“А молясь, не говорите лишнего, как язычники”...    Продолжая излагать Свои взгляды о молитве, Иисус Христос в Нагорной проповеди сказал: “А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него” (Матф.6:7-8). Как нужно понимать эти слова?     Для того, чтобы правильно пояснить эти слова, нужно знать о том, что язычники воспринимали осуществление молитвы как особое служение Богу, которое якобы освобождало человека от грехов. По мнению язычников, чем длиннее была молитва, тем больше считалась их заслуга перед Богом. В языческих религиях считалось, что любой грех можно искупить обильными жертвоприношениями и продолжительными молитвами, и таким образом вымолить прощение и благосклонность богов.    Языческая молитва представляла собой однообразное повторение слов, обращенных к божеству, и лишенных душевных переживаний и искренних чувств. Такой принцип языческой молитвы (лишенный сердечного порыва, искренней веры и душевного тепла), основанной на механическом повторении слов, вобрали в свою схоластическую практику секта фарисеев и другие ложные религии.    Согласно учению Христову, истинная христианская молитва являет собой контакт души человека с Богом. Это благоговейнейшее обращение сердца, ума и души человека к Господу Богу нашему, а не механическое повторение пустых слов, обращенных к Богу. Согласно христианскому пониманию, молитва является даром Божиим, пищей для души, одним из главных слагаемых духовной жизни человека. “Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение” (Матф.26:41). “Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.” (Лук.21:36).    Молитва очищает душу и укрепляет тело. Поэтому Библия и рекомендует: “Непрестанно молитесь” (1Фес.5:17). Кто молится, тот пребывает с Богом. “И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак.5:15). Поэтому Священное Писание предписывает: “В скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны” (Рим.12:12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  В веке будущем Церковь в этом веке именуется Невестой Христовой не только потому, что она любит Своего Спасителя, но и потому, что она, подобно невесте, ждёт Его Пришествия. Как о том говорится в книге Откровения: «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди!» (Откр. 22:17-20). И когда Церковь перестаёт ждать своего Небесного Жениха – это для разумных говорит о многом. Вместе с тем, Церковь ждёт и воскресения из мёртвых для того, чтобы нам полностью и окончательно соединиться с возлюбившим нас Христом-Богом и уже во всей полноте стать «сынами Божиими, будучи сынами воскресения» (Лук. 20:36). Когда же это произойдёт в Пришествие Христово и «воцарится Господь Бог Вседержитель» (Откр. 19:6), то наступит брачная радость для «ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:28), – радость вечного и нерасторжимого союза любви Христа и Его Церкви. И тогда Церковь будет именоваться уже не невестой Христовой, а женою Его. Как о том повествуется в Откровении Господа Иисуса Христа, Апокалипсисе: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. …Блаженны званые на брачную вечерю Агнца. …Сии суть истинные слова Божии (οι λογοι αληθινοι του θεου εισιν)» (Откр. 19:7-9). В этих словах Откровения мы видим, что не только Воплотившееся Отчее Слово неизменно пребывает в направленности любви к Рождающему Его («προς τον θεον» (Иоан. 1:1)), но и те, «которые с Ним, суть званые, и избранные, и верные» (Откр. 17:14), также обнаружили свою истинность в отношении к своему Творцу и Богу («του θεου» (Откр. 19:9)). Ибо, как пишет прп. Максим Исповедник, «всему пришедшему в бытие от Бога свойственно собираться к Нему постоянно и непреложно» . Поэтому сии наречённые Словом Божиим истинными логосами «του θεου εισιν» (Откр. 19:9) «и называются, – по слову прп. Максима, – частицей Бога по причине предсуществования в Боге логосов их бытия» . «А который, будучи частицей Бога ради находящегося в нем логоса добродетели, и, оставив... своё начало, неразумно движется по направлению к небытию, справедливо называется истекшим свыше, как подвигшийся не к собственному началу и причине, по которой, и ради которой, и в связи с которой он пришёл в бытие, – и находится в безостановочном кружении и страшном беспорядке по душе и телу, добровольным течением к худшему причиняя себе неудачу в отношении этой непрелестной и неизменной причины. От того и говорится в точном смысле слова «истекать», что, хотя и имел таковой бесспорно зависящую от него самого власть соделывать основания своей души в Боге, но добровольно променял лучшее и сущее на худшее и несущее» .

http://bogoslov.ru/article/3570072

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «А молясь, не говорите лишнего, как язычники» Продолжая излагать Свои взгляды о молитве, Иисус Христос в Нагорной проповеди сказал: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Матф.6:7–8 ). Как нужно понимать эти слова? Для того, чтобы правильно пояснить эти слова, нужно знать о том, что язычники воспринимали осуществление молитвы как особое служение Богу, которое якобы освобождало человека от грехов. По мнению язычников, чем длиннее была молитва , тем больше считалась их заслуга перед Богом. В языческих религиях считалось, что любой грех можно искупить обильными жертвоприношениями и продолжительными молитвами, и таким образом вымолить прощение и благосклонность богов. Языческая молитва представляла собой однообразное повторение слов, обращенных к божеству, и лишенных душевных переживаний и искренних чувств. Такой принцип языческой молитвы (лишенный сердечного порыва, искренней веры и душевного тепла), основанной на механическом повторении слов, вобрали в свою схоластическую практику секта фарисеев и другие ложные религии. Согласно учению Христову, истинная христианская молитва являет собой контакт души человека с Богом. Это благоговейнейшее обращение сердца, ума и души человека к Господу Богу нашему, а не механическое повторение пустых слов, обращенных к Богу. Согласно христианскому пониманию, молитва является даром Божиим, пищей для души, одним из главных слагаемых духовной жизни человека. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Матф.26:41 ). «Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.» ( Лук.21:36 ). Молитва очищает душу и укрепляет тело. Поэтому Библия и рекомендует: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:17 ). Кто молится, тот пребывает с Богом. «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:15 ). Поэтому Священное Писание предписывает: «В скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» ( Рим.12:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

а) Учение о том, что Господь Иисус Христос Искупитель и Спаситель мира есть Богочеловек, со всею полнотою раскрыто в Св. Писании, так: α) В Ветхом Завете, в обетованиях и пророчествах Он именуется потомком жены, – Авраама, Давида, а вместе с тем Ему приписываются имена и действия, свойственные Богу; так Он именуется: «Богом крепким» ( Ис. 9:6 ), говорится, что «Он взял на себя наши немощи» и «понес наши болезни»; именуется Еммануилом, что значит: «с нами Бог» ( Ис. 7:14 ). В Новом Завете свящ. писатели указывают в Лице Иисуса Христа, в Его делах, обстоятельствах и событиях Его жизни исполнение ветхозаветных пророчеств. Его Богочеловеческое достоинство открывается в чрезвычайных обстоятельствах Его рождения, – свидетельстве о Нем Бога Отца при крещении, преображении, в Его чудесах, на которые Он указывал, когда Его спрашивали: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ждать нам другого?» ( Мф. 11:3 ), и в свидетельстве о Себе самого Иисуса Христа, как выражении Его самосознания. Рационалисты, напр. Ренан, согласны видеть в Нем высшую степень религиозного сознания, Иисус Христос сознает Себя и называет «сущим прежде Авраама» ( Ин. 8:58 ), «большим Соломона, Ионы ( Лук. 11:31–32 ) и других пророков», – «Сыном Божиим», и Бога называет «Своим Отцем, в собственном смысле» ( Ин. 10:36–38 ), – «единым со Отцем», в смысле равенства с Ним, наконец, Он требовал, чтобы веровали в Бога и в Него: «веруйте в Бога и в Мя веруйте» ( Ин. 14:1 ). Так может говорить только Лицо Божественное, но никак не человек, хотя бы и посланный от Бога. Многие из Его современников, в особенности Его непосредственные ученики и Апостолы, видели в Нем не просто человека, хотя и необычайного, но и веровали в Его Божественность и свидетельствовали свою веру пред Ним; так Ап. Петр на вопрос Его: «Вы за кого почитаете Меня?» отвечал: «Ты Христос, Сын Бога живаго» ( Мф. 16:16 ), – Ап. Фома сказал Ему: «Господь мой и Бог мой» ( Ин. 20:28 ). Веру в Него, как Сына Божия, как истинного Бога, явившегося во плоти, они раскрывали в своих богодухновенных писаниях; особенно полностью и определенностью в этом отношении отличаются Евангелие от Иоанна и послания Ап. Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В частности, для объяснения неизменяемости воли и определений Божиих по отношению к свободным тварям и особенно к человеку, святые Отцы, на основании Священного Писания, придумали разделение воли Божией: на первую ( θλημα πρτον ) и вторую ( δετερον ), иначе — предыдущую ( προηγομενον ) и последующую ( πομενον ), или, как в последствии начали выражаться, на безусловную и условную (voluntatem absolutam et conditionatam). Под именем первой воли разумеется такая, по которой Бог желает чего-либо без всяких сторонних условий, например, хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4); а под именем последней — такая, по которой Он желает чего-либо по отношению к свободным тварям, под каким-нибудь обязательным для них условием, например, послал к людям своего единородного Сына, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3:16; Марк. 16:16). Таким образом и воля Божия по отношение к свободным тварям, как и ко всем вообще, остается неизменной, и свобода тварей нисколько не стесняется этою волею и ее определениями. И здравый разум не может не сознать справедливости всех этих отеческих соображений, и вслед за тем не исповедать Бога существом неизменяемым, как и исповедал еще древле в мудрецах языческих. 7. Всемогущество Всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он обладает неограниченной силой все производить и над всем владычествовать, — от чего называется безразлично всемогущим или всесильным ( παντοδναμος ), и вседержителем ( παντοκρατωρ ). В священных книгах находится бесчисленное множество мест, изображающих это свойство Божие. Они свидетельствуют: а) о всемогуществе Божием вообще: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено (Иов. 42:2); Авва Отче! всё возможно Тебе (Марк. 14:36); Богу же всё возможно (Матф. 19:26); ибо у Бога не останется бессильным никакое слово (Лук. 1:37). И вместе с тем называют Бога сильным (Пс. 88:9), Господом сил (Пс. 23:10), единым сильным (1 Тим. 6:15), и вседержителем: Боже великий, сильный, Бог Великий в совете и сильный в делах, Господь Вседержитель, Боже Вседержитель (Иер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Во-вторых, никто другой, как Илия пророк, в своем личном образе, предстоял Спасителю на горе Преображения, с Моисеем ( Мф. 17:3 ) и, следовательно, никак не был уничтожен личностью своею. И ведь это явление пророка Илии на горе Преображения было после рождения на земле Иоанна Крестителя. Наконец, когда иудеи спросили Иоанна Крестителя: «что же? ты Илия? Он сказал – нет» ( Ин.1:21 ). Как же понять слова Спасителя об Иоанне Крестителе? В другом месте Спаситель говорит ученикам: «если хотите принять, он (Иоанн Креститель) есть Илия, которому должно прийти» ( Мф.11:14 ), т.е. здесь Спаситель указал на иносказательность Своей речи («если хотите принять»). Еще яснее становится смысл слов Спасителя при сопоставлении их с словами ангела Захарии, что Иоанн Креститель «предидет пред Господом в духе и силе Илии» ( Лук.1:17 ), т.е. по своей жизни и делам очень будет подобен Илии. В другом случае указывают на слова апостолов, когда они спрашивали Спасителя о слепорожденном: «кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» ( Ин. 9:2 ); если слепой мог согрешить еще до своего рождения, то, следовательно, заключают, он мог согрешить только в предыдущих своих жизнях. Но на это нужно заметить, что это говорил не Спаситель, а апостолы, еще не просвещенные Святым Духом. Ведь во время земной жизни Спасителя апостолы не все в учении Христа понимали, например, притчи («приступивши к Иисусу, ученики Его сказали, изъясни нам притчу о плевелах на поле» (Мф.13:36); в другой раз Спаситель говорит учениками «разве вы не понимаете этой притчи? как же вам уразуметь все притчи?» ( Мк.4:13 ). Некоторый стороны учения Христова апостолы понимали пока еще неправильно, например, учение Спасителя о Царствии Божием, представляя его в смысле земного царства еврейского народа ( Деян.1:6 ), как понимали это большинство тогдашних иудеев. И только после сошествия Святого Духа на апостолов, они правильно поняли и уразумели все учение Спасителя. А до того времен» такое же общенародное мнение о предсуществовании души человека до его рождения могли разделять и апостолы.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Вопрос 35. Как узнается гордый, и чем врачуется? Ответ. Узнается потому, что домогается предпочтения. А врачуется, если будет верить суду сказавшего: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4,6). Впрочем, надобно знать, что хотя убоится кто суда, произнесенного на гордость, однако же не может исцелиться от сей страсти, если не оставит всех помышлений о предпочтении, как не возможно разучиться какому–нибудь языку или искусству, не перестав совершенно не только делать, или говорить что–нибудь относящееся к этому искусству, но и слушать говорящих и видеть делающих. Сие же надобно наблюдать и в рассуждении всякого порока. Вопрос 36. Надобно ли искать чести? Ответ. Мы научены воздавать «кому честь, честь» (Рим. 13, 7), а искать чести нам запрещено, потому что Господь сказал: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин.5,44). Посему искать славы от людей есть доказательство неверия и отчуждение от богочестия, так как Апостол сказал: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1, 10). А если так осуждаются, которые приемлют славу, возданную людьми; то несказанно более осуждение тех, которые сами ищут славы невозданной. Вопрос. 54. Что такое самолюбие, и чем дает о себе знать самолюбивый? Ответ. Многое говорится не собственно, как например: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Иоан.12,25). Посему кто любит самого себя не настоящею любовью, тот самолюбив. Дает же знать о себе, если, что ни делает, делает ради себя, хотя бы сделанное было и согласно с заповедью. Ибо ради своего успокоения пренебречь чем либо из потребного для брата, или по душе или по телу, значит уже сделать и для других явным порок самолюбия, которого конец есть погибель. Вопрос 56. Поелику Господь утверждает, что «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет» (Лук.18, 14), и Апостол повелевает «не высокомудрствуйте» (Римл.12,16), и в другом месте говорит: «горды, надменны, напыщенны» (2 Тим. 3, 2. 4), и еще: «любовь не гордится» (ου φυσιουται, 1 Кор. 13, 4): то кто высокомудрен, кто величав, кто горд, кто напыщен, и кто разгордевшийся?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Загадка истории «Ты победил, Галилеянин!» — слова, приписываемые Юлиану Отступнику. В этих словах много не просто досады, но и крайнего изумления — именно Галилеянин-то уж никак не мог победить. 6 апреля, 2010 «Ты победил, Галилеянин!» — слова, приписываемые Юлиану Отступнику. В этих словах много не просто досады, но и крайнего изумления — именно Галилеянин-то уж никак не мог победить. История Христианства — и история человечества вообще, которая оказалась с ним тесно связанной — ставит нас перед лицом удивительной загадки. У истоков христианства мы находим небольшую группу последователей казненного римскими оккупантами еврейского Проповедника, несколько десятков человек, растерянных и подавленных страшной смертью их Учителя. Эпизод незаметный и малозначительный с точки зрения исторической науки. Римляне распяли множество людей, имена которых сейчас совершенно забыты. В Иудее, неспокойной провинции огромной империи, постоянно существовало религиозно-политическое брожение, воспламенялись надежды, являлись народные вожди, люди ожидали, что Бог вот-вот вмешается в ход мировой истории и уничтожит владычество нечестивых язычников руками Своего избранного — Мессии. Работой римских наместников было гасить эти надежды в зародыше — и они делали это очень эффективно и абсолютно безжалостно. Народные вожди быстро отправлялись на римский крест (или, если им сильно везло, умирали от римского меча), а их обескураженные последователи рассеивались. Это был общеизвестный факт, на который ссылается, например, Гамалиил: «Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. (Деян.5:36,37)» Именно это и должно было произойти с Христианством — любые надежды, которые Иисус мог вызвать в своих последователях, погибли, и даже Евангелие свидетельствует, что Апостолы были охвачены глубоким разочарованием: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. (Лук.24:21)» По всем человеческим расчетам, история Церкви должна была на этом и закончиться — незначительный эпизод на окраине Римского Мира, вскоре забытый.

http://pravmir.ru/zagadka-istorii/

Затем пребывающее в разделе как могут назидать живущих в мире, или в случае нужды склоняя их к миру, или убеждая к исполнению других заповедей, если сами на себя навлекают худое подозрение тем, что не соединяются? Сверх сего слышим, что пишет Апостол к Филиппийцам: «дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего (не делайте) по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе (только) каждый заботься, но каждый и о других» (Фил. 2, 2 — 4). Какое же доказательство смиренномудрия больше того, что и настоятели братства подчиняются друг другу? Ибо, если они равны по духовным дарованиям, то для них лучше подвизаться вместе, как показал нам это сам Господь, послав Апостолов «по два» (Марк. 6, 7). И каждый из них, без сомнения, пожелает с радостно подчиниться другому, памятуя слово Господа, Который говорит: «унижающий себя возвысится» (Лук. 18, 14). А если случится, что один ниже, а другой выше, то гораздо полезнее для немощного, если будет принять в сообщество более крепким. И не явное ли это преслушание апостольской заповеди, в которой говорится: «Не о себе (только) каждый заботься, но каждый и о других» (Флп.2,4) Ибо, как рассуждаю, при отдельном жительстве невозможно в этом успеть, когда каждое братство имеет попечение собственно только о принадлежащих к нему, чуждается же заботливости о других, что, как сказал я, очевидно противоречит апостольской заповеди. И из многократного в Деяниях свидетельства о святых, о которых пишется в одном месте: «уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян.4, 32); и в другом: «Все же верующие были вместе и имели всё общее» (Деян.2, 44), видно, что у них не было никакого разделения, никто не жил по своей воле, но все управляемы были, состоя под одним и тем же попечением и это соблюдалось при числе, доходившем до целых пяти тысяч, от чего, может быть, не мало было и такого, что по человеческому расчету казалось препятствием к соединению. А если в каждом селении находящееся число братий гораздо меньше, то какая причина дозволит им разделяться между собою? О, если бы возможно было, чтобы не только собравшиеся вместе в одном селении жили всегда вкупе, но чтобы и многие братства в различных местах, под единым попечением людей, способных нелицеприятно и мудро устроять полезное для всех, назидаемы были в «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3)! Вопрос 36. Об оставляющих братство

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

И вот однажды ночью снова напали на святого злые разбойники. В то время блаженный стоял в келлии на молитве, воссылая Богу ночные свои моления. Злые же и свирепые разбойники, как дикие звери, устремились на него, желая извлечь его из келлии и, подобно волкам, растерзать его. Услышав приход их, святой возвел очи свои к Богу и молился со слезами: – Не оставь меня, Господи Боже мой, не отступи от меня, но вонми, помоги мне и спаси душу мою. Господь же всегда готов на помощь рабам Своим, как сказал пророк: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их» ( Пс.32:18–19 ). Когда святой в молитве призвал Бога на помощь, тотчас злые разбойники были объяты страхом и поколебались привести в исполнение свой злой умысел. Как копьем пронзил сердца их страх Божий и, убоявшись суда Божия, они бежали из того места, никогда туда не возвращались и не причиняли святому никакого вреда. И сбылись на них слова пророка Давида: «Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить [идущих] прямым путем: меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся, внезапно будут они уязвлены» ( Пс.36:14–15, 63:8 ). Все сие сотворила молитва святого. Ибо молитва святых привлекает на землю милость Бога, помощь Его – огнь палящий и страх, ибо Господь страшит всех противящихся Ему и палит огнем невидимым. Следует нам дивиться силе Божией и помощи, проявившейся на святом сем отце, ибо Господь спас раба Своего не оружием или воинством, но крепкою Своею десницею и мышцею; оружием упования на молитву даровал Он свыше невидимо победу. Сим оружием вооружившись, все святые сподобились силы Божией, побеждали царства, заграждали уста львам, угашали огонь, избегали острия меча, могли при немощи быть крепкими, обращали вспять полки вражие, о чем сказано Апостолом: «Мы ничего не имеем, но всем обладаем» ( 2Кор.6:10 ). С ними же следует дивиться и сему святому, который ни оружием, ни силою, но упованием и молитвою мог победить всех, восставших на него. Ибо те свирепые разбойники, когда входили в жилище святого, имели в руках своих смертоносное оружие, желая им победить святого, он же не имел ничего подобного, но лишь малое вервие – четки держал в руках, в сердце же своем и на устах имел слезное сокрушение и молитву. И тотчас он победил их и оружие их, и была молитва святого победою и одолением: «Много может усиленная молитва праведного. А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» ( Иак.5:16 ; Прем.Сол.3:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010