Долг утешать больных и опечаленных возлагает на христиан ап. Павел, когда заповедует плакать с плачущими ( Рим. 12:15 ) и помнить узников страждущих ( Евр. 13:3 ). Утешать печальных надо не только словами, но и своей настроенностью. При утешении нужны осторожность и искусство, чтобы не причинить печальному досады (подобно друзьям Иова). Утешая страдающих по своей собственной вине (напр., заключенных), надо уметь соединить пощаду с серьёзностью. А плача с плачущими, христианин, конечно, и радуется с радующимися ( Рим. 12:15 ); т.е. не только сострадает, но и сорадуется. Свящ. Писание дает нам весьма ощутительные побуждения к совершению благотворительности. Наприм., Господь говорит: просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся ( Матф. 5:42 ). Благотворите и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего ( Лук. 6:35 ). Благотворения не забывайте, пишет ап. Павел ( Евр. 13:16 ). Раздели с голодным хлеб твой, – говорит прор. Исаия, – и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, – одень его ( Ис. 58:7 ). Благотворящий бедному дает взаймы Богу, и Он воздаст ему за благодеяние его (Притч. Сол. 19:17). Суд без милости не оказавшему милости, говорит ап. Иаков (2:13). Заслуга благотворительности показана Господом в изображении страшного суда. Благотворительность не должна ограничиваться лишь материальной помощью; она должна включать в себя и нравственное исправление нищих, способность их «молиться и трудиться», а, след., и достижение ими такого состояния, при котором они могли бы существовать без посторонней помощи. Потому благотворитель, пособляя материально бедным, должен стараться влиять на их личность, посещая их дома, вступая в беседы, подавая советы, как выйти из трудного положения. При случайной и уличной подаче нищему это невозможно. Поэтому благотворительность должна быть организована; т.е. для бедных должны быть устроены приюты, где бы они получали необходимую помощь, как телесную, так и духовную.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Духа. Так пророк Исаия, предсказав о Нем, как об Отрасли из корня Иессеева, продолжает: и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (11:2 срав. 3–5), сн. Лук. 1:35 ; Мф. 3:16  и Ин. 1:32–33 с Луки 2:40,52 срав. также 1Кор. 1:24,30 . Затем тот же великий пророк, движимый Духом Христа, дополняет свое изображение Мессии еще следующими чертами, говоря от лица Иеговы: вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него 637 , и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит и льна, курящегося не угасит (гл. 42:1–3 сн. Мф. 12:19–20). Не ясно ли отражаются в этой пророческой картине черты Того, Который говорил о Себе: научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф. 11:29  срав. 5:5) и Который смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Филип. 2:8  срав. Евр. 5:8  и др.) 638 , Который, подобно агнцу безгласному пред стригущим его, не отверзал уст Своих (Исаии 53:7 сн. Деян. 8:32 )? Не ясны ли здесь черты образа Того, Который является с такими смиренными человеческими свойствами, будучи однако же не изъясним в роде Своем как Бог (сн. Исаии 53:8 и Деян. 8:33 ) 639 ? Изображая смирение и кротость Мессии, Дух пророческий изображает и другие свойства Его: святость и праведность и опять в связи с помазанием от Святого Духа. Из многих изречений ветхозаветного Слова Божия, выражающих эту истину, мы приведем лишь те, которые имеются в виду в Новом Завете. Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих, говорит Дух через пророка из сынов Кореевых ( Псал. 44:8  сн. Евр. 1:9 ) 640 . Не видится ли и здесь Незнавший греха ( 2Кор. 5:21 ), а не только что не сотворивший его и не допустивший лести в устах Своих (Пет. 2:22, сн. Исаии 53:9; срав. также Евр. 4:15 ) Христос, Который торжественно взывал к ослепленным плотским пониманием ветхозаветных пророчеств о Нем иудеям: Кто из вас обличит Меня в неправде? ( Иоан. 8:46 ) … И от этого-то Святого и Праведного 641 они потом отреклись и просили даровать им человека убийцу, а Начальника жизни убити ( Деян. 3:14–15 сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

е. противника Христова, который будет обольщать мир ложными чудесами, чтобы отвлечь от истинной веры, но падет сам, пораженный Духом уст Божьих. «И так бдите», – предостерегает Спаситель, – «потому что не знаете часа, в который Господь ваш приидет» ( Мф. 24:42 ). Тогда совесть каждого человека обнаружится пред всеми, и откроются не только все дела, какие кто сделал во всю жизнь, но и все сказанные слова, и тайные желания и помышления, и осудится каждое, если не загладится прежде покаянием, верою и исправлением. «Посему не судите прежде времени, – говорит Апостол Павел, – пока не приидет Господь, Который осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» ( 1Кор.4:5 ). Символ возвещает также и о безконечном Царствии Господа, куда, по словам Евангельским, призовутся благословенные Отца Его, для коих от начала мира оно уготовано, за добрые дела: а проклятые, за дела злые, свергнутся во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф. 25:34, 41 ), где червь их не умирает и огнь не угасает ( Мк.9:44 ). Но прежде их разсуждения, на последнем суде совершается уже некий частный суд над душой, состоящий в предчувствии того воздаяния, какое её ожидает, хотя и невозможно получить онаго вполне до последнего Суда. Слушающим же слова Христовы и верующим в Пославшего Его обещал Господь ту великую мзду, что , имея уже в себе жизнь вечную, они суду не подлежат, (т. е. не подвергнутся осуждению), но прейдут от смерти в жизнь ( Ин. 5:24 ) впрочем, полнота блаженства ожидает и их только в последний день, ибо тогда лишь облекутся в прославленное тело свое, как о том скажет последний член Символа. Апостол Павел говорит: «Бог воздаст каждому по делам его» ( Рим.2:6 ). И Сам Господь поучает в притче: «раб, который знал волю господина своего и не был готов и не делал по воле его, биен будет много, а который не знал и сделал достойное наказания, биен будет меньше, да и от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверили, с того больше взыщут. ( Лук.12:47, 48 ) Посему должно заключить, что будут степени блаженства и степени наказаний по мере благих дел и согрешений.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Ее автор неизвестен, а традиция связала ее содержание с именем Соломона. Но Соломон считается учителем мудрости, а не основателем частной философской школы, он – по мнению евреев – высказывал общеобязательные истины, а не личные гипотезы. Содержание книги премудрости является, значит, выражением общих убеждений, а не личных взглядов. В Новом Завете раскрывается ясно, что откровение, данное еврейскому народу было дано для блага всего человечества. У ап. Павла во 2 и 3 гл. послания к римлянам, подробно раскрываются те обоюдоострые преимущества, которые имели те, кому было вверено слово Божие, пред теми, которые не имели и не знали этого слова. Апостол напоминает обетование Аврааму: «в тебе благословятся все народы» ( Гал. 3, 8 ), возвещает, что отчужденные от общества Израильского и бывшие без Христа теперь будут во Христе ( Еф. 2, 12 ), утешает евреев пророчеством, что они, дав спасение миру, спасутся и сами ( Римл. 11, 26 ) и указывает, что пути Божественного Проведения направляются к тому, «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Филип. 2, 10 ). В деле спасения человечества Провидение преследует некую постепенность. Господь сказал о Себе: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф. 15, 24 ). И апостолам, отправляя их в первый раз на проповедь, Он заповедал: «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» ( Мф. 10, 5 ). Но потом оказывается, что это только начало, что Провидение всегда блюло дело спасения всех достойных спасения, что Господь есть свет к просвещению язычников ( Лук. 2, 32 ). Язычникам дело закона было написано в сердцах и в исполнении этого закона они найдут свое спасение ( Рим. 2, 15 ). Участь земли Содомской и Гоморской, оказывается, не будет наихудшею (Мф. 10, 15). Ниневитяне, покаявшиеся от проповеди Ионы, и царица южная, приходившая послушать мудрости Соломона, будут на последнем суде укором и обличением для Израиля (Мф. 12, 41, 42), и «многие прийдут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном» (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Ежели мы не согласны со влагаемыми от диавола злыми помышлениями, то мы добро творим. Нечистый дух только на страстных имеет сильное влияние, а к очистившимся от страстей приражается лишь со стороны или внешне. Человеку в младых летах можно ли не гореть и не возмущаться от плотских помыслов? Но должно молиться Господу Богу, да потухнет искра порочных страстей при самом начале. Тогда не усилится в человеке пламень страстей. 1. См. Пс.136,8-9. 2. Ср. Мф.21,42: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла... Это от Господа, и есть дивно в очах наших. 3. В русском переводе: Не паши на воле и осле вместе. 4. В русском переводе: С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие. 5. В русском переводе: Рассыпь народы, желающие броней. 30. О внимании к самому себе Проходящий путь внимания не должен только одному сердцу своему верить, но должен сердечные свои действия и жизнь свою поверять с Законом Божиим и с деятельной жизнью подвижников благочестия, которые таковой подвиг проходили. Сим средством удобнее можно и от лукавого избавиться, и истину яснее узреть. Ум внимательного человека есть как бы поставленный страж или неусыпный охранитель внутреннего Иерусалима. Стоя на высоте духовного созерцания, он смотрит оком чистоты на обходящие и приражающиеся к душе его противные силы, по Псаломнику: И на враги моя воззре око мое (Пс.53,9). От ока его не скрыт диавол, яко лев рыкая... иский кого поглотити (1Пет.5,8), и те, которые напрягают лук свой состреляти во мраце правых сердцем (Пс.10,2). По учению Святых Отцов, при каждом человеке находятся два ангела: один - добрый, другой - злой. Ангел добрый тих, кроток и безмолвен. Когда он войдет в сердце человека, то говорит с ним о правде, чистоте, честности, спокойствии, о всяком благом деле и о всякой добродетели. Когда почувствуешь это в сердце твоем, очевидно: в тебе находится Ангел правды. А дух лукавый острожелчен, жесток и безумен. Когда он войдет в сердце твое, то узнавай это по делам его (Прп. Антиох. Сл.61).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/145/...

Еленой; теперь она полуразрушена и служит мечетью для арабов-мусульман. Здесь Господь наш с истинною любовью был принимаем в доме. Видя слишком много суетливого усердия и хлопот Марфы об угощении Его и еще больше внимания к словам Его со стороны другой сестры – Марии, Господь сказал: Марфо, Марфо! Ты заботишься и суетишься о многом; а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее ( Лук.10:38–42 ): урок на все времена и для всех о том, что составляет насущную нашу потребность. Здесь же Господь за 6 дней до Пасхи, уже по воскрешении Лазаря, вкушал вечерю, и Марфа служила а Лазарь был один из возлежащих с Ним. Мария же, взяв чистого, драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла их волосами своими, и дом наполнился благоуханием от мира ( Ин.7:1–3 ). Это было даром благодарного чувства за воскрешение брата. Гроб Лазаря. В нескольких стах шагах от дома Симона Прокаженного, по правой стороне дороги в Иерихон, находится и гроб Лазаря. Это глубокая, иссеченная в скале пещера, в которую спускаются по ступеням. Внизу находится грот, наподобие небольшой комнаты, в углу которого сложен из камней алтарь, на поверхности покрытый большим камнем, – вероятно, тем самым, который некогда замыкал гроб Лазаря и был отвален по слову Христа Спасителя. На этом алтаре латиняне два раза в году служат литургию. Из первого покоя через низкое и тесное отверстие можно спуститься в пещеру, где на левой стороне находится высеченный гроб, в котором погребен был четверодневно Лазарь. Здесь останавливаются поклонники для прочтения евангельского сказания о воскрешении Лазаря. Прежде Вифания была довольно известным местечком. Местоположение ее красиво, земля плодоносна; во времена иудеев это местечко было роскошным садом, плоды которого доставлялись в Иерусалим. Отсюда и название его – Вифания, т. е. дом фиников. Сюда-то любил уединяться Иисус, исходя почти ежедневно из шумного города на Елеонскую гору, а оттуда в Вифанию. Теперь не осталось и следов ее прежнего значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией», говорит Спаситель таким саддукеям. Толстой, тоже слышать ничего не хочет о религиозном значении Ветхого Завета. Ветхий Завет совсем не подходит к его размышлениям. Он об этом говорит уже в предисловии к своему «евангелию» (стр. 9–14). Радикализм его в этом отношении может быть сравним только с радикализмом генерала Людендорфа. Оторвать Евангелие от Библии хочет в мире еще и третья сила: раввинизм. Современные последователи Талмуда, так же не веруют в Искупителя мира, Истинного Богочеловека Христа и отвергают Его слово, чтобы народ их имел только национальную религию… (Парадоксальные сопоставления, но показывающие ясно, что богопротивление в мире и восстание против Божественной Истины, в сущности, –– одно). «Исследуйте Писания», говорит Спаситель, «ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную. А они свидетельствуют о Мне. Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы веровали Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, –– как поверите Моим словам?» ( Иоан. 5:39, 45–47 ) … «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Но так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял сказанное о Нем во всем писании» ( Лук. 24: 25–27 ) … Но –– многие, говорящие о Писаниях, не думают через них иметь жизнь вечную. А Спаситель говорит лишь с теми, для тех и отвечает лишь тем, которые ищут жизнь вечную и думают ее иметь через истину св. Библии . 41 Слова Льва Николаевича в 1884 году. «Я читал не одну нагорную проповедь , я читал все Евангелия, все богословские комментарии на них… 42 И вот после многих, многих тщетных исканий, изучений того, что было писано об этом в доказательство божественности этого учения и в доказательство небожественности его… 43 Читаю послания ап. Павла… 44 Справляюсь (о том же непротивлении злу) с учителями церкви первых веков… 45 Обратился к толкованиям Церкви с пятого века… 46 Справляюсь у греческих, католических, протестантских писателей и писателей тюбингенской школы и школы исторической… 47 Справляюсь, как переводятся в Евангелиях эти слова на разные языки… в Вульгате, у Лютера… 48 Справляюсь с общим лексиконом… Справляюсь с лексиконом Нового Завета… Справляюсь с контекстами… 49 Хорошо зная академическую литературу… 50 Справляюсь с вариантами. Справляюсь по Грисбаху " … 51 и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

И приходящим странникам он же будет давать благоразумные ответы, так что и требующие слова получат назидание, по достоинству их вопроса, и общество братское не постыдится. Ибо, если всем равно вмешиваться в речь, то сие производит шум и служит признаком беспорядка, а апостол даже сподобившимся дарования учительства, не дозволяет говорить вдруг многим, сказав: «Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи» (1Кор.14:30.): и еще обличает неуместность такого беспорядка, говоря: «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить (незнакомыми) языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?» (1Кор.14:23). И если пришлый, по неведению, предложит вопрос другому, вопрошенный вместо иного лица, хотя бы и мог ответить достаточно, однако же ради благочиния пусть сам умолчит, укажет же, кому поверена эта часть, как делали апостолы при Господе. Таким образом обсуждение слова будет благочинно и благообразно. Ибо, ежели при телесном врачевании не всякому позволено делать над больным употребление лекарства или какого орудия, а только тому, кто приобрел в этом искусство долговременностью, опытом, упражнением в лечении и учением у знающих, то какое же основание всякому без разбора приниматься за врачевание словом, где, если и самая малость опущена из виду, приносит сие весьма великий вред? В таком обществе, где самое раздаяние хлеба не дозволяется всякому, но принадлежит подобное служение одному, и ему поверяется сие по испытании, не тем ли паче духовную пищу подавать требующим должен один, наиболее к сему способный, притом с разборчивостью и осторожностью? Поэтому немалая самонадеянность спрошенному о суде Божием отважиться отвечать бесстрашно и наудачу, а не указывать на того, кому поручено домостроительство слова, и кто, потому, что он «кто верный и благоразумный домоправитель» избран «раздавать им в своё время» (Лук.12:42) духовную пишу, и, по написанному, устроять «словам своим на суде» (Псал.111:5). Если же обязанный давать ответы не доскажет чего-нибудь, и другой придумает сие, то да не вдруг приступает к обличению, но наедине сообщит свою мысль: потому что сие для низших обращается в предлог к превозношению пред высшими. Почему, кто дал ответ, хотя и полезный, но не по требованию своего долга, тот подлежит наказанию за нарушение благочиния.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4083...

И сам Христос в Евангелии: " сколько раз хотел Я собрать чад твоих, и вы не захотели " (Лук.13:34). И опять Исаия: " Я приходил, никого не было, Я звал, никто не отвечал " (Ис.50:2). Говоря таким образом, показывает, что мы сами полагаем начало оставлению нас Богом, сами бываем виновны в своей погибели. А Бог не только не хочет ни оставлять нас, ни наказывать, но когда и наказывает, – делает это против Своего желания. " Я не хочу " , говорит Он, " смерти умирающего, но обратитесь, и живите " (Иез.18:32). А Христос даже плачет о разрушении Иерусалима, как поступаем и мы в отношении к своим друзьям. 3. Итак, зная это, будем употреблять все меры, чтобы не отпасть от Бога, и постараемся иметь попечение о своей душе и любовь друг к другу; не будем отторгать от себя своих членов, – это свойственно беснующимся и умалишенным, – но чем в худшем найдем их положении, тем большую покажем об них заботливость. Ведь мы часто видим людей, одержимых упорными и неисцелимыми телесными недугами, и однако же не перестаем прилагать к ним врачевства. Что например хуже подагры? Что – хирагры? Но разве мы отсекаем из-за этого члены? Вовсе нет. Напротив, употребляем все меры, чтобы получить хоть какое-нибудь облегчение, если уж нет возможности уврачевать болезнь. Так же будем поступать и с своими братьями: хотя бы они страдали неисцелимыми болезнями, будем неотступно заботиться об их исцелении и носить тяготы друг друга. Чрез это мы исполним и закон Христов, и достигнем обетованных благ, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава во веки веков. Аминь. Беседа 69        " Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию " (Иоан.12:42,43)   1. Любостяжание очень опасная болезнь. – 2. О единосущии Отца и Сына. – 3. Должно избегать тщеславия, яд которого распространяется повсюду. – Против роскоши женщин. – Увещание к милостыне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Ибо для меня благоприятно все то, что Тебе благоугодно, всяким Твоим благоволением я совершенно доволен. И по всякому мановению Твоему представляю себя готовым подчинить себя Твоим распоряжениям: повелевай мной, господствуй, управляй моими судьбами, изменяй их по своему благоусмотрению. Весьма был бы я безумен и нечестив, если бы вздумал поправлять Твои распоряжения или предписывать Тебе какую-либо меру участия в управления миром. Человека с таким умом никогда и никакое злоключение не одолеет, никакие потери, понесенные им, не заставят его возроптать против Бога, или удалиться от Него; он таким способом зимой и летом остается непобедимым - и во время благополучное, и находясь в злоключениях неизменно зеленеет и процветает. Много можно сделать доброго, когда нами управляет воля Божья. Ииуй , вождь Израильский, едучи в колеснице после своего помазания в цари Израильские по повелению пророка Елисея, и встретившись с Ионадавом, идущим ему навстречу, любезно спросил последнего: " Есть ли сердце твое так искренне с сердцем моим, как мое сердце искренне с тобой " ? Ответ Ионадава был: да! - " Подавай же мне руку свою . " Ионадав подал руку Ииую, а этот приподнял его к себе в колесницу и сказал ему: " поезжай со мной и смотри на мою ревность о Господе " (4 Царств 10:15-16). Как поступил Ииуй с Ионадавом, тоже самое Христос, Царь всего мира, сделал для всех нас грешных. Он пришел в Самарию , которая буквально означает поле, усеянное или засоренное тернием и волчцами, для того пришел, чтоб искоренить весь нечестивый род Ахавов и служителей Вааловых, то есть гордость, распутную жизнь, идолослужение и всякий род греха. Христос нашел здесь Ионадава , доброй воли человека, и спросил его: " так ли твое сердце право, как Мое сердце право с твоим сердцем? И если твое сердце таково как Мое, то дай Мне руку, садись в мою колесницу и продолжай жизненный путь со Мной, т.е. подражай Мне в самоотвержении, в подчинении собственной воли воле Божьей. " " Отче! О если бы ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет " (Лук. 22:42). Такому доброму человеку всегда Христос Бог протягивает свою правую руку, руку благодати своей, возводит его на свою колесницу, на высоту своего самоотвержения и говорит ему: " Иди со Мной Моим путем: я поведу Тебя путем Креста: это - истинный, прямой путь, ведущий в жизнь вечную. Не ужасайся: возле Меня сидишь, не позволю упасть тебе, но этой дорогой введу тебя в царство небесное; иди со Мной, чтоб всегда мог быть со мной и никогда бы не мог удалиться от Меня. "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010