Правда, постепенно по мере «углубления революции» оптимизм Андрея улетучился. «Был у нас один Распутин до 1917 года, – писал епископ в июне 1917 года, – теперь мы переживаем целое народное бедствие – сплошное распутинство» 125 . Радостно приветствовал революцию и член IV Государственной Думы епископ Енисейский и Красноярский Никон (Безсонов). Известия о революции в Петрограде дошли до Красноярска 2 марта. «Взволнованный и обрадованный» 126 , как сообщала епархиальная пресса, Никон сразу отправил поздравительные телеграммы М. В. Родзянко, князю Г. Е. Львову, А. И. Гучкову и новому обер-прокурору Синода В. Н. Львову 127 . На «чрезвычайном» заседании Красноярской городской думы епископ Никон был избран членом Комитета общественной безопасности от Красноярского областного военно-промышленного комитета 128 . 4  марта владыка выпустил воззвание к пастве: «Враги русского народа, некоторые представители старой власти исполнили меру своих беззаконий и переполнили чашу терпения Государственной Думы, народных избранников... Новая, только что народившаяся власть нуждается в нашем полном доверии, нашей всемерной поддержке... Отцы, братия и сестры! Вас зовет на помощь растерзанная, истомившаяся Мать... Бросим всякие корыстные и партийные расчеты... будем спокойно работать для Родины, для армии, для победы, для процветания и вечного мира во всем мире!» 129 . В тот же день Никон писал обер-прокурору Львову: «Я уже не утерпел, телеграфировал вам о моем личном отношении к «свершившемуся». Иначе поступить было нельзя. Сами довели себя до краха. Иродиада бесновалась (императрица Александра Федоровна. – П.Р.), и наша дорогая Мать-Родина стояла на краю пропасти...» 130 . Через несколько дней владыка направил еще одно письмо Львову, со своей оценкой реакции высшего духовенства на революцию. « " Архиереишки» – простите за слово! – набрали в рот воды, запрятались по норкам... Грустно, очень тяжело!.. А работы будет масса, работы новой, хорошей. Я почти утерял было веру в нашу Русскую Церковь , а теперь оживаю» 131 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

324. Из телеграммы обер-прокурору Св. синода викария Костромской епархии епископа Кинешемского Севастиана (Вести) 2 апреля 1917 г. ...[Члены Временного правительства] восприяли на себя добровольный великий подвиг освобождения нашего Отечества от рабства династии Романовых. РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 1917.1 отдел. I стол. Д. 51. Л. 1616об. Подлинник. 325. Из телеграммы обер-прокурору Св. синода Львову викария Орловской епархии епископа Елецкого Павла (Вильковского) 28 апреля 1917 г. [...] Освобождение России совершилось 560 [...] ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 99. Л. 1. Лист типографской печати; Орловские епарх. ведомости. Орел, 1917. 1718. Отдел офиц. С. 96. 326. Телеграмма князю Г.Е. Львову Совета Казанской духовной академии и ее ректора, викария Казанской епархии, епископа Чистопольского Анатолия (Грисюк) 28 апреля 1917 г. Пг. Министру-председателю князю Г.Е. Львову. Совет Казанской духовной академии, обсудив тревожные петроградские события 20 и 21 апреля, 561 выражает полное доверие всероссийскому Временному правительству, высоко ценит тяжкий подвиг, который оно совершает для блага Отечества, и надеется, что черные силы в организованной общественно-народной воле [и] безответственные деяния, толкающие Родину на путь анархии, 562 оно преодолеет и даст возможность осуществиться великим стремлениям России в нерушимом единении с союзниками, созыву Учредительного собрания и святому желанию Православной церкви возглавиться Собором. Ректор академии епископ Анатолий ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1.Д. 131. Л. 25. 327. Письмо председателю Совета министров и министру Внутренних дел князю Г.Е. Львову временно управляющего Петроградской епархией викарного епископа Гдовского Вениамина (Казанского) 563 5 мая 1917 г. Ваше Сиятельство, Милостивый Государь. Настоятель Борисоглебской, на Калашниковской пристани в Петрограде церкви, протоиерей Николай Рудинский 564 представил мне адресованный на имя Вашего Сиятельства акт приходского собрания Борисоглебских прихожан, происходившего 4-го текущего мая, с выражением одушевляющих их патриотических чувств и полнейшего доверия Временному Правительству в его неутомимой деятельности ко благу возлюбленного Отечества нашего, ныне свободной России, и о проч. Настоящий акт Борисоглебских прихожан 565 поставляю долгом своим препроводить при сем в подлиннике на благоусмотрение Вашего Сиятельства. Молитвенно призывая на Вас Божие благопоспешествующее благословение, с истинным к Вам почтением и искреннею преданностию честь имею быть Вашего

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Съезд духовенства и мирян града Соликамского1 благочинническ[ого] округа просит принять меры [для] поддержания авторитета власти немедленной посылкой [на фронт делегатов [для] водворения надлежащей дисциплины армии, для спасения родины. ГАРФ. Ф. 6978. Оп. 1. Д. 454. Л. 14. Рукопись. Заверенная копия телеграммы. Председателю Совета министров князю Г.Е. Львову: Съезд духовенства и мирян Градо-Соликамского благочиннического округа приветствует в вашем лице Временное правительство в новом составе, выражает ему свое полное доверие и готовность всеми силами содействовать и поддерживать его в мероприятиях, направленных ко спасению отечества, водворению в нем порядков и законностей, утверждению истинной свободы. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 152. Л. 129. Подлинник. 623. Телеграмма председателю Совета министров князю Г.Е. Львову съезда духовенства и мирян 1-го благочиния Оренбургского уезда 10 мая 1917 г. Духовенство и миряне Оренбургского уезда первого благочиния на съезде 1 мая постановили выразить приветствие Временному правительству и готовность поддерживать его до тех пор, пока оно остается верным принципам революции, интересам народа, а также приветствовать Совет рабочих и солдатских депутатов. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 150. Л. 31. Подлинник. 624. Телеграмма Временному правительству съезда духовенства и мирян 1-го Сергачского благочиннического округа Нижегородской епархии Не позднее 14 мая 1917 г. Благочиннический съезд первого Сергачского округа, совместно с мирянами выражая свое полное доверие правительству, просит верить в полную готовность оказать ему всяческую поддержку и содействие своими трудами и силами [в] стремлении спасти дорогую Россию, стоящую на краю гибели, защитить Православную церковь как первенствующую. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 145. Л. 58. Подлинник. 625. Телеграмма М.В. Родзянко и князю Г.Е. Львову собрания духовенства и мирян 23-го благочиния Омской епархии 14 мая 1917 г. Петроград Председателю Государственной думы Родзянко и председателю Временного правительства князю Львову.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1725-1736 гг. Новгородскую кафедру возглавлял архиеп. Феофан (Прокопович). Его всевластие во многом основывалось на умении придавать малейшим провинностям политический характер. С особой жестокостью каралось неслужение молебнов при вступлении на престол имп. Анны Иоанновны, в дни ее именин и годовщин коронации, неучастие малолетних сыновей духовенства в присягах 1730 и 1731 гг. Примерами служат сохранившиеся указы о нещадном битье плетьми священника и пономаря Тихвинского посада (1730), священника Мусицкого погоста Новгородского у. (1732; ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 291). Многие видные представители новгородского духовенства, не согласные с действиями архиепископа, оказались под следствием. Так, одним из первых, разбиравшихся в учрежденной в марте 1731 г. Канцелярии тайных розыскных дел, стало дело бывш. архим. Юрьева мон-ря Маркелла (Родышевского (Радышевского) ), давнего обличителя Феофана (Прокоповича). Лишились сана и монашества архимандриты Иверского мон-ря Серафим (Саввин) как «потатчик и угодник» арестанта (1733), Кий-Островского Крестного мон-ря Сергий (бит кнутом и в 1736 направлен «в работы» в Хутынский мон-рь); настоятель Юрьева мон-ря архим. Андроник скончался в 1734 г. в тюрьме при Синодальной канцелярии. В 1734-1740 гг. действовала Следственная новгородская о неприсягавших комиссия, к-рая «учинила решения» о 6529 лицах; Синод «согласовался» с предложением Тайной канцелярии от 10 сент. 1734 г. о наказании плетьми родителей и их детей только в случае, когда последним было не менее 8 лет от роду. В 1735-1736 гг. была проведена акция, значительно сократившая количество монахов и монахинь: всех постриженных «без указа» расстригли и определили на прежние места жительства: в Новгородской епархии к расстрижению назначили 494 чел. В февр. 1736 г. архиеп. Феофан начал расследование о «законности» существования Валаамского мон-ря, возрожденного 20 годами ранее; после смерти Феофана (8 сент. 1736) дело было закрыто, а 13 сент. Синод передал мон-рь в непосредственное ведение епархии.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Однако, в действительности, Школа оправилась только при преемнике архимандрита Петра, архимандрите Стефане (Калиновском), вступившем на архимандрию в 1736-м году, и древнейший историк Петербурга, говоря, что Семинария «учреждена» в 1732-м году, далее поясняет: «совершенно же основана» в 1736-м году 2545 . С этого года ее существование продолжалось без перерыва и с неуклонным и мощным развитием. Архимандрнг Стефан, перешедший на Александро-Невскую архимандрию из ректоров Московской Академии, вызвал в Петербург двух лучших своих студентов – Андрея Зертис-Каменского и Григория Кременецкого, которые с 1-го апреля 1736-го года и вступили в отправление своих должностей 2546 . Григорий Федорович Кременецкий или Кремянцкий, как он сам подписывался 2547 , происходил из «мещанских вольных детей» 2548 , родился 20-го ноября 1711-го года 2549 в городе Носове, Киевского «полка» (уезда), где его отец был городским старшиною. До перехода в Москву учился в Киевской Академии, где окончил Богословию. В 1732-м году он перешел в Харьковский Коллегиум, представлявший собою тип выше среднего духовно-учебного заведения, а в 1733-м году в Московскую Академию, где и закончил свое образование 2550 . Андрей Стефанович Зертис-Каменский, или, как он подписывался сам, Каминский 2551 , по одним сведениям, был «Греческой нации», по другим – был сын Молдаванина, бывшего при Малороссийском гетмане переводчиком и получившего за верность России, после измены гетмана Мазепы, поместье в Нежинском полку. Рано оставшись сиротой, он перешел на попечение своего дяди по матери, старца Киево-Печерского Владимира (Каменского), от которого к фамилии отца принял вторую фамилно 2552 . Учился в «Киевских училищах Богоявленского Монастыря», из Киева, «ради обучения», отлучился в Польшу и, «будучи в сих местах, дошел от учения Риторики и Философии даже до Богословия, которую слушал в Московской Академии с 1733-го по 1736-й год» 2553 . Молодые ученые силы завели в Александро-Невской Семинарии новый, правильный учебный порядок. По тогдашнему порядку, они начали курсы с новым составом учащихся, с начала и вели, каждый своих учеников, все дальше и выше, а вновь поступавших поручали для элементарного обучения уже старшим воспитанниками К 1740-му году они довели Семинарию уже до класса Риторики, – по счету 6-го класса. Селлию, при новых порядках, не осталось места, и он в 1737-м году вышел из Семинарии 2554 . В Архиве Лавры сохранились собственные показания Кременецкого и Каменского о начале учебного курса. Они писали в 1737-м году: «учили мы прошедшего 1736-го года с апреля месяца», или, в другой раз, «с 1-го апреля», «в Александро-Невской Семинарии тоя Семинарии семинаристов Латинского диалекта». А позднее по тому же поводу Кременецкий писал: «показуя я ученикам нынешнего класса Александро-Невской Семинарии, сверх Латинской Грамматики, и начала Греческой, с мая месяца сего 1737-го года» 2555 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Прежняя церковь сделалась тесною для умножающейся братии, и Препод. Елеазар решился построить каменный храм Знамения Пресвятой Богородицы, мерою в 5 сажень. Средств, сбережённых временем, оказывалось почти достаточно; но в крайнем случае имелась в виду благотворительность некоторых из поморских жителей. Пустынники повергли пред царём новую просьбу о разрешении устроить каменный храм и вскоре получили разрешение. Благочестивый царь, приняв живое участие в деле, начинающемся к славе Божией, предписал Двинскому воеводе, князю Львову, отпустить из таможенных сборов на это строение двести рублей с тем, чтобы анзерские пустынники молились Богу за упокой души родителя его, патриарха Филарета. Мало того, царь повелел Львову послать в скит строителей с рабочими людьми, опытными в каменном деле. Соловецкому же игумену Варфоломею, в грамоте 12 января 1638 года, было приказано дать с монастырского завода для предполагаемого строения кирпич и известь, с платою из сумм, принадлежащих Анзерскому скиту, т. е. пожалованных царём и имеющихся в сборе. Но доброму намерению не суждено было исполниться в скором времени. Соловецкому игумену Варфоломею не нравилось дело, задуманное Елеазаром, а потому он донёс в Москву, что анзерский строитель начинает церковное строение не по средствам, и в монастыре нет в готовности материалов. Хотя Варфоломей в следующем году оставил настоятельство, но строение каменной церкви замедлилось на неопределённое время. Преподобному Елеазару пришлось испытать много неприятностей и огорчений. Несмотря на это, он не унывал и оставлял своего намерения. Чрез восемь лет новый случай помог ему приступить к начатому делу. Алексей Михайлович, вступив на престол по кончине родителя своего, вспомнил об анзерском пустыннике, предсказавшем некогда рождение его, и пожелал видеть его. Преподобный, несмотря на старческую дряхлость, отправился в столицу и был милостиво принят государем. Царь вручил ему подтвердительную ружную грамоту 11 февраля 1646 года, а соловецкому игумену Илии повелел по предположенной мере выстроить в ските каменную церковь и донести в приказ Большого Дворца боярину князю Львову, во что обойдётся строение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. Бортнянскому, «Да исправится»: Греч. расп., то же: Киево-Печерское, «Ныне силы небесныя»: Киев. расп., На Литургии свт. Василия Великого: «Достойно и праведно есть»: Обиходное, перелож. С. В. Смоленского, «О Тебе радуется»: Сокр. греч. расп., мелодия из обихода С. В. Смоленского, то же: Греч. расп.; 12: Страстная седмица: «Аллилуия», «Се Жених», Ирмосы трипеснца «Непроходимое волнящееся»: По А. Ф. Львову, «Чертог Твой»: По Д. С. Бортнянскому, то же: Киев. расп.: [Из «Триоди нотного пения»], Ирмосы двоепеснца «Велению мучителеву»: По А. Ф. Львову, Ирмосы трипеснца «На камени мя веры»: По А. Ф. Львову, «Егда славнии ученицы»: Киев. расп., Ирмосы канона «Сеченое сечется», «Вечери Твоея тайныя»: Знам. расп., «Слава Тебе, Господи», то же: [Другой расп.], Ирмосы трипеснца «К Тебе утренюю», «Бог Господь» и тропари «Благообразный Иосиф»: Болг. расп., Непорочны: Греч. расп., Ирмосы канона «Волною морскою», «Славно бо прославися»: [Из «Триоди нотного пения»], «Елицы во Христа»: Обычного расп., «Воскресни, Боже»: Обычного расп., «Да молчит»: Киев. расп. (переизд. отд. номеров: Триодь церковного пения: Седмичные службы Великого поста/Ред.: А. Буренина, Н. Грызлова; Изд. Совет РПЦ. М., 2006. Великое повечерие. С. 52-57; То же. 2006. Литургия Преждеосвященных Даров. С. 8, 35, 55; То же. 2006. Часы. Изобразительны. Вечерня. С. 8, 39-40, 76; То же. 2007. Вечерня в Неделю вечера. Утреня. Час 1-й. С. 9, 21, 48, 55, 58, 76). Лит.: Н. Ф. Б[укреев]. Песнопения из Триоди постной. Перелож. М. Климова и свящ. В. Лебедева//Изв. С.-Петербургского об-ва муз. собр. 1904/1905. Вып. 3. С. 21; Музалевский В. И. М. Г. Климов: Очерк жизни и творческой деятельности. Л., 1960; Шереметьева Н. М. М. Г. Климов - дирижер Ленинградской академической капеллы/Послесл.: А. И. Ершов. Л., 1983; Романовский Н. В. Русский регент. Лебедянь, 19922. С. 48-55; Кудрявцева Е. П. М. Г. Климов//Деятели хорового искусства С.-Петербургской консерватории. СПб., 1993. С. 15-32; она же. Мой музыкальный век/Ред.: А. А. Мурин. СПб., 2011. С. 15-42; С. В. Смоленский и его корреспонденты/Ред.: М. П. Рахманова, науч. консультант: А. А. Наумов. М., 2008-2010. 2 кн. (РДМДМ; Т. 6) (по указ.). А. А. Мурин Рубрики: Ключевые слова: [наст. фам. Куюмжи] Василий Андреевич (1872/73 - 1964), композитор, дирижер, педагог, общественный деятель ИЛЬШТРЕМ [Ильстрем, Илстрем] Африкан Иванович (60-е гг. XIX в.- после 1937), дирижер, регент, композитор, педагог

http://pravenc.ru/text/1841423.html

После Февральской революции в Киеве весной 1917 г. был создан т. н. Исполнительный комитет духовенства и мирян, где ключевую роль играли укр. автокефалисты во главе с прот. В. Липковским (буд. самосвятский «митрополит» УАПЦ). По требованию этого комитета 12 апр. в Киеве при отсутствии правящего архиерея был созван экстренный епархиальный съезд, к-рый 17 апр. принял постановление о необходимости создания независимой Украинской Церкви. Исполнительный комитет духовенства и мирян понимал, что в лице Н. он имеет едва ли не самого серьезного своего противника. В кон. апр. 1917 г. комитет отправил в Синод ходатайство о смещении Н. с должности 2-го викария как «реакционера» и «черносотенца». 18 мая 1917 г. по предложению обер-прокурора В. Н. Львова утвержденный Временным правительством новый состав Синода принял определение о переводе Н. на должность епископа Петровского, 2-го викария Саратовской епархии (РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 777. Л. 3). Против перевода Н. решительно выступил Киевский митр. Владимир. 25 мая он отправил обер-прокурору Львову телеграмму, в к-рой просил «не решать судьбу викария его Никодима до получения от него (митрополита) подробного письменного доклада по этому вопросу» (Российская Церковь в годы революции. 1995. С. 78). В тот же день собрание уполномоченных представителей всех киевских городских приходов направило обер-прокурору Львову и Синоду ходатайства, в к-рых настоятельно просило оставить Н. на службе в Киеве. 27 мая члены Владимирского братства обратились за помощью к Верховному главнокомандующему ген. А. А. Брусилову. В свою очередь руководители киевского Исполнительного комитета духовенства и мирян 30 мая вновь отправили обер-прокурору Львову телеграмму, в которой назвали прошение Владимирского братства «не отвечающим интересам Киевской епархии» и просили «не придавать значения возможным ходатайствам и подписям как результату ведущейся агитации реакционных сил» и «оставить в силе определение Синода» о переводе Н. в Саратов (РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 671. Л. 2).

http://pravenc.ru/text/2565562.html

Прежний храм сделался тесным для умножившейся братии, и преподобный Елеазар решился построить каменный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». Собранных средств было почти достаточно; к тому же преподобный мог рассчитывать на благотворительность некоторых поморов. Боголюбивому русскому царю направили просьбу о строительстве нового храма и вскоре получили разрешение. Благочестивый царь, приняв живое участие в деле, предписал двинскому воеводе, князю Львову, отпустить на это строительство деньги из таможенных сборов, с условием, чтобы анзер– ские пустынники молились Богу за упокой души его родителя, покойного Святейшего Патриарха Филарета. Мало того, царь повелел Львову послать в скит строителей с рабочими людьми, опытными в каменном деле. Соловецкому же игумену Варфоломею было приказано выдавать с монастырского завода для предполагаемого строительства кирпич и известь, с оплатою из сумм, принадлежащих Анзерскому скиту (то есть пожалованных царем и уже имевшихся). Но доброму намерению не суждено было исполниться так быстро, как того хотелось бы… Соловецкому игумену Варфоломею не нравилось дело, задуманное преподобным Елеазаром, и он донес в Москву, что анзер– ский скитоначальник затевает церковное строение не по средствам и что в монастыре нет запаса необходимых материалов. Хотя игумен Варфоломей вскоре оставил настоятельство, строительство каменной церкви отложилось на неопределенное время. Преподобному Елеазару пришлось испытать много неприятностей и огорчений. Несмотря на это, он не унывал и не оставлял своего намерения. Через восемь лет новые обстоятельства помогли старцу приступить к начатому делу. Царь Алексей Михайлович Романов, вступив на престол по кончине своего родителя, вспомнил об анзерском пустыннике, предсказавшем некогда его рождение, и пожелал видеть преподобного. Почтенный отец Елеа– зар, несмотря на старческую немощь, отправился в столицу и был милостиво принят государем. Царь вручил ему собственноручно подписанную утвердительную грамоту (в документах она датирована 11 февраля 1646 года), а новому соловецкому игумену Илие повелел выстроить в скиту каменную церковь и донести в приказ Большого дворца боярину князю Львову, во что обойдется строение. Казалось, теперь все препятствия были устранены. Тем не менее игумен Илия не приступил к постройке, пока не получил подтверждения царского приказа от двинского воеводы, князя Ромодановского. Между тем, негодуя на преподобного Елеазара, он даже держал его некоторое время в Соловецком монастыре в заключении.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Благочестивый царь, приняв живое участие в деле, начинающемся к славе Божией, предписал двинскому воеводе, князю Львову, отпустить из таможенных сборов на это строение двести рублей, с тем, чтобы Анзерские пустынники молились Богу за упокой души родителя его, патриарха Филарета. Мало того, царь повелел Львову послать в скит строителей с рабочими людьми, опытными в каменном деле. Соловецкому же игумену Варфоломею, в грамоте 12–го января 1638 года, было приказано дать с монастырскаго завода для предполагаемаго строения кирпич и известь, с платою из сумм, принадлежащих Анзерскому скиту т. е. пожалованных царем и имеющихся в соборе. Но доброму намерению не суждено было исполниться в скором времени. Соловецкому игумену Варфоломею не нравилось дело, задуманное Елеазаром, а потому он донес в Москву, что Анзерский строитель начинает церковное строение не по средствам и в монастыре нет в готовности материалов. Хотя Варфоломей в следующем году оставил настоятельство, но строение каменной церкви замедлилось на неопределенное время. Преподобному Елеазару пришлось испытать много неприятностей и огорчений. Несмотря на это, он не унывал и не оставлял своего намерения. Чрез восемь лет новый случай помог ему приступить к начатому делу. Алексей Михайлович, вступив на престол по кончине родителя своего, вспомнил об Анзерском пустыннике, предсказавшем некогда рождение его, и пожелал видеть его. Преподобный, не смотря на старческую дряхлость, отправился в столицу и был милостиво принят государем. Царь вручил ему подтвердительную ручную грамоту 11–го Февраля 1646 года, а Соловецкому игумену Илии повелел по предположенной мере выстроить в скиту каменную церковь и донести в приказ большого дворца боярину князю Львову, во что обойдется строение. Теперь, казалось, все препятствия были устранены; тем не менее игумен Илия не приступал к постройке, пока не получил подтверждения о царской воле от двинскаго воеводы, князя Ромодановскаго. Между тем, негодуя на Елеазара, он успел выдержать его некоторое время в Соловецком монастыре в заключении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010