Макарием некролог старца Льва. В 1876 г. было издано жизнеописание Л., подготовленное о. Климентом (Зедергольмом) . По словам К. Н. Леонтьева , Л., «смиряясь пред епископом, все-таки, как мы видим, неизменно и бодро отстаивал свое призвание старца» и «при всей своей серьезности позволял себе иногда несколько юродствовать, смешить, представляться чудаком, притворяться гневным для наставления» ( Леонтьев. 1997. С. 45-46). Наиболее полное жизнеописание Л. составлено по решению собора старшей братии мон-ря (Журнал заседаний собора старшей братии Козельской Введенской Оптиной пуст. и мат-лы к ним, 1913-1918//РГБ. Ф. 213. К. 3. Ед. хр. 26. Л. 35) архим. Агапитом (Беловидовым). В 1917 г. в Шамординской типографии была издана его кн. «Первый великий старец оптинский иеромонах Леонид (в схиме Лев)». В 1994 г. вышло репринтное переиздание - «Житие оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)», подготовленное Оптиной пуст. в сер. «Преподобные оптинские старцы». Предварительную, собирательскую работу над жизнеописанием старца отражают многочисленные рукописи из архива Оптиной пуст.: Список материалов для составления жизнеописания иеросхим. Леонида (Льва) (Наголкина)//РГБ. Ф. 213. К. 46. Ед. хр. 9; Различные записи о старцах Оптиной пуст.//Там же. К. 50. Ед. хр. 4; Амвросий Гренков (?) . Записка о иеросхим. Леониде (Льве) (Наголкине). Отрывок. Доп. мат-л к жизнеописанию старца Леонида//Там же. К. 49. Ед. хр. 1; Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Льва (Леонида Наголкина) и др. гг.]//Там же. К. 74. Ед. хр. 24. Полное жизнеописание старца содержится в рукописи «Первый великий старец Оптинский иером. Леонид (в схиме Лев)» - книга, подгот. ко 2-му изд., испр. и значительно доп. гг.]//Там же. К. 52. Ед. хр. 2. Важными источниками, добавляющими новые штрихи к характеристике Л., являются воспоминания его учеников: Записки иером. Антония, дополнения к жизнеописанию иеромонаха Леонида (Льва) (Наголкина). Копия. гг.]//Там же. К. 49. Ед. хр. 5; Рассказ об оптинских старцах Леониде (Наголкине), Макарии (Иванове), Амвросии (Гренкове): Из восп.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

Ед. хр. 370, 371). В конце каждой рукописной книги предлагалось тематическое оглавление писем. В 1862-1863 гг. было издано 6-томное собрание писем старца Макария, ближайшего ученика Л., куда были включены в т. ч. и совместные письма старцев. В 70-х гг. XIX в. в обители под рук. старца Амвросия проводилась работа с рукописным эпистолярным наследием Л. Об этом упоминает о. Порфирий (Севрюгин) в письме игум. Леониде (Фризель) от 23 дек. 1875 г.: «...имею я послушание от Старца Батюшки о. Амвросия письменное, веду летопись нашей обители, занимаюсь разборкою писем о. Леонида и другими материалами, приготовляющимися для издания» (РГБ. Ф. 213. К. 99. Ед. хр. 10. Л. 3 об.- 4). В отчете о проделанной работе за 1874-1875 гг. о. Порфирий указывал: «Разборка писем о. Леонида, и составление им оглавлений, и выборка из них материалов для жизнеописания старца. Сличение по двум рукописям и печатному жизнеописанию старца о. Феодора» ( Порфирий (Севрюгин), мон. Отчет о занятиях за 1874-1875 гг.//РГБ. Ф. 213. К. 99. Ед. хр. 8. Л. 1-1 об.). О подготовке писем к изданию свидетельствуют и сохранившиеся рукописные тематические указатели к рукописным сборникам писем кон. XIX - нач. XX в.: Указатель к письмам старца иеросхим. Леонида (Льва Наголкина)//Там же. К. 44. Ед. хр. 12, в 3 тетрадях; Указатель к наставлениям старца Леонида (Льва Наголкина)//Там же. К. 74. Ед. хр. 25; Указатель к наставлениям старцев Льва и Макария: 2 ч.//Там же. К. 50. Ед. хр. 6, 9; Указатель к наставлениям старцев: 2 ч., к-рый называется «Азбука монашеская»//Там же. Ед. хр. 7, 10) и др. В 1917 г. в жизнеописании старца в Приложении были вновь приведены 30 писем Л., повторяющих публикацию иером. Леонида 1862 г. Фактически именно эти письма на протяжении почти столетия стали главным источником для изучения эпистолярного наследия Л. В 1991 г. в «Московском приходском сборнике» были опубликованы те же письма, но источником публикации послужил рукописный сборник 40-х гг. XIX в. из собрания храма свт. Николая Чудотворца в Клённиках. Этот сборник, возможно, являлся списком с издания «Исторические описания скита» о. Леонида (Кавелина). В 2003 г. была издана обширная публикация «Письма великих оптинских старцев», где собраны письма Л., преподобных Макария, Амвросия, Анатолия (Зерцалова). В 2002 г. В. В. Кашириной был подготовлен сб. «Письма Оптинского старца Льва к мон. Иоанникию (Бочарову)», в котором опубликованы письма старца одному из его ближайших учеников и последователей.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

Скачать epub pdf Предисловие Сборник включает письма преподобного Оптинского старца Льва к его духовному ученику, переданному ему от пострига, о. Иоанникию (Бочарову). По матери о. Иоанникий приходился племянником знаменитому старцу схимонаху Феодору, ученику преп. Паисия Величковского . Поэтому несколько первых писем написаны старцем Львом совместно с о. Феодором, его духовником и сотаинником. До последних дней своей жизни о. Иоанникий свято хранил память об этих богомудрых старцах. В честь своего старца и учителя в 1851 г. он принял схиму с именем Леонид. С любовию, тщательно, сохранял вещи, переданные ему старцами: икону Владимирской Божией Матери – благословение о. Феодора, которая была со Старцем в Молдавии; духовные книги, между которыми была рукописная книга творений св. Исаака Сирина , принадлежавшая старцу о. Феодору. В келлии о. Иоанникия хранились портреты его духовных наставников. В конце жизни о. Иоанникий, лишившись зрения, сохранял в памяти многие святоотеческие изречения, и часто пояснял, как толковали тот или иной стих старцы. Как сообщает жизнеописатель о. Иоанникия, многие письма старцев Феодора и Льва были подарены о. Иоанникием ученикам и духовным чтителям старцев. В отделе рукописей Российской Государственной библиотеки сохранилось 18 писем старца Льва (три из них написаны совместно со старцем Феодором), адресованных о.Иоанникию. Письма написаны в период с 1818 по 1833 гг. из Александро-Свирского монастыря и из Оптиной Пустыни. Три из них уже были опубликованы: от 15 февраля и 14 марта 1822 г. – в книге «Жизнь и подвиги схимонаха Феодора»; от 17 апреля 1822 г. – в книге «Житие Оптинского старца иеросхимонаха Леонида (в схиме Льва)». В настоящем сборнике впервые собраны письма старца Льва к своему близкому ученику, которые предваряются обширной биографической выдержкой из Летописи скита Оптиной Пустыни. Практически все письма дошли в нескольких списках. Часть из них содержится в тетради монаха Петра Севрюгина, несколько писем сохранилось в списке неизвестного лица, часть одного письма содержится в рукописной книге «Училище для монашествующих» за январь 1845 г. Все письма включены в состав двух рукописных книг писем старца Льва, которые в середине прошлого века готовились к печати. Именно они и послужили источником для данного издания. Анализ примечаний позволил определить время формирования рукописных книг 1854–1857 гг. Письмо 1

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 9. Труды и дни старца Леонида (Наголкина, в схиме Льва) В апреле 1829 года начальник Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни иеромонах Антоний встречал старца Леонида с шестью его учениками. Это были монах Макарий (Грузинов) и послушники – рясофорный схимник 95 (так!) Диомид Кондратьев, Михаил Сапожников, Георгий Васильев, Иван Николаев и Павел Тамбовцев. Спустя некоторое время присоединились к ним Димитрий Брянчанинов и друг его и сотаинник Михаил Чихачёв. «Ко времени прибытия старца в Оптину пустынь, – говорится в житии старца Леонида, – находящийся при ней скит, по замечанию оптинского старожила иеросхимонаха Игнатия, не был еще окончательно отстроен. В нем все было бедно. Простая маленькая деревянная церковь посреди скита во имя святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна, с очень скромным иконостасом; при церкви тоже деревянная колокольня с четырьмя малыми колоколами. Вокруг церкви несколько небольших деревянных неоштукатуренных домиков, крытых тесом. Ограды вокруг скита еще не было, а обнесен он был плетнем, и то не весь. Зато густой бор с елями и соснами громадных размеров, притом с густою зарослью, окружал его со всех сторон как бы сплошною недосягаемою оградою. С северной стороны скита было отделено место для пасеки, где и поставлен был тоже небольшой домик, который и предназначался собственно для старца отца Леонида. В этом домике он и поместился. А прибывшие с ним ученики – какие остались тут же при нем для послужения, а какие размещены были в самом скиту. Цель же отдельного помещения старца от прочих скитских братий, по согласию его самого и настоятеля обители с скитоначальником, была та, чтобы все, желавшие пользоваться духовными старческими советами и наставлениями, монашествующие и миряне обоих полов, могли приходить к нему во всякое время невозбранно. Ибо, по установлению положившего основание скиту преосвященного Калужского Филарета (впоследствии митрополита Киевского), вход в скит женскому полу был возбранен, да и прочим посетителям пола мужеского был ограничен, а, кстати, чтобы и безмолвие скитян не нарушалось» 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

398. РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. 399. В предыдущем письме. 400. 2 Тим. 2. 5. 401. Супруга Семена Александровича Брянчанинова. 402.  А. А. Сухарев — сын Агафоклеи Марковны Сухаревой, о ней см. Настоящее издание, т. 3, с. 571. 403.  …нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3. 11). 404. См.: Мф. 16. 25; Мк. 8. 35; Лк. 9. 24. 405. Ср.: Ин. 15. 19. 406. Публикация и комментарии В. В. Кашириной. 407. РГБ ОР. Ф. 214. Опт-370; Опт-371. 408. РГБ ОР. Ф. 214. Опт-370. Л. 159–172. 409. РГБ ОР. Ф. 214. Опт-370. Л. 151–159. 410. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи/Сост. Лев Кавелин. Спб., 1847. Ч. 2. С. 51. 411. РГБ OP. Ф. 214. Опт-370. Л. 31 об. 412. РГБ OP. Ф. 214. Опт-371. Л. 366. 413. РГБ OP. Ф. 214. Опт-370. Л. 217 об. — 226 об. 414. РГБ ОР. Ф. 214. Опт-371. Л. 218–218 об. 415. РГБ OP. Ф. 214. Опт-371. Л. 366. 416. РГБ ОР. Ф. 214. Опт-371. Л. 369 об. 417. РГБ ОР. Ф. 214. Опт-371. Л. 368. 418. См.: РГБ ОР. Ф. 214. Опт-361. Л. 166–179.  419. Настоящее издание. Т. 4. С. 430–443. 420. См. с. 633–650. 421. РГБ ОР. Ф. 214. Опт-370. Л. 217 об. — 226 об. 422. На полях рукописи помета: зри. 423. В ркп.: Т. е. самоукорением. — В. К. 424. На полях рукописи помета: зри. 425. Феодор (Перехватов), схимонах. Постриженник знаменитой Нямецкой обители и духовный наставник преп. оптинского старца Льва (Наголкина). 426. В ркп.: Это слово «открыл» теперь ясно подтверждает слова многих знавших покойного старца о дарованном ему свыше даре прозрения. — В. К. На полях рукописи помета: зри. 427. На полях рукописи помета: зри. 428. В ркп.: т. е. преграды. — В. К. 429. В ркп. примеч.: Вне обыкновенного порядка. 430. В ркп. примеч.: С час или сколько бы то ни было. 431. В ркп. примеч.: члены. 432. В ркп. примеч.: членами. 433. В ркп. примеч.: в тебе. 434. В ркп. примеч.: искренно. 435. РГБ ОР. Ф. 214. Опт-371. Л. 368–369. 436. Преп. оптинского старца Льва (Наголкина).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 8. Иеромонах Леонид на пути в Оптину Первым старцем в Оптиной пустыни стал иеросхимонах Леонид (Наголкин), в схиме Лев, прибывший сюда в апреле 1829 года с пятью своими учениками из Площанской Богородицкой пустыни. Он был учеником учеников преподобного Паисия и, конечно, принес сюда учение этого великого старца. Это его появление не было внезапным, – он стремился именно сюда, в Оптину, в которой настоятельствовал архимандрит Моисей , слух о котором давно уже достиг до него. Преосвященный Филарет (Амфитеатров) , хорошо знавший старца Льва, еще в 1823 году сообщил устроителям Оптинского скита, что этот старец непременно будет жить здесь. Так что не только старец Лев стремился в Оптину, но и Оптина как бы устремлялась к нему, ожидая его. Однако не гладок был тот путь, которым шел преподобный Лев (тогда Леонид). Иеромонах Леонид (в схиме Лев) родился в 1768 году в Орловском городе Карачеве в мещанской семье и в святом крещении наречен Львом. О родителях его, мещанах Наголкиных, ничего не известно, кроме имени отца, которого звали Даниилом. Они были бедны, иначе не отдали бы сына в работники к купцу Сокольникову в город Болхов. Лев оказался весьма сметливым работником и скоро стал ближайшим помощником хозяина, закупая и продавая товар самостоятельно. Ему часто приходилось бывать в Сухиничах, где он сбывал пеньку и конопляное масло петербургским купцам. Дорога туда шла густым вековым лесом. Однажды зимой, когда он ехал в санях, на него напал волк. Не растерявшись, Лев оглушил его палкой, но тот быстро оправился, догнал сани и, вскочив в них, успел вырвать из ножной икры Льва кусок плоти. Лошади неслись стремительно... В следующий миг юноша сунул руку в волчью пасть, в самое горло. Волк задохнулся и, уже вблизи одной из деревень, замертво свалился с саней. Лев потом всю жизнь прихрамывал на раненую ногу. Будучи весьма общительным, Лев Наголкин беседовал с многими людьми, встречавшимися на пути и на торгах, расспрашивая о их жизни и делах. Впоследствии многих поражало то, что старец прекрасно знает быт людей всякого сословия – дворянского, купеческого, крестьянского, деревенского и городского образа жизни. По рассказам людей, он запомнил массу деталей из военного и морского быта. Казалось, он изъездил всю Российскую Империю, а он, будучи работником у купца, недалеко выезжал за пределы Калужской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Арх.: ГАБО. Ф. 7. К. 1. Ед. хр. 24, 31; РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 6; РГБ. Ф. 213. К. 3. Ед. хр. 26; К. 44. Ед. хр. 12; К. 46. Ед. хр. 3, 9; К. 49. Ед. хр. 1, 5, 10; К. 50. Ед. хр. 4, 6, 7, 9, 10; К. 51. Ед. хр. 6; К. 52. Ед. хр. 2; К. 74. Ед. хр. 24-33; К. 75. Ед. хр. 1-50; К. 99. Ед. хр. 8, 10; Ф. 214. Ед. хр. 297 (1-3), 319, 350-351, 360, 370-385, 618 (1-2). Соч.: Советование к сохранению заповедей: [Из писем Оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва)]/Изд. подгот.: иером. Леонид (Кавелин). [Б. м., 1860]; «Аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди»: Из писем оптинского старца иером. Леонида, в схиме Льва. М., 1880; Письма оптинского старца иеросхим. Льва (Наголкина)//Московский приходской сб. М., 1991. Вып. 1. С. 109-150; Письма к мон. Иоанникию (Бочарову)/Сост.: В. В. Каширина. [Козельск], 2002; Письма великих оптинских старцев/Сост.: А. Д. Червяков. М., 2003; Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. [Козельск], 2003. 2 т. Ист.: Парфений (Агеев), инок. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Св. Земле. М., 18562. Ч. 1. С. 275-280; Макарий (Иванов), иеросхим. Собр. писем. [Козельск], 1862-1863. 6 ч.; Климент (Зедергольм), иером. Жизнеописание оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва). М., 1876. Од., 1890 (переизд.: он же. Жизнеописание оптинского старца иером. Леонида. [Козельск], 1991); Первый великий старец оптинский иером. Леонид (в схиме Лев). Шамордино, 19172 (переизд.: Житие оптинского старца иером. Леонида (Льва). [Козельск], 1994); Житие оптинского старца Макария/Сост.: архим. Леонид (Кавелин). [Козельск], 1995р; Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997; Великий старец иеросхим. Лев Оптинский//ЖПодв. Окт. С. 379-426; Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собр. творений. М., 2004. Т. 6; 2007. Т. 8. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи. СПб., 1847. Ч. 2; он же. Ист. описание скита при Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

1991. С. 1). В «Записках... из истории Валаамского монастыря и с описанием своих путешествий по монастырям России» (РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 6.) игум. Антоний описывал пребывание старцев Л. и о. Феодора на Валааме и в Александровом Свирском мон-ре. Помимо свидетельств др. лиц игум. Антоний оставил свои воспоминания о старце, записал его 14 ответов на предложенные вопросы, касающиеся духовной жизни, и, наконец, посвятил своему наставнику стихотворение «Памяти отца Леонида» (др. название - «Плач на гробе отца»). Материалы (1846) игум. Антония к жизнеописанию старца вошли в рукопись из собрания Оптиной пуст. «Жизнеописание Леонида (Льва) (Наголкина) - материал к изданию» (РГИА. Ф. 213. К. 46. Ед. хр. 3. 22 л.). Воспоминания игум. Антония (Бочкова) опубликованы в книге архим. Леонида (Кавелина) «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пуст. и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи» (1847), а также во всех биографических очерках о старце. В книге о. Леонида опубликована и литография Л., выполненная П. Ф. Борелем. В качестве приложения к жизнеописанию старца архим. Леонид поместил «Вопросы ученика и ответы старца» - вопросы П. П. Тамбовцева к Л., опубликованные ранее в ж. «Маяк» (Маяк. СПб., 1845. Т. 22). Иером. Леонид (Кавелин) работал над жизнеописанием Л. и над подготовкой к изданию его писем, о чем свидетельствуют рукописные тетради (Письма (в списках) старца иеросхим. Льва (Леонида) (Наголкина)//РГБ. Ф. 214. Ед. хр. 370, 371), относящиеся к 1855-1857 гг. Однако в связи с назначением в Русскую духовную миссию в Иерусалиме эта работа иером. Леонидом не была завершена. В 1861 г. вышло жизнеописание прп. Макария (Иванова), составленное иером. Леонидом. В «Сказании о жизни и подвигах блаженныя памяти старца Оптиной пуст. иеросхим. Макария» есть гл. «Подвижническая жизнь [о. Макария] под руководством старца отца Леонида» (С. 55-63). В ней составитель поместил не только выдержки из уже опубликованных воспоминаний о. Антония (Бочкова), но и новые материалы, среди к-рых выделяются свидетельства очевидцев о взаимоотношениях 2 старцев, а также написанный прп.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

Амвросий (Гренков) Оптинский (23.11.1812 – 10.10.1891), преподобный. 08.10.1839 поступил в Оптину пустынь, был келейником старцев прп. Льва (Наголкина) Оптинского , прп. Макария (Иванова) Оптинского . Летом 1841 пострижен в рясофор, в 1842 – в мантию. В 1843 рукоположен в иеродиакона, а 09.12.1845 – в иеромонаха. С 1860 нес подвиг старческого служения. Всё время своего пребывания в монастыре прп. Амвросий занимался переводом и изданием трудов святых отцов. Прославлен в лике святых 06.06.1988 на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. – 54, 56, 79, 85, 95, 99, 102, 106, 114, 116, 127, 130, 135, 143, 146, 150, 157, 162, 165, 187, 190, 198. Амфилохий (Шапошников) Реконский (1740 – 09.08.1865), схимонах, подвижник благочестия, с 1813 по 1860 восстановитель Реконской во имя Святой Троицы пустыни. – 199. Амфилохий (Яковлев) Ростовский (09.10.1749 – 26.05.1824), иеромонах, иконописец; был прозван «гробовым старцем» за то, что в течение 40 лет ежедневно по нескольку часов стоял перед ракой с мощами св. Димитрия Ростовского . Император Александр 1 приезжал в келью старца для беседы. – 142–144. Анатолий (Мартыновский) (1793 – 08.08.1872), архиепископ, духовный писатель, творческий псевдоним – Авдий Востоков, иконописец. 04.08.1840 хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. 22.11.1844 назначен епископом Могилевским и Мстиславским. 19.04.1853 возведен в сан архиепископа. За свой полемический труд «Об отношениях Римской Церкви к другим христианским Церквам и ко всему человеческому роду», изданный в 1857, удостоен 02.12.1859 степени доктора богословия. – 165, 169, 171, 174, 175, 183, 187. о. Андрей – см. Глушков Андрей Иванович. Антоний (Бочков) (14.03.1803 – 05.04.1872), игумен, поэт, духовный писатель. Составил жизнеописание прп. Льва (Наголкина) . С 1845 (46) подвизался в Староладожском Николаевском монастыре. С 1852 духовник обители. Вскоре после этого перешел в Тихвинский Богородице-Успенский Большой монастырь. В 1857 возвратился в Староладожский монастырь. В 1857–1858 совершил очередное паломничество на Святую Землю и Афон. В 1850-е годы написал книгу «Русские поклонники в Иерусалиме», изданную в 1874. В 1859 назначен настоятелем Введенского Островского монастыря. В 1861 г. возведен в сан игумена. С 1862 по 1868 игумен Череменецкого Иоанно-Богословского монастыря. В апреле 1871 перешел в скит Николаевского Угрешского монастыря. – 142, 150, 159, 162, 163, 165, 167.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Краткое жизнеописание преподобных старцев Оптиной пустыни Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) Первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Чудеса, совершаемые старцем, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему. Кончина (день памяти): 11/24 октября 1841 г. Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860) Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860) Ученик и сотаинник старца Льва. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях – это смирение, считая её основанием христианской жизни. «Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет», - говорил преподобный. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Кончина (день памяти): 7/20 сентября 1860 г. Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) Кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея. Кончина (день памяти): 16/29 июня 1862 г. Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) Брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Перед своей кончиной он говорил: « Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».

http://pravoslavie.ru/56920.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010