Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православные и католики под властью католических правителей (1-е десятилетие XIV — 2-я половина XV в.) Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. В течение длительного времени населению Восточной Европы «латинянин» представал в образе либо жителя соседнего католического государства, либо иностранного путешественника-купца или предлагающего свои услуги мастера. На юге и северо-востоке Руси приезжие были итальянцами из генуэзских и венецианских колоний в Крыму, на северо-западе Руси это были немецкие купцы из городов, основанных на территории Прибалтики немецкими крестоносцами. Деятельность их обычно ограничивалась пребыванием в главных городах отдельных «земель», где для них отводились особые купеческие дворы. Хотя итальянская колония в Москве в XIV–XV вв. была, по-видимому, довольно значительной, в источниках нет никаких указаний на существование в городе католического храма. Более благоприятным для «латинян» было положение на северо-западе Руси, где для нужд приезжих немецких купцов в таких городах, как Новгород, Полоцк, Витебск, Смоленск, строились католические церкви. Остатки некоторых из них были обнаружены археологами. Положение стало меняться во 2-й половине XIII — начале XIV в. с расширением связей Галицко-Волынской Руси с соседними «латинскими странами» . В ряде крупных городов, таких как Владимир-Волынский, Львов, Перемышль, к этому времени существовали уже постоянные поселения горожан-католиков (главным образом немцев). В это время здесь уже существовали и их приходские храмы, что подтверждает грамота о продаже князем Львом некоему Иоанну должности войта в Перемышле вместе с каменным храмом св. Николая . При княжеском дворе во Львове для жены Льва Данииловича венгерской принцессы Констанции был построен доминиканский храм в честь Иоанна Предтечи, а в 1297 г. был основан доминиканский монастырь «in curia principis» (во дворе князя) . Возможно, и церковь, и монастырь были построены для католиков-дворян, находившихся на княжеской службе.

http://sedmitza.ru/lib/text/443000/

Автор жизнеописания И. отмечает его образованность и сообщает, что он был воспитан в школе певчих при Латеранском дворце. 8 авг. 961 г. И. стал епископом Нарни; вероятно, тогда же был назначен папским библиотекарем (лат. bibliothecarius Sanctae Sedis Apostolicae). Лиутпранд Кремонский называет И. среди послов, отправленных папой Иоанном XII к императору ( Liutprandus Cremonensis. Historia Ottonis. 7//MGH. Script. Rer. Germ. T. 41. P. 163-164). Об активном участии И. в делах Римской курии свидетельствуют и его подписи под некоторыми грамотами пап Римских Иоанна XII (955-964) и Льва VIII (963-965). На Соборе 4 дек. 963 г., низложившем Иоанна XII, И. свидетельствовал против папы. Однако И. упомянут и среди участников Собора, созванного Иоанном XII для восстановления в сане (26 февр. 964). Возможно, при папе Бенедикте V (избран римлянами по смерти Иоанна XII и низложен папой Львом VIII) И. был возведен в достоинство кардинала-пресвитера (титул неизв.). После смерти папы Льва VIII римляне отправили к имп. Оттону I посольство с просьбой вернуть Бенедикта V, находившегося в заточении в Гамбурге. 4 июля 964 или 965 г. Бенедикт V скончался, и Оттон I послал в Рим своих представителей - Лиутпранда Кремонского и еп. Отгара Шпайерского, вероятно указав им на И. как на предпочтительного кандидата на Римскую кафедру. 1 окт. 965 г. в присутствии имперских послов И. был избран папой Римским и сразу же столкнулся с оппозицией римской знати. 16 дек. 965 г. в Риме произошел переворот под рук. рим. префекта Петра, гр. Ротфреда Кампанского и вестиария Стефана. Папа был схвачен и заточен в замке Св. ангела, а позднее переправлен в неизвестный замок в Кампании. Летом 966 г. И. удалось бежать и укрыться в Капуа под защитой гр. Пандульфа. Тем временем в Риме был убит гр. Ротфред. Было ли связано освобождение И. с этим убийством, в источниках умалчивается. Из Капуа И. отправил послов в Саксонию к имп. Оттону I с просьбой о помощи. Откликнувшись на призыв, император выступил в поход. Обеспокоенные действиями императора римляне отправили к И. посольство, моля папу о возвращении в Рим. 14 нояб. 966 г. И. вернулся в Рим: «клир и народ» встретили его за стенами города, с торжественной процессией папа проследовал к Ватиканской базилике, где отслужил мессу, и затем к Латеранскому дворцу. Спустя месяц в Рим прибыл император. Мятежников судили, многих сослали, а руководителей восстания (в их числе 12 начальников рим. округов (decarcones)) повесили; останки убитых Ротфреда и Стефана выкопали и выбросили за пределы Рима. Рим. префект Петр был передан папе. И. велел обрезать ему бороду и повесить за волосы у конной статуи рим. имп. Марка Аврелия, стоявшей перед Латеранским дворцом. После этого префекта посадили на осла задом наперед и в позорной процессии через весь город отвезли в тюрьму.

http://pravenc.ru/text/469696.html

Даугавпилс. Собор Рождества Христова. Крепостной собор, бывший Костел Иезуитов. Dinaburgas cietokša Kristus Dzimšanas pareizticgo katedrle /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Двинский крепостной собор в честь Рождества Христова. Собор находится в самой крепости, расположенной в 2-х верстах от города Двинска, в местности низменной, на берегу реки З. Двины. Местность, на которой в настоящее время находится крепость, куплена у иезуитов в Бозе почившим Императором Александром Благословенным в 1811 году: она принадлежала Ливонии. Рыцари-меченосцы соорудили тут сильно укрепленный замок в конце XIII столетия, а затем Стефан Баторий, польский король, воздвиг крепость в 1582 году. По преданию, сохранившемуся в народе доселе, костел (ныне крепостной собор) устроен иезуитами приблизительно в 1721 году. При нем была учреждена и коллегия, которая имела подземный ход. Здание костела весьма обширное и в два света в строго-римском стиле. Взамен глав над ним с фронтона возвышаются две очень высокие башни четырехугольного типа; в одной из них помещаются железные часы, а в другой колокольня, на которой имеются и до ныне сохранившиеся 3 иезуитские колокола с латинскими надписями: на 1-м, в 120 пудов, вверху: " Gloria in excelsis Deo " , внизу: " Ме judit sustavus more anno " , сбоку: " In livonum terris lucem dat Hamma videre thadai nomen das Casimire levans a metis tu decus sumunt et junera planatus dissipo si pulsov julcura sava sano " ; на 2-м, в 20 пудов, вверху: " Dominus Deus cabbat sanctus " , по средине изображено Распятие Спасителя и надпись: " Iesus amor meus crustxexus est " , а внизу, с другой стороны, надпись: " Prust cors do vsem coscele nec bedse tu sbava ot samego ot lana m. mecohomme lato naxvalu emu dsvuciem " ; на 3-м, в 10 пудов, посредине изображение Евангелиста Марка со львом и надпись: " Pod titulem sventego Marca so starania Stefana Sterbovica altaristi laticov scago eat teu dsvon ot lanu u rocu 1803 docladem dobrodsiem teuse altarem " . По повелению Императора Николая I на колокольне собора в 1833 году повешен колокол с надписью: " Вылит из орудий, отобранных у польских мятежников " .

http://sobory.ru/article/?object=40814

Сделанный недавно папой Львом XIII призыв к соединению церквей под главенством папства естественно заставляет ближе познакомиться с разными сторонами римского католицизма как церковной системы, и потому отнюдь неизлишне представить краткий очерк внешней и внутренней жизни того ордена, название которого прежде всего воспроизводится в сознании в связи с самым понятием римского католицизма. Римская церковь богата всевозможными монашескими орденами, которые, раскинув сеть своей деятельности по всему земному шару, усердно работают над распространением, поддержанием и укреплением папского владычества в христианском мире; но среди них особенно выдается такой деятельностью именно орден иезуитский, который есть, так сказать, передовой ратоборец за права папства, вследствие чего всегда пользовался особенными преимуществами и привилегиями от пап – вплоть до настоящего времени. Известно, что еще недавно теперешний папа Лeb XIII обращался к этому ордену с особой буллой, в которой, воздавая всевозможные похвалы его сынам за их ревность о благе римской церкви, торжественно подтвердил за ними все их права и преимущества. Это могло бы показаться странным со стороны такого умного дипломата как Лeb XIII , особенно в виду того, что в действительности иезуиты подвергнуты остракизму почти во всех современных государствах, как общество вредное и нетерпимое в новейшее время, и однако, если Лeb XIII счел нужным сделать это торжественное заявление о своей солидарности с иезуитским орденом, то это явный признак того, что именно этот орден есть, так сказать, основной винт всей системы современного римо-католицизма, которая без него не может держаться и действовать. И это действительно так. Достаточно вспомнить, что вся новейшая история римского католицизма с его усиленным стремлением занять совершенно своеобразное положение в христианском мире есть в сущности дело иезуитов – того пресловутого ультрамонтанизма, который привел к созданию новых догматов, старался и старается поставить римский католицизм в резкое противоречие со всеми культурными началами новейшего времени и наконец на Ватиканском соборе 1870 года создал богохульственный догмат о непогрешимости римского папы. Такая деятельность иезуитов еще резче возбудила против них современные государства и, несмотря на полную веротерпимость их в других отношениях, они сочли своим долгом ограничить ее в отношении этого ордена, который между прочим изгнан был даже из Германии в силу майских законов 1872 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/iezuit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «IMMORTALE DEI» [лат.- бессмертное [творение] Бога], энциклика папы Римского Льва XIII от 1 нояб. 1885 г. о христ. устроении гос-ва. Издание энциклики продолжило развитие социального учения Римско-католической Церкви в области политических проблем, часть которых уже затрагивалась папой Львом XIII в энциклике «Diuturnum illud» (1881), посвященной христианскому осмыслению основ светской власти. Стремясь изложить католич. понимание власти и устройства гос-ва с учетом изменений в западноевроп. обществе XIX в., папа выступил с критикой теорий общественного договора Т. Гоббса , Дж. Локка , Ж. Ж. Руссо и др., указывая, что, согласно католич. вероучению, источником и основанием власти является Бог, а не народ, к-рому философы приписывали право на установление гос. власти и законов. Представленное в «I. D.» дальнейшее изложение позиции Папского престола относительно демократической формы устройства гос-ва было связано с положением дел в ряде стран, особенно во Франции, где после падения монархии имп. Наполеона III и провозглашения Третьей республики (1870) сохранялась напряженность во взаимоотношениях между католич. Церковью и государством. Республиканское правительство Франции активно вмешивалось в дела католич. Церкви (в т. ч. по вопросам назначения епископов на кафедры и призыва духовенства на военную службу), выпустило в нач. 80-х гг. XIX в. ряд антиклерикальных постановлений (напр., о запрете иезуитам заниматься преподавательской деятельностью в школах, об изгнании из страны монашеских орденов и конгрегаций, отказавшихся пройти гос. регистрацию), а также принимало к исполнению законы, способствовавшие секуляризации общества и противоречившие католич. учению (напр., закон о разводах, 1884). В 1884 г. папа Лев XIII выпустил энциклику «Nobilissima Gallorum gens», посвященную положению католич. Церкви во Франции, где осудил введенные в стране антиклерикальные меры, но призвал франц. католиков к отстаиванию своих прав законными методами и к сотрудничеству с республиканской властью. Однако во франц. католич. Церкви усилились раздоры между сочувствовавшими республике либеральными католиками и сторонниками ультрамонтанства , среди к-рых многие были роялистами. В то же время католики США и некоторых европ. стран активно обсуждали возможность гражданской поддержки и участия в политической жизни светского гос-ва, допускавшего в своем законодательстве нормы, к-рые противоречили учению и интересам католич. Церкви (прежде всего индифферентность по отношению к любой религии, т. е. свободу совести и культов, свободу печати и отсутствие обязательной церковной цензуры, разводы и повторные браки, светский статус школ и ун-тов).

http://pravenc.ru/text/389507.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕНЕДИКТИНЦЫ [лат. benedictini], католич. монашеский орден св. Бенедикта (офиц. название Ordo sancti Benedicti, OSB); в широком смысле - монахи, живущие по одному из древнейших уставов в истории зап. монашества - уставу св. Венедикта Нурсийского ( ок. 560). В ср. века Б. назывались «fratres qui secundum Benedicti regulam vivunt» (лат.- братья, к-рые живут согласно уставу Бенедикта), но уже с кон. XIII в. стали именоваться «орденом св. Бенедикта». Формально «орден св. Бенедикта» был организован лишь в 1893 г. папой Львом XIII как бенедиктинская конфедерация мон-рей во главе с аббатом-примасом. В историографии бенедиктинскими считаются как отдельные мон-ри во главе с аббатом, так и объединения (конгрегации) мон-рей с централизованной структурой (появляются с XI в.), придерживавшиеся устава св. Венедикта Нурсийского. В X-XIII вв. бенедиктинский устав также стал основой для формирования ряда монашеских орденов: камальдулов , валломброзиан, клюнийцев (см. Клюни ), цистерцианцев , картузианцев , иоахимитов , ордена Фонтенвро, граммотенсов, сильвестринцев, целестинцев , оливетанцев. В наст. время орден представляет собой конфедерацию из 21 конгрегации Б. (в т. ч. Славянская бенедиктинская конгрегация св. Адальберта и св. Маргариты - Congregatio Slava Sancti Adalberti et Sanctae Margaritae, основанная в 1945 г. в Чехии), а также 5 мон-рей, не входящих ни в одну из конгрегаций (св. Марии Сионской (Hagia Maria Sion) в Иерусалиме, Сен-Бенуа-де-Пор-Вале (Бувре, Швейцария), Шевтонь (Бельгия), Гора Спасителя (Mount Saviour, штат Нью-Йорк, США), Уэстон (штат Вермонт, США)). Конфедерация Б. насчитывает 7995 монахов (из них 4571 священник), живущих в 346 монашеских обителях (An. Pont. 2002. Р. 1229-1233). Уставом конфедерации является «Lex propria», утвержденный папой Пием XII 21 марта 1952 г. Во главе конфедерации стоит аббат-примас, к-рый избирается конгрессом аббатов на 8-летний срок и не имеет права назначать и смещать аббатов и приоров бенедиктинских мон-рей. Центром ордена и резиденцией аббата-примаса и Папского философско-теологического ун-та св. Ансельма (см. Университеты папские ) является аббатство Сант-Ансельмо в Риме. Распространение устава св. Венедикта в раннее средневековье (VI-VIII вв.)

http://pravenc.ru/text/78066.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАСПАРРИ [итал. Gasparri] Пьетро (5.05.1852, Каповаллацца-ди-Уссита, близ Норчи, Умбрия - 18.11.1934, Рим), кард.-камерленго Римско-католической Церкви (1916-1934), титулярный архиеп. Кесарии Палестинской, гос. секретарь (1914-1930), один из создателей Кодекса канонического права (Codex juris canonici) . Род. в многодетной семье небогатых землевладельцев. По окончании начальной семинарии в Непи с 1870 г. продолжил учебу в папской Римской семинарии и в Академии св. Аполлинария, получил степени д-ра философии, д-ра богословия, д-ра канонического и гражданского права. 31 марта 1877 г. рукоположен во пресвитера. В 1877-1880 гг. преподавал каноническое право в папском Урбанианском ун-те, а также церковную историю и догматическое богословие в папской Римской семинарии. С 1880 г. проживал в Париже и преподавал каноническое право в Парижском католич. ун-те, а также возглавлял орг-цию «Opera per gli italiani», занимавшуюся помощью итал. диаспоре во Франции. 3 мая 1889 г. папа Римский Лев XIII назначил его тайным камергером папы, 13 апр. 1894 г.- прелатом папского двора. В 1896 г. принимал участие в работе папской комиссии по изучению вопроса о действительности англикан. рукоположений. 12 февр. 1898 г. папой Львом XIII Г. был назначен титулярным епископом Кесарии Палестинской и 26 марта того же года - апостольским делегатом в Перу, Эквадоре и Боливии. Епископское рукоположение Г., совершенное 6 марта 1898 г. в парижской ц. св. Иосифа, возглавил архиеп. Парижский кард. Франсуа Ришар. 23 апр. 1901 г. переведен на службу в Римскую курию на должность секретаря Конгрегации чрезвычайных церковных дел и с 27 июля того же года - консультанта Верховной конгрегации Sanctum Officium. 4 апр. 1904 г. папа Пий Х назначил Г. секретарем папской комиссии по кодификации канонического права, фактически поручив ему возглавить работу над составлением Кодекса канонического права. С 1906 г. одним из ассистентов комиссии и ближайших помощников Г. являлся пресв. Э. Пачелли (впосл. папа Пий XII ). 24 мая 1907 г. назначен ассистентом папского трона.

http://pravenc.ru/text/161719.html

[Англ. Mary Tudor] (18.02.1516, Гринвич - 17.11. 1558, Лондон), королева Англии и Ирландии (с 1553), из династии Тюдоров. Дочь короля Англии Генриха VIII и его 1-й жены Екатерины Арагонской (1485-1536), дочери «католических королей» Фердинанда V(II) Арагонского и Изабеллы I Кастильской. Несмотря на то что рождение дочери стало разочарованием для Генриха, рассчитывавшего на наследника муж. пола, король был привязан к М. Т., единственному ребенку от 1-го брака, не умершему в младенчестве. На формирование личности М. Т. значительное влияние оказала одна из ее воспитательниц, ревностная католичка Маргарет Пол, графиня Солсбери (1473-1541; в 1886 беатифицирована папой Римским Львом XIII ). Значительное внимание воспитанию дочери уделяла и Екатерина Арагонская. Она, вероятно, лично учила дочь латыни и даже заказала исп. гуманисту Хуану Луису Вивесу (1492-1540) написать трактат «О воспитании христианки» (De institutione feminae christianae, 1529) и составить программу обучения М. Т. (De ratione studii puerilis, 1523). В рекомендованный Вивесом круг чтения входили Свящ. Писание, труды отцов Церкви, а также нек-рых античных языческих авторов (в т. ч. диалоги Платона), сочинения Т. Мора и Эразма Роттердамского . В 1525-1527 гг. М. Т. ок. 2 лет жила в Уэльсе, она пользовалась привилегиями, обычно полагавшимися наследнику англ. престола - принцу Уэльскому. Некоторые современники называли М. Т. принцессой Уэльской, хотя официально она не носила такого титула. С рождения М. Т. Генрих VIII рассматривал потенциальный брак дочери как важный инструмент внешней политики. В возрасте 2 лет М. Т. была помолвлена с новорожденным французским дофином Франциском (1518-1536), старшим сыном кор. Франциска I (1515-1547), однако в 1521 г. из-за изменившейся политической обстановки помолвка была разорвана. В следующем году состоялась помолвка М. Т. с ее двоюродным братом Карлом Габсбургом (впосл. император Свящ. Римской империи Карл V ), однако он в 1526 г. женился на Изабелле Португальской. После этого Генрих VIII и его главный советник кард. Т. Уолси возобновили переговоры о союзе с Францией, в т. ч. о возможном браке М. Т. с самим Франциском I или с его 2-м сыном Генрихом, герцогом Орлеанским (впосл. в 1547-1559 кор. Генрих II).

http://pravenc.ru/text/2562156.html

Итак, пост и невоздержание так взаимно противоположны, как жизнь – смерти. И заповеданный пост является ровесником жизни и естества человеческого, и дан он от Бога Адаму в раю изначала ради сохранения, вложенной в него Богом, жизни и божественной благодати. Невоздержание же является советом, приводящим к смерти тела и души, и дан он от диавола Адаму коварным образом чрез Еву, с той целью, чтобы они отпали от жизни и стали чуждыми, данной Богом, божественной благодати. Бог же не сотворил смерти и не радуется погибели живущих. Итак, кто тот человек, который желает жизни и хочет обрести благодать, которая в Боге и от Бога подается? – Пусть такой человек бежит от смертоносного невоздержания и притечет к обожествляющему посту и воздержанию, дабы радуясь взойти в рай. Вот, Моисей, совершая на горе сорокодневный пост, взлетел на высоту боговидения и получил божественные скрижали; между тем как Еврейский народ, внизу пьянствуя, соскользнул в нечестие и вылил идола – бога, наподобие египетского тельца Асписа. И если бы Моисей не стал, предстательствуя пред Богом, предварительно умилостивив Его нещадным истреблением виновных из народа, Бог отнюдь им сего не простил бы. Посему и мы, если пользуемся милостями Божиими, не станем опьяняться вином, не будем отягчаться пресыщением, в которых – распутство и нечестие. И Илия был богозрителем, но и он – предъочистившись постом. И Даниил улучил боговидение и видение одного из Архангелов, дарующего ему видение будущего, но прежде сего в течение целых 20 дней он пребывал без пищи. А другой Пророк, напротив, оказался умерщвлен львом, но по той причине, что он вкусил пищу вопреки повелению Божиему. Конечно, вы знаете об Исаве, сыне Исаака, который по причине чревоугодия отпал от отеческого благословенья и лишился и иных привилегий первородства. Будем же бояться, чтобы и нам, отдавшимся сему чревоугодию, не лишиться обетованного оного благословения и наследия от Небесного Отца. И не неизвестно вам о Трех Отроках, которые, будучи прилежными в посте, не сожженными стопами и телами попрали семикратно разожженную для них пещь в Вавилоне; и мы также, если будем соблюдать истинный пост, то и здешний огонь плоти поперем и угасим и будущую пещь без ущерба пройдем, когда (по слову Апостола Павла) огонь испытает дела каждого. Что же достоит сказать о Господе Пророков, Который, прияв плоть и став ради нас человеком, явив нам образ – как побеждать диавола, постясь во всем, победил его, выдвигавшего против Него всякие искушения, и относительно немого и глухого демона сказал Своим Ученикам: «Сей бес не изыдет, как только молитвою и постом» ( Мф.17:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАПСКАЯ БИБЛЕЙСКАЯ КОМИССИЯ [Итал. Pontificia Commissione Biblica], консультативно-адм. орган в составе Римской курии , комиссия экспертов в области библеистики для коллегиального принятия решений по актуальным научно-богословским вопросам, связанным с интерпретацией Свящ. Писания в соответствии с основными положениями католич. вероучения. П. б. к. учреждена папой Римским Львом XIII (1878-1903) апостольским посланием «Vigilantiae studii memores» от 30 окт. 1902 г. Еще в энциклике «Providentissimus Deus» от 18 нояб. 1893 г. папа отмечал необходимость активного развития библейских исследований в лоне Римско-католической Церкви в непосредственной связи с научными достижениями того времени в ответ на рационализм и модернистскую критику Свящ. Писания. В состав П. б. к. (также Совет по распространению библейских исследований (лат. Consilium studiis Sanctae Scripturae provehendis)) с центром в Риме входят постоянные члены- кардиналы (первоначально 3, впосл. 5 чел.) во главе с президентом и консультанты (первоначально 12 чел., потом их число было увеличено), в т. ч. секретарь комиссии. Все члены П. б. к. избираются на 5 лет лично папой Римским из числа известных католич. ученых, богословов и библеистов разных национальностей, придерживающихся различных взглядов в области актуальных вопросов библейского богословия (Enchiridion Biblicum. 40. 139). Основными задачами П. б. к. были заявлены: 1) всестороннее развитие филологических и смежных с ними исследований, включая изучение древних вост. языков и экзегетических трудов авторов иных вероисповеданий с целью обоснования ответа на модернистскую критику; 2) научное обоснование авторитета Свящ. Писания в свете учения Римско-католической Церкви, искоренение пагубных для католич. веры идей, ставящих понимание Свящ. Писания в зависимость от «системы внешних знаний» (Ibid. 40. 141); 3) развитие библейских дисциплин, имеющих непосредственное отношение к толкованию Свящ. Писания и практическим нуждам верующих (ср.: Ibid. 78. 806); 4) контроль за ходом дискуссий католич. ученых, когда смысл отдельных мест Свящ. Писания не представляется возможным раскрыть на основании святоотеческой традиции.

http://pravenc.ru/text/2578943.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010