ни наставника,... един бо есть Отец ваш»... и наставник Христос ( Матф.23:8–9 ). Итак ты обязан духовным отцам ( Евр.15:13 ; Евр.7:24 ) всякою любовию и честию, так как почтение к ним относится ко Христу и Всесвятому Духу, в Котором ты восприял сыноположение, и к пренебесному Отцу, от «Него же всяко отечество на небеси и на земли именуется» ( Ефес.3:15 ). Потщись же во всю жизнь иметь духовного отца, открывай ему все согрешение и всякий помысл и принимай от него исцеление и прощение. Ибо отцам духовным дана власть вязать и разрешать души, и все, «что свяжут они на земле, будет связано и на небе, а что разрешат они на земле, будет разрешено на небесах» ( Иоан.20:23 ; Матф.16:19,18:18 ; Иак.5:16 ). Такую благодать и власть они прияли от Христа. Посему безпрекословно покоряйся им, чтобы не сделаться тебе виновным в погибели собственной души. Ибо если прекословящий родителям по плоти в тех предметах, которые не возбранены законом Божиим, повинен смерти по закону ( Исх.21:16 ; Матф.15:4 ), то прекословящий духовным отцам не отгоняет ли от себя, тем более, Духа Божия и не губит ли собственной души? Посему следуй внушениям твоих отцев духовных и будь покорен им, чтобы спасти свою душу и соделаться наследником вечных и неистленных благ. VI. Не любодействуй 2 , дабы из члена Христова не соделаться тебе членом блудницы, не совлечься божественного тела, не лишиться Божие наследие и не быть вверженным в геенну. Ибо если дочь жреца, взятая в любодеянии, сожигалась по закону, как обесчестившая отца ( Лев.21:9 ), тем более повинен вечному наказанию осквернивший тело Христово такою нечистотою. Если же можешь, будь ревнителем девства: чрез него ты всецело соделаешься Божиим, соединишься с Ним совершенною любовию, непрестанно ходя пред Ним и неразвлеченно заботясь всегда о Господнем, и, желая получить будущую жизнь ( 1Кор.7:25,32–35 ; Матф.19:12 ; Ис.56:3 ), живи на земле подобно ангелу Божию ( Матф.22:29 ; Лук.20:36 ). Ибо им свойственно девство, и ревнитель девства, насколько это возможно, уподобляется им; преимущественно же и прежде всего (он уподобляется) прежде всех веков девственно родившему Отцу, девственному и от девственного Отца в начале происшедшему чрез рождение, а в последние веки Родившемуся плотию от Девы Матери 3 , и несказанно происшедшему от одного Отца, не чрез рождение, но чрез исхождение, Духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

+ 1 / 2 , 0, 3 Ночь[ю] снег, сильн[ый] SE; днем снег, облачи [о], умеренный] SE/слаб[ый] W; ночь[ю] снег. Говорят, в Москве дрова дошли до 500 р[ублей]. Дорога доставка. С 3-й Москвы яросл[авской] линии 27 привезть 1 сажень на Красносельскую улицу в квартиру Марусиной сестры – 3 версты – стоит 150 р[ублей]. В Москве мерзнут. Хорошо еще, что зима доселе тепла: ведь свыше 14 градусов не было ни одного мороза, да и десятиградусных морозов было мало. Ветры были, но не часто и не северные. Вообще, первая треть зимы умеренна и даже тепла. Нужно благодарить Бога за это благодеяние. Здесь ныне Маруся 28 перевозила на салазках 1 сажень еловых дров из городского склада до нашей площади 29 . Купил их Алексей Александр[ович] 30 за 65 р[ублей] без доставки. Власти расклеили на столбах листы с множеством имен-фамилий жителей Посада (не по алфавиту) с требованием объявить свое имущественное положение. Цель, конечно, – новые и новые ограбления. Профессоров и священников, кажется, никого нет в этих списках. И на том спасибо. 18 декабря 4, 3, 2 Ночь облачн[ая], тих[ий] W; день облачн[ый], снег, пороша, тих[ий] w; ночь обл[ачная], тих[ий] W. К празднику в лавках выдают муку ржаную, соль, картофель, лук, масло подсолнечное, но всего помалу на лицо. Лук и масло для категорий 3 и 4 31 не выдаются. Буржуям-де не следует выдавать эту роскошь. 19 декабря 1 1 / 2 , 0, 1 Ночь[ю] снег, тих[ий] W; днем пороша снежная и облачн[ость], тих[о]; ночь[ю] снег, тих[ий] W. Уламывал я хозяина сбавить положенную им с октября 75 р[ублей] плату за квартиру (до жильцов Лидерсов 32 , до июня, я платил 35 р[ублей], с июня 50 р[ублей], а теперь 75 р[ублей], ссылаясь на умножение и увеличение налогов); но он решительно заявил о необходимости, вынужденности взять эту плату, при желании будто бы не стеснять меня. Пришлось уступить ему, и я заплатил за 3 месяца 225 р[уб]. Л. 166 Ныне по нов[ому] стилю Новый год. Торговля совсем закрыта (не знаю, торговали ли с возов); учреждения тоже. А ученики учебных заведений распущены еще 17/29 дек[абря], а будут собраны для ученья 2-го янв[аря] старого стиля. 20 декабря. новолуние

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

При этом хронологическом определении Евсевий выходит из того замечания, какое делает Евангелист Лука о начале общественного служения Иисуса Христа и под 15-м годом царствования Тиверия разумеет, по обыкновенному исчислению, 29-й год по рождестве Христовом: если именно Иисус Христос, при начале своего общественного служения, был 30-ти лет, то, следовательно, Он должен был родиться за 2 года до нашей эры. Кроме этого поверхностного вычисления, Евеевий не задавался никакими дальнейшими исследованиями, даже не соблюдал самой обыкновенной хронологической точности. Что Лука указывает только на приблизительно тридцатилетий возраст Иисуса Христа, Евсевий не обращает на это внимания; Ирод представляется у него еще в живых и по его хронологии он умирает лишь 4 года спустя после Рождества Иисуса Христа; под указываемою Евангелистом первою переписью, бывшею в правление Квириния Сириею, он разумеет вообще первую перепись, которая была производима в то время в Иудее или во всей римской империи; Иисус Христос родился, по его понятию, в правление Квириния. Таким образом Евсевий понимает Евангелия, на сказания которых он опирается, неправильно в самых существенных пунктах. Вместе с тем он совершенно ложно понимает и Иосифа Флавия, на слова которого он ссылается, как на доказательство своего вычисления; потому что упоминаемую в Евангелии перепись он принимает за ту перепись, которая, по свидетельству Иосифа Флавия, была в 6 году по Р. Хр., после низложения Архелая, сына Иродова. Подобную же и еще быть может более грубую ошибку Евсевий делает относительно года смерти Иисуса Христа. Церковное предание об этом ему казалось непримиримым с его определением года Рождества Иисуса Христа; поэтому он прибегает к своему самостоятельному вычислению. А именно: хронологическое известие Евангелиста Луки ( Лук. 3:2 ) касательно двух первосвященников Анны и Каиафы, при которых Иисусу Христу надлежало выступить на свое общественное служение, Евсевий понимает так, что будто бы общественное служение Иисуса Христа продолжалось от первосвященника Анны до Каиафы; за тем он ложно заключает из слов Иосифа Флавия, что между служением обоих первосвященников протек почти четырехлетний промежуток времени, и таким образом смерть Иисуса Христа полагает в 32 году после нашей эры. Не говоря уже о превратном понимании Евангелиста, о столь же ложном понимании известия Иосифа Флавия о первосвященниках, заметим, что в буквально приводимом самим же Евсевием месте из Иосифа говорится о том, что Валерий Грат, предшественник Пилата, назначил всех четырех первосвященников, начиная с Анны до Иосифа или Каиафы 10 , а Евангелист Лука говорит, что во время первосвященства Анны и Каиафы Иудеею управлял Понтий Пилат: В пятое надесяте лето владычества Тивериа Кесаря, обладающу понтийскому Пилату Иудеею…. При архиереи Анне и Каиафе, бысть глагол Божий ко Иоанну Захариину сыну во пустыни (3, 1–2). Таким образом Евсевий не понял приведенных им же самим слов Иосифа Флавия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Не бойся скромности, не страшись кротости Его, блаженнейший; не страшись смирения и не изумляйся уничижению Его, преданнейший; с готовностью прилепись к Нему и не медли повиновением. Изрекаемое и предлагаемое не есть дело дерзновенное; не сопротивляйся, разумнейший. Не опаляет огонь благодати Господа моего, но просвещает, праведнейший. Пусть убедит тебя, законоведущий, купина ( Исх. 3:2 ), прообразовавшая Меня в несожигавшем ее пламени. Пусть убедит тебя, детоводитель, росоносная пещь ( Дан. 3:21 ) в домостроительстве этого таинства. Кроме того, пусть научит тебя и Мое чрево, в котором вместился Невместимый, из которого и воплотилось бесплотное Слово. Уже звуки труб не устрашают приступающих ( Исх. 19:16 ), и гора дымящаяся уже не внушает страха приближающимся, и закон уже нещадно не наказывает прикасающегося дерзновенно (2 Царств. 6:6): ибо ныне происходящее есть дело человеколюбия, ныне являющееся есть дело снисхождения Божия. С благодарностью приими пришедшего к тебе Бога: поскольку Он истребит беззакония твои и очистит грехи твои. На тебе пусть будет предызображено очищение (всего) мира: в тебе и чрез тебя пусть предвозвестится народам благодатное оправдание. Ты достоин быть животворным начатком. Ты пользовался законом? – насладись и благодатью. Ты утомлен письменем? – обновись в духе. Совлеки с себя ветхое и облекись в новое. Ты и сам, я думаю, не знаешь этого“. После всего этого праведник, возымев смелость и повинуясь увещанию Богоматери, послужившей Богу для людей, принял в старческие объятия Ветхаго днями в младенчестве ( Дан. 7:13 ), благословил Бога и сказал: ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром: ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов. свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля ( Лук. 2:29–32 ). „Я принял от Тебя беспечальную радость: приими меня, радующегося и прославляющего милости Твои, Господи. Ты даровал мне веселие; душевно воздаю Тебе благодарностью. Я познал силу любви Божией: ибо для меня Бог, неизъяснимо и нетленно родившийся от Тебя, соделался человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

20. Восстань, Господь, да не гордится человек, да судятся народы пред Тобою. 21. Поставь, Господь, законодателя над ними, да помнит всякий средь народов, что он человек. 22. Почто, Господи, стоишь далече, скрываешь Себя во время скорбей? 23. Когда возгордится нечестивый, бедный страдает: да уловлены будут грешники в своих собственных ковах. 24. Хвалится грешный похотью души своей, и обидчик ублажает себя. 25. Раздражает Господа грешник: «Не взыщет в гневе Своём. Нет Бога пред ним». 26. Оскверняются пути его во всякое время; далеки суды Твои от лица его; всех врагов своих презирает. 27. Говорит в сердце своём: «не пошатнусь в род и род, не увижу зла». 28. Полны проклятия уста его, и злобы и лжи; под языком его муки и пагуба. 29. Сидит с богатыми в засаде, ища убить неповинного; глаза его за нищим следят. 30. Ловит тайком, как лев в логовище своём; подстерегает, чтобы схватить нищего, схватить нищего, увлекая его в сети свои. 31. Покорить его: наклонится тот и упадёт; и будет он господствовать над убогими. 32. Говорит в сердце своём: «забыл Бог , отвратил лицо Своё, не увидит никогда». 33. Восстань, Господи Боже мой, да вознесётся рука Твоя, не забудь убогих Твоих до конца. 34. Зачем прогневал нечестивый Бога? Сказал в сердце своём: «не взыщет». 35. Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиду и притеснения, да предан будет грешник в руки Твои; Тебе предаст себя нищий, сирому будь Ты помощник. 36. Сокруши мышцу грешному и лукавому; будут искать и не найдут греха его. 37. Господь царь во веки, во веки веков; погибнете, язычники, с земли Его. 38. Господи, Ты услышал желание убогих, чаяниям сердца их внимает ухо Твоё. 39. Дай суд Твой сирому и угнетённому, да не величается больше человек на земле. Псалом 10 Начальнику хора. Псалом Давида. 1. На Господа надежда моя; скажете ли душе моей: «летай по горам, как птица»? 2. Вот грешники натянули лук, приготовили стрелы в колчане – подстрелить во мраке правого сердцем. 3. То, что Ты созидал, разрушили они; что же делать праведному? 4. Господь во храме святом Своём. Господь! На небесах престол Его, очи Его зрят на нищего; вежды Его испытуют сынов человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

29 . Яко Ты просветиши светильник мой, Господи, Боже мой, просветиши тму мою. Т.е. «просветишь ум, – рассеешь мое неведение» (Св. Афан. Ал.). «Поскольку тьмою нередко называются скорби, бедствия; то освобождение от скорбей прилично называется светом» (Бл. Феод.). С Евр.: «Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою». 30 . Яко Тобою избавлюся от искушения 124 , и Богом моим прейду стену. Т.е. «по Твоей благодати избегну всякого злоумышления, всяких сетей» (Бл. Феодор.). «Искушением, – говорит св. Афан., – называет удовольствия, а стеною – диавола». С Евр.: «С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену». Во 2 книге Цар. 22, 30 вместо: избавлюся от искушения, – яко Тобою потеку препоясан, т.е. укрепляемый Твоею помощию, иду смело на врагов, на борьбу. 31 . Словеса Господня разжжена. Т.е. все это сказанное выше я узнал из обещаний Божиих, которые чисты от всякого подлога, как чисто золото, очищенное чрез огонь, совершенно верны; что обещал Бог, то исполнил; обещал спасти Давида и спас, спасает и всех на Него уповающих. Св. Афан. разумеет чистое учение Спасителя. С Евр.: «Бог! – Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него». 32 . Яко кто Бог, разве Господа: или кто Бог, разве Бога нашего? С Евр.: «Ибо кто Бог, кроме Господа и кто защита 125 , кроме Бога нашего»? 34 . Совершаяй нозе мои яко елени, и на высоких поставляяй мя. С Евр.: «Делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня». – Олень с необыкновенною быстротою взбегает на утесы и на скалы, и там спасается от преследований. Так и Давид, при помощи Божией, быстро спасался от врагов своих на горах. Совершаяй нозе, т.е. устрояющий или делающий мои ноги такими же, как у оленя, – быстрыми. На высоких, т.е. на высоких местах. «Как еленям в естестве их Бог дал силу попирать ядовитых животных, так и мне дал силу превзойти и стать выше врагов» (Бл. Феод.). По св. Афан., словами: на высоких поставляяй мя пророк «учит мудрствовать горняя». 35 . Научаяй руце мои на брань; «потому что воздевая их в молитве, преодолеваю неприязненных» (Св. Афан. и бл. Феод.). И положил еси лук медян мышца моя. Т.е. для побеждения врагов мышцы мои соделал также крепкими, как крепок медный лук. «Потому устроил, что мышцы мои, подобно медному и несокрушимому луку, мещут стрелы во врагов» (Бл. Феод. и св. Афан.). С Евр.: «Научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

( Мф.2:11 ) 32 . Еврейское слово для обозначения ладона совершенно отлично от тех слов, которые употребляются в Библии для обозначения различных курений. Ладон – это благовонная смола, вытекавшая из различных видов растения poswellia, т. е. ладонного дерева, с длинными острыми листьями и с зелёными звездоподобными пахучими цветами приятного запаха. Ладонные деревья растут главным образом в Аравии и в стране Сомали и не известны в Сирии и Индии. Ладон, упоминаемый в Библии, получался из Аравии и вывозился из Савы ( Иер.6:20 ). Восточные волхвы принесли ладон, как дар, Богомладенцу Иисусу Христу ( Мф.2:11 ). Лилия ( 3Цар.7:26 ; Песн.2:16, 6:2–3 ) 36 – весьма красивое растение из семейства луковичных. Красоту лилий восхваляет сам Господь выше всех великолепных одежд Соломона ( Мф.6:28–29 ). В книге Песнь Песней с красотой лилий сравнивается красота Таинственного Жениха и Невесты. Лилия распространяет вокруг себя на далёкое расстояние приятный душистый запах. Наружный вид лилий служил образцом для художественных произведений, орнаментов в храме Соломоновом, при украшении музыкальных инструментов и т. п. Лук ( Числ.11:5 ) 37 . Лук как овощ считался любимым растением в Египте и был даже в числе священных растений. Он и доселе растёт в обилии в Египте, равно как и в Палестине, и составляет главный предмет пищи Египтян. На отсутствие репчатого лука вообще и чеснока жаловались Евреи во время странствования в пустыне. Мандрагоровые яблони ( Быт.30:14 ; Песн.7:14 ) 38 . Мандрагоровое растение доселе ещё встречается на Востоке. Листья его широко раскидываются по земле; оно имеет голубые цветки. Плоды его зреют с мая месяца до июня и бывают величиною с небольшое яблоко или грушу красно-желтоватого цвета и с приятным запахом. На вкус плоды весьма приятны, но иногда одуряют и возбуждают чувственность. Восточные женщины и доселе ещё употребляют мандрагоровые яблоки в надежде чадородия. Манна ( Исх.16:15 ) 39 . Под сим названием разумелась та чудесная пища, которая посылалась Господом сынам Израиля во время странствования их в пустыне Аравийской. По свидетельству Священного Писания , она состояла из мелких круповидных круглых зёрен, подобно кориандровому семени, белых на вид, вкусом же подобных лепёшке с мёдом. Обстоятельства спадания манны с неба доказывают, что она не могла получаться от какого-либо растения. Условия, при которых она сохранялась, и способы приготовления оной в пищу прямо свидетельствуют о том, что Ветхозаветная манна совершенно отличалась от так называемой в настоящее время манны. Эта последняя растворяется в воде и, несомненно, составляет сухой сахарный сок различных растений; на Синайском полуострове эта манна добывается из тамарискового дерева. Манна, употребляемая в медицине, вытекает из надрезанной коры ясеневого дерева. Масличное дерево, маслины, масличные ветви

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

Не противиться злу нужно также и для того, чтобы исполнить такие слова Спасителя. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Матф.7:12 ). То есть если человек не будет проявлять агрессию на зло, а ответит добром, то в том случае, когда этот человек сам случайно совершит непреднамеренное зло, то и ему не будут мстить за это и отвечать враждой, а ответят взаимопониманием и доброжелательностью. Доказательством правоты этого объяснения являются поступки Самого Иисуса Христа, которые всегда будут для нас ярким примером для наследования. «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос страдал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет.2:21 ). Так, например, в тот момент, когда разгневанные евреи взяли камни чтобы побить Спасителя, Он не стал мириться с этим злом, но победил зло добром, которое выразилось не в агрессии, а в мирных словах увещевания. В ответ на злобу евреев Спаситель сказал: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» ( Иоан.10:31–32 ). Кроткий вопрос, основанный на обезоруживающей правде, прозвучал из уст Спасителя, и разбудив очерствевшую совесть евреев, защитил Иисуса Христа от побоища. Таким образом, не противностью, не агрессией, а кротостью и правдой Иисус Христос отстранил от Себя опасность и победил зло доброй речью. В другом случае, когда Спасителя допрашивал первосвященник Анна «один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?» ( Иоан.18:22 ). В этой ситуации Иисус Христос не подставил второй щеки, не смирился со злом, а защитил Себя кротким вопросом, основанным на обезоруживающей правоте и без агрессии и вражды победил зло. Иисус сказал ударившему его служителю: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» ( Иоан.18:23 ). И пристыженный служитель не поднял больше на Спасителя руки. Известен ещё один случай, когда после проповеди Спасителя в Назаретской синагоге евреи «исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» ( Лук.4:28–29 ). То в этом случае Спаситель не дал осуществиться злу по отношению к Себе, но и не противодействовал разгневанным евреям ответным гневом, агрессией или насилием, но опять мирно ликвидировал зло, победив зло добром. В этом случае Спаситель мирно ушел от разгневанных евреев, не причинив никому из них вреда. «Но Он, пройдя посреди них, удалился» ( Лук.4:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

VI, 2, 3). Равным образом и сам Господь сказал разбойнику: днесь со Мною будеши в раи (Лук. XXIII, 43). Применяясь к тем слушателям, которые более предаются чувственному и прежде ищут настоящего, нежели будущего, Христос не поощряет их будущими только благами, но и настоящими. Потому-то и далее в Своей беседе, сказав: буди увещаваяся с соперником твоим, за такое благоразумное дело определяет награду, говоря: да не предаст тебе соперник судии, и судия слузе (Матф. V, 25). Видишь, откуда Он заимствовал угрозы! От предметов чувственных, от самых обычных явлений. И еще: иже аще речет брату своему: рака, повинен есть сонмищу (ст. 22). Также и Павел весьма часто указывает на чувственные награды, и заимствует побуждения от предметов настоящих, например, когда рассуждает о девстве: тут он совсем не упоминает о небесах, а побуждает настоящими благами, говоря: за настоящую нужду, и: аз же вы щажду, и: хощу же вас безпечальных быти (1 Коринф. VII, 36, 28, 32). Так и Христос с духовными наградами соединил чувственные. Так как кроткий человек может подумать, что он теряет все свое имущество, то Христос обещает противное, говоря, что он-то безопасно и владеет своим имуществом: он ни дерзок, ни тщеславен; кто же напротив будет таковым, тот может лишиться и наследственного имения, и даже погубит самую душу. Впрочем, так как и в ветхом уже завете часто пророк говорил: кротцыи наследят землю (Пс. XXXVI, 11), то Христос выражает, следовательно, Свою мысль словами уже им известными, чтобы не везде употреблять новые выражения. Однако в Своих словах Он не ограничивает наград настоящими благами, но вместе предлагает и будущие. Когда Он говорит о чем-нибудь духовном, то не отвергает и выгод настоящей жизни; равным образом, когда обещает что-нибудь в здешней жизни, то этим еще не ограничивает Своего обещания. Ищите, говорит Он, царствия Божия, и сия вся приложатся вам (Матф. VI, 33). И еще: всяк, иже оставит дом, или братию, сторицею приимет в веке сем, и в грядущий живот вечный наследит (XIX, 29).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Какие чудеса! Моисей на Синае был объят ужасом, и к Глаголавшему приступил со страхом и трепетом: а Симеон приступает к Тому же, с Кем тот (Моисей) беседовал, со священным дерзновением и безбоязненностью, и Седящаго на престоле Херувимском приемлет на свои руки и носит в старческих объятиях, воспевая Ему торжественную песнь: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже вси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля ( Лук. 2:29–32 ). Прекрасно выразился духовный муж, напомнив о духовном свете мира. Ибо седящии во тьме и сени смертней ( Ис. 9:2 ) имели нужду в двенадцатичасовом и ясном дне, поскольку диавольская тьма омрачила и разогнала род человеческий, и, соделав его чрез преступление виновным, удалила от Создателя. Посему наступивший светлый день, чтобы, добровольно чрез греховное обольщение рассеявшихся, по милосердию опять заставить добровольно возвратиться к добру, разослал, как свет солнца свои лучи, двенадцать Апостолов в концы вселенной. В сем-то смысле о Спасителе и Апостолах говорит Пророк Аввакум: всядеши на кони Твоя, и яждение Твое – спасение ( Аввак. 3:8 ), – и в другом месте: навел еси на море кони Твоя, смущающия воды многи (3:15). Иудейское сонмище, негодуя на Апостолов в Фессалониках, вопияло: иже развратиша вселенную, сии и зде приидоша.... и сии вси противно велением Кесаревым творят, царя глаголюще иного быти, Иисуса ( Деян. 17:6, 7 ). И это дело не необыкновенное для неистовых Иудеев: ибо они всегда злоумышляли против Святых. Так, они самого Моисея, за них молившегося, поносили, как неприятеля; и Аарона принудили они сделать тельца; а Иеремию бросили в ров тинный. И теперь, ярясь против Апостолов, называют их возмутителями, мятежниками против Кесаря. Но почто претыкаетесь вы, Иудеи, о спасительное? Почто возбуждаете народ против благодетелей? Доколе вам уподобляться темной ночи? – как написано: нощи уподобих день твой... и еще: и ты, столпе мгляный ( Мих. 4:8 )! Благочестивые справедливо проповедуют Иисуса Царем, не силою получившим царство, но по естеству имеющим оное: ибо Им царие царствуют и властители держат землю ( Притч. 8:15, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010