Не следует отводить дочь от служения Богу А Анне, когда мать ее взяла, пусть ей повинуется; видно, еще время не приидет для водворения во обитель – Бог хочет искусить ее желание. Пищу может употреблять по ее произволению, это да будет на ее совести, а скучать не надобно и лучше просить Бога, да сам он устроит о ней, како весть на пользу. Мать же ее из последствий увидит, добро ли сделала, взяв ее и отводя от служения Богу. Это то самое, что вводит дочь в скуку и в неустроения, не должно ли сокрушать ее сердце и служит ей наказанием. А ежели еще, сохрани Боже, впадет в какие-либо пороки, то кто за нее даст ответ? Грамоте учиться ей, Господь да благословит. Чтобы поработать Господу, постарайтесь развязать себя с миром Чтобы Вам быть спокойнее и удобнее поработать Господу Богу, постарайтесь развязать себя с миром, расстаться со своими людьми, от которых Вы не токмо не получаете пользы, но еще находитесь в опасности дать за них Богу ответ, когда они в чем погрешат от Вашего за ними недосмотра и невнимания. Когда Вы от них будете свободны, то Вам уже не будет нужды входить в их положение насчет раздела. Впрочем, когда вражда поселилась в семействе, то лучше жить врозь: по их невежеству умиротворить трудно. Опасайся пристрастия к миру Пристрастия к миру опасайся, хотя он и льстит тебе спокойствием и утешением, они так кратковременны, что и не увидишь, как лишишься их, а наступит место раскаяние, тоска, уныние и никакого утешения. Ты говоришь, что желаешь быть в монастыре хоть последнейшею – исполняй же это: когда кто тебя укорит, помышляй, что ты последняя и достойна сего. Да даст тебе Господь по изволению твоему совершение добрых дел в поползновении твоем. При желании оставить мир, полагайтесь на волю Божию,– не надейтесь на свои силы и на свой разум. Писанием Вашим извещаете меня о предпринятом супругою Вашею путешествии в богоспасаемый град Киев для поклонения св. угодникам, а также и для искуса себя в жительстве обитающих горнего града путешественниц, желающих уневестить себя Небесному Жениху Христу. Намерение благое, да подаст Господь ей помощь Свою во исполнение намерения посвятить жизнь свою на служение Богу, оставя суету мира. Сие благо, но требует Божиего содействия, и помощи, и Вашего тщания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Совет об умеренном приеме пищи Удерживай себе от снеди и пищи, сколько можно, и старайся кушать умеренно легкой и известной пищи. Кажется Вам, после десятидневного поста появился аппетит, – слава Премилосердому Господу Богу о всех воздаяниях Его нам! Противо же чревонеистовства по возможности старайся удерживать себя. А особенно, аще хощеши исцелиться, всячески старайся пред матушкой отсекать свою треклятую волю во всем, и вскорости исцелишься от душетленной сей немощи. О сем благодари Премилосердого Господа, что матушке возвестил Вас принять по-прежнему, и не укосневай открывать все делаемые от врага помыслы, и сие ко исцелению тебе послужит. Ежели страждешь от слабости и матушка Варвара видит полезным с чаем употреблять хлеб, то и я соизволяю и благословляю. На сухоядение возьмите благословение у матушки А что Вы вопрошаете мою худость и просите моего недостойного благословения, дабы Вам единожды в день есть в вечер сухоядение, то и на сие заочно моих сил не достает сорассудить, не зная потонку Ваших дел и отношений между сестрами. Вы заметили, что от такового пищеупотребления бывает Вашим чувствам и телесным движениям облегчение; однако, хотя я и согласуюсь с сим, но не дерзаю един соизволить Вам на сие; проси матушку, ей Вы там виднее и Ваши сообращения, ежели же после усмотрите, что Вы сим будете себе вредить (то есть гордиться), то она, не относясь со мною, может Вам и паки сие оставить. Я не знаю, покажется ли для Вас тяжелым не досыта наедаться. А как видно из многих святых, что наиболее советуют употреблять и алкать, и утверждают за полезное, но и Вашей меры не опровергают. Как выше сказано, как матушка поблагословит, так и располагаю. Плотские помыслы Плотские поползновения врачуются покаянием и умеренностью Вы оскорбляетесь и малодушествуете, что бываете побеждаемы плотскими поползновениями. Но, о дочь любимая, не малодушествуем, ниже да смущаемся, хотя и падаем, да и паки призвав в помощь молитвы отец и матушкины, воспрянем и да полагаем начало, и да окаеваем себя, и познаем свою удобьпоползновенность и малосилие, и Бог Всемогущий и Человеколюбивый по нашему прошению со смирением и упованием всячески не посрамит, но сотворит избытие и отомстит нашему всезлобному сопернику и восставит нас и утвердит наши слабые силы мужественно стати противу стрел и насильственных наветов его! И притом, по вере Вашей и благому произволению, Господь дарует Вам чувство ко истинному покаянию и улучит благопотребный и спасительный конец!

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Феодора привести в пристанище благотишнее! Прости Господа ради, что адрес к о. Пафнутию забыл приложить в письме к вам. Но теперь прилагаю, но многосложное и достопонятное; при верной оказии перешли оное к нам обратно. – А что вы упоминаете о о. Аароне, что он нездоров и имеет род лихорадки – мы ему желаем быть здоровым и благодушным. Сие мы, яко человеки, по человечеству и рассуждаем, но Премилосердый Господь, яко истинный наш Отец и Попечитель, видно, лучшее устрояет, попущая все для нашего назидания; а потому мы должны все приключения принимать со всяким терпением и благодарением. Вы ему, больному, от нас все сие изъявите и поклонитесь; и брату Борису не поленись поклониться. Сие просим и молим вашу любовь купно с возлюбленным братом о. Харитоном в находящих слабостях и болезнях мудрствовать и терпеть со благодарением. Сократя, пребываем с нашим обычным чувствованием ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники, многогрешнии иеросхимонахи Антиох и расслабленный Леонид с прочими единомудренными братиями, униженно заочно кланяемся и просим ваших святых молитв в подкрепление наших немощей. [Без даты.] Письмо 12 Христос воскресе! Ваше преподобие! Прелюбезнейший о Господе собрат о. И[оанникий]! Усердно желаем тебе здравствовати душевно и телесно и о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе Христе радоватися! Приятное ваше писание, пущенное вами с о. Пафнутием, и при оном все означенные пожертвования благодетелей исправно получили. За ваше же благорасположительное старание и благоволение всеусерднейше благодарим, ибо наичувствительнейше успокаиваемся вами. Но мы, ничтожнии, благодарность нашу почитаем за ничто! Всемилостивый же и Великодаровитый Господь по Своему неизреченному милосердию да вознаградит вам Своим человеколюбием и благодатию за все ваши братские любовию наполненные деяния. Касательно ... вашу любовь уведомляю, что наш собрат о. И[зраиль], по надобности настоятеля, отправился в Путилово с лодочником Бурчиным за надгробною плитою, дабы решить четырехлетнюю завязку с домом покойного А-на; при благосприятном же случае мы советовали ему побывать к вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

А когда вы будете по воле своей начинати или делати, то вы сами свой суд и бремя носити будете, а мы, хотя многогрешнии и недостойнии, но пребудем чисты от крове вашей. Многогрешный и непотребный писал сии статьи иеросхимонах Лев, купно с советом единомысленного своего схимонаха отца Феодора своею рукою. Я и свидетельствую о сем, многогрешный и недостойный схимонах Феодор. Письмо 3.  М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н. Прелюбезнейшие наши отцы и собратия о. Г[авриил] и о. И[оанникий], усердно желаем вам о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе радоватися и благодушествовати. Приятное писание ваше мы недостойнии получили и 2 ф. калгану и 16 инбирю от служителя нашего Филиппа Ефремова и покорно благодарим за уведомления ваши. Мы не помалу удивляемся, прелюбезнеший наш батюшка о. Г[авриил], что вы оставляете свои душевныя язвы врачевати, а сокрушаетеся и смущаетеся о чужих мнимых вами недостатках, а кольми паче о настоятельских обстоятельствах. Мы о распоряжении начальников ответа Богу давати не будем; а они за нас, подчиненных, неотменно ответ Богу отдадут. Аще и святый будет настоятель, а мы будем стропотны, и непокорливы, и по своим волям ходящии, никакой нам пользы не будет, а разве большее осуждение будет. Внимаем себе и о своих душах печемся, како предстати пред судищем Христовым и ответ отдати Богу за содеянные нами дела, словеса и помышления, а не о других нам, самим немощным, пещися; но оставим то сильным, и здравым, и могущим пользовати других. А о сем ты не удивляйся, что по приезде твоем и по прочтении писем о. И[оанники]ю напало большое расслабление от уныния: если бы он располагался в волю Божию о жительстве своем, как и мы многогрешнии прежде вам советовали, то бы, получа и прочитавши письма, непременно должен ощутить облегчение и разрешение в душе своей. А теперь видно от действа, что он сложился по треклятой своей воли, как ему бес внушил и советовал, и теперь увидел, что его воля, советуемая от беса лукавого, не исполняется, и от того он унывает и сокрушается. Но только вы будьте уверены от нас, что мы не обременяем вас и не понуждаем, чтоб вы нас слушали и нашего совета держались; а мы только делаем, чтоб нам совесть свою очистить и на Страшном Суде ответа Богу не отдать. А вы когда будете по своим волям жити и по своим хотениям, которые противны воле Божией, будете творити свой суд, носити и бремя будете, а мы чисти пребудем от крове вашея; а вы что будете сеять, то и пожнете.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Из оных Вы увидите важность сана и сообразите Вашу способность и силу с немощами душевными и какой предлежит дать ответ не за себя точию, но и за души других. И хотя Вы надеетесь по младости Вашей продолжения жизни, но сие неизвестно, – надобно пользоваться настоящим временем и не терять оного, данного нам на покаяние. Господь наш Иисус Христос не велел отлагать времени: «Бдите и молитеся, яко не весте, в кий час тать приидет» ( Лк.12:39 ). За нужное считаю воспомянуть Вам об известном собрате нашем, о. архимандрите Паисии Радовецком: он многократно просил моего недостойного совета об оставлении начальства, но, медля исполнить оное, преселился от здешней жизни, не получил желаемого успокоения в желаемом безмолвии и рассматривании себя. Малодушие Ваше и страх, что будет после раскаяние, приносит Вам завидущий спасению Вашему враг, желая сими плевелами подавить прозябающее в Вас доброе семя и погасить воссиявающую в Вас искру к желанию исправления и спасения. Я за сие не ручаюсь, точно он будет Вам приносить раскаяние об оставлении, но когда облечетесь верою во оружие Божие, то стрелы его вменятся Вам яко младенческие. Когда видите свою душевную тщету и желаете избавиться от нее, то должны приготовиться к терпению и перенесению его нападений: что бы ни случилось перенести скорбное, то на все оное обязаны мы обетами нашими. К очищению грехов и к снисканию смирения необходимы скорби, которые когда и прийдут, то не без промысла и попущения Божия, и помощь Его ниспосылается. Вспомните, что Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный, бесскорбный. Предложив Вам отеческие учения и мое скудоумное рассуждение о сем предмете, оставляю Вашему самовластию избирать лучшее. Приступая к оному, прежде молите Премилосердого Господа, да устроит Он о Вас так, как воле Его угодно, и подаст силу и крепость к попечению, – когда будет Его воля, могущая возвести в благое устроение и благонадежие ко спасению. Молю Премилосердого Господа, да даст он Вам в сем деле последовать истинному разуму по воле Его святой и укрепит Вас во искушениях. Немирствие

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Вы, хотя и думаете о себе, что имеете твердое намерение к исполнению сего обета, но на оное не надейтесь, а более отдавайтесь в волю Божию и просите Его помощи. Вам еще неизвестны вражие козни и подсады: он старается людей смущать и искушать, что попущено Богом к нашему смирению, чтобы не надеялись на свои силы и на свой разум, но в сем, последнем, повиновались бы опытным и искусным людям, которые сами прошли деятельно путь сей, – но теперь для вас еще неясны мои слова. Когда же сподобит Господь вас прияти на себя «легкое Его бремя и благое иго» ( Мф. 11:30 ), тогда в действительности уразумеете и познаете силу и пользу моих слов, происходящую от отвержения своей воли и покорение оной другому, ради Бога и спасения своей души. Поручаю вас покровительству Всемогущего Господа, и Господь Премилостивый да сохранит вас от всех сетей вражиих, и да простит вам вся согрешения ваша и аз ничтожный посылаю Вам отеческое прощение и благословение. 30 мая 1834 года. 112. Желание оставить мир укрепляется житейскими испытаниями Вы пишете, что по получении моего недостойного письма, много себя укоряли и окаявали. Вы, кажется, излишне себя уничтожаете и от сего во уныние и в тлетворную печаль впадаете, а посему прошу вас и молю, да потщитеся со благодушием, терпением и упованием продолжать дни жизни вашей и при том благодарить Премилостиваго Господа, что вам по Своему милосердию даровал таковые благоутешные чувства и попечения об убогих душах своих ко спасению. И при благодарных чувствах силен и всемогущ Великодаровитый Господь в конце благоназидательности устроить вашу участь и, по совершенной Его воле и милосердию, равно и детей ваших всячески устроить, только мы, по апостольскому завещанию, да с терпением течем на предлежащий вам подвиг ( Евр. 12:1 ). А что вам теперь представляется тяжестно и молвно продолжать в мире жительство и сего ради скучается много, что, кажется, на крылышках полетели бы в желаемое вами тихое пристанище; но, о прелюбезнейшие, да будет вам известно, что теперяшняя ваша сия жизнь послужит вам в предбудущее время в пользу, а именно, ежели вас Господь по Своему милосердию удостоит в монастырях жительствовать, то по времени будут от общего врага и мысленные брани, будет наводить и воспоминать прежнюю жизнь и в приятности представлять. И вы теперь хорошенько поразмыслите, вкусите до сытости горести ее, тогда сим можете отражать мысли вражеские, смутить хотящие вся!

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

не удовлетворены как следует, и видно, что не так искусным духовникам, коим Вы исповедывали. И потому св. духоносные отцы уставили в новоначалие пришедшим и желающим восприять монашеский ангельский образ, дабы от юности все свои согрешения генерально исповедали и тем очистили свою совесть и душу, и вновь положили новый фундамент, т.е. очистившись и облегчившись от такового бремени, с легкостью восприять тризну послушаний. – Так я, многогрешный, и Вашей любви советую просить и молить Премилосердого Господа и Бога, дабы послал Вам своим промышлением такового духоносного отца, которому бы Вы могли все свои от юности до сего возраста согрешения исповедовать и который мог бы Вам внушить важность оных. Хотя мы теперь и не в силах оных епитимиею удовлетворить, то хоть достодолжным раскаянием и слезами удовлетворить, за оные и умилостивим Премилосердого Господа, дабы пооблегчил нас от тягости бремени и даровал бы нам бодрость и силы возмочь против всеобщего врага диавола. Когда Господь по Вашей вере и усердию удостоит Вас таковым духоносцем и Вы по вышеозначенному учините, тогда увидите внутри своей души мир, и радование сердца, и умиление, орошающие и утешающие Вас утешением неоцененным. Исправление Желание исправления без благого начала мертво есть Письмецо твое прочитал, – все одно пишешь, что жалуешься на себя о неисправлении своем и просишь во утешение молитв святых. Я хвалю твое желание и желаю, чтобы в сердце твоем произрастал достойный плод исправления и покаяния, но знайте, что желание без дела нисколько не воспользует, как «вера без дел мертва есть» ( Иак.2:26 ), точно так и желание без благого начала мертво есть. Не только мы, грешные, но и сами угодники не в силах помощи тем, которые сами не стараются о исправлении своем. Потщись в озлоблении полагаться на Божию помощь и спасешься, и Господь тебе поможет во всем, Которому тебе и все семейство твое поручаю. Храните свою совесть и открывайте худые помыслы Писание Ваше получил, из коего видно, что в нас с тобою в исправление нашей жизни к назиданию душевному понуждения никакого не оказалось, а потому до избытка и унываешь, что советов душеполезных не исполняешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Всепремудрый Создатель да упремудрит Вас в пользу сей и прочих, Которому и поручаю любовь вашу. Еще я, ничтожный, почел за нужное убедить страждущую Елену, дабы она, хотя с понуждением, некоторые мечты и приведении отчасти пересказывала сестре своей Евдокии, дабы тем наиболее соединить их в любви и тем вражии козни обличать и посрамлять. И все непременно повторять пред вашею святынею. Мы также заблагорассудили, чтобы сестра Евдокия каждый вечер прочитывала молитву: «Да воскреснет Бог и расточатся враги Его» и все двери, и окна, и одры св. крестом ограждала. 25 января 1833 года. 138. Св. отцы заповедовали новоначальным генерально исповедовать все свои грехи от юности. Надо молиться о послании искусного духовника. Всячески избегайте ропота Писаньице ваше мы при письме матери Тавифы исправно получили. Слава Всепремилосердому Господу, даровавшему вам здравие и благоденственное пребывание, и дабы Всемилостивый и Великодаровитый Господь по своему неизреченному милосердию соблаговолил бы вашей любви преподать Свою благодать для рассуждения и понятия, всеваемых от всеобщего врага диавола различных козней на прельщение нас и юных сестер в различные его сети. Но дабы вам предусматривать вины и предохранять себя и последующих вашему любомудренному наставлению, вы изволите вопрошать нашу худость со истинным откровением о прежних поползновениях, хотя которые и исповедывали духовникам, но бремя отягощений от совести не облегчается, но обременяетесь и смущаетесь, т.е. не удовлетворены как следует, и, видно, что не так искусным духовником, коим вы исповедывали. И потому св. духоносные отцы уставили в новоначалие пришедшим и желающим восприять монашеский ангельский образ, дабы от юности все свои согрешения генерально исповедали и тем очистили свою совесть и душу, и вновь положили новый фундамент, т.е. очистившись и облегчившись от такового бремени, с легкостью восприять тризну послушаний. – Так я, многогрешный, и вашей любви советую просить и молить Премилосердаго Господа и Бога, дабы послал вам своим промышлением такового духоносного отца, которому бы вы могли все свои от юности до сего возраста согрешения исповедовать и который мог бы вам внушить важность оных.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

У отца Леонида была поговорка: «Душу спасти – не лапоть сплести». Прозрев однажды помысел пришедшего брата о том, что от отца Леонида что-то не видно чудес, о которых он много слышал, старец, преподав ему благословение, сказал: «А это разве не чудо, чтобы обтесать такой базарный пень, из которого со временем выйдет что-нибудь хорошее и годное!» 106 (старец имел в виду именно этого брата, который впоследствии был духовником Киево-Печерской Лавры). «Бывало, – рассказывал один ученик старца, – батюшка сделает мне такой строгий и грозный выговор, что едва на ногах устою; но тут же и сам смирится, как дитя, и так умиротворит и утешит, что на душе сделается легко и отрадно, и уйдешь от него мирный и веселый, как будто батюшка меня хвалил, а не укорял» 107 . «“Если бы ты был, яко апостол, простосердечен, – сказал однажды отец Леонид своему ученику, – если бы ты не скрывал своих человеческих недостатков, не притворял бы себе особенного благоговения, ходил бы не лицемерствуя, то этот путь – ближайший ко спасению и привлекающий благодать Божию. Непритворство, нековарство, откровенность души – вот что приятно смиренному сердцем Господу: Аще не будете яко дети, не внидете в Царствие Божие”. Потому учениками старца отца Леонида не могли быть люди лукавые или политики (лицемеры). Они не выдерживали его взгляда и хотя прилеплялись к нему, но ненадолго» 108 . Один из ближайших учеников старца – будущий игумен Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря и духовный писатель Антоний (Бочков) писал: «Келия старца, от раннего утра до поздней ночи наполненная приходившими к нему за духовною помощию, представляла картину, достойную кисти художника. Старец, в простой одежде, в короткой мантии, был виден из-за круга учеников своих, которые стояли пред ним на коленях, и лица их были одушевлены разными выражениями чувств. Иной приносил покаяние в таком грехе, о котором и не помыслил бы не проходивший послушания; другой со слезами и страхом признавался в неумышленном оскорблении брата. На одном лице горел стыд, что не может одолеть помыслов, от которых желал бы бежать на край света, на другом выражалась хладнокровная улыбка недоверия ко всему видимому – он пришел наряду с другими явиться только к старцу и уйти неисцеленным; но и он, страшась проницательного его взгляда и обличительного слова, потуплял очи и смягчал голос, как бы желая смягчить своего судию ложным смирением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Понуждай себя чувственно и мысленно терпеть находящее страдание Хотя мы с тобою и лишены настоящей тризны послушания, но Премилосердый и Великодаровитый Господь по Своему неизреченному милосердию браздами и уздою востягивает Вас, не приближающуюся к Нему, наложив на Вас крест нести терпеливо Ваши болезни. По совету нашего недостоинства понуждай себя повсечастно продолжать чувственно и мысленно терпеть находящее страдание и благодарить Всемилостивого Врача душ и телес наших. Неужели только человек единым своим деянием может когда-нибудь получить вечное блаженство? Едиными заслугами и страданием дражайшего нашего Господа и Искупителя милость и дары человечеству даруются. Потерпите мало находящее с благодарением и терпением, и вас Всемилостивый Господь туне спасет, и дарует вам вечное блаженство, и в лики всех святых учинит. Милосердием Божиим и горькое в сладость претворяется Изволите писать благодарение Всемилостивому и Великодаровитому Господу, даровавшему Вашей любви ношение креста, т.е. болезни, за то, что Вас Всевышний Творец утешает и от недостойных уст и сообращений отвращает. Но милосердием Его и горькое в сладость претворяется! И мы, непотребные, о таковом Вашем чувствовании сорадуемся, потому что согласуем с преданиями святых отец. Просите Господа, чтобы вместо телесных открыл бы Вам и сердечные очи А что Вам, матушка и сестрица, Всемилостивый Господь послал на телесные очи слепоту, то за сие да будем благодарны создавшему нас и устрояющему наше спасение единственно для назидания душевного, дабы Всемогущий Господь по своему неизреченному милосердию вместо телесных открыл бы Вашей любви сердечные очи, которые для нас так нужны, паче всяких сокровищ драгоценнейших. – И когда Господь дарует, хотя и едино открыть из оных, тогда воистину увидим всераспростертые сети ко прельщению нас от всеобщего врага диавола и при помощи благодати Божией начнем от оных остерегаться и со смирением и упованием паки молить Всемогущего Господа, дабы сохранил нас и вразумил, как противостать сопернику нашему, дабы отомстить ему за все его наглые оскорбления, нам нанесенные. – Тогда воистину ощутим внутри сердца своего душевный мир и любовь к Богу, яко всем человеком. Тогда благодатные наши минуты нам будут чувствоваться, и со благодарением и излитием умилительных слез потечет источник, умиляющий и услаждающий сердце твое, утешением неизреченным коим и благое Ваше желание ко вечности наполнится.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010