5:13). Поэтому и пророк в таинственной речи воспевал: внегда приближатися на мя злобующим, еже снести плоти моя (Псал. 26:2). И Иов говорит нечто подобное: кто дал бы нам от плотей его насытитися (Иов. 31:31)? И об учителях, которые ищут прибыли от учеников, но нисколько не заботятся об их спасении, говорится: снедающии люди Моя в снед хлеба (Псал. 52:5). О них и апостол говорит: и снедают домы вдовиц (Лук. 20:47). Можем относить отцов, которые ели сыновей, и сыновей, которые ели отцов, не только к вавилонской, но и к римской осаде. Слова же: и весь остаток твой развею по всем ветрам более относятся к римскому пленению, когда они были рассеяны по всему миру. Тоже означает и рассеяние волос из головы и бороды по всем ветрам.    Так как LXX выше поставили четыре части, относительно которых пророческая речь при изображении сожжения, меча и рассеяния подтвердила, что их было только три, так что излишне было делить одну сожигаемую часть на две, то и в этом месте они ту же первую часть разделили на две части, сказав: четвертая часть у тебя будет истеблена смертию и четвертая часть у тебя погибнет от голода среди тебя и четвертая часть у тебя падет в окрестностях твоих и четвертую часть у тебя развею по всем ветрам, хотя поставленное нами: и четвертая часть у тебя падет от меча прибавлено из издания Феодотиона под астерисками. Но очевидно, как читается в еврейском подлиннике, было три части. Из них о первой говорится: и третья часть у тебя умрет от язвы и погибнет от голода среди тебя. Гораздо лучше было бы перевесть то, что написано, нежели защищать худо переведенное. Но мы не говорим, что это сделано теми, коим древность придала авторитет, а это в течение веков искажено по вине писцов и читателей, хотя и Аристей, и Иосиф и вся школа иудеев утверждают, что Семидесятью переведены только пять книг Моисея. Так как об этом отделе мы выше сказали, то теперь, кажется, можно его оставить. Прибавлю только то, что необходимо относительно слов: и исполню ярость Мою, и утолю гнев Мой на них, и утешусь, и узнают, что Я, Господь, говорил в ревности Моей, когда Я исполню гнев Мой над ними. Как следует понимать ярость, гнев и ревность Божию, относительно этого мы часто разъясняли, что Бог говорит [применительно к] человеческим состояниям, — не в том смысле, что Он Сам гневается, а в том, что Мы чрез наказания и мучения чувствуем гнев Божий. Ревность же должна быть понимаема метафорически, как [ревность] жены и мужа, который, пока любит жену, бывает ревнивым, а если пренебрегает ею, то говорит то, о чем мы далее скажем: „отступит ревность Моя от тебя и уже не буду гневаться на тебя“ (ниже 61, 42). Что же касается присоединения: и узнают, что Я, Господь, говорил в ревности Моей, то не те, которые сокрушены голодом и язвою, и не те, которые пали от меча в окрестностях города, а те, которые развеваются по всем ветрам, уразумеют в смерти других и в своих бедствиях гнев Бога, которого благость они не хотели уразуметь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

7 Во мне самом душа моя смущена, поэтому я буду вспоминать о Тебе от земли Иорданской и Ермониимской, от горы Малой. 8 Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих: все валы Твои и волны Твои прошли надо мною. 9 Днем повелит Господь милость Свою, а ночью – песнь Ему от меня, молитва Богу жизни моей. 10 Скажу Богу: заступник мой, почему Ты меня забыл? И почему я сетуя хожу, когда оскорбляет враг? 11 Когда сокрушались кости мои, поносили меня враги мои, говоря мне ежедневно: " Где Бог твой? " 12 Почему прискорбна ты, душа моя? И почему смущаешь меня? Надейся на Бога, ибо исповедаюсь Ему: спасение лица моего и Бог мой!    Псалом 42 Псалом Давида. 1 Суди меня, Боже, и разсуди тяжбу мою; от народа недоброго, от человека неправедного и льстивого избавь меня. 2 Ибо Ты, Боже, – крепость моя. Почему Ты отринул меня? И почему я сетуя хожу, когда оскорбляет враг? 3 Пошли свет Твой и истину Твою: они наставят меня и введут меня в гору святую Твою и в селения Твои. 4 И войду к жертвеннику Божию, к Богу, веселящему юность мою. Прославлю Тебя на гуслях, Боже, Боже мой! 5 Почему прискорбна ты, душа моя? И почему смущаешь меня? Надейся на Бога, ибо я исповедаюсь Ему: спасение лица моего и Бог мой! Псалом 43 1 В конец. Сынам Кореевым. Вразумления. 2 Боже! Ушами нашими мы слышали и отцы наши возвестили нам о деле, какое Ты сделал во дни их, во дни древние. 3 Рука Твоя истребила народы, а их Ты насадил; поразил людей и изгнал их. 4 Ибо они не мечем своим приобрели землю и не мышца их спасла их, но десница Твоя и мышца Твоя, и светлое лицо Твоё, ибо Ты благоволил к ним. 5 Ты Сам – Царь мой и Бог мой, повелевающий спасение Иакову. 6 Тобою избодаем роги врагов наших, и именем Твоим уничтожим возстающих на нас. 7 Ибо не на лук мой надеюсь, и меч мой не спасет меня. 8 Ибо Ты спас нас от притеснителей наших и ненавидящих нас посрамил. 9 О Боге похвалимся всякий день и имя Твоё будем исповедовать во век. 10 Но ныне Ты отринул и посрамил нас, и не выходишь, Боже, с силами нашими. 11 Обратил нас вспять пред врагами нашими, и ненавидящие нас расхищали себе:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

LXX: Уста твои съедят и чрево твое наполнится главою этою, данною тебе.    Началом чтения и простого исторического понимания служит съедение свитка. Но когда чрез постоянное поучение мы заключаем книгу Господню в сокровищнице памяти, то духовно наполняется чрево наше и насыщаются внутренности, чтобы мы вместе с апостолом Павлом имели внутренности [полные] милосердия (Кол. гл. 3) и чтобы наполнилось то чрево, о котором Иеремия говорит: чрево мое, чрево мое болит мне и чувства сердца моего смущают меня (Иерем. 4:19).     И я съел, и было в устах моих сладко, как мед. И Давид говорит: кол сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим (Псал. 118:103).    И в другом месте: судьбы Господни истинны, вожделенны паче злата и камене честна многа и слаждша паче меда и сота. (Псал. 18:10-11). И Сампсон нашел сот меду в пасти льва (Суд. 14:8). И Господь после воскресения съел часть печеной рыбы и сот (Лук. 24:42). И в Притчах о пчеле говорится, хотя этого нет в еврейских списках: иди ко пчеле и увеждь, коль делательница есть, делание же коль честное творит, еяже трудов царие и простии во здравие употребляют (Притч. 6:8), что делали Моисей и пророки, и евангелисты и апостолы, чтобы всякий царь, сердце которого в руке Божией, пользовался сладкою нищею. А кто прост и без хитрости змия имеет невинность голубей, тот пусть верует простым сердцем и спасается. Ибо повсюду встречаются козни и часто диавол принимает вид ангела света (2 Кор. 11:14), и мед каплет из уст женщины-блудницы, обещая приятное, чтобы вливать яд.    Ст. 4. И Он сказал мне: сын человеческий, ступай и иди к дому Израилеву и говори им слова Мои.    Когда говорится: ступай и иди к дому Израилеву, то этим дается понять, что он не был вместе с народом грешным, хотя он, по-видимому, жил в тех же пределах при реке Ховаре. Ибо написано: и я был среди переселенных при реке Ховаре (1. 1), Но пророк не имел общения с ними и испытывал огорчение при виде беззаконных. Тоже делал и Моисей (Исх. гл. 33), поставив скинию вдали от стана народа, в которую когда он входил, то спускался столп облачный и становился пред входом в скинию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Вопрос 31. Ужели вовсе не позволительно смеяться? Ответ. Поскольку Господь осуждает смеющихся «ныне» ( Лук. 6, 25 ); то явно, что верному никогда нет времени смеха, и особенно при таком множестве бесчествующих Бога «преступлением закона» ( Римл. 2, 23 ) и умирающих во грехе, о которых надобно болезновать и плакать.    Вопрос 40. Если брат оскорбит брата; то как должно исправлять его? Ответ. Если оскорбил он, как Апостол, который сказал: «опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда» ( 2Кор. 7, 9 ); то не оскорбивший имеет нужду в исправлении, но оскорбленный должен показать в себе свойства «печали по Богу» ( 2Кор.7 10). Если же оскорбил в том, что само по себе безразлично; то пусть оскорбивший припомнит, что сказал Апостол: «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь» ( Римл.14, 15 ), и познав таковой грех, пусть исполнит сказанное Господом: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Матф.5, 23–24 ).    Вопрос 41. А если оскорбивший не соглашается принести извинение? Ответ. Должны мы исполнить над ним то же, что сказал Господь о согрешившем и не покаявшимся: «если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Матф.18, 17 ).    Вопрос 42. А если, когда оскорбивший приносит извинение, оскорбленный не захочет примириться?    Ответ. Господень суд на такового ясно изображен в притче о рабе, который, умоляемый клевретом, не захотел потерпеть. «Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее», Господь же прогневался, лишил его своей милости и «отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» ( Мф.18, 31–34 ).    Вопрос 63. Что сделавший осуждается подобно роптавшим на «последних» ( Матф.20, 11, 12 )?    Ответ. Всякий осуждается за собственный свой грех, и роптавшие-за ропот. Но часто ропщут каждый по своей особенной причине: одни-потому, что не достало у них нужного к питанию, как жадные и обоготворяющие чрево; другие-потому, что получили равную с последними плату, и тем обнаруживают в себе зависть, которая в союзе с убийством, а иные ропщут и по чему либо другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

А самое низшее побуждение к нравственной жизни состоит в принуждении себя к ней не ради духовных и вечных благ, а ради чувственных и временных – земных. Но и это побуждение не исключено совсем Свящ. Писанием. Особенно в Ветхом Завете богоизбранный народ часто побуждался Моисеем и пророками к верному служению Богу и к исполнению своих обязанностей указанием на ожидающее его в этом случае земное благополучие. И в Новом Завете говорится, что ищущим царствия Божия и правды Его все земное само собой присоединится ( Матф. 6:33 ). Всякий, кто оставит домы или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную ( Матф.19:29 ). Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей ( 1Тим. 4:8 ). А людям злым предвозвещается стеснение, разорение и разрушение до основания их благосостояния ( Лук. 19:42–44 ). А. Добродетель Проявления человеческой воли, согласные с божественной волей и произрастающие из любви к Богу и ближнему, называются добрыми, или добродетельными, а не согласные с законом и происходящие из эгоизма и самолюбия называются злыми, или греховными, – грехом. Таким образом, слово «добродетель» равносильно со словом нравственность, а слово «грех» равносильно слову безнравственность. След., свойства добродетели те же, что и нравственности, а именно – свобода и законность; а одушевляющее начало в добродетели есть любовь. Но человеческая свобода сама по себе недостаточна для исполнения нравственного закона и одушевления искренней любовью к Богу; в том состоит отличие христианской добродетели от языческой, что в первой содействует благодать Божия. О благодати в отношении ее к нравственной деятельности уже отчасти упоминалось и будет еще речь впереди, а сейчас ограничимся только некоторыми замечаниями о добродетели. В древнее время спрашивали: одна ли добродетель или их много? Изучима ли добродетель или нет? Стоики утверждали, что добродетель одна. Они говорили, что кто имеет одну добродетель, тот имеет и остальные добродетели, потому что все они теснейшим образом связаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

А так как многие не верили будущему, то Он удостоверяет их в этом прошедшими событиями, и этим потрясает сердца их. Вместе с тем Он указывает и на то, что и в прежних случаях действовал Он же. Далее Спаситель представляет новое знамение Своего пришествия, так что из соображения всех этих знамений становится очевидно, что Он знал этот день. Какое же знамение? " Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет " (Матф. 24:40-42). Все это служит доказательством тому, что Он знал этот день, но только ученикам запрещал спрашивать о нем. Поэтому же Он напоминал им и о днях Ноевых, поэтому же сказал, что тогда " будут двое на поле " , показывая тем, что Он придет совершенно неожиданно, когда они совсем не будут и думать об этом. " И две мелющие " — это также служит признаком, что они нисколько не будут ожидать его. Притом берутся и оставляются и слуги, и рабы, и те, которые будут упражняться в труде, и те, которые будут находиться в праздности, словом из всех состояний, подобно тому как и в ветхом завете говорится: " от фараона, который сидит на престоле своем, до рабыни, которая при жерновах " (Исх. 11:5). Хотя Христос и сказал, что трудно спастись богатым, но здесь уверяет, что они не все погибнут, равно и бедные не все спасутся; но как из тех, так и из этих некоторые спасутся, а некоторые погибнут. Я даже думаю, здесь указывается и то, что пришествие Его будет в ночи. То же подтверждает и евангелист (Лук. 17:34). Вот видишь, как точно Христос знает все обстоятельства? Потом, чтобы не обратились к Нему с вопросом ученики, опять присоединяет: " итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет " . Объявив им почти самый час, опять предупреждает их вопросы об этом, желая, чтобы они были постоянно бдительны. Поэтому Он и говорит им: " бодрствуйте " , показывая тем причину, по которой не объявляет им о последнем дне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

А эти слова имеют такое значение: не заботьтесь нисколько об этой пище, но – о той духовной. Но так как некоторые из людей, желающих жить праздно, злоупотребляют этими словами, как будто бы Христос отвергал в них трудолюбие, то теперь благовременно ответить и им. Они порочат целое, так сказать, христианство и подвергают его осмеянию за праздность. Но прежде надобно обратиться к изречению Павла. Что же он говорит? Поминайте слова Господа, сказавшего: " блаженнее давать, нежели принимать " . (Деян.20:35. Но из чего было бы давать тому, кто сам ничего не имеет? Как же Марфе сказал Иисус: " ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть " (Лук.10:41,42), – и еще: " не заботьтесь о завтрашнем дне " (Матф.6:34)? Необходимо теперь все это разрешить не только для того, чтобы отвратить людей праздных, если только захотят, но и для того, чтобы показать, что слова Божии не противоречат между собою. Вот и в другом месте апостол говорит: " умоляем же вас, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое [дело], чтобы вы поступали благоприлично перед внешними " (1Фесс.4:10-12); и еще: " кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся " (Еф.4:28). Здесь Павел заповедал даже не просто заниматься делом, но с таким трудом, чтобы было из чего подать и другому. И в другом месте опять он же говорит: " нуждам моим и [нуждам] бывших при мне послужили руки мои сии " (Деян.20:34). И в послании к Коринфянам говорил: " За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую безмездно " (1Кор.9:18). И когда он был в том городе (в Коринфе), то находился у Акиллы и Прискиллы, и трудился (Деян.18:2,3): " ибо ремеслом их было делание палаток " . Все это, по-видимому, находится в большом противоречии с сказанным, и потому необходимо представить на это разрешение. Что же нам ответить? Что не печься не значит не трудиться, но – не привязываться к вещам житейским, т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Апостолы слышали и видели Богочеловека и проповедали о Нём, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин.20:31 ). Если мы не видели Иисуса Христа, то это не значит, что мы не можем видеть образ, напоминающий о Нём, ведь мы не слышали и проповеди Господа, но это не значит, что мы не можем прочитать о том, чему Он учил, в Евангелии, чтобы помнить Его заповеди и следовать им. Христос «нигде не повелел апостолам начертать даже краткое слово» (преподобный Феодор Студит ) (9), однако никто из христиан не отрицает Нового Завета как истинного свидетельства о Его славе. И немногие христианские конфессии воздерживаются от изображения Христа, Пресвятой Девы и апостолов в Библии для детей потому, что это помогает представить и понять прочитанное (наукой установлено, что глазные нервы у человека в 25 раз толще, чем ушные, а значит, мы запоминаем то, что увидели, гораздо лучше. Как гласит народная мудрость, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»). Вспомним апостола Фому, который усомнился в том, что  Иисус воскрес. И Спаситель, показав ему раны Свои, сказал: ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие ( Ин.20:29 ). Сказал так потому, что знал – апостолы смогут засвидетельствовать о Христе словами, но передать Его внешний облик, не имея ни фотоаппарата, ни видеокамеры, будет крайне затруднительно. Ведь изображения, сделанные красками, не являются документальным свидетельством, и тот, кто их видит, может верить, а может не верить в то, что они отображают действительность. 6. Мессия Христос пришел на землю не для того, чтобы нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить ( Мф.5:17 ). Он не отверг храма со святыми изображениями, но освятил почитание храма собственным примером и учением. Спаситель Сам ходил для поклонения Богу в храм Иерусалимский: Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник ( Лук.2:41,42 ).

http://azbyka.ru/bibliya-o-svyashhennyh-...

Благословение, данное Исааком сынам своим, Иакову и Исаву, долженствовало иметь место в истории священной как потому, что им продолжает оправдываться и объясняться изреченное о них Богом предопределение, так потому, что в нем содержится новое предсказание о судьбе еврейского народа. По сему оное и составляет предмет последнего сказания в жизнеописании Исаака. В сем сказании излагаются по порядку: случай или предшествующее обстоятельство данного благословения — старость и слепота Исаака и приготовление к благословению — ловитва (XXVII. 1 — 4), хитрость Ревекки (5 — 23), благословение Иакову (24 — 29), благословение Исаву (30 — 40), ближайшие последствия данного благословения: вражда Исава на Иакова (41), удаление Иакова из дома отеческого (42 —XXVIII. 5.), новое супружество Исава (6 — 9). СЛУЧАЙ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ К БЛАГОСЛОВЕНИЮ XXVII. 1. Когда Исаак состарился, и притупилось зрение очей его, тогда он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Сей ответствовал: вот я. 2. Он продолжал: вот, я состарился, не знаю дня смерти моей; 3. возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, поди в поле, достань мне дичи 4. и приготовь мне кушанье, как я люблю, и принеси мне есть, дабы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру. Когда Исаак состарился. Исааку было в сие время около 137 лет от рождения, ибо Иакову около 77 лет, что можно усмотреть, когда из 130 лет жизни сего последнего до переселения во Египет (Быт. XLVII. 9) исключить 39 лет жизни Иосифа до сего времени (см. Быт. XLI 46, 47. XLV. 6) и 14 лет пребывания в Месопотамии до рождения Иосифа (см. Быт. XXX. XXV. XXXI. 41). Итак, более нежели за 40 лет до смерти (Быт. XXXV. 28). Исаак почувствовал свою старость и начал готовиться к смерти. Может быть, его расположила к сему наипаче слабость зрения и еще то, что старший брат его умер 137 лет (Быт. XXV. 17). Принеси мне есть, дабы благословила тебя душа моя. Намерение Исаака, без сомнения, было не то, чтобы продать Исаву свое благословение за кушанье, подобно как сие сделал прежде сам Исав, но побуждением к благословению его было право первородства, как можно примечать из слов Иакова, пришедшего к отцу своему в лице Исава: я Исав, первенец твой (19. 32). Ловитва и пища долженствовали быть не причиною благословения, но только приготовительным к нему обрядом, что видно в повторении слов Исаака, где вместо винословия/«вина — причина, повод; ц. — слав. — Прим. ред.)означено только соединение действий: и я буду есть и благословлю тебя (7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

В первое время все, повидимому, благоприятствовало Его служению. Его слушают с знтузиазмом, за Ним следуют по одному Его слову. Довольно было Андрею провести с Ним день, чтобы не оставить Его; довольно было сказать несколько слов Нафанаилу, чтобы тот исповедал Его Сыном Божиим, Царем Израилевым. Правда, ученые фарисеи и иудейские начальники свысока смотрели на проповедь Назаретского Плотника, но и на них она произво­дила свое магическое действие. Так, один ученый фарисей из начальников иудейских, бывший членом синедриона и пользовавшийся в Иерусалиме большим уважением, обратив внимание на Иисуса Христа, хотел узнать от Него самого, в чем заключалось Его учение; но, не желая давать пищи злословию со стороны своих собратьев, этот фарисей пришел тайно ночью к Спаси­телю. И Спаситель не оттолкнул этого человека, боявшегося уро­нить себя в глазах общества своей беседой с простым и не ученым назаретским плотником, Он принял его и даже вел с ним довольно продолжительную беседу. Еще поразительнее результаты беседы Иисуса Христа с жителями города Сихаря, – са­марянами. Несмотря на то, что „жидове не прикасаются самарянам“, жители Сихаря с увлечением слушают проповедь Иисуса, на которого вначале они естественно могли смотреть только как на иудея, и, в конце концов, приходят даже к тому убеждению, что их проповедник действительно есть Спаситель мира. Такое магическое действие проповеди Иисуса Христа на Его слушателей Ренан хочет объяснить путем совершенно естественным и ставит в этом отношении Иисуса Христа наряду с Иоанною д’Арк, видя в Его способе привлечения последователей даже „невинную хитрость“, какою пользовалась и Иоанна д’Арк. Но подобное объяснение не должно заслуживать серьёзного внимания уже по одному тому, что оно бросает пятно на нравственный характер Иисуса. . Впрочем, если в первое время проповедь Иисуса Христа иудеи принимали с увлечением, то нельзя этого же сказать о дальнейшем времени. Усилия Иисуса Христа обратить на путь истинный иудеев почти всегда оставались без особенного успеха. В этом случае многознаменательны слова Иисуса Христа, произнесенные Им незадолго до своей смерти при взгляде на город Иерусалим: „Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не за­хотели!“ А когда, во время торжественного шествия, Он приблизился к городу (Иерусалиму), то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о если-бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но сие сокрыто ныне от глаз твоих“ ( Лук. 19:41–42 ). Такие же, исполненные глубокого сожаления, слова были обращены Иисусом Христом и к другим палестинским городам, не последовавшим Его учению, каковы; Хоразин, Вифсаида и Капернаум (см. Мф. 11: 20–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010