284 Село Мякоты некогда принадлежало князьям Острожским, потом Конецпольским, и от них перешло к князьям Яблоновским, в руках коих и ныне оно находится. 285 Село Малая-Рагоющ некогда принадлежало кн. Острожским, потом Конецпольским, затем Яблоновским, в руках коих и ныне оно находится. 286 Село Семенов упоминается в акте от 1545 года в описи Кременецкого замка, в числе городень которого упоминается городня Василия Ермолинского и братьев его из Семенова (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 201). 287 Церковь эта стоит среди села алтарём на восток; когда и кем она построена – неизвестно. В 1712 году, по благословению униатского епископа, она в первый раз была починена на средства прихожанина Стефана Бурчака, а в 1716 г. освящена священником Андреем Суражкевичем. В 1785 г., с разрешения униатского епископа Киприана Стецкого, она снова была починена и затем освящена Ляховецким деканом Яковом Левицким. Иконопись в этой церкви – довольно древняя, в униатском стиле. Иконостас – 4-ярусный, увенчанный крестом с изображением Распятия и с надписью на еврейском, латинском и славянском языках. Когда именно введена была в этой церкви уния, точно неизвестно. Несомненно только то, что уже в начале 16 века она была в руках униатов, ибо в 1712 году починка этой церкви производилась по благословению униатского епископа. Священнослужителями при этой церкви были: 1) священник Тимофей Томашевич – упоминается в акте от 30 июля 1703 года в жалобе священника селения Сивок, Тимофея на панов Михаила и Константина Боженцов-Еловицких, о захвате имущества, оставшегося после смерти отца жалобщика Остапа, «заседелаго» крестьянина того же селения Сивок, незадолго до смерти перешедшего на жительство в имение Еловицких Лановцы. Село Сивки здесь называется имением князя Александра на Яблокове Яблоновского, великого коронного хорунжего и старосты русского (Архив, ч. 6, т. 1, прил., стр. 272); этот священник упоминается ещё в находящемся в этой церкви Требнике, где собственноручно сделана им надпись: «Tymothey Presbyter Sywkowsky anno Domini 1722»; 2) сын его – Севериан Томашевич, пресвитер Сывковецкий, начавший писать дошедшую до нас метрику, которой заглавие такое: «Сия списана Метрика року Божия 1724 месяца Ианнуария дня 20-го при храме Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня в с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Вот как было дело. 23 июня 1711 года вдова дьяка Ушакова ехала по Сретенке в карете с дочерью; около кареты шла девка. Около церкви Введения вдруг подступило несколько человек, остановили карету и схватили девку. Девка ухватилась за карету. Барыня в карете ухватилась за девку, не пуская ее. Но девку оторвали и увели. Один человек остался и начал ругать барыню воровкой и плутовкой, а дочь ее щенком и выблядком. Были свидетели, возвращавшиеся из Сретенского монастыря после обедни и крестного хода. Отсюда иск Ушаковой о девке и бесчестье. Ругатель был, как видно, Лукьянов. 22 января 1711 г. она начала иски; а 30 января Лукянов начал, со своей стороны, объясняя, что девка от него бежала и покрала и что он поймал ее в поличном – своем платье, снесенном ею, и привел на Потешный двор и просил ее допросить и разыскать. Приговор был постановлен 12 ноября 1713 года к обвинению ответчика. Об отказе его от очной ставки сказано: «если б он, Алексей, был подлинно Петербургской губернии и ему было, Алексею, и в первом допросе, в котором он сказал, что девку Феклу поступился ему истцу, быть не надлежало». Об окладе истицына мужа давал сказку «домовых ее дел подьячий» Цвылев. В 1714 году обвиненный ответчик, бывший оброчный крестьянин, оказался «в попах церкви Введения, что в Семеновском», и потому память о взыскании (правеже) с него бесчестья была послана в Патриарший духовный приказ дьякам. В 1715 г. повторено. 1712 г. Провинциальный (Коломенский) фискал Блудов ищет приданого по рядной записи жены своей от вдовы Коротневой, по второму мужу Михляевой, (жены дьяка); ищет в Земском приказе в январе, а в феврале просит производить дело в Сенате или в канцелярии Фискальных дел, основываясь на указе 1712 г., по коему фискалы во всех их делах ведомы в Сенате. По этой просьбе велено доставить в Сенат, и указ послан к Московскому губернатору. Дело прислано из Губернской канцелярии. Посему допрос ответчику и улика истцова производились в канцелярии Сената 10 марта 1713 г. К делу истец положил рядную; а ответчик ссылался на духовную умершего Коротнева, вследствие чего велено потребовать с нее копию из приказа Земских дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

до 1712 г. Это доказывают хранящиеся в Почаевской лавре официальные документы, именно: а).Привиллегия Августа II, которою он подтверждал права и фундуши древнего и чудотворного Почаевского монастыря обряда греческого, и, обеспечивая свободное сохранение веры восточной древней Церкви, от незапамятных времен беспрерывно и беспрепятственно в оном монастыре содержимой, опредляет 10т. червонных денежного штрафа за нарушение каким быто ни было образом этой привилегии. б) Манифестация, заявленная в кременецких городских актах, 1711 г. апреля 29 дня за 2610, из которой видно, что в Почаевском монастыре был, в то время, ещё православный игумен Иосиф Саевич; и в) Позыв, 1712 г. в первый раз Базилианами учиненный и того ж года сентября 15 дня в луцких городских актах записанный под 30, в котором эти новые обитатели Почаевского монастыря именуют уже свой монастырь Конвентом, а начальника монастыря пришложоным, с присовокуплением следующих слов о братии: rccenter ad unionem cum sacra ecclesia Romana zostaigeych (состоящих). (Дела Арх. Св. Синода 1831 г. 114), г) Игумен Иосиф Исаевич в 1714 г. купил деревню Лихолетовку ещё в звании игумена Почаевского и в генеральном Глуховском суде объявил, что купил её на деньги Почаевского монастыря. Стало быть это время 1709 –1714 гг. и было временем перехода Почаевской лавры от православия к униатам. (Черниг. Епарх. Изв. 1812 г. Приб. стр. 584–526.) 17 Списки её есть в Императорской Публичной библиотеке (О. XIV, 2, стр. 64 и след.) и в Рум. Музее 318. Разбор у П. IN. Пекарского: Наука и литература в России при Петре Великом; т. I, стр. 416–421. 18 Н. И. Гнедича письмо к графу Н. П. Румянцову в Библиогр. Записках т. II, стр. 623–626. 1859 г. 19 Списки есть в библиотеках киевской академии и киево-михайловского монастыря (Труды киевской акад. 1865 г. стр. 614–637), черниговской семинарии (Филарета – Обзор, стр. 19; изд. 1863 года), новгородской и вологодской семинарии. 23 Киприан Соарий, испанский иезуит (1593 г.), автор риторики, долго употреблявшейся в иезуитских школах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В Синодик Русской Церкви в Лондоне: Арсений, митрополит Фиваидский (день кончины неизвестен), Геннадий, архимандрит (†3 февраля 1737 г.), Варфоломей Кассано, иеромонах (1697–†23 июня 1746 г.), Иаков Сенявич (день кончины неизвестен). Первые священнослужители Русской Церкви в Лондоне архимандрит Геннадий, родом киприот, и иеромонах Варфоломей скончались в Лондоне и были погребены на кладбище старой церкви святого Панкратия. Кладбище перенесено при строительстве вокзала St Pancras. Могилы не сохранились. Приложение (к главе 2) Версия диакона Симона Номикоса Несколько иная версия истории основания Русской Церкви в Лондоне представлена в сборнике под редакцией протоиерея Алексея Мальцева (1854–1915), тридцать лет настоятельствовавшего в Русской Церкви в Берлине 35 . Главный источник — письмо диакона Симона Номикоса, в 1712–1716 гг. бывшего с митрополитом Арсением в Лондоне, Святейшему Синоду с просьбой о назначении священником в Лондон. Письмо, написанное в 1738 г., через 25 лет после описываемых событий, содержит явные неточности (неверно указано число сотрудников — семь, хотя и “слезное воззвание”, и письмо Уэнли ясно говорят о девяти). Приведем сообщение в изложении безымянного автора, ознакомившегося с письмом в архиве Правительствующего Синода. «В 1712 г. от Святейшего Патриарха Александрийского Самуила послан был в Англию за милостынею Митрополит Арсений, архимандрит Геннадий, нас два диакона и протосинкелл, переводчик и Варфоломей, бывший келейник[ом] при Геннадии”. В 1713 г. они прибыли в Лондон при королеве Анне, явились к Лондонскому епископу и разным архиепископам (так в тексте!), и получили позволение священнодействовать. Иезуиты начали их порочить, распространяя известия, что они от папы и проч., и “мы 1 1 / 2 года не могли священнодействовать и жили за караулом”. Митрополит просит защиты у своего (египетского) консула, и им позволено было священнодействовать приватно. “Между тем знатнейшие из англичан начали переходить в нашу веру, и советовали Митрополиту просить о дозволении иметь публичную церковь для приезжающих купцов и матросов”. Им это дозволили, и в 1715 г. подтвердили письменно. В 1716 г. приехал в Лондон посланник князь Куракин, который бывал в церкви, и ему заявили о желании англичан воздвигнуть храм, служить в нем на трех языках (английском, русском и греческом) и быть под протекциею Русского Императора. Князь посоветовал Митрополиту поехать в Голландию, где ожидали тогда прибытия Императора Петра I, что он и сделал. Здесь, в разговоре с Митрополитом, Петр обещал свое содействие, велел Митрополиту ехать в Россию а Геннадию ехать в Англию, и дал ему грамату на получение 500 рублей жалованья из России». Глава третья Попытка соединения англикан с Православной Церковью

http://pravmir.ru/russkaya-tserkov-v-lon...

18 . Священно-игумен Никон. 19 . Игумен Антоний. 20 . Игумен Сергий, упоминается во „Вкладной кииге“ под 7122-м годом, род его записан в Сянодике. 21 . Игумен Иосиф, упоминается во „Вкладной книге“ под 7168-м годом. 22 . Игумен Иона, строитель доселе существующего каменного храма, в 7177–7184 г., род его записан в Синодике. „Он долго управлял монастырем и умер в 7207 (1699-м) году, похоронен под Рождественской церковью, как можно заключить по надписи на каменной плите, лежащей направо, при входе на каменную галлерею“. 18 Из ΧV ΙΙΙ-го столетия известны: 23 . Игумен Моисей, уже в 1712-м году не имевший настоятельской должности за старостию лет и числившийся в братстве монастыря; в 1714 г., по жалобе на его буйство, поданной монастырскими крестьянами села Дряплова, выслан из Анастасова монастыря в Доброй монастырь. 24 . Игумен Игнатий, преемник Моисея, известный с 1712 г., управлял монастырем по 1714-й год. 25 . Игумен Дионисий был настоятелем с 1714 по 1718 г., в этом году он переведен из Анастасова монастыря в Перемышль, в Николаевский монастырь. 26 . Игумен Корнилий, с 1718 по 1721 г. 27 . Игумен Иларион, 1722 г. IX. Вкладная книга В одном переплете с Синодиком находится монастырская „Вкладная Книга“. В ней в начале пишется: „Лета 7066-го, (от Р. Хр. 1558-го) Ноября в 1 де. Приказали, князь Михайло, да князь Александр Иоанновичи в своей вотчиие в Одоеве у Ржества прчстые Богородицы в Анастасове монастыре игумену Герману, и сщенником, и всем старцам по родителех по своих кормити кормы, потому что они те монастыри в своей вотчине ставили, и строили их всяким строеньем, а земли к тому монастырю подавали, доколе и монастырь стоит. А кто дал пять десят рублев или больше, и тот написан в оба синодика в вечной и в повседневной без выкладки, доколе и монастырь стоит. А кто дал менши пятидесяти рублев, и того держати в повседневном синодике сколько рублев столько и годов, а в вечном без выкладки“. 19 Затем следуют записи в частности о том, кого из князей вкдадчиков и как поминать. А именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Амфилохий , 1855–8. Алексий , 1859–69. 4 Болдин Троицкий, от Дорогобужа в 15 верстах, основан св. Герасимом в 1528 г. Ныне 3-го класса. [III,413.] Игумены Св. Герасим Болдинский, 1528, 42. Иосиф , бывший 1569. Антоний 11 окт. 1585 хирот. в епископа Вологодского. Георгий , 1585–87. Феогност , 1598. Феоктист , 1602 и 3; 15 янв. хирот. в архиепископа Тверского. Корнилий , 1603 и 4. Нил (строит.) 25 янв. 1616. Ефрем Потемкин (строит.) 1660. Феодосий (строит.) определён 26 апр. 1661; упом. 1663, 65, 68, 1665–88. Виктор , 1686–99, окт. Архимандриты Сергий , 1713. Артемий , 18 мая 1739. Лука Чигиринский (игум.) 1739–40, перев. в Смоленский Троицкий. Исаия Залескович , 1765–67. Игумены Поликарп Павловский , 1767–70, перев. в Смоленский Троицкий. Варлаам Заворицкий , 1770–80. Иоасаф Рагозинский , архим. (Ист. Uep. III, 414 ). Никодим , 1838–59. Авраамий , 1860–69. 5 Бизюков Крестовоздвиженский, от Дорогобужа в 9 верстах, основан около 1621 г., 29 окт. 1688 приписан к патриаршему дому (Ист. Uep. II, 579 ). Некогда ставропигиальный. Упразднён 4 дек. 1803 и перев. в Екатеринославский Григорьевский. [II, 570; III, 351.] Игумены Гедеон , в дек. 1647. Кирилл (строит.) 31 мар., апр. 1655. Сергий Салтыков (строит.) 1648, 1655, 1666. 171 Феофил , 1683. Дионисий , 1688. Варфоломей , 1688–90. Евфимий , 1692–98. Архимандриты Иоасаф Дранник перев. из Буйницкого Святодухова, игум. с 1699; архим. с 25 янв. 1705; в 1712 перев. в Колязин. Иоаким , в 1712 и 13. Иоасаф , 1718–20. Иннокентий Лапицкий , 1720–31. Иоасаф Маевский в 1731 перев. из Колязина, а в 1735, преданный суду, лишён сана; произведён, и с 1745 архим. Киево-Межигорского. Артемий , 1739 и 40. Феофилакт , 1742 и 43. Мельхиседек Борщов , бывший архим. Пафнутиевский, с 1744; † 1748. Авраамий Галицкий , 1748–57. Панкратий Чарныйский , из Лужецкого, с 1757, а 4 сент. 1761 перев. в Черниговский Елецкий. Гедеон Сломинский 4 сент. 1761 перев. из Черниговского Елецкого, и вскоре в Пустынно-Николаевский. Геннадий , 1761 и 62. Иов Малеевский 2И февр. 1763 перев. из Черниговского Елецкого, а в 1766 уволен на покой в тот же мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

37 . МАРКЕЛЛ хиротонисан в 1680 году, Марта 21, из Архимандритов Свинского монастыря. В 1682 году, Сентября 6, переведён в Псков Митрополитом. 38 . ПАВЕЛ Моравский в 1682 году переведён из Коломенских Епископов, и в том  же году переведён в Рязань Митрополитом. Д) Митрополиты 39 . ИЛАРИОН хиротонисан в 1682 году в Архиепископа из Строителей Флорищевой пустыни, и того же года пожалован Митрополитом. В 1707 году скончался. 40 . ЕФРЕМ Янкович в 1708 году, Августа 24, переведён из Митрополитов Сербских. В 1712 году, Марта 18, скончался. Е) Епископы 41 . ИГНАТИЙ. В 1712 году, Сентября 3, хиротонисан из Архимандритов Московского Богоявленского монастыря в Епископа. В 1719 году переведён на Крутицы Митрополитом. 42 . ВАРЛААМ Леницкий хиротонисан в 1719 году, Мая 31, из Игуменов Киево-злато-верхо-Михайловского монастыря. В 1723 году, Июня 18, переведён в Коломну. 43 . ИОАКИМ. В 1725 году, Октября 11, определён из Викариев Новгородских. В 1731 году, Апреля 13, переведён в Ростов. 44 . ГАВРИИЛ хиротонисан в 1731 году, Ноября 24, из Архимандритов Рождественского Владимирского монастыря, а 1735 году переведён в Казань. 45 . АФАНАСИЙ Кондоиди, Грек. В 1736 году, Февраля 2, переведён из Вологды, а в 1737 году, Октября 10, скончался. 46 . СИМОН. В 1739 году, Ноября 21, хиротонисан из Савино-сторожевских Архимандритов. Скончался в 1747 году. С сего времени во Владимире учреждена опять особая Епархия. Епископы Суздальские и Юрьевские; Б) Епископы Владимирские и Яропольские Епископы Суздальские и Юрьевские Б) Епископы Владимирские и Яропольские 47. ПОРФИРИЙ Крайский хиротонисан в 1748 году, Мая 30, из Архимандритов Донского монастыря. В 1755 году переведён в Коломенскую Епархию. 48. СИЛЬВЕСТР Гловатский переведён из Митрополитов Сибирских в 1755, а в 1760 году, Мая 20, скончался. 49. ГЕННАДИЙ Драницын хиротонисан в Декабре 1761 года из Архимандритов Волоколамского Иосифова монастыря. В 1775 году, Апреля 11, скончался в Москве. 50. ТИХОН Якубовский. В 1775 году, Мая 19, переведён из Воронежской Епархии. В 1786 году, Апреля 4, скончался; и по нём Епархия Суздальская соединена с Владимирской.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1774 году церковь эта вновь перестроена и снабжена утварью, со всеми принадлежностями, иждивением Генерала Илии Варлаамовича Булацеля. В последующее время, в продолжение 50 лет, значительных и даже необходимых вещей не поступало в церковь , как видно из описи того времени: потому что в приходе тогда заключалось большое число раскольников. Храм Рождества Христова. Не упоминается в Писцовой книге 1647 года, но показывается с причтом в переписях 1710 и 1712 годов. Это показывает, что он построен между 1650 и 1709 годов; 1717 года он сгорел и, вновь построенный, перестроен в 1774 году. В описи говорится, что эта церковь из дубового и соснового дерева; последнее употреблено, конечно, при постройке с двумя приделами, на каменном фундаменте. Храм сей стоял вблизи Соборного. В 1835 году он перенесён в селение Коробочкино, где освящён в честь Успения Богоматери, а иконостас перенесён в церковь слободы Малиновой; Метрические книги 1803 – 1835 годов хранятся в Чугуевской Николаевской церкви, а в Консистории начинаются с 1779 года. Храм Успения Богоматери. Упоминается в переписях 1710 и 1712 годов. В 1731 году он сгорел и, вновь выстроенный, закрыт в 1824; он стоял вблизи нынешнего здания шелковичных плантаций. Книги его, в том числе Евангелие, Московской печати 1626 года, Пентикостарион, Московской печати 1731 года, Устав Московской печати 1745 года, и древний образ Святителя Николая – поступили в селение Коробочкино, а Метрики и Исповедные росписи 1794 – 1820 годов хранятся в Николаевской церкви. Кроме сего приходского храма Успения, был ещё монастырский Успенский храм, называвшийся Подгорным, который, по закрытии монастыря, довольно долго оставался приходским храмом. Стоящий в Подгорной слободе, не вдали от Богородичного. 3. Жители Чугуева а) Первые населенцы – черкасы. Население Чугуева всегда состояло из смеси разнохарактерной, из людей, собранных из разных мест и званий. Потому надобно отдельно говорить: а) о первых поселенцах Чугуева – Черкасах; б) о судьбе чугуевцев разных времён; в) о калмыках, живших в приходе Чугуевской Богородицкой церкви, и г) о раскольниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А.К. Кулясов I. Село Алаты 1. О храме Успенский храм стоит на четырехугольной площади в южной части села. Храм построен по достоверным данным в 1712 г. 1 создателем Петропавловского собора, Духосошественской и Пятницкой церкви г. Казани, Иоанно-Предтеченского храма села Потонихи и села Болгар Ив. Аф. Михляевым. 2 Храмозданной грамоты не сохранилось. Равно не сохранилось и сведений, кем был освящен храм. Известный в Казани купец и фабрикант Михляев, вероятно, для большей торжественности освящения храма в инородческой глуши приглашал ревностного храмоздателя и просветителя инородцев митрополита Тихона III. Престол в главном храме носит ясные знаки архиерейского освящения: полное (крестообразное) опоясание. Главный храм существует в том виде, как он был первоначально построен из громадных брусьев дикого камня. Лишь три окна в алтаре, и одно на правом клиросе, расширены. Придельный храм за исключением алтаря, из-за тесноты и трещин, и колокольня, в 189798 г. перестроены и увеличены в размерах на средства местного уроженца 3.И. Бажанова и других. О посещении храма Владыками до 1867 года документальных данных нет. Лишь, как выше отмечено, на освящении храма в 1712 году был митрополит Тихон (Воинов), а митрополит Вениамин (Пуцек-Григоровоч), по преданию, любил жить на даче около приходской деревни Алан-Бексер, следовательно, мог посетить храм в Алатах. Из архиепископов в 1867 и 1869 годах посетил Антоний, и в 1896 г. – Владимир. Из викариев – епископы: Сергий в 1890 г.; Иоанн в январе 1901 г.; Алексий (Молчанов) в июле 1902 г., 2 сент. 1913 г. – Михаил; 16 и 17 декабря 1914 г., 9 и 12 октября 1915 г. – Анатолий. Как видно из напечатанных проф. И.М. Покровским приходо-расходных книг Казанского митрополита Тихона за 1706 год, здесь до существующего каменного храма были одновременно, по-видимому, деревянные церкви: 1) Пресвятыя Богородицы Казанския и 2) Воскресения Христова. Из надписи на цветной постной триоди, изд. 1660 г., видно, что в 7170 году в Казанской церкви был придел «чудотворца Николы», а в надписи «попа Дмитрия Федосеева по реклому Зубарева» на октоихе, изд. 1683 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Брестская уния 1596 г., постепенно входя       в силу во всех областях Западной России, с половины XVII века дает себя чувствовать и монастырю Яблочинскому. С переходом окрестного населения в унию, монастырь клонится к упадку: число       братии уменьшается, церковь и кельи близки к разрушению. С 1712 года он переходит в       ведение митрополитов киевских, под властью которых и остается до последнего раздела Польши в 1795 году. Этот период (1712–1795 гг.) в истории монастыря является самым прискорбным. Киев был далеко, и монастырь являлся одиноким, почти беззащитным представителем православия и русской народности в Холмщине и Подляшье. И это представительство стоило ему очень дорого. Дело доходило до открытых нападений на него нафанатизированной католической и униатской толпы (1724 и 1753 гг.). Монастырь Яблочинский – это живой свидетель и славного прошлого Холащины, и тех испытаний, какие выпали на ее долю в неравной борьбе за свою веру и народность с воинствующим католицизмом и полонизацией этого искони русского края – удела Св. Владимира Равноапостольного и Даниила Галицкого. В самые черные дни своей многоскорбной истории монастырь не изменил православию, и, тогда как его соседи-монастыри – Холмский, Драгочинский и Брестский – сначала приняли Брестскую унию, а потом и совершенно исчезли с лица земли, он как стоял, так стоит и до сих пор на страже православия. Униженный, запущенный, но не сложивший оружия, монастырь этот имеет и в настоящее время большое значение, как миссионерский пункт в борьбе церкви с католичеством. После третьего раздела Польши (1795 г.) Люблинское воеводство, в пределах которого находился Яблочинский монастырь, отошло к Австрии, и монастырь, как православный, был подчинен Буковинскому митрополиту. С 1815 г. монастырь перешел в ведение православного минского епископа, которому и был подчинен до 1835 года. Этим годом начинается новый, более спокойный и отрадный период монастырской истории, период миссионерской деятельности обители. В настоящее время в обители три храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010