Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ (Любимченко Евстафий; 1795, Зеньковский у. Полтавской губ.- 7.02.1866, Глинская пуст.), схим. Глинский, прп. (пам. 9 сент.). Происходил из вольноотпущенных дворовых людей некоего помещика по фамилии Сумма. Не позднее 1818 г. поступил в Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь После неск. лет послушаний (кухня, хлебопекарня и др.) стал келейником настоятеля игум. прп. Филарета (Данилевского) , заветы к-рого передавал впосл. молодым монахам обители. Между 1818 и 1827 гг. был пострижен в рясофор, в 1827 г. определен на пономарское послушание с поручением ключей от храма и хранилища церковных сборов. 20 дек. 1832 г. игум. Филаретом был пострижен в мантию с именем Евфимий. Прп. Филарет предлагал Е. принять священный сан и должность духовника братии, но тот отказался, избегая поводов к честолюбию. Впосл., проявляя смирение, прислуживал как пономарь своим ученикам-иеромонахам. Согласно послужному списку, в 1853 г. Е. не проходил пономарского послушания по болезни, в 1854 г. был уволен за штат, а в 1855-1857 гг. «временно пономарил». В 50-х гг. XIX в., во время пребывания за штатом, тайно принял постриг в схиму с оставлением прежнего имени. Вероятно, причиной увольнения за штат послужила необходимость пострига братии за неимением вакансий. Этот факт подтверждают свидетельства о беспрерывном 30-летнем служении Е. Особенности подвижнической жизни Е. в основном остались сокрыты, за исключением нек-рых, рассказанных для наставления обращавшимся к нему инокам. Так, в борьбе с блудными помыслами Е. обвязал тело узловатой бечевкой, кожа под к-рой впосл. воспалилась, веревка присохла. Спал немного в кресле с сосновыми ветками, к-рые кололи его тело. Ночь проводил в молитве в лесу или в монастырском саду. Выкапывал в лесу редкие цветы и кустарники, высаживал их на территории обители. Также он приносил из леса ветки сосен и траву, украшая ими свою келью, зимой обкладывал сушеной травой, мхом пол и стены. Занимаясь цветоводством, стяжал дар молитвы и внутренней сосредоточенности.

http://pravenc.ru/text/187692.html

Великими подвигами прославился схимонах Евфимий 1234 (в миру Евстафий Любимченко; 1795–1866). Первые духовные наставления о смирении, послушании, борьбе со страстями он получил от богомудрого игумена Филарета и пронес их через всю свою жизнь, а впоследствии передавал эти уроки иноческой жизни новоначальной братии, подчеркивая: «Так нас учил старец Филарет, так и вы исполняйте и передавайте другим для исполнения, если желаете быть его (Филарета) учениками» 1235 . Старец Евфимий прожил в Глинской пустыни безвыходно сорок восемь лет. По своему глубокому смирению он отказался от принятия священного сана, хотя «некоторым другим братиям, слабейшим духом, не советовал без причины уклоняться от предлагаемого священства» 1236 . В течение тридцати лет подвижник исполнял пономарское послушание, входя всегда в храм первым и выходя из него последним. Для отдыха и принятия пищи у него почти не оставалось времени. Такая подвижническая жизнь вошла в его привычку, стала его жизненной потребностью. Он с ревностной ненасытимостью жил и дышал постоянно атмосферой церковных песнопений, молитвенных воззваний, сделавшихся стихией его души. В этом отношении старец Евфимий «приближался к бесплотным Ангелам, непрестанно, ненасытно славословящим своего Господа» 1237 . Он прекрасно знал церковный устав, особенности местного чиноположения, установленного для Глинской пустыни, и к нему обращались братия за разрешением вопросов; «это был живой типикон Глинской пустыни» 1238 . Когда по причине болезни он не мог сам идти в церковь , а любовь к Господу неудержимо влекла его в храм Божий, то он просил братию водить его на богослужение. Проводимая монахом Евфимием строгая постническая жизнь, постоянная готовность к исполнению обязанностей пономаря вполне удовлетворяла потребностям его ревностного духа. Подвиги старца остались скрытыми от нас, за исключением тех примеров, которые приводил он сам в назидание своим духовным братиям. Так, однажды в молодости, желая отразить раскаленные стрелы лукавого, он связал себя по нагому телу узловатою бечевкою и покрепче скрутил палкой, не давая себе пищи и покоя. В таком положении он с крепким сердечным воплем обращался к Господу, молясь об избавлении от усиленной диавольской брани. Господь услышал его молитву и послал ему в сердце мир и покой, после чего Евфимий решился снять бечевку, но она так глубоко поразила тело, что по всему протяжению ее оказалась сплошная рана. Кровь лилась по всему телу, а подвижник, смотря на это и терпя болезнь, говорил: «А что, Евфимий, хорошо? Может быть, еще чего захочешь? Тогда еще не то тебе будет» 1239 . Подобных самоистязаний подвижник перенес, очевидно, немало, но они остались известными только одному Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

13 старцев: 1 . Преподобный Филарет (Данилевский) – игумен, настоятель (1817–1841); 2 . Преподобный Иннокентий (Степанов) – архимандрит, настоятель (1862–1888); 1 . Преподобный Иоанникий (Гомолко) – схиархимандрит, настоятель (1888–1912); 4 . Преподобный Серафим (Амелин), схиархимандрит – настоятель (1943–1958); 3 . Преподобный Илиодор (Голованицкий, 1795–1879) – схиархимандрит; 6 . Преподобный Василий (Кишкин) – иеросхимонах; 7 . Преподобный Макарий (Шаров; 1801–1864) – иеросхимонах; 8 . Преподобный Евфимий (Любимченко; 1795–1866) – схимонах; 9 . Преподобный Лука – схимонах Лука (Швец; ок. 1838–1898); 10 . Преподобный Феодот (Левченко; t 1859) – монах; 1 1. Преподобный Архипп (Шестаков; ок. 1825–1896) – схимонах; 12 . Преподобный Досифей благоговейный (Колченков, 1874) – монах; 13 . Преподобный Мартирий (Кириченко; ок. 1800–1865) – монах. 25 марта 2009 года Синодом Украинской Православной Церкви было принято решение о канонизации еще троих Глинских подвижников, подвизавшихся в XX столетии. К лику святых были причислены преподобные Глинской Рождества-Богородицкой пустыни: 14 . Преподобный Серафим (Мажуга, 1896–1985) – схимитрополит; 15 . Преподобный Андроник (Лукаш , 1889–1974) – схиархимандрит; 16 . Преподобный Серафим (Романцов, 1885–1976) – схиархимандрит. Чин прославления этих подвижников состоялся 21 августа 2010 года за Божественной литургией в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь (село Сосновка Глуховского района Сумской области). Все они подвизались в обители до ее закрытия в 1922 году. Затем, после открытия обители в 1943 году, преподобный Андроник (благочинный) и преподобный Серафим (духовник) вернулись в монастырь и пробыли в нем до его закрытия в 1961 году, а митрополит Зиновий продолжил свое сначала старческое, а затем и архипастырское служение в Грузии, но постоянно помогал и оказывал содействие Глинским старцам, которые подвизались в горах и самой Глинской пустыни. Его приход в честь благоверного князя Александра Невского в Тбилиси, где он подвизался более тридцати пяти лет, называли островком Глинской пустыни. После упразднения Глинской пустыни в 1960-е годы он собрал вокруг себя почти всех Глинских старцев и писал, что «всегда молится и призывает благословение на всех Глинских и сам просил их молитв».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В субботу 18 октября 1958 года в день памяти великих Московских святителей  подвижник отошел ко Господу. В воскресенье вечером игумен Феоген (Таран) совершил заупокойное всенощное бдение. В понедельник 20 октября на погребение великого старца прибыл епископ Степанаванский Зиновий (Мажуга). Погребение совершили при огромном стечении священнослужителей, иноков и богомольцев, глубоко почитавших о. Серафима. У южной стены храма, возле алтаря, гроб был опущен в могилу. И после смерти старец не оставил своих духовных чад. После закрытия обители в 1961 году при перезахоронении усопших старцев от храма на общее кладбище, были обретены нетленные мощи схиархимандрита Серафима. 16 августа 2008 в Глинской Рождество-Богородицкой пустыни состоялось прославление в лике святых преподобных старцев Глинских, в этот день был причислен к лику святых и схиархимандрит Серафим(Амелин). (Память Собора прп. Глинских старцев – 9/22 сентября.) Величание Ублажаем вас, преподобнии отцы наши Глинстии, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы ангелов. Собор преподобных старцев Глинских: 13 Глинских старцев. 1 . Преподобный Филарет – игумен Филарет (Данилевский) , настоятель (1817–1841); 2 . Преподобный Иннокентий – архимандрит Иннокентий (Степанов), настоятель (1862–1888); 3 . Преподобный Иоанникий – схиархимандрит Иоанникий (Гомолко), настоятель (1888–1912); 4 . Преподобный Серафим – схиархимандрит Серафим (Амелин), настоятель (1943– 1958); 5 . Преподобный Илиодор – схиархимандрит Илиодор (Голованицкий) (1795–1879); 6 . Преподобный Василий – иеросхимонах Василий (Кишкин; † 1831); 7 . Преподобный Макарий – иеросхимонах Макарий (Шаров; 1801–1864); 8 . Преподобный Евфимий – схимонах Евфимий (Любимченко; 1795–1866); 9 . Преподобный Лука – схимонах Лука (Швец; † 1898); 10 . Преподобный Феодот – монах Феодот (Левченко; † 1859); 11 . Преподобный Архипп – схимонах Архипп (Шестаков; † 1896); 12 . Преподобный Досифей – монах Досифей (Колченков), благоговейный († 1874); 13 . Преподобный Мартирий – монах Мартирий (Кириченко; † 1865).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В XIX - нач. XX в. Г. п. прославилась старцами. Курские архиереи писали в Синод: «Старчество как духовный институт издавна существовал в Глинской пустыни и оказывает благотворное влияние не только на братию, но и на богомольцев. Подавая пример доброй нравственности, старцы руководят неопытных в духовной жизни и вразумляют заблудившихся, благодаря их влиянию и строгому надзору братия усердно ревнует о своем спасении» (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2033). В Г. п. подвизались ученики прп. Филарета мон. Феодот (Левченко ; 1859); иеросхим. Макарий (Шаров ; 1864), схим. Евфимий (Любимченко ; 1866) и схиархим. Илиодор (Голованицкий ; 1879), схим. Марк (Карлов; 1893), иеросхим. Илиодор (Захаров ; 1895), схим. Архипп (Шестаков; 1896), схим. Лука (Швец ; 1898), мон. Петр (Лешков ; 1898), духовник и скитоначальник иером. Феоктист (Бородин; ок. 1911), иером. Аристоклий (Ветер), иером. Иулиан (Гагарин; ок. 1911), иером. Софроний (Юденков; ок. 1911) и др. Нек-рые из них окормляли как братию, так и мирян. До 1889 г. послушники могли ходить на откровение помыслов к любому старцу или братскому духовнику. Игум. Иоанникий ввел более строгий порядок: при поступлении в обитель каждому назначался старец (по своему желанию нельзя было избирать), к-рому ежедневно следовало открывать помыслы и поступки, без благословения его ничего нельзя было предпринимать. Благотворители Прп. Филарет привлек в Г. п. крупных благотворителей. Среди жертвователей имп. Александр I, наместник Александро-Невской лавры архим. Товия, помещик В. О. Туманский, майорша Е. И. Деменкова, мещанин А. Шадский, князья А. А. Суворов и В. А. Долгоруков, граф А. Н. Толстой, граф С. П. Потёмкин, графиня А. А. Орлова-Чесменская . В синодике Г. п. как благотворители также записаны бояре Чарторыжские, Аракчеевы, Трубицыны, роды князей Барятинских, Голицыных, Мещерских, Щербатовых, Шаховских, Оболенских, Волконских, графов Орловых-Давыдовых, Прозоровских, Чернышёвых и др. Благодаря пожертвованиям в XIX в. велось активное каменное строительство. Постройки

http://pravenc.ru/text/165143.html

Жизнеописания многих учеников о. Филарета вошли в многотомное издание «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков». Приведем здесь имена лишь некоторых из них: схиархимандрит Илиодор (Голованицкий; 1879 г.); архимандриты: Паисий (Сипченко; 1869 г.); Аполлинарий (1864 г.); иеросхимонахи: Анатолий (Скубырин; 1860 г.), Серафим (Пацула; 1856 г.), Макарий (Шаров; 1864 г.), Иоанн (Крюков, впоследствии затворник Святогорский, изгонявший бесов; 1867 г.), иеромонахи: Феодосий (1850 г.), Евграф (Барташин; 1848 г.); келейник о. Филарета схимонах Евфимий (Любимченко; 1866 г.); монахи: Мартирий (Кириченко; 1865 г.), Никандр, сподвижник о. Евграфа; послушник Василий Милонов кающийся (1859 г.) и многие другие. Их духовно-подвижническая жизнь сияла подобно маякам, направляющим корабли – человеческие души к тихому пристанищу Царствия Небесного. Так, ученик о. Филарета – иеросхимонах Антоний, подвизавшийся в безмолвии в скиту Глинской пустыни, имел дар молитвы «и дар слез, обильно истекавших во всякое время» 671 . Преосвященный Илиодор (Чистяков) , епископ Курский и Белоградский, посетив скит, застал о. Антония в мантии и епитрахили, вычитывавшего у себя вечерню; при этом старец был весь в слезах. В его тесной, убогой келлии находились только иконы, стол и скамейка. Архипастырь был поражен. Он увидел, что эта келлия – место молитвы и плача 672 . В историю Глинской пустыни этот ученик о. Филарета вошел как иеросхимонах Антоний безмолвник 673 , «простосердечный и кроткий старец-подвижник, проходивший высокий подвиг в уединении келейном… блюдя свое безмолвие» 674 . В Ближнем скиту он подвизался в 1831–1833 годах, за год до смерти принял схиму и блаженно скончался в 1842 году, состоя в священном сане более полустолетия. Отец Филарет всегда отзывался об о. Антонии с самой лучшей стороны, говоря о нем как о подвижнике, который служит примером для всей братии 675 . Знаменательно, что двенадцать учеников о. Филарета были назначены настоятелями в другие святые обители 676 подобно тому, как Господь наш Иисус Христос при жизни на земле послал двенадцать Своих учеников проповедовать и исцелять больных: «Созвав же обанадесяте, даде им силу и власть на вся бесы, и недуги целити. И посла их проповедати Царствие Божие и исцелити болящия» ( Лк. 9, 1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Монах Мартирий относился к себе очень сурово, отрешившись от всего земного и чувственного, лишив себя самого необходимого для жизни. Старец Мартирий предавался строжайшему воздержанию в пище, давая телу питания только для поддержания жизни. День или два неядения были обыкновенным правилом старца Мартирия, а в пост он проводил до 15 дней без пищи 310 . Любил старец Мартирий отшельническое уединение и безмолвие, проводя все время в молитве, многочисленных поклонах, чтении Священного Писания и Псалтири. Жизнь старца Мартирия была полна самого жестокого самоотвержения и лишений, борьбы и злострадания, но через это старец достиг высоты блаженного бесстрастия, соединившись с Господом еще в земной жизни, а по кончине, которая наступила 5 апреля 1865 г., переселился в небесные обители славословить Господа с бесплотными силами и со всеми святыми 311 . Схимонах Евфимий (в миру Евстафий Любимченко) подвизался безвыходно в Глинской пустыни 48 лет, и как истинный ученик игумена Филарета служил образцом для насельников обители, пребывая в непрестанной внутренней молитве к Господу Иисусу Христу. Время поступления Евстафия в Глинскую пустынь точно неизвестно, – но уже в 1818 г. он числится в числе послушников. В 1832 г. Евстафий был пострижен игуменом Филаретом в мантию с наречением имени Евфимий. Монах Евфимий вел строгую подвижническую жизнь, уклонялся от всяческих почестей, включая принятие священного сана. Больше всего старец Евфимий любил удаляться в лесную чащу, предаваясь там молитвенному созерцанию. В пятидесятых годах старец Евфимий был тайно пострижен в схиму, и по этой причине его имя не переменилось. Окончил свое земное многотрудное подвижническое поприще схимонах Евфимий 7 февраля 1866 г. на 71-м году жизни. Иеросхимонах Пантелеймон принял монашество в 19 лет в Молдавии в Нямецком монастыре, после чего в течение 18 лет подвизался на Афоне, где принял схиму. В Глинскую пустынь иеросхимонаха Пантелеймона привлекла духовная опытность игумена Филарета, и он с 1826 г. стал братским духовником обители 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

567) Новые русские строения в Иерусалиме, Иллюстрация 1863, 568) Русское Богоугодное заведение в Иерусалиме. Из воспоминаний поклонника св. Гроба, В.К. Каминского, Дух. Бес. 1864, стр. 201–208. 569) О нынешнем положении русских сооружений в Иерусалиме для улучшения быта правосл. поклонников, Ж. М. Нар. Просв. 1864, ч. 121, отд. 6, стр. 62. 570) Освящение русских учреждений в Иерусалиме, Странн. 1864, отд. IV, стр. 92–94; Киев. Епарх. Ведом. 1864, стр. 634. 571) Краткий очерк жизни и кончины преосв. Кирилла, еписк. Мелитопольского, начальника миссии в Иерусалиме, соч. А. Захарова, 8 , 8 стр., без года и места печати; перепеч. из Казанск. Губ. Вед. 1866. 572) Речь при погребении преосв. Кирилла, еписк. Мелитопольского, († 10 февраля 1866), Прав. Собес. 1866, март, 236; Странн. 1866, май, IV, 42. 573) Вести из Иерусалима, Руков. для сельск. пастырей, 1864, т. III, стр. 514–515 (о русских постройках; об экспедиции Сольси). 574) Описание русских построек, возведенных близ Яффских ворот Иерусалима, Морск. Сборн., т. 85, 1866, неоф. 166–187. 575) Праздник 30 августа 1866 г. в Иерусалиме, Сев. Почта, 1866, переп. в Церк. Летоп. 1866, стр. 662 и в Херс. Епарх Ведом. 1866, стр. 208, статья П. Г. Папандони. 576) Пасха в Иерусалиме 1867 г., Херс. Епарх. Ведом. 1867, стр. 140–162, статья Папандони. 577) Положение и штат русских православных церквей заграницею, Прав. Обозр. 1867, стр. 94, изв.; 1868, 474; 1869, 328–330. 578) Патриаршее богослужение в Иерусалиме, по поводу 25 мая в Париже, Дух. Бес. 1867, Церковн. Летоп., стр. 519–528, статья II – н и. 579) Из Иерусалима, Впечатление от кончины митр. моск. Филарета, Церк. Летоп. 1868, стр. 123. 580) Письмо из Иерусалима, А. Солодянского, от 21 марта 1868 (Зима, поклонники; преосв. Александр, бывший Полтавский († 1874); постройки; абиссинский князь), Сев. Почта 1868, стр. 7. 581) Письма из Иерусалима, А. Солодянского, от 5 апр. 1868 (Пасха; археологические раскопки; обедня 17 апреля), Сев. Почта 1868, мая 4. По поводу этих писем см. заметку в Воскр. Чтен. год XXXII, кн. 1, стр. 551; возражение на заметку – в Трудах К.Д. Акад. 1869, май, стр. 413.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 марта 1866 г. святитель Феофан подал прошение в Святейший Синод об увольнении на покой. 5 июля 1866 г. последовал Высочайший указ следующего содержания: «17 июня 1866 г. епископ Феофан был уволен «от управления Владимирской епархиею и определён настоятелем в Шацкую общежительную Вышенскую пустынь, с поручением ему управления оною и предоставлением ему права пользоваться всем по званию настоятеля пустыни» 10 . Святитель прибыл в Вышенскую пустынь 3 августа 1866 г. и был встречен с колокольным звоном братией во главе с настоятелем архимандритом Аркадием и небольшим ко личеством богомольцев. Об этом преосвященный написал в Святейший Синод 14 сентября 1866 г.: «Честь имею почтительнейше донести Святейшему Синоду, что я благополучно прибыл в данную мне обитель 3 августа». 11 Почти через тридцать лет после этого очевидец, предположительно игумен Тихон (Цыпляковский), почему то назвал днём прибытия святителя в Вышу другой день. В своих воспоминаниях он оставил такую запись: «1866 г. августа 4 дня, в 6 часов вечера, в Вышенскую пустырь прибыл удалившийся сюда на покой с Владимирской архиерейской кафедры Преосвященный епископ Феофан, назначенный настоятелем этой пустыни. Приехал он из города Шацка, в сопровождении только одного келейника иеродиакона Иосифа из Боголюбского монастыря». 12 В указанной записи игумен Тихон утверждает, что преосвященный прибыл в сопровождении «только одного келейника». 13 Профессор И. Корсунский сообщает, что вместе со святителем прибыл и его племянник А. Г Говоров. Об этом свидетельствует и сам племянник: «Наступил наконец 1866 год, когда много ранее задуманное совершилось… Отказавшись от управления Владимирской паствой, преосвященный удалился на покой в Вышенскую пустынь, о которой часто вспоминал в Тамбове и во Владимире и не раз говаривал мне, что нет места лучше как Выша. По прибытии на Вышу мы сперва поселились в настоятельских келиях… Вскоре по удалении преосвященного на покой ему удалось устроить меня в Москве у одной почитательницы его княгини П. С. Лукомской, любившей меня как родного сына. До 1871 года я ежегодно в каникулярное время ездил гостить к Преосвященному». 14 Из Вышенской обители в 1866 г. святитель Феофан направил племянника учиться сначала во Влади мирскую семинарию, что можно заключить из письма святителя к священнику И. И. Говорову, написанному в сентябре 1866 г., 15 а также из его письма к А. П. Покровскому, 16 хотя племянник в своих воспоминаниях об учёбе во Владимире не сообщает. Через год, в 1867 г., святитель направил племянника учиться в Московскую духовную семинарию. 17

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Господь да управит дело ко благу святой церкви. С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский . Марта 16, 1866 г. Дело Канц. Об. Прокур. 1866 г. I отд. 2 ст. 395. 182. Поздравление графа Д. А. Толстого с праздником Св. Пасхи в 1866 году 29 Марта 1866 г. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Христос Воскресе! Радуйтеся о Нем; и радость Его да будет новою силою для вашей жизни. Благодарю за Ваше общение со мною в сей радости. Ранее приветствовал бы я Вас, но изнемог, так что великие дни принужден был провести не с великою церковью, но в моей домовой церкви, и то с трудом. По той же причине и на всемилостивейшие слова Государя Императора и Государыни Императрицы не довольно поспешно только ныне ответствую. Покорнейше прошу поднести Его Императорскому Величеству препровождаемое при сем мое всеподданнейшее письмо. Благословение и милость Господня да пребудет с Вами. Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский . Марта 29, 1866 г. Дело Канц. Об. Прокур. 1866 г. I отд. 98. 183. Письмо Митрополита Филарета с изъявлением верноподданнических чувств по случаю избавления Государя от опасности 4 Апреля 1866 года 6 Апреля 1866. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Благословен Бог и дивен Бог в избавлении Государя Императора от опасности. Желаю со вверенным мне духовенством представить Его Императорскому Величеству наши верноподданнические чувства в всеподданнейшем письме 154 . Ожидаю, какое разрешение о сем получит генерал-губернатор для других сословий. Верноподданническое чувство в сильном движении и одушевляется религиозным; после благодарственного соборного молебствия в кафедральной церкви Чудова монастыря, народ просил, чтобы оно повторено было на Кремлевской площади, что и исполнено. Потом, по желанию также народа, совершено молебствие пред Иверской часовней, и как здесь местность мала, то просили совершить молебствие на Красной площади, что и разрешено мною. Ныне купечество изъявляет желание, чтобы в один из следующих дней совершено было благодарственное молебствие на Красной площади, против памятника Минина.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010