Но заповедь о любви к ближнему все же вторая. А первая и наибольшая , напомним, такова: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим . И если любовь к ближнему можно вывести из любви к себе, то как быть с любовью к Богу? Ведь, наверное, эта любовь должна быть чем-то иным, нежели простое доброжелательство и человеческое отношение «как к себе самому»? Все апостолы были очень привязаны ко Христу в дни Его земной жизни, а горячий Петр убеждал Его: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя (Мф 26:35). Но как только в Гефсиманский сад пришли стражники и увели Христа на допрос в дом первосвященника, апостолы в страхе разбежались, а Петр трижды отказался от Господа. Спрашивается — любили ли они Его? В этом смысле очень характерно, что грех Петрова отречения уже воскресший Господь «исцеляет» троекратным вопросом: любишь ли ты Меня? И только услышав: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя , — восстанавливает Петра в апостольском звании (см.: Ин 21:15–17). Это свидетельствует, что грех Петра был грехом против любви. А ведь это были Его ближайшие ученики, знавшие Христа не один год, делившие с Ним пищу и кров, ежедневно слушавшие Его! Если даже они разбежались в час опасности, что уж тогда говорить о простых верующих, которые Бога не видели и с Ним не говорили? Как они могут всерьез уверять себя и других, будто любят Бога? Не будет ли это с их стороны лицемерием? Ответ дает Евангелие: критерий любви к Богу — неуклонное следование Его заповедям. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня , — говорит Христос апостолам совсем незадолго до Своего ареста и казни (Ин 14:21). Та же мысль впоследствии прозвучит у апостола Иоанна Богослова: …это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его (1 Ин 5:3). Вот как рассуждал на эту тему святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский (1805–1866): «Иметь заповеди Иисуса значит принять их из Откровения и содержать, как дорогое сокровище, в уме. Но этого не довольно, чтобы любовь наша была достойна Господа Иисуса. Надобно, чтобы не только мысль занята была Господом, но чтобы вся душа со всеми силами посвящала себя исполнению заповедей Его. Тогда дела будут показывать, что душа любит Господа».

http://foma.ru/chto-takoe-nastojashhaja-...

Но не знаешь ли ты, что Сам Господь всё строит, что Он именно строит или попускает и то, чтобы ты заболел и призвал врача и дал ему известное количество денег, как Господь же строит, что в прихожанах твоих Он возбуждает желание совершить известную требу и дать тебе или причту известную сумму денег. Господь разделяет Свои дары между людьми, как хочет. Но ты заметь о себе – плотской ты человек и не по духу ходишь, и на Бога упования не имеешь, на Бога, Который сказал тебе: не оставлю тебя и не покину тебя [ Евр. 13, 5 ], или: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? [ Мф. 6, 26 ]. Не смотри по сторонам: там тебе дела нет, – смотри за собой да пред собой. Это значит: не замечай чужих слабостей и не останавливай на них своего внимания, а внимай своим помыслам, своему сердцу, что в нем делается, да на закон Божий, предпоставленный пред тобою Создавшим тебя, чтобы свято хранить его. Да и о телесном здравии говоря, по сторонам тоже не засматривайся, а гляди вперед себя, на то, на что следует смотреть, – а то или оступишься, или лошадь ушибет, или другое что неприятное что может случиться. Кротко, с духом любви надо высказывать правду людям, которым мы должны по званию своему высказывать ее, в противном случае закоснеем все в неправде – и учители, и поучаемые. По причине лести диавольской надо все блага земные считать за сор, попираемый ногами, коего нисколько не жалеем, и равнодушно расставаться с ним. Сколько своенравия, капризов диавольских из-за пустой какой-либо вещи бывает иногда! Сколько оскорблений Богу, оскорблений, огорчений взаимных! Вот как враг ворочает нашими сердцами из-за привязанности нашей к пустым вещам. Ах, чем меньше этой сладкой пыли, этой блестящей пыли, блестящих одежд, прекрасных вещей, тем лучше. А мы желаем больше иметь и пользоваться. Больной человек рад всё отдать тому, кто сделал бы его здоровым, – так и ты не жалей врачу денег, если он благоуспешно лечит тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Нужно неотменно помнить следующее: 1) мы, люди, – едино тело под Главою Христом, 2) свое небесное звание, 3) тленность всего земного. Всё съедомое, пиемое, одеваемое и иным образом употребляемое человеком есть сор, а человек – существо бесконечной цены и для него так немного всего нужно, что грешно и стыдно и крайне нечестиво и безрассудно жалеть для него потребного. Есть грех рассеянности, которому мы все сильно подвержены; не надо его забывать и каяться в нем: мы предаемся рассеянности не только дома, но и в церкви. Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя [ Лк. 22, 31 – 32 ]. Виновник рассеянности – дьявол и многоразличные пристрастия наши к житейскому, земному; причина ее – маловерие; средство против ней – усердная молитва. Святые Божии человеки, начиная с Божией Матери, все обожены, то есть в них вселился, с ними соединился, срастворился, так сказать, и в них стал всяческая Господь. Вселюсь в них и буду ходить в них ( 2Кор. 6, 16 ). Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом ( 1Кор. 6, 17 ). Так же и на земле живущие христиане обожены, они – тело Его [ Еф. 1, 23 ], Он – Глава их; они вкушают пречистое Тело Его и пиют Кровь Его, и в них дух Его, Божество Его. Какого же духа должны быть христиане, особенно священники! Что надо помышлять в то время, когда священник стоит пред святыми запасными Дарами и пред больным, готовящимся принять их, и пред всеми, тут находящимися? Должен помышлять о безмерной любви Божией к роду человеческому, о крайнем снисхождении Его к нам, страданиях и смерти за нас и об обожении нашего естества, и с крайним уважением смотреть на больного, готовящегося к соединению с Господом чрез причащение, равно как и на всех христиан, тут находящихся, которые также общники Божества Христова и члены Его. Помни, что такое ветхая прелесть. Покрывай грехи ближнего – Господь покроет твои, как и покрывает. Меньше учи и суди других: у каждого есть свой учитель и судия – совесть да Бог . Каждый о себе даст слово Богу. Еще у каждого есть свой учитель – Ангел Хранитель. Итак, смотри, не презирай ни одного из малых сих, верующих во Христа; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного [ Мф. 18, 10 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

О горнем помышляйте [ Кол. 3, 2 ]. Духом ходите и похоти плотские не совершайте. Две жизни для нас: одна временная и тленная, другая вечная и нетленная: к последней первая есть путь и приготовление. О сем да памятуем всегда и относительно земной жизни да будем беспечальны. Ищите прежде Царствия Божия и правды его (горняя мудрствуйте), и сия вся приложатся вам [ Мф. 6, 33 ]. Заметьте, излишнее попечение о земном – дух диавольский, козни диавола, врага нашего. В каждое мгновение жизни сердце наше должно быть в Господе утверждено. Пожалел на мгновение чего-либо земного ближнему – смотришь, лукавый забрался в сердце, и, как паук муху, начнет он опутывать душу и закреплять ее за собою, чтобы не ушла, не вырвалась. О, паук, всегубитель окаянный! Господи Иисусе, помогай нам и спасай нас! Ты видишь все сети адского паука, видишь, как мы слепы, жадны, как мухи, до сластей. Раздробляя хлеб твой, харч твой присным и слугам своим или нищим, помни, что они равные тебе братья и сестры твои и одинаковые с тобою имеют права на дары Божией благости и щедрот, – посему да не будет око лукаво, и да не кажется тебе кусок брата твоего или сестры твоей большим, и не завидуй доле ближнего твоего, ибо мерзость Господу око лукавое и завистливое. Съест ли, не ест ли ближний долю свою – она его доля, и да будет она всегда добра и наткана и потрясена и преливающася, как твоя собственная, да и тебе Господь пошлет такую же, ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам [ Лк. 6, 38 ]. Через пустые, ничтожные житейские вещи искушает враг ежедневно любовь нашу к Богу и ближнему и из-за этих-то пустых вещей – хлеба и разных снедей, также из-за денег, посуды, мебели, одежды, поделий разных домашних мы нарушаем ежедневно любовь свою к Богу и ближнему, изменяемся сердцем в худую сторону, бываем злы, горды и презорливы, завистливы и скупы и тем чувствительнейше оскорбляем Всеблагого и Прещедрого Владыку своего Господа Бога в Трех Ипостасях, создавшего всех нас по образу и подобию Своему и заповедавшего нам в слове Своем быть благими, милосердными, щедрыми, кроткими, смиренномудрыми, прощающими друг другу, как и Бог во Христе простил нам [ Еф. 4, 32 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Отца земного как Отца Небесного почитай, ибо из Негоже всяко отечество на небесех и на земли именуется [ Еф. 3, 15 ], а Бог всяческая во всех ( 1Кор. 15, 28 ). Ибо все мы из ничего и ничто – всё Бог. С благоговением и любовью обращайся со всеми, и с богатыми и с бедными, знатными и незнатными, с начальственными, равными и подчиненными. Господи Иисусе, помози! Касательно земных благ положись во всем на общего всех Попечителя, Отца Небесного! К серебру не имей пристрастия, к сластям, одеждам тоже, ни к чему земному – к Отцу, единому Отцу Небесному прилепись всем сердцем. Довольно блуждать вдали от Него, довольно прилепляться к тварям: испытал каково, настрадался, натомился душой. Возьми во внимание характер человека, с коим живешь и обращаешься, вспомни, как трудно переменить природный характер, и по вниманию к немощам человека и его природой греховности снисходи ему, прощай ему как невольнику, как больному, ибо и себе желаешь всевозможного снисхождения, сам ты чувствуешь себя невольников и связанным, – как себя жалеешь, так и жалей и других. Во враче уважай дарование Божие, даруемое к твоему благу телесному, и не скупись по силам своим награждать его за труд его, за знание, искусство его, которое он стяжал долговременным и многотрудным изучением, с утратою душевной энергии и телесного здоровья. Быть благодарным врачу – значит быть благодарным как бы Самому Богу, Врачу всех и творящему искусных врачей. Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу... иному дары исцелений, тем же Духом... Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно ( 1Кор. 12, 4–11 ). Помни, что все мы едино тело есмы, хотя члены многие ( 1Кор. 10, 17 ). Члену ли своему жалеть чего-либо, телу ли своему? Мы – едино тело человечества. Да не будет распри в телеси, но да равно един о друзем пекутся уди ( 1Кор. 12, 25 ). На пищу и питье не жалеем многого, а на восстановление здоровья жалеем немногого, тогда как по восстановлении его, может быть, долго не придется восстановлять его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Плоть наша, когда мы служим Богу, особенно пред людьми, располагает и нудит нас к холодности, лености, лицемерию, омрачению, тупости и бесчувствию сердца, к равнодушию к Богу и святым Его, к самому забвению их и к мечтанию о суетных вещах мира сего – а дух располагает к горячности, усердию, искренности, просвещению, острозрительности и чувствительности сердечной, к благоговению пред Богом и святыми Его, к непрестанной памяти Божией и святых Его и к презрению суетных вещей века сего. Плоть мало-помалу готова совсем оставить богослужение – дух ищет непрестанного служения Богу, йоты из богослужения пропустить без нужды не дозволит себе. Плоть, привыкая к Богу, Пречистой Богородице, Ангелам и святым и на земле к лицам высочайшей фамилии, духовным особам, всем начальствующим и прочим людям, готова презирать их – дух чем более обращается с ними, тем более проникается благоговением к Богу, святым Его, членам высочайшей фамилии, духовным особам, всякому начальству и уважением ко всякому человеку, потому что видит, убеждается, что всё во всех Бог и все от Бога и что, уничижая их, он прежде всего сам себя уничижает, сам себя наказывает, а возвышая их, вместе с ними и сам возвышается. Прославляющий Мя прославлю, и уничижаяй Мя безчестен будет ( 1Цар. 2, 30 ). Дивен Бог во святых Своих [ Пс. 67, 36 ]. Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены [ Рим. 13, 1 ]. Честию друг друга болша творяще [ Рим. 12, 10 ]. Мы привыкли к христианству, мы зазнались, забылись с ним. Церковь представляет на земле лицо Спасителя: почитай, повинуйся ей, не уклоняйся от богослужения, Таинств, постановлений ее. Удаляющиеся от ней погибнут, ибо кто не с Церковью , тот не с Богом. Один истинно христианский хозяин дома говорил о всех своих деньгах, сластях, одеждах, когда их брали посторонние и употребляли: какой-то сор, у меня накопившийся, берут и употребляют его; слава Богу, что годен, в пользу людям идет, – для них ведь он и существует, мне- το немного надо. Еще говорил о телах человеческих: телами своими мы будем удобрять землю. А уж какая жирная земля-то под нами будет! Червям-то какой знатный пир! Ах, как они там жируют!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Пост для человека, а не человек для поста. Потому пост можно разрешить в случае нужды; вообще, не осуждать ядущих скоромную пищу в пост и мира не нарушать. Любовь выше поста. Какая многоглавая гидра плоть моя! То гордость, то злоба, то златолюбие, то смех, то уныние, то раздражительность. Когда имеем легкую вещь из дерева, тонкую вещь – это ничего, даже за достоинство это считаем, а когда эта вещь сделана из серебра или золота, то тонкость считаем большим недостатком и бываем недовольны этим, – оттого что к дереву мы не имеем пристрастия, а к серебру и золоту имеем пристрастие и желаем, чтобы сребра и золота было больше, хотя это множество ни к чему доброму не ведет. Так богач как можно больше хочет собрать денег и, сокровиществуя, не весть кому соберет я [ Пс. 38, 7 ]. Так, священник или другой кто, видя малые просфоры на жертвеннике, бывает этим недоволен и хочет, чтобы они были больше, хотя и этих было бы достаточно для него. Так чревоугодник и объедало с жадностью наполняет свое чрево большим количеством пищи, хотя природа требует немногого. Как лукава плоть! Вместо того чтобы обращать всё внимание на содержание, мы обращаем внимание на содержащее! Когда нужно отложить всякое житейское попечение, тогда мы связуемся желанием множества злата. Проскомидия – сокращение, оглавление литургии. О спасении душ наших миром Господу помолимся. Дороже всего – спасение души, ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? [ Мк. 8, 36 – 37 ]. Нашего ради спасения сшел с небес Сын Божий. Что это значит? Больше блестящей земли в руки, мягкой в рот и всякой около себя? О, плоть! О, пригвождение к земле! Как уважают наместника царского! Но человек – образ Божий, наместник Царя Небесного на земле, – чти и люби его. А святые? Причастнику надо помнить слова Господа: придите – и рассудим... Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как в лну 81 убелю [ Ис. 1, 18 ]. Всеми тремя силами надо служить Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Прот.И.Сергиев”. См.: Беседы о.протоиерея Иоанна с настоятельницею Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумениею Таисиею. 2-е изд. Пг., 1915. С.60–61. 90 Фридрих Ницше (1844–1900) – немецкий философ, разработал учение о “сверхчеловеке”, предпринял радикальную критику всех общечеловеческих ценностей, в том числе христианства. 93 Святитель Филарет (Дроздов, 1782–1867) – выдающийся проповедник и богослов, государственный деятель. Его многочисленные творения остаются душеполезным чтением и поныне. В 1994 г. переизданы проповеднические труды высокопреосвященного Филарета в 5 т. и его толкования на “Бытие” Ветхого Завета в 3 т. Причислен к лику святых. 94 Меньшиков Михаил Осипович (1859–1918) – русский публицист патриотического направления, постоянный сотрудник “Нового времени”. Расстрелян большевиками в городе Валдае. 98 “А.Ф–вна” – Анна Федоровна Аксакова, урожденная Тютчева (1829–1889) – фрейлина высочайшего двора (1853–1858), затем до 1866 г. воспитательница младших царских детей; мемуаристка, автор книги “При дворе двух императоров”. Жена И.С.Аксакова. 99 В Государственном Совете не одни мы отказались почтить Толстого вставанием: почти вся правая группа удалилась из зала, чтобы не участвовать в этом “почитании»... 105 Поселянин Евгений Николаевич, настоящая фамилия Погожее (1870–1931) – видный духовный писатель, автор многих книг на церковную тему. Расстрелян большевиками. 106 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaj...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет В  Нагорной проповеди Христос объяснил шедшим за Ним людям всю суть христианской жизни. Наиболее полно её содержание передал апостол Матфей. В более сжатом виде сведение о Нагорной проповеди Спасителя сообщает евангелист Лука: «И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах» ( Лк.6:17–22 ). Описание Гравюра Густава Доре показывает благодатные дары Нагорной Проповеди, которая является своеобразной квинтэссенцией христианской жизни. В центре мы видим сидящего Иисуса Христа в окружении людей разных возрастов, обступивших его со всех сторон. Некоторые из них в задумчивости склонили головы, некоторые устремили взоры на Христа и с интересом внимают Его словам, иные ведут неспешную беседу, пытаясь понять глубокий смысл Христовой проповеди. Сквозь кроны деревьев к ногам Спасителя  падают лучи света, а Его указующий жест направлен вверх, к источнику этого света, призывая слушающих увидеть и понять: исполнение закона имеет значение только тогда, когда он исполняется с любовью к Богу и ближнему,  как без солнца не бывает света, так закон без любви – ничто. История Французский художник Гюстав Доре (1832-1883) на протяжении своей жизни создал сотни изысканных иллюстраций к сюжетам библейских рассказов. Его иллюстрации использовались в различных изданиях Библии на разных языках в Европе века, а позже в странах Северной и Южной Америки. Иллюстрированные сюжеты на библейскую тематику создавались многими мастерами изобразительного искусства, но среди них Доре был одним из самых выдающихся. Работа над иллюстрацией Библии Гюставом Доре продолжалась 2 года с 1864 по 1866 гг. За это время было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету. Работа осложнялась тем, что все события Библии  не могли быть проиллюстрированы, поэтому Доре решил выбрать ключевые, наиболее значимые событиях Священного Писания. Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 47  чел. Всего просмотров 1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/nagornaya-propoved-...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Изображенный на гравюре сюжет основан на повествовании апостола Луки: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие; И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Описание Передавая описанное в Евангелии событие, художник изобразил фрагмент внутреннего убранства дома, которое было весьма скромным: глиняные полы, на переднем плане хозяйственная утварь, низкий табурет придвинут к незатейливо срубленному столу, стоящему у стены, на столе только кувшин и еще некоторая посуда. В этой домашней обстановке Деве Марии является Архангел Гавриил, чтобы возгласить радостную весть. На лице Пресвятой Девы удивление и покорность , руки Ее крестообразно сложены в молитвенном жесте. В этой, на первый взгляд, художественной простоте, реалистично и проникновенно передается атмосфера величайшего Библейского события. Небесный свет, осветивший простое земное жилище, Архангел Гавриил, явившийся как бесплотный дух –  мы видим всего лишь Его прорисовку усиливает ощущение неотмирности происходящего события. Художник совмещает два параллельных мира – земной и небесный, которые вскоре будут торжествовать вместе, прославляя Воплотившегося Господа Иисуса Христа, Спасителя человечества. История Данная гравюра относится к циклу иллюстраций к Библии, над которыми художник работал с 1864 по 1866 гг. Доре выполнил за два года 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету. Работа осложнялась тем, что не все события Библии могли быть проиллюстрированы, поэтому Доре решил акцентировать внимание на основных событиях Священного Писания. Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 47  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/blagoveshhenie-dore...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010