Вышел 40-й том «Православной энциклопедии»      Том открывает статья «Лангтон», посвященная архиепископу Кентерберийскому (ок.1150-1228), бывшему одним из виднейших деятелей средневековой Англии, Завершает том публикация «Ливан», рассказывающая о средиземноморской стране, сыгравшей важнейшую роль в ветхозаветной истории и истории древней христианской Церкви. Подробно описывается религиозный состав народов, населяющих Ливан. Многие статьи нового тома носят биографический характер, присутствует множество публикаций, посвященных различным персоналиям, христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам. Среди них следует выделить статью, посвященную выдающемуся религиозному писателю, философу и политологу Константину Николаевичу Леонтьеву, обладавшему, по мнению Н.А. Бердяева, «самым блестящим и своеобразным умом в русской литературе». Как отмечал историк П.Н. Милюков, «Леонтьев всегда говорит прямо то, что другие подразумевают». Фундаментальные статьи посвящены деятельности святителя Льва Катанского, преподобного иеросхимонаха Оптиной пустыни Льва (Наголкина), преподобномученика Льва (Егорова), расстрелянного в Сиблаге. 40-й том содержит целый ряд статей, посвященных деятелям Церкви и византийским императорам, носившим имя Лев, например, восточно-римскому императору Льву I Великому (годы правления 457-474), период царствования которого совпал со временем распада Западной Римской империи, Льву III Исавру (годы правления 717-741), известному как организатор иконоборческой компании, Льву V (годы правления 813-820), прославившемуся войнами с болгарским ханом Крумом, Льву VI Мудрому (годы правления 886-912), при котором были изданы крупнейшие правовые своды. В «Энциклопедии» присутствуют статьи о выдающемся византийском историке Льве Диаконе, византийском дипломате Льве Хиросфакте, родственнике легендарной императрицы Зои Карвонопсины. Из биографий Римских Пап с именем Лев наиболее подробна посвящена деятельности Папы Римского Льва Великого (понтификат 440-461), спасшего Рим от варваров и активно влиявшего на ход Вселенского Собора в Эфесе 449 г. В статье присутствует подробный анализ христологии, сотериологии, учения о творении человека, учения о Боге и Троице Папы Льва Великого. Также значительные по объему статьи посвящены Папе Льву III (понтификат 795-816), короновавшему Карла Великого (800), Папе Льву IV (понтификат 847-855), восстановившему частично римские укрепления, Папе Льву IX (понтификат 1049-54), с чьей деятельностью связывают схизму 1054 г., Папе Льву X (понтификат 1513-21), чей портрет с кардиналами кисти Рафаэля из галереи Уффици хорошо знаком любителям ренессансной живописи, Папе Льву XIII (понтификат 1878-1903), ставшему узником Ватикана в связи с объединением Италии и долгим отсутствием урегулирования вопроса о политическом статусе римского папства. В данном томе «Православной энциклопедии» присутствует также статья о Латеранских соглашениях 1929 года.

http://pravoslavie.ru/91559.html

При имп. Анастасии II (713-715) Лев Исавр становится стратигом фемы Анатолик. В 715 году он не признал Феодосия III императором, но заключил союз со стратигом Армениака Артаваздом, за которого впоследствии выдал дочь Анну, и вел переговоры с арабами под командованием Масламы ибн Абд аль-Малика, начавшими в 716 году масштабное вторжение в Анатолию . Согласно недоброжелательным источникам, Лев Исавр обещал ему сдать Константинополь в обмен на императорский титул. Так или иначе, в результате этих переговоров Лев Исавр сумел уберечь от разграбления подчиненные ему провинции в Малой Азии. Введя Масламу в заблуждение, Лев Исавр ускользнул от врага и затем одержал победу над войсками, верными Феодосию, и в преддверии осады столицы по общему согласию был провозглашен императором, причем Феодосий по совету патриарха Константинопольского Германа I и синклита добровольно уступил ему власть. Лев Исавр был женат на Марии, от которой имел дочь Анну, сына Константина (род. в 718) и дочерей Космо и Ирину (время рождения неизвестно). Скончался 18 июня 741 года. Погребен в саркофаге из проконнесского мрамора в герооне Юстиниана в храме св. Апостолов в Константинополе . Внешняя политика После воцарения Льву Исавру немедленно пришлось заняться организацией отпора арабам, в августе-сентябре 717 году осадившим Константинополь с суши (Маслама) и с моря (старший брат Масламы халиф Сулейман). Этот поход ожидался давно, поэтому уже имп. Анастасий II приказал покинуть город всем, у кого не было запасов продовольствия на два года. Первое нападение араб. флота было отбито с помощью " греческого огня " . Сухопутные силы халифата расположились во Фракии на зимовку. Зима выдалась очень суровой, так что земля в течение 100 дней была покрыта снегом. Из-за этого наступили бескормица и массовый падеж вьючного скота. Весной к арабскому флоту прибыли подкрепления из Египта и Африки, однако египетские моряки-христиане перешли на сторону византийцев. Затем много кораблей было вновь сожжено " греческим огнем " . Во Фракии арабские войска страдали от страшного голода и нападений болгар, с которыми Льву Исавру удалось заключить союз. Болгары перебили 22 тыс. арабов. В то же время византийские командиры, ведя партизанскую войну на азиатском берегу, отрезали арабский флот от источников снабжения. Преемник Сулеймана Омар II решил снять осаду, но на обратном пути его корабли настигла буря, упомянутая очевидцем патриархом Германом в благодарственной гомилии Богородице . По византийским источникам, из 1800 спаслось всего 10 арабских судов, из которых 5 захватили византийцы.

http://drevo-info.ru/articles/13681324.h...

Вышел 40-й том «Православной энциклопедии» 15 марта 2016 г. 18:25 40-й том «Православной энциклопедии» продолжает публикацию обширнейшего комплекса статей на букву «Л». Том открывает статья «Лангтон», посвященная архиепископу Кентерберийскому (ок.1150-1228), бывшему одним из виднейших деятелей средневековой Англии. Завершает том публикация «Ливан», рассказывающая о средиземноморской стране, сыгравшей важнейшую роль в ветхозаветной истории и истории древней христианской Церкви. Подробно описывается религиозный состав народов, населяющих Ливан. Многие статьи нового тома носят биографический характер, присутствует множество публикаций, посвященных различным персоналиям, христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам. Среди них следует выделить статью, посвященную выдающемуся религиозному писателю, философу и политологу Константину Николаевичу Леонтьеву, обладавшему, по мнению Н.А. Бердяева, «самым блестящим и своеобразным умом в русской литературе». Как отмечал историк П.Н. Милюков, «Леонтьев всегда говорит прямо то, что другие подразумевают». Фундаментальные статьи посвящены деятельности святителя Льва Катанского, преподобного иеросхимонаха Оптиной пустыни Льва (Наголкина), преподобномученика Льва (Егорова), расстрелянного в Сиблаге. 40-й том содержит целый ряд статей, посвященных деятелям Церкви и византийским императорам, носившим имя Лев, например, восточно-римскому императору Льву I Великому (годы правления 457-474), период царствования которого совпал со временем распада Западной Римской империи, Льву III Исавру (годы правления 717-741), известному как организатор иконоборческой компании, Льву V (годы правления 813-820), прославившемуся войнами с болгарским ханом Крумом, Льву VI Мудрому (годы правления 886-912), при котором были изданы крупнейшие правовые своды. В «Энциклопедии» присутствуют статьи о выдающемся византийском историке Льве Диаконе, византийском дипломате Льве Хиросфакте, родственнике легендарной императрицы Зои Карвонопсины.

http://patriarchia.ru/db/text/4400858.ht...

После издания Львом III иконоборческих эдиктов по византийской Италии (особенно в центральной и северной ее частях) прокатилась волна возмущения, начались военные столкновения между теми, кто почитали иконы, и сторонниками императора. На защиту папы поднялись византийские отряды в Венеции и Пентаполе, состоявшие из уроженцев Италии. Византийские войска в Пентаполе отказались подчиняться экзарху и были готовы выдвинуть из своей среды нового императора и пойти на Константинополь с целью свержения Льва III. Папа Григорий II воспрепятствовал их действиям, надеясь, что император после его увещеваний откажется от еретических взглядов. В 726 году, воспользовавшись волнениями, лангобардский кор. Лиутпранд атаковал византийские владения в Италии и к концу 727 года захватил Равенну . В следующем году он предпринял наступление на Римский дукат, где, лишенный поддержки со стороны императора, папа Григорий II оказался в изоляции. Он отправился к королю лангобардов договариваться о заключении мира, но смог добиться только временного прекращения наступления на Рим. В последние годы понтификата Григория II ненадолго и в силу чрезвычайных обстоятельств оказался независимым правителем Римского дуката, получив в распоряжение римское войско. В написанном в 726 - 727 годах послании к Константинопольскому патриарху Герману I    папа Григорий II изложил богословские предпосылки иконопочитания со ссылками на Свящ. Писание. Исследователи сомневаются в подлинности этого послания, сохранившегося на греч. языке в деяниях VII Вселенского Собора , а также два других посланий папы Григория II к имп. Льву III Исавру . По мнению Г. Острогорского и ряда других исследователей, считающих их подлинными, хотя и допускающих наличие интерполяций, эти два послания, видимо, изначально были написаны по-гречески и датируются 726-730 годами. В начале первого послания к имп. Льву III папа Григорий II излагает богословские основы иконопочитания и призывает императора отступить от заблуждения, указывая, что его прежние эдикты он посылал варварским правителям Запада как доказательство православной веры императора и тем побуждал их сохранять мир с империей. Иконоборец Лев III перестал пользоваться у них авторитетом, и они разоряют его владения. Папа предостерег императора от попыток арестовать его, приводя в пример имп. Константа II , который отправил в изгнание папу Мартина I и поплатился за это жизнью. Говоря об особой роли Римского епископа в сохранении церковного мира и единства Вселенской Церкви, папа Григорий II объясняет свою позицию борьбой за чистоту веры, а не против императора.

http://drevo-info.ru/articles/13680135.h...

сведения обо всем происходившем в городе, а византийские корабли, отправляемые из Константинополя по приказам василевса, столь же быстро достигали его порта 1867 . Следует учесть, что, несмотря на «демократизацию» морской торговли, государство сохраняло особый контроль над навклирами, поскольку они исполняли извозную и почтовую повинность, обеспечивали контакты с властями, доставляли налоговые поступления, помогали поддерживать связи с патримониями фиска на херсонесской земле 1868 . Не случайно в представлении папы Григория II (715–730), запечатленном в его письме к Льву III Исавру (717–741), Херсон посещали как обитатели Севера oiketores tou Вогга), так и приезжавшие с юго-запада, со стороны проливов и Боспора (Bosporos), как издавна называли Боспор Фракийский 1869 . В данном случае пути паломников к местным святыням отражали основные направления торгово-экономических контактов. И если в грузопотоке уменьшилось количество привозной керамики – привычного для археологов индикатора связей, то объем перевозок так называемых тяжелых товаров (зерно, металлы, шкуры, воск) не поддается учету, хотя ясно, что сложившиеся условия явно располагали к их увеличению. Вполне возможно, что в обмен на вывозимое из Таврики херсониты, а через них обитатели крупных городищ «земли готов», к примеру Мангупа и Баклы, получали в VIII – первой половине IX в. не только ранние светлоглиняные поливные столовые «сервизы» (миски, бдюда, горшковидные сосуды с крышками) византийской работы 1870 , но и ткани, одежду, платье, спрос на которые был всегда стабилен, а рынок сбыта обширен. Иначе не понятно, что могло интересовать в Херсоне царского архонта (tou archonti), очевидно, влаттия, печать которого с изображением Льва III и Константина V датируется 739–751 гг. 1871 Нередко архонты влаттия являлись эргастириархами (ergasteriarchai) – управителями имперских мастерских по производству дорогих, парадных тканей и одежд 1872 . Определять их потребителей было прерогативой государства 1873 . По другим аналогичным сфрагистическим находкам известно, что эти служащие иногда назначались на должность контролеров торговли – главных коммеркиариев (geniko komerkiario), надсмотрщиков за казенными складами-магазинами (апофиками), отбыв которую, они, вероятно, возвращались к выполнению своих прежних обязанностей 1874 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В частности, такая форма развитой литургической жизни как водосвятие в Херсоне была налицо, судя по наличию крещальных купелей, стационарных, передвижных фиалов и описанию таинства освящения воды перенесенными в город мощами св. Климента, какое было совершено 31 января (по юлианскому календарю) 861 г. в большом епископальном кафоликоне перед праздничной Божественной литургией 538 . Папа Григорий II (715–731) в письме Льву III Исавру (717–741) тоже отмечал, что стекавшиеся к пригородному храму Богоматери многочисленные паломники, приезжавшие издалека – с Боспора и с Севера (о. Borras), получали исцеление, дословно – «лечение», – tas iaseis lambanontes 539 . О том же самом со слов очевидца сообщал в 1598 г. видный церковный писатель, издатель средневековых источников кардинал Сесар (Цезарь) Баронио (ум. 1607 г.), подчеркивавший возможность обрести здесь благодать излечения 540 . Подобная загородная агиасма, где собирались больные, существовала возле Силиврийских ворот Константинополя, в Евдоме, предместье столицы, где находился храм Богоматери-целительницы, Богоматери «Живоносного источника», и можно было приобрести стеклянный сосуд-евлогий с «живоносной водой» 541 . Рис. 251. Шахта со входом в агиасму. Раскопки 1902 г. Следует также принять во внимание, что монастыри, находившиеся за городскими стенами, как правило служили одновременно передовыми сторожевыми крепостями-фрурами и иногда имели небольшие странноприимницы – ксенодохионы или птохионы, чего можно ожидать и от херсонского Влахернского «дома» Богоматери Девы Марии 542 . Рис. 252. Ступени, ведущие из шахты в галерею агиасмы. Раскопки 1902 г. Во всяком случае, такую роль могли играть жилые помещения с северной стороны большого храма и молельня с сиденьями в стенах. Недаром здесь особо почитали св. Фоку Кипура, прославленного своей благотворительной деятельностью. Часть мраморных менс могла иметь отношение именно к столовой этой гостиницы. Последняя была необходима уже потому, что на ночь паломники, как правило, должны были покидать храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В иконоборческих спорах очень важно, что впервые в качестве оппонентов благочестивых императоров выступили не только язычники и мусульмане, но и западные христиане. Уже в письмах Льву Исавру папа ссылался на свой авторитет на Западе и готовность тамошних правителей защитить его силой оружия, если возникнет такая необходимость. В ответ на противостояние Рима василевс подчинил находившиеся на территории Византии подчинявшиеся папе епархии константинопольскому патриарху и начал военные приготовления для военной кампании на Апениннском полуострове. Теперь иконопочитание стало восприниматься как политическая неблагонадежность, преступление против государственных законов и канонов Церкви. «Неправильным» христианам Запада, которые посмели поставить под вопрос первенство василевса, противопоставлялось «правильное» вероисповедание и лояльность Востока. Таким образом, проявившаяся еще при Ираклии тенденция к проникновению в византийскую систему власти изначально персидской концепции священного царя, светского и духовного владыки своих подданных, достигла своего расцвета именно при иконоборцах. Не последнюю роль в этом процессе сыграли и идеи священной войны. Во-первых, сам факт того, что василевсы на практике защищают христиан от иноверцев, повышал их политический престиж, особенно на фоне «бесполезного» в этом деле епископата. Во-вторых, если этим военным кампаниям императоров сопутствовал успех, то это представлялось как зримое подтверждение богоугодности пребывания на троне конкретных василевсов. Тем самым подтверждалась и религиозно-политическая модель, проводимая их реформами. Во многом именно такой подход был выражен в красноречивой преамбуле к «Эклоге» Льва III и Константина V, где первостепенной задачей царей называется защита подданных, достигаемая через установление справедливого правления. При этом выражается уже знакомая по предыдущим эпохам вера в прямую связь приверженности царей к справедливости, в контексте эпохи, понимаемой как широкий спектр иконоборческих реформ, и военных побед над врагами, которыми они «увенчаны Всевышней рукой как самой драгоценной диадемой» 245 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сделав некоторые исправления к тексту Феофана, что при Феодосии III болгарами правил еще Тервель, а правление Кормесия, или Кормисоша, относится к 743—759 гг., мы можем считать совершенно реальным фактом те черты, которые заимствуются из договора 715/16 г. В нем шла речь прежде всего о границах, т. к. этот вопрос имел самое первостепенное значение; затем о выдаче парадных шелковых одежд и тонкой красной кожи; наконец, об обмене перебежчиками и о допущении торговых людей с той и другой стороны под тем условием, что этот первоначальный договор свидетельствует уже о культурных сношениях и предполагает известную степень развития в болгарской орде или, по крайней мере, в правительственных классах, мы должны особенно обратить внимание на то, что болгарская орда в начале VIII в. была уже в периоде образования государственности, и что византийскому правительству предстояла задача постепенно ввести ее в интересы высшей культурной жизни. Ниже мы будем иметь случай возвратиться к этому вопросу, теперь же обратимся к анализу той статьи, которая трактовала о границах. К сожалению, эта статья обозначена слишком кратко: граница идет во Фракии от Милеона . В настоящее время весьма трудно приурочить к определенной географической местности названный здесь термин; поэтому всего проще остановиться на остатках древнего вала и рва, составлявшего границу между Болгарией и Византией и называемого у грековμεγλη σοδα, а у болгар — еркесия. Этот ров и вал, которым много занимались местные ученые , и которого следы иногда наблюдаются и поныне, идет от Черного моря, начинаясь близ Бургаса, до среднего течения Марицы. Что касается местного имени Милеон, то его пытаются видеть в одной из вершин Сакар-планины. Положением этой горы определяются границы Болгарии к началу VIII в. Новая династия, занявшая императорский престол в 717 г. в лице Льва Исавра, продолжала наблюдать дружественные отношения с болгарами. Да иначе и быть не могло ввиду тех исключительных затруднений, с которыми нужно было бороться основателю династии. Арабское нашествие, соединенное с осадою Константинополя, давало болгарам полную возможность свести счеты с Византией, но в это время болгаре оказали империи громадную услугу, делая набеги на арабский лагерь, расположенный под стенами столицы, и помогая Льву Исавру справиться со страшными врагами. Говорят, что болгаре истребили тогда до 22 тыс. арабов.

http://sedmitza.ru/lib/text/442820/

Политически Италия в VIII веке, как и ранее, была разделена на королевство лангобардов и имперские владения, включавшие такие города, как Рим, Неаполь, Равенну. Империей ромеев правил тогда иконоборец Лев Исавр. В 726-м г. приказ имперского префекта Неаполя Эксиллартуса уничтожить иконы, находившиеся в церквях города, спровоцировал мятеж, в ходе которого градоначальник был убит. Папа Григорий II призвал народ Италии к сопротивлению иконоборческим акциям, тем самым отказав в повиновении императору Льву Исавру, и король Лиутпранд воспользовался ситуацией для того, чтобы попытаться вытеснить ромеев из Италии. Под его предводительством войска лангобардов перешли По и взяли Болонью, Римини, Анкону и другие имперские города Эмилии, захвачен был и порт столичной Равенны Классис. В самой Равенне вспыхнул мятеж иконопочитателей, жертвой которого пал экзарх Павел, но имперский гарнизон Равенны устоял, и город остался под контролем империи, хотя и в осаде, которая продолжалась до 737 г., когда, наконец, этот город пал. В 742-м г. Лиутпранд захватил города Умбрии, но папа Захария, не доверяя лангобардам, вчерашним еретикам-арианам и, в его глазах, варварам, и не желая идти на окончательный разрыв с Константинополем, хотя бы и находившимся под властью иконоборцев, призвал короля Лиутпранда вернуть занятые им земли империи и восстановить статус-кво, и король последовал этому призыву. Границы между владениями лангобардов и империи в Италии фактически вернулись к тому положению, в котором они находились до войны. В 739-м г. герцог Сполето Тразимунд II, который ранее отстранил от власти своего отца Фароальда, велев поставить свергнутого с престола отца клириком, чтобы отрезать ему путь к возвращению во власть, вышел из повиновения королю лангобардов. Лиутпранд объявил его изменником и начал против него военные действия. Королевские войска взяли Сполето, и король поставил новым герцогом Хильдерика, а Тразимунд бежал в Рим и нашел там убежище у папы Григория III. Лиутпранд, в прошлом хорошо ладивший с папами, на этот раз не устрашился конфликта с понтификом и осадил Рим. Тогда же лангобардские войска заняли папские города Умбрии – Амелию и Орте. Папа обратился с просьбой о помощи против лангобардов к майордому франков Карлу Мартеллу, но Карл, дорожа союзом со своим родственником Лиутпрандом, проигнорировал обращение папы, а Лиутпранд, не желая дальнейшего обострения отношений с папой, снял осаду Рима и вернулся в свою столицу. Воспользовавшись уходом королевской армии, Тразимунд со своими сторонниками вторгся в пределы Сполетского герцогства, захватил его столицу и убил Хильдерика.

http://pravoslavie.ru/126840.html

Г. упоминал в послании о взятии лангобардами мн. городов Италии и даже столицы Экзархата Равенны ( Agnellus Ravennatensis. Liber Pontificalis Ravennatum//PL. 106. Col. 721-722B). Взятие Равенны датировалось исследователями 732-734 или 737-739 гг. ( Бородин. С. 372; Noble Th. F. X. The Republic of St. Peter: The Birth of the Papal State, 680-825. Phil., 1984. P. 40), что попадает на понтификат Григория III. Наиболее вероятными датами взятия Равенны лангобардами следует признать кон. 727 г., освобождения города византийцами - нач. 729 г. Во 2-м послании ко Льву III папа писал о взаимоотношениях Церкви и гос-ва, о том, что вопросы веры должны находиться в компетенции епископов, а не императоров, но император не принял доводов Г. В 730 г. в К-поле был низложен патриарх свт. Герман, а на его место поставлен иконоборец Анастасий. В ответ на полученное от него послание Г. заявил, что не намерен вступать с ним в общение, если тот не отречется от ереси. Этим же временем в Liber Pontificalis датировано очередное увещательное послание Г. к имп. Льву III, к-рое не сохранилось. Последним деянием папы было утверждение архиепископом Доруверна (совр. Кентербери, Великобритания) св. Татвина и дарование ему в янв. 731 г. паллия (послание об утверждении привилегий св. Татвина, возможно, принадлежит папе Григорию III). Г. погребен в одной из крипт собора св. Петра. Учение Г. о почитании икон, изложенное в посланиях к свт. Герману К-польскому и имп. Льву III Исавру, было одобрено VII Вселенским Собором. Память Г. впервые появляется в нек-рых рукописях Мартиролога свт. Адона , архиеп. Вьеннского (IX в.), под 13 февр. (видимо, день погребения). Ряд поздних манускриптов (XIV-XV вв.) нидерланд. происхождения, содержащих Мартиролог Узуарда с дополнениями, помещают день его памяти под 12 февр. Ц. Бароний в соответствии с указанием Liber Pontificalis поместил его память в Римском Мартирологе под 11 февр. В основном Г. почитали в Риме, однако в средние века почитание папы распространилось у бенедиктинцев. Это отражено в иконографии Г.: на одной из фресок главной церкви аббатства Монте-Кассино он изображен вместе с папами, вышедшими из среды бенедиктинского монашества, чьи понтификаты относились к более позднему времени.

http://pravenc.ru/text/166744.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009