5:17); и Сам Господь говорит: без Мене не можете творити ничесоже. Иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга (Иоан. 15:5-6); также; от сердца исходят помышления злая: убийства, прелюбодеяния, та суть сквернящая человека (Мф. 15:19): также: еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреди чрева моего (Пс. 39:9), и прочая, который по множеству оставляю. Божественный и Богоносный отец наш Иоанн Лествичник приводит об этой священной молитве и истинном безмолвии ума, свидетельство Божественного Писания, говоря; «Великий великой и совершенной молитвы делатель сказал: хощу пять словес умом моим рещи (1 Кор. 14:19), и прочее; и опять: готово сердце мое. Боже, готово сердце мое (Пс. 56:8); также: аз сплю, а сердце мое бдит (Песн. 5:2): также: воззвах всем сердцем моим (Пс. 118:145), то есть телом и душою и проч.    Божественный отец наш Филофей, игумен обители Купины Пресвятой Богородицы, что на Синае, составивший о мысленном хранении сердца малую книжицу глав — бесценных маргаритов Божественной премудрости, преисполненных неизреченной небесной сладости Святого Духа, полагает в непоколебимое основание своих слов изречения Священного Писания: во утрии избивах вся грешныя земли (Пс. 100:8), и прочие: также: царствие Божие внутрь нас есть (Лук. 17:21); и: уподобься царствие небесное зерну горушичну, и бисеру, и квасу: и опять: без Мене не можете творити ничесоже (Иоан. 15:5); также: всяким хранением соблюдай твое сердце (Притч. 4:23); и: очисти внутреннее сткляницы, да будет и внешнее ее чисто (Мф. 23:26): и: несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднедесным (Ефес. 6:12); также: трезвитеся, бодрствуйте: зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити емуже противитися тверди верою (1 Петр. 5:8-9); также: соуслаждаюся закону Божию по внутреннему человеку: вижду же ин закон противу воюющ закону ума моего, и пленяющ ми (Рим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

— С. 490. 55 Ос.3:2 . 56 Лев.27:20–21 . 57 Лев.27:22–25 . 58 Руфь 4:2–10 ; Иер.32:7 . 59 Ис.5:8 . 60 Ис.7:23 . 61 Песнь Песней 8:11. 62 2Цар.24:24 . 63 3Цар.16:24 . 64 Мф.27:6–10 . 65 Иер.32:9 . 66 Иер.32:10–15 . 67 Лук.12:33 . 68 Мк.12:17 . 69 Рим.13:7–8 . 70 Экземплярский В.И. Учение древней церкви о собственности и милостыне. — Киев, 1910. – С. 16. 71 Мф.13:45–46 . 72 Мф.13:44 . 73 Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. — Т. 10., — СПб., 1912. Репринт – Стокгольм, 1987. — С. 23. 74 Деян.2:44–45 . 75 Деян.4:36–37 . 76 Деян.2:46 . 77 Деян.5:1–4 . 78 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на деяния апостольские XII//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. — Т. IX, Кн. I. – М.: Радонеж, 2003. — С. 119. 79 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VI.6. 80 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VI.6. 81 «Работающий вправе пользоваться плодами своего труда: “Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?.. Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое” ( 1Кор.9:7,10 )»//Там же. VI. 6. 82 Быт.31:41 . 83 Лев.19:13 . 84 Втор.24:14–15 . 85 Иер.22:13 ; Мал.3:5 . 86 О ветхозаветном и христианском взглядах на труд более подробно см. Лукин С.В. Христианская экономия о видах и степенях труда//Проблемы современной экономики. 2006. — 1 ⁄ 2 (17/18). — С. 413–418; Лукин С.В. Виды, степени и двойственный характер труда в аспекте христианской экономии//XII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные Дням славянской письменности и культуры (Минск 24–26 мая 2006 г.): Материалы чтений «Церковь и социальные проблемы современного общества»/Инт теологии им. свв. Мефодия и Кирилла, Бел. гос. унт культуры и искусств; отв. ред. и сост. А.Ю. Бендин. — Минск: Ковчег, 2007. — С. 7–26. 87 Пр.10:5; 12:11; 12:24; 28:19. 88 Суд. 17:10–12 . 89 4Цар.12:9–12; 22:5–9 . 90 1Пар.19:6–7 ; 2:Пар.25:6. 91 1Кор.10:31 . 92 Кол.3:17 .

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

   Ст. 15. И было, когда я, Даниил, увидел видение и искал значения [его].    Видел он видение в картине и образе, и не знал значения его. Следовательно не всякий видящий понимает [то, что он видит], подобно тому, как мы, читая Священное Писание глазами, не понимаем его сердцем.    И вот стал предо мною как бы облик мужа.    Ибо ангелы не мужи, но бывают видимы в образе мужей. Подобным образом и Авраам при дубе Мамврийском видел трех мужей (Быт. гл. 15), которые, конечно, не были мужами и из которых одному он кланяется, как Господу. Поэтому и Спаситель говорит в Евангелии: Авраам видел день Мой; виде и возрадовася (Иоанн. 8, 56).    Ст. 16—17. И услышал я голос среди Улая, и он воззвал и сказал: Гавриил! объясни ему это видение. И он подошел и стал подле того места, где я стоял. И когда он пришел, я ужаснулся и упал на лице свое.    Мужа, повелевшего Гавриилу объяснить Даниилу видение, иудеи считают за Михаила. Так как видение было о сражениях и войнах царей или о последовательной смене (successione) царств, то естественно эта обязанность поручается Гавриилу, как начальнику войн. Ибо Гавриил в переводе на наш язык означает сила или сильный Божий. Поэтому и в то время, когда Господь имел родиться и объявить войну демонам и восторжествовать над миром, Гавриил приходит к Захарии и Марии (Лук. гл. 1). И затем в Псалмах мы читаем о Господе торжествующем: кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани, Той есть Царь славы (Псал. 23:8. 10). А когда необходимо бывает врачевание и исцеление, тогда посылается Рафаил, который означает попечение или врачевание, если только угодно кому-либо принимать книгу Товита (Tobiae). Далее, когда народу обещается благоденствие и бывает необходимо λασμς, что мы можем выразить чрез умилостивление или очищение, то посылается Михаил, который означает: кто, как Бог, при чем чрез самое значение имени дается знать, что истинное врачевание принадлежит Богу.    И сказал он мне: знай, сын человеческий, что видение исполнится во время конца и проч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

апостола Павла, следовательно до разрушения Иерусалима. 324 Содержанием самого Евангелия вполне подтверждается это. Так все повествование этого Евангелия отличается особенной полнотой сравнительно с другими Евангелиями и последовательностью, как в изложении истории жизни Спасителя, начиная с рождения Предтечи и до вознесения Господа, так и в изложении учения. Обычаи и постановления иудейские он, как и Марк, объясняет ( Лк.1:8,9, 2:22–24, 22:1  и др.). Влияние св. апостола Павла на Евангелие от Луки весьма заметно в особенном выборе некоторых повествований, содержащихся только в этом Евангелии, и в самом способе изложения. Из множества бесед Спасителя Лука избирает и такие, содержание которых преимущественно соответствовало особенностям Павловой проповеди пред язычнниками и для язычников. Так, например, апостол Павел в своих посланиях с особенною силою излагает учение о том, что человек оправдывается пред Богом неисполнением закона, а единственно верою во Христа и делами по вере. Это же с особенной наглядностию выражается и в Евангелии от Луки, например в притчах Христовых, изложенных только в этом Евангелии, о блудном сыне ( Лк.15:11 и дал.), о мытаре и фарисее ( Лк.18:10 и дал. ср. Лк.17:7–10 ) и др. Апостол Павел также с особенною силою излагает учение, что о Христе Иисусе несть иудей, ни еллин, что иудеи напрасно гордятся своими преимуществами. С особенною наглядностью и в Евангелии от Луки изображается это. Так в нем одном содержится изречение Господа о послании Илии пророка ко вдовице сарептской – язычнице и об очищении прокаженного язычника Неемана при Елисее Лк.4:25–27 ); таково же повествование о десяти прокаженных, исцеленных Господом, из которых оказался благодарным только самарянин ( Лк.17:11–19 ср. Лк.10:25–37, 9:51–56 ). Повествование Луки об установлении Господом таинства евхаристии ( Лк.22:17–20 ) особенно сходно с Павловым повествованием о сем ( 1Кор.11:23–25 ), даже в выражениях. – Только у Луки и Павла есть сказание, что Господь, по своем воскресении, прежде явления всем ученикам вместе, явился Симону ( Лук. 24:34 ; 1Кор. 15:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

Вот они стоят и разговаривают. В это время идет монах из высоких дворян и так далее, послушание у него было – выносить нечистоты. Он идет с ведром нечистот, а они знали, какого он смирения достиг, что выносит нечистоты. Они и кричат ему: «Отче, отче, подожди! у нас к тебе вопрос…». «Чего вы меня, дурака, спрашиваете?». «Подожди, мы не знаем, как ответить на вопрос…». «А что я, дурак, понимаю?.. Знай сам себя и хватит с тебя!»». (сообщение О. А. Кавелиной). Строки 1–2 списка А в машинописи Б читаются (курсивные замечания принадлежат публикатору): приснопамятного Батюшки схиигумена; 3: с вами так до конца текста; 4: нет конца абзаца; 10: с ним. На пользу мне; 16: Ведь люди все разные; 20: ко всем одинаково. конец абзаца; 21–22: несправедливым; 22–23: с душами человеческими, а они; 25: так разнообразно; 3 Ср. «Затем стал советовать: … матерью будь, говорил, а не отцом к братии». Летопись Серафимо-Дивеевскаго монастыря Нижегородской губернии Ардатовскаго уезда с жизнеописанием основателей ея: преподобнаго Серафима и схимонахини Александры, урожденной А. С. Мельгуновой . Составил Архимандрит Серафим (Чичагов) . СПб., 1903. – С. 380. Ср. Там же. – С. 335. 35: довольно с тебя». конец абзаца; 39: является точнее, вернее не отцом; 44–45: (в притче о «блудном сыне» Лук. 15.29–30 ). конец абзаца; 51–52: Батюшку Преподобного Серафима удивительно разнообразно; 56–57: добродушного отношения ко всем. Так. Но пусть; 58–62: иногда сердился, а когда гневался (помните, с гневом), Преподобный – смирять; 65: ждать приема, как со старцем отцом Тимоном. Последний; 67: пришел и жаждал его видеть; 68: до самого вечера, а его же нет – заставил ждать. Конец абзаца; не допускали? конец абзаца И получил такой ответ: Нет, не тако отче Тимоне; 72–73: испытал Тебя; 73–74: в пустыни – не пустой-ли ты из нея вышел?; 75–76: должен ты иметь терпение дореформенные написания текста А в списке Б не воспроизводятся; 76–78: терпение (летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, составлена Серафимом Чичаговым , соб.=СПб.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Иисус Христос пришел на землю во имя своего Небесного Отца, как посланник Его ( Uoah. V:43 ), и апостолы исходят на всемирную проповедь во имя Отца, Сына и Святого Духа. Иисус Христос проповедовал не человеческое учение, а то, что Он слышал от Отца Своего ( Uoah. VIII:27 ), и апостолы посылаются проповедовать не земную мудрость, но слово Божие ( 1Nemp. IV:11 ). Иисус Христос приходил на землю спасти, а не погубить души наши ( Лyk. IX:56 ; Uoah. III:17 ), и апостолы посылаются в созидание, а не на разорение ( 2Kop. XIII:10 ). С Иисусом Христом действовал Отец, никогда не оставлявший Сына ( Uoah. V:19; XVI:32 ), а апостолам содействует Христос, чтобы труд их не был напрасен ( 1Kop. XV:57 ). Наконец, как Христос был послан для того, чтобы посредством страданий внити в славу свою, так и апостолам Он заповедует чашу Свою и крест Свой ( Uoah. XXI:18 ), чтобы потом прославить их ( Лyk. XXII:29 ; Петр. V:1). Если же все мы должны почитать Сына, как почитаем Отца, потому что кто не почитает Сына, тот не почитает Отца, пославшего Его ( Uoah. V:23 ), то и апостолам должно воздавать честь. Через это мы будем почитать Самого Христа, Который послал их. Слушаяй вас Мене слушает, сказал Иисус Христос апостолам, и отметаяйся вас, Мене отметается; отметаяся же Мене, отметается пославшаго Мя ( Лук. Х:16 ). Посылая учеников на дело служения, Иисус Христос дает им и нужные силы для совершения его. И сие рек, говорит евангелист, дуну и глагола им: приимите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся φενται 165 – им: и имже держите, держатся. На вопрос, каким образом Иисус Христос мог ниспослать ученикам Святого Духа, когда Он прежде сказал им: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам ( Uoah. XVI:7 ), даются различные ответы. Некоторые (Августин, Григорий Двоеслов) разумели здесь принятие учениками дара любви к ближнему 166 . «Итак, пишет Григорий Двоеслов , почему Он (Дух Святой) прежде даруется ученикам на земле, а после посылается с неба, если не потому, что две заповеди любви, именно любовь к Богу и любовь ближнему? На земле даруется Дух для того, чтобы любили ближнего; а с неба ниспосылается Дух для того, чтобы любили Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voskres...

Могила Христа пуста, ибо Он воистину воскрес, как Он провозгласил заранее. Но остатки Мухаммеда все еще в могиле. Христос живет Мухаммед мертв. Он не воскрес из могилы, и не был вознесен на небо. Существует несоизмеримая разница между жизнью и смертью. Как жизнь величественнее смерти, так и Иисус величественнее Мухаммеда. Иисус – это вечная жизнь Личности. Сам Коран ясно описывает жизнь Христа, открытую для всех, кто ищет жизнь вечную. IX. Покой Мухаммеда и Христа Все мусульмане, в молитве упоминая имя Мухаммеда, просят: «Пусть Аллах помолится о нем и даст ему мир». Их молитва показывает что мир Аллаха еще не сошел на Мухаммеда, хотя его последователи молились за него все эти века! Мухаммед – это пророк, который постоянно нуждается в ходатайстве верующих, а не наоборот. Коран свидетельствует что Сам Аллах, все Ангелы и все мусульмане должны ревностно молиться за Мухаммеда для того, чтобы  спастись ему в день Суда: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют пророка! О вы, которые уверовали! Совершайте молитву над ним и приветствуйте приветствием». (Сонмы 33:56) В Суре Мариам Христос свидетельствует: «Мир Мне  в тот день, как Я родился, и в день, что умру, и в день,   когда буду воскрешен живым». Сын Марии – это Царь Мира, Который прожил Свою земную жизнь в мире с Богом от начала до конца. Ничто не отделило Его от вечного Божьего благословения. Рождение Христа от девы Марии случилось по воле и через силу Божью. Он был рожден без греха. Настоящий мир Божий покоился в Нем от начала Его жизни. В доказательство этого факта небеса открылись и ангелы пели: «Слава Богу в Вышних, на земле мир, в человеках благоволение» ( Лук.2:14 ). Христос умер реальной смертью. Он не умирал за Свои грехи. Он умер вместо нас, за наши грехи. Даже в Своей смерти, Христос пережил мир с Богом. Люди умирают из-за своих отвратительных грехов: «Ибо возмездие за грех – смерть». ( Рим.6:23 ). Но Богу была угодна смерть Христа, потому что Его смерть примирила Бога с человечеством. Поэтому мир Божий управлял смертью Христа.

http://azbyka.ru/vopros-kotoryj-trebuet-...

Мы рабы Твои, Пресвятая Богородице, принося Тебе благодарение за милосердое посещение града нашего, смиренно молим: не остави нас, благая Помощнице, и по отшествии Твоем беспомощными; но сохраняй невредимо град, верно чтущий Тя, и соблюдай живущих в нем в здравии, мире душевном, в благоустроении общественном и в созидании духовном! Аминь. 1853 г. Июля 23 дня в Кафедр. Соборе. Слово 2. На провождение иконы Абалакской Божией Матери в обитель Пребысть Мариам с нею, яко три месяцы и возвратися в дом свои. ( Лук. 1:56 ). Какова была встреча, каково было пребывание Благословенной Марии у блаженной Елисаветы, таково было и провождение, при обратном возвращении Ее в дом свой, по трехмесячном пребывании у Елисаветы. Встреча Благословенной была радостная, благоговейная. Благословенная Дева встречена была Елисаветою, как Матерь Господа, пребывала у Елисаветы, как дражайшая гостья, среди утешении взаимной любви, благочестивых бесед, и провождена Елисаветою с чувством сердечной благодарности и молитвенных благожеланий дабы благодатная Дева соделалась благословением и для народа Израильского, и для всего рода человеческого. Совокупное пребывание св. душ есть святая радость в вере, утешение в любви, утверждение в надежде на Бога. Пребысть Мариам с Нею яко три месяцы и возвратися в дом свой. Встречали и мы, возлюбленные, Матерь Божию в пречистом лике чудотворного образа Ее, встречали с радостными чувствованиями веры, с благоговейными расположениями любви; с теми же чувствованиями в продолжении двухнедельная пребывания принимали Ее не только в св. храмы, но и в дома и жилища и места общественного обитания и делания нашего. После двухнедельного пребывания у нас Преблагословенной, и мы ныне провождаем Ее в обитель Ее. В каком же ныне находимся мы, или лучше, должны находиться состоянии, при провождении Божией Матери? В каком находимся состоянии, когда провожаем друга, благодетеля, покровителя нашего, тогда как, после краткого посещения, отходят от нас? Находимся в чувствованиях и приятных и скорбных. Приятно нам было проводить время с нашим другом, благодетелем. С искренним другом мы разделяли лучшие наши мысли и чувствования. При благодетеле мы не чувствовали нужды и скорбей наших, одушевлены были приятным чаянием и в рассуждении последующей жизни и дел, потому что рука благодеющая, покровительствующая была с нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Сол. 2:23–24; 1Кор. 15:53 ; 2Кор. 4:10–11 ; Мф. 27:53 ; 2Тим. 1:8–10 ; Мф. 9:21, 14–36 ; Деян. 19:12 ; Деян. 5:12–15 . Останки святых почитались еще в Ветхом Завете: Быт. 50:1–13 ; Исх. 13:19 ; как почитались и их могилы и памятники: 4Цар. 23:1–18 ; Мф. 23:29 . Тела христиан вообще, а святых угодников Божиих в особенности суть «члены Христовы», они «храмы живущего в них Св. Духа»: 1Кор. 6:15–17 ; Иоан. 6:56 ; 1Кор. 6:19–20 . Тела святых сохраняются нетленными: Сир. 49:12 ; Псал. 33:21 ; 4Цар. 13:20–21 ; Мф. 27:52–53 . Господь творит чрез мощи святых великие чудеса: Сир. 48:12–15 ; 4Цар. 13:20–21 . Как чрез одежду Христа, так и чрез одежду Его друзей, святых угодников Божиих, творились великия чудеса: Мф. 14:36 ; 4Цар. 2:8, 14 ; Лук. 8:43–48 ; Деян. 19:11–12 . Даже тень апостола Петра подавала исцеление больным: Деян. 5:15 . Тем более могут совершаться и, действительно, всенародно совершаются великие чудеса от мощей святых угодников, «друзей» Божиих. 5. О молитве за умерших. При рассмотрении последнего пункта сектантского лжеучения относительно единства Церкви земной и небесной, а именно – о молитве за умерших, мы также видим, что сектанты противоречат Св. Писанию, хотя и стараются обосновать на нем свое учение. Православная Церковь , как «столп и утверждение истины " ( 1Тим. 3:15 ), по этому вопросу учит так, как повелевает нам слово Божие, ни в чем не нарушая заповедей Божиих. Вознося молитвы за умерших, Святая Церковь признает, что они умерли только телом, душою же живы. «А живем ли, для Господа живем; умираем ли, для Господа умираем: и потому живем ли или умираем, всегда Господни. Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» ( Рим. 14:8–9 ). Молиться за умерших установлено было еще в ветхозаветные времена. Иисус, сын Сирахов, пишет: «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умерших не лишай милости» ( Сирах. 7 :З6). Пророк Варух молился за умерших так: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля ги сынов их, согрешивших пред Тобою» ( Варух 3:4 и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Но чудо, как сверхъестественное событие, содействовало не одному призванию первых учеников Иисуса Христа, оно также сопутствовало дальнейшему воспитанию их в духе новой религии, и приготовляло их к той великой исповеди, которую они в последствии времени торжественно произнесли, по вызову Иисуса Христа ( Мф.16:13–16 ; Мк.8:27–29 ; Лук.9:18–20 ). Для ап. Павла призвание совпало с признанием Иисуса Христа истинным обетованным Мессией, его взору Иисус Христос предстал как истинный Мессия во время самого призвания; для учеников, предваривших его на поприще апостольского служения, время открытого и торжественного призвания Иисуса Христа истинным Мессией наступило спустя долго после призвания (ср. Мф.16:13 ; Мк.8:27 ; Лук.9:18 ). На этот-то промежуток времени между призванием и избранием двенадцати учеников и торжественной исповедью, ими произнесенной, падает, по сказаниям трех первых евангелистов, значительная часть величайших чудотворений, совершенных Иисусом Христом. К этому времени евангельские сказания относят: исцеление раба капернаумского сотника ( Мф.8:5 и сл.; Лук.7:2 и сл.), исцеление прокаженного ( Мф.8:2 и сл.; Мк.1,40 и след.; Лук.56:12 и сл.), утишение бури ( Мф.8:23 и сл.; Мк.4:35 и сл.; Лук.8:22 и след.), воскрешение сына наинской вдовы ( Лук.7:11–15 ), исцеление двух гергесинских бесноватых ( Мф.8:28 и сл.; Мк.5:1 ; Лук.8:27 ) и др. (см. Мф.гл.8,9; Мк.4:35–6 гл.; Лук.5,7 ). По мере приближения времени торжественной исповеди чудесность, доказывающая божественное могущество Иисуса Христа, возрастает; незадолго пред исповедью Иисус Христос воскресил дочь Иаира, два раза чудесно насытил народ, алкавший в пустыне, исцелив кровоточивую женщину, слепо-немого, дочь хананейской жены и многих других, одержимых разного рода недугами ( Лук.8:40–9, 17 , Мф.12,14,15 ; Мк.5:21–8,26 ). Новейшие представители отрицательной критики при взгляде на этот период новозаветной чудесности, при всем произвольно-субъективном толковании евангельских сказаний чудесного характера, при самом свободном отличии между ними действительных сказаний от недействительных, в окончательном результате все-таки не решаются совершенно изгнать чудо из времени общественного служения Иисуса Христа, подобно старой рационалистической отрицательной школе 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010