10) По особым целям промысла Божия, чудеса иногда совершались и чрез недостойных людей, что видно и из Евангельских слов; Мф. 7:22–23 , из этого можно заключить, что один дар чудотворения недостаточен для спасения, необходимы еще и любовь и добродетельная жизнь: 1Кор. 13:2 . Грешные чудотворцы подобны или человеку изгонявшему бесов, но не следовавшему за Христом. Мрк. 9:38 , или недостойному ап. Иуде получившему дар чудотворения, потом оказавшемуся предателем. 11) Итак, для верующего человека возможность чудес, несомненна, а для неверующего, если кто и из мертвых воскреснет не поверят. Лук. 16:31 . XXIII. Против осуждающих пастырей 1) Несправедливо и безрассудно, на основании отдельных случаев, огульно приписывать порочность целому сословию людей. Забывают, или не хотят понять такие судьи, что пастыри не с неба нам посылаются, а из подобных же нам людей, облеченных плотью избираются, а потому, как и мы, подверженных грехам, ибо Один Бог без греха ( Откр. 15:4 ; Евр. 5:1–2 ). 2) Высший идеал пастырства – Христос Спаситель, но ведь и для всякого христианина предначертан такой идеал: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5, 4 8). Если кто может похвалиться достижением предначертанного совершенства, тот пусть первый бросает камень в недостойного пастыря ( Иоан. 8, 7 ). 3) Во всех людях, следовательно, и в пастырях, мы можем найти тот или иной недостаток. Однако в делах веры мы должны повиноваться и худым пастырям, ибо они носят благодать священства хотя и «в глиняных сосудах, чтобы преизбыточествуемая сила была приписываема Богу, а не им» ( 2Кор. 4:7;3:5 ; 1Кор. 2:5 ). Нужно помнить, что «сила Божия совершается и в немощи» ( 2Кор. 12:9 ). 4) Нельзя забывать, что злая воля в человеке никогда не может потушить огня благодати Божией. Это видно и из Евангельской истории: злочестивый Каиафа «предсказал, что Иисус умрет за народ» и по той причине он это предсказал, что «на тот год был первосвященником» ( Иоан. 11:51 ). Да что говорить о ветхозаветных пастырях, когда и среди апостолов был Иуда искариотский не только как предатель, но и вор ( Иоан. 12:6 ). Сам Христос назвал его «сыном погибели» ( Деян. 17:12 ), даже диаволом ( Иоан. 6:70 ), однако и он «был сопричислен к лику Апостолов и получил жребий служения сего» ( Деян. 1:1725 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

РАЗБОЙНИК ПОНОСИЛ ТЕБЯ. И РАЗБОЙНИК — БЛАГОСЛОВИЛ ТЕБЯ, ИБО ОБА ВИСЕЛИ НА КРЕСТЕ ВМЕСТЕ, НО, О МНОГОМИЛОСТИ­ВЫЙ, КАК ВЕРНОМУ РАЗБОЙНИКУ ТВОЕМУ, ПОЗНАВШЕМУ ТЕБЯ БОГОМ, — И МНЕ ОТКРОЙ ДВЕРЬ СЛАВНАГО ЦАРСТВИЯ ТВОЕГО. ТВАРЬ СОДРОГАЛАСЪ, РАСПИНАЕМЫМ ВИДЯ ТЕБЯ; ГОРЫ И КАМНИ — СТРАХОМ РАСПАДАЛИСЬ, И ЗЕМЛЯ СОТРЯСАЛАСЬ, АД — ОБНА­ЖАЛСЯ, И СВЕТ ОМРАЧАЛСЯ СРЕДИ ДНЯ, ВИДЯ ТЕБЯ, О, ИИСУСЕ, ПРИГВОЖДЕННАГО КО КРЕСТУ ПЛОТИЮ. Мф. 27,51. Лук. 23,45. ПОКАЯНИЯ ДОСТОЙНЫХ ПЛОДОВ НЕ ВЗЫЩИ ОТ МЕНЯ, ИБО КРЕ­ПОСТЬ МОЯ ОСКУДЕЛА ВО МНЕ; СЕРДЦЕ МНЕ ДАРУЙ ВСЕГДА СОКРУ­ШЕННОЕ, НИЩЕТУ ЖЕ ДУХОВНУЮ ТЕБЕ ДА ПРИНЕСУ, КАК ПРИЯТ­НУЮ ЖЕРТВУ, О, ЕДИНЫЙ СПАСИТЕЛЬ. СУДИЯ МОЙ, ЖЕЛАЮЩИЙ МЕНЯ, ХОТЯЩИЙ СНОВА ПРИДТИ С АНГЕЛАМИ СУДИТЬ МИР ВЕСЬ; ТОГДА, ТВОИМ ОКОМ ВИДЕВ МЕНЯ, ПОЩАДИ И ПОМИЛУЙ МЕНЯ, БОЛЕЕ ВСЯКОГО ЕСТЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКАГО СОГРЕШИВШАГО. Марии Египетской: УДИВИЛА ТЫ ВСЕХ НЕОБЫЧАЙНОЮ ЖИЗНЬЮ ТВОЕЮ — ЧИНЫ АНГЕЛОВ И ЧЕЛОВЕКОВ СОБОРЫ, — НЕВЕЩЕСТВЕННО ПОЖИВ И ПОБЕДИВ ПРИРОДУ; ПОСЕМУ, МАРИЕ, ТЫ ПЕРЕШЛА ИОРДАН КАК БЫ БЕСПЛОТНЫМИ СТОПАМИ. Марии Египетской: ПРЕКЛОНИ НА МИЛОСТЬ ТВОРЦА К ВОСХВАЛЯЮЩИМ ТЕБЯ, ПРЕПОДОБНАЯ МАТЕРЬ, — ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ОГОРЧЕНИЙ И СКОРБЕЙ, КРУГОМ НАПАДАЮЩИХ, ДА, ИЗБАВИВШИСЬ ОТ ИСКУШЕНИЙ, ВОЗВЕЛИЧИМ НЕПРЕСТАННО ПРОСЛАВИВШЕГО ТЕБЯ ГОСПОДА. СВ. АНДРЕЮ: АНДРЕЕ ЧЕСТНЫЙ, ОТЧЕ ТРЕБЛАЖЕННЕЙШИЙ, ПАСТЫРЬ КРИТСКИЙ, НЕ ПРЕСТАВАЙ МОЛИТЬСЯ О ВОСПЕВАЮЩИХ ТЕБЯ, ДА ИЗБАВИМСЯ ВСЕ ГНЕВА И СКОРБИ, И ТЛЕНИЯ, И ПРЕГРЕШЕНИЙ БЕЗМЕРНЫХ, ЧТУЩИЕ ТВОЮ ПАМЯТЬ ВЕРНО. СЛАВА: ОТЦА ПРОСЛАВИМ, СЫНА ПРЕВОЗНЕСЕМ, БОЖЕСТВЕННОМУ ДУХУ С ВЕРОЙ ПОКЛОНИМСЯ; ТРОИЦЕ НЕРАЗДЕЛЬНОЙ, ЕД И НИ­ЦЕ ПО СУЩЕСТВУ, КАК СВЕТУ И СВЕТОМ, И ЖИЗНИ И ЖИЗНЯМ — ЖИВОТВОРЯЩЕЙ И ПРОСВЕЩАЮЩЕЙ КОНЦЫ. И НЫНЕ: ГРАД ТВОЙ СОХРАНЯЙ, БОГОРОДИТЕЛЬНИЦЕ ПРЕЧИСТАЯ; ТОБОЮ ВЕРНО ЦАРСТВУЯ, ТОБОЙ И УТВЕРЖДАЕТСЯ; ТОБОЮ ПОБЕЖДАЯ — ПОБЕЖДАЕТ ВСЯКОЕ ИСКУШЕНИЕ, ТОРЖЕСТВУЕТ НАД ВРАГАМИ И ПРИВОДИТ ИХ В ПОСЛУШАНИЕ. Примечание: Великий Покаянный канон св. Андрея Критского в последние годы жизни митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова, 1929-1978) – яркого церковного пастыря и дипломата советского периода — прочитывался им на русском языке в собственном пере­воде с церковно-славянского языка. Каждый раз, по прочтении тек­ста в храме, он делал поправки, исправлял неточности. Перед глаза­ми читателя — последняя, подготовленная владыкой Никодимом версия канона. Она представляет собой компромиссный вари­ант между современным литературным языком и принятым к цер­ковному употреблению церковно-славянским переводом сочинения гениального византийского поэта и проповедника — св. Андрея Критского (660-740), который является творцом канона, как нового жанра церковной гимнографии.

http://pravmir.ru/velikij-pokayannyj-kan...

отца церкви, – «походим на волков и тигров! Мы», говорит он, «даже хуже этих зверей. Природа создала их так, что они должны питаться мясом, тогда как нас Бог одарил разумной речью и чувством справедливости» (цитов. брошюра Т. Т.: стр. 5). Выходит, таким образом, что мы, вкушая мясо, ниже самих животных, – ниже как потому, что в этом случае поступаем вопреки первичным задаткам нашей природы, противоестественно, так и потому, что поступаем неразумно и в отношении к поедаемым нами животным прямо–таки несправедливо.... Свв. отцы, развивая мысль о том, что животная пища ведет нас к нравственному огрубению, к нравственной лености, к нравственной тупости, к пробуждению и развитию в нас зверских инстинктов..., с не меньшей настойчивостью утверждают, что, наоборот, растительная пища более животной благоприятствует далее и физическому здоровью. «Не укрепляют столько тела прочие снеди, как хлеб и вода», говорит св. Григорий Синаит (см. «Добротолюб.»; т. 5; Москва, 1890 г.: стр. 240–241). «Ограничьтесь растениями, если хотите питаться сытно и здорово», говорит св. И. Златоуст (цитов. брош. Т. Т.: стр. 17)... Но довольно святоотеческих выдержек! Боимся, что и приведенными мы уже утомили своих достопочтенных слушателей. Да, притом, этих выдержек вполне уже достаточно для выяснения существа дела. Разрешая христианам, «ради подвига воздержания» (51–е, 53–е «Апост. правила») избегать употребления животной пищи, «Апостольские правила» вполне ясно освещают перед нами и все дело вообще. На «подвиг воздержания» каждый христианин, как такой, непременно обязан идти. Если кто хочет идти за Мной, говорит Спаситель, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной ( Матф. 16:24 . Марк. 8:34 . Лук. 9:23 ). Самоотвержение, всякого рода подвиги, – в частности, конечно, и «подвиг воздержания», – все это необходимо требуется от христианина, от каждого из нас. Иначе мы не выполним своего христианского призвания, как такого. Воздерживаясь же вообще и, в частности, в деле своего питания, мы поступим по заповеди Божьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

4 Лично патриарху, во все время его пребывания в Москве, велено было выдавать на каждый день: пруть белой рыбицы, прутъ семжины, да блюдо икры паюсной, на блюдо осетрины, на блюдо белужины, на два блюда пирогов пряженых, щука колодка, две ухи разных, переменяясь, калач крупичатой». Питья лично патриарху выдавалось на день: «Кружка меда вишневого или малинового, кружка меда боярского, кружка кваса медвяного, полведра меда паточного, ведро меду княжего. Да из Большого прихода на мелкое на лук, на чеснок, на масло, на яйца, на крупы, на соль по 5 алтын на день». Всем лицам патриаршей свиты кормы и питья выдавались каждому отдельно, причем количество их для разных лиц было различно: более получали высшие лица свиты и значительно менее – низшие лица. По особым случаям как сам патриарх, так и вся его свита сверх обычной ежедневной дачи получали еще от государя особые кормы и питья. Так, например, патриарху и всей его свите «на приезд» было послано «государева жалованья в почесть корму и питья 3 кружки меда вишневого, ведро меда обарного, ведро меда паточного, ведро меда цеженого, ведро кваса медвяного, калач крупичатой, три калача смесных, да людям их по калачу, на 18 блюд ествы добрые». 5 Эти царские дары патриарху на деньги, по их тогдашней стоимости, переведены были таким образом: «кубок серебрян золочен с кровлею в 3 фунта и в 24 золотника, по 7 рублев фунт – итого 26 рублев, 23 алтына. В четырех местах бархатон и камок по цене в них 51 рубль, 26 алтын; да сорока соболей цена 150 рублев, денег 200 рублев, а всего патриарху дано на 426 рублев с полтиною». Получили дары и все патриаршие спутники, так что на подарки патриарху и его свите всего истрачено было 787 рублей, 25 алтын, 2 деньги. 6 «Следственное дело об Арсение греке». Напечатано нами в журнале «Чтен. общ. люб. дух. просв» 1881 г. июль. стр. 70–96. 8 Вот в полном виде самая грамота Феофана, доселе еще нигде не напечатанная: Феофан Божьею милостью патриарх святого града Иерусалима, святого Сиона, Аравии, Сирии, Кана-Галилеи, обон-пол- Иордана и всея Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   Чудеса И. Христа были чрезвычайно велики и многочисленны и вообще такие, ихже ин никтоже сотвори (Иоан. XV:24). Здесь Он явит Себя – а) владыкою внешней природы, когда претворил воду в вино (Иоан. II:1 – 11), повелевал ветрам и морю, и они повиновались Ему (Лук. VIII:24; Матф. VIII:23 – 27); шествовал по водам (Матф. XIV:26); немногими хлебами и рыбами напитал однажды пять, в другой раз четыре тысячи мужей, кроме жен и детей (Матф. гл. XIV и XV); б) владыкою природы человеческой, когда одним словом, одним прикосновением своей руки или одежды исцелял всякие болезни (Матф. IX:20 – 23; XIV, 35 и 36; Лук. IV:40); давал зрение слепым (Матф. XX:29 – 34; Марк. X:46 – 52); слух глухим, язык немым (Матф. IX:32 – 35; XII, 22; Лук. XI:14), исцеление прокаженным (Матф. VIII:1 – 5); в) владыкою самой преисподней, когда одним приближением своим к людям, одержимым духами нечистыми, заставлял трепетать последних и одним словом изгонял их из людей вон (Матф. 28 – 34; Лук. VIII:26 – 40); г) владыкою жизни и смерти, когда воскресил сына бедные вдовы Наинские (Лук. VII:11), дщерь Иаира, начальника синагоги (Матф. IX:18 и 19; Лук. VIII:49), и воскресил Лазаря, находившегося во гробе уже четыре дня (Иоан. гл. XI). Ко всему этому надобно присовокупить еще необыкновенные знамения, которые совершены не Самим Спасителем, а ради Спасителя, в разных обстоятельствах Его земной жизни, как-то: а) вдруг после Его крещение, когда, при выходе Его из воды, над Ним разверзлись небеса, явился Дух Святой в виде голубя сходящим на Него, и слышан был с высоты глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих (Матф. III:16 и 17; Марк. I:10 и 11; Лук. III:21 и 22); б) во время Его преображение на Фаворе пред тремя апостолами, когда просветится лицо Его яко солнце ризы Его быша белы яко свет, когда явились к Нему Моисей и Илия для собеседование, и опять последовал из облака глас: Сей есть Сын Мой возюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте (Матф. XVII:1 – 5); в) однажды в Иерусалиме, в присутствии многочисленного народа, когда, по молитве Господа к Отцу небесному; да прославить Он имя Свое, прииде же с небесе глас и прославь их и паки прославлю (Иоан. XII:28 – 31); г) наконец, во время крестных страданий Искупителя, когда от шестого часа тма бысть по всей земли до часа девятого, и как только предал Он дух Свой в руки Отца небесного, завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижнего и земля потрясеся, и камение распадеся: и гроби отверзошася, и многа телеса усопших святых воссташа (Матф. 45, 51 и 52). Словом: жизнь нашего Спасителя, которая сама есть чудо в нравственном отношении, исполнена и окружена чудесами со всех сторон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Один вид Его и представление о Нем, как великом Чудотворце, внушали больным веру в их выздоровление. Этою верою, сильно действующей на их воображение и производящей в них душевный переворот, они и исцелялись. Это объяснение может казаться располагающим к себе тем, что признает достоверность евангельских исцелений и находится, по-видимому, в согласии с евангелием, которое само утверждает о силе веры, что она может сдвинуть гору ( Мф. 17:20 ; Лук. 17:5–6 ; сн. Мф. 21:21–22 ; Mapk. 9:23; I Кор. 13:2 и др.). И Иисус Христос часто говорил исцеленным: иди, вера твоя спасла тебя ( Мф. 9:22. 39; 15:28 ; Марк. 2:5; 10:52 ; Лук. 7:50; 8:48; 17:19; 18:42 и др.) 305 ). Однако это объяснение, на самом деле отрицающее чудесность евангельских исцелений, не оправдывается евангельскою историею. В евангельских исцелениях иногда совершенно отсутствует вера, иногда же замечается лишь слабое присутствие ее. Слепорожденный в Иерусалиме ( Иоан. 9 гл.), расслабленный при овчей купели (5 гл.), исцеленные Христом, даже не знали, кто Он, и потому не могли веровать в Него, как Мессию или Чудотворца. Приращение усеченного уха архиерейскому слуге Малху было неожиданным для самого пострадавшего ( Лук. 22:51 ; Иоан. 18:10 ). Иногда исцеления совершаемы были И. Христом заочно, по просьбе других лиц, без ведома самих больных, которые находились в таком состоянии, которое исключало у них возможность веры, напр., слуги сотника капернаумского ( Мф. 8:5–13 ), сына капернаумского же царедворца ( Иоан. 4:46–54 ), и дочери хананеянки ( Мф. 15:22–38 ). Далее, сила психического влияния действует лишь в области тех болезней, которые имеют нервное происхождение, при чем лечение посредством внушения (гипнотическое) всегда сопровождается употреблением и обычных способов врачевания (гидротерапии, электричества и др.), и болезнь внушением не уничтожается с корнем, а только, даже когда внушение оказывается действенным, лишь облегчается, если же и оставляет больного, то лишь на время. Но Иисус Христос исцелял всяк недуг и всяку язю (немощь) в людех, без различия их пола и возраста ( Мф. 4:23–24; 9:35 ; Лук. 6:18–19 ), и никто не может указать случаев в евангельских чудесных исцелениях, чтобы в них была какая-либо неполнота исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Мф. 3:16 . И виде Духа Божия сходяща, яко голубя. По еванг. Луке: сниде Дух Святый телесным образом, яко голубь ( Лк. 3:22 ). В Новом Завете Бог делается видимым: Сын воплощается, Дух является в виде голубя. Спрашивается: Бог приемлет в Новом Завете видимость для тех ли только людей, которые жили во времена евангельские, для одних ли апостолов, самовидцев Слова ( Лук. 1:2 )? В отношении к верующим позднейших времен не приемлет ли Он снова ветхозаветную невидимость? Но Христос не был то да, то нет ( 2Кор. 1:19 ). В Своем попечении о спасении людей Он не делает между ними разницы ни по месту, ни по времени ( Ин. 17:20 ). Посему, что сделано Им для одних, то сделано и для других: если Он и Св. Дух, Ему соприсносущный, были видимы в евангельское время, то и для нас они должны быть видимы. Согласно с этим и поступает св. Церковь , предлагая нам для благочестивого созерцания и чествования святые изображения Сына Божия, явившегося во плоти, Духа Святаго, явившагося телесным образом, и Самого Отца, явившагося некогда Даниилу (из отдаления новозаветных времен) под образом Ветхаго денми ( Дан. 7:9 ). Мф. 4:4 . Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих, (Ср. Лук. 4:4 ). Напрасно сектанты ссылаются на эти слова, оспаривая, значение Хлеба Евхаристии. В Евхаристии не один хлеб; так как один хлеб может питать только телесную жизнь и не может подавать жизни вечной; под видом Хлеба в Евхаристии преподается Плоть Христа, соединенная с Его животворящим Духом; они пребывают в Евхаристии по неложному глаголу Христа: хлеб, егоже аз дам, плоть моя есть – ядый мою плоть – имать живот вечный ( Ин. 6:51, 54 ). Отвергая сей Хлеб, сектанты отвергают и глагол Христа; после сего, откуда могут они получать жизнь? Мф. 4:10 . Господу Богу твоему поклонишися, и Тому единому послужиши. (Ср. Лук. 4:8 ). Еретики отвергают необходимость телесного поклонения, утверждая, что Богу должно кланяться только духом; а между тем Иисус Христос разумеет здесь, несомненно, такое поклонение, которое, имея причину в духе, выражается в припадении, в поклонении наружном, потому что Он ответствует на дерзкое требование дьявола: падши поклонись мне ( Мф. 4:8 ); дьявола Он отгоняет, а требуемое дьяволом припадение приписывает Богу. Если бы Он отвергал телесные поклоны, то и бросил бы их дьяволу, как непотребные Богу, и отличил бы от них духовное поклонение, как единое Богу подобающее. – Еретики ссылаются на Ин. 4:23 ; там действительно сказано, что Богу должно поклоняться духом, но прибавлено: и истиною, т.е., нелицемерным наружным поклонением.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

«Ибо сие произошло,» то есть не только прободение ребра, но и то, что у Господа не были перебиты голени, «да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится.» Это было предсказано в кн. Исход 12:46: Пасхальный агнец, преобразовавший Господа Иисуса Христа, должен был быть вкушаем без сокрушения костей, а всё оставшееся должно было быть предано огню. «Также и в другом месте Писание предсказывает: Воззрят на Того, Которого пронзили»— это заимствовано из кн. пр. Захарии 12:10. В этом месте Иегова в лице Мессии представляется, как пронзенный народом своим, и этот самый народ, при взгляде на пронзенного, представляется приносящим пред Ним покаяние с плачем и рыданием. Эти слова постепенно исполнялись на иудеях, коими Господь был предан смерти, и будет исполняться до кончины мира, перед которой произойдет всеобщее обращение иудеев ко Христу, как предрекает это св. ап. Павел в послании к Римлянам 11:25-26. Погребение Господа Иисуса Христа (Мф. 27:57-66; Марк. 15:42-47; Лук. 23:50-56; Иоан. 19:38-42). О погребении Господа повествуют совершенно согласно все четыре Евангелиста, причем каждый сообщает свои подробности. Погребение состоялось при наступлении вечера, но суббота еще не наступила, хотя и приближалась, то есть, надо полагать, это было за час или за два до захода солнца, с которого уже начиналась суббота. Это ясно указывают все четыре Евангелиста: Матф. 27:57, Марк. 15:42, Лук. 23:54 и Иоан. 19:42, а особенно подчеркивают св. Марк и Лука. Пришел Иосиф из Аримафеи, иудейского города вблизи Иерусалима, член синедриона, как свидетельствует св. Марк, человек благочестивый, потаенный ученик Христов, по свидетельству св. Иоанна, который не участвовал в осуждении Господа (Лук. 23:51). Пришедши к Пилату, он испросил у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и делались добычей птиц, но можно было, испросив разрешения начальства, предавать их погребению. Пилат выразил удивление тому, что Иисус уже умер, так как распятые висели иногда по несколько дней, но, проверив через сотника, который удостоверил ему смерть Иисуса, повелел выдать тело Иосифу. По повествованию св. Иоанна, пришел и Никодим, приходивший прежде ко Иисусу ночью (см. Иоан. 3 гл.), который принес состав из смирны и алое около 100 фунтов. Иосиф купил плащаницу — длинное и ценное полотно. Они сняли Тело, умастили его, по обычаю, благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа, находившемся неподалеку от Голгофы. Так как солнце уже склонялось к западу, все делалось, хотя и старательно, но очень поспешно. Привалив камень к дверям гроба, они удалились. За всем этим наблюдали женщины, стоявшие прежде на Голгофе.

http://sedmitza.ru/lib/text/430496/

В. Церковь и царство Божие по учению нового завета (Вера и Церк 1906 г янв) 302 Проповедь И. Предтечи также начиналась призывом покайтеся, ибо приблизилось царство небесное ( Мф. 3:2; 4:17 ) Ни Предтеча, ни Сам Иисус Христос не присоединили к этому призыву каких-либо пояснений о том, что они разумеют под царством Божиим, или царством небесным, как оно предпочтительно называется в ев. Матфея, ибо «небесное» значит тоже, что «Божие» (на языке того времени часто говорили «небо», вместо «Бог», чтобы не употреблять имя Божие всуе; см. напр. Лук. 15:18 ). Это показывает, что иудеи имели известное, определенное, хотя бы многие из них – и неправильное представление о «царстве Божием, небесном»; наступления царства Божия они прямо ожидали ( Марк. 15:43 ; Лук. 23:51 ). И действительно, в ветхом завете хотя не встречается выражений «царство Божие», «царство небесное», но ветхозаветная письменность давала достаточное содержание для созидания великой идеи царства Божия. Обетование о Семени жены было перво-евангелием царствия Божия. Теократия в народе израильском, где Бог – и Судия и Законодатель, Правитель и Царь Своего народа ( Суд. 8:23 ; Втор. 33:5 и др), который (народ) был выделен из других народов, чтобы быть царством священников, уделом Божиим, народом святым ( Исх. 19:6; 23:22 ), была в чувственно-символической, национально-иудейской форме предъизображением грядущего в мир царства Божия. В пророческих созерцаниях изображается эта новая теократия вместо национальной, иудейской – всемирною, вместо чувственно-символической – духовно-нравственною и по своей продолжаемости – вечною. У пр. Иеремии она называется новым заветом (31:31), а у пр. Даниила – прямо царством Бога (2:14; сн. Ис. 2:2, 7 ). Неверием, на основании Лук. 6:19 , а также сказанного у Марк. 5:30 : Иисус почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила при прикосновении к Нему кровоточивой жены, высказано мнение, будто Иисус Христос совершал многие чудеса посредством тайных, Ему только известных сил природы. «Но что это за силы природы», говорит один апологет (Геттинг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

изображений: Рождество Христово ( Лук. 3:7 ), Распятие Господне ( Лук. 24:33 ), Херувимы ( Исх. 25:18 ), Божия Матерь ( Лук. 2:51 ), ап. Павел ( 1Кор. 9:1 ) и др. После этого признавать идолом и кумиром без разбору всякое религиозное изображение, и в том числе св. икону, что делают сектанты, значит – быть полным невеждою в божественных Писаниях (сравн. 2Пет. 3:16 ), значит – считать, что идолопоклонству через Моисея научил Сам Господь Бог (ср. Притч. 19:3 ). Мы видим, что запрещение делать ложные изображения изложено в 20-й главе книги Исход, а повеление делать истинные священные изображения и предметы изложено в 25, 26, 30, 31 и 40 главах той же книги. Причем Господь повелел освятить и считать великою святынею скинию ( Исх. 26:1 ) и ковчег откровения ( Исх. 25:18 ). Как на полотнах скинии, так и на ковчеге завета были изображения херувимов: «и будет святыня великая и все, припасающееся к ним, осветятся» ( Исх. 30:25–26 и 29). Израильтяне относились к этим священным предметам с чувством глубокого религиозного благоговения. Так напр., когда поднимали ковчег завета, Моисей говорил: «Восстань, Господи», а когда останавливались, говорил: «Возвратись, Господи» ( Числ.10:35–36 ). В храме Соломоновом тоже были херувимы ( 3Цар. 6:14–23 и 29). Однако Бог этот храм освятил ( 3Цар. 9:1–3 и 6–9 ст.). Мы видим, что чрез ковчег завета Бог творил великие чудеса ( 1Цар. 6:19; 5 гл.; 2Цар. 6:6–7 ). В Новом Завете Господь Иисус Христос также, когда осматривал храм, повелел выбросить все, что не относилось к храму: «осмотрев все, сказал: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» ( Мк. 11:17 ). Апостол Иаков говорит, что Бог восстановит скинию Давидову падшую и, что в ней разрушено, воссоздаст и исправит ( Деян. 16:16–17 ). Этими словами апостол показывает, что храмы будут, а если они будут, то будут существовать и иконы, потому что они были в Ветхом Завете. 4) Православная Церковь и не учит, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню. Она изображает на иконах те события, которые запечатлены в св.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010