В конце 1936 г. антихристианские акции, стихнувшие в Германии на некоторое время, продолжились с новой силой. В этой ситуации 14 марта 1937 г. папа Пий XI опубликовал обращённую к немцам-католикам энциклику «Mit brennender sorge» («С горячей тревогой»). В условиях глубокой конспирации она была доставлена в Германию и 21 марта в Вербное воскресенье зачитана с кафедр всех католических храмов страны. В ней говорилось о нехристианской сущности национал-социализма и несоответствии основам веры возникших среди немецких христиан пронацистских движений. Для Гитлера опубликование энциклики стало полной неожиданностью. Гестапо конфисковывало все захваченные экземпляры, но помешать их распространению не смогло. В ответ последовало усиление репрессий. Записи в дневнике Геббельса свидетельствуют, что Гитлер в мае 1937 г. говорил о «большом походе» против Католической Церкви. В 1937 г. Национал-социалистическая рабочая партия Германии (НСДАП) официально объявила о массовом выходе своих членов и сторонников из Церкви. Если раньше священнослужителей лишь в исключительных случаях отправляли в концлагерь, то теперь в Дахау под Мюнхеном находилось уже 304 священника 676 . В одной только Бреславльской епархии (ныне – Вроцлав, Польша) в 1941 г. было закрыто 60 монастырей и церковных домов, в Баварии без крова осталось 1.600 монахинь. На 15 марта 1945 г. в лагерях находилось 1.943 представителя католического духовенства Германии и других стран, в том числе один архиепископ, два епископа, два аббата, четыре прелата, 824 приходских священника 677 . Вам, читатель, это ничего не напоминает? Папе Пию XI напоминало. Поэтому в том же 1937 г. он выпустил энциклику «Divini Redemptoris», с подзаголовком «Об атеистическом коммунизме». Папа напоминал в ней, что коммунизм уже был осуждён Пием IX и Львом XIII. Далее Пий XI перечислял свои собственные выступления против коммунизма и излагал доктрину марксизма. В энциклике подчёркивалось, что коллективизм подавляет личность, отвергает всякий авторитет, в том числе и родительский. (Бедный Павлик Морозов!) Энциклика не скупилась на резкие эпитеты и выражения. В заключение акция борьбы с коммунизмом ставилась под эгиду св. Иосифа Обручника, который сам «принадлежал к рабочему классу».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Видное место в разработке православно-католической проблематики принадлежит профессору СПбДА А. П. Лопухину . Пребывая по окончании Академии несколько лет в Америке, он собрал обширный материал о религиозной жизни в этой стране и поместил ряд статей на эту тему в различных периодических изданиях, составивших впоследствии отдельные книги – «Жизнь за океаном» (СПб., 1882) и «Религия в Америке» (СПб., 1881). Главный интерес он проявлял к распространению католицизма на американском континенте. Свое сочинение «Римский католицизм в Америке. Исследование о современном состоянии и причинах быстрого роста Римско-Католической Церкви в Соединенных Штатах Северной Америки» А. П. Лопухин представил в Совет СПбДА и после успешной его защиты был удостоен степени магистра богословия 60 . Впоследствии А. П. Лопухин подверг критическому разбору изданную папой Львом XIII в 1894 г. энциклику, содержавшую призыв к соединению Церквей. Эта энциклика, начинающаяся словами gratulationis publicae testimonia» («Славные заявления общественного поздравления»), переведенная на русский язык А. П. Лопухиным , представляла собой документ, заслуживавший самого серьезного внимания 61 . «С особенной любовью обращаемся мы к Востоку, откуда сначала пришло спасение всему миру, – писал папа Лeb XIII . – Именно ожидание исполнения нашего желания внушает нам радостную надежду, что недалеко то время, когда знаменитые живой верой и древней славой Церкви восточные возвратятся туда же, откуда удалились» 62 . Среди православных народов, к которым папа Лeb XIII обращался в своей энциклике, он особо выделил славян, несомненно имея в виду прежде всего православную Россию. В том же, 1894 г., вскоре после опубликования этой папской энциклики, в Риме была созвана конференция восточных униатских патриархов, от которых папа желал услышать откровенный и подробный отзыв о состоянии окормляемых ими униатских Восточных Церквей. О духе решений, принятых на конференции, можно отчасти судить по «Апостолической конституции», которая появилась как результат работы этой конференции. В «Апостолической конституции» был намечен ряд практических мер по укреплению положения униатских Церквей на Ближнем Востоке. Недаром этот документ встретил одобрение папы в его новой энциклике.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

В 1929 г. после подписания Латеранских соглашений назначен кардиналом, затем государственным секретарем, с 1935 г. – камерленго кардинальской коллегии. 12 марта 1939 г. избран папой. Во время Второй мировой войны занял молчаливую позицию по поводу преступлений фашизма, за что после II Ватиканского собора был подвергнут критике в католической среде. После войны добивался исключения коммунистов из правительств Национального единства в европейских странах. В 1949 г. декретом Конгрегации священной канцелярии отлучал от Церкви верующих за принятие коммунистического учения или сотрудничество с компартией. За свой антикоммунизм и поддержку курса «холодной войны» получил прозвище «атлантический папа». В области культуры, как и в церковной жизни, придерживался консервативных и традиционалистских позиций. В энциклике «Гумани гене рис» критиковал современную философию, призвав вернуться к томизму и традиционным религиозным ценностям. В энциклике «Медиатор деи» (1947) и др. поддержал литургическое движение и показал отношение Церкви к современному искусству, которое должно служить ее целям. Известен широкой канонизацией святых и блаженных (33 канонизации). В 1950 г. принят догмат о телесном вознесении Девы Марии. 344 Лeb XIII – папа римский (1878–1903). В миру Винченцо Джоакино Печчи, граф. Родился в 1810 г. С 1846 г. архиепископ, с 1853 г. – кардинал. В первой же своей энциклике изложил программу примирения Церкви с современной цивилизацией. Восстановил нормальные отношения с Германией, Бельгией, Россией и Японией. Пытался возродить Священный союз, душой которого стал бы Ватикан, однако это ему не удалось. В энциклике «Свобода» (1888) Лeb XIII признавал демократию и возможность сотрудничества с парламентскими и даже республиканскими режимами. Лозунг «Уходите из ризниц в народ», популярный ныне, был брошен Львом XIII с целью активизировать политическую деятельность священнослужителей и светских католических деятелей. Лeb XIII возродил учение Фомы Аквинского (энциклика «Этерни патрис») и с помощью томизма стремился примирить католицизм с современной цивилизацией.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Папа Бенедикт XVI встретился с украинским спикером Владимиром Литвиным 25 октября 2005 г. 11:18 Как сообщил журналистам пресс-секретарь председателя Верховной Рады Украины Игорь Сторожук, свое мнение о будущем Украины Бенедикт XVI высказал в воскресенье в ходе встречи с украинским спикером Владимиром Литвиным, который находится с двухдневной рабочей поездкой в Италии. По словам В. Сторожука, во время беседы Понтифик и председатель Верховной Рады обсудили религиозную и межконфессиональную ситуацию на Украине. В. Литвин подчеркнул, что на законодательном уровне на Украине обеспечены равные права для представителей разных конфессий. В ходе поездки В. Литвин принял участие в торжественном папском богослужении в присутствии членов священной коллегии по случаю завершения процедуры канонизации римско-католического архиепископа Иосифа Бильчевского (1860-1923) и отца Зигмунта Гораздовского (1845-1920), беатифицированных Папой Иоанном Павлом II во Львове в июне 2001 года. Патриархия.ru Справка: Иосиф Бильчевский и Зигмунд Гораздовский были поляками по происхождению, и основная часть их жизни прошла во Львове. Иосиф Бильчевский в декабре 1900 года был назначен папой Львом XIII архиепископом Львовским. Особой заслугой Иосифа Бильчевского считались его проповеди во время первой мировой войны, в которых он призывал к человеколюбию. Его слова часто шли вразрез с официальной пропагандой, ведущейся в условиях войны. Кроме того, архиепископ Иосиф Бильчевский являлся автором фундаментального труда «Евхаристия», изданного в 1897 и переизданного в 2004 году. Зигмунд Гораздовский стал священником в 1871 году и получил известность благодаря широкой и активной благотворительной деятельности. В 1884 году он основал общество Сестер св. Йосифа — орден монахинь—сестер милосердия. Сестры ордена ухаживали за тяжелобольными. Зигмунд Гораздовский был первым священником на Западной Украине, который организовал массовое проведение ритуала первого причастия для детей. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/54414.html

Сперва ничего не предвещало возникновения каких-либо трудностей. Вскоре после возвращения из Англии Порталь был принят в Риме Папой Львом XIII. В ходе данной встречи аббат постарался как можно более радужно обозначить перспективы отношений между ЦА и РКЦ. Кроме того, он предложил понтифику написать письмо для англиканского епископата, в котором бы была обозначена возможность будущего воссоединения. Старания аббата по улучшению англикано-католических отношений стали девальвироваться после того, как 10 сентября 1894, кардинал Вон выступил в Престоне с речью «Воссоединение христиан» ( " The Reunion of Christendom " ). В своем выступлении Вон подверг атаке ЦА и заявил, что ее связь с государством и ее внутренние трудности делают невозможным обсуждение вопроса об объединении. Он также выдвинул утверждение о том, что возможность обладания «священническими рукоположениями, епископатом, таинствами» обусловлена лишь наличием единства с Римом . Именно стремление к полному единству с Апостольским престолом, а не вопрос несоответствия ЦА обрядовой практике РКЦ – отсутствие безбрачия духовенства, причастие мирян под двумя видами, национальный язык богослужения и др. - являлось, по мнению кардинала, главным условием воссоединения . Речь Вона имела ультрамонтанский характер и апеллировала к бескомпромиссному принятию главенства Римского Папы. Это, естественно, вызвало раздражение и многих членов ЦА. Влияние Порталя на понтифика после речи Вона стало ослабевать - Папа Лев находился теперь под влияние ультрамонтанистов. Положение усугублялось еще тем фактом, что летом 1894 года архиепископ Дублина рукоположил епископа для протестантской миссии в Испании. Несмотря на то, что данный шаг был негативно воспринят консервативными англиканами, а архиепископу Толедо Галифаксом было направлено письмо с объяснениями о неодобрении действий дублинского архиепископа Церковным союзом, репутация лорда, который в глазах Ватикан представлял ЦА, была «подмочена». Сохранилось письмо, которое кардинал Вон, направил толедскому архиепископу вскоре после произошедшего инцидента. В нем он называет Галифакс не иначе как «главой одной из сект в Английской Церкви» .

http://bogoslov.ru/article/1271046

XV в. относятся Сикстинская капелла и апартаменты Борджа , ставшие впосл. главными залами для приемов Римского понтифика. Ансамбль дополнил дворец Бельведер, возведенный папой Иннокентием VIII (1490) в 700 м к северу от основных апартаментов и ставший летней резиденцией пап. Дворик Шишки с большой нишей Бельведера в Риме Дворик Шишки с большой нишей Бельведера в Риме Расцвет В. как центра искусств приходится на 1-ю пол. XVI в., когда папами Юлием II и Львом Х для украшения Ватиканского дворца и садов были приглашены лучшие итал. архитекторы и художники. Архит. Д. Браманте по поручению Юлия II перестроил сев. часть дворца, создав ренессансные лоджии вокруг дворика Сан-Дамазо, расписанные затем представителями мастерской Рафаэля и соединившие основное здание с Бельведером 2 галереями. В наст. время эти галереи соединены между собой поперечными строениями (Гран Никкьоне и Браччо Нуово) и используются как музейные залы, библиотечные и архивные хранилища. Возникший при перестройке Бельведерский дворик был разделен в 1588 г. крылом здания б-ки (в наст. время главный читальный зал), благодаря чему появился 2-й дворик - дворик Шишки (Cortile del Pigna). На территории к югу от базилики св. Петра находятся вспомогательные адм. постройки, законченные в XIX в. Здесь расположены дворец правительства, здание суда и мозаичные мастерские. Самое грандиозное сооружение этой части - построенный в 1971 г. зал аудиенций (Зал Павла VI). Большая часть Ватиканского холма в пределах совр. городских стен занята садами. Слева от совр. входа в музеи В. (северо-зап. стены) начинается Английский сад с оранжереями цитрусовых деревьев. Здесь же сохранились остатки стен, возведенных при папе Льве IV, в одной из башен к-рых размещается Ватиканская обсерватория. Между древними стенами и Ватиканским дворцом находится фонтан (Fontana del Santissimo Sacramento), выполненный в форме дароносицы. Наиболее заметная постройка этой части сада - домик папы Пия IV, возведенный архит. П. Лигорио в 1560 г.: фасад виллы украшен мозаикой, над декором залов работали художники-маньеристы Ф. Бароччи и Т. Цуккаро. Сикстинская капелла. 1473–1481 гг. Фрагмент росписи Сикстинская капелла. 1473–1481 гг. Фрагмент росписи Сикстинская капелла. Общий вид интерьера Ватиканский дворец - наиболее значительное сооружение В., представляющее собой нерегулярный квартал построек (парадных залов, капелл, лоджий), различных по стилю и времени сооружения (XIII-XIX вв.), где содержатся шедевры монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства.

http://pravenc.ru/text/149913.html

105 Полемику Локка против врожденных идей Лейбниц объясняет похвальным стремлением этого философа положить конец предрассудкам и заблуждениям. «Он думал бороться против лености и поверхностности тех, кои под предлогом, что представления врождены нам и что в уме самою природою напечатлены известные истины, с которыми мы без труда соглашаемся, не хочет брать на себя труд исследовать и изыскивать источник соотношения и достоверности этих познаний и представлений». Neue Abhandlungen über d. menschl. Verstand. Ed. v. Schaavschmidt, p. 39. 110 Хотя на самом деле более внимательное изучение сочинений Декарта показывает, что он не думал почитать врожденною идею о Боге в смысле того определенного понятия, о котором он говорит в своих Meditationes. «Ребенок», говорит он, «хотя имеет врожденные идеи, но только в возможности. Я не предполагаю, что ум младенца еще в утробе матери размышляет о вещах метафизических… Он имеет идею о Боге, о самом себе и о всех тех истинах, которые очевидны сами по себе, так же, как имеют их взрослые, когда не думают о том». В другом месте он замечает, что идеи врождены нам, подобно тому, как некоторым людям врождены известные душевные качества, напр. великодушие, или иным известного рода болезни, именно, как предрасположения или способности. Gutberlet, Psychologie. 1881 p. 139. 111 Не упоминаем здесь об особенной причине, которая может иметь место при объяснении крайнего разнообразия религиозных понятий в человечестве. Эту причину указывает нам христианская религия, говоря нам о падении человека и повреждении его природы; такое повреждение с особенною силою должно было сказаться именно в религиозной области, только косвенно касаясь других сторон познавательной деятельности человека. 114 Фома Аквинат решительно вооружается против каких бы то ни было врожденных понятий. Он утверждает, что все наше познание проистекает из чувственных воззрений, при помощи абстракции содержащегося в этих воззрениях и представлениях общего. Наивысшие понятия и начала нашего разума не составляют исключения; ничего не врождено человеку, кроме его собственного существа; поэтому только о себе самом человек может иметь познание без чувственных представлений. Но и в этом отношении он может иметь понятие только о собственном существовании, но не о самой своей природе. (Места из Фомы Аквината, сюда относящиеся, приведены у W. Rosenkranz в его: Wissenschaft des Wissens, 2B. 1868. 266–269). Философия Фомы Аквината, как известно, официально рекомендована папою Львом XIII, как руководство при преподавании и изучении философии в католическом мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Kudryav...

Сопоставляя законодательные распоряжения Никифора Фоки с его личными отношениями к монахам, как они изображаются Афанасием Афонским и отчасти Львом Диаконом, нельзя не заметить некоторого, по-видимому, резкого противоречия между тем и другими. С одной стороны – враждебный монашеству закон, запрещающий строить новые монастыри и делать в пользу старых пожертвования и вклады, а с другой – пламенная любовь к монахам, постройка многих монастырей и самое искреннее тяготение к пострижению. Противоречие обостряется тем, что создано документами, не подлежащими никакому сомнению. Но, думается, его можно несколько сгладить. Дело в том, что закон 964 года был издан по мотивам не религиозным, а государственным. Он был направлен не против монашества как самостоятельного церковно-общественного института, имеющего свой raison d’être, свои идеалы, свои цели и задачи, а против злоупотреблений, внесенных в него средой и временем, – злоупотреблений, нарушавших социально-экономическое равновесие в стране и вредно отражавшихся на государственных интересах Империи. Другими словами, он имел целью лишь защитить крестьянскую общину от вреда, наносимого ей чрезмерным размножением монашества, и касался последнего только в его ненормальном отношении к крестьянству; внутренняя же сторона монашества, его идеалы, строй и пр. остались вне компетенции этого закона. Поэтому с точки зрения законоположения 964 года на Никифора Фоку нужно смотреть, как на императора, как на правителя государства, поставленного на страже его благосостояния. Заняв византийский престол, Никифор не мог не заметить, как много страдает крестьянская община, а с ней государство, от чрезмерного умножения монашества. Он видел, какой вред и стеснения терпят крестьяне от монастырей, до какого излишества доходит стремление монастырского землевладения увеличиваться за счет крестьянских участков, как падало постепенно крестьянское благосостояние. Он видел все это и был поражен опасностью, которая угрожала благосостоянию и государства...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Это сравнение представляет собою ботаническую невозможность, так как мак не зреет весною. Зато многочисленны у Гомера сравнения с деревьями: два храбреца стоят, как два дуба на горе (XII 132); Гектор падает в пыль, как дуб под ударом молнии (XIV 414 – 418); Эвфорб падает, как маслина, вырванная бурею с корнем, и т.д. Необходимо упомянуть интересное по своей античной космической меланхолии сравнение человеческой жизни с листвой в VI 146 – 149. Наконец, весьма многочисленны, богаты и роскошны сравнения из животного мира. Тут фигурируют кони (VI 506 – 511), псы (Х 182 – 187), ослы (XI 558 – 568), вепри (XIII 471 – 477), волки (XVI 156 – 161), орлы (XVII 674 – 680), но прежде всего – львы (V 136 – 142, 554 – 560, 782, XI 113 – 121, 548 – 557, XII 40 – 50, 299 – 307) и т.д. Зооморфические сравнения занимают у Гомера выдающееся место; именно в этих сравнениях больше всего проявился тот стихийно–демонический характер, который является остатком старинной демонологии. Эти сравнения рисуют чаще всего нападение хищного и сильного зверя на кроткого и слабого, растерзание и пожирание последнего. Эта картина до того обыкновенна и постоянна у Гомера, что становится почти схемой, схемой иной раз даже в лексическом и фразеологическом отношении. Если в области неодушевленной природы главную роль играют катастрофические явления, то в области зооморфических сравнений основная роль принадлежит хищническому нападению и алчному пожиранию. В Ил. V 136 – 142 Диомед, вступающий в бой с троянцами, сравнивается со львом, который врывается в мирное стадо овец и раненный слегка пастухом, разъяряется от этого еще больше, заставляет прятаться самого пастуха и покрывает всю землю трупами растерзанных овец. В V 554 – 560 два ахейца падают от руки Энея подобно двум львам, ворвавшимся во двор мирного жителя, опустошающим его стадо и, наконец, сражаемых острою медью человека. В XI 113 – 121 троянцы убегают от греков подобно лани, детенышей которых ловит лев и дробит зубами кости, и которая сама в трепете, обливаясь потом, мчится через кустарник и темные рощи. В XVI 156 – 161 читаем о мирмидонцах:

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАПТИСТА МАНТУАНЕЦ [Баттиста Мантуанский; лат. Baptista Mantuanus; итал. Battista il Mattovano; наст. имя Спаньоли (Spagnoli) Джованни Баттиста] (17.04.1447, Мантуя, Италия - 20.03.1516, там же), блж. католич. Церкви (пам. зап. 20 марта), реформатор ордена кармелитов , поэт, представитель христ. гуманизма. Отец Педро Модовер, исп. дворянин на службе у герц. Мантуанского (отсюда фамилия и прозвище Spagnoli - Испанец). Б. М. получил гуманистическое образование, изучал грамматику в Мантуе у Грегорио Тифернате, философию в Павии (школа Паоло Багеларди), в 1475 г. в Болонье получил степень д-ра богословия. В 1464 г. Б. М. был принят в мон-рь реформированных кармелитов в Ферраре, ок. 1470 г., уже учась в Болонье, стал священником. C 1483 г. неск. раз избирался генеральным викарием, а в 1513 г. возглавил орден кармелитов. Был сторонником церковных реформ, известен аскетизмом и личным благочестием. Б. М. прославился как один из лучших итал. авторов, писавших на латыни. Его творчество охватывает различные жанры: это назидательные сочинения «О блаженной жизни» (De vita beata), «О терпении» (De patientia), политические памфлеты, посвященные событиям Итальянских войн и готовящемуся крестовому походу против турок, полемика с «языческим» гуманизмом, апологетические сочинения (в т. ч. в защиту собственных стихотворений). Среди поэтических сочинений (в общей сложности ок. 55 тыс. стихов) выделяются такие, как «О бедствиях моих времен» (De suorum temporum calamitatibus: In 3 vol. Bologna, 1479), где представлены картины голода и чумы, тур. угрозы и гражданской войны, всевластия 7 смертных грехов («монстров») и изгнания Добродетели, призывающей к объединению христиан; похвала девственности Марии (Parthenice mariana: In 3 t. Bologna, 1481), посвященная Пресв. Богородице и 6 св. девам - Екатерине, Маргарите, Агафии, Лучии, Аполлонии и Цецилии; «Отрочество» (Adolescentia, seu Bucolica. Mantua, 1498), получившее высокую оценку Эразма Роттердамского , назвавшего Б. М. «христианским Вергилием». Широко почитался кармелитами, беатифицирован папой Львом XIII в 1885 г.

http://pravenc.ru/text/77504.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010