Paris, t. 18, 1750. p. 69. 160 J. A. Fabricius, A. G. Harless, A. Heumann. «Bibliotheca Græca», t. 11, p. 157. Migne. t 98. col. 37–38. Notitium ex Ang. Mai. 162 στορα κκλησιαστι κα μυστικ ϑεωρα. J.-P. Migne. t. 98, col. 383–384. Θεωρα κκλησιαστι, κα μυσταγωγικ. J. A. Fabricius, A. G. Harless, A. Heumann. t. 11, p. 161. Εξηγσις τς ϑεας λειτουργας. Профес. Н. Ф. Красносельцев . «Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки». Казань 1885 г. стр. 323 и проч. 164 Rémy Ceillier. l. c. (loco citato, лат. – в указанном месте) р. 70; Cave l. c. р. 621. Oudin. l. c. p. 1674–1675. Нельзя обойти молчанием курьезной критики последнего: сам он сочинения Германа не читал, а у Du–Cange’a встретил заметку, что Герман в нем упоминает сочинителей тропарей Иосифа и Никодима. Oudin делает справку и находит, что упоминаемый у Германа Иосиф есть Иосиф гимнограф, живший в половине 9 в. при патриархе Игнатии. Между тем на самом деле в сочинении Германа совершенно ясно разумеются Иосиф и Никодим, современники Иисуса Христа (J.-P. Migne. l. c. col. 403–404.–D). J.-P. Migne (col. 383–384) называет сочинение это dubia (сомнительное). 165 «Писания св. отцов и учителей церкви, относящиеся к истолкованию православных богослужений» СПб. 1855 г. т. 1, стр. 356. 168 Кардинал J.-B. Pitra «Juris ecclesiastici graecorum historia et monumenta» t. 2. Romae 1868, p. 298. Часть эта перепечатана у Красносельцева, там же стран. 321–322, cnf. Pitra. l. c. t. 1, p. 222, not. 20, cnf. J.-B. Pitra. «Analecta sacra spicilegio solesmensi parata» t. 2, p. 205. 176 Ibid. col. 89–90. Notitia ex Majo. Тот ли это был Марин, которого Феофан ставил в числе людей, очень близких к императору Льву Исавру, сказать трудно. «Theophanis Chronographia», v. 1, р. 394. 180 Marguerin de la Bigne. «Maxima Bibliotheca veterum patrum» 27 vol. Lugduni 1677, t. XIII, p. 69. «κκλησιαστιη ληϑεια», 1882, σελ. 214. 183 Cuper. l. c. (loco c itato, лат. – в указанном месте) р. 156, n. 937, – р. 158, n. 950 et р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

Обнажается сетования и тмы ересей Христова Церковь, и носит ризу веселия, и Божественною и светоносною покрывается благодатию. Благославия древняго осияния получи православных Собор Феодоры мановением царицы и ея сына благочестиваго Михаила самодержца. Богородичен: Древле сведения Повелевый быти скинии, яко в Скинии словесней, в Тебе живет Един Препрославленный, прославляяй храм Твой, Дево, чудесы. Катавасия: Пожру Ти со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися, ради милости от ребр Твоих истекшею кровию. Кондак, глас 2. Самогласен: Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаемь, и оскверншийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси. Но исповедающе спасение, делом и словом, сие воображаем. Икос: Сие смотрения таинство, древле пророцы боговидно вдохновени бывше, нас ради в концы веков достигших предвозвестиша, получивше сего сияния. Разум убо Божественный от него вземше, Единаго Господа Бога знаем, в Триех Ипостасех Покланяемаго, и Тому единому служаще, едину веру и едино крещение имуще, во Христа облекохомся, но исповедающе спасение, делом и словом сие воображаем. Синаксарь. Стихи: Нелепотно изметаемы иконы, Радуюся, лепотно покланяемы видя. В сий день, в неделю первую святых постов Православия, сиречь возставление святых и честных икон Церковь Христова праздновати прият, бывшее от Михаила и Феодоры, святыя и блаженнейшия царицы, и святаго Мефодия, патриарха Константинопольскаго. Бысть же сице: Льву Исавру, из ослятогонения и свинопаственнаго жития скиптры царствия удержавшу, по Божию попущению. Во святых Герман тогда кормила церковная объем, абие призывается от онаго и слышит: «яко мне мнится, владыко, святым иконам ничтоже разнствовати от идолов. Повели убо елико скоро извести сия от среды. Аще истиннии суть святых зрацы, но вышше да повесятся, да не со грехи валяющеся, сия всегда оскверняем, целующе».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Неприступные и непроходимые горные ущелья, наполнявшие эту страну, скалистый и опасный для плаванья берег содействовали тому, что население мало поддавалось воздействию греческой культуры и сохраняло за собой с глубокой древности громкую славу диких разбойников как на суше, так и на море. Хотя эта область вошла, как и соседние страны, в круг воздействия эллинизма, но внутри ее население оставалось диким. Римляне были вынуждены столкнуться с исаврами впервые в 78 году до P. X., и титул Isauricus украсил победителя исавров Сервилия. Со времени этого похода Исаврия считалась покоренной страной, но не была тогда же обращена в провинцию, и вскоре, по действовавшим тогда порядкам, была предоставлена в управление царю Галатии Аминте вместе с остальными территориями, расположенными к югу от Галатии. С постепенным исчезновением греческих царств и династий в пределах Малой Азии Исаврия стала римской провинцией и составила одно целое с Ликаонией, лежавшей на север от нее. 565 В тяжкое время разложения римского государства при Галлиене исавры отложились от империи и поставили императором некоего Требеллиана, который укрепился в неприступных горных твердынях и в течение нескольких лет отстаивал свою независимость. Полководцу Галлиена Камсисолею, исавру, судя по имени, удалось выманить его на равнину и разбить. В течение некоторого времени затем непокорная и неприступная страна была окружена военным кордоном и считалась варварской землей. 566 Император Клавдий, счастливый победитель готов на Балканском полуострове, сделал попытку выселить исавров из их гор на равнину Киликии. Император Проб имел дело с исаврийскими разбойниками по пути своего похода на Восток. Разбив и предав казни знаменитого тогда разбойника Пальфруерия, он предоставил в собственность ветеранам более открытые долины в предгорьях, обязав их ставить с 18 лет своих сыновей на службу, чтобы они не превращались в разбойников. Среди пленных, которые украсили его триумф, были также и исавры. 567 В пору Диоклетиана Исаврия образовала самостоятельное административное целое.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Но тайна этого союза сохранялась недолго, и Теодорих Великий вскоре понял, что обманут. Рассказывают, хотя и без деталей, что он несколько раз потерпел обидные поражения в стычках с римскими войсками и желал реабилитировать своё имя полководца. Остгот ринулся в Дарданию, перерезал всех солдат гарнизона в городе Скупы, не пожелавших перейти к нему на службу, попытался взять Фессалоники, требовал от императора новых земель для расселения своих воинов и гарантированного довольствия. Попытки дипломатов Зенона уладить дело мирным путём опять не увенчались успехом, и тогда было решено привлечь к боевым действиям военачальника Сабиниана, которого назначили командиром римских войск в Иллирии. Собрав отдельные отряды, разбросанные по гарнизонам, в сильный кулак, Сабиниан как-то на рассвете окружил готов, которыми командовал брат Теодориха Великого Тевдимунд, и разгромил их. Врагов полегло несчетное множество, только пленных взяли более 5 тыс. человек, а также богатый обоз и добычу. Зенон тут же дал команду прекратить переговоры с готами и поручил Сабиниану продолжить военные действия против них. К чести римского полководца, враги настолько боялись его, что пока он был жив, Теодорих Великий не осмеливался нападать на имперские земли 922 . Впрочем, развить успех Зенону не удалось: за его спиной стояла неспокойная столица, способная нанести смертельный удар нелюбимому исавру. Это событие не осталось незамеченным другим остготским вождём, решившим поживиться на этом. Воспользовавшись очередными волнениями в Константинополе, Теодорих Косой под видом союзника подошёл к столице, делая вид, что хочет помочь царю против бунтовщиков. Но Зенон вовремя разгадал замысел остгота и срочно выслал ему навстречу посла, уведомившего Теодориха о том, что бунт подавлен и помощь уже не нужна. Тогда-то варвар решил открыть свои истинные мысли и заявил, что его солдаты вынесли большой поход и поиздержались в дороге. Посол Зенона Пелагий сумел деньгами и уговорами повернуть остготов обратно, что смело можно отнести к разряду чуда. Дела у римлян обстояли настолько плохо, что в то время, когда Пелагий вёл переговоры, исавры в столице приготовили специальные средства для поджога зданий, если вдруг враг подойдёт к городу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Точно не известно – когда, но вскоре Зенон испытал ещё одну потерю. Кроме Льва Младшего, он имел другого сына, которого с детства приучал к воинской жизни и готовил к царствованию. Правда, его наставники быстро привили юноше вкус к вину и любострастию, а на лице его часто играла надменная улыбка. Но через короткое время царевич умер, как говорят, по причине своей развратной жизни 891 . Положение Римской империи, как это нередко бывало раньше и как это часто будет впредь, было достаточно тревожным. В Месопотамию сделали набег сарацины, гунны «поохотились» во Фракии, в самом Константинополе взбунтовались готы Теодориха. В царской семье также не было единства, и не успел Зенон собраться с планами, как его трон оказался занятым братом жены св. Льва I Великого, Верины, Василиском. Благодаря её деятельности, заговор против Зенона развивался стремительно. И уже 9 января 475 г. к Зенону, находившемуся на ипподроме, прибыл дворецкий Верины с предложением пройти к ней по важному делу. Император послушался, и наедине коварная женщина посоветовала ему немедленно покинуть Константинополь и отказаться от трона, права на который он всё равно не сможет защитить. Царь немедленно переехал с женой и матерью на азиатский берег Босфора, а затем в сопровождении верных исавров отправился на родину, где надеялся найти защиту. Через короткое время к нему присоединилась и его жена, св. Ариадна, опасавшаяся интриг собственной матери 892 . Так закончилась первая попытка Зенона стать императором. Но ему повезло – он сохранил жизнь, а спустя всего год судьба дарует исавру второй шанс, который он уже не упустит. XII. Василиск (475–476) Глава 1. Вождь национальной партии Что же произошло, и почему Зенон так торопливо искал спасения на родине? В высших кругах Империи было много лиц, не считавших Зенона достойным преемником св. Льва I Великого. Сердцем организующегося заговора была тёща императора, царица Верина. Ещё раньше, понимая, что рано или поздно вопрос о наследнике престола станет актуальным, она подыскивала приемлемую для себя кандидатуру, и делала ставку на своего брата Василиска (по-гречески, «царёк» ). Но после его поражения в войне с вандалами, когда всему римскому обществу открылись его продажность и вероломство, она поспешила поменять фаворита и втайне надеялась сделать царём своего возлюбленного – патриция Патрикия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правда или нет – неизвестно, но в столице ходили упорные слухи о любострастии Зенона. И, как говорят, зная за собой такой грех , царь усиленно старался искупить его милостынями. По этому поводу даже ходила легенда, согласно которой Зенон однажды пытался силой овладеть дочкой одной вдовы, и, отчаявшись, та молилась Богородице с просьбой отмстить Зенону за такую обиду. Но Пресвятая Богородица, явившись вдове, ответила: «Ничего не могу Я сделать против царя Зенона, ибо он милостив к убогим и рука его всегда отверста на благотворения»  911 . В первый же день возвращения к власти ему предстояло решить, пожалуй, самый главный вопрос – на какую политическую группировку он смог бы опереться? Разумеется, национальная партия, свергнувшая Василиска, не испытывала к исавру никакого расположения, хотя и привела его повторно к власти. Главой партии была и оставалась царица Верина. Более того, нельзя было дать никаких гарантий, зная бывшую царицу, что через короткое время она не выдвинет нового кандидата на престол вместо непопулярного Зенона. Полуразгромленная германская партия едва ли могла в настоящую минуту сыграть самостоятельную роль; кроме того, готы не любили исавров – людей чужой крови. Оставался единственный естественный союзник, благодаря помощи которого Зенон и вернул себе власть, – исавры. Они и получили самые высокие награды за свои труды. Наиболее могущественным фаворитом, которому Зенон был обязан своим возвращением, стал полководец Илл. Ему пожаловали консульство на 478 г., а в 479 г. назначили магистром оффиций. Его положение было столь высоким, что сам царь выехал встречать его в Халкидон, за 50 км от столицы, вместе с высшими сановниками двора, когда Илл, покончив с делами в Исаврии, возвращался в Константинополь. Но, конечно, Зенон был не настолько слаб духом, чтобы смириться с положением второго лица и вечного должника. Вскоре император стал тяготиться зависимостью от собственного военачальника, но благоразумно старался не подавать об этом вида. Однако и Илл здраво рассудил, что его положение в столице не будет спокойным, если он не устранит потенциальных конкурентов и не подтвердит безальтернативность своей фигуры как главной опоры царя. Опасаясь в первую очередь интриг со стороны Верины, Илл не раз предупреждал царя на её счёт, но тот, зная нежную привязанность св. Ариадны к матери, не решался сослать тёщу. Впрочем, через некоторое время император всё же был вынужден удалить её из дворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Находясь в провинции, Верина писала дочери жалостливые письма, и та, обливаясь слезами, просила императора вернуть ко двору её мать. Ответ царя наглядно показывает всю слабость его власти перед могуществом фаворита. «Проси о ней Илла!», – сказал он жене. Та встретилась с исавром и просила его освободить мать. Но Илл не отличался сентиментальностью и не прощал врагов. Он без оговорок обвинил святую царицу в тайном сотрудничестве с матерью, и заявил, что св. Ариадна хочет поставить другого царя на место своего мужа. Тогда царица опять бросилась в ноги императору, заявив, что тот должен выбрать из них двоих кого-то одного; император ответил, что, разумеется, он с ней, и предложил жене сделать с Иллом то, что она сможет сделать . Верное замечание с учётом всемогущества фаворита 912 . Было организовано покушение на Илла, но раб с кинжалом в руках оказался схваченным на месте преступления. Единственное, что он сумел сделать, – отрубить ножом ухо исавра, после чего тот стал ходить в камилавке 913 . Через год покушение повторилось, также неудачно, и на этот раз наёмный убийца, алан по происхождению, указал на Эпиника, занимавшего высокий пост по финансовому ведомству. Император выдал исавру и этого человека, под пытками показавшего на Верину, как организатора заговора. Имея такие доказательства, Илл потребовал у императора выдачи ему Верины, тот согласился, и бывшая царица была препровождена исавром на его родину, где её постригли в монашество и оставили в крепости Долистанд в Исаврии 914 . Другому недавнему союзнику Зенона, Армату, повезло гораздо меньше. Император никогда особенно не доверял этому ловкому молодому человеку, посмевшему нарушить крёстную клятву. Армата убил его же ставленник Онульф, сын скирского царя, представитель германской партии, которого тот ранее поставил на должность магистра армии Иллирика. Царь хотел казнить и юного Василиска, сына Армата, но и того спасла св. Ариадна, которой он приходился родственником. В конце концов, мальчика отправили в Кизик, где позднее он принял священство и стал прекрасным епископом 915 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В том же 686 г. император отдал приказ стратигу Анатоликов Леонтию, исавру по национальности, привести под власть Римского царя уступленные арабами территории Армении. Но, как нередко бывало, этот поход вылился в откровенный грабёж населения 814 . Это обстоятельство, может быть, не очень заметное на общем фоне, стал для всех первым сигналом о характере нового царствования. Как уже говорилось выше, честолюбивый юный император вовсе не горел желанием почивать на лаврах и почти сразу же после заключения договора с арабами решил снискать воинскую славу на ратном поприще, желая во всём походить на своего отца и императора св. Юстиниана Великого . В 687 г. царь организовал большой поход против славян, расселившихся на западе от города Фессалоники, и, надо сказать, удача сопутствовала его начинаниям. Юстиниан II переправил из Малой Азии кавалерийские части, невостребованные пока вследствие примирения с арабами, и, дав несколько удачных боёв, покорил множество мелких славянских племён, приведя к присяге на верность Империи другие, более крупные. Копируя политику многих своих предшественников, он задумал переселить несколько племён славян в Малую Азию, в провинцию Вифинию, надеясь за их счёт пополнить армейские соединения, расквартированные там, и заселить опустевшие вследствие арабских набегов земли. Переселение как мардаитов, так и славян было осуществлено быстро, организованно и умело. После устройства варваров на новом месте жительства император сформировал из славян новое войско в количестве 30 тыс. солдат, получившее название «сверхкомплектного». Войско было конным, хорошо организованным и долгое время успешно выполняло свои задачи, в связи с чем данное начинание Юстиниана II должно было быть признано удачным 815 . Очевидно, император желал снискать славу масштабного преобразователя, поскольку в это же время по его приказу с острова Кипр, находившегося в двойном подчинении, были переселены все киприоты во главе с их епископом на полуостров Кизик, в Малой Азии. Было бы наивно полагать, что перемещения крупных масс людей остались незамеченными в Дамаске – штаб-квартире Арабского халифа. Очевидно, Абд-аль-Малик навёл справки и удостоверился в агрессивных намерениях своего честолюбивого соседа. Из сообщений летописцев явствует, что в течение этого мирного периода между царём и халифом проскакивали искры недоверия и претензий – явный предвестник будущей войны. В частности, Арабский вождь был недоволен переселением киприотов, полагая, что вследствие этого уменьшаются его доходы от островных владений, но царь проигнорировал недовольство халифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его ширина совершенно не соответствовала ширине водопровода, но в этой скале получилась узкая щель, совершенно непроходимая для человека, особенно одетого в панцирь или имеющего с собою щит. Исавриец сообразил, что для войска представляется не невыполнимой задачей проникнуть в город, если бы этот проход сделать чуть пошире. Будучи человеком простым, никогда не говорившим с важными начальниками, он, придя назад в лагерь, доложил об этом деле Павкарису, родом исавру, занимавшему важное место в числе телохранителей Велизария. Павкарис тотчас обо всем этом деле сообщил Велизарию. В радости от этого рассказа Велизарий вновь стал спокойно дышать, и, пообещав, что наградит этого человека крупной суммой денег, он стал побуждать его приступить к делу и приказал ему привлечь себе в товарищи кого-либо еще из исавров и сделать возможно скорее вырубку в этой скале, только велел остерегаться, чтобы не дать кому-либо заметить эту работу. Павкарис, отобрав всех исавров, которые были наиболее пригодны для этой работы, тайно вместе с ними вошел в этот водопровод. Дойдя до того места, где скала делала этот проход узким, они приступили к работе, рубя скалу не топорами и секирами, чтобы шумом не дать знать неприятелям о том, что делается, но какими-то острыми железными орудиями они непрерывно скоблили ее. И в короткое время они сделали возможным для человека, одетого в панцирь и со щитом, пройти этим путем. Когда все уже было в полном порядке, у Велизария явилась мысль, что если войско проникнет в Неаполь с боем, то и людям придется погибнуть и, кроме того, случится все остальное, что обычно бывает с городом, взятым врагами. Тотчас, послав за Стефаном, он сказал ему следующее: «Часто видел я взятые города и по опыту знаю что там происходит: всех способных к войне мужчин убивают, женщин же, которые сами просят о смерти, не считают нужным убивать, но подвергают их насилию и заставляют переносить всякие ужасы, достойные всяческого сожаления. Дети, лишенные пропитания и свободного воспитания, должны в силу необходимости становиться рабами и при этом рабами людей, самых для них ненавистных, руки которых они видели обагренными кровью своих родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-gota...

Архидиакону Александру: часы карманные золотые; икона Иверской Богородицы в штапе серебряной чеканной позлащённой; зеркало хрустальное стенное; ряса атласная чёрная, подшитая лисьим мехом; кафтан чёрный атласный ветхий; две фиалки серебряные позлащённые; стакан серебряный с позлащёнными поясками; рукав бархатный зелёный; чётки перловой матицы и кисть; книги: Минея-Четьи Димитриевские, все двенадцать месяцев, Триодь постная и цветная, Октоих большой, Служебник большой, киевской печати все; коней пара вороных и с шорами тверскими и лейцами; коляска, которую Мелхиседек, архимандрит Старицкий, подарил; ковёр красный турецкий, который в палате архиерейской на столе лежит, другой за дверцами малый; гвинтовка малая немецкой работы; леска архиерейская с миличкою. Иеродиакону Соломону: ряса камчатая лазоревая, подшитая белками; стакан серебряный рисованный. Иеродиакону Варахии: полурясок камчатый, подшит белками; спорок камчатый; икона преподобного Макария Калязинского в окладе серебряном и из книг, якие надлежат. Иеродиакону Исавру: икона преподобного Макария Калязинского в окладе; книга Тестамент киевской печати новой; акафисты седмичные старые; ряса чёрная бейберековая старая; кафтан атласный вишнёвый. Дворцовому Фоме Родионову: часы карманные серебряные; икона Иерусалимской Богородицы дорожная на сребре и с затворками серебряными и с цепкою серебряною позлащённою; две фиалки серебряные позлащённые; келишок серебряный позлащённый меньший; зеркало, что в чёрных рамках; епанча вишнёвая суконная; книги: Патерик Киевский, Псалтырь большая киевская и с толкованием, полуустав киевский большой, Богородице Дево черниговской печати; кобылица бурая; ложко аглинское; ковёр простой; одноколка новая с полшорком и лейцами. Игнату келейнику: икона чудотворца Николая в окладе серебряном позлащённом; книжка полуставец черниговской печати; псалтырка Печерская, душегрейка архиерейская камчатая двоеличная, подшитая лисицами; кафтан штофовый красный; мех черевьевый лисий; две фиалки серебряные позлащённые; два стакана серебряные дорожные вызолоченные; конь возник бурый.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009