Христос же явился из Вифлеема в Иерусалим для того, чтобы исполнить предписание закона Моисеева, по которому «всяк младенец мужеска пола, разверзая ложесна, свят Господеви наречется» ( Исх. 13, 2 ; Лук. 2, 23 ), – поскольку Он Один только был рожден Девою, не нарушив однако Ея девства. И Симеон взял на руки свои Бога, принявшего плоть. Взявши Его по божественному вдохновению, он поставил Его пред Отцем и таким образом исполнил закон. Благодарными устами он сказал: «ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром» ( Лук. 2, 29 ), потому что «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не узрит Христа Господня: ( Лук. 2, 26 ) и не освободится от уз закона. И оный старец держал Исполнителя закона, яко, говорит, «видесте очи мои спасение твое» ( Лук. 2, 30 ). Ибо закон Моисеев не был спасением, но этот ветхий, старый и слабый закон возводился от несовершенства во спасение Христом – Спасением Божиим и освобождался Им от присущей ему ветхости посредством обновления, поскольку Христос есть свет, освобождающий от всякой ветхости древнего Израиля и приводящий к себе народы. Посему Симеон и воскликнул: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля» ( Лук. 2, 29–32 ). Он узрел во Христе новый свет, возникший из древняго. И все мы, мыслящие право, выйдем на сретение Христу Богу и примем Его вместе со старцем Симеоном и со вдовицею и пророчицей Анною. Мы сделались новым Израилем из всего множества народов и названы новым народом Божиим, посему станем исповедывать это, возглашая и псалмы, «воспоем Господеви песнь нову» ( Псал. 97, 1 ). Мы в совершенстве обновлены и вознесены Христом на высоту, посему, отвергнув ветхий свет и все то, что прельщает плоть и недостойно блистательного света Христова, воспоем Господеви песнь нову. Мы обновлены, стали новыми из ветхих и имеем побуждение воспевать песн нову Богу и Отцу, Который обновил всех нас пребыванием среди нас Христа и явил нас новым народом Своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Св. Кирилл александрийский : «Поистине нуждались в премудрости и просвещении те, которые заблудились, – которые, по крайнему неразумию, поклонялись твари вместо Творца, называли богами древа и камни. Для того и воплотилось Слово, и внушало им, говоря: Дух Господен на мне, егоже ради помаза мя благовестити нищим, посла мя исцелити сокрушенные сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым, прозрение ( Лук. 4, 18 ). Ибо таковы были болезни народов. Но чрез Него они уврачевались: потому что обогатились от Него премудростию и получили просвещение» 317 . § 145. Как совершил Господь Иисус свое пророческое служение, и сущность Его проповеди Пророческое служение Свое человеческому роду Господь совершил двояким образом. Сначала – непосредственно, когда, достигнув тридцатилетнего возраста жизни ( Лук. 3, 23 ), Он вступил в должность общественного Учителя, и около трех с половиною лет до самой своей кончины обходил грады и веси земли иудейской и всюду благовествовал евангелие царствия (Мат. 9, 35). Потом – посредством учеников своих, которых сам же предварительно избрал ( Лук. 6, 13 ), и нарочито приготовил к делу учительства; которых, кроме того, по вознесении своем на небо, облек силою свыше ( Лук. 24, 49 ), и которые, по заповеди Его ( Марк. 16, 15 ), пронесли учение Его по всей земле, возвестили всем народем ( Рим. 10, 18 ), и устно и письменно предали Церкви на все времена ( 2Сол. 2, 15 ). Это учение объемлет собою все существо религии восстановленной, и состоя из двух частей: закона веры и закона деятельности 318 , всецело направлено к одной великой цели – спасению человека. Сущность закона веры сам Христос выразил в следующих словах: тако возлюби Бог мip, яко и Сына своего единороднаго дал есть, да всяк, веруяй в онь, не погибнет, но имать живот вечный ( Иоан. 3, 16 ), или: се есть живот вечный, да знают тебе единаго истиннаго Бога, и егоже послал еси Иисуса Христа (17, 3). И соответственно тому, в частности, учил: 1) О Боге высочайшем и совершеннейшем Духе (Мат. 5, 45; Иоан. 4, 24 ), едином по существу ( Марк. 12, 29 ), но троичном в Лицах (Мат. 28, 19), самобытном ( Иоан. 5, 26 ), вездесущем ( Иоан. 4, 21–23 ), всеблагом (Мат. 19, 17), всемогущем (Мат. 19, 26), Творце и Промыслителе вселенной (Мат. 6, 26–29), который отечески печется о всех своих тварях, в особенности же о человеческом роде ( Лук. 12, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

XVI:17). «Явися же ему ангел Господень, стоя одесную олтаря кадильнаго» (Лук. I:11). Не сказал: алтаря жертвенного, но: «олтаря кадильнаго», — потому что алтарь внешний был алтарем для жертв и всесожжений, а алтарь внутренний был алтарем кадильным. Так, и из этого, и из явления ему одному только, и из слов, что вне был народ, ожидавший его, очевидно, что он вошел во святое святых. «И смутися Захариа видев, и страх нападе нань. Рече же к нему ангел: не бойся, Захарие, зане услышана бысть молитва твоя, и жена твоя Елисавет родит сына тебе, и наречеши имя ему Иоанн. И беша людие ждуще Захарию: и чудяхуся коснящу ему в церкви. Изшед же», объяснялся с ними знаками и «не можаше глаголати к ним» (Лук. I:12—13, 21—22). Видишь ли, что он был внутри за завесою? Тогда и сообщена ему благая весть. А временем этого благовествования был праздник кущей и пост; таков именно смысл слов: «покорите душы вашя» (Лев. XVI:29). Этот праздник совершается у иудеев в последние дни месяца сентября, как и вы тому свидетели, потому что тогда мы много и долго говорили против иудеев, осуждая неуместный пост их. Тогда же и зачала Елисавета, жена Захарии, и «таяшеся месяц пять, глаголюще, яко тако мне сотвори Господь во дни, в няже призре отяти поношение мое в человецех» (Лук. I:24—25). Теперь благовременно показать, что на шестом месяце беременности ее Иоанном, Мария получает благую весть о зачатии. Гавриил пришел к ней и сказал: «не бойся, Мариам: обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя ему Иисус» (Лук. I:30—31). Когда же она смутилась и пожелала узнать о способе (исполнения), то, отвещав, ангел рече ей: «Дух святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя: темже и раждаемое свято, наречется Сын Божий: и се Елисавет южика твоя, и та зачат сына в старости своей: и сей месяц шестый есть ей нарицаемей неплоды: яко не изнеможет у Бога всяк глагол» (Лук. I:35—37). Итак, если Елисавета зачала в месяце сентябре, как показано, то надобно сосчитать следующие шесть месяцев; они суть: октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3375...

10–14 ст. Лук. Евангелист Лука прибавляет, что многие этой речью тронулись и спрашивали Иоанна, что им делать, а он указал им на дела любви и милосердия. Свидетельство Крестителя об Иисусе Христе (Мф.3:11–12; Mp. 1:7–8; Лук. 8:15–20) Как со стороны содержания, так и со стороны изложения в настоящем отделении более сходны между собой Матфей и Лука. Лук. 3:15 . Здесь евангелист Лука указывает повод к свидетельству Иоанна об Иисусе Христе. Таким поводом было народное ожидание: Иоанн не есть ли сам Мессия? Ответ Иоанна на это ожидание показывает всю глубину его смирения. По изображению Матфея и Луки, Иоанн, чтобы показать величие Иисуса Христа, не только сравнивает Его с собой и Его крещение Св. Духом с своим крещением водой, но и указывает в Нем судию мира. Вследствие этого, крещение И. Христа называется у них не только крещением Духом Святым, но и огнем, к чему потом присоединяется образная речь, где Иисус Христос изображается, как судия мира. (Читай еванг. Мф.3 гл., 12 ст.; Лук. 3 гл., 17). Народ иудейский в этой речи изображается под образом гумна; люди, искренно раскаявшиеся и достойные быть членами царства Мессии – под образом пшеницы; нераскаянные грешники под образом плевелов, а их вечные мучения – под образом огня неугасаемого. Этот суд Мессии, результатом которого будет спасение добрых и погибель злых, вполне осуществится со вторым пришествием Христовым. Крещение Иисуса Христа (Мф.3:13–17; Mp. 1:9–11; Лук. 3:21–22) История крещения Иисуса Христа более подробно изображается у ев. Матфея. Так только у него одного есть рассказ о том, что Иоанн, считая себя недостойным совершать крещение над Безгрешным, возбранял Иисусу Христу креститься от него и сам выражал желание быть крестимым от Него. Мф.3:14–15 . Иоанн мог знать И. Христа, как святейшего и безгрешного человека по жизни еще до Его крещения. А этого достаточно было, чтобы Дух Божий уже давно исполнял дух Иоанна предчувствием, что Иисус именно и есть обетованный Мессия. Можно также допустить, что Иоанн уже от родителей своих получил указание на Иисуса, как Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Григория нисского 1693 , св. Василия великого и других 1694 . Не упоминаем уже о писателях пятого и последующих веков, как то: Феодорите 1695 , Иерониме 1696 , Анастасии синаите 1697 , Григории великом 1698 , Иоанне Дамаскине 1699 и других. I. Место, куда отходят души праведников после частного суда, и самое их состояние там и блаженство, изображаются различно. Место это, как в св. Писании, так и в писаниях св. Отцев, называется раем ( Лук. 23, 43 ), лоном Авраама ( Лук. 16, 32 ), царствием небесным ( Матф. 5, 3. 10; 8, 11 ), царствием Божиим ( Лук. 13, 28. 29 ; Матф. 6, 33 ; 1Кор. 15, 50 ), домом Отца небесного ( Иоан. 14, 2 ), градом Бога живого, Иерусалимом небесным ( Евр. 12, 22 ; Гал. 4, 26 ) 1700 . И, по учению православной Церкви, каким бы кто именем из числа упомянутых ни назвал место сие, не погрешит: только бы знал, что души скончавшихся праведников пребывают в благодати Божией, и, как гласят церковные песни, на небеси (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 67) 1701 . Мнение о некотором различии между раем, лоном Авраама и самым небом было мнением немногих 1702 . Состояние душ праведных на небеси и их блаженство, хотя, без сомнения, не одинаковое, соответственно заслугам каждого ( 1Кор. 3, 8 ), полагается: а) в покое или успокоении от трудов ( Евр. 4, 3. 11 ; Апок. 14, 13 ); б) в непричастности никаким печалям и страданиям ( Апок. 7, 16. 17 ); в) в возлежании, и след., в ближайшем общении с Авраамом, Исааком, Иаковом и прочими святыми ( Матф. 8, 11 ; Лук. 8, 28. 29 ); г) во взаимном общении с тьмами ангелов ( Евр. 12, 22. 23 ; Лук. 16, 22 ); д) в стоянии пред престолом Агнца, в прославлении Его и служении Ему (Ап. 7, 9–17); е) в сожитии ( Иоан. 14, 3 ; Фил. 1. 26 ) и соцарствии со Христом ( 2Тим. 2, 11. 12 ); ж) в лицезрении Бога ( 1Кор. 13, 12 ; 2Кор. 5, 8 ; Евр. 12, 14 ). «Ты божественная и священная глава, взывает св. Григорий Богослов в надгробном слове брату своему Кесарию, вниди в небеса, успокойся в недрах Авраамовых (что ни знаменовали бы оныя), узри лик ангелов, славу и великолепие блаженных, или лучше, составь с ними один лик и возвеселись… И да предстоишь великому Царю, исполняясь горнего света, от которого и мы, прияв малую струю, сколько может изобразиться в зерцале и гаданиях, да взойдем, наконец, к Источнику блага, чистым умом созерцать чистую истину, и за здешнее ревнование о добре обрести ту награду, чтобы насладиться совершеннейшим обладанием и созерцанием добра в будущем!» И вскоре потом, в другом надгробном слове сестре своей Горгонии, говорил к ней: «я уверен, что гораздо лучше и превосходнее видимого твое настоящее состояние – глас празднующих, веселие ангелов, небесный чин, видение славы, а паче всего чистейшее и совершеннейшее осияние всевышней Троицы, уже не сокрывающейся от ума, как связанного и рассеиваемого чувствами, но всецело целым умом созерцаемой и приемлемой, и озаряющей наши души полным светом Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

А мне, после всего сказанного, остается объяснить то, ради чего я все это рассказывал… В то время как константинопольская церковь обратила особенное внимание на недели, предшествующие Вел. посту, отметив их особенными евангельскими чтениями, иерусалимская церковь сделала это в отношении воскресный дней самой Четыредесятницы. И до XI века (когда ею был перенят константинопольский евангелистарий), у ней была собственная система евангельских зачал для 40-цы, когда: 1. В неделю Мясопустную на Утрени читался отрывок из нагорной проповеди о 6й, 7й и 8й заповедях ( Мф. 5:17–48 ), а на Литургии — о грешнице, помазавшей ноги Христа у Симона фарисея ( Лук. 7:36–50 ). 2. В неделю Сырную на Утрени озвучивалась заповедь постоянно бодрствовать в ожидании пришествия Господа ( Лк.12:32–40 ), а на Литургии о посте и об оставлении лишних забот ( Мф. 6:16–33 ). 3. В 1ю неделю поста на Утрени об узких вратах ( Мф. 7, 13–29 ), а на Литургии — о милостыне и прощении обид ( Мф. 6:1–15 ). 4. Во 2ю неделю на Утрени звучала притча о браке царского сына ( Мф. 22, 2–14 ), а на Литургии — о блудном сыне ( Лук. 15, 11–32 ). 5. В 3ю неделю на Утрени все слушали притчу о работниках в винограднике ( Мф. 20, 1–16 ), а на Литургии — о мытаре и фарисее ( Лук. 18, 9–14 ). 6. В 4ю неделю на Утрени — о злых виноградарях ( Мф. 21, 33–46 ), на Литургии — о милосердном самарянине ( Лук. 10, 25–37 ). 7. В 5ю неделю на Утрени – обличение Христом книжников и фарисеев ( Мф. 23, 1–39 ), на Литургии — о слепорожденном ( Ин. 9, 1 – 38 ). 8. В 6ю неделю на Утрени — о богатом и Лазаре ( Лук. 16,19–31 ), на Литургии – о решении первосвященников и фарисеев взять Христа на празднике Пасхи ( Ин. 11, 55–57 ). Как видите, данная система евангельских зачал была замечательно и искусно подобрана так, чтобы можно было со всех сторон обрисовать в сознании верующих подлиный характер Четыредесятницы и определить свойственные ее периоду виды деятельности и общее настроение. Пока же для большинства (при нынешней системе евангельских зачал) тесную органическую связь с идеей и характером Великого поста содержат лишь воспоминания приготовительных Недель. Почему я говорю для большинства? – Потому что иерусалимская система евангельских чтений все же оказала свое влияние и на некоторые триодные песнопения самой Четыредесятницы. Например, из этих зачал черпают свое содержание все ее самогласны, а также некоторые воскресные каноны.

http://azbyka.ru/video/119-velikopostnaj...

34 Игнатий испрашивает у Магнезийцев молитв за себя и церковь сирскую. «Поминайте меня в молитвах ваших.... и церковь сирскую». (гл. ΧΙV ср. Трал. гл. ХШ; Puмл. III и IX). Правда, испрошение Игнатием молитвы за себя и свою церковь еще ничего не говорит о существовавшей обычной практики; но не следует забывать, что богослужение лишь формировалось в эту эпоху и частное испрошение Игнатия должно было послужить поводом к постоянному обычаю церкви молиться за епископа, если такого обычая не было раньше. 39 Сократ рассказывает, что Игнатий некогда видел ангелов, воспевших Троицу попеременными песнями, и образ пения, виденный им, предал Антиохийской церкви. Н. E. lib. 6. с. 8. 41 1 Коринф, гл. слова: «какою мерою мерите, та кою отмерится вам» взяты или у Mamф. I, 2 . или у Луки VI, 38. – Гл. Приводятся слова Еванг. Иоанна 3. – Гл. XLVI. Климент напоминает слова Господа, находящиеся у Mamф. XVIII, 6. XXVI. 24 . Лук. 2. Марк. 12. – 2-е послание гл. Слова: «не пришел призвать праведников, но гршных» приводятся прямо как слова Писания, т. е Mamф. IX, 13 . Лyk. V, 32 . – Гл. Буквально повторяются слова Иисуса Христа: «Кто исповедаетъ Меня пред человеками, исповедаю и Я пред Отцем Моим» Матф. Х, 32 . – Гл. IV. Слова: «не всякий, кто говорит Мне: Господи, Господи! спасется» взяты у Mamф. VII, 21 ; у Матф, же VII, 23 и у Лук. 27 заимствованы последние слова четвертой главы. – Гл. V. «Будете как агнцы посреди волков» слова Матф. Х, 16 .; равно как ниже приводится место, находящееся у Матф. Х, 28 и Лук. 4. 5: «не убойтесь убивающихъ тело» в измененной несколько форме. – Гл. Приводятся места изъ Матф. 24. XVI, 26 и Лук. 13.– Гл. «Верный в малом и во многом вернымъ будет» слова Лук. 10. 11. –Гл. IX. Братья Мои суть те, которые исполняют волю Отца Моего –место Матф. 50. 43 Посл, к Eфec. V . Слова: «если молитва двоих имеет великую силу» указывают на Матф. XVIII, 19. – Гл. VI. Слова: «всякаго, кого посылает домовладыка наш должно принимать как самого пославшаго» напоминают Mamф. XXIV, 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

I. Иисус Христос пророк-просветитель мира   § 192. Содержание учения; Иисус – учитель Служение ветхозаветных пророков состояло в том, что они по вдохновению Божию возвещали людям св. истины и учили благочестию. Пророческое служение Христа Иисуса, как величайшего из пророков, было служением необычайного Учителя. 1) По свидетельству евангелистов Дух св. видимо нисходил на Иисуса Христа при крещении Его в Иордане (Мат. 3, 11. 17, Лук. 3, 22. 4, 1 , Иоан. 1, 33 ). Это показывало, что Христос Иисус, как Сын человеческий, торжественно посвящен был силою Божиею в звание учителя людей, которое Он в след за тем и начал отправлять торжественно (см. Деян. 10, 38 ) 120 Сам Он проповедовал, что Он должен учить, и говорил о том словами пророка: Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя, благовестати нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение – проповедати лето Господне приятно ( Лук. 4, 18. 19 . Ис. 61, 4 ). В другое время говорил Он о себе, что Он послан проповедовать царствие Божие ( Лук. 4, 43 ), свидетельствовать об истине: Аз на сие родихся и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину ( Иоан. 18, 37 ).-Апостолы называли Христа Иисуса учителем и наставником ( Лук. 3, 49 ), пророком, который был силен словом и делом пред Богом и всеми людьми ( Лук. 24, 19 ). 2) Что Христос Иисус был учителем истины, об этом может свидетельствовать и человеческая история. Вера христианская ищет и находит в откровенной истории убеждение в том, что Иисус Христос был более, нежели обыкновенный пророк-учитель. Если вера христианская не иначе верит в Христа Иисуса, как в Сына Божия и Сына человеческого (§ 179): то при мысли о Богочеловеке Иисусе становится для нее понятным полный и точный смысл слов Спасителя: Аз есть путь, истина и живот ( Иоан. 14, 6 ). Аз есмь свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тьме, но имать свет животный (9, 5). Свет прииде в мир ( Иоан. 3, 19 ). В этих словах показывается Иисус таким учителем, таким просветителем мира, каким не был никакой пророк; – показывается, что Он есть самый Свет, самая истина, при том истина животворная, а не холодная и бесплодная. Вы же не нарицайте себе учители; един бо есть учитель ваш Христос, говорил Он Сам (Мат. 23, 20). Это значит, что Христос Иисус есть учитель единственный и всемирный, так что по сравнению с Ним и апостолы не имеют права называться учителями, а они только ученики. Ап. Иоанн, показывая необходимое следствие того, что Слово есть свет самосущный, говорит о самом великом из пророков Иоанне: не бы той свет, но да свидетельствует о свете ( Иоан. 1, 8 ). И за тем показывает обширность просвещения, разливаемого светом: бе свет истинный, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир (ст. 10). В послании своем говорит: в емы, яко Сыне Божий прииде и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго и да будем во истиннем Сыне Его, Иисусе Христе ( 1Иоан. 5, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

57), «не вем, что ты глаголеши» (Марк. 68 и Матф. 70). Так совершилось первое отречение, начавшееся у ворот и кончившееся у огня. Как свидетельствует св. Марк, Петр, желая, видимо, избавиться от неотвязчивой привратницы, ушел от огня в переднюю часть двора, на преддворие, к воротам, чтобы в случае нужды бежать. Так прошло немалое время. Снова увидев его, все та же служанка (Марк. 69) стала говорить стоявшим тут: «яко сей от них есть». К ней присоединилась и другая служанка (Матфея 71), тоже говорившая: «и сей бе со Иисусом Назореем». Еще кто-то обратился прямо к Петру: «и ты от них еси» (Лук. 58). Петр снова переменил место и опять стал у огня, но и тут некоторые (Иоан. 25) начали говорить: «еда и ты от ученик Его еси?» «Он же отвержеся и рече: несмь». Это было второе отречение, происшедшее как раз в то время, когда Иисуса от Анны вели к Каиафе, как можно думать на основании 24 и 25 ст. 18 гл. от Иоанна. После второго отречения прошло около часа (Лук. 59). Приближался утренний рассвет и с ним обычное «петлоглашение» (Марк. 13:35). Оканчивался суд над Господом у первосвященника Каиафы. Тогда один из рабов, родственник Малха, которому Петр отсек ухо, сказал Петру: «не аз ли тя видех в вертограде с Ним?» (Иоан. 26), а другой добавил: «и сей с Ним бе, ибо галилеанин есть» (Лук. 59), и вслед за тем многие начали говорить: «галилеанин еси, и беседа твоя подобится» (Марк. 70), «и яве тя творит» (Матф. 73). На Петра напал страх, и он начал «ротитися и клятися, яко не вем Человека Сего», и «второе алектор возгласи», как свидетельствует св. Марк, несомненно со слов самого Петра (Марк. 71-72). В первый же раз петух запел, по свидетельству св. Марка, после первого отречения (ст. 68). «И обращся Господь воззре на Петра: и помяну Петр слово Господне — и исшед вон плакася горько» (Лук. 22:61-62). Так совершилось третье отречение, которое, видимо, совпало с моментом, когда Господа уже осужденного и подвергнутого поруганиям и избиениям, вывели из дома Каиафы во двор, где Он под стражей должен был ожидать утра (Лук.

http://pravmir.ru/rukovodstvo-k-izucheni...

В это время Эвмей и Филотий вышли из зала, за ними пошел и Одиссей. На дворе остановил он верных слуг и открыл им, кто он, показав рубец на ноге от раны, нанесенной кабаном. Обрадовались Эвмей и Филотий и стали покрывать поцелуями его руки и ноги. Успокоил их Одиссей и велел Эвмею в ту минуту, когда он возьмет лук, пойти к Эвриклее и сказать ей, чтобы заперла она служанок и не выпускала их. Филотию же Одиссей велел покрепче запереть ворота. Отдав эти приказания, Одиссей вернулся в пиршественный зал и спокойно сел на свое место у дверей. Когда Одиссей вернулся, Эвримах, смазав лук салом, грел его над огнем. Разогрев лук, попробовал Эвримах согнуть его, но не мог. Увидав, что все их попытки напрасны, женихи решили оставить лук и попытаться согнуть его на следующий день, а сейчас продолжать пир. Тогда Одиссей обратился к женихам с просьбой позволить и ему натянуть лук. Женихи, услышав эту просьбу, стали издеваться над ним. Втайне же боялись они, что странник посрамит их. Пенелопа стала настаивать, чтобы страннику дали лук. Ее прервал Телемах: он просил мать уйти в ее покои, а Эвмею велел подать лук Одиссею. Женихи подняли неистовый крик, когда Эвмей понес лук Одиссею. Испугался Эвмей, но Телемах грозно крикнул на него. Подав лук Одиссею, Эвмей поспешно пошел к Эвриклее и передал ей повеление Одиссея. Филотий же крепко запер ворота. Взял Одиссей свой лук и начал внимательно осматривать его; так осматривает свою кифару певец, готовясь начать песнопение. Без малейшего труда согнул Одиссей свой лук и натянул тетиву, затем попробовал пальцем, туга ли она. Грозно зазвенела тетива. Побледнели женихи. Грянул с неба раскат грома – это Зевс подал знак Одиссею. Радость наполнила его сердце. Взял Одиссей стрелу и, не вставая со своего места, пустил в цель. Все двенадцать колец пролетела стрела. Обратившись к Телемаху, воскликнул Одиссей: – Телемах! Не посрамил тебя твой гость! Ты видал, что недолго трудился я, натягивая лук. Нет, еще цела моя сила! Теперь приготовим мы новое угощение женихам. Теперь иная зазвучит у нас на пиру кифара!

http://azbyka.ru/fiction/podvigi-gerakla...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010