И к Нему мати Его рече: чадо, что сотвори нама тако ( Лк.2:48 )? 3 . В ответе Своём Матери, указав на Своё Божеское отношение к Богу Отцу и на предстоящее ходатайственное служение ( Лк.2:49 ), Христос сокрыл Божество в Своём человечестве, и, как Сын человеческий, сниде с нима, и прииде в Назарет: и бе повинуяся има ( Лк.2:51 ). 4 . Затем евангелист, обнимая все последующие годы жизни Спасителя до проповеди Иоанна Крестителя, говорит: Иисус преспеваше премудростию и возрастом и благодатию (любовию) у Бога и человек ( Лук.2:52 ). Жители города Назарета, где Иисус, был воспитан ( Лк.4:16 ), до того привыкли видеть в Нём подобного прочим человека, что и тогда, как Он вступил в Своё ходатайственное служение и в Назарет явился с проповедью, говорили: не Сей ли есть тектон, сын Мариин? (Мк.6:1–4; Лк.4:16–29 ; Мф.13:54–58 ). Крещение во Иордане Приходит Иисус из Назарета в Иорданскую пустыню, как человек, подобный прочим, к Иоанну, и крестися от него во Иордане (Мк.1:9). Здесь особенно примечательно то, что Иоанн Креститель, по собственным словам, его, и не мог бы узнать, между другими приходившими к Нему креститься, Христа Спасителя, если бы в сем Сыне человеческом не был указан, явлением Духа Божия, Богочеловек. И свидетельствова Иоанн, глаголя: аз не ведех Его: но Пославый мя крестити водою, Той мне рече: над Негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на Нём, Той есть крестяй Духом Святым ( Ин.1:32–33 ). Искушение в пустыне Евангелист Лука повествование об искушении Иисуса Христа предваряет сими словами: Иисус же исполнь Духа Свята возвратися от Иордана: и ведяшеся Духом в пустыню ( Лк.4:1 ). А исполняться силою Духа Святого свойственно было Иисусу Христу не иначе, как по человеческому естеству. Евангелист Матфей говорит: Тогда Иисус возведён бысть духом в пустыню, искуситися от диавола ( Мф.4:1 ). Подвергаться искушению от диавола Господь наш не мог бы, если бы не имел всецело естества человеческого, подобно нам ( Евр.2:17 ). И все действия искушения, подвиг Спасителя, победоносная борьба с искусителем, значение её для всех спасаемых ( Мф.4:2–11 ; Лк.4:2–13 ), – всё убедительно показывает, что Христос, Подвигоположник наш, есть совершенный человек.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Об установлении Господом Иисусом Христом Тайны Евхаристии или Причащения, с тем, чтобы оно было в Церкви Его навсегда, сказуют все четыре Евангелиста и св.Апостол Павел ( Мф.26. 26–29 . Мк.14:22–27. Лук.22:19.20.21 . Ин.13:1.2.4 . Кор.1:11, 23–26). «Сие творите в Мое воспоминание», сказал Господь. «Дондеже приидет Господь», изъясняет св.Павел. Хотя Таинство сие в первый раз совершено и учреждено Господем еще до смерти Господа: однако же, учениками Господними стало оно совершаться тогда уже, как снисшел на них Дух Святой, истинный совершитель всех Таинств 159 ( Деян.1:14. 2:42 ). 2. Свойства Таинства в Евхаристии Что оно не только есть дело Божие, – первая принадлежность всякого Таинства, – но и что Пречистые Тайны суть Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, в том нимало не может быть недоумения, когда Сам Господь, подавая Таинственные виды хлеб и вино, сказал: «Примите – сие есть Тело Мое; сия есть Кровь Моя», и «творить сие» повелел «в Его воспоминание», как присовокулляет Апостол, «до второго пришествия» 160 . Виды сего Таинства суть хлеб пшеничный и растворенное водой вино, кровь гроздовая (Второз.32:14), при известном образе священнодействования с молитвой служителя Таин. Над такими видами совершена Евхаристия Самим Иисусом Христом. Таким видам присвоена, с ними сопряжена 161 свыше благодать Божия при известном священнодействовании. Таинство сие совершается токмо служителем Тайн Божьих, Архиереем или Иереем. Апостолам сказал Господь: «сие творите». Не иным кем, как Апостолами, совершалось оное на деле, в первых по вознесении Иисуса Христа собраниях ( Деян.2:46 . и 42). Для сего верующие обыкновенно собирались туда, где были священные их чиноначальники ( Деян.20:7.11 . Кор.1:11:18). Святый Философ Иустин, говоря в апологии 162 о Христианскпх обрядах Церкви, упоминает, что таинственное Благодарение над хлебом и вином совершал Предстоятель Церкви, и что для сего собирались Христиане в одно место по городам и селам. Ученый Тертуллиан , писатель 2 века, изъясняясь о Преданиях, существовавших тогда в церкви, нарочито сказует между прочим, что Таинство Евхаристии по Преданию совершается и преподается не иным кем, как только Священным служителем Церкви 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Деян.2:29 .  Мужи братия! да будет по­зволено с дерзнове­нием ска­за­ть вам о праотце Давиде, что он и умер и по­гребен, и гроб его у нас до сего дня. «Да будет позволено с дерзновением». Намереваясь говорить о величайшем, наиболее уважаемом праотце, как о низшем Иисуса Распятого, Апостол употребляет нарочито столь осторожное и мягкое выражение. «Умер и погребен», как обыкновенный человек, с которым по его смерти и погребении не случилось ничего особенного, необыкновенного, т.е. собственно подразумевается, что он не воскрес из мертвых, и что, значит, не на нем исполнилось то, что он говорил в своем лице о праведнике, который не останется во гробе. «Гроб его у нас до сего дня», т.е. с останками его тела, подвергшегося тлению подобно телам всех других людей. Златоуст говорит, переходя к толкованию дальнейшего: «теперь он (Петр) доказал то, что ему было нужно. И после этого не перешел еще ко Христу, а снова говорит с похвалою о Давиде..., чтобы они по крайней мере хотя из уважения к Давиду и его роду приняли слово о воскресении, так как будто бы в противном случае пострадает пророчество и их честь»... Деян.2:30 .  Будучи же про­роком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воз­двигнуть Христа во плоти и по­садить на пре­столе его, «Бог с клятвою обещал». Такое обещание, исполнившееся только на Мессии, находится во 2Цар. 7:12–16 ; срв. Псал. 131 -й. – По существу своему оно есть вместе пророчество и о воскресении, без коего не могло осуществиться это пророчество. «Посадит на престоле его», т.е. именно как Мессию (срв. Лук. 1, 32 ). «Как во многих местах Божественного Писания, так и здесь – престол употребляется вместо царства». (блаж. Феофилакт). Деян.2:32 .  Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. «Сего Иисуса» – сего, а не другого какого-либо, именно Иисуса из Назарета. «Чему все мы свидетели», ибо видели Его, воскресшего, – беседовали с Ним, ели с Ним, осязали Его, и чрез все это достаточно уверились в действительности Его воскресения, чтобы быть в праве свидетельствовать о Нем и другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таковы изречения: Очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему (2 Пар. 16:9). Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них. Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится (Пс. 33:16—21; срав. 1 Петр. 3:12). Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику (Пс. 54:23; срав. 32:18—19). Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. 14 Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; 15 они и в старости плодовиты, сочны и свежи, 16 чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем (Пс. 91:13—16). Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его … Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их (Пс. 102:13,17—18). Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их. Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит (Пс. 144:18—20). Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие (Притч. 10:6). Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены ; (Матф. 10:29—30). Будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет (Лук. 21:17—18). Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания (2 Петр. 2:9). Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8:28). Из многочисленных примеров особенного промышления Божия о людях благочестивых укажем на некоторые:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Уходящего из мира Церковь , в лице ее пастыря, данною ему от Бога властью, разрешает от всех вольных и невольных грехов, во исполнение слов Самого Господа: Мф. 18:18 . Все это спасательные круги на корабле мудрого Кормчего. 6) Какие же средства для спасения у тех, кто пустился плавать по «житейскому морю» в ладьях еретических заблуждений? Почти никаких: одна вера и при том хвастливая. Но за этой верой следует отрицание всего того, что необходимо для спасения: отриц. таинств, добрых дел и друг. предмет. религиозн. жизни. Вот от этого-то отрицательного заблуждения и предостерегает нас Сам Господь: Мф. 24:23–27 и св. Апостол: Ефес. 5:15–16 . 7) Итак, нельзя думать, что спасение зависит от одного словесного обращения к Богу: Мф. 7:21 . Необходимо, чтобы имя Господа обладало всем нашим существом, помыслами, знаниями и делами: Марк. 8:34–38 . Нужно помнить, что спасение бывает плодом не одного исповедания веры: Иак. 2:19–20 , но всей жизни человека, направленной по христианскому учению, – нужна вера, действуемая любовно: 1Кор. 13:2–7 ; Псал. 6:9–10 . Разобрать главн. места свящ. Писания, извращаемые сектантами в вопросе о спасении: Мф. 10:27 ; Иоан. 14:6 ; Деян. 10:34–35 ; Рим. 10:3 ; 1Кор. 1:28–29 ; Фил. 2:12–13 ; Иоиля 2:32. XVII. О возрождении «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» ( Иоан. 3:4 ). 1) Так некогда спросил И. Христа Никодим, один из начальников Иудейских, и Господь ему ответил: 3:5–8. Из этого ответа видно, что первым условием для возрождения должно быть – рождение от воды и Духа, т.е. крещение, называемое рождением свыше (ст. 7). Но этому рождению должны предшествовать, покаяние, вера: Лук. 1:15 и научение: Мф. 28:19 . 2) Пред первым предшествием Христовым почти все человечество было как бы мертвым духовно. Развилось сплошное язычество, да и Израиль утратил истинное понятие о Боге и заповедях. Чтобы возродить народ, воскресить духовно, является сначала предтеча Господень Иоанн Креститель, начиная свою проповедь с призыва к покаянию: Мрк. 1:2–5 ; затем многих крестит крещением в покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

К нему, Господу нашему, как имеющему ключи ада и смерти, мы и должны прибегать с молитвою за себя и за своих близких по крови и по вере людей, как живых, так и умерших, и по вере нашей будет нам: Мф. 9:29 . Разобрать главнейш. места свящ. Писания, извращаемые сектантами в вопросе о молитве и милостыне за и мерших Мф. 16:26–27 ; Мрк. 8:36–37 ; Лук. 16:26 ; Петр. 3:18–19; Рим. 2:5–6 ; Рим. 8:1–2; 14:12 ; 2Кор. 5:10 ; Гал. 6:5–7 ; Псал. 6:6 ; Еккл. 9:10; 11:3 ; Иерем. 16:6–8; Псал. 48:8 . XV. О спасении 1) Спасение... как дорого это слово для тех, кто жаждет спасения, напр., для утопающего или объятого огнен. пламенем, или тяжко больному... Так же должно бы жаждать спасения и в духовной жизни для бессмертной души. Кто сознает свои грехи пред Богом, тот, как утопающий, непрестанно взывает: Господи, спаси и ко Пресвятой Богородице и к Ангелам, и угодникам Божиим молитвенно взывает о помощи в спасении. 2) Кто не сознает грехов за собою, тот говорит: «я уже спасен», как, напр., сектанты, хвалящиеся тем, что они уже «теперь имеют жизнь вечную», а между тем сами еще находятся во временной земной суете и не знают, что будет с ними завтра; не взывают о спасении своем и беспечные грешники, говорящие: «я успею еще покаяться» или те, в коих совесть усыплена житейской суетой, заботой об угождении плоти, которые идут широкими вратами: Мф. 7:13 , и не помышляют о конце своей земной жизни: Сирах. 7:39; 28:5–6 . 3) Но мы не только думать о спасении должны, а жаждать его, как жаждет путник воды в пустыне в знойный день, иначе мы будем подобны тому, кто готов все свое наследство отдать за чечевичную пищу: Быт. 25:32–33 . Жизнь земная человека, по сравнению с вечностью, куда меньше чечевичного зерна против гор наследства: 2Кор. 5:1–2 , и все-таки многие из нас, пренебрегая вечной жизнью блаженной, гоняются за временными мимолетными наслаждениями, но не так поступали угодники Божии: Евр. 11:25,36–38 . 4) Господь всех зовет на путь ко спасению, долготерпит: 2Петр. 3:9 , желает, чтобы все спаслись и в разум истины пришли и говорит: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»: Мф. 11:28 . Нужно только прийти ко Христу... чрез веру... добрые дела... таинства церкви, освящающие и возрождающие человека, и тогда спасение будет близко.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Священник: „ Многомилостивый Владыка, Господи Иисусе Христе Боже наш, по молитвам Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Вечнодевы Марии, силою Многочтимого и Животворящего Креста , по ходатайству честных, небесных бесплотных Сил великого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостолов, святых славных и победоносных мучеников, преподобных и Богоносных отцов наших, святых отцов наших и вселенских великих учителей и святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, святого отца нашего, Мирлнкийского Архиепископа Николая Чудотворца, святых равноапостольных славянских учителей Кирилла и Мефодия, святого равноапостольного великого князя Владимира, святых отцов наших всей России чудотворцев: Михаила, Петра, Алексия, Ионный Филиппа, святых и праведных богоотцов–Иоакима и Анны, (святых дня и храма) и всех святых Твоих, сделай нашу молитву благоприятной, даруй нам оставление прегрешений наших, покрой нас покровом крыльев Твоих, удали от нас всякого врага и противника; умиротвори, Господи, жизнь нашу; будь милостив к нам и ко всему миру Твоему и спаси души наши, как Благий и Человеколюбец». Народ: «Аминь». Поются стихиры на стиховне с припевами стихов: в субботу — 1 стих: «Господь царствует; Он облечен величием». 2. «Потому вселенная тверда, не подвигнется». 3. «Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни». (Пс. 92; 1–5). В будни же — 1 стих: «К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах. Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы — на руку госпожи ее, так очи наши к Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас». 2. «Помили нас, Господи, помилуй нас; ибо довольно мы насыщены презрением. Довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых». (Пс. 122; 1–4). «Слава и ныне»; богородичен… и поется молитва Симеона Богоприимца: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты приготовил пред лицем всех народов, Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». (Лук. 2; 29–32). Трисвятое, «Пресвятая Троица…» и «Отче наш…» (стр.. 4). Священник: «Ибо Твое есть царство и и слава, Отца и Сына и Святого Духа ныне и всегда и во веки веков».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Тот же евангелист Лука в «Деяниях» сообщает нам интересные подробности этого события: «Сказав сие. Он поднялся в глазах их, (учеников. – Прим. переводчика) и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути…» (гл.1, ст. 9–12). О распространении же света Христова Евангелия в языческом мире находим у пророков следующее: И в другом месте : «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы» ( Ис.42:6,7 ). И в 9 главе у пророка Исайи : «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, за – Иорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, узнает свет великий: на живущих в стране тени смертной свет воссияет». Это же узрел и Симеон Богоприимец, будучи исполнен Всесвятаго Духа: «Ныне отпущаеши раба своего, Владыко, по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников , и славу народа Твоего Израиля» ( Лук.2:29-32 ). По воскресении Господь наш Иисус Христос явился ученикам Своим и в полноте Божественной власти повелел: «…Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). Также у святаго евангелиста Марка: «…идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари, кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать осужден будет» ( Мк.16:15-16 ). Часть 2 - Удивительно! Удивительно! – воскликнул Самуэль, – думаю, что надо быть безумным, чтобы противиться Божественной правде, с такой поразительной ясностью запечатленной в пророческих книгах. Скажи мне, ребе Исаак, есть ли другие свидетельства Ветхого Завета, которые предызображают события в жизни Иисуса Христа?

http://azbyka.ru/istoriya-o-chudesnom-ob...

37. Вспомнил я изречение из Евангелия от Луки, и не хочу оставить его неистолкованным. Написано, что быв в подвизе, Он вспотел, и бысть пот Его яко капли крове. Явися же Ангел Господень укрепляя Его (Лук. 22, 44–43). Весьма глубок смысл слов Писания, как мы часто говорили, и полезен для нас, и не разумеющие силы их, вместо пользы, подвергают себя погибели. Ибо ничего нет сильнее сего изречения. В словах: был в подвизе Писание являет Господня человека истинным человеком. И чтобы показать, что Он был истинный человек, и что подвиг был не от Божества, говорит: вспотел, и бысть пот у Него, яко капли крове: это телесное состояние, а не духовное. Явися же Ангел Господень укрепляя Его, не потому, чтобы нуждался в укреплении Ангела Тот, Кто больше Ангелов, Которому всяко колено поклоняется небесных и земных и преисподних (Флп. 2, 10), как всегда сущему Богу Слову, всегда сущему у Отца и от Него рожденному, но дабы исполнилось сказанное в великой песни Моисея, воспетой в пустыне, где он говорил: поклонятся Ему вси сыны Божии и да укрепят Его Ангелы Божии (Втор. 32, 43). Изречение: да укрепят Его, употреблено не в том смысле, что они доставляют Ему крепость, но потому что в них крепло словословие к тому, чтобы славить Бога, так как Он прославляется непрестанно от Ангелов небесных и духовных животных, вопиющих и говорящих: Тебе принадлежит сила, Твоя держава, Тебе принадлежит крепость (1 Пар. 29, 11–12). В том и обнаруживают они поклонение и укрепление, что отдают Ему собственную Его державу крепости. Так и пред учениками явился Ангел, который покланялся Владыке своему, не неведал преизбытка человеколюбивого домостроительства Его, но удивлялся таковому бывшему в Нем действию крепости, победившему диавола, притупившему жало смерти, восторжествовавшему над началами и властями, сокрушившему силу греха. И по преизбытку удивления Ангел говорил в славословии, покланяясь: Тебе принадлежит крепость, Владыко. Ибо Ты укрепился против смерти, против ада и против диавола, чтобы притупить жало ея и изгнать ее из человечества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

4) Апостолы – верные хранители и истолкователи заветов Христа – всегда утверждали святость брака. «Если женишься, – говорит апостол Павел, – не согрешишь, и если девица выйдет замуж, не согрешит»: 1Кор. 7:2–17;25–28 . Еще во времена апостолов брак освящался чрез особое священнодействие: Жена связана законом, доколе жив муж ея, если же муж ее умер, свободна выйти за кого хочет, «только в Господе»: 1Кор. 7:39 . 5) Святой Тихон Задонский говорит: «союз брака должен быть тверд и ненарушим без благословных причин». По слову Божию «всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует»: Лук. 16:18 . «Соединен ли ты с женою? не ищи развода»: 1Кор. 7:27 . Разводиться же можно только по вине любодеяния одного из супругов или других, по суду высшей церковной власти причин. «Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать» ( Мф. 5:32 ). 6) Не так поступают сектанты, напр. «Новый Израиль», самовольно оставляющие законное супружество и вступающие в связь без всякого благословия Церкви, как язычники и дикари. 7) Одна из существующих целей брака есть благословенное рождение и умножение чад для церкви Божией. Отсюда брак не есть простое лишь удовлетворение чувственных влечений, как думают различные сектанты. Сам Бог указал эту цель в Своем благословении, данном прародителям: Быт. 1:28 . Между тем чадородие отвергают сектанты – хлысты и им подобные. 8) Амвросий Медиоланский учит, что «брак (христианский) должен быть освящен покровом и благословением священническим». «Те супружества, которые совершаются не венчанием при двух или трех свидетелях и не с благословением церковным и пастыря, т. е епископа или священника того прихода, по соборному постановлению и учению святых отцов – не законны, наоборот беззаконны и не имеют силы» (Глав. 51 Л. 522). 9) Сектанты-хлысты думают оправдать свое лжеучение о браке словами апостола «имеющие жен должны быть, как не имеющие»: 1Кор. 7:29 . Но разве апостол повелевает здесь разрушать семью? разве говорит о каком-то духовном сожительстве, практикующемся в хлыстовстве? Он дает лишь совет, чтобы христиане воздерживались от брачных отношений и чрез это меньше заботились о делах житейских, но всецело заботились о Господнем, как угодить Господу ( 1Кор. 7:33–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010