Деятельность В. по повышению образовательного уровня клира (создание школ, предсеминарий и семинарий) имела большое значение для укрепления авторитета католич. Церкви. В 1633 г. В. вместе с св. Луизой де Марийак основал «Конгрегацию дочерей милосердия». Он стал своего рода «министром благотворительности» Франции и, имея благодаря своим связям доступ к высшим гос. должностным лицам, охотно пользовался их поддержкой при создании благотворительных учреждений. В. был с кор. Людовиком XIII в последние часы его жизни, а после его смерти кор. Анна Австрийская ввела В. в состав регентского совета при малолетнем Людовике XIV . Нахождение на столь высоком посту позволило ему значительно расширить благотворительную деятельность и развернуть миссионерскую работу за пределами Франции. Важным направлением деятельности В. была борьба с янсенизмом и квиетизмом . 21 авг. 1729 г. В. был беатифицирован папой Бенедиктом XIII , папа Климент XII 16 июня 1737 г. провозгласил его святым. 19 июля стало днем литургической памяти В. В конгрегации лазаристов отмечалось также и 27 сент.- день кончины В. После литургической реформы 1969 г. днем памяти святого оставили только 27 сент. В 1885 г. папой Львом XIII св. В. был объявлен небесным покровителем всех благотворительных начинаний в католич. Церкви. Члены конгрегации дочерей милосердия св. Венсана занимались образованием бедняков, обеспечивали опеку сиротам и старикам, каторжникам на галерах, оказывали помощь раненым на полях сражений. За пределами Франции дома этой конгрегации впервые появились в Польше (1652). На 1 янв. 2002 г. численность конгрегации составляет 22 736 сестер и 2603 обители в 93 странах. В мае 1833 г. в Париже студенты Сорбонны во главе с А. Ф. Озанамом основали Конференции св. Венсана де Поля. В 1835 г. это движение структурно оформилось в Общество св. Венсана де Поля. Э. Байи, первый председатель об-ва (до 1844), составил его устав. До революции 1917 г. оно активно действовало в России. В наст. время численность об-ва превышает 600 тыс. чел. в 123 странах мира.

http://pravenc.ru/text/150345.html

В авг. 1902 г. в Римини состоялось заседание представителей католич. кружков и региональной комиссии христ. демократов, в Сан-Марино прошел межрегиональный Католический конгресс движений Романьи, Тосканы, Марке и Умбрии. М. выступил на конгрессе с речью, в к-рой утверждал, что христианство неотделимо от свободы («Libertà e Cristianesimo», 24 авг. 1902). Текст выступления подвергся критике со стороны рим. викария кард. П. Респиги. В том же году М. сделал попытку участвовать в выборах мэра Рима, однако церковные власти наложили вето на его кандидатуру; также М. не удалось стать и членом комитета «Опера деи конгресси». 12 июня 1903 г. М. был принят на аудиенции Львом XIII. Понтифик приказал ему отказаться от политической деятельности и согласиться преподавать в семинарии в Нарни. Вскоре М. объявил о своем возможном отходе от политики (речь «Quel che volemmo»), но впосл. передумал. 20 июля 1903 г. папа Лев XIII умер, а в нояб. того же года на XIX Католическом конгрессе в Болонье М. получил значительную поддержку у своих сторонников. Пагануцци ушел с поста президента «Опера деи конгресси», на его место был избран Дж. Грозоли. В 1904 г. орг-ция «Опера деи конгресси», выступавшая за сотрудничество с социалистами и некатолич. профсоюзами, была распущена папой Римским Пием Х. Стремясь расширить поле политической деятельности, М. планировал создать неконфессиональную партию, независимую от Папского престола. Чтобы подчеркнуть это изменение, он исправил название изд-ва «Società italiana cattolica di cultura» на «Società nazionale di cultura» (Национальное об-во культуры). В окт. 1905 г. М. направил открытое письмо лидеру реформистского крыла Социалистической партии Ф. Турати с предложением обдумать возможность объединения Социалистической партии с прогрессивными католич. движениями. После отказа Турати в дек. того же года М. (в сотрудничестве с др. деятелями бывш. «Опера деи конгресси») основал Национальную демократическую лигу (итал. Lega democratica nazionale), католич. партию, выступавшую с идеями радикализма в социальной сфере и разделения религии и политики. М. не смог участвовать в I конгрессе Национальной демократической лиги, состоявшемся в Милане 15-16 сент. 1906 г., поскольку энцикликой Пия X «Pieni l " animo» от 28 июля 1906 г. итал. католич. духовенству запрещалось к.-л. участие в политической деятельности. Однако М. принимал участие в создании программы Национальной демократической лиги, в основу к-рой по его настоянию легли идеи католика-реформатора Т. Галларати Скотти: запрет на преподавание религии в светских школах, ликвидация гос. финансирования Римско-католической Церкви, разделение гражданского общества и религии.

http://pravenc.ru/text/2564392.html

Он вполне правильно определил значение действий одного из своих предшественников (Климента XI) указанием на то, что этот папа постановил свое решение об Англиканской иерархии не на основании историко-канонических данных, а на основании сущности Англиканского чина посвящения. Следуя примеру своего предшественника, папа Лeb XIII историко-канонический материал в булле приводит только для справки и решает главным образом догматическую половину вопроса, но решает также в отрицательном смысле. Таким образом, приговором папы, – приговором, произнесенным ех cathedra, – Англиканская иерархия признана для католиков не имеющей никакого значения, ничтожною, т. е. англиканство в глазах католиков окончательно, бесповоротно низведено на степень протестантской секты. Самая булла по повелению папы не должна быть «ни обличаема», «ни осуждаема»; и «никто не должен поступать вопреки ей». – Через полгода после появления буллы в свет, именно – 19 февраля, 1897 года, примас англиканства, архиепископ Кентерберийский, совместно с другим англиканским архиепископом (Иоркским), выпустил в свет «Ответ» (Responsio – Answer) на папскую буллу, на латинском и английском языках 5 . Таким образом, папская булла, суждения которой по расчетам римских католиков должны были иметь непререкаемое, безусловное значение, сделалась предметом серьезной критики со стороны защитников Англиканской иерархии. Излагать содержание этой критики мы не будем. Заметим только, что Англиканские архиепископы о всех вопросах, затронутых буллою, высказали вполне ясное и определенное мнение свое: практику римско-католической церкви в отношении к Англиканским рукоположениям в немногих указанных папою случаях они подвергли основательному обсуждению. Чин Англиканских рукоположений они постарались защитить с тех сторон, против которых папою были высказаны возражения. Так что, сопоставляя содержание буллы Льва XIII от 1 (13) сентября 1896 года с содержанием «Ответа» на нее Англиканским архиепископом от 7 (19) Февраля 1897 года, можно с полною ясностью убедиться в том, что, не смотря на долговременные и тщательные исследования со стороны римско-католической комиссии, назначенной для этого напою Львом XIII, в римских архивах не нашлось документов, которые могли бы служить оправданием римско-католической практики в отношении к англиканству, и твердым основанием для определенного решения историко-канонической стороны вопроса об Англиканской иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/k-vo...

Доступ к документам, хранящимся в В. с. а., ограничивается не сроком их давности, как в др. архивах, а понтификатами. При Льве XIII стали доступны документы до понтификата Пия VI (1775-1799) включительно. 16 февр. 2002 г. папа Иоанн Павел II открыл доступ к документации понтификата Пия XI (1922-1939). Торжественное открытие этих фондов состоялось 15 февр. 2003 г., но фактически документация становится доступной постепенно, начиная с фондов нунциатуры в Мюнхене и в Берлине. К нач. 2005 г. планируется открыть остальные фонды. Началась работа по подготовке к открытию документации папы Пия XII (1939-1958). В. с. а. издает 2 серии: «Collectanea Archivi Vaticani» (с 1968. 40 vol.) и «Littera Antiqua» (с 1980. 15 vol.), последняя посвящена лат. и греч. палеографии. Кроме того, архив выпускает ряд специальных изданий, среди к-рых «Библиография Ватиканского секретного архива» (Bibliografia dell " Archivio Segreto Vaticano) в 9 томах, в наст. время готовится к публикации, и иллюстрированное издание печатей, хранящихся в В. с. а.,- «Золотые печати Ватиканского секретного архива» (Sigilli d " Oro dell " Archivio Segreto Vaticano. R., 1986). Нек-рые наиболее древние документы хранятся в электронном виде, с ними можно ознакомиться в читальном зале или приобрести CD-Rom в офисе В. с. а. (в наст. время представлены ок. 500 CD). Ведется работа по компьютеризации зала, где хранятся почти 2 тыс. указателей по фондам архива, по преобразованию в электронный вид т. н. Архива военнопленных (Archivio dei Prigionieri di guerra), содержащего ок. 4 млн карточек, отражающих деятельность особого органа Гос. секретариата в 1939-1945 гг. В. с. а. имеет свои реставрационные мастерские, фотолаборатории, а также лаборатории по изучению печатей. Ватиканская школа палеографии, дипломатики и архивистики, созданная папой Львом XIII 1 мая 1884 г., предлагает 3 программы университетского обучения: годичный курс архивистики, для к-рого не требуется диплом об университетском образовании; 2-годичный курс палеографии, дипломатики и архивистики и годичный курс палеографии и греч. кодикологии, для к-рых требуется диплом о высшем образовании и знание лат. и греч. языков. Регулярно организовываются научные семинары и конференции. Сотрудники В. с. а. участвуют в научных конференциях по архивному делу, палеографии, кодикологии, истории и т. п. Основные проблемы

http://pravenc.ru/text/149923.html

Все эти общества имели одинаковое почти устройство и действовали по одинаковым планам. Все они главною своею задачею поставляли приготовление и содержание миссионеров в разных частях света; поэтому все они прежде всего заботились об основании и поддержании миссионерских школ и институтов и о воспитании молодых людей для прохождения миссионерских обязанностей, а потом, еще более энергически хлопотали об изыскании материальных средств для содержания миссионеров, миссионерских домов, станций, благотворительных и учебных заведений. Вследствие этого протестантские миссионеры своею численностию вскоре не стали уступать латинским и даже превзошли их. Но огромность миссионерских средств не может еще вполне ручаться за процветание миссионерского дела: нужны еще разумные и твердо выработанные методы. Какой же характер приобрели со временем реформации методы латинской пропаганды? Мы видели, что в средние века в западном миссионерстве преобладал метод насилия, военного похода, дипломатических договоров и проч. Изменился ли этот метод? В XVI в. Лютер, возвысив свой жесткий, и энергический голос против всех злоупотреблений и крайностей папской системы, не оставил без обличения и папский способ пропаганды веры. Индульгенции, раздававшиеся папою Львом X по поводу задуманного им крестового похода, послужили ближайшим поводом протеста, а папские воззвания к вооружению для истребления мухаммеданства и восстановления христианства на востоке и военные приготовления побудили Лютера подвергнуть критике папский метод обращения неверных, именно метод священной войны. Возгласы против священной религиозной войны слышались правда и задолго еще до Лютера. Уже в конце XIII в. некто Гумберт ди Романи принужден был опровергать мнения почти совершенно такие же, какие высказывал Лютер. Уже в XIII в. некоторые говорили, что вести войну с неверными не должно потому, что христианин должен терпеть, когда ему угрожают, и потому, что из такой войны нельзя извлечь никакой пользы для христианской религии и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Вот напр. описание литургии, совершенной самим папою Львом XIII в зале беатификаций в праздник шестидесятилетия его священства. „Показались носилки и над толпой, кричавшей papa“, и в некоторых группах и „il papa ré“ при рукоплесканиях, которые нам русским кажутся всегда неприличными, высилась голова старца с пергаментным лицом и резким профилем, в бархатной скуфье и перелине такого же темно-красного цвета, опушенной горностаем. Этой службой праздновалась и 60-ти летняя годовщина священства Льва XIII. Он кончал свой 88-й год жизни. В такой возраст старость уже теряет свои оттенки. Но против того, какое лицо у него на фотографиях – и больших, в натуральную величину, и альбомных – разница огромная. Вы ожидаете также, судя по портретам, что папа – порядочного роста, а в действительности он казался сгорбленным от лет старичком, роста менее среднего, когда его облачили тут же перед публикой и он поднялся к алтарю, приделанному к стене залы на некотором возвышении. Служил он в обыкновенном священническом облачении из белого глазета и без тиары, а в белой шапочке, которую один из ассистентов в фиолетовых сутанах и рубашках беспрестанно то снимал, то надевал, ловко беря за кисточку. Обедня была так называемая у французов „messe basse“, т.е. обыкновенная, произносимая священником вполголоса, а не на распев, без диаконов, музыки и пения. Только при вносе папы и по окончании службы пел хор, помещенный на балконе на одной из боковых стен“. „С того места, где я стоял, была очень хорошо видна —775— вся фигура папы во время первой обедни. Она длилась не много больше получаса.... Папа двигался перед алтарем согбенный, маленькими шажками, делал все повороты и опускания колен, как заурядный священник. Я зорко следил за тем, держат ли его ассистенты за руку или под локоть; заполненного пространства между его плечем и фигурой ассистента – справа и слева – не было заметно. Его нисколько не придерживали, даже и тогда, когда он в конце обедни произнес молитву, стоя на обоих коленах и дов. долго. Для 88-летнего старика это изумительно! И свою „тихую“ обедню произносил он в нескольких местах дов. громко глухим низким голосом, с характерными интонациями гласных, причем у него в них слышится какое-то придыхание…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Апологией для лорда стала его знаменитая “ Bristol Speech ” на тему объединения англикан и католиков, произнесенная 14 февраля 1895 года. Он говорил об истории взаимоотношений Рима и Кентербери, обстоятельствах раскола, его причинах и последствиях, особенно для ЦА. Он подчеркнул значение «трактарианцев» в деле сближения ЦА и РКЦ, а также заявил, что «Кентербери является дочерью Рима и что не составит труда согласовать решения Тридентского собора с англиканскими Статьями» . Галифакс также приветствовал согласие Папы Льва XIII рассмотреть вопрос о возможности признания англиканских рукоположений как шага к возможному объединению. Бристольская речь делалась Галифаксом с прицелом на возможный визит в Рим. Текст выступления был разослан всем англиканским епископам с просьбой высказать свое мнение. Речь была не только одобрена, но и послужила поводом для выражения почтения в адрес Галифакса со стороны епископов Честера, Глостера, Бристоля и Линкольна, и некоторых шотландских епископов. Кроме того, теплое приветствие поступило от Луи Дюшена. Следующим шагом по продвижению вопроса о легитимности англиканских посвящений со стороны ЦА стала публикация в 1895 году труда “ De Hierarchia Anglicana . Dissertatio Apologetica” . “ De Hierarchia …” была издана на латинском языке под непосредственным руководством Галифакса. “ De Hierarchia Anglicana …” последовательно оправдывала и доказывала легитимность рукоположения Мэтью Паркера, первого архиепископа Кентерберийского времен елизаветинской реставрации. Автором “ De Hierarchia Anglicana …” стал Томас Лейси, взявший за основу труд 1893 года Эдварда Денни “ Anglican Orders and Jurisdiction ” . “ De Hierarchia Anglicana …” была по достоинству оценена богословским сообществом Европы, а также привлекла внимание Ватикана. В феврале 1895 года лорд Галифакс отправился в Рим для встречи с Папой. Там, как оказалось, находился кардинал Вон, стремившийся любыми путями препятствовать действиям Галифакса и Порталя. Тем не менее, лорд был принят Львом XIII. Общение с понтификом происходило в теплой атмосфере, и у лорда окрепла надежда на благоприятный исход собственной миссии – тем более, что Вон был крайне дипломатичен и даже предложил Галифаксу посетить мессу, которую кардинал намеревался служить.

http://bogoslov.ru/article/1271046

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАСПАРРИ [итал. Gasparri] Пьетро (5.05.1852, Каповаллацца-ди-Уссита, близ Норчи, Умбрия - 18.11.1934, Рим), кард.-камерленго Римско-католической Церкви (1916-1934), титулярный архиеп. Кесарии Палестинской, гос. секретарь (1914-1930), один из создателей Кодекса канонического права (Codex juris canonici) . Род. в многодетной семье небогатых землевладельцев. По окончании начальной семинарии в Непи с 1870 г. продолжил учебу в папской Римской семинарии и в Академии св. Аполлинария, получил степени д-ра философии, д-ра богословия, д-ра канонического и гражданского права. 31 марта 1877 г. рукоположен во пресвитера. В 1877-1880 гг. преподавал каноническое право в папском Урбанианском ун-те, а также церковную историю и догматическое богословие в папской Римской семинарии. С 1880 г. проживал в Париже и преподавал каноническое право в Парижском католич. ун-те, а также возглавлял орг-цию «Opera per gli italiani», занимавшуюся помощью итал. диаспоре во Франции. 3 мая 1889 г. папа Римский Лев XIII назначил его тайным камергером папы, 13 апр. 1894 г.- прелатом папского двора. В 1896 г. принимал участие в работе папской комиссии по изучению вопроса о действительности англикан. рукоположений. 12 февр. 1898 г. папой Львом XIII Г. был назначен титулярным епископом Кесарии Палестинской и 26 марта того же года - апостольским делегатом в Перу, Эквадоре и Боливии. Епископское рукоположение Г., совершенное 6 марта 1898 г. в парижской ц. св. Иосифа, возглавил архиеп. Парижский кард. Франсуа Ришар. 23 апр. 1901 г. переведен на службу в Римскую курию на должность секретаря Конгрегации чрезвычайных церковных дел и с 27 июля того же года - консультанта Верховной конгрегации Sanctum Officium. 4 апр. 1904 г. папа Пий Х назначил Г. секретарем папской комиссии по кодификации канонического права, фактически поручив ему возглавить работу над составлением Кодекса канонического права. С 1906 г. одним из ассистентов комиссии и ближайших помощников Г. являлся пресв. Э. Пачелли (впосл. папа Пий XII ). 24 мая 1907 г. назначен ассистентом папского трона.

http://pravenc.ru/text/161719.html

М. принял участие в Ватиканском I Соборе , где поддержал провозглашение догмата о папской безошибочности (непогрешимости), выступив 25 мая 1870 г. с речью о его пользе для Римско-католической Церкви. В 70-х гг. XIX в. участвовал в полемике с Гладстоном и др. критиками этого догмата, посвятив его защите сочинения «Декреты Ватиканского Собора и их влияние на гражданственность» (The Vatican Decrees and Their Bearing on Civil Allegiance, 1875) и «Подлинная история Ватиканского Собора» (The True Story of the Vatican Council, 1877). После присоединения Рима к Итальянскому королевству и ликвидации Папского гос-ва (1870) М. выступал с критикой церковной политики правительства К. Бенсо ди Кавура и политики Культуркампф О. фон Бисмарка, в частности, в трактате «Цезаризм и ультрамонтанство» (Caesarism and Ultramontanism, 1873). 15 марта 1875 г. папа Пий IX возвел М. в достоинство кардинала. 31 марта М. получил титул кардинала-пресвитера рим. ц. Сан-Грегорио-Маньо. После смерти папы Пия IX в февр. 1878 г. принимал участие в конклаве, избравшем папу Римского Льва XIII . Деятельность М. в социальной сфере стала поводом для его включения в 1884 г. в состав королевской комиссии по обеспечению рабочих жилыми помещениями. Во время масштабной забастовки на лондонских верфях в 1889 г. М. участвовал в переговорах, закончившихся достижением компромисса. Взгляды и деятельность М. оказали определенное влияние на формулирование папой Львом XIII социального учения католич. Церкви, в т. ч. на положения его энциклики «Rerum novarum» (1891). М. был погребен в капелле католич. кладбища в Кенсал-Грин в Лондоне. 25 янв. 1907 г. прах М. был перезахоронен в Вестминстерском соборе. Соч.: Miscellanies. L., 1877-1888. 3 vol. Лит.: Purcell E. S. Life of Cardinal Manning. L.; N. Y., 18962. 2 vol.; Leslie S. Henry Edward Manning: His Life and Labours. L. etc., 1921; Manning: Anglican and Catholic/Ed. J. Fitzsimon. L., 1951; McClelland V. A. Cardinal Manning: His Public Life and Influence, 1865-1892. L. etc., 1962; Newsome D. The Parting of Friends: A Study of the Wilberforces and Henry Manning. L., 1966; idem. The Convert Cardinals: John Henry Newman and Henry Edward Manning. L., 1993; Gray R. Cardinal Manning: A Biography. L., 1985; Walsh M. J. The Westminster Cardinals: The Past and the Future. L., 2008.

http://pravenc.ru/text/2561846.html

Философская спекуляция, даже в вопросах, в которых, по-видимому, дозволена свобода рассуждения, напр., каким образом соединена душа с телом, связана с догматическими определениями, придающими римско-католической философии характер неподвиж­ности и неизменности. Поэтому результатом её изучения не может быть научное возрождение духовенства, если не положат в её основу истории систем и экспериментальные науки. Схоластике именно следует приписать, по мнению Минокки, то обстоятельство, что богословские науки в упадке, и католицизм в интеллектуальном отношении уступает протестантству. «Вся аристотелевская логика, развившаяся в монашестве, носила характер чисто богословский; казалось, что наука употребила или злоупотребила силлогизмом, чтобы составить из всего человеческого знания богословие. Все предрассудки, терпимые или защищаемые историческим силлогизмом, все злоупотребления духовной власти, представленные под благовидным предлогом юридических силлогизмов, имели реакцию, выразившуюся в безверии и нравственной распущенности гуманистов, артистов и философов, в борьбе государств —495— против церкви, в народных возмущениях против католицизма и в католической реформе Тридентского собора 621 ». Пий X, однако, не разделяет неприязни к схоластике. В послании от 23 января 1904 г. к римской академии св. Фомы Аквинского, он торжественно одобрил направление, данное его предшественником Львом XIII изучению философии, и называл схоластику единственным средством для уничтожения новорационализма, этой чумы, заражающей веру и разум современного общества ad coercendam pro virili parte communem illam rationis fideique pestem, quae longe lateque serpit, neorationalismum dicimus 622 . Реформа семинарий должна бы двинуть вперёд и изучение естественных наук, имевших в прошлом даровитых представителей в рядах римско-католического духовенства, как: Коперника, Гассенди, Секки, Пикар, Лакайл, Нолле, Спаланцани и др. «Пока естественные науки составляют часть либерального воспитания, пишет о. Гоган, их изучение обязательно в заведениях, приготовляющих юношество к духовному званию» 623 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010