Вышел 40-й том «Православной энциклопедии»      Том открывает статья «Лангтон», посвященная архиепископу Кентерберийскому (ок.1150-1228), бывшему одним из виднейших деятелей средневековой Англии, Завершает том публикация «Ливан», рассказывающая о средиземноморской стране, сыгравшей важнейшую роль в ветхозаветной истории и истории древней христианской Церкви. Подробно описывается религиозный состав народов, населяющих Ливан. Многие статьи нового тома носят биографический характер, присутствует множество публикаций, посвященных различным персоналиям, христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам. Среди них следует выделить статью, посвященную выдающемуся религиозному писателю, философу и политологу Константину Николаевичу Леонтьеву, обладавшему, по мнению Н.А. Бердяева, «самым блестящим и своеобразным умом в русской литературе». Как отмечал историк П.Н. Милюков, «Леонтьев всегда говорит прямо то, что другие подразумевают». Фундаментальные статьи посвящены деятельности святителя Льва Катанского, преподобного иеросхимонаха Оптиной пустыни Льва (Наголкина), преподобномученика Льва (Егорова), расстрелянного в Сиблаге. 40-й том содержит целый ряд статей, посвященных деятелям Церкви и византийским императорам, носившим имя Лев, например, восточно-римскому императору Льву I Великому (годы правления 457-474), период царствования которого совпал со временем распада Западной Римской империи, Льву III Исавру (годы правления 717-741), известному как организатор иконоборческой компании, Льву V (годы правления 813-820), прославившемуся войнами с болгарским ханом Крумом, Льву VI Мудрому (годы правления 886-912), при котором были изданы крупнейшие правовые своды. В «Энциклопедии» присутствуют статьи о выдающемся византийском историке Льве Диаконе, византийском дипломате Льве Хиросфакте, родственнике легендарной императрицы Зои Карвонопсины. Из биографий Римских Пап с именем Лев наиболее подробна посвящена деятельности Папы Римского Льва Великого (понтификат 440-461), спасшего Рим от варваров и активно влиявшего на ход Вселенского Собора в Эфесе 449 г. В статье присутствует подробный анализ христологии, сотериологии, учения о творении человека, учения о Боге и Троице Папы Льва Великого. Также значительные по объему статьи посвящены Папе Льву III (понтификат 795-816), короновавшему Карла Великого (800), Папе Льву IV (понтификат 847-855), восстановившему частично римские укрепления, Папе Льву IX (понтификат 1049-54), с чьей деятельностью связывают схизму 1054 г., Папе Льву X (понтификат 1513-21), чей портрет с кардиналами кисти Рафаэля из галереи Уффици хорошо знаком любителям ренессансной живописи, Папе Льву XIII (понтификат 1878-1903), ставшему узником Ватикана в связи с объединением Италии и долгим отсутствием урегулирования вопроса о политическом статусе римского папства. В данном томе «Православной энциклопедии» присутствует также статья о Латеранских соглашениях 1929 года.

http://pravoslavie.ru/91559.html

Вышел 40-й том «Православной энциклопедии» 15 марта 2016 г. 18:25 40-й том «Православной энциклопедии» продолжает публикацию обширнейшего комплекса статей на букву «Л». Том открывает статья «Лангтон», посвященная архиепископу Кентерберийскому (ок.1150-1228), бывшему одним из виднейших деятелей средневековой Англии. Завершает том публикация «Ливан», рассказывающая о средиземноморской стране, сыгравшей важнейшую роль в ветхозаветной истории и истории древней христианской Церкви. Подробно описывается религиозный состав народов, населяющих Ливан. Многие статьи нового тома носят биографический характер, присутствует множество публикаций, посвященных различным персоналиям, христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам. Среди них следует выделить статью, посвященную выдающемуся религиозному писателю, философу и политологу Константину Николаевичу Леонтьеву, обладавшему, по мнению Н.А. Бердяева, «самым блестящим и своеобразным умом в русской литературе». Как отмечал историк П.Н. Милюков, «Леонтьев всегда говорит прямо то, что другие подразумевают». Фундаментальные статьи посвящены деятельности святителя Льва Катанского, преподобного иеросхимонаха Оптиной пустыни Льва (Наголкина), преподобномученика Льва (Егорова), расстрелянного в Сиблаге. 40-й том содержит целый ряд статей, посвященных деятелям Церкви и византийским императорам, носившим имя Лев, например, восточно-римскому императору Льву I Великому (годы правления 457-474), период царствования которого совпал со временем распада Западной Римской империи, Льву III Исавру (годы правления 717-741), известному как организатор иконоборческой компании, Льву V (годы правления 813-820), прославившемуся войнами с болгарским ханом Крумом, Льву VI Мудрому (годы правления 886-912), при котором были изданы крупнейшие правовые своды. В «Энциклопедии» присутствуют статьи о выдающемся византийском историке Льве Диаконе, византийском дипломате Льве Хиросфакте, родственнике легендарной императрицы Зои Карвонопсины.

http://patriarchia.ru/db/text/4400858.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРТАВАЗД [греч. Αρτβασδος, Αρτυασδος], визант. полководец арм. происхождения, узурпатор имп. престола (нач. 742 - 2.11.743). При имп. Анастасии II (713-715) был назначен стратигом фемы Армениак. В 717 г. оказал помощь Льву III Исавру (717-741) при восшествии на престол и женился на его дочери Анне (по свидетельству Евтихия Александрийского, А., как и Лев, происходил из Германикии Сирийской). Получил придворное звание куропалата и должность стратига фемы Опсикий. После смерти Льва III на трон взошел его 23-летний сын Константин V Копроним (741-775), разделявший иконоборческие взгляды своего отца. Когда новый император отправился из К-поля в поход против арабов, А. поднял свое войско и выступил против Константина V, находившегося во Фригии. Разбитый император бежал в г. Аморий , А. провозгласил себя императором. После переговоров с патрикием Феофаном Монутой и Патриархом Анастасием (730-754) А. зимой 742 г. вступил в К-поль, был коронован Патриархом и, по всей видимости, признан в Риме папой Захарием . Мнение о том, что А. официально восстановил в К-поле иконопочитание, сейчас ставится под сомнение. Вместе с А. были, вероятно, коронованы его жена Анна и младший сын Никита ( Σθας. ΜΒ. Τ. 7. Σ. 124). На стороне узурпатора находились войска фем Опсикий, Армениак, где стратигом был его сын Никита, и Фракия под управлением старшего сына Никифора. Константину V остались верны фемы Анатолик, Фракисий и морская фема Кивирриотов, т. е. почти вся М. Азия. Весной 743 г. Константин V нанес поражение А. в битве при Сардах, а затем разбил и войско его сына Никиты, после чего 2 нояб. 743 г. вступил в К-поль; по его приказу А. и его сыновья были ослеплены на ипподроме, а Патриарх Анастасий был подвергнут публичному позору, но оставлен на Патриаршем престоле. Ист.: Theoph. Chron. P. 415-421; Nicephori. Breviarium Historicum// Nicephori Opuscula historica/Ed. С. de Boor. Lpz., 1880. P. 59-62. Лит.: Успенский. История. Т. 1. С. 597-600; Kaegi W. The Byzantine Armies and Iconoclasm//Bsl. 1966. T. 27. P. 48-70; Speck P. Artabasdos, der rechtgläubige Vorkämpfer der göttlichen Lehren: Untersuchungen z. Revolte d. Artabasdos und ihrer Darstellung in d. byzant. Historiographie. Bonn, 1981; Rochow I. Bemerkungen zur Revolte des Artavasdos auf grund bisher nichtbeachteter Quellen//Klio. 1986. Bd. 68. S. 191--197; Hollingsworth P. A. Artavasdos//ODB. Vol. 1. P. 192. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в.

http://pravenc.ru/text/76344.html

Пытаясь арестовать папу, экзарх Равенны Павел направил в Рим военный отряд, однако лангобардские герцоги Беневента и Сполетия (совр. Сполето) совместно с рим. войском преградили ему путь и заставили вернуться в Равенну. После издания Львом III иконоборческих эдиктов по визант. Италии (особенно в центральной и сев. ее частях) прокатилась волна возмущения, начались военные столкновения между теми, кто почитали иконы, и сторонниками императора. На защиту папы поднялись визант. отряды в Венеции и Пентаполе, состоявшие из уроженцев Италии. Визант. войска в Пентаполе отказались подчиняться экзарху и были готовы выдвинуть из своей среды нового императора и пойти на К-поль с целью свержения Льва III. Г. воспрепятствовал их действиям, надеясь, что император после его увещеваний откажется от еретических взглядов. В 726 г., воспользовавшись волнениями, лангобардский кор. Лиутпранд атаковал визант. владения в Италии и к кон. 727 г. захватил Равенну. В следующем году он предпринял наступление на Римский дукат, где, лишенный поддержки со стороны императора, Г. оказался в изоляции. Он отправился к королю лангобардов договариваться о заключении мира, но смог добиться только временного прекращения наступления на Рим. В последние годы понтификата Г. ненадолго и в силу чрезвычайных обстоятельств оказался независимым правителем Римского дуката, получив в распоряжение рим. войско. В написанном в 726-727 гг. послании к К-польскому патриарху свт. Герману I ( Gregorius II. Ep. 10) Г. изложил богословские предпосылки иконопочитания со ссылками на Свящ. Писание. Исследователи сомневаются в подлинности этого послания, сохранившегося на греч. языке в деяниях Вселенского VII Собора ( Lamza. S. 140 ff.; см. также библиогр.: Aubert R. Grégoire II//DHGE. Т. 21. Col. 1420-1421), а также 2 др. посланий Г. к имп. Льву III Исавру ( Gregorius II. Ep. 12, 13) (Л. Дюшен - LP. Vol. 1. P. 173. N 45). По мнению Г. Острогорского и ряда др. исследователей, считающих их подлинными, хотя и допускающих наличие интерполяций, эти 2 послания, видимо, изначально были написаны по-гречески и датируются 726-730 гг. В начале 1-го послания к имп. Льву III Г. излагает богословские основы иконопочитания и призывает императора отступить от заблуждения, указывая, что его прежние эдикты он посылал варварским правителям Запада как доказательство правосл. веры императора и тем побуждал их сохранять мир с империей. Иконоборец Лев III перестал пользоваться у них авторитетом, и они разоряют его владения. Папа предостерег императора от попыток арестовать его, приводя в пример имп. Константа II, к-рый отправил в изгнание папу св. Мартина I и поплатился за это жизнью. Говоря об особой роли Римского епископа в сохранении церковного мира и единства Вселенской Церкви, Г. объясняет свою позицию борьбой за чистоту веры, а не против императора.

http://pravenc.ru/text/166744.html

Политически Италия в VIII веке, как и ранее, была разделена на королевство лангобардов и имперские владения, включавшие такие города, как Рим, Неаполь, Равенну. Империей ромеев правил тогда иконоборец Лев Исавр. В 726-м г. приказ имперского префекта Неаполя Эксиллартуса уничтожить иконы, находившиеся в церквях города, спровоцировал мятеж, в ходе которого градоначальник был убит. Папа Григорий II призвал народ Италии к сопротивлению иконоборческим акциям, тем самым отказав в повиновении императору Льву Исавру, и король Лиутпранд воспользовался ситуацией для того, чтобы попытаться вытеснить ромеев из Италии. Под его предводительством войска лангобардов перешли По и взяли Болонью, Римини, Анкону и другие имперские города Эмилии, захвачен был и порт столичной Равенны Классис. В самой Равенне вспыхнул мятеж иконопочитателей, жертвой которого пал экзарх Павел, но имперский гарнизон Равенны устоял, и город остался под контролем империи, хотя и в осаде, которая продолжалась до 737 г., когда, наконец, этот город пал. В 742-м г. Лиутпранд захватил города Умбрии, но папа Захария, не доверяя лангобардам, вчерашним еретикам-арианам и, в его глазах, варварам, и не желая идти на окончательный разрыв с Константинополем, хотя бы и находившимся под властью иконоборцев, призвал короля Лиутпранда вернуть занятые им земли империи и восстановить статус-кво, и король последовал этому призыву. Границы между владениями лангобардов и империи в Италии фактически вернулись к тому положению, в котором они находились до войны. В 739-м г. герцог Сполето Тразимунд II, который ранее отстранил от власти своего отца Фароальда, велев поставить свергнутого с престола отца клириком, чтобы отрезать ему путь к возвращению во власть, вышел из повиновения королю лангобардов. Лиутпранд объявил его изменником и начал против него военные действия. Королевские войска взяли Сполето, и король поставил новым герцогом Хильдерика, а Тразимунд бежал в Рим и нашел там убежище у папы Григория III. Лиутпранд, в прошлом хорошо ладивший с папами, на этот раз не устрашился конфликта с понтификом и осадил Рим. Тогда же лангобардские войска заняли папские города Умбрии – Амелию и Орте. Папа обратился с просьбой о помощи против лангобардов к майордому франков Карлу Мартеллу, но Карл, дорожа союзом со своим родственником Лиутпрандом, проигнорировал обращение папы, а Лиутпранд, не желая дальнейшего обострения отношений с папой, снял осаду Рима и вернулся в свою столицу. Воспользовавшись уходом королевской армии, Тразимунд со своими сторонниками вторгся в пределы Сполетского герцогства, захватил его столицу и убил Хильдерика.

http://pravoslavie.ru/126840.html

В Свияжск царь прибыл в субботу 13 августа. Здесь его встретили “бояре, которые в городе были, князь Петр Иванович Шуйской да Семен Коньстантинович Заболотской с товарищи” 12 . Здесь решаются организационные вопросы военного похода. 16 августа началась переправа войска “за реку против Свиязъскаго города”. 18 августа в четверг царь молится во время молебна в соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы, прикладывается к чудотворным иконам Богоматери и преподобного Сергия. В своих молитвах государь молил Господа о милости к своим подданным, о чём писалось в Послании ему: “Ты ж убо, Благоутробный Царю, пролей слезы теплыя к Создателю своему, и воздай молитву от всея душа и помышления, яко да наставит тя исправити сие, и заблужших души на покаяние привести, и от вечныя муки избавити, и Божию милость получити, со всеми рабы своими” 13 . После этого царь продолжает двигаться дальше к Казани. В данном Послании прежде всего прославляется достоинство государя, раскрывается значение царского сана, помощь правителю от Господа в ветхозаветное время, затем — в Византии и, наконец, в Древней Руси. Автор приводит пример Божией помощи ветхозветному царю Езекии против Сеннахерима, византийским Константину Погонату и Льву Исавру, затем Иоанну III во время Угорского стояния при падении золотоордынского ига. После этого мысль Святителя обращается непосредственно к Иоанну Грозному, который является “наследником своего прародителя благороднаго и равнаго Апостолом, Великого князя Владимира”. Прославив своего адресата, автор говорит, что ныне “некое беззаконие внезапу восташе”. Он говорит о появлении содомской напасти, говорит, что царь, подобно Давиду, был избран “Божиею благодатию”. Далее говорится о добродетельном житии и после этого следует ряд абзацев, которые имеют вразумляющее начало: “И тебе Великому Государю, которая похвала..?”. Автор с историко-богословской и моральной точки зрения подчёркивает особую пагубность распространившегося порока, приводит также исторические примеры, как другие государи поступали в такой ситуации.

http://pravmir.ru/k-voprosu-ob-avtorstve...

Наиболее ранние изображения Божией Матери в изводе «М.», восседающей на престоле, датируются VII в. и сохранились в апсидах егип. монастырских храмов и часовен. Образ «М.» может быть небольшим по размеру, вписанным в маленькую нишу, как в монастыре св. Иеремии в Саккаре: в келье 1725 и капелле А (Коптский музей, Каир); в мон-ре аввы Аполло, в нише кельи 30. Образ может быть монументальным: Божия Матерь окружена фигурами ангелов и святых, стоящих в архитектурных декорациях, арках, увешанных светильниками,- как, напр., в сев. нише церкви в Красном мон-ре близ Сохага; в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун в росписи одной из колонн часовни. По мнению Т. Ф. Мэтьюса и Н. Мюллера, появление образа «М.» в нишах егип. келий и монастырских храмов демонстрирует связь с личным почитанием образов Божией Матери и отчасти указывает на продолжение местных традиций. Образ «М.», сидящей на престоле в окружении ангелов, или в нише, рядом с к-рой стоит апостол (Ее образ подписан по-гречески: «Святая Мария»), сохранили миниатюры арабо-копт. иллюминированных кодексов IX-X вв. (NY Morgan. 612. Fol. 1v, 892-893 гг.; 574. Fol. 1v, 887-898 гг.; Lond. Brit. Mus. Orient. 6782. Fol. 1v, 989-990 гг.). Пресв. Богородица с Младенцем на престоле, со святыми и ангелами. Роспись церкви в Красном мон-ре. VII в. Пресв. Богородица с Младенцем на престоле, со святыми и ангелами. Роспись церкви в Красном мон-ре. VII в. Некоторые исследователи визант. иконографии, напр. Н. П. Кондаков, считали, что иконография «М.», появившаяся в Египте, была неизвестна в Византии, но популярна на Западе и вошла в круг правосл. сюжетов лишь в позднее время благодаря итало-критским влияниям и через заимствования из западноевроп. живописи ( Кондаков. 1914). Однако уже В. Н. Лазарев показал, что, хотя памятников с изображением Божией Матери в изводе «М.» могло не существовать в столичном искусстве, они получили достаточное распространение на византийской периферии ( Лазарев. 1971). Э. Катлер, отметив факт упоминания извода «М.» в византийских сочинениях, пришел к выводу, что иконография «М.» была хорошо известна в К-поле ( Cutler. 2000. P. 168). Свидетельство того, что образ «М.» имел хождение в доиконоборческий период, содержится в 1-м послании в защиту иконопочитания (кон. 20-х гг. VIII в.) Григория II, папы Римского, к византийскому имп. Льву III Исавру. Среди образов, присутствующих в церкви и вызывающих «сердечное сокрушение» молящегося, автор упоминает «изображения чудес Господа Иисуса Христа, а также изображения святой Его Матери, имеющей на руках питающегося млеком Господа и Бога нашего» (ДВС. Т. 7. С. 18). Извод «М.» в тексте ставится в один ряд с такими распространенными в храмах изображениями, как циклы чудес и Страстей Господних, образы ангелов, ветхозаветные сюжеты.

http://pravenc.ru/text/Млекопитательницы...

Г. упоминал в послании о взятии лангобардами мн. городов Италии и даже столицы Экзархата Равенны ( Agnellus Ravennatensis. Liber Pontificalis Ravennatum//PL. 106. Col. 721-722B). Взятие Равенны датировалось исследователями 732-734 или 737-739 гг. ( Бородин. С. 372; Noble Th. F. X. The Republic of St. Peter: The Birth of the Papal State, 680-825. Phil., 1984. P. 40), что попадает на понтификат Григория III. Наиболее вероятными датами взятия Равенны лангобардами следует признать кон. 727 г., освобождения города византийцами - нач. 729 г. Во 2-м послании ко Льву III папа писал о взаимоотношениях Церкви и гос-ва, о том, что вопросы веры должны находиться в компетенции епископов, а не императоров, но император не принял доводов Г. В 730 г. в К-поле был низложен патриарх свт. Герман, а на его место поставлен иконоборец Анастасий. В ответ на полученное от него послание Г. заявил, что не намерен вступать с ним в общение, если тот не отречется от ереси. Этим же временем в Liber Pontificalis датировано очередное увещательное послание Г. к имп. Льву III, к-рое не сохранилось. Последним деянием папы было утверждение архиепископом Доруверна (совр. Кентербери, Великобритания) св. Татвина и дарование ему в янв. 731 г. паллия (послание об утверждении привилегий св. Татвина, возможно, принадлежит папе Григорию III). Г. погребен в одной из крипт собора св. Петра. Учение Г. о почитании икон, изложенное в посланиях к свт. Герману К-польскому и имп. Льву III Исавру, было одобрено VII Вселенским Собором. Память Г. впервые появляется в нек-рых рукописях Мартиролога свт. Адона , архиеп. Вьеннского (IX в.), под 13 февр. (видимо, день погребения). Ряд поздних манускриптов (XIV-XV вв.) нидерланд. происхождения, содержащих Мартиролог Узуарда с дополнениями, помещают день его памяти под 12 февр. Ц. Бароний в соответствии с указанием Liber Pontificalis поместил его память в Римском Мартирологе под 11 февр. В основном Г. почитали в Риме, однако в средние века почитание папы распространилось у бенедиктинцев. Это отражено в иконографии Г.: на одной из фресок главной церкви аббатства Монте-Кассино он изображен вместе с папами, вышедшими из среды бенедиктинского монашества, чьи понтификаты относились к более позднему времени.

http://pravenc.ru/text/166744.html

А следующие слова принадлежат Римскому папе Льву II: «Отдавая преимущество пред делами человеческими божественным, и искренне предпочитая православную веру житейским заботам, что другое делаете Вы, если не почитаете праведный суд Божий и сожигаете чистейшую жертву и всесожжение, издающее божественное благоухание, на жертвеннике Вашего сердца в честь Его невидимого величества?» Итак, император – не священник и не вправе совершать Литургию. Но его жертва уподобляется таинству, творимому священником. И далее еще более определенно: «Если бы Царь царей не одарил благодатью своих иереев, то царское благородство никогда не снизошло бы к нижайшим своим рабам и, отложивши на время царское достоинство, не пожелало сопричислить себя к обществу иереев ради ревности к Богу. О, какое славное, высокое и истинное смирение, которое удостоило снизойти ради любви к Богу! Итак, что же осталось, августейший и вернейший из царей, если не то, чтобы Бог , дарующий приращение, достойно внушил таковые труды Вашему царскому сердцу, умножил и исполнил вас светом кафолического учения, чтобы от него рассеялись облака еретической лжи?» Даже в послании Римского епископа Григория II к императору Льву III Исавру отчетливо прослеживается обычная позиция Церкви: православный император является священнослужителем и даже архиереем, неправославный царь – нет. В одном из своих писем в Рим василевс заявил, что он царь и священник. Папа отвечает ему следующим образом: «Ты написал, что царь и вместе с тем иерей. Да, императоры, бывшие прежде тебя, доказали это и словом и делом: они созидали церкви и заботились о них. Ревнуя о Православной вере, они вместе с архиереями наследовали и отстаивали истину. Таковы: Константин Великий , Феодосий Великий, Валентиан Великий, Константин, отец Юстиниана, бывший на Шестом Соборе. Эти императоры царствовали благочестиво: они вместе с архиереями, единодушно и единомысленно с ними собирали Соборы, исследовали истину догматов, устрояли и украшали святые церкви. Вот – священники и императоры! Они доказали это самым делом». Далее следуют горячие увещевания в адрес императора, которые заканчиваются следующими словами Римского первосвященника: «Умоляем тебя: будь же архиереем и императором, как ты сам писал о себе выше» 688 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За исключением отмеченных сторон, исследование г. Плотникова ведется твердо и не сходит с научной почвы. Особенно удались ему отделы о хрониках Феофана и Георгия Монаха. Здесь автором проявлено хорошее критическое чутье, здесь он успел принять во внимание тезисы недавно появившегося исследования о летописном повествовании Феофана и обнаружил основательное знакомство с текстами, которое дало ему возможность внести несколько дополнений и даже поправку к текстуальным паралеллям Де-Боора (441). Не все из этих дополнений удачны, напр. (Georg.Mon.750:18–19 – Theoph.412:26–27); но прочие имеют свое значение. Вообще, это лучшие страницы работы. —393— Но работа, конечно, не без недостатков. Сделанное выше указание на лучший отдел до некоторой степени обязывает отметить и противоположный ему по достоинству. Таковым должна быть признана часть первой главы (26–50), трактующая о подлинности писем папы Григория II ко Льву Исавру, на которой и придется остановиться. Как известно, подлинность названных писем многими оспаривается. Наш автор принял на себя задачу доказать, что письма в своей основе подлинны, для чего ему пришлось вступить в полемику с Schwarzlose, – у которого наиболее тщательно собраны и систематизированы аргументы против подлинности. Свою полемику г. Плотников ведет, говоря вообще, находчиво, и многие доводы его полновесны. Однако среди его аргументов есть, с одной стороны, неубедительные, а с другой – такие, которые можно было бы значительно усилить. Вот примеры. – I. Schwarzlose аргументирует: на седьмом соборе (787 г.), где читались, можно сказать, все документы, говорящие против иконоборцев, письма Льву не были читаны. г. Плотников возражает: Лев уничтожил письма, и собору нечего было читать. г. Плотникова можно спросить: копии с посылаемых ими писем папы заботливо хранили в своих архивах; почему легаты Адриана I не привезли их в К-поль на собор? II. Schwarzlose: письма не были известны до середины XVI в., когда впервые их издал иезуитъ Fronto Ducaeus, да и найдены они на греческом языке, а не на латинском, на каком был написан подлинник. Наш автор: «еще менее может убедить в неподлинности писем Григория II то, что они были найдены только в XVI в. и при том на греческом языке». Опять вопрос: да почему же? Ваше возражение вполне голословно; ясно, что его нужно подкрепить. – Сделать же последнее автору было бы не трудно. Некоторый аналогии у него, вероятно, оказались бы в запасе (хотя бы Διδαχ τ. δ. ποστ.); что же касается языка, то случаи, когда оригинал утрачивается, а перевод сохраняется, встречается сплошь и рядом (первый попавшийся пример – акты к-польского собора 861г.). – III. Спор г. Плотникова с Schwarzlose по поводу места письма Mansi XII 970 В-С, который для краткости мы не излагаем, нам

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010