Никейская икона Божией Матери («Бысть чрево Твое святая Трапеза»). Фрагмент рамы Владимирской иконы Божией Матери со сводом Богородичных икон. Иконописец Иван Дорофеев. 1722 г. (частное собрание) Никейская икона Божией Матери («Бысть чрево Твое святая Трапеза»). Фрагмент рамы Владимирской иконы Божией Матери со сводом Богородичных икон. Иконописец Иван Дорофеев. 1722 г. (частное собрание) Эта история позаимствована с незначительными изменениями из другого краткого сказания в составе сб. «Солнце Пресветлое», относящегося к Евтропьевской иконе Божией Матери . Местом действия в нем названа не Никея, а Палестина, событие отнесено к 792 г. (МГУ НБ. 293. Л. 38 об.- 39). Литературным источником этого текста является упоминание в соч. архим. Иоанникия (Галятовского) «Небо Новое» о чуде с иконой, где образ Богоматери не имеет собственного названия (Львов, 1665. Л. 66 об.- 67). Архим. Иоанникий указал на источник своего текста: «Евтропий. Кн. 21. О речах Римских» (очевидно, от этой ссылки образовано название иконы «Евтропьевская» в сб. «Солнце Пресветлое»). По-видимому, здесь подразумевается сочинение римского историка Евтропия Флавия († после 380) «Бревиарий римской истории от основания города» в 10 книгах, в тексте к-рого приводимый архим. Иоанникием сюжет отсутствует ( Кобяк Н. А. К вопросу об источниках сочинения о чудесах богородичных икон «Солнце пресветлое»//Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение: современные исследования и перспективы развития: Мат-лы XXVII междунар. конф. Москва, 9-11 апр. 2015 г. М., 2015. С. 245-247). Никейская икона Божией Матери. Роспись свода окна жертвенника ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Ярославле. Ок. 1709 г. Никейская икона Божией Матери. Роспись свода окна жертвенника ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Ярославле. Ок. 1709 г. Когда и при каких обстоятельствах история Евтропьевской иконы закрепилась за Н. и., неясно. Возможно, это произошло при переписывании сб. «Солнце Пресветлое» или близкого к нему по содержанию аналогичного сборника в старообрядческой среде. Так, в Клинцовском иконописном подлиннике присутствует ошибочная идентификация Н. и. с Антиохийской иконой Божией Матери ( Ровинский. Народные картинки. Т. 4. C. 690).

http://pravenc.ru/text/2565330.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Пресвятой Богородицы Евтропьевская В соч. архим. Иоанникия (Галятовского) «Небо Новое» (Львов, 1665. Л. 66 об.- 67) в списке «Чуда Пресвятой Богородицы от образов Еи» 4-м приводится чудо с иконой, к-рая не поименована. Изложение этого чуда, предложенное архим. Иоанникием, стало основой рассказа, помещенного в рукописном сб. «Солнце Пресветлое», к-рый был составлен сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг. (МГУ. НБ. Ф. 293. 10536-22-71. Л. 38 об.- 39). Здесь икона впервые названа «Евтропьевская», основанием для ее названия стала ссылка архим. Иоанникия на полях соч. «Небо Новое»: «Евтропий. Кн. 21. О речах Римских» - в наст. время этот источник точно не определен. Т. о., «Солнце Пресветлое» является первым, но единственным сборником Богородичных образов, сообщающим об иконе с таким названием (повторяется с незначительными разночтениями лишь в копии этого сборника, сделанной в 1730 Федором Мурыгиным (ГИМ. Муз. 42. Л. 30 об.- 31)). В публикациях XIX и нач. XX в., обобщающих иконографию икон Богородицы, Е. и. не приводится, упоминания о ней отсутствуют и в списках икон в Месяцеслове архиеп. Сергия (Спасского). По версии сб. «Солнце Пресветлое», икона явилась в дек. 792 г. в Палестине (в «Небе Новом» дата и место явления отсутствуют). «Некий апостат» (в переводе с греч.- отступник), по имени Константин, кинул камнем в образ Богородицы «и сокрушил его и потоптал ногами», когда тот упал на землю. После содеянного во сне ему явилась Богородица, сказав, что сотворенное Ей зло «он учинил на главу свою». Во время войны с сарацинами (мусульманами) Константин пострадал так, как предсказала ему Богородица: от камня, пущенного рукой врага, он упал со стены, и «в тот час лице его [Константина] со главою исчезе и сокрушися». В заключение рассказа приведено поучение, связывающее чудо от иконы с сокрушением нераскаявшихся «мнимых христиан русских иконоборцев».

http://pravicon.com/info-576

у., сохранились: “Зерцало Богосло­вия”, 1692 г., и Евангелие учительное, 1695 г.; обе напечатаны в Уневском м-ре; Евангелие учительное сохранилось также и в Старо-Никитской церк. гор. Тулы. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 468 (только упоми­нается в Польше); “Калуж. губ. в.”, 1857 г., 31 (старо-печатн. книги в пустыни); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 546, 16; “Матер. для ист.-стат. опис. Тульск. губ.”, вып. I, св. храмы, 159; “Акты Зап. Р.”, II, 205 (Обыскн. запись 1540 г. Львов. правосл. дворян и гражд. об оправдании ими еписк. Макария; игум. Феодосий); III, 14 (Позывн. гр. 1555 г. Киев. митроп. Макария Львов. еписк. Арсению о явке на суд по жалобе на не­го архим. Анастасия о присвоении м-ря и его иму­щества), 15 (Позывн. гр. 1555 г. Киев. митр. Макарию о явке на королев. суд по жалобе на него Львов. еп. Арсения о присвоении м-ря), 126 (Запись 1581 г. Львов. двор. Вас. Болобана вла­стям м-ря о принятии им на себя звания попе­чителя м-ря); IV, 50 (Два протеста 1594 г. о незакон. осужд. еписк. Гедеона и игум. Феодосия Терлецкого), 137 (Послание 1599 г. митр. Ми­хаила Рагозы старцам м-ря о перенесении при­теснений, причинен. еписк. Гедеоном Болобаном), 157 (Мировая 1602 г. еп. Гедеона Болоб. и Львовского ставроп. братства; игум. м-ря Исаия Болобан), 169 (Послание 1607 г. архим. Исаии Болоб. с извещ. о смерти Львов. еписк. Гедео­на), 170 (Посл. 1607 г. кн. Конст. Острожского Львов. братству о содействии в избрании архим. Исаии Болоб. на еписк. Львов.), 173 (Обязатель­ство 1607 г. Львов. протопопа Гр. Негребецкого, данное архим. Исаии Болоб. быть ему послушн.); V, 167 (Послание 1687 г. Львов. еписк. Иосифа Шумлян. правосл. духовен.; упоминается о книге «Зерцало», изданн. в м-ре 1680 г.); “Временник Общ. ист. и древ.”, 1849 г., IV, смесь, 8 (печата­ние началось около 1670 г. при игум. Варлааме Шептицком); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. VI, 123, LXI (Заявление 1597 г. игумена Уневского Преч. м-ря Ионы Осташевича Гулялницкого о том, что он по старости уступает м-рь королев. ротмистру Григорию Гулялницкому); т.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

А.Ф. Львов. Как говорилось выше, в предыдущей главе, самым выдающимся деятелем по хоровому церковному пению во втором периоде второй эпохи был директор Придворной певческой капеллы Д.С. Бортнянский. Бортнянский закрепил своей административной и композиторской деятельностью могучее влияние Придворной капеллы на хоровое, свободно сочиненное на богослужебные тексты пение во всей Русской Церкви. В третьем же периоде второй эпохи таким судьбоносным для хорового – теперь уже не только свободно сочиненного, но и уставного, гласового хорового пения – явился новый директор Придворной певческой капеллы Алексей Феодорович Львов (1798–1870). А.Ф. Львов принял капеллу от своего отца Феодора Петровича Львова, о котором говорилось в предыдущей главе. Так как директорство А.Ф. Львова оказалось особенно знаменательным для всего русского хорового церковного пения, нам необходимо сказать о нем вкратце 564 . Алексей Феодорович Львов родился в Ревеле 25 мая 1798 года. 565 С детства начал он играть на скрипке; учителями музыки были у него немецкие виртуозы и теоретики Кайзер, Бем, Шейнур, а по гармонии и вообще по теоретическим дисциплинам – Цейнер. Львов получил домашнее, но основательное музыкальное образование. В 1814 г. Алексей Феодорович поступил в Институт инженеров, который он в 1818 г. окончил с отличием и был сейчас же определен в распоряжение графа Аракчеева для построений военных поселений. В 1826 г. А.Ф. Львов в чине капитана определен в корпус жандармов старшим адъютантом при управляющем 3-м отделением; через год он был переведен в гвардейский жандармский полуэскадрон и скоро по желанию императора Николая I определен по делам, касающимся поездок государя по России и за границу. После одной из поездок с государем в Пруссию в 1833 г. Львов написал гимн «Боже, Царя храни», слова к которому написал В.А. Жуковский. Тогда же Львов был переведен, в чине ротмистра, в кавалергарды и был назначен флигель-адъютантом. Во все это время А.Ф. Львов не оставлял своих занятий музыкой и, с разрешения государя, концертировал как скрипач за границей. Он получил почетные дипломы и разные почетные звания от заграничных музыкальных учреждений. Во время этих поездок он ближе познакомился с тогдашними музыкальными светилами, с композиторами Спонтини, Мейербером, Мендельсоном-Бартольди и другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архитектор Николай Александрович Львов Николай Александрович Львов (1751–1803) был выдающимся русским архитектором, гравером, поэтом и музыкантом, чья многогранная деятельность оставила значительный след в российской культуре эпохи Просвещения. Родился в семье прапорщика в имении Никольское-Черенчицы в Тверской губернии. Его таланты проявлялись в различных областях, включая архитектуру, инженерию, графику, музыку и литературу. В архитектуре Львов известен своими постройками, особенно в Санкт-Петербурге и его окрестностях, а также соборами, усадебными комплексами в Тверской, Новгородской и Московской губерниях. Его работы отличаются использованием классических мотивов, инновационными строительными материалами и техниками, а также уникальным сочетанием традиционных русских и западноевропейских архитектурных элементов. Среди значимых работ Львова — Борисоглебский собор в Торжке и собор Святого Иосифа в Могилеве, который был взорван в 1938 году. Львов также проявил себя как талантливый конструктор, исследуя новые строительные материалы и разрабатывая методы отопления и вентиляции зданий. Его интерес к народному творчеству привел к созданию сборника «Собрание русских народных песен с их голосами» в 1790 году, ставшего значительным вкладом в сохранение русского культурного наследия. Львов активно участвовал в общественной жизни своего времени, входил в кружок Гаврилы Державина и других выдающихся деятелей культуры. Его жизнь была наполнена поисками новых идей и методов в архитектуре, искусстве и науке, что делает его одной из самых ярких фигур русского Просвещения. Важной частью его наследия являются архитектурные памятники в Торжокском районе Тверской области, где до сих пор хранятся воспоминания и постройки этого замечательного архитектора. Николай Львов оставил потомкам потрясающие храмы и усадьбы, отражающие его гениальный вкус и мастерство. Список храмов, которые построил Николай Александрович Львов (или с его участием) Беларусь, Могилёвская область Собор Иосифа Обручника (утрачена)

http://sobory.ru/architect/nalvov

В 1836 г. А.Ф. Львов был произведен в полковники, а 14 декабря 1836 г. скончался его отец, директор Придворной Певческой капеллы Ф.П. Львов. И уже 2 января 1837 г. государь Николай I возложил на А.Ф. Львова обязанности директора Придворной певческой капеллы. Утвержден же в этой должности Львов был лишь через 12 лет, в 1849 г., уже в чине генерал-майора свиты его величества. Львов вообще был близок к царской семье, принимал живое участие в домашних концертах, устраивавшихся в тесном кругу царской семьи, двавл уроки пения одной из великих княжон. Государь иногда посещал Львова на дому и был крестным отцом детей Львова. По-видимому, до своего назначения в капеллу Львов занимался только светской музыкой; им были написаны и опера – но они большого успеха не имели, так как Львов в этой области музыкального творчества не решался отойти от подражания итальянцам, мощно царившим тогда в музыкальном мире России. Уже исполняя должность директора капеллы, известный как автор русского гимна, Львов взял в 1840 г. отпуск и стал брать уроки у композитора Спонтини, чтобы пополнить и усовершенствовать свои знания композиторской техники. Нужно признать, что выбор Николая I при назначении Львова директором капеллы оказался вполне удачным. А.Ф. Львов был отличный музыкант, практик и теоретик, создатель величественного гимна, известный и за границей виртуоз и композитор. К тому же он был свой, русский православный человек. Как офицер свиты он был близко знаком императору Николаю I и, кроме того, успел себя прекрасно зарекомендовать с административной стороны. Значительный чин, приближенность к царской семье и международная музыкальная известность создавали новому директору Придворной певческой капеллы нужный для проведения во всероссийском масштабе реформы церковного пения авторитет, еще усиленный последовавшим вскоре после назначения и.д. директора капеллы производством в генерал-майоры и награждением его высокими степенями некоторых орденов. А положение директора Придворной певческой капеллы создавало Львову ореол всесильного законодателя хорового церковного пения, по памяти о покойном Д.С. Бортнянском.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Лит.: Головацкий Я. Львовская русская епархия перед стома леты//Зоря Галицкая яко альбум. Львов, 1860. С. 251-269; Петрушевич А. С. Иосиф (Шумлянский)//Галичанин. Львов, 1862. Вып. 1. С. 119-120; он же. Сводная галицко-русская летопись с 1600 по 1700 г. Ч. 1//Наук. сб. на 1872, издаваемый лит. об-вом Галицко-русская Матица. Львов, 1873. С. 598, 683-684; Коссак М. М. Шематизм провинции св. Спасителя чина св. Василя Великого в Галиции и короткий погляд на мон-ри и монашество руске от заведення на Руси веры Христовой аж по нинишное время. Львов, 1867. С. 260-265; он же. Mohacmupi Галичини//Лавра. Львов, 1999. 9. С. 51; Pelesz J. Geschichte der Union der ruthenischen Kirche mit Rom von den altesten Zeiten bis auf die Gegenwart. W., 1880. Bd. 2. S. 283-287, 337-341; Мирон [Франко И.]. Иосиф (Шумлянский), последний правосл. епископ Львовский и его «Метрика»//Киевская старина. 1891. 33. С. 337-362; 34. С. 1-21; Шараневич И. Иосиф Шумлянский, рус. епископ Львовский од 1667 р. до 1708 р.//Временник Ставропигийского ин-та с месяцесловом на 1897 г. Львов, 1896. С. 150-165; Антонович В. Нарис становища правосл. церкви на Ykpaïhi biд пол. XVII до kih. XVIII ст.// Левицький О., Антонович В. Poзbiдku про церк. biдhocuhu на Ykpaïhi-Pycu у XVI-XVIII ст. Льbib, 1900. С. 81-154; Рудович I., свящ. Yhiя в Льbibckiй Львов, 1900. С. 45-54, 58, 61-62; он же. Коротка icmopiя Льbibcьko-Гaлuцьkoï Жовква, 1902. С. 37-42; Титов Ф. И., свящ. Рус. Правосл. Церковь в Польско-Литовском государстве в XVII-XVIII вв. Т. 1: Зап. Русь в борьбе за веру и народность в XVII-XVIII вв., 1-я пол. тома (1654-1725). К., 1905; Курганович С. В. Дионисий Жабокрицкий, епископ Луцкий и Острожский: Ист.-биогр. очерк. К., 1914; Andrusiak M. Józef Szumlaski, pierwszy biskup unicki lwowski (1667-1708): Zarys biograficzny. Lwów, 1934. S. 25-30, 32-33, 36-65; idem. Pugna de sede episcopai=Боротьба за епископську катедру//Analecta OSBM=Зап. ЧСВВ. Ser. 1. 1935. Vol. 6. Part 1/2. S. 85-200; он же. Льbibcьke, Галицьке й Кам " яheць-Noдiльcьke православне (в 1539-1700 рр.) та й yhiяmcьke (в 1700-1808 рр.) у Льbobi//Lohos=Логос.

http://pravenc.ru/text/578563.html

Насколько Львов принимал участия в исправлении выходивших из подведомственной ему патриаршей типографии церковных книг, – об этом с достоверностью нельзя ничего сказать. Очень немудрено, что он по временам просматривал назначенную к печати книгу и поправлял по своему разумению, так как не считал себя в познаниях подобного рода ниже настоящих справщиков. Во всяком случае Львов был в сообществе, а может быть и в дружбе с прежними справщиками, вознегодовавшими против Никона за отставку их от печатного дела. Это давало Никону прямой повод к тому, чтобы и Львова считать в ряду своих врагов, несочувствующих церковной реформе. И вот, когда Никон начал расправу с своими противниками, отправляя их из Москвы в дальние ссылки, той же участи подвергся и Львов. Местом ссылки для него назначен был Соловецкий монастырь. Из этого можно заключить, что Никон еще не сомневался в сочувствии к его реформе со стороны Соловецкого братства, или по крайней мере не считал Соловецких монахов опасными с этой стороны. Между тем ссылка сюда Львова была, так сказать, подливанием масла в начинающийся пожар. Львов прислан на Соловки в 1655 году «по соборному определению» 41 . К сожалению, не сохранился указ, при котором Львов прислан в монастырь и поэтому неизвестно, как предписано было содержать его в опале. Впрочем, в настоятельство архимандрита Ильи было вообще послабление ссыльным; они содержались «не крепко, не против царского указу» π могли в монастыре производить всякие бесчинства и мятежи (2). Львов, по-видимому, пользовался от монастырского начальства особенным снисхождением даже расположением. И это естественно: с одной стороны, он был лицо знатное, царский стольник, которого без особого царского указа монастырское начальство не имело права «смирять», если бы даже он начал вести житье «зазорное» 42 , с другой – страдалец «за старое благочестие», к каковым Соловецкая братия относилась уже с большим благоговением. Кроме того, Львов и сам был не из таких опальных, которые смирено подчиняются всем условиям опалы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

В сент. 1887 г. в Витебске М. основал Полоцкое братство во имя равноап. кн. Владимира. В 1-й год существования братства в нем состояли ок. 500 чел. Братство постоянно пользовалось поддержкой со стороны преосвященного. С 1884 г. М. конфликтовал с обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевым , к-рый среди прочего критиковал радикальные инициативы епископа, направленные на искоренение старообрядческого раскола, и предложил ему подать прошение об увольнении на покой. 25 февр. 1889 г. М. был уволен на покой и назначен присутствующим в Синоде. Проживал в С.-Петербурге. В Синоде М. неоднократно ходатайствовал о нуждах правосл. Холмщины, в частности, неск. раз ставил вопрос об отделении от Варшавской епархии Холмской и Люблинской епархии. Также М. оказывал материальную помощь холмскому Рождество-Богородичному братству, оставаясь его почетным членом. В мае 1900 г. М. вместе с делегацией холмского духовенства во главе с прот. И. Гошовским был торжественно принят имп. св. Николаем II Александровичем в Зимнем дворце по случаю 25-летия воссоединения холмских униатов. 20-22 февр. 1901 г. М. подписал постановление Синода об отлучении Л. Н. Толстого от Церкви. М. был погребен в Исидоровской ц. Александро-Невской в честь Святой Троицы лавры . В 1932 г. останки М. были перенесены на Никольское кладбище лавры. Соч.: Немира//Зоря Галицкая. Львов, 1853. 14, 16-21, 23-28; Галич//Там же. 1854. 6; Короледворська рукопись//Там же. 1856. 10, 18, 29-30, 33-36, 48-52; Боян певца Игоревого есть Иоанн Несторовый//Там же. 16/17; Католическое нравоучение. Львов, 1857; Нравственное богословие. Львов, 1857; Причины мирного и скорого розширения веры Христовой на Руси//Зоря Галицкая яко альбумна, год 1860. Львов, 1860. С. 132-155; Нога и чобот//Львовянин: Приручный и Господарский месяцеслов на рок 1861. Льbib, 1861. С. 46; Сокращенная литургика. Львов, 1862; албо наука про богослуження греко-католической Церкви. Львов, 1863; Сто образков из природы для чтения юношества. Львов, 1865; Речь, произнесенная о. Маркеллом (Попелем), при наречии его во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии, мая, 1875//Пастырство и архипастырство: Сб. речей, произнесенных при наречении и посвящении в епископский сан. К., 1875. С. 407-414.

http://pravenc.ru/text/2562314.html

81. Веселися, Иерусалиме, и торжествуйте в нем, вси любящие его и живущие в нем христиане, и радуйтеся (66, 10). 82. Да ссете и насытитеся Крови и Плоти Христовой от сосца утешения Его – Чад Его, да ссавше насладитеся от входа пришествия на землю славы Его (66, 11). 83. И мир Божий даруется народам земли и слава усыновления (66, 12). 84. Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме – Церкви Моей, – глаголет Господь (66, 13). 85. И узрят, и возрадуются сердца рода христианского, и познается рука Господня боящимся Его (66, 14). 86. И в день Свой приидет Господь в огне, и колесницы Его – как вихрь, чтобы излить гнев Свой, отмщение Свое и прощение во пламени огненно (66, 15). 87. Огнем бо Господним судитися будет вся земля, и мечем Его всяка плоть: мнози язвени будут от Господа (66, 16). 88. Дела и помышления каждого знает Господь, и соберет Он все народы, и приидут и узрят славу Креста Христова (66, 18). 89. Ученики Христовы в знамении благодати принесут имя Христово во все народы, и увидят все славу Сына Единородного (66, 19). 90. От всех народов как дар Господеви приведутся во святый град Иерусалим братия Христова (66, 20). 91. И от тех поиму Себе жрецы и левиты, рече Господь – установить в Новозаветной Церкви священство (66, 21). 92. Якоже бо небо ново и земля нова, яже Аз творю, пребывают предо Мною, глаголет Господь, тако станет семя ваше и имя ваше – род христи анский (66, 22). 93. И во всякое время будут приходить на поклонение пред лице Господне во Иерусалим – Церковь первородных, как в год юбилейный – Пятидесятницу, когда великая радость бывает всем, ибо свобода рабам возвещается, и отпущение долгов, и наследование земли – новый Израиль духовный – христиане, как народ святой, помазан ный Духом Святым. 94. Пророк Исаия – пророк веры и надежды. С горячей ревностью защищал пророк славу Бога, обличал лицемерную набожность отпадающего от Господа израильского народа, убеждал обратиться от путей нечестия и идолопоклонства, призывал к покаянию. и предупреждал пророк, что бедствия посылаются народу для его исправления; пророчествовал о Деве Богородице, Спасителе мира и вольных Его страданиях, Церкви, обращении язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010