Сатана говорил преп. Антонию: „вот я не имею ни одного места, не обладаю ни одним городом, нет у меня оружия; во всех родах и странах прославляется имя Христово; пустыни наполнились иноками» (Ч.-М. генваря 17 д.).    Св. мученик Трифон изгнал беса из одной царской дочери и, сделав его видимым для всех, спросил: „кто вам, бесам, дал власть над созданием Божиим?» – Бес отвечал: мы не имеем власти над теми, которые знают Бога и веруют в Единородного Сына Его Христа. От тех мы бежим со страхом. Наносим им искушения тогда, когда нам попущено будет (от Бога). Над теми же, которые не веруют в Бога и Сына Его и ходят во всех похотях своих – над теми имеем власть мучить их (Ч.-М. февраля 1 д.).   60. Библейские тексты о падших ангелах    Глава падших ангелов – диавол, или сатана: а) согрешив пред Богом, свержен с неба с соучастниками своими: сначала диавол согрешил (1 Иоан. III:8). (Господь) сказал: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лук. X:16). – Низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Апок. XII:9);    б) есть начальник мира (греховного): ныне князь мира сего изгнан будет вон (Иоан. XII, 31). Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего ( – XIV, 30). Князь мира сего осужден (XVI, 11);    в) владеет царством смерти; как дети причастны плоти и крови, то и Господь также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. II:14);    г) есть виновник нашего падения и искушения (Быт. III:1 – 6). Боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христа (2 Кор. XI:3). – Кто делает грех, тот от диавола (1 Иоан. III:8). – Я послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель (1 Сол. Ш, 5):    д) противится делу Божию; показал ангел Захарии Иисуса, великого иерея, стоящего пред ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему (Зах. III:1). – Мы, я Павел (и Силуан и Тимофей) и раз и два хотели придти к вам: но воспрепятствовал нам сатана (1 Сол. II:18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Кто, братие, из нас не слышал глубоко поучительных слов св. апостола Павла о Господе нашем Иисусе Христе. Вот что говорит апостол о Нем: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и по виду став, как человек; смирил Себя, быв послушным до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6–8 ). Воплотившись ради нашего спасения, Единородный Сын Божий благоволил уничижить Себя. Но и в этом смиренном образе человека, не преставая быть Богом, Он проявлял Божественное Свое могущество и силу. Ему повинуется земля. Покорно Ему море. Его слушают и ветер, и бури, и волны морские. В Евангелии вот что благовествуется об этом. Проповедуя о царствии Божием в городе Капернауме и его окрестностях, Спаситель, утомленный, пожелал отдохнуть в пустынном месте наедине со Своими учениками. Видев же Иисус многи народы окрест себе, повеле ученикам ити на он пол ( Мф.8:18 ). Народ не хотел уразуметь, что Спасителю требовался отдых и покой хотя бы на краткое время. Толпы людей постоянно окружали Его. И не было возможности укрыться от народа. Потому Иисус и пожелал отплыть на восточный берег Галилейского моря. Там было место менее населенное, гористое, а посему и удобное для отдыха. Двинулись к морскому берегу. На пути неожиданная задержка произошла: из толпы выдвинулся книжник и, обращаясь к Иисусу Христу, сказал: «Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел» ( Лук. 9:57 ср. Мф. 8:19 ). Книжники иудейские много о себе думали. Они были учителями народа. Простой народ действительно почитал их. И вот теперь один из таковых книжников-учителей просит Иисуса Христа взять его к Себе в число учеников. Книжник думал, что он будет желанным человеком в сонме Христовых учеников. Он уже мечтал о своем высоком положении среди них, о почете, славе и уважении. Но все это были праздные мечты. Господь ведь ученикам Своим обещал награды на небе, а на земле им предстояли только труды, лишения, скорби и мученическая смерть. Зная помышления книжника, Спаситель указал ему, что он не может быть в числе учеников Того, Кого теперь называет Учителем и Господом. «Лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда; а Сын Человеческий не имеет где приклонить голову», сказал Спаситель книжнику. Нечего и думать о покое, почете и славе в таком бедном обществе, где и Глава его не имеет даже пристанища. Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет ( Мк.8:34 ; ср. Лк.14:26 ) – вот что предстоит ученикам Господа, а не покой и радости земные.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

– Нельзя отвергать приложения к 7 ст. первых трех указанных объяснений и нет, вместе с тем, возможности не признать этого последнего толкования; безопасное всего, для охранения точного и полного смысла текста, признавать их все вместе взаимно дополняющими одно другое. – Сущность всего заповеданного Христом – завещанного слова Христа – любовь, заповедь из древности известная миру и слышанная вами при обращении вашем как новая по совершенству чем начинается 8 ст.), соблюдая (примеч. к 4 ст.) которую. мы поступаем как Он (ст. 6), если т. е. любим друг друга, по слову Его, – как Он возлюбил нас ( Иоан. 13, 34 ). и. Паки заповдь нов пиш вамъ, еже есть поистинн въ немъ и въ васъ: к тма мимоходитъ, и свтъ истинный сей уж сїетъ. (Іоан. 1, 9, 13, 34, Рим. 13, 12 ). 8. Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. 8 . Но притом и новую заповедь пишу вам: см. примеч. к 7 ст. – Что есть истинно и в Нем и в вас: Любовь Иисуса Христа составляет Его совершенство и вы достигаете требуемого совершенства для общения с Ним и новой жизни только любовию по образу (τ τρπω) Его любви. Слова: истина, истинный, истинно нередко в Нов. Зав. употребляются в означении совершенства: см. напр. Иоан. 1, 9. 4, 21. 8, 31. 17, 17 . Мф. 22, 16 . Мар. 12, 14 . Лук. 20, 21 . – Потому что и пр.: пишу вам, желая скорейшего совершенства вашего и побуждая к совершенству потому, что Свет бывший в мире ( Иоан. 1, 9. 10 ) и осветивший мир, хотя мир Его и не познал, вот уже готов опять явиться и, тьма мира сего проходит уже от приближающегося света (ср. 17 и 18 ст.) Пишу вам, чтобы свет этот, явившись, не ослепил бы нам глаза (11 ст,); необходимо быть чадами света ( Еф. 5, 8 ), чтобы явиться пред ним не смущаясь, не падая, не ослепляясь, а с радостью и – без стыда (28 ст.), твердо устоять на суде Его ( Псал. 1, 5. 6 ), чтобы еще более просветиться и слиться наконец, с этим светом в новой вечной жизни (22). . Глаголй себ во свт быти, а брата своего ненавидй, во тм есть досел. (1, 6. и д. 3, 15. 1, 20, 2Петр. 1, 9 ). і. Любй брата своего, во свт пребываетъ, и соблазна въ немъ нсть. (Іоан. 11, 9. 1Кор. 13, 2 ). аі. А ненавидй брата своего, во тм есть, и во тм ходитъ, и не весть, кам идетъ, к тма слп чи ем. (3, 14. и д. Іоан. 12, 33. Притч. Сол. 4, 19. М. 6, 22). 9. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего; тот еще во тьме. 10. Кто любит брата своего; тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. 11. А кто ненавидит брата своего; тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

уповай на Него, и Он совершит;  6 И явит, как зарю, справедливость твою, и правоту твою – как полуденное солнце. 7 Покорись Господу и молись Ему, Не завидуй успешному в пути своём, человеку, делающему беззакония. 8 Перестань гневаться и оставь ярость, не ревнуй до того, чтобы делать зло, 9 Ибо делающие зло истребятся, и лишь уповающие на Господа унаследуют землю. 10 Ещё немного, и не станет нечестивого, будешь искать место его, и не найдёшь; 11 А кроткие унаследуют землю и насладятся изобилием мира. 12 Нечестивый подстерегает праведника и скрежещет на него зубами своими, 13 Но Господь смеётся над ним, ибо видит, что наступит для него день отмщения. 14 Нечестивые обнажили меч, натянули лук свой, Чтобы низложить бедного и нищего, заколоть чистых сердцем, 15 Но меч их войдёт в их же сердце и луки их сокрушатся. 16 Лучше скудость праведника, чем великое богатство нечестивых, 17 Ибо сила нечестивых сокрушится, а праведных Господь укрепит. 18 Знает Господь пути непорочных и достояние их пребудет вовек; 19 В лютое время они не будут постыжены и во дни голода будут сыты. 20 Нечестивые же погибнут, и враги Господни, лишь только прославятся и вознесутся, тотчас, как дым, развеются и исчезнут. 21 Нечестивый берёт взаймы и не отдаёт, а праведник милует и даёт;  22 Благословляющие его унаследуют землю, а проклинающие его истребятся. 23 Господь направляет шаги такого человека и благоволит к пути его: 24 Даже если упадёт, не разобьётся, ибо Господь поддерживает его за руку. 25 Я был молод, и вот, состарился, но не видал я праведника оставленным и потомков его просящими хлеба. 26 Каждый день он милует и даёт взаймы, потомство его благословится. 27 Уклоняйся от зла и делай добро, и будешь жить вечно; 28 Ибо Господь любит правосудие, не оставит Он верных Ему, всегда будет хранить их. Беззаконные же будут изгнаны и потомство нечестивых истребится, 29 А праведные унаследуют землю и будут жить на ней вовек. 30 Уста праведника изрекают мудрость и язык его возвещает правосудие, 31 В сердце у него – закон Бога его,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

Миропомазание есть то самое таинство, которое обещал Церкви Своей Спаситель, когда говорил: кто верует в Меня, у того.... из чрева потекут реки воды живой, так как, по свидетельству Евангелиста, Он сказал это о Духе, которого имели принять верующие в Него ( Ин. 7:38–39 ). Апостолы первые получили дары Духа в день пятидесятницы, а потом сами, через особенные действия, сообщали духовные дарования всем крестившимся. Действия эти состояли или в возложении рук, или в помазании. О первом, ясно говорится в Деяниях Апостольских (8:14–17; 19:2–6); о втором, свидетельствуют те места Писания, в которых сообщение даров Духа Святого называется помазанием, как например: вы имеете помазанье от Святого ( 1Ин. 2:20 . Ср. 2Кор. 1:21 ). Последнее действие еще при Апостолах сделалось исключителным знаком настоящего таинства, потому оно и стало называться миропомазанием. Видимая сторона его есть помазание крестившегося освященным миром, с произношением слов: печать дара Духа Святаго. Слово о покаянии было первым словом евангельской проповеди : покайтесь и веруйте в евангелие ( Мк.1:15 ). Требуя от всех покаяния, Господь вместе с тем даровал Апостолам, а в лице их и всем преемникам апостольского служения, власть разрешать или связывать согрешающих, смотря по их нравственному состоянию: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф. 18:18 ; Ин.20:23 ). Так учреждено таинство покаяния, видимым знаком которого служит разрешение грехов кающемуся, под условиям искреннего их исповедания и твердого намерения исправления. Таинство причащения впервые совершил сам Иисус Христос, благословив на вечере своей с учениками хлеб и вино и под видом их преподав Апостолам плоть и кровь Свою. Тоже заповедал Он творить в Церкви Своей во все времена ( Лук. 22:19 ; ср. 1Кор.24:26 ). С тех пор, действительно, в Церкви совершается непрерывно и неизменно, таинство причащения тела и крови Христа Спасителя. Священство, существовавшее и в ветхозаветной Церкви, в новом завете представителем своим имеет самого Иисуса Христа, который есть великий Первосвященник, прошедший небеса, и имеет священство непреходящее ( Евр. 4:14; 7:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

16. Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской. (И будет прошествие людем моим оставшым во Египте, и будет Израилю, якоже в день, егда изыде от земли Египетския). Изводя Израильтян из Египта с Моисеем, Господь открыл им широкий путь и там, где нельзя было проходить, через море и пустыню. Так Он укажет удобный и несбивчивый путь и тем из числа Израильтян, какие будут снова находиться пленными в этой стране (по разрушении Иерусалима халдеями). Пленники воспользуются всеми благоприятными условиями выхода из Египта и благополучно возвратятся в отечество. Тогда иудеи снова признают, что истинный вождь и Спаситель их есть Господь, а не царь Ахаз или его приемники и не союзники их фараоны (ср. Ис.2:22; 30:1–7 ); признав это, они исповедуют над собой верховную власть Господа и будут всегда покорным Ему народом. Потомок «от корня Иессея», преисполненный даров Духа Божия, есть то же божественное Лицо, которое у пророка Исаии называется избранными рабом Божиим (ср.гл.42:1 и 61:1); а с этим именем у Исаии соединяются утешительные обетования об Искупителе (гл. 42; 52; 53; 60; 61). Также «Рабом Божиим» и благословенною «Отраслью» называл будущего Спасителя и Царя Сиона послепленный пророк Захария (гл.3:8; 9:9–10). Церковь Христова, созерцая это пророческое величественное предызображение Помазанника Божия, ясно усматривает и православно исповедует, что Он есть Основатель новозаветного благодатного царства на земле – Иисус Христос . Действительно, Христос по плоти произошел от усеченного корня Иессея или Давида – воплотился от Неискусомужной Девы Марии, как чудный цвет от жезла Аарона, в то время, когда на престоле Её праотца Давида уже не было представителя его рода, а был иноплеменник Ирод. Но воплотившийся от Приснодевы Сын Божий, восприяв, при крещении Своем в Иордане, всю полноту даров Святого Духа, открыл верующим совершеннейшее познание Бога-Отца и Его всеблагой воли; положил превосходнейшие нравственные основы всеобщей человеческой жизни; Своим благодатным учением объединил и существенно перевоспитал многие народы, разделенные прежде различием религий, нравов, занятий и быта семейной и общественной жизни; а вместе с тем до пределов вселенной распространил сияние Своей вечной славы и непреодолимое могущество Своей царственной власти ( Матф.1:22–23 ; Лук.2:4–7; 3:21–22; 4:16–18 ; Иоан.1:30–34 ; Матф.5:17 ; Иоан.1:14–18; 17:5–8,22 ). Посему православная церковь , предваряя праздник рождества Иисуса Христа, торжественно воспевает: «Отрасль от корня Иессея и Цвет от Него, Христе, произрос Ты от Девы, препрославленный, от горы, осененной чащею (т.е. из Вифлеема), пришел Ты, воплотившись от Безмужней. Невещественный и Боже: слава силе Твоей, Господи» (Козьма Маюмский).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

10. (1) Почему, Бог, стоишь Ты вдали, закрываешь [глаза] во времена (2) В надменности своей бедного преследует злодей. Но попадутся они ухищрениями, которые сами замышляют. (3) Ибо злодей хвалится похотью души своей, хищный, ублажая себя, Бога гневит. (4) Злодей [говорит] в высокомерии своем: «Не взыщет Он». «Нет Всесильного!» – все помыслы его. (5) Успешны пути его во всякое время, суды Твои далеки от него, всех врагов своих он [словно] сдувает. (6) Говорит он в сердце своем: «Не поколеблюсь, во многих поколениях не приключится мне зла». (7) Уста его полны клятв, лжи и коварства, под языком его – несправедливость и обман. (8) Сидит он в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного, глаза его подсматривают за обездоленным. (9) Подстерегает он его в потаенном месте, как лев в логовище, подстерегает в засаде, чтобы бедного схватить, хватает бедного, увлекая в сети свои. (10) Сгибается он, прилегает – и обездоленные попадают в мощные когти его. (11) Говорит он в сердце своем: «Забыл Бог, скрыл Свой лик, не увидит никогда». (12) Восстань, о Бог! Всесильный, вознеси руку Твою, не забудь смиренных! (13) Зачем злодей гневит Всесильного, говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»? (14) Ты видишь, ибо Ты на притеснения и обиды смотришь, чтобы воздать рукой Своей. Тебе предает себя бедный, сироте Ты помощник. (15) Сокруши мышцу злодея, [тогда и делающего] зло, – будешь искать и не найдешь его нечестия. (16) Бог – царь на веки вечные, исчезнут язычники с земли Его. (17) Желание смиренных Ты слышишь, о Бог, укрепи сердце их, да внемлет ухо Твое, (18) чтобы творить правосудие сироте и угнетенному, дабы не терзал более человека на земле. 11. (1) Руководителю [музыкантов. Песнь] Давида. На Бога уповаю я; как же вы говорите душе моей: «Улетай на гору вашу, словно (2) Ибо вот, злодеи натягивают лук, стрелу свою прикладывают к тетиве, чтобы во тьме стрелять в честных сердцем. (З) Когда были разрушены основания, что делал праведник? (4) Бог в святом Храме Своем, Бог – престол Его на небесах, глаза Его взирают [на вас], веки Его испытывают сынов человеческих. (5) Бог испытывает праведного, а злодея и любящего насилие ненавидит душа Его. (6) Дождем прольет Он на злодеев горящие угли, огонь и серу, и палящий ветер – их доля из чаши. (7) Ибо Бог праведен, любит правду, честного узрил лик Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010