Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЯ (Сомова Мария Николаевна, 1811 - 13.02.1894, Кашира Тульской губ.), прп. (пам. 13 февр. и 22 сент., в Соборе Тульских святых), игум., настоятельница (1884-1888) каширского во имя великомученика Никиты женского монастыря. Из дворян Одоевского у. Тульской губ. Род. в семье поручика артиллерии, получила домашнее образование. В 1836 г. по благословению преподобных Льва (Наголкина) и Макария (Иванова) поступила в белёвский в честь Воздвижения Креста Господня жен. мон-рь. М. вместе с сестрой Марфой Сомовой (впосл. мон. Македония) стала ходить на откровение помыслов к ученице прп. Льва рясофорной инокине Анфии (Кононовой, в монашестве Магдалине). Впосл. Марфа, не понимавшая сути старческого окормления, стала инициатором обвинения прп. Льва и его учениц в ереси. Это обвинение поддержал монастырский свящ. Григорий Попов, который ездил в Киев и изложил ситуацию схим. Парфению (Краснопевцеву), духовнику митр. Киевского свт. Филарета (Амфитеатрова) . 24 янв. 1839 г. прп. Макарий в письме к свящ. Григорию подробно разъяснял суть старчества и практики откровения помыслов и просил не верить ложным обвинениям (Житие оптинского старца иером. Леонида. 1994. С. 283-287). Однако увещевания не возымели действия. Еп. Тульский и Белёвский Дамаскин (Россов) вызвал игум. Епафродиту и о. Григория, который подтвердил, что распространителями «масонства» в мон-ре являются старица Анфия и послушница Мария Сомова. Мон. Анфия была обвинена в том, что «привлекает к себе сестер, распространяет между ними какое-то новое учение, исповедует их и разрешает именем отца Леонида». Отец преподобной Н. И. Сомов обвинял мон. Анфию и в том, что она присваивает деньги его дочерей. В рапорте от 24 нояб. 1840 г. в Тульскую духовную консисторию белёвская игум. Епафродита писала, что «никакой другой ереси» в ученицах прп. Льва «не нашла, как одно лишь монахини Анфии своевольство» (Там же. 1994. С. 280, 290). 3 февр. 1841 г. указом Тульской духовной консистории предписывалось снять рясофор с мон. Анфии и выслать ее из мон-ря. Была выслана и Мария Сомова, как «неукаженная» послушница, другие ученицы оставлены под надзором. В марте 1841 г. преподобные Лев и Макарий писали игум. Борисовской Тихвинской пуст. Анатолии (Яновской), что сестры «не имеют места, где главу подклонити» (РГБ. Ф. 213. К. 79. Ед. хр. 8. Л. 20 об.). Мария Сомова пыталась поступить в орловский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь, однако ей не позволили даже переночевать там (Там же. Л. 21). Узнав о случившемся, архим. св. Игнатий (Брянчанинов) предложил мон. Анфии перебраться в «северные пределы» ( Игнатий (Брянчанинов). 2004. Т. 6. С. 561).

http://pravenc.ru/text/2561468.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Творения Творения преп. Льва (Наголкина) — первого оптинского старца, возобновителя старчества в России. Сюда вошли письма старца Льва: ранние письма Валаамского монастыря, а также составившие основную часть сборника письма, написанные от лица двух старцев — Льва и его ученика Макария к общим духовным чадам из скита Оптиной Пустыни (здесь же симфония к письмам). Также в этом томе читатель найдет «Вопросы ученика и ответы старца»: келейные записки Павла Петровича Тамбовцева, одного из учеников преподобного старца Льва. Павел занимался перепискою книг святых отцов, и иногда, под диктовку старца писал ответы к многочисленным его духовным детям (здесь же «Вопросы другого ученика (Антония Бочкова) и ответы старца»). Собрание писем Содержание  1 Предисловие 2 Письма к Акилине Ивановне Черкасовой и Любовь Николаевне 2.1 1. Терпение чужих немощей. Выше сил послушания не даются 2.2 2. «Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал, 3, 28). Послушание. Вы еще не достигли преблаженного послушания и отсечения своей воли 2.3 3. Рукоделие отгоняет уныние 2.4 4. Не огорчайтесь, если долго нет ответа 2.5 5. Свойства духовного родства. Не малодушествовать: ободряйте свою душу верой и упованием на Господа 2.6 6. Необходимо открывать помыслы духовному отцу. Малодушие попускается за высокоумие. Прелесть. Терпение при укорениях приносит пользу 2.7 7. Совет о совместном жительстве по заповедям Божиим 2.8 8. Испытания даются по силе. Где терпение, там заступление благодати и милость 2.9 9. Испытание при переезде воспитывает терпение. Нудитесь к творению заповедей Господних. Совет при досаде на другого человека. Молитва. Выбор духовника по «чувствованию сердца» 2.10 10. Приучайте себя к терпению. Как поступать с изъеденной просфорой. Осознание своих немощей. Где смирение, там неподалеку и спасение. Совет о покупке дома. Самочиние 2.11 11. Таинство причастия и исповеди. Не отчаивайтесь: если упали - восстаньте

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прмч. Исаакий (Бобраков). Фотография. 1915 г. (архив Оптиной пуст.) (Бобраков Иван Николаевич; 1865, дер. Остров Малоархангельского у. Орловской губ.- 8.01.1938, близ Тулы), прмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Оптинских старцев), архим. Из крестьянской семьи, его отец стал схимонахом Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. Иван научился в сельской школе чтению и письму. В 1884 г. поступил послушником в Оптину пуст. Нес клиросное послушание. 17 дек. 1897 г. определен в братию пустыни. 7 июня 1898 г. пострижен в монашество с именем Исаакий, 20 окт. того же года рукоположен во диакона. 24 окт. 1902 г., в день освящения Казанского собора Шамординского Амвросиева в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы мон-ря , Калужский еп. Вениамин (Муратовский) рукоположил И. во иерея. После кончины прп. Амвросия (Гренкова) его духовником был старец прп. Иосиф (Литовкин) . После смерти 30 авг. 1914 г. настоятеля Оптиной пуст. схиархим. Ксенофонта (Клюкина) И. был избран новым настоятелем. 7 нояб. того же года назначен на должность с возведением в сан игумена, с 16 нояб. архимандрит (при перечислении настоятелей Оптиной пуст. И. нередко называют Исаакием II, чтобы отличать его от прп. Исаакия (Антимонова) ). При И. в авг. 1915 г. обитель посетил свт. Макарий (Невский) , митр. Московский, в апр. 1916 г.- вел. кн. Дмитрий Константинович, кнж. Татьяна Константиновна и кн. Константин Константинович. С кон. 1913 г. в Оптиной пуст. на покое жил Михей (Алексеев) , бывш. еп. Уфимский. Формально он не участвовал в монастырском управлении, но оказывал на И. психологическое давление, отличаясь тяжелым характером. И. принадлежала инициатива объединить часовни над погребениями оптинских старцев в одно теплое помещение с крышей (проект не был осуществлен). По его же идее в Оптиной пуст. были подготовлены к изданию материалы для Жития прп. Льва (Леонида) (Наголкина) (напечатаны в 1917 в типографии Шамординской обители).

http://pravenc.ru/text/674772.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) 6. Подвиг старчества Иоанно-Предтеченский Скит Оптиной Пустыни знаменит своими преподобными старцами. Череда этих духоносных мужей протянулась от первого из них – иеросхимонаха Льва (Наголкина) – на сто лет вперед. Ими направлялась вся жизнь Оптиной и Скита, и не только духовная. К ним обращались с откровением помыслов и со всяким вопросом не только рядовые монахи, но и начальствующие, в том числе и настоятели. За редкими исключениями старцы жили в Скиту. Ради них в это тихое место устремлялись жаждущие духовного исцеления люди со всех концов Святой Руси. Старцы основывали монастыри, и иногда один скитский старец был духовным отцом и наставником нескольких окружных обителей, в особенности женских. Скитские старцы не только давали разумные советы – они чаще всего определяли для человека весь его будущий жизненный путь, непременно долженствовавший совпасть с путем вечного спасения. Мало того, они имели и сверхъестественные дары от Господа, дары апостольские: прозрение будущего, исцеление душевных и даже телесных недугов. Нередко они, не спрашивая о том наперед, называли незнакомого человека по имени, напоминали забытые ими грехи, иногда относящиеся к далеким временам детства… Люди чувствовали их внутреннее смирение, их самоотверженность при великой любви к ближним, кто бы это ни был – крестьянин, купец, сановник, простая работница или барыня. У людей после общения с Оптинскими старцами возникали часто неведомые им до того чувства – любви к Богу, к молитве, к храму, к ближнему, ненависть ко греху… Так и хочется сказать, что не было на земле должности важнее старческой. Старчество возникло вместе с христианством. «Этот, основанный на евангельском, апостольском и святоотеческом учении образ монашеского жития, – писал один из насельников Скита, иеромонах Климент (Зедергольм), в Житии старца Леонида, – в наше время пришел в такое забвение, что считаем не лишним сказать здесь о нем несколько слов». Так как в наше время в России старчество весьма редкое явление, то прислушаемся к объяснениям отца Климента.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Вышел 40-й том «Православной энциклопедии»      Том открывает статья «Лангтон», посвященная архиепископу Кентерберийскому (ок.1150-1228), бывшему одним из виднейших деятелей средневековой Англии, Завершает том публикация «Ливан», рассказывающая о средиземноморской стране, сыгравшей важнейшую роль в ветхозаветной истории и истории древней христианской Церкви. Подробно описывается религиозный состав народов, населяющих Ливан. Многие статьи нового тома носят биографический характер, присутствует множество публикаций, посвященных различным персоналиям, христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам. Среди них следует выделить статью, посвященную выдающемуся религиозному писателю, философу и политологу Константину Николаевичу Леонтьеву, обладавшему, по мнению Н.А. Бердяева, «самым блестящим и своеобразным умом в русской литературе». Как отмечал историк П.Н. Милюков, «Леонтьев всегда говорит прямо то, что другие подразумевают». Фундаментальные статьи посвящены деятельности святителя Льва Катанского, преподобного иеросхимонаха Оптиной пустыни Льва (Наголкина), преподобномученика Льва (Егорова), расстрелянного в Сиблаге. 40-й том содержит целый ряд статей, посвященных деятелям Церкви и византийским императорам, носившим имя Лев, например, восточно-римскому императору Льву I Великому (годы правления 457-474), период царствования которого совпал со временем распада Западной Римской империи, Льву III Исавру (годы правления 717-741), известному как организатор иконоборческой компании, Льву V (годы правления 813-820), прославившемуся войнами с болгарским ханом Крумом, Льву VI Мудрому (годы правления 886-912), при котором были изданы крупнейшие правовые своды. В «Энциклопедии» присутствуют статьи о выдающемся византийском историке Льве Диаконе, византийском дипломате Льве Хиросфакте, родственнике легендарной императрицы Зои Карвонопсины. Из биографий Римских Пап с именем Лев наиболее подробна посвящена деятельности Папы Римского Льва Великого (понтификат 440-461), спасшего Рим от варваров и активно влиявшего на ход Вселенского Собора в Эфесе 449 г. В статье присутствует подробный анализ христологии, сотериологии, учения о творении человека, учения о Боге и Троице Папы Льва Великого. Также значительные по объему статьи посвящены Папе Льву III (понтификат 795-816), короновавшему Карла Великого (800), Папе Льву IV (понтификат 847-855), восстановившему частично римские укрепления, Папе Льву IX (понтификат 1049-54), с чьей деятельностью связывают схизму 1054 г., Папе Льву X (понтификат 1513-21), чей портрет с кардиналами кисти Рафаэля из галереи Уффици хорошо знаком любителям ренессансной живописи, Папе Льву XIII (понтификат 1878-1903), ставшему узником Ватикана в связи с объединением Италии и долгим отсутствием урегулирования вопроса о политическом статусе римского папства. В данном томе «Православной энциклопедии» присутствует также статья о Латеранских соглашениях 1929 года.

http://pravoslavie.ru/91559.html

Уважайте церковнославянский язык Принципиальным средством для популяризации церковнославянского языка и поддержания его авторитетного статуса служит грамотное научно-практическое освоение. В этом направлении делается немало ценного и важного. В силу многих причин в конце XX века специалисты и не-специалисты заново знакомились с богослужебным языком. И следует признать, что эта первичная «приглядка» несколько затянулась. Пришла пора серьезного, фундаментального изучения церковнославянского языка – с возможно широким использованием новейших достижений в лингвистике и методике. Однако некоторым авторам такая очевидность, судя по всему, не приходит в голову. Они работают по старинке, по инерции: мол, все равно никто ничего толком не знает – и так сойдет. Вдумчивому, строгому, научному исследованию предпочитается топорный, приблизительный, небрежный разбор фактов. А сейчас это можно простить разве что ученикам начальной воскресной школы. Разумеется, все продукты, выходящие из человеческих рук, далеки от идеального совершенства. Тем не менее насаждение нелепых ошибок в трудах, претендующих на научность и дидактичность, недопустимо, поскольку дискредитируется не только автор, но и ни в чем не повинный объект его внимания: в данном случае – богослужебный язык. Тех, кто знаком хотя бы с самым элементарным учебником по церковнославянскому языку, должна просто возмутить и обидеть статья В. В. Кашириной «Церковнославянизмы в письмах преподобного оптинского старца Льва (Наголкина): характер употребления и типология» . Название – емкое и многообещающее. Но содержанию оно нисколько не соответствует. О «характере употребления» не сказано ничего: каковы же все-таки функции церковнославянизмов в письмах старца Льва, как оценивается коммуникативная уместность, каким образом выстраивается вербальная стратегия, какой характер приобретает в конце концов рассматриваемый идеостиль и т. д. и т. п. Типология церковнославянизмов в статье есть. Но она поспешно сшита на живую нитку, построена на примитивных структурно-формальных основаниях и ошеломляет катастрофическим количеством ошибок. Кроме того, не исключено, что полный перечень (даже и с погрешностями) не приведен.

http://pravoslavie.ru/68.html

Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь. Где смирение, там и простота, а сия Божия отрасль не испытывает судеб Божиих. Бог не презирает молитвы, но желания их иногда не исполняет единственно для того, чтобы по Божественному Своему намерению устроить все лучше. Что бы было, если бы Бог Всеведец - совершенно исполнял наши желания? Я думаю, хотя не утверждаю, что все земнородные погибли. Живущие без внимания к самим себе, никогда не удостоятся посещения благодати. Когда не имеете спокойствия - знайте, что не имеете в себе смирения. Это Господь явил следующими словами, кои вместе с тем показывают, где искать спокойствия. Он сказал: Научитеся от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Советы преподобного Моисея (Путилова) Если кому когда милование какое-нибудь сделаете - за то помилованы будете. Если постраждете со страждующим (невелико, кажется, сие) - с мученики счисляетесь. Если простите обидящего, и за сие не только все грехи ваши простятся, но дщерью Отца Небесного бываешь. Если помолишься от сердца о спасении, хотя и мало, спасешься. Если укоришь себя, обвинишь и осудишь себя пред Богом за грехи, совестью чувствуемые, и за то оправдана будешь. Если исповедуешь грехи свои пред Богом, за сие вам прощение и мзда. Если попечалуешь о грехах или умилишься, или прослезишься, или воздохнешь, воздыхание твое не утаится от Него: " Не таится бо от Него, - говорит св. Симеон, - капля слезная, ниже капли часть некая " . А св. Златоуст глаголет: " Аще посетуеши точию о гресех, то приимет Он в вину твоего спасения " . Поверяй самого себя каждодневно: что ты посеял на счет будущего века, пшеницу или терние? Испытавши себя, располагайся к исправлению лучшего на следующий день и таким образом всю жизнь проводи. Ежели плохо проведен был день настоящий, так что ты ни молитвы порядочно Богу не принес, ни сокрушился сердцем ни однажды, ни смирился в мысли, ни милостыни или милостыню никому не сделал, ни простил виноватого, ни стерпел оскорбления, напротив же того, не воздержался от гнева, не воздержался в словах, пище, питие, или в нечистых мыслях ум свой погружал, все сие рассмотрев по совести, осуди себя и положись на следующий день быть внимательнее во благое и осторожнее в злое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/139/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (Александр; † 10.10.1880), иеросхим. Род. в крестьянской семье, в детстве служил батраком у скотопромышленников. С юных лет стремился к монашеству, пришел в Оптину пуст. , где был принят игум. прп. Моисеем (Путиловым) в число братии и определен в монастырскую поварню. Через неделю Александра взял в келейники прп. Лев (Леонид) (Наголкин) , к-рому было видение прп. Александра Свирского , небесного покровителя юноши. Александр служил поваром и кучером, нек-рое время жил под духовным началом прп. Льва вместе с прп. Макарием (Ивановым) . Совершил много паломнических поездок - на Афон, в Палестину, пешком дошел до Валаама, посетил Александров Свирский и мн. др. мон-ри. В Киеве принял постриг и поступил в Киево-Печерскую лавру . Рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха, был назначен старшим лаврским духовником. Будучи еще нестарым человеком, по настоянию наместника лавры о. Лаврентия принял схиму с именем Антоний. А. К.-П. присутствовал на всех службах в Великой ц. лавры, нередко совершая богослужения наряду с др. иеромонахами. В любое время дня и ночи старец принимал желающих исповедаться, он имел огромное количество духовных детей, в т. ч. на Афоне и в Палестине, с к-рыми поддерживал переписку. Принимал участие в судьбе инокинь Дивеевского Серафимова мон-ря во главе с бывш. игуменией обители Евпраксией (Замятовой), удаленных из мон-ря в марте 1862 г. в связи со смутой в обители, и опекал впосл. созданный ими нижегородский Серафимо-Понетаевский мон-рь . Обладал даром прозорливости. Скончался от воспаления легких. Отпевание А. К.-П. было совершено настоятелем лавры архим. Иларионом с 6 игуменами и 8 иеромонахами при большом стечении народа. Погребен на лаврском кладбище в Спасо-Преображенском скиту под Киевом. Соч.: Посмертные записки иеросхим. Киево-Печерской лавры о. Антония. М., 1881. Лит.: Ковалевский А. Воспоминания о духовнике Киево-Печерской Лавры иеросхим. Антонии. Б. м., 1881; ЖПодв. Октябрь. С. 293-316.

http://pravenc.ru/text/116072.html

Наставник и чудотворец: Жизнь Оптинского старца преподобного Нектария (Тихонова) Монах Лазарь (Афанасьев) Наставник и чудотворец: Жизнь Оптинского старца преподобного Нектария (Тихонова)/Авт.-сост. монах Лазарь (Афанасьев). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. 160 с.: ил. (Серия «Подвижники благочестия XX века»). Монах Лазарь (Виктор Васильевич Афанасьев) — член Союза писателей России с 1971 года. Он автор многих книг — стихов, прозы, литературоведческих и исторических, сочинений духовного характера; среди них десять книг об Оптиной пустыни. Особое его направление — рассказы, стихи и сказки для отроков (всё в православном духе). В книге о преподобном Оптинском старце Нектарии (Тихонове) отдано предпочтение документам. Вместе с авторским текстом они рельефно воссоздают образ великого прозорливца и молитвенника. В тексте сохранены отдельные особенности написания, предложенные автором. ПРЕДИСЛОВИЕ Какие они великие и непостижимые, Божьи дела! Какими великими дарами может Он почтить Свое создание – человека! В данном случае я имею в виду монахов – старцев-наставников, подвижников суровой аскетической жизни. Таковые люди — прозорливцы и чудотворцы — являлись среди христиан во все века. Это были поистине Божьи избранники. Через Него, научаемые Им, служили они людям, наставляя их на путь вечного спасения, удерживая от падений, исцеляя от духовных и телесных болезней. Каждый из них — в своей мере — повторял земной путь Иисуса Христа. Иногда возникали такие чудесные явления, как непрерывная цепь старцев, — например, в Оптиной пустыни в XIX — начале XX века. Здесь, как свеча от свечи, — друг от друга — возгорались их великие души чудесными способностями, главная из которых — видение Божьей воли по отношению к конкретным людям, обращавшимся к ним за духовной помощью. В Оптиной пустыни цепь этих великих наставников протянулась от старца Льва (Наголкина) до старцев Нектария (Тихонова) и Никона (Беляева). О них много написано — есть очень хорошие их жития, краткие и пространные, сохранились и частично изданы их переписка, дневники, воспоминания о них и документы.

http://pravoslavie.ru/61041.html

(Стрыгин, в монашестве Агапит; 1810 г., г. Козельск Калужской губ.- 9.02.1878, Гефсиманский скит), иеросхим., затворник. Родители А. Г., из казаков, были благочестивыми людьми, мечтавшими, чтобы их сын стал монахом. Семья была небогатой, и юноше пришлось работать в питейном заведении, к-рое содержал его дядя, где, как вспоминал впосл. А. Г., он «пустился во вся злая». Затем последовала служба поверенным, женитьба, рождение сына. Спустя 4 года А. Г. овдовел, после чего жил в миру еще 2 года, затем окончательно решил уйти в мон-рь. В 1838 г. был принят в число братии Оптиной пуст. под руководство старца иеросхим. Льва (Наголкина), удержавшего его от намерения юродствовать. В течение 3 лет А. Г. нес послушание на кухне, затем был произведен в пономари. В 1843 г. перешел в Черноостровский мон-рь свт. Николая в г. Малоярославце Калужской губ., где прожил более 5 лет и был пострижен в монашество с именем Агапит. В 1849 г. Агапит, видя нерасположение к нему братии мон-ря, подал прошение о переходе в харьковский архиерейский дом, куда и был принят. Там он был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха и назначен экономом. Эта должность оказалась слишком суетной для Агапита, стремившегося к уединенной жизни. Через 2 года он подал прошение об отпуске на богомолье и отправился в недавно созданный близ ТСЛ Гефсиманский скит , куда и поступил вскоре вместе со своим отцом по благословению митр. Московского свт. Филарета (Дроздова). Там Агапит построил на свои средства келью на пчельнике, по примеру затворника Задонского Георгия (Машурина), чтобы проводить жизнь в подвиге безмолвия. Митр. Филарет не сразу благословил Агапита вступить в совершенное безмолвие, и нек-рое время он продолжал священнослужение. В 1858 г. вместе с неск. старцами он переселился в глубь леса, за 5 верст от скита, где они построили часовню и кельи. Через нек-рое время на деньги благотворителя, московского купца Королева, там была выстроена ц. во имя Св. Духа Параклита с приделом во имя св. Иоанна Крестителя. В день Введения во храм Пресв. Богородицы в Успенской ц. Гефсиманского скита Агапит принял постриг в схиму с именем Александр. В 1861 г. по просьбе наместника ТСЛ архим. Антония , своего духовного отца, А. Г. переселился обратно в скит для духовного окормления молодых насельников.

http://pravenc.ru/text/64346.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010