И Писание, и Предание, и весть строй православного богослужения постоянно укрепляет нас в убеждении, что мы грешники, отчаянно нуждающиеся в милости - которой не заслуживаем, но которую твердо надеемся получить по безграничному человеколюбию Божию. Мы прощены и приняты только потому, что за нас умер Невиновный — как говорит Апостол, «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1Пет.3:18) Но Христос умер за грехи всех людей без исключения — в том числе и тех, которые вам (возможно, обоснованно) не нравятся. Если у меня есть надежда — то и них тоже. Евангельские слова «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лук.6:37) часто искажают в том смысле, что христианам, якобы, нельзя называть грех грехом и лжеучение — лжеучением. Это, конечно, не так — обличать грех и заблуждение может быть вполне уместно, мы находим примеры этого уже в самом Новом Завете. Эти слова воспрещают произносить приговор над человеком — и пытаться вскарабкаться на престол Судии живых и мертвых, претендуя решать вечную участь людей за Него. Такое наглое высокомерие губительно само по себе — и несовместимо с покаянием и верой. Но, скажут нам, желающие тому или иному новопреставленному «гореть в аду» не относятся к этому так серьезно. Они просто хотят сказать, что, по их мнению, покойный был плохим человеком. Что же, если они хотят сказать это, им лучше выразить это прямым текстом — не прибегая к религиозной лексике. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф.12:36,37) Если покойный вызвал у вас сильную неприязнь — лучше всего промолчать. Если вы хотите все же выступить с обличениями и критикой над его могилой — лучше ничего не говорить о его вечной участи. Потому что призывать ад на других людей — значит призывать его на себя. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

http://radonezh.ru/2022/09/06/o-pozhelan...

Известно, что священный Бытописатель, изображая творение мира, не сказал ясно о происхождении ангелов. И это, как полагали Святые Отцы Церкви, по двум причинам: во-первых – потому, что, вследствие неспособности тогдашних Иудеев возвышаться к предметам сверхъестественным, Моисей имел в виду начер­тать перед своими соплеменниками историю только мира видимого, чтобы научить их, по крайней мере, через ряд доступных им предметов, познавать истинную Причину всего существующего; 1116 а во-вторых – потому, что не безопасно было гово­рить с ясностью о бытии высших, духовных существ таким людям, которые еще не довольно были утверждены в истине единства Божия, и склонны были впадать в многобожие и идолопоклонство. 1117 Не смотря, однако, на умолчание Моисея о сотворении Богом ангелов, истина эта несомненно проповедуется в Слове Божием. Она выражена: а) В тех местах, где говорится, что все, существующее вне Бога, получило бытие от Него. Например: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Иоан. 1:3 ); Ибо все из Него, Им и к Нему ( Рим. 11:36 ); всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог ( Евр. 3:4 ; срав. Еф. 3:9 ; Откр. 4:11 ). б) Прямее и яснее – в словах Ездры: Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются ( Неем. 9:6 ). Здесь под именем все воинство их (небес), сотворенного Богом, разумеются ангелы, которые, действительно, называются этим именем в Священном Писании ( Лук. 2:13 ), и изображаются окружающими престол Всевышнего и поклоняющимися Ему ( Ис. 6:3 ; Откр. 7:11 ; Пс. 96:7 ). в) Наконец, со всею ясностью – в словах Апостола: Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано ( Кол. 1:16 ). Невидимое означает здесь мир духов­ный, в противоположность миру видимому, вещественному, и престолы, господства, начала и власти – суть имена чинов ангельских, как видно из других подобных мест ( 1Петр. 3:22 ; Ефес. 1:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Неделя пентикостии. Стихира на «Господи воззвах» великой вечерни. «Приидите, люди, поклонимся в трех лицах Богу – Сыну во Отце со Святым духом, ибо Отец прежде веков родил Сына, Совечного и Сопрестольного и Святой дух был во Отце, прославляемый с Сыном. Одна Сила, одно Существо, одно Божество, Ему поклоняясь, все возгласим «Святый Боже, все сотворивший Сыном, при содействии Святого духа, Святый Крепкий, чрез Которого мы познали Отца и Которым дух Святой пришел в мир; Святый Бессмертный, Утешитель – дух Святой, исходящий от Отца и пребывающий в Сыне,- Троица Святая, слава Тебе!» Человек имеет душу и тело. Кто живет верой во Святую Троицу, надеждой и любовью к Богу, тот состоит в Завете Божием, тот является причастником жизни вечной, потому что богообщение является не последней целью жизни человека, а его естественным состоянием. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр.3:20 ) Неестественным для человека является состояние, при котором он исключает для себя диалог с Богом, когда человек чувствует себя одиноким, когда он не отвечает на любовь Божию. «Человек, который в чести и неразумен, по добен живот ным, которые погибают» ( Пс.48:10,21 ) Вечная жизнь – это единое целое земной и загробной жизни. Вечная жизнь – это Божественная тайна, в которой через Завет Божий таинственно объединены вечное и временное, духовное и материальное. Святые Отцы и Учители Церкви в самом определении образа и подобия Божия в человеке видели указание на целеустремленность временной жизни человека к Богу, к вечной жизни. Святитель Иоанн Златоуст учит о нравственном значении образа Божия в человеке так: «Бог хочет, чтобы мы были подражателями Ему в добродетели. Что значит «по образу»? Бог свят: если мы святы, то мы – по образу Божию. «Будьте, говорится, святы, ибо свят Я Господь, Бог ваш» ( Лев.19:2 ): Бог праведен, если мы поступаем по правде, то мы – образ Божий «Ибо Господь праведен, любит правду» ( Пс.10:7 ). Если мы человеколюбивы, милостивы, то мы – образ Божий. «Будьте милосердны,- говорит Спаситель, — как и Отец ваш милосерд» ( Лук.6:36 ). Видишь, в чем образ? И Павел показывает, в чем состоит образ, говоря «Совлекшись ветхого человека и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его ( Кол.3:10 ). Видишь, что «по образу Нашему» относится к добродетелям»

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

Под евангельскими талантами принято понимать дарования и способности человека, которые должен он приумножить и развить в своей жизни. «Зарыть талант» – значит, не суметь воспользоваться своими дарованиями, не исполнить до конца долга своего служения Богу и ближнему. Но не только способности и дарования представляются нам, братие, под талантами Евангелия. «Одному дал пять талантов, другому два, иному один, каждому по силе его …» Жизненный Крест, та обстановка, которая окружает нас в нашей жизни – тоже талант, тоже что-то такое, чем должны мы воспользоваться, что должны умножить и возрастить. Господь сравнивает житейскую мудрость христианина с книжником, наученным Царству Небесному, который подобно хозяину выносит из сокровищницы своей новое и старое, т. е. умеет пользоваться всеми обстоятельствами жизни. Благополучно ли – старайся служить Богу. Скорбишь ли – не унывай. И как бы тяжела ни была та обстановка, в которой протекает жизнь христианина, какие бы черные тучи ни собирались над его головой, всегда выйдет он победителем, если сумеет до конца остаться христианином. Однажды римский правитель грозил Святителю Василию Великому конфискацией имущества, ссылкой и смертью. Святитель Василий ответил ему: я не боюсь конфискации моего имущества, потому что у меня только книги. Ссылка тоже мне не страшна, – ведь, вся земля Господня… А смерть только радость для меня, ибо соединюсь я чрез нее с возлюбленным моим Спасителем. О, если бы и мы, братие, научились не малодушествовать в постигающих нас испытаниях, а старались бы в них очистить свое сердце и приумножить те малые свои дарования, о которых совершенно забываем в обстоятельствах спокойной и благополучной жизни. Неделя 19я по Пятидесятнице: Любить ничего не ожидая ( Лук. 6:31–36 ) «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте не ожидая ничего: и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. И так будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд.»

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Под этим " духом " святые Отцы понимают тот дух пророческий, который находил на некоторых христиан во время их молитвенных собраний, и они начинали воодушевленно говорить на разные темы, а нередко и пророчествсвать, предрекая будущее. Но не всякая такая воодушевленная речь всегда от Духа Божьего. Может быть и естественное воодушевление. Апостол и предупреждает, чтобы не верили речам о близости Второго Пришествия Господня даже в том случае, если бы они исходили от лиц, известных своим пророческим даром. Это подобно тому, как он говорит Галатам: " Если бы даже Ангел с неба " . (1:8). Под " словом " здесь надо понимать, конечно, не слово Самого Господа, а слово, которое ложно приписывалось самому Павлу. Под " посланием " также разумеется какое-то послание, ложноприписанное святому Апостолу, на что он сам указывает, говоря: " как бы нами посланного " . " Будто уже наступает день Христов " , — грех Фессалоникийцев не в том, что они ожидали наступления " дня Христова: " ждать пришествия Господня надлежит всегда, по заповеди Самого Господа (см. Лук. 12:35-46 [ 1 ]). Но нельзя самим определять этого дня, момента наступления его, ибо это никому не известно, кроме одного Бога (Матф. 25:13 [ 2 ]; 24:36 [ 3 ]). " Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели " (2:3-5) — пока не придет отступление прежде и не откроется человек беззакония, сын погибели — антихрист, до тех пор и не наступит " день Господень " . Под " отступлением " здесь разумеется предсказанное Господом Иисусом Христом (Матф. 24:4-5 [ 4 ]; 11-15 [ 5 ]; 23-24 [ 6 ] и др.) великое всеобщее отпадение от веры и крайняя степень развращения, несмотря на распространение Евангелия между всеми народами. Об этом отступлении говорит Апостол Павел и в 1 Послании к Тимофею 4:1: " В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским " . Об этом же говорит он и во 2 послании к Тимофею 3:1-8 [ 7 ], а также и Апостол Иуда в ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Поэтому, желая избавить их от излишнего неистовства, Он сокрыл Себя, потому что сделал бы их еще более достойными наказания, если бы явился им после крестных страданий. Потому, щадя их, Он и сокрыл Себя от их взоров, а показал явлением знамений, потому что слышать слова Петра: « во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи » (Деян. 3:6), значило не меньше, как и видеть Самого воскресшего. А что действительно это есть величайшее доказательство воскресения и удобнее приводит к вере, чем последнее, и что явление знамений, совершаемых во имя Его, лучше могло убедить умы людей, нежели лицезрение Самого воскресшего, это видно из следующего: Христос воскрес и явился ученикам; но и между ними нашелся некто неверующий, Фома называемый Дидим, и нужно было ему вложить руки в язвы гвоздиные, нужно было и осязать ребра Его (Ин. 20:24). Если же ученик, обращавшийся с Ним три года, участвовавший в трапезе Господней, видевший величайшие знамения и чудеса, слушавший беседы Господа, увидев Его воскресшего, не прежде уверовал, как осмотрев язвы гвоздиные и раны от копья, то скажи мне, могла ли бы уверовать вселенная, если бы увидела Его воскресшего? Кто может сказать это? И не только с этой, но и с другой стороны мы покажем, что знамения убеждали больше, чем лицезрение воскресшего. Народ, услышав Петра, сказавшего хромому: « во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи », уверовал во Христа в числе трех тысяч, а потом в числе пяти тысяч мужей; ученик же, увидев воскресшего, не веровал. Видишь ли, как первое гораздо удобнее приводило к вере в воскресение? Увидев воскресшего, и собственный ученик Его не веровал, а увидев знамения, и враги уверовали. Так последнее было действительнее и яснее первого, и более располагало и уверяло их в воскресении. Но что я говорю о Фоме? И прочие ученики не уверовали при первом видении. Выслушай об этом внимательно, но не осуждай их, возлюбленный: если Христос не осудил их, то не осуждай их и ты. Ученики увидели дело дивное и необычайное, увидели воскресшим перворожденного из мертвых; а такие величайшие чудеса обыкновенно сначала поражают, пока со временем не утвердятся в душах верующих; тоже было тогда и с учениками. Когда воскресший из мертвых Христос сказал им: « Мир вам », тогда они, говорит евангелист, « смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа, но Он сказал им: что смущаетесь? » И потом, показав им руки и ноги, « они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? », желая чрез это уверить их в воскресении (Лук. 24:36–41). Тебя не убеждают, говорит Он, ни ребра, ни раны; пусть же по крайней мере убедит трапеза.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Слова же: «нападе на мя» (нисшел на меня) должно принимать в хорошую сторону за выражение любви, как Иаков, обретши Иосифа, «нападе на выю его» (пал на шею его) ( Быт. 46:29 ), и как в Евангелии любвеобильный отец, увидев сына, возвращающегося из странствия, сжалился над ним, «и, побежав, пал ему на шею и целовал его» ( Лук. 15:20 ). И еще у Иезекииля: «и перенес меня в Халдею к переселенцам, в ведении, Духом Божиим» ( Иез. 11:24 ). А иное слышал ты и прежде в сказанном о крещении: «и окроплю вас чистою водою» (36:25) и проч. «И дам вам сердце новое и Дух новый дам вам (26), вложу внутрь вас Дух Мой» (27); и еще: «Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня Духом» (37, 1 ). 31. Сей Дух умудрил Даниилову душу, чтобы юноше соделаться судиею старцев. Целомудренная Сусанна осуждена, как непотребная, а защитника нет. Кому было исхитить ее у старейшин? Ведут Сусанну на смерть, и она в руках уже исполнителей казни. Но явился помощник: Утешитель, Дух, освящающий всякое разумное существо. Иди, говорит Он Даниилу, иди, юноша, обличи старцев, болезнующих грехами юности. Ибо написано: «возбудил Бог Святый Дух молодого юноши» ( Дан 13:45 ); и выразимся кратко: по Даниилову приговору, целомудренная спасена. Приводим это для свидетельства, потому что не время теперь толкованию. Знал и Навуходоносор, что в Данииле есть Дух Святый. Ибо говорит: «Валтасар, глава мудрецов! я знаю, что в тебе Дух Святого Бога» ( Дан. 4:6 ). Одно говорил Навуходоносор истинно, а другое ложно. Что Даниил имел Духа Святого, это сказано истинно. Но не был он князем обаятелей, потому что был не волхв, но умудрял его Дух. Так и прежде этого Даниил истолковал ему видение образа, которого не разумел сам видевший. Ибо говорит: скажи мне видение, которого не разумею я, видевший. Уразумеваешь силу Святого Духа? Видящий не разумеет, а не видевшие знают и истолковывают. 32. И действительно весьма много можно было собрать из Ветхого Завета и обширнее истолковать сказанное о Святом Духе, но время кратко; должно же позаботиться и о том, чтобы предлагаемое соразмерено было с силами слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Словами же «в духе и истине» нельзя отвергать всю внешность и обрядность Православной Церкви, как полагают сектанты. Не всякая внутренняя молитва духовна и наоборот – внешнее действие или проявление молитвы не только не лишает ее духовности, а напротив – усовершает духовность. Фарисей молился внутренне, «сам в себе» ( Лук. 18:11 ) и однако его молитва не была угодна Богу. Дела, служащие внешним выражением плодов духа духовны. Так, духовно то Богослужение, которое идет от самого сердца, от самой души, проявляясь в внешних выражениях. Отсюда и заповедь апостола проявлять Бога «в телах и в душах» ( 1Кор. 6:20 ; 1Тим. 2:8 ). Иисус Христос и апостолы не только выражали свою молитву во внешних действиях (коленопреклонение, падение ниц, возведение очей к небу и проч. – Мф. 26:39 ; Иоан. 17:1 ; Деян. 20:36 ; 1Тим. 2:8 и др.), но ходили и в храм для молитвы ( Деян. 3:1, 22:17 ). В заключение не лишне указать на то, что сектанты, поняв неправильно слова Спасителя о поклонении Богу в духе и истине и отвергнув на этом основании всю внешность и обрядность Православной Церкви, измыслили свои обряды, свой Богослужебный культ, служащий воплощением лжи, проповедуемой ими. Слова, приводимые сектантами так часто по всякому поводу и без всякого повода, что где двое или трое собраны во имя Христа, там и Сам Господь Иисус, – нисколько не говорят за то, что храмов не нужно. Собраны во имя Христа хотя бы двое или трое тогда, когда имеют храм, каких бы он размеров ни был, где приносится бескровная жертва, совершаемая пастырем Церкви, законно на то уполномоченным. У сектантов этого не имеется, посему они и собираются не во имя Спасителя, Господа Иисуса. 4) Напрасно вы, православные, говорите о храмах, да о храмах Господь ведь сказал: «Не надейтесь на обманчивые слова говорящим: здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень» ( Иер. 7:4 ). Тогда, как Господь Бог, чрез пророков предсказал, что вещественные храмы будут разрушены: «И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо, ужаснется, и свиснет, и скажет: за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?» ( 3Цар. 9:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Христианин находит сильнейшие поощрения к терпению в истинах и учении своей веры. а) Первые исповедники христианства подвергались всевозможным гонениям, угнетениям, преследованиям, — и все это должны были переносить с терпением. Посему апостолы так часто увещевают к терпению. “ Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное ” (Евр. 10:36). “ Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны ” (Рим. 12:12). “ Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний ” (Иак. 5:7). “ Терпением вашим спасайте души ваши ” (Лук. 21:19). “ Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью ” (Ефес. 4:1–2. 1 Тим. 6:12; 2 Петр. 1:6; Сир. 2:1–5 ). б) Полагая терпение вообще в обязанность каждому , христианская вера требует от своих исповедников в особенности такого расположения и таких поступков, которые без добродетели терпения не могли бы проявляться. Христиане должны во всех обстоятельствах представлять себя, как Божьи слуги, т. е. как поклонники истинного Бога, которые чувствуют и признают свою зависимость от Него, постоянно уповают на Него, ожидают от Его всемогущества, премудрости и доброты своей защиты, помощи и спасения, и убеждены, что “ все содействует ко благу .” (Рим. 8:28). Христианин должен прощать, если его оскорбляют (Мф.5:39; Рим. 12:17, 19, 21 ). Христианин терпит убыток имущества, и не предается ропоту (Мф.5:40; Иов. 1:13–15 ). Он видит и испытывает слабости и прегрешения людей, и не должен враждовать, но быть снисходительным, милосердым, смиренномудренным ко всем (Тит. 3:2 ). Как мог бы христианин оказывать такое расположение духа без терпения? Как многое, следовательно, находит он в своей вере, что поощряет и обязывает его к терпению! 2. В примере Иисуса Христа и апостолов. Люди бедные, больные, несчастные и страждущие всякого рода нуждаются в ободряющих примерах, чтобы не предаваться отчаянию, но быть терпеливыми и уповать на помощь Божью.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Но также справедливо, что раз у человека правильно поставлено отношение к ближним, раз он живейше связан с избранным делом, раз в нем есть способность самонаблюдения; все эти стихийности удобопреоборимы, отпадают без больших даже усилий и, что здесь главное, тягость их чувствуется при последовательном проведении того же самого закона благожелания. Так что пока речь идет собственно о нравственно должном и под Христов путь нравственного преуспеяния не подкладываются явления, имеющие место на ином пути; совершенствование внутреннего христианина по существу дела могло бы замыкаться 7-й заповедью. Конечно, это отнюдь не затрагивает всеобходимости 8-й, а только расчищает дорогу более точному ее пониманию. Разве только для учения о любви рассеяно в Евангелии столько комментариев, сколько их дано для выяснения предпоследнего блаженства. Правда веры (например Лук. 7:50 ; Мф. 17:20 ), мышления ( Мф. 12:2–8, 25 пар. 23:19–22), расчетов ( Лк. 14:28–32 ), предведения ( Лук. 13:57 ), направления ( Лук. 10:55 ) самонаблюдения ( Мф. 7:3 сл.), чувств ( Лук. 21:3–4; 10:33; 13:16 ), намерений ( Мф. 15:8; 22:18 ), расположений ( Мф. 7:17 дал.), целей ( Мф. 6:1–6 ), надежд (Мф. 13:44, 8; Лук. 12:18 сл.), обязанностей ( Лук. 12:35–48 ), средств (Мф. 6:27), действий ( Мф. 25:21 дал.; Иоан. 18:23 ), слов ( Мф. 12:36 ), руководительства ( Мф. 23:2–4 ), суда (Иоан, 7:24), отношения к земным благам ( Мрк. 8:36 . Мф. 6:34), к телу и душе ( Лук. 12:4 сл.). к личному достоинству своему (Мф. 6:26; Лук. 15:18; 18:10 дал.), других ( Лук. 19:9 ; Мф. 21:29 дал.), к свободе ( Иоан. 8:31 сл,), к Богу ( Мф. 22:37 ), служению Ему ( Иоан. 4:24 ; Мф. 6:24). При свете этих и подобных комментариев, множество которых мною наверное не замечено, я обязан, хотя бы и не сумел, составить надлежащее понятие о сущности христианской правдивости по учению Спасителя. Что само по себе и объективно она заключается в правильности, смысл которой по разности случаев изменяется только в подробностях, это легко усматривать из процитованных мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010