" Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец " (ст. 7) — " строитель Божий " значит тоже, что " эконом " , " приставник " , или домоправитель. Здесь Апостол Павел, по предположению блаженного Иеронима, имел в виду притчу Господа о верном домоправителе (Лук. 12:42 и д.). " Непорочен " — епископ не должен быть своенравным, ставя выше всего свой личный произвол и свои личные эгоистические интересы. " Не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца " — все это несвойственно доброму пастырю и домоправителю, как осуждает такие черты и притча (Лук. 12:45 [ 1 ]). " Не корыстолюбец " — здесь запрещается не только нечестность, но и всякое желание обогащения, которое неприлично в служителе Христовой Церкви, долженствующем подражать Апостолам, не искавшим никаких прибытков, но довольствовавшихся необходимым — пищею и одеждою (1 Тим. 6:8 [ 2 ]). Затем перечисляются положительные качества, которые требуются от кандидатов священства. " Страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан " (ст. 8). — страннолюбие особенно высоко ценилось в те времена гонений на веру; " любящий добро называет Апостол кроткого, тихого, никого не смущаюшего, во всем мирного, не завистливого " (блаженный Феофилакт); " целомудрен, т.е. чист от плотских грехов, которые возможны и при супружеской жизни; для состоящего в супружестве требуется верность супруге и умеренность в пользовании супружеским ложем; для безбрачных — совершеннейшая чистота не только тела, но и помыслов; справедлив, т.е. нелицеприятен в отношении к людям; благочестив, т.е. благоговеющий перед святыней, имеющий страх Божий; воздержан не только от похоти плотской и от объятий жены, но и от всех душевных страстей: не воспламеняться гневом, не впадать в печаль, не поражаться страхом и не увлекаться неумеренно радостью " (блаженный Иероним). Затем Апостол указывает, каков должен быть священнослужитель по учительству. Должен он быть " держащийся истинного слова " , то-есть, неповрежденного учения христианского, " чтобы … был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать " (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Как нужно поступить в этом случае. Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно обратиться к словам Иисуса Христа и повнимательней их прочесть. Спаситель рассматривает как раз именно ту ситуацию когда человек, у которого просят, может удовлетворить просьбу. Ведь не может дать и занять тот, у кого нет такой возможности. Иначе бы Иисус Христос не говорил “просящему у тебя дай и от хотящего занять не отворачивайся”. Эти слова Иисуса Христа процитированы по Евангелию Матфея (Матф.5:42). Эти же слова Спасителя Евангелист Лука пересказывает несколько в ином виде, добавляя к ним новую мысль. “Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад” (Лук.6:30). Как видим, Евангелист Лука указывает на то, что Иисус Христос рекомендовал оказывать людям помощь безвозмездно. “Взаймы давайте, не ожидая ничего” (Лук.6:35).    Таким образом, у Евангелиста Луки в отличии от Матфея слова Спасителя о подаянии просящим и хотящим, дополнены указанием о безвозмездной помощи. По этому поводу Святой Иоанн Златоуст писал так: “Сделав доброе дело, – не ищи благодарности, чтобы иметь тебе должником Самого Бога, Который сказал: “Взаймы давайте тем, от которых вы не надеетесь ничего получить. Имея такого должника, для чего же ты оставив Его, требуешь от меня, человека бедного и скудного? Разве Этот должник гневается, когда с Него долг? Или Он беден? Или отказывается платить? Но разве ты не видишь Его неисчислимых сокровищ? Разве ты не видишь Его неизреченной щедрости? Итак с Него спроси и требуй. Это ему приятно. А если Он увидит, что ты с другого требуешь Его долг, то Он оскорбится этим, и не только не отдаст тебе, но и осудит тебя. В чем ты нашел Меня неблагодарным – скажет Он. Какую болезнь у Меня нашел, что оставив Меня идешь к другим? Одному дал взаймы, а с другого требуешь? Ведь хотя человек получил, но велел дать Бог ... Ты дал взаймы Богу, с Него и требуй” (Иоанн Златоуст, “Беседы на Матфея”, глава 15).    Чтобы понять слова Иисуса Христа и рассуждения Святителя Иоанна Златоуста о том, почему надо давать просящему безвозмездно, нужно знать слова Бога о том, что человек, “благотворящий бедному, дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его” (Притч.19:17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но давайте задумаемся, кто стоит за эти преступлением и что ему надо? Да, руководители террористов преследуют какие-то свои цели — возможно, показать своим спонсорам, что они еще на плаву, и что на их " священную войну " стоит продолжать давать деньги. Но тот, кто стоит за этим злодеянием в конечном итоге — человекоубийца от начала, диавол. И его цель вовсе не в том, чтобы причинить нам физическую боль или пресечь нашу земную жизнь. Его цель — в том, чтобы отравить наши души грехом и отторгнуть нас от общения с Богом. Но он не может принудить нас к чему-либо — враг может только запугивать и соблазнять. Те, кто реагируют со страхом, растерянностью, яростью и ненавистью, попадаются в раскинутые им сети. Но мы можем повести себя по-другому. Мы знаем, что все мы умрем, многие из нас — внезапно. Это не повод для страха и ярости; это повод задуматься о вещах действительно важных. Как говорит Сам Христос, " Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь. (Лук.12:4,5) " Где мы окажемся, когда наш земной путь завершится — а завершится он неизбежно? Если бы мы только могли видеть рай и ад, спасенных и проклятых, мы бы ужасались более не об убитых, а об убийцах, не об изувеченных телах, а о погибших душах. Те, кто предались ложной вере и творят злодеяния, губят свои души; но пусть им не удастся погубить и наши — заразив нас страхом, яростью и ненавистью. Видя перед собой вечность — которая может оказаться для невыразимо прекрасной или невыразимо ужасной — будем помышлять о нашем вечном спасении, зная, что злодеев настигнет суд Божий, и ни один нераскаянный грех в этом мироздании не уйдет от заслуженной им кары. Мы же соберемся вокруг Креста Христова, со смиренной молитвой благоразумного разбойника: " помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лук.23:42) " Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

http://radonezh.ru/analytics/ne-boytes-u...

Открыв людям глаза на Царство Божие, показав им путь к нему — явив Себя самого как этот путь, — Христос, казалось бы, решительно заповедовал им иметь одну единственную цель жизни — стремление к царству Божию, искание его. «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь. Потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в этом. Наипаче ищите царствия Божия, и это все приложится вам» (Лук. 12:29—32, ср. Мф. 6:31—33). А в наставлении Марфе прямо сказано: «ты заботишься и суетишься о многом; а одно только нужно» (Лук. 10:41—42). В этом же смысле надо понимать строгое указание на невозможность служить одновременно «двум господам». И с этим по существу совпадает единственный завет, заключающий в себе всю полноту христианского идеала, цели христианской жизни: быть совершенными, как совершенен Отец наш Небесный.    Повторяем, в этом общем смысле единство цели христианской жизни есть нечто совершенно бесспорное. Это не препятствует, однако, тому, чтобы эта единая верховная цель не только могла достигаться на разных путях, но и сама в себе имела, так сказать, различные разновидности или стороны, как бы конкретно воплощалась в разных обликах. И здесь, как и всюду, «быть служителями Нового Завета» значит быть служителями «не буквы, а духа: потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6). И вот, мы констатируем, что та самая нагорная проповедь, которая заповедует нам искать прежде всего «царства Божия и правды его» и не заботиться о всем остальном, заповедует одновременно «творить милостыню» и «давать просящему», т. е. заботиться об удовлетворении мирских, материальных нужд ближнего вне всякой мысли о значении этой помощи для «спасения души» ближнего. И Евангелие с величайшей настойчивостью подчеркивает абсолютное религиозное значение этой задачи действенной любви к ближнему, выражающейся в том, чтобы насытить алчущего, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного: грядущий суд над человеческой душой, наследование «царства, уготованного от создания мира», ставится в прямую зависимость от исполнения этой задачи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3869...

По сектантскому же пониманию выходит, что слова о храме, который будет домом молитвы для всех народов, прешли, оказались пустыми. Что касается слов, сказанных Господом о том, что, люди должны молиться втайне, то этим нисколько не отвергаются храмы, как место общественных молитв. Св. Православная Церковь признает и требует такую молитву, но вместе с тем она учит на основании слова Божия, что нужна и общественная молитва , исходящая от всего сердца. Мытарь молился в храме ( Лук. 18:13 ) и был оправдан Господом. Храм нужен нам и потому, что в нем совершается бескровная жертва, которую совершил Сам Христос в новозаветном храме, в сионской горнице ( Мф. 26:18–28 ). Молитва частная и молитва общественная одна другую не исключают. Апостолы так и поняли слова Господа нашего Иисуса Христа, молясь наедине и в храме: «и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лук. 24:53 ). Если бы Христос признавал только молитвы «втайне», в комнатах, то Сам бы не подавал Пример Своими молитвами в храме ( Иоан. 18:20 ; Иоан. 10:22–23 ) и не благословлял бы пожертвований на храмы ( Мк. 12:41–42 ). Св. апостол Павел называет общество верных христиан домом Божиим, Церковью ( 1Тим. 3:15 ), но отсюда еще не следует, что апостол отрицал значение вещественных храмов, церквей. Когда христиане первых веков позволили себе неуважительно отнестись к «храмам», «церквам», то апостол Павел строго осуждал из за это: «Когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения, чему отчасти и верю... разве у вас нет домов на то чтобы есть и пить? или пренебрегаете церковь Божию?..» ( 1Кор. 11:18,22 ); «жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит ( Быт. 3:16 ). Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» ( 1Кор. 14:34–35 ). Таким образом, что св. апостол разрешает дома, того он не разрешает в церкви: церковь он почитает особым местом, куда собираются люди на молитву и к которому он повелевает относиться с уважением, как именно к дому молитвы, к храму Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

По словам пророков, говорит автор, затерянный Израиль в противоположность Иуде должен быть многочисленным и могущественным народом ( Ос. 1:10–11 и 14:6–10). Насколько это неверно, видно из самого текста указанных стихов: «и соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе и поставят себе одну главу и выйдут из земли» (т.е. из плена, 1:11). Погубил ты себя , Израиль, ибо только во мне опора твоя» (14:9). В первом месте речь об Израиле и Иуде вместе, а во втором о происхождении многих народов от Израиля нет ни единого слова. В подтверждение того же автор ссылается на Иер.,2:4. Но в словах пророка: «выслушайте слово Господне, дом Иаковлев и все роды дома Израилева» выражение «роды» как в Исх. 6:14 ; Чис. 1:2 ; Втор. 29:17 ; Нав. 7:14 и мн.др. означает колена Израильские. Израильтяне, говорит далее автор, должны переселиться в Европу, известную у пророков под именем «островов» ( Ис. 43:5; 42:10,12 ; Зах. 10:19 ) и будут называться новым именем ( Ис. 62:2–4; 65:9–16 ). В процитированных автором местах нет ни малейшего намека на переселение израильтян в Европу. В 43 главе пророк Исайя говорит о возвращении Израиля в Палестину: «от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя». В 42 главе пророк по поводу возвращения из плена народа Божия приглашает всех живущих на островах, плавающих в море, обитающих в пустыне и на скалах, прославить Господа. В словах пророка Захарии «ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима… Возвращайтесь на твердыню вы, пленники надеющиеся… Ибо как лук натяну себе Иуду и наполню лук Ефремом и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония» речь о возвращении из плена всего народа Божия, причем Израиль нисколько не выделяется от Иуды. Новое имя, по словам пророка Исайи, получит не Израиль, а Иерусалим и Сион: «не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь… увидят народы правду твою…и назовут тебя новым именем». Также и в 65 главе Бог назовет иным именем семя, которое произведет от Иакова и Иуды наследника гор Божиих. С течением времени, говорит автор, Израиль должен овладеть всем миром, всей вселенной или большей частью ее ( Ис. 27:6; 62:4 ; Дан. 2:4 ). В 27 главе у пророка Исайи речь действительно о значении Израиля для вселенной: «в грядущие дни укрепится Иаков, даст отпрыск и процветет Израиль, и наполнится плодами вселенная». Но каким образом произойдет это, пророк объясняет в следующих словах: «но будет в тот день…и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому… и приидут затерявшиеся в земле Ассирийской и изгнанные в землю египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме». О возвращении Израиля говорится и в 62 главе в словах: «землю твою (т.е. Палестину) не будут более называть пустыней». Даниил, правда, предсказывает наступление великого вечного царства, но что это царство будет Израильским, этого автор ничем не докажет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Это преимущество – видеть и слышать телесно и духовно Спасителя, и исповедать Его Христом и Сыном Божиим, даровано только ученикам Его. Что касается до нас, то мы видим Спасителя мира только очами духовными, но, между тем, гораздо яснее, нежели ветхозаветные праведники. Нам не нужно сожалеть, что мы не живём во времена апостолов; потому что в те времена гораздо труднее было признать Сыном Божиим и Самим Богом Того, Кто любил скрываться в народе и под смиренным кровом древоделя, нежели веровать в Него теперь вместе со всею вселенною, вместе с верою осмнадцати веков. Между тем, мы должны прилагать к себе слова Иисуса Христа: «блажени очи видящии, яже видите» ( Лук. 10, 23 ), потому что счастие христиан в том состоит, что они видят и слышат то, чего не видали и не слыхали столь многие языческие народы, не имеющие никакого понятия о религии Иисуса Христа, без которой нельзя спастись; и вместо того, чтобы запутывать свой разум в отыскании причин, почему Бог одних оставил во мраке заблуждения, а других извёл из него, постараемся лучше возбудить в себе чувства справедливой благодарности к Богу за то, что Он удостоил нас Своих даров, и помыслить об обязанностях, которые возлагает на нас то великое благодеяние, что мы призваны к вере. Иисус Христос в доме Марфы и Марии ( Лук. 10, 38–42 ) Марфа и Мария, сёстры Лазаря, жили со своим братом в Вифании, селении, находившемся близ Иерусалима. Божественный Спаситель неоднократно удостаивал Своего присутствия это семейство добродетельное и очень почтенное в той стране. Однажды Иисус Христос пришёл в Вифанию. Марфа приняла Его в дом свой. Тогда Мария, сестра её, сидя у ног Божественного Учителя, слушала слово Его. Между тем Марфа много заботилась об угощении, и, подойдя, сказала: Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом: а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у ней. Назидательные размышления «Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе» ( Пс. 132,1 ), писал святый пророк Давид.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1Кор. 15, 50 . «Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления». Объясн. Из предшествующих и последующих слов этой же главы видно, что апостол разумеет здесь тело, «сеемое в тлении»: ст. 42, «в уничижении и немощи»: ст. 43; «тело душевное»: ст. 44, тело, созданное по образу перстного Адама, а не по образу Господа с неба: ст. 47–49. Вот какая плоть не наследует царствия Божия, вот почему настоящее наше тело должно измениться: ст. 51. Но Плоть и Кровь Господа в таинстве Евхаристии нетленны, славны, как неразрывно соединенные с Божественным животворящим Духом Христа: ст. 45. Иоан. 6, 53 , и посему уничтожать их есть безумная дерзость: Евр. 10, 29 . Евр. 7, 27 . «Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого». Объясн. Повсеместное, ежедневное приношение в жертву Тела и Крови Христовой не противоречит учению апостола о единстве жертвы Христовой. Хлеб Евхаристии всегда и везде пребывает единым, ибо существо его составляет одна и та же неизменная Плоть Христова: 1Кор. 10, 17; 11, 25–27 . Мф. 26, 39–42 . «И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты... Еще, отошед в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя». Объясн. Здесь слово «чаша употреблено в переносном смысле, как, напр., слово «закваска»: Мф. 16, 6–7 , но этим иносказанием не отвергается понимание «чаши» в других местах в собственном смысле: Мф. 26, 28 ; 1Кор. 10, 16–17 ; Лук. 22, 17–20 ; 1Кор. 11, 23–25 . О таинстве Елеосвящения Марка 6, 12–13 . «Они (апостолы) пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Объясн. Не ясно ли отсюда, что таинство елеосвящения (или соборования) имеет для себя образец и основание в Евангелии. Было благодатное помазание и после Христа: Иак. 5, 14–15 . Замечательно и то, что помазание маслом заменяло возложение рук Христом: Мрк. 6, 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Блаженный Павел, желая в немногих словах представить нам чрезмерное их величие, говорит: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). Видишь чрезмерность даров? Видишь, что Его благодеяния превышают всякое понятие человеческое? И на сердце, говорит, человеку не взыдоша. Итак, если мы захотим размышлять о них и воздавать по силам нашим благодарность Богу, то можем и снискать еще большее Его благоволение, и возбудить в себе сильнейшее расположение к добродетели. В самом деле, памятование о благодеяниях сильно возбуждает к подвигам добродетели и располагает человека презирать все настоящее, прилепляться к столь великому Благодетелю и ежедневно выказывать живую любовь к Нему». (Из 27 беседы св. Злат. на кн. Бытия). 8. Урок благодарности к Богу Случилось, что раз преп. Савва освященный, собирая в пустыне коренья, которыми он питался, увидел четырех разбойников, изнемогавших от голода. Он высыпал пред ними собранные коренья и накормил их. С тех пор благодарные разбойники стали приносить ему хлеба и плодов. Растроганный их благодарностью, Савва со слезами говорил себе: «о, горе душе моей! Эти люди за одно благодеяние так щедро платят мне. Мы же, получая ежедневно от Бога столько благодеяний, ничем не благодарим Его, а в лености и нерадении проводим Дни, не исполняя Его заповедей!» Так должен размышлять и каждый из нас, и стараться пробудить в себе благодарное чувство к Богу. (Дост. сказ. о подв. св. и бл. от.). Неделя 24-я по Пятидесятнице Еванг. от Лук., зачал. 39-е, гл. VIII, 41–56 ст. 1. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира Один из начальников синагоги, именем Иаир, пришел к Иисусу в крайнем смущении: «у него была одна дочь лет двенадцати, и та была при смерти» (ев. Лк.8:41–42 ). Падши к ногам Иисуса, Иаир, прерывающимся от скорби голосом, усильно просил Его, говоря: дочь моя при смерти, может быть теперь умирает, но приди, возложи на нее руку Свою, чтобы она выздоровела и осталась жива ( Мф.9:18 ; Мк.5:23 ; Лк.8:41–42 ). «С кротостью которая никогда не могла холодно относиться к крикам страдальца, Иисус вышел тотчас из-за стола и пошел с ним, последуемый не только учениками, но густою, полною ожиданий толпою, которая была свидетелем события. Народ, в своей ревности, толпился около Него и стеснял во время перехода».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Н. Гребнев. ПСАЛОМ 42 Н. Гребнев ПСАЛОМ 42 Суди меня, Господь, но уведи От всех несправедливых и лукавых, И в тяжбе с сонмищем людей неправых Меня своей защитой награди. Господь, хранитель крепости моей, Что ж Ты не взял меня под попеченье? И я хожу понур от поношенья Врагов моих, тех, что меня грешней. Ты светом истины меня согрей, Чтобы я мог лишь в ней найти опору, И встать на путь к обители Твоей, Подняться на Твою святую гору. Я при большом собрании людей Жертв возложу на жертвенник премного И на псалтири буду славить Бога Веселия и радости моей. И ты, моя душа, не унывай, На Господа в надежде уповай, Не пребывай в печали и в смущенье, И в вечном уповании своем И славословье и благодаренье Спасителю мы снова вознесем. Н. Басовский. 43-Й ПСАЛОМ (СЫНОВЕЙ КОРАХА) Н. Басовский 43-Й ПСАЛОМ (СЫНОВЕЙ КОРАХА) Рассуди меня, Бог, с тем, кто лжив и хитёр, кто неправедный путь пред собой распростёр, где моя не ступала нога. Отчего же тогда Ты отринул меня? Отчего я не знаю спокойного дня и терплю притесненья врага? Подари мне, о Господи, истины свет! Я пойду, обнадёжен Тобой и согрет, к той горе, где обитель Твоя, и взойду на вершину святую Твою, на кинноре сыграю и песню спою — всей душой буду славить Тебя. В Боге радость моя и веселье моё; подымаюсь я к Храму, где Бога жильё, словно птица в высокий полёт. Что поникла, душа, что стенаешь во мне? Только Господу верь наяву и во сне; уповай — Он спасенье пошлёт! ПСАЛОМ 43 Канонический русский перевод 1 Начальнику хора. Учение. Сынов Кореевых. 2 Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние: 3 Ты рукою Твоею истребил народы, а их насадил; поразил племена и изгнал их; 4 ибо они не мечом своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним. 5 Боже, Царь мой! Ты — тот же; даруй спасение Иакову. 6 С Тобою избодаем рогами врагов наших; во имя Твое попрем ногами восстающих на нас: 7 ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасет меня; 8 но Ты спасешь нас от врагов наших, и посрамишь ненавидящих нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010