Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Гидлянская (Гидельская) " Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Гидлянская (Гидельская) Источник: Сайт www.pravenc.ru (празд. 3 марта), чудотворный образ; самое раннее упоминание в России содержится в сб. архим. Иоанникия (Галятовского) «Небо Новое» (1-е изд.: Львов, 1665). Местом явления названо «Гидля, село в земле Лядской», где Ян Чечик весняк (польск.- селянин) обрел в земле образ. Сюжет об обретении иконы получил развитие в сказании из рукописного сб. «Солнце Пресветлое», составленного сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг. (МГУ. НБ. Ф. 293. 10536-22-71). Здесь дается дата явления иконы - «в лето 1082 г.» - и описаны подробности ее обретения: на пашне волы «на колени упали» и не пошли дальше, тогда Иоанн «узре на камени образ Пресвятой Богородицы вырытый». Он отнес образ в свой дом «и положи в ковчежце». От иконы исходил свет, и Иоанн «постави [икону] со Святою Тайною Господнею». Но икона перенеслась невидимо на пашню, где была обретена Иоанном вновь. О чуде он поведал людям. На месте явления был сооружен сначала деревянный столп, затем часовня, куд[...] Описание иконы Гидлянская (Гидельская) из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Явление Гидлянской иконы Божией Матери последовало в 1082 году в Польше. Она обретена одним крестьянином села Гидла, по имени Иоанн. Однажды, когда он пахал на волах свое поле, волы его вдруг остановились перед каким-то предметом и пали на колени. Иоанн подошел и увидел лежащий на земле образ Божией Матери, высеченный на камне. Он поднял этот образ, с благоговением отнес его в свой дом и там спрятал его. Однако крестьянин не мог долго скрывать своей находки, так как найденный им образ Богоматери изливал от себя необыкновенный свет, наполнявший всю его хижину. Иоанн рассказал о ней своим односельчанам. После этого образ Богородицы был поставлен в Гидлянском сельском храме за престолом. Неизвестно, сколько именно времени прошло после перенесения иконы Богоматери в храм; но однажды святая икона невидимой рукой была перенесена оттуда опять в поле и поставлена на том же месте, где нашел ее крестьянин. Жители села Гидла увидели в этом чудесном перенесении иконы особое благоволение Божи[...]

http://pravicon.com/icon-662

По сообщению митр. Евгения (Болховитинова), к-рый, вероятно, использовал данные утраченных ныне летописных памятников и др. документов, в 1198 или 1192 г. в Мирожском мон-ре произошло чудо от одной из Богородичных икон ( Евгений (Болховитинов). 1831. Ч. 4. С. 7). В рукописном сборнике XVII в. чудо от М. и. упомянуто дважды и в 1-м случае датировано 1192 г., а во 2-м описано без даты: «Мирожская во Пскове в лето 6700»; «Во Пскове над рекою Мирожею плакал образ Богородицы во обители Спасове» (Роспись святым иконам. 1893. С. 9, 11). Согласно рукописи 1776 г. Никандровой пуст., содержащей «Летопись архиепископов Новгородских и Псковских», образ «явился» (т. е. явил чудо) 24 сент. 1192 г., при свт. Гаврииле, архиеп. Новгородском, занимавшем владычную кафедру до 1193 г. (ПИАМ. Древлехран. Ф. Никандровой пуст. 186. Л. 14). В 1198 г. Новгородским архиепископом был уже свт. Мартирий (1193-1199). Та же дата фигурирует в старообрядческих полемических сочинениях 1-й четв. XVIII в.- «Поморских ответах» (Поморские ответы/Изд. Мануиловского Никольского мон-ря. Б. м., 1884. М., 2004р. Л. 33) и «Керженских, или Диаконовых, ответах» (Ответы Александра диакона (на Керженце), поданные Нижегородскому еп. Питириму в 1719 г. Н. Новг., 1906. С. 29). Т. о., 1192 (или, если учесть сентябрьскую дату, 1191) год как предполагаемая дата явления чудотворного образа более предпочтителен, хотя в краткой статье о М. и. для сб. «Солнце пресветлое», составленного С. Ф. Моховиковым (1715 г., МГУ НБ. 10535-22-71. Л. 104 об.), приводится еще одна дата чуда - 24 сент. 6770(1261) г., относительно близкая ко времени княжения Довмонта, при котором, очевидно, был создан образ-протограф сохранившейся М. и. XVI в. Расхождение может объясняться прочтением буквы О в окончании порядкового числительного («в лето 6700-ое») как цифры 70, хотя не исключено, что именно этот вариант является верным. Плач иконы Пресв. Богородицы «в Пскове месте Московском, над рекой Мерожей в обетели Всемилостивого Спаса» со ссылкой на Часослов московской печати (под 24 сент.) упоминается и в сб. «Небо новое», составленном иером. Иоанникием Галятовским (Львов, 1665). Дата чуда, к-рое толкуется как знак моления Пресв. Богородицы за людей, здесь не указана ( Иоанникий (Галятовский). Небо новое, з новыми звездами сотворенное, то есть Преблагословенная Дева Мария Богородица з чудами Своими. Могилев, 16994. Л. 123 об.).

http://pravenc.ru/text/2563324.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Россия в XVII - XIX вв. АВРАМОВ Михаил Петрович (1681 или 1680-1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии, автор проекта восстановления Патриаршества АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1690–1718), царевич, старший сын царя Петра I Алексеевича от брака с царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной АМОС († 1611), протопоп новгородского Св. Софии собора, герой обороны Новгорода от шведской армии под командованием Я. Делагарди АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором БОРКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в мест. Борок близ слободы Холуй Вязниковского у. Владимирской губ. (в наст. время пос. Холуй Южского р-на Ивановской обл.) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в с. Борщёве (Боршёво) Коротоякского у. Воронежской губ. (ныне Хохольский р-н Воронежской обл.), на правом берегу Дона, в 35 верстах от Воронежа ВАРЛААМ (Высоцкий Василий Антипович; 1665 - 1737), архим. Троице-Сергиева мон-ря, духовник имп. Анны Иоанновны ВАРНАВА (Волатковский [Волостковский] Василий Васильевич; 1672 (или 1660) - 1730), архиеп. Холмогорский и Важский ВЕДОМСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ИСПОВЕДАНИЯ адм. термин, употреблявшийся в России в синодальное время (в большей степени со 2-й четв. XIX в.) ДУБЯНСКИЕ один из дворянских родов в России, представители к-рого в XVIII-XIX вв. были церковными и муз. деятелями ЕКАТЕРИНА I АЛЕКСЕЕВНА (1684 (по др. данным - 1683, 1685 или 1686) - 1727), имп. Всероссийская (с 28 янв. 1725), 2-я жена имп. Петра I ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович (1660? - 1727), один из руководителей строительного дела в 1-й четв. XVIII в., крупный чиновник КИЕВ столица Украины, административно-территориальная единица, политический, социально-экономический, культурный, научный и правительственный центр страны, кафедра Киевской митрополии УПЦ ЛЬВОВ Афанасий Иванович (1703 - между 1769 и 1778), обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (1753-1758), гос. деятель МАЗЕПА Иван Степанович (1639 - 1709), гетман Левобережной Украины (1687-1708) и «обоих берегов Днепра» (1704-1709) МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА Романова (1824-1880), имп., супруга имп. Александра II Николаевича, мать имп. Александра III Александровича, благотворительница, покровительница Российского об-ва Красного Креста МЕЩЕРСКИЙ Петр Сергеевич (июль 1778 (1779 ?) - в ночь c 31.12. 1856 на 1.01.1857), кн., действительный тайный советник, херсонский губернатор (1808-1809), обер-прокурор Синода (1817-1833), сенатор (1833-1856/57)

http://pravenc.ru/rubrics/123052.html

С. 11). Эти подробности, видимо, восходят к утраченному древнему Сказанию о Кипрской иконе (Там же. С. 12-13). Один из слав. переводов данного текста встречается в рукописных сборниках (напр.: ГИМ. Увар. 126 (2071), нач. XVIII в.- Соболевский А. И. Переводная лит-ра Московской Руси XIV-XVII вв. СПб., 1903. С. 330). Др. перевод получил широкое распространение благодаря тому, что был включен в сборники архим. Иоанникия (Галятовского) «Ключ разумения» (К., 1659. Л. 135, чудо 6) и «Небо новое» (Львов, 1665. Л. 75 об., чудо 36). В отличие от предыдущего перевода в нем опущена такая важная деталь, что икона была мозаичной. Автор ссылается как на источник на греч. Синаксарь в Неделю Православия. Смирнов отметил, что в сохранившихся рукописях данного памятника описания этого чуда не содержится ( Смирнов. 1897. С. 16). Однако совр. исследователи связывают данную помету с тем, что текст Дамаскина Студита, в котором содержатся сведения о К. и., предназначался для чтения в Неделю Православия ( M egaw, H awkins. 1977. P. 164). В. Г. Григорович-Барский во время пребывания на Кипре в 1735 г. зафиксировал предание, согласно которому церковь с чудотворной мозаикой Божией Матери, простреленной арабом, находилась в «веси Ките иже бяше прежде престол архиерейский» ( Григорович-Барский В. Г. Странствия по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1886. Ч. 2. С. 332). Т. е. он отождествил древний г. Китий (ныне Ларнака) с совр. сел. Кити, а К. и.- с мозаичными изображением Богоматери (2-я пол.- кон. VI в.) в конхе апсиды Ангелоктисты Панагии церкви , хотя Богородица изображена не сидящей на престоле, а стоящей. В рукописном сб. «Солнце Пресветлое» с гравюрами Г. П. Тепчегорского (известен в 2 списках: МГУ НБ. 293 (в составе Сборника сказаний о чудотворных иконах, с «Повестью о посаднике Щиле» и житиями российских святых), 10-20-е гг. XVIII в.,- принадлежал сторожу московского Благовещенского собора С. Ф. Моховикову; ГИМ. Муз. 42, 1-я четв. XVII в.,- принадлежал Ф. Мурыгину) есть 3 кратких рассказа об иконах, именуемых Кипрскими (главы 23, 40, 94), и заметка, посвященная «Китейской» иконе Божией Матери (гл.

http://pravenc.ru/text/1684772.html

Ист.: Рай мысленный. М.: Иверский мон-рь, 28 окт. 1658 - 3 авг. 1659. Л. 35-48; Иоанникий (Галятовский), архим. Небо Новое. Львов, 1665. Л. 101 об.- 107; Повседневных дворцовых времен государей царей и великих князей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича записок. М., 1769. Ч. 2. С. 219; Подлинные акты, относящиеся к Иверской иконе Божьей матери, принесенной в Россию в 1648 г. М., 1879; Сергий (Спасский), архим. Иверская святая и чудотворная икона Богоматери на Афоне и списки ее в России. М., 1879; Книга хожений: Зап. рус. путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 125-126, 304-305; Павел Алеппский. Путешествие. 2005р. С. 445-448. Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей в Нижегородской губ. СПб., 1857. (ЗРАО; Т. 10); Леонид (Кавелин), архим. Ист. очерк Иверской Святоозерской обители в ее патриарший период (с 1653 по кон. 1666 г.)//Акты Иверского Святоозерского мон-ря, 1582-1706. СПб., 1878. (РИБ; 5); Каптерев Н. Ф. Рус. благотворительность мон-рям св. горы Афонской в XVI, XVII и XVIII ст.//ЧОЛДП. 1882. Май. С. 455-490; Силин П. М. Ист. описание Валдайского Иверского Святоезерского 1-кл. Богородичного мон-ря. СПб., 1885, 19012. С. 27; Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. М., 2004р. С. 166-167. Табл. XVII, 2; он же. Иконография Богоматери. СПб., 1915, 1998р. Т. 2. С. 214-216; Успенский. Царские иконописцы. 1910. Т. 2; Лихачев Н. П. Ист. значение итало-греч. иконописи: Изображения Богоматери. СПб., 1911. С. 13-16; Извеков Н. Д., прот. Моск. придворный Архангельский собор. Серг. П., 1916; Μαμαλκης Ι. Π. Το ´Αγιον ´Ορος (´Αθως) δια μσου των αινων. Θεσσαλονκη, 1971; Осташенко Е. Я. Иконостас Похвальского придела Успенского собора Моск. Кремля//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1984. [Вып. 4]: Произведения рус. и зарубежного искусства XVI - нач. XVIII в.; Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. Τ Αγιον Ορος. Αγιον Ορος, 1988; Holy Image, Holy Space: Icons and Frescoes from Greece. Athens, 1988. P. 235-236. Pl. 79; Буланин Д. М. Сказание об иконе Богоматери Иверской//СККДР.

http://pravenc.ru/text/293359.html

Ист.: Рай мысленный, в нем же различные цветы, преподобным Стефаном Святогорцем собраны. М.: Иверский мон-рь, 1658-1659. Л. 35-48; Иоанникий Галятовский. Небо Новое. Львов, 1665. Л. 101 об.- 107; Григорович-Барский В. Г. Странствования Василия Григоровича-Барского по св. местам Востока с 1723 по 1747 гг. СПб., 1887. Ч. 3: Второе посещение св. Афонской горы, им самим описанное; То же: М., 2004р; Шмидт С. О. Сказания об афонских мон-рях в новгородской рукописи XVI в.//Древнерусская лит-ра и ее связи с новым временем. М., 1967. С. 355-363. Лит.: Соболевский А. И. Переводная лит-ра Московской Руси XIV-XVII вв. СПб., 1903; Фетисов И. Збiphuk легенд Araniя Критянина «Αμαρτολν σωτηρα» в украïнському та московському письменствах та hapoдhiй словесности//Зап. icmopiчho-фiлoлoriчhoro biддiлy. К., 1928. Кн. 19. С. 1-41; 1929. Кн. 23. С. 37-96; Позднеев А. В. Никоновская школа песенной поэзии//ТОДРЛ. 1961. Т. 17. С. 419-428; Kretzenbacher L. Das verletzte Kultbild. Münch., 1977. S. 89-90; Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Иверской//СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 362-365; Белоброва О. А. Икона Богоматерь Иверская в России//ТОДРЛ. 1996. Т. 49. С. 237-253; она же. Очерки рус. худож. культуры XVI-XX вв. М., 2005. С. 324-339; Евсеева Л. М., Шведова М. М. Афонские списки «Богоматери Портаитиссы» и проблема подобия в иконописи//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 336-351; Гравюра Греческого мира в моск. собраниях: Кат. выст. М., 1997; C. О култу светогорских чудотворних икона у Pycuje//Друга о Cbemoj Гори. Београд, 1997. С. 122-153; Aranuje Ландос Чуда Пресвете Богородице/Прев. са српскослов., поговор Т. Вршац, 2000; Бобров А. Г. «Повести древних лет»//ТОДРЛ. 2003. Т. 54. С. 136-171; Древности мон-рей Афона X-XVII вв. в России: Из музеев, б-к, архивов Москвы и Подмосковья: Кат. выст., 17 мая - 4 июля 2004 г. М., 2004. С. 15, 106-109 I. 52-54), 262-267 V. 45-48); М. Чудотворне иконе Пресвете Богородице на Cbemoj Гори Amohckoj//Четврта о Cbemoj Гори. Београд, 2005. С. 61-63.

http://pravenc.ru/text/293359.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГИДЛЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Гидлянская икона Божией Матери Гидлянская (Гидельская) икона Божией Матери Празднование 3 марта Самое раннее упоминание об этом чудотворном образе в России содержится в сб. архим. Иоанникия (Галятовского) " Небо Новое " (1-е изд.: Львов, 1665). Местом явления названо " Гидля, село в земле Лядской " , где Ян Чечик весняк (польск.- селянин) обрел в земле образ. Сюжет об обретении иконы получил развитие в сказании из рукописного сб. " Солнце Пресветлое " , составленного сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 годы . Здесь дается дата явления иконы - " в лето 1082 г. " - и описаны подробности ее обретения: на пашне волы " на колени упали " и не пошли дальше, тогда Иоанн " узре на камени образ Пресвятой Богородицы вырытый " . Он отнес образ в свой дом " и положи в ковчежце " . От иконы исходил свет, и Иоанн " постави [икону] со Святою Тайною Господнею " . Но икона перенеслась невидимо на пашню, где была обретена Иоанном вновь. О чуде он поведал людям. На месте явления был сооружен сначала деревянный столп, затем часовня, куда икона и была поставлена. С этого времени от иконы стали совершаться чудеса. Сообщения в разных публикациях XIX века предлагают следующее прочтение сказания из сборника Моховикова: икона была резная на камне; Иоанн сообщил о ней односельчанам, и, когда она явила свечение, икону перенесли в местный храм и поместили за престолом; из храма икона перенеслась на пашню, и там ее нашел некий крестьянин; о часовне для Гидлянского образа ничего не сообщается, на месте находки жители " водрузили там деревянный столп и на нем поставили икону " . Архиеп. Сергий (Спасский) приводит Гидлянскую икону в списке чудотворных образов " местно чтимых в России " и указывает др. день празднования - 2 марта. Изображение Гидлянского образа на русских гравюрах и иконах не представлено. В сборнике " Солнце Пресветлое " , сказания которого проиллюстрированы гравированными изображениями икон, выполненными Г. П. Тепчегорским, гравюра с Гидлянской иконой отсутствует (для нее оставлено место). Изображение иконы не представлено и в самых обширных по составу Сводах икон Божией Матери, как гравированных, так и иконописных.

http://drevo-info.ru/articles/13678661.h...

Самые ранние сохранившиеся изображения «Ж. И.», известные с XIV в., представляют Богоматерь в типе Оранты с благословляющим Младенцем на лоне. В монастыре Вронтохион в Мистре, которому покровительствовал имп. Андроник II, подписное изображение «Ж. И.» встречается в росписи ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) (ок. 1322): в нартексе, над входом в храм, изображена Богородица с Младенцем в фиале (чаше), по сторонам - полуфигуры праведных Иоакима и Анны в молении, в верхней зоне - небольшие фигурки 2 ангелов; причем юж. парекклисион ц. св. Феодоров (роспись ок. 1400) того же мон-ря имеет освящение в честь Божией Матери «Ж. И.». Тогда же, в XIV в., мастером визант. выучки была создана роспись ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (1363 или после 1380), где на зап. стене, над входом в храм, изображена сходная композиция, но без ангелов по сторонам. Впосл. большее распространение получил извод, где Богоматерь в фиале изображена держащей обеими руками Младенца Христа (роспись сер. XVI в. в приделе вмч. Георгия Победоносца в мон-ре св. Павла на Афоне). Икона Божией Матери «Живоносный Источник». 1675 г. (ЦМиАР) Икона Божией Матери «Живоносный Источник». 1675 г. (ЦМиАР) Для Руси изображение «Ж. И.» в росписи волотовской церкви XIV в. осталось единичным примером. Один из первых образцов этой композиции в XVII в. представлен в росписи Иоанно-Богословского придела (диаконника) Благовещенского собора в Сольвычегодске (1600, работа московской артели Федора Савина и Стефана Арефьева; пропись XVIII-XIX вв.). Распространение этого сюжета, гл. обр. в иконописи, приходится на сер. XVII в., после того как в 1654 г., при патриархе Никоне, в состав рус. Цветной Триоди была включена Служба иконе Божией Матери «Живоносный Источник» и Сказание о ней, созданные Никифором Каллистом, а несколькими годами позже в сб. «Небо Новое» (Львов, 1665) архим. Иоанникий (Галятовский) привел рассказ о 16 чудесах в главе «Чуда Пресвятой Богородицы от Источника еи» (Л. 20-22 об.). Вскоре сюжет был освоен иконописцами Оружейной палаты, создавшими развитую иконографическую схему (иконы кон.

http://pravenc.ru/text/182259.html

Во второй половине XVII века в России уже было широко известно о чудотворной иконе Кипрской Божией Матери. Так, например, в сборнике Иоанникия Галятовского «Небо новое» (Львов, 1665 г.) рассказывается: «В Кипрском острове была церковь Пресвятой Богородицы, ведле тоеи церкви на браме был образ Пресвятой Богородицы, которая сидела на троне и держала Христа яко дитятко на коленах своих, а два ангели по обу двух сторонах стояли. Единого дня минаючи тую церковь еден арапин устрелил Пресвятую Богородицу в колено и зараз от раны постреленой вышла кровь и капала на землю, арапин видячи тое чудо злякъся и утекал до дому своего, але до дому не доехавши умер на дорозе» 46 . В древнерусском изобразительном искусстве второй половины – конца XVII в. иногда представлялся сюжет чуда с нечестивым сарацином, стреляющим из лука в икону, например, среди 40 клейм, обрамляющих икону Кипрской Божией Матери, происходящую из ярославской церкви Иоанна Предтечи в Толчкове 47 . Впоследствии списки с Кипрской иконы Божией Матери появились в русских храмах, и в конце XIX – начале XX вв. в России было известно несколько икон, которые обозначались одинаковым названием Кипрской, среди них – икона Божией Матери Кипрской в селе Стромыни Московской губернии 48 , икона поясная Божией Матери Кипрской в Московском Успенском соборе, икона Кипрской Божией Матери в московской Николо-Голутвинской церкви 49 , Кипрская икона Божией Матери «Киккской» (пользовавшаяся в России большой славой, как о том свидетельствует её изображение работы ведущего московского иконописца второй половины XVII века Симона Ушакова), хранившаяся во Флорищевой пустыни 50 . Современник Симона Ушакова Федор Евтихиев Зубов написал икону Кипрской Божией Матери «в поднос великому государю» в 1678 году. Нередко в древнерусской живописи XVI–XVII вв. изображались почитавшиеся на Кипре святые. Примечательна, например, фреска «Феодот Киринейский», представленная в росписи 1684 года Успенского собора Свято-Троице-Сергиева монастыря. Завершая обзор кипрского влияния на русскую церковную живопись, необходимо упомянуть также и об обратном процессе, имевшем место в рассматриваемый период времени. Так, например, известно десятилетнее пребывание в Москве в конце XVII века кипрского иеромонаха Леонтия из Левкосии (Никосии), который обучился здесь за это время церковной живописи, а вернувшись на Кипр, стал сам обучать этому искусству и писать иконы для многих храмов. Кипр и Россия в первой половине XVIII столетия

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

899 Против этого в другом списке прибавлено: Да в прошлом во 174 году зговаривались бежать из монастыря черной поп Спиридон, да дьякон Игнатей, да головщик Иаким, да крылошанин чернец Иринарх, да черной дьякон Варлам, да с нимиж князь Михайло Львов, и про тот побег тот дьякон Варлам сказывал ему старцу Александру Стукалову, что он, черной дьякон Варлам, с теми товарищи своими и с князь Михайлом Лвовым с монастыря бежать хотят. И он, Александр, ему, дьякону Варламу, велел у князь Михайла Лвова ево рухлядь обрать, что он даст, а ево, князь Михайла, с собой для прилики имать не велел. И он дьякон по ево приказу князь Михайла рухледь взял, и как с товарищи из монастыря побежал, и тое рухледь с собою взял, а иную оставил в монастыре в своем чулане, а свой борошень перед побегом оставил у него, старца Александра Стукалова, в келье, и для того борошню, по роспросным речам чернаго дьякона Варлама, с собору к старцу Александру посылано, и тот борошень у него вынят на лицо. А до того времени с ним, старцом Александром, тот дьякон Варлам водился и в келью к нему Александру приходил, а ходили неведомо для чего. И ныне тот дьякон объявился на Москве и, по приказу преосвященнаго Питирима, митрополита Великаго Новаграда и Великих Лук, тот дьякон на митрополиче дворе распрашиван, и те роспросныя речи ныне на митрополиче дворе. Да он же, старец Александр, водился и знался с вором, с опалным чернцом, а бывшим дьяконом Тихоном, который крал савинскую ризную казну, и в келью к себе пускал днем и ночью, а для чего сходился, и про то скажут сами они, Александр и чернец Тихон. 901 Печатаем по изд.: Субботин Н.И. Материалы для истории раскола. Т. 3. 22. Подлинные на столбце из двух листов (Синод. библ.). На обороте, на склейке, и в конце текста собственноручная подпись Игнатия: К сим речам чернец Игнатей Соловецкаго монастыря – руку приложил. 904 Подлинное в свитке (Синод. библ.); по склейкам на обороте и в конце текста подпись архимандрита Варфоломея. 911 См.: Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые редакцией «Братского слова». Документы, содержащие известия о лицах и событиях из истории раскола за первое время его существования. Т. 2. Ч. 2. Акты, относящиеся к собору 1666–1667 года. М. 1876. С. 117. Современное издание: Московские соборы 1660, 1666 и 1665 годов. СПб.: Издательский проект «Квадривиум», 2014. Tom 1. Соборы 1660 и 1666 гг. С. 584.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010