Вот вопрос, который меня волнует. Я готов поверить, что сегодняшним писателям удается так крепко ухватить реальность, как это не удавалось еще никому с тех пор, как люди появились на земле и начали рассказывать истории. Но я хотел бы знать, не ускользает ли эта непокорная реальность по мере того, как ею пытается овладеть читатель. Пожалуй, четко очерченные характеры традиционного романа и не всегда бесспорные психологические выкладки знатоков человеческого сердца, живших в доброе старое время, имеют больше шансов — в лучших своих образцах — навечно остаться в памяти и сердцах людей.     КОММЕНТАРИИ   В НАЧАЛЕ ЖИЗНИ   Впервые опубликовано в 1929 г. издательством «Азан» под названием «Мои самые ранние воспоминания». Заглавие «В начале жизни» (вместе с Введением) появилось в 1932 г. в издании «Грассе». На русском языке публикуется впервые, с небольшими сокращениями. 25 Баррес Морис (1862—1923) — французский писатель, оказавший значительное влияние на формирование поколения Мориака; автор трилогий «Культ я», 1892 (включающей романы «Под взглядом варваров», 1888; «Свободный человек», 1889; «В саду Береники», 1891), «Роман национальной энергии», 1897—1902, и др. Цитируемые слова принадлежат Филиппу, герою трилогии «Культ я». 26 ...святой Августин остается, возможно, единственным автором «Исповеди»... — Августин Аврелий (354—430) — один из «отцов церкви», христианский богослов и писатель, автор «О граде божием» (ок. 426) и других богословских сочинений; развивал идеи провиденциализма (божественного предопределения судьбы человека). «Исповедь» (ок. 400) содержит историю его религиозного обращения. 27 Шапю Анри Мишель Антуан (1833—1891) — французский скульптор, автор статуи «Жанна д " Арк слушает голоса» (1870). Диоцез — территориальная единица в церковном управлении, подведомственная архиепископу или епископу. 28 Марианиты (маристы) — члены Братства Девы Марии, основанного в 1817 г. в Бордо аббатом Шаминадом; преследовали просветительские цели. Устав Братства был утвержден в 1891 г. папой Львом XIII.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

В 1894 году Марк Санье основал журнал «Le Sillon» («Борозда»), вокруг которого вскоре возникло молодежное движение в пользу примирения Церкви с принципами 1789 года, социализмом и всемирной демократией во имя совершенствования человеческого сознания. Проникновение этих идей в семинарии, эволюция движения в направлении все большего индифферентизма побудили святого Пия X к выступлению с посланием «Наше апостольское бремя» от 25 августа 1910 года, в котором Папа осудил проекты реформы общества, вынашиваемые лидерами Sillon’a, а именно: «[...] их помыслы об изменении естественных и традиционных основ общества и о новом граде, который будет воздвигнут на других принципах, которые они осмеливаются называть более плодотворными, более благоприятными, нежели принципы, на коих покоится нынешний христианский град [...]. Le Sillon движим благородной заботой о достоинстве человека. Но это достоинство понимается ею в духе некоторых философов, отнюдь не одобряемых Церковью. Главным элементом этого достоинства является свобода, понимаемая в том смысле, что каждый человек во всем, исключая область религии, является самостоятельным. Из этого фундаментального принципа Sillon извлекает следующие следствия: народ сегодня находится под опекой власти, чуждой ему, и должен выйти из-под этой опеки, политически эмансипироваться [...]. Политический и общественный организм, построенный на двойном основании свободы и равенства, к которым вскоре добавится и братство, – вот что они называют демократией». Разоблачив вслед за Львом XIII ложную суть отождествления свободы и равенства, святой Пий X вскрывает источники прогрессистского либерализма Sillon’a: «В основание подмен фундаментальных общественных понятий Le Sillon закладывает ложную идею достоинства человека. Согласно лидерам движения, человек будет человеком, достойным своего имени, лишь тогда, когда обретет просвещенное, сильное, независимое, самостоятельное сознание, которое сделает его хозяином самого себя, способным не повиноваться никому, кроме себя, брать на себя и нести, не преступая закона, самые высокие обязательства. Вот эти громкие слова, с которыми в людях пробуждают чувство гордыни [...].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oni-...

Памятник Франциску Ксаверию в Малаке, Малайзия. ХХ в. Памятник Франциску Ксаверию в Малаке, Малайзия. ХХ в. Начало миссионерской деятельности Об-ва Иисуса связано с именем католич. св. Франциска Ксаверия. В 1541 г. кор. Португалии Жуан III, обеспокоенный трудностями в деле христианизации вост. колоний, обратился к Лойоле с просьбой выслать неск. миссионеров в Вост. Индию. Франциск Ксаверий получил папскую грамоту с назначением его апостольским нунцием в землях, находившихся во владении короля Португалии и простиравшихся от мыса Доброй Надежды до Дальн. Востока. В мае 1542 г. Ксаверий с 4 сподвижниками прибыли в Гоа (кафедра 1-го католич. еп-ства в Юго-Вост. Азии с 1533). Там они основали иезуитскую миссию и, проповедуя по составленному ими краткому катехизису, за неск. лет (1542-1544) крестили тысячи человек. На эти годы приходится проповедническая деятельность Ксаверия среди «ловцов жемчуга», рыбацких племен на юго-востоке Индии, массово крещенных в 1536 г. францисканцами, первыми прибывшими в этот регион с христ. миссией. Ксаверий возглавил созданную в 1541 г. для подготовки католич. священников коллегию Св. Веры и св. Павла, где обучались мальчики азиат. и африкан. происхождения (в 1549 окончательно передана под рук. И.). Из Гоа миссионер совершал поездки в соседние страны - на Молуккские о-ва (1545-1547) и в Японию (1549-1551). В 1551 г. была создана орденская пров. Вост. Индии с центром в Гоа. Трудами И. были открыты школы в большинстве португ. поселений, издавались книги катехизаторского содержания, в т. ч. в переводах на тамильский, а позже на др. местные языки. И. поддерживали благотворительные организации, предоставлявшие помощь и уход немощным и бедным, гл. обр. представителям низших каст. Вопрос о том, насколько добровольным было обращение в католичество местного населения португ. колоний, до наст. времени остается спорным. Уничтожение индуистских храмов, на к-ром настаивали И., часто приводило к недовольству народа и открытым восстаниям. В июле 1583 г. 5 членов ордена, в т. ч. глава иезуитской миссии в Солсетте Родольфо Аквавива, прибывшие в Кунколим, чтобы выбрать место для новой церкви, были убиты толпой, их тела были выброшены в колодец (в 1893 беатифицированы папой Львом XIII ).

http://pravenc.ru/text/293585.html

1206 Таким именно взглядом на смерть объясняются общеупотребительные названия мест христианского погребения. Так, места погребений возле церквей известны под именем усыпальниц (греч. coemeteria, dormitoria), потому что христиане смотрят на смерть, как на сон, после которого умершие должны пробудиться к вечной жизни ( Лк. 8:52 ). Вообще же места христианского погребения именуются кладбищами, потому что на них, как на полях Божиих, подобно семенам, сеются (кладутся) тела – храмы Духа Святого, члены Христовы, дабы в свое время действием всемогущества Божия восстать к новой жизни (Иезек. 37:1–14; Ин. 12:24 ; 1Кор. 15:12 ). 1210 Отсюда надгробный памятник, увенчанный св. крестом, напоминает нам о грехе и смерти, а вместе с тем вселяет в нас надежду на пробуждение почившего в общее воскресение. 1212 Еще у Минуция Феликса язычник, не верующий в воскресение мертвых, нечто подобное говорит по адресу христиан: «Они гнушаются костров для сожигания мертвых и осуждают такой обычай погребения, как будто тело, если не будет предано огню, через несколько лет не разложится в земле само собой; и не все ли равно – звери ли разорвут тело, или море поглотит его, в земле ли сгниет оно или сделается жертвою огня? Всякое погребение для тел, если они чувствуют, есть мучение, а если не чувствуют, то самая скорость истребления их полезна» (Октавий. Памятники древней христианской письменности. M., 1866. С. 63–64). 1213 Впрочем, нынешние представители католической церкви в противоположность индифферентной снисходительности протестантов относятся враждебно к сожиганию трупов. Одним определением римской курии, одобренным папой Львом XIII, прямо воспрещается “варварский и отвратительный обычай сожигания трупов”. 1214 О. Ал. Введенский. Что предпочесть? (К вопросу о сожжении трупов)/Странник. 1911. Октябрь. С. 365–366. 1217 В том числе и у наших предков – древних славян (см.: Росс. Летописец по Кенигсбергск. списку. Изд. 1863. С. 13). 1220 Отголоски этой агитации по временам слышатся и у нас в России. (Наука и жизнь. 1891. 24–26; 1892. 7). По сообщению «Колокола» от 19 авг. 1908 года, в Третьей Думе один из депутатов намеревался внести на обсуждение Думы вопрос об устройстве крематориума хотя бы в С.-Петербурге (нынешнем Петрограде).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Лит.: Успенский А. И. Церковно-археол. хранилище при Московском дворце в XVII в.//ЧОИДР. 1902. Т. 3. С. 53, 54; Христианские реликвии в Московском Кремле: Кат./Ред.-сост.: А. М. Лидов, И. А. Стерлигова. М., 2000. Кат. 36. С. 134-135; Родникова И. С. Напрестольные серебряные кресты из собр. Псковского музея//Ставрографический сб. М., 2003. Вып. 2. С. 2-38. М. А. Маханько Почитание М. в древней славянской традиции представлено лишь краткими памятями, в т. ч. синаксарным (проложным) Житием в составе Пролога под 23 мая (перевод XI-XII вв.), древнейшие рукописи датируются XIII-XIV вв. (издание по одному из южнослав. списков см.: Пролог бр. 72/Изд. подгот.: В. Десподова и др. Ckonje, 2006. С. 272). Житие содержит немного исторических деталей: только название епископии М., время его подвижничества при императоре-иконоборце Льве V, осуждение на изгнание без указания конкретного места. Греческий оригинал слав. Жития был близок редакции, помещенной в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 472). В пространной редакции Пролога (древнерус. переработке кон. XII в.) исторические сведения о М. представлены шире, вероятно, на основании синаксарного Жития сподвижника М.- исп. Феофилакта, еп. Никомидийского (в Прологе под 8 марта), где сказано, что М. был монахом в созданном патриархом Тарасием мон-ре на Босфоре (по-славянски называвшемся Суд), а затем поставлен митрополитом в Синаде. Проложное Житие из пространной редакции вошло в состав Великих Миней-Четьих митр. Макария (ВМЧ. Май. Дни 9-23. Л. 613 об.-614; изд.: Die grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij. Uspenskij spisok. Mai/Hrsg. E. Weiher, S. O. Šmidt, A. I. Škurko. Freiburg i. Br., 2009. Bd. 2. S. 1226-1227). Сказание о М. в составе Стишного Пролога, переведенного юж. славянами в XIV в., прославляет его борьбу с еретиками, в особенности с имп. Львом, называемым «зверем злоименитым», к-рому М. дерзко отвечает, отказываясь подчиниться приказу отречься от почитания икон (ВМЧ. Май. Дни 9-23 мая. Л. 643 об.). Греч. оригинал этого сказания находится в греч. Минеях под 23 мая, а также в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 703-704).

http://pravenc.ru/text/2563612.html

А отсутствие реалистической программы (хотя бы наподобие социальной доктрины Католической Церкви, изложенной в энциклике 1881г. «Rerum novarum» Папой Римским Львом XIII, в дальнейшем дополняемой и модифицируемой преемниками Святого отца) уже изначально обрекало на неуспех все попытки церковного содействия «уврачеванию социальных язв жизни». Последующие годы явились тому доказательством. При этом все-таки необходимо признать, что диагноз «социальной болезни» был поставлен безошибочно, примером чему может служить и то обстоятельство, что Святейший Синод вскоре после завершения Киевского съезда, озаботился введением в духовных семинариях курса по обличению основ социализма. Повторюсь, необходимость введения этого курса не в последнюю очередь оправдывалась и возросшей в начале столетия, особенно в революционные годы, социал-демократической пропагандой. Известно, что. социал-демократы не делали тайны из своих атеистических взглядов. Еще в самом начале XX века в «Искре» будущий лидер меньшевистского крыла российской социал-демократии Ю. О. Мартов, открыто заявлял о войне с религиозной идеей и ее представительницей – Церковью. 218 Несколько лет спустя, в годы Первой революции, другой социал-демократ, А. В. Луначарский, публично признавался, что «для сознательного пролетариата вовсе не существует недосягаемого заоблачного, призрачного идеала, его идеал есть план его работы, его идеал должен быть воплощен, он материализуется на его глазах и его руками. Поэтому пролетариату не нужна мелкая разменная монета прикладной (т. е. религиозной – С. Ф.) морали». 219 Откровенные призывы к отказу от вечных ценностей, якобы более не нужных сознательным борцам за светлое будущее, свидетельствовали о принципиальной и неизменной антицерковной позиции отечественных богоборцев. Не изменились стратегические планы социал-демократов в отношении религии и Церкви и в дальнейшем. К примеру, в 1909 г. в статье «Об отношении рабочей партии к религии», В.И. Ленин заявил, что «все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманиванию рабочего класса».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАПСКАЯ БИБЛЕЙСКАЯ КОМИССИЯ [Итал. Pontificia Commissione Biblica], консультативно-адм. орган в составе Римской курии , комиссия экспертов в области библеистики для коллегиального принятия решений по актуальным научно-богословским вопросам, связанным с интерпретацией Свящ. Писания в соответствии с основными положениями католич. вероучения. П. б. к. учреждена папой Римским Львом XIII (1878-1903) апостольским посланием «Vigilantiae studii memores» от 30 окт. 1902 г. Еще в энциклике «Providentissimus Deus» от 18 нояб. 1893 г. папа отмечал необходимость активного развития библейских исследований в лоне Римско-католической Церкви в непосредственной связи с научными достижениями того времени в ответ на рационализм и модернистскую критику Свящ. Писания. В состав П. б. к. (также Совет по распространению библейских исследований (лат. Consilium studiis Sanctae Scripturae provehendis)) с центром в Риме входят постоянные члены- кардиналы (первоначально 3, впосл. 5 чел.) во главе с президентом и консультанты (первоначально 12 чел., потом их число было увеличено), в т. ч. секретарь комиссии. Все члены П. б. к. избираются на 5 лет лично папой Римским из числа известных католич. ученых, богословов и библеистов разных национальностей, придерживающихся различных взглядов в области актуальных вопросов библейского богословия (Enchiridion Biblicum. 40. 139). Основными задачами П. б. к. были заявлены: 1) всестороннее развитие филологических и смежных с ними исследований, включая изучение древних вост. языков и экзегетических трудов авторов иных вероисповеданий с целью обоснования ответа на модернистскую критику; 2) научное обоснование авторитета Свящ. Писания в свете учения Римско-католической Церкви, искоренение пагубных для католич. веры идей, ставящих понимание Свящ. Писания в зависимость от «системы внешних знаний» (Ibid. 40. 141); 3) развитие библейских дисциплин, имеющих непосредственное отношение к толкованию Свящ. Писания и практическим нуждам верующих (ср.: Ibid. 78. 806); 4) контроль за ходом дискуссий католич. ученых, когда смысл отдельных мест Свящ. Писания не представляется возможным раскрыть на основании святоотеческой традиции.

http://pravenc.ru/text/2578943.html

Надежды, возлагавшиеся на папу, не оправдалась; слова его, представлявшиеся мягче елея, оказались остриём меча; обещал он, по-видимому, много, но не сделал ничего и очевидно ему суждено умереть, ничего не совершив для дела церковного единений 240 . Изданная Львом XIII булла не есть результат беспристрастного исследования и искреннего желания уяснить истину, а обнаруживает лишь стремление во чтобы то ни стало осудить англиканские рукоположения 241 . Личные взгляды и настроение папы в этом случае не вмели никакого значения. Сам он человек благочестивый и несомненно доброжелательный, но находился под давлением других и, прямо вопреки собственной воле, вынужден был подписать приговор, в высшей степени несправедливый относительно церкви англиканской и, конечно, вредный для церкви римской, ибо несправедливые деяния всегда сопровождаются дурными последствиями. В Риме в этом случае восторжествовали враждебные англиканству влияния, а потому, вместо надлежащего исследования вопроса, ограничились лишь повторением и подтверждением старых традиций папской курии. Сам Лeb XIII в этом деле имел так мало свободы и самостоятельности, что его можно только сожалеть. „Непогрешимый“ папа представляет собой игрушку, всеми движениями которой управляют нити, находящиеся в руках ультрамонтанской партии 242 . В деле осуждения англиканских рукоположений главными виновниками и руководителями были римские католики, находящиеся в Англии. „Голос раздался в Риме“, как заметил в своей речи архиепископ Йоркский, „но он идёт из Англии“. Кардинал Воган, римско-католические епископы Англии и их друзья употребляли все усилия, чтобы подчинить папу своему влиянию. Ни одного пункта не оставили они нетронутым, ни одним средством не пренебрегли, чтобы добиться своей цели, т. е. осуждения англиканских рукоположений. Папская булла была потому не добросовестным исследованием истины, а лишь победой ультрамонтанства. Не только её содержание, но даже и значительная часть самих выражений внушены из Англии, а потому её прямо можно назвать делом кардинала Вогана и его друзей 243 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Однако воззрения кардинала далеко не всегда остаются неизменными при его вступлении на папский престол, что произошло в настоящем случае и с Львом XII-м. Вопреки своему прежнему нерасположению к иезуитам, Лeb XII , сделавшись папою, очень скоро убедился в том, что этот орден составляет одну из могущественнейших опор папской власти, а потому имеет все права на её особенное покровительство. В первый же год своего папствования Лeb XII позаботился восстановить на её прежнем месте славную римскую коллегию, воспитавшую таких знаменитых ученых, как Корнелий а Ляпиде, Беллармин, Паллавичини, Кирхер, Перроне, Секки и др., и предоставил ее, по-прежнему, в распоряжение иезуитов. В октябре 1824-го года последовало торжественное открытие восстановленной коллегии, и тысяча четыреста вступивших в нее учеников своим количеством ясно свидетельствовали о том, какую крепкую и широкую популярность уже успела доселе приобрести себе эта иезуитская школа. В состав первого курса восстановленной римской коллегии вступил и Винченцо Печчи. Наконец, три последние года учебного курса были заняты изучением наук богословских: догматики, священного писания, церковной истории и др. Руководителем Винченцо по догматическому богословию был знаменитый профессор Перроне, а курс священного писания преподавал ему проф. Патрицци. К научным занятиям юный Печчи всегда относился с весьма большим усердием. В письмах к родным он сам не раз говорит о своей усиленной работе, о тех трудностях, какие ему приходится преодолевать, и о том, что он занят с утра до ночи, так что совсем не остается времени не только для писем, но даже и для отдыха. Подтверждением его собственных заявлений служит свидетельство одного из его школьных товарищей, который говорит, что „во время курса учения в Риме Винченцо не любил никогда ни собраний, ни бесед, ни развлечений, ни игр. Маленький рабочий стол заменял для него весь мир, а высшим удовольствием было углубляться в те науки, которые ему преподавались». Отец и дядя старались поощрять усердного мальчика подарками и за первую награду в коллегии дядя Антонио обещал подарить ему часы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Однако, он в скором времени, если не сам собою, то принужден был потерять свою силу. С V-ro века начала развиваться идея о родственном (духовно) отношении восприемника к воспринимаемому, формулированном уже, на Трульском соборе особым правилом, Вместе, с развитием этого сознания, естественно, развивалось сознание невозможности родителям быть восприемниками своих детей, потому что в этом случае брак их становился уже вне закона как брак заключенный в ближнем родстве. Поэтому в 776 – 80 г. императорами Львом IV и Константином VI был издан закон, прямо запрещающей воспринимать от святого крещения собственных детей. Закон был вызван серьезными мотивами. Некоторые, с умыслом расторгнуть брак, нарочно, воспринимали от купели возрождения собственных детей, чрез что, действительно, достигали расторжения законного брака, Желая уничтожить такие противозаконные действия и опасаясь, как бы это не усилилось, эти императоры и нашлись вынужденными издать означенный закон, нарушение которого сопровождалось довольно тяжелыми последствиями для нарушителей 1994 . Другие лица; которым в древней церкви отдавалось предпочтение при принятии обязанности восприемничества, это те из христиан, которые по благочестию посвящали себя единственно на служение церкви. Поэтому в древней христианской церкви восприемниками часто бывали диаконы и диакониссы, отшельники и девственницы. На первых лиц указывается в Апостольских Поставовлениях, когда говорится, что «мужчину воспринимает ( ποδεχσθω) диакон, а женщину – диаконисса» 1995 . Впрочем в данном месте едва ли можно видеть тех поручителей, которых мы называем восприемниками. Предписание Апостольских Постановлений, кажется, вытекает из естественного человеку чувства стыдливости, не позволявшего мужчине смотреть на наготу женщины и наоборот, как и показывает следующее за ним выражение: «чтобы преподаяние несокрушимой печати совершилось благочинно» 1996 . Относительно отшельников и девственниц, как принимавших обязанность восприемничества, мы находим свидетельство у Августина 1997 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010