки не являлось случайностью, равно как и присутствие на ней великого князя Василия I Дмитриевича и его братьев Юрия и Константина. Это была очевидная демонстрация того, что все великорусские епархии, включая Новгородскую, продолжают считать Фотия законным Русским митрополитом. Свт. Фотий также стремился подчеркнуть свои митрополичьи полномочия по отношению к Пскову, вновь демонстрируя сугубое внимание к проблемам церковной жизни этого города. 9 сентября 1416 г. он направил из Москвы послание к светским и духовным властям Пскова, где не только затрагивалась традиционная тема необходимости соблюдения псковичами церковных правил, но и шла речь о неканоничности действий Витовта и Григория Цамблака. Митрополит Фотий отмечал, что следует принимать всех христиан, бежавших из Великого княжества Литовского от «церковного 23 сентября 1416 г. он отправил в Псков еще 2 послания. Первое содержало осуждение еретиков-стригольников и подтверждало законность взимания церковных ставленнических Второе касалось темы соблюдении поста в канун Богоявления и на Воздвижение, на Преполовение Пасхи и Усекновение главы Иоанна Предтечи, времени совершения литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста, чинопоследования водружения креста, поста на Воздвижение и других литургических моментов.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

Но, изгнавши Фотия со стола Киевской митрополии, Витовт не получил в Константинополе согласия на поставление митрополитом для Киева Григория Цамблака. Константинопольский двор, всегда к Москве расположенный более, чем к Литве, а в это время скрепивший свои дружественные отношения к ней родственными связями 70 , снова отказался уважить просьбу литовского князя и отослал его посольство ни с чем. Тогда Витовт решился исполнить задуманный план без всякого отношения к Константинополю, и 15 ноября 1416 г. созванный им собор русских епископов, по его настоянию, совершил в Новогродке поставление Григория Цамблака в митрополиты на Киевскую кафедру с подчинением ему литовских епархий 71 . Таким образом, с 1416 г. на Невскую кафедру вступил новый митрополит, а вместе с этим Киев временно отделился от московской митрополии и стал стольным городом митрополии литовской. Григорий Цамблак занимал Киевскую кафедру очень непродолжительное время (1418–1419), при чем почти два последние года (1418–1419) он находился вне пределов своей митрополии, отправившись, по поручению Витовта, на констанский собор. В течение своего кратковременного управления литовскими епархиями м. Григорий, также как и его предшественники, не имел местом своего пребывания Киев: он жил в Новогродке – столице литовских князей. В Киеве же он и не мог найти для себя удобного пристанища, так-как в самый год вступления, его на митрополичий престол Киев был взят и страшно опустошен Эдигеем (1416), при чем, конечно, пострадал и Софийский кафедральный собор, и митрополичий дом 72 . – Известий о том, посетил ли м. Григорий Киев в первый год своего управления Киевской кафедрой, мы не имеем. Но из летописей видно, что по возвращении с Константинопольского собора, в сентябре 1419 г, оп пробыл несколько месяцев в Киеве и здесь же зимою этого года скончался от моровой язвы 73 . Смертью Григория Цамблака окончилось почти четырехлетнее разделение русской митрополии. В 1420 г. Витовт снова примирился с Фотием и признал за ним Киевскую кафедру и литовские епархии. «И паки Христос», – писал Фотий в послании, изданном по этому случаю, – «строяй вселенную всю, пакы древним благолепием и миром свою церковь украси и смерение мое в церковь свою введе» 74 . В этом же году, обозревая юго-западную Русь, Фотий в третей уже раз посетил на некоторое время Киев, при чем опять был в Киево-печерской лавре и написал в самом Киеве третье послание к инокам печерского монастыря 75 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010