Некоторые считают, что Плиний в VI, 82 сообщает о народе прасиев на острове Тапробана (нын. Шри-Ланка); этих мнимых прасиев на Тапробане предположительно локализуют у юго-западного побережья острова (около Коломбо) и предположительно считают их колонистами-прасиями с материка, тогда как Плиний здесь сообщает всего лишь о том, что этот остров «отстоит от народа прасиев на расстоянии 20 дней плавания» (XX dierum navigatione а Prasiana gente distare), разумеется, имея в виду прасиев на материке. См. Приапийская гавань. прасий – 11. XXXVII, 113–114 (prasius=греч. πρσιος, от греч. слова πρσον – лук-порей, по цвету) – гемма зеленого цвета (из очень малоценных) трех разновидностей, рождается и в Индии. Идентифицируется как зеленый халцедон с его разновидностями. Прасодное море – 23. VII, 2, 1; 3, 6; 5, 4 (sc.?) (Πρασδης θλασσα) – см. Прас. Это греческое название означает «похожий (по цвету) на лук-порей». Ср. у Плиния 11) VI, 87, где говорится, что море у о-ва Тапробана (нын. Шри-Ланка) «презеленого цвета». См. также Трахийское море. Прасодный залив – 23. VII, 4, 4 (Πρασδης λπος) – у юго-западного побережья о-ва Тапробана (нын. Шри-Ланка) к югу от Мыса Зевса (см.: Зевса, Мыс) до города, Анубарта; название явно связано с Прасодным морем. Этот залив идентифицируют как нын. залив (или гавань) Коломбо (06°57», 79°51», у города Коломбо, у юго-западного побережья острова). Другие считают, что у западного побережья острова нет такого значительного залива, и на этом основании отождествляют Прасодный залив с Прасодным морем. Однако Птолемей указывает точные координаты залива, а Прасодное море, по Птолемею, простирается вдоль неведомой земли, которая должна лежать южнее острова. пресвитер – 44.1, 4 (πρεσβτερος) – неизвестный спутник фиванского (в Египте) адвоката, отправившегося в Индию и рассказавшего автору о брахманах. преты – 11. VI, 67 (Praeti) – народ в Индии, названный в большом перечне группы народов (начиная от дельты Ганга) между уберами, модрессами и калиссами не идентифицируется. По очень неясному описанию Плиния невозможно даже приблизительно локализовать их область. Одни относят эту группу народов к северу от Ганга, другие – к югу. Некоторые локализуют претов в восточной части нын. штата Мадхья-Прадеш.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На поражение ромеев в болгарском ущелье 703 Я бы скорее поверил, что солнце не встанет сегодня: Мисянин 704 верх одержал над авсонием 705 , лук – над копьем! Словно в движенье пришли и леса, и дикие скалы, Так что страшился и лев выйти из логова вон. Ты, Фаэтон, что ведешь под землею свою колесницу, Цезаря тень повстречав, вот что ему передай: Истру достался римский венец! Скорее к оружью! Мисянин верх одержал над авсонием, лук – над копьем! (Перевод С. А. Иванова . С. 133–134). Лев Диакон Лев Диакон, живший во второй половине X в., происходил из малоазийского города Калое, откуда в молодости перебрался в Константинополь, где получил хорошее образование. Судя по имени, он избрал духовную стезю, состоя в придворном клире, и в этом качестве, по-видимому, сопровождал императора Василия II в его болгарском походе 986 г., где был непосредственным свидетелем поражения византийских войск у Триадицы и едва сам избежал плена. Описанию событий от смерти императора Константина VII Багрянородного в 959 г. до конца правления Uoahha I Цимисхия в 976 г. Лев Диакон посвятил свое главное произведение – «Историю», завершенную ок. 992 г.: вероятно, автор хотел довести повествование до своего времени (с этим связано, по-видимому, и упоминание болгарского похода Василия), но смерть, возможно, помешала осуществлению этого намерения. Кроме «Истории», Лев Диакон написал энкомий в честь Василия II Болгаробойцы, оставил и несколько писем. Правда, идентификация историка Льва Диакона с автором дифирамба «диаконом Львом» небезусловна. Рассказ историка строится как повествование очевидца или участника событий, хотя, несомненно, Лев Диакон, подобно другим современникам, воспользовался и так называемой «Историей Фок» (реконструируемый, несохранившийся памятник), и, возможно, документальными материалами, был знаком и с историческими трудами прошлого, испытав влияние, например, Агафия Миринейского. «История» Льва Диакона является самым полным источником по истории русско-болгаро-византийских отношений последней трети X в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9:9. Царь на молодом осле. В древности на Ближнем Востоке царь обычно ездил на муле (см. коммент. к 3Цар. 1:33 ), но здесь говорится об обыкновенном осле. Хотя в аккадских текстах упоминается царь, сидящий верхом на осле, это не означает, что осел был предназначен для царской верховой езды. Слово, переведенное как «молодой осел», то же, что и в Суд. 10:4 , где говорится об ослах для сыновей судей. Использование для верховой езды осла скорее связано с уничижением, чем с царским величием. 9:10. Бранный лук. В ассирийских текстах VII в. до н. э. (время царствования Асархаддона) победа описывается фразой, гласящей, что божество сокрушает лук врага. В данном отрывке это действие, по-видимому, предотвращает будущее сражение. В других библейских текстах то же понятие выражается в перековке мечей на орала (см. коммент. к Ис. 2:4 ). 9:10. От моря до моря. Судя по контексту, здесь речь идет не о конкретных морях, например Средиземном или Мертвом, а о мировом океане, который омывает все обитаемые земли. 9:10. От реки и до концов земли. Когда слово «река», как здесь, употребляется с определенным артиклем, то это обычно Евфрат. В аккадской литературе великая космическая река известна как apsu и может служить противопоставлением концам земли. «Концы земли» указывают здесь на наиболее отдаленные места. 9:13. Греция в начале V в. до н. э. Здесь Греция представлена Ионией, областью на западном побережье Турции и на островах Эгейского моря. Ионийские греки поселились в этом регионе перед началом 1-го тыс. до н. э. В VIII в. до н. э. между ними, как свидетельствуют имеющиеся данные, и ассирийцами существовали контакты. Во времена Захарии греки были вовлечены в войну с Персией (см. коммент. к Есф. 2:1 ). 9:14. Божественный воитель. Этот мотив связан с изображением божества, принимающего участие в сражении и побеждающего богов своих врагов. В Ассирии Нергал был царем сражения, а Иштар считалась богиней войны. Божественными воителями были хананейский Ваал и вавилонский Мардук. В представлении людей война рассматривалась как битва богов. Более сильный бог одерживал победу в битве, независимо от силы или слабости ее участников. Гром и молния неизменно сопровождали присутствие бога, особенно в сражении. И в шумерском мифе «Возвышение Инанны», и в хеттских мифах о боге бури, и в аккадской и угаритской мифологии – повсюду боги поражают своих врагов громом и молниями. Ваал изображается с пригоршней молний в руке. Метафора грома используется в риторике хеттских и ассирийских царей, которые изображают себя вершителями воли богов, поражающими тех, кто нарушает договор или стоит на пути имперских завоеваний.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

V, 267; о. Алекс, вып. стр. 66 и 157). – 4) Священнодействует ли Христос и в настоящее время? Нет, потому что, священнодействовав однажды, Он больше не священнодействует, а сидит одесную Бога Отца, о чём ап. Павел и св. отцы так говорят. »Он же (Христос) едину о гресех принес жертву, всегда седит одесную Бога Отца«, говорит ап. Павел. ( Евр. 10:12; 7:27, 8:1; 9:12 ). Св. Злат. «Когда ты слышишь что Христос есть священник, то не думай, что Он священнодействует постоянно; Он совершил священнодействие однажды и затем возсел (одесную Отца) ... Как Он был рабом, так же и священником и священнослужителем: как, будучи рабом, Он не остался рабом, так, будучи и священнослужителем, Он не остался священнослужителем, – потому что священнослужителю свойственно ни сидеть, а стоять». (т. XII, Евр. бес. 13, стр. 123.). Ещё о сем читай у бл. Феодорита (т. VII. Евр., стр. 608) и у бл. Феофилакта, ( Евр. 96 стр.) – Теперь скажем о священстве церкви. 1) Для чего оно установлено, т. е. какова его обязанность, чтобы видеть: нужно ли оно, или нет? можно ли без него обходиться, или нет? Обязанность его состоит в том, чтобы продолжать дело Христово по приведению людей ко спасению; так как Христос, священнодействовав однажды, больше не священнодействует, а между прочим священнодействовать необходимо: творить память смерти Христовой через беспрерывное принесение бескровной жертвы, крестить и проч. тайны совершать. В писании об этом так говорится. «(Христос) прилежа ему: и наутрия изшед (разумеется вознесение Христово), иземь два сребренника, даде гостиннику и рече ему: прилежи ему». ( Лук. 10:34–35 ). Ещё. «Сие творите в Мое воспоминание». ( Лук. 22:19 ; 1Кор 11:24–25 ). Ещё. «Шедши убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам». (Мф. 28:19–20). Ещё. «Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся». ( Иоан. 20:23 ). Ещё. «Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей таин Божиих». ( 1Кор. 4:1 ) Св. Исидор пелус.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

У св. Иоанна Златоуста различение нравственных требований к новоначальным и продвинутым выражено эксплицитно, причем именно в области имущественной этики. Если заповеди для стремящихся к совершенству изображают идеал, ту цель, к которым должны стремиться и отдельные личности и общество в целом, то требования к новоначальным указывают на первые шаги, которые христианин должен сделать, следуя по этому пути к идеалу. Сам Златоуст, разумеется, по соображениям икономии, это различение не раз оговаривает: «Итак, если вдруг всего достигнуть для тебя трудно, то не домо­гайся получить все в один раз, но постепенно мало по малу восходи по этой лестнице, ведущей тебя на небо»/VII:647/. «А что многие исполнили это учение (не заботьтесь, что вам есть и во что одеться - Матф.6,25), мы можем доказать примером тех, кото­рые так любомудрствуют и в наше время. Но на первый раз для нас дос­таточно будет, если вы научитесь не лихоимствовать, почитать добром милостыню, и узнаете, что должно уделять от своих имуществ неимущим. Если, возлюбленный, ты исполнишь это, то скоро будешь в состоянии исполнить и то»/VII:247/. «Не можешь совершенно расстаться с богатством? Уделяй часть от имения твоего (...) Не хочешь отдать Ему (Христу) всего? Отдай по крайней мере половину, или третью часть»/VII:478/. «...у нас и речь теперь не о том, чтобы вы растратили имущест­во. Я желал бы этого; но так как это бремя выше сил ваших, то я не принуждаю. Я только убеждаю, чтобы вы не желали чужого, чтобы уделя­ли и от своего»/VIII:441/. «А что говорит Христос? «Лиси язвины имут, и птицы небесны гнезда: Сын же человеческий не имать, где главу подклонити (Лук.9, 58). Если бы мы стали этого требовать от вас, то это, может быть, многим показалось бы делом трудным и тягостным. Итак, ради вашей не­мощи, я оставляю эту строгость: а требую только, чтобы вы не имели пристрастия к богатству, - и как, ради немощи многих, я не требую от вас такой высокой добродетели, так убеждаю вас, и тем более, уда­ляться пороков. Я не осуждаю тех, которые имеют домы, поля, деньги, слуг; а только хочу, чтобы вы владели этим всем осмотрительно и над­лежащим образом. Каким надлежащим образом? Как следует господам, а не рабам, т.е. владеть богатством, а не так, чтобы оно обладало ва­ми, употреблять его, а не злоупотреблять»/VIII:129/.

http://ruskline.ru/analitika/2011/01/05/...

гл. III). И блудница, приступившая ко Христу, в краткое мгновение времени смыла с себя весь позор; и когда иудеи негодовали, что Христос допустил ее к Себе и дозволил ей такую смелость, то Он заградил им уста, а ее отпустил, простив ей все грехи и приняв ея усердие (Лук. гл. VII). Почему так? Потому, что она приступила с теплым расположением, с пламенною душою и с горячею верою, и коснулась святых и священных ног Его, распустив волосы, проливая из очей потоки слез и возливая миро. Чем она обольщала людей, из того устроила и врачество покаяния; чем возбуждала взоры похотливых, тем и источала слезы; теми волосами, которыми увлекала многих ко греху, отирала ноги Христа, тем миром, которым уловляла многих, намащала стопы Его. Так и ты, чем прогневал Бога, тем и умилостивляй Его. Ты прогневал Его хищением денег? Ими и умилостиви Его, возвратив обиженным похищенное, и еще прибавив к тому, и скажи подобно Закхею: возвращу четверицею за все, что я похитил (Лук. XIX, 8). Ты прогневал Бога языком и злословием, которым оскорбил многих? Языком и умилостивляй его, возсылая чистыя молитвы, благословляя порицающих, восхваляя злословящих, благодаря наносящих обиды. На это не нужно много дней и годов, а нужно только благорасположение, и все исполнится в один день. Отстань от зла, полюби добродетель, прекрати порочную жизнь и обещай больше не поступать так, и этого достаточно будет для твоего оправдания. Я свидетельствую и уверяю, что если каждый из нас грешников, отстав от прежних грехов, даст искренний обет Богу не повторять их, то Бог ничего другого больше не потребует для оправдания. Он человеколюбив и милостив, и как находящаяся в муках рождения желает разрешиться от бремени, так и Он желает излить Свою милость; но грехи наши препятствуют этому. Разрушим же эту преграду и с этого начнем праздник, отказавшись от всего в течение этих пяти дней; прощайте судилища, прощайте совещания, удалитесь житейския дела, условия и договоры: я хочу спасти Свою душу. Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мат.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

Ариман — злой дух, в религии Зороастра — олицетворение зла. 177 …Кунакай, путь десяти тысяч греков… — Кунакай, Кунаки, или Кунаке — селение в нескольких милях к северу от Вавилона, возле которого в 401 году до н. э. произошла битва между армией персидского царя Артаксеркса II (годы царствования 405–359 до н. э.) и войсками его брата, Кира Младшего, претендовавшего на персидский трон. Кир в этом сражении был убит, после чего его главные силы частью рассеялись, частью перешли на сторону царя. Однако наемные войска Кира — десять тысяч греков, несмотря на предательское умерщвление военачальников, отсутствие проводников, незнание местности и лишения, не утратили мужества и, совершив поход по вражеской территории до берегов Черного моря, присоединились к своим соотечественникам, В числе вновь избранных вождей этого похода был древнегреческий историк Ксенофонт (ок. 430— 355–354 до н. э.), давший подробное его описание в своей книге «Анабасис». 178 …Гедеон оставил всех пивших пригоршнями, а взял с собой только одних лакавших воду по-песьи — переложение из библии (Книга судей израилевых, гл. VII, ст. 5–7, 8). 179 Гаторовы головы — скульптурные изображения египетской богини Атор, которую греки уподобляли своей богине любви Афродите. 180 — 384. Огонь и вода падают с неба!.. Зенон читал Страбона и сейчас же узнал это явление…— Страбон (р. ок. 63 до н. э., ум. ок. 20 н. э.) — древнегреческий географ и историк, автор «Географии», переведенной на русский язык в 1879 году («География Страбона в семнадцати книгах», пер. с греч. с предисловием и указателем Ф. Г. Мищенко, М., 1879). Описание ливней в Египте см. на стр. 708–709, 806–808 этого издания. Очевидно, именно этим переводом пользовался Лесков, работая над своим произведением, так как фраза «Огонь и вода падают с неба!» является почти цитатой из него (см. стр. 808 с ссылкой на Гомера, у которого Нил, в результате дождей и вызванного ими наводнения, «называется упавшим с неба»). 181 …вспомнил слова Амазиса: тетива на луке слаба…— Подразумевается изречение египетского царя Амазиса, пересказанное в «Истории» Геродота: «Владеющие луком натягивают тетиву, когда имеют нужду в луке, и отпускают ее, когда лук более не нужен; если бы тетива оставалась натянутой все время, лук лопнул бы, и им нельзя было бы воспользоваться в случае нужды. Так и с человеком: если бы человек пожелал заниматься делами непрерывно и совсем не отдыхал бы в забавах, то наверное он незаметно для себя или сошел бы с ума, или совсем отупел бы. Я знаю это и потому отдаю свою долю и труду и забаве». (Геродот. История в девяти книгах, пер, с греч. Ф. Г. Мищенко, т. 1, М., 1888, стр. 210). Это же изречение Амазиса приведено в романе Г. Эберса «Дочь египетского царя». 182

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Желаешь знать, как благовременна бывает Его благость, и как полезна и пригодна бывает нам Его строгость? (В таком случае) тщательно внимай (словам моим), чтобы это высокое рассуждение не ускользнуло от тебя. Жена грешница, погрязшая во всякого рода грехах и беззакониях, повинная в стольких грехах, одержимая бесчисленными греховными делами, возжаждав спасения от покаяния, проникла на пир святых, — пиром же святых я называю (этот пир) потому, что здесь присутствовал Святый святых. Когда Спаситель возлежал в дому Симона фарисея, пришла эта грешная жена, коснулась ног Спасителя, омывала слезами ноги Его и отирала власами. И Человеколюбец восставляет погребенную в бесчисленных грехах, говоря: «отпущаются греси ея» (Лук. VII:47). Я не намерен теперь исследовать всей этой истории, а (хочу) привести одно только свидетельство. Итак, смотри, какая щедрость! «Егоже (мира) ради глаголю ти: отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много». Итак, грешная эта жена получила прощение стольких грехов, а Мария, сестра Моисея, за малый ропот, осуждается на проказу (Числ. XII:10). Грешникам Бог говорит: «аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю» (Ис. I:18); покаянием Он изменяет мрак в свет и словом благости разрешает бесчисленные грехи; к ходящему же в правде говорит: «иже... аще речет брату своему: ...уроде, повинен есть геенне огненней» (Матф. V:22). За одно слово он определил такое наказание, а при множестве грехов обнаруживает великое снисхождение.    3. Заметь еще и вот что достойное удивления. Грехи наши считаются как бы долгами, и тогда как кающимся грешникам Бог прощает весь долг, от праведников требует напротив еще и лихвы. Приступил к Нему человек, который должен был много талантов, и так как он каясь и с усиленной просьбой молил о деле, и сказал: «Господи, потерпи на мне, и вся... воздам» (Мф. XVIII:26), то Человеколюбец не ждал уплаты, а вменил признание вместо уплаты долга. Должнику десяти тысяч талантов Он простил все решительно, тогда как от праведников, говорит Он, будет требовать еще лихвы: «почто не» дали «сребра моего купцем, и аз пришед с лихвою истязал бых» (Лук.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

принявшее мусульманство (этнические А. составляли в нем не больше 25%). Основные соперники Византии, находившиеся с ней в VII-IX вв. в состоянии непрерывной, перманентной войны. Мало по малу образовали три халифата. Багдадский (Абассидов), Египетский (Фатимидский) и Испанский (Омейадов, с центром в Кордове) (см.. маврусии, мавры). Багдадский халифат разделился в Х в. на множество отдельных эмиратов (княжеств). Пользуясь его раздробленностью, василевсы Никифор Фока (963–969 гг.) и Иоанн Цимисхий (969976 гг.) отняли у него часть Сирии и острова Крит и Кипр. Египетский халифат направил свои силы против Сицилии и южной Франции. Испанские А. были заняты внутренними войнами. В XI в. Кордовский халифат разделился на ряд эмиратов, из которых наиболее сильным, просуществовавшим до 1475 г, оказалась Гранада на юге Пиренейского полуострова. Аравия – см.: арабы (1). Арагон – феодальное христианское королевство на юго-востоке Пиренейского полуострова. Вело войны в Италии (см.: Неаполь) и в Сицилии. В 1473 г. вошло в состав Испанского королевства. Арбалет – самострел, метательное оружие в виде мощного лука, укрепленного на деревянном ложе (станке), что позволяло вести более точную стрельбу при дальности до 200 м. А. имел деревянное ложе с рукояткой, позднее с прикладом, позволявшим упирать его в плечо. В ложе имелся продольный желоб, куда клали короткую тяжелую стрелу (болт). К противоположной прикладу оконечности ложа прикрепляли лук, сделанный из рога, деревянных пластин, стянутых жилами, либо из стали. У наиболее простого А. тетиву натягивали с помощью приставного железного рычага, называвшегося «козья нога». У более мощного А. тетиву натягивали зубчатым механизмом с воротом – блочным устройством с двумя рукоятками. Первые А. в европейских войсках появились в IX в., а получили широкое распространение с XII в. Учитывая особую точность стрельбы, ими пытались поразить прежде всего голову противника. См.: тзангра. Арвейлер (Ahrweiler) Элен – ведущий французский византинист третье четверти ХХ в., специалист в области социально-экономической и административной истории Византии VII-XI вв., особенно морского дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несомненно, что землю в гомеровские времена уже унаваживали пометом рогатого скота и мулов. Собака Аргус (Од. XVII 296 – 299) лежит, например, на навозе, который предназначен для вывоза в поле. Землю очень старательно орошали, прокапывая для этого канавы, что видно из одного сравнения в Ил. (XXI 256 – 262). Для охраны посевов употреблялись не только заборы (VII 113) или частоколы (XIV 10 – 12), но даже и плотины (Ил. V 87 – 92). Пахали при помощи деревянного плуга, или сохи, в которые запрягали волов или мулов. Жали при помощи серпов. У Гомера мелькают упоминания о молотьбе, веянии, помоле. Упоминается 50 невольниц Алкиноя, моловших " золотое зерно " при помощи ручных мельниц (Од. VII 103 сл.); 12 невольниц в доме Одиссея тоже мелют зерно (ХХ 106 сл.). Читаем о пшенице, ячмене, полбе. Различается и пшеничная и ячменная мука. Интересную картину полевых работ находим мы на щите Ахилла (Ил. XVIII 541 – 549), где изображено, по–видимому, очень богатое владение: землю вспахивают три раза при помощи парных плугов, а на каждом повороте плуга пахари получают вино. Но дальше на том же щите рисуется еще более богатый участок, уже принадлежащий царю (550 – 560), говорится о жатве, вязанье снопов, о помощи мальчиков, подбирающих колосья, о приготовлении пищи для работников из мяса зарезанного тут же для жертвоприношения быка и хлеба, для которого тут же замешивают тесто. Сады и огороды у Гомера тоже в большом почете. Этой работой не брезгуют даже цари, как это видно из подробного и весьма интересного изображения работы Лаэрта, отца Одиссея, на своем участке (Од. XXIV 221 – 234). Разводили грушу, гранатовое и фиговое дерево, яблоню, оливу, виноград. Из огородных культур упоминаются горох, бобы, лук–порей, мак. Особенным богатством отличаются сады и огороды у Калипсо и Алкиноя. Мало того, что пещера Калипсо была окружена целым лесом роскошных деревьев с поющими птицами, около нее был пышный виноградник, четыре источника. Здесь же цветут сельдерей и фиалки (Од. V 63 – 72). О розе у Гомера нет упоминания, но говорится о розовом масле Афродиты (Ил. XXIII 186), которым богиня натирала труп Гектора, чтобы его сохранить. Много раз упоминается " розоперстая " Заря.

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010