Продолжая превосходными качествами изображать возлюбленного Царя своего, псалмопевец смотрит здесь на Него как на героя – победителя врагов, но героя мирного, побеждающего и устрашающего не обыкновенным внешним оружием и физической силой, а прекрасными свойствами души – красотою и добротою духа, кротостью и справедливостью, славою мудрого и миролюбивого царствования. «Препояши мечь Твой по бедру Твоему, Сильный миловидностью Твоею, и красотою Твоею и напрягись (употреби усилия), и поспеши, и царствуй ради истины, и кротости, и правды» (по пер. с греч. еп. Порфирия). Все эти прекрасные черты нравственного характера хотя могут быть применены и к Соломону, но всецело и вполне они приложимы только к Тому, Кого прообразовал ими Соломон, – к Тому, Кто Сам о Себе сказал: «Я есмь путь и истина» ( Ин.14:6 ), «научитесь от Меня, ибо Я кроток»; и – «надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф.11:29, 3:15 ), Кто поистине в совершенстве был кротким, истинным и праведным. В особенности же это наименование Царя «сильным» не столько идет к Соломону, сколько вполне приличествует Господу Иисусу Христу. Как в Ветхом, так и в Новом Завете оно прилагается к Богу как одно из имен Его ( Втор.10:17 ; Иер.32:18–19 ; Лк.1:49 ; Пс.23:8 ). Созерцая пророческим взором в образе славного израильского царя будущего Мессию, псалмопевец говорит Ему: как мечом препояшься Ты, Сильный, Царь царей, красотою и добротою Твоею, славою и силою Твоею; натяни лук и поспешай в царственных делах Твоих, царствуй истины ради, дабы насадить ее на земле, и кротости ради, чтобы сделать кроткими людей – тех, которые свирепее зверей, и правды ради, чтобы страждущих под гнетом греха сделать праведными. И наставит Тя дивно десница Твоя: т.е. у Тебя достаточно силы для того, чтобы привести все те дела в исполнение, – Ты совершаешь дивные дела Твои без посторонней помощи, руководствуясь единственно десницею Твоею. Пс.44:6 Стрелы Твоя изощрены, Сильне: людие под Тобою падут в сердцы враг царевых. Изощренныя, или, что то же, острые стрелы относятся к вооружению того же победоносного Царя, Которого изображает здесь прекрасными чертами псалмопевец, но называя Его опять сильным, или всемогущим, он вдохновенно проразумевает Мессию, Христа – вечного Царя мира, и в последней половине стиха от сильного пророческого восхищения речь его является как бы прерванной, недосказанной.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

2 . Наказание Израиля и милосердие Бога (13,1 14,1) 3 . Призыв к возвращению к Богу и обетование обновления (14,2–10) Глава 1 1 Слово Господне. Т.е. все сказанное далее есть слово Божие, данное через Осию. Осии. Это имя, происходящее от глагола «спасать», вероятно, означает «Он (Яхве) спас». В то время как здесь названы по именам четыре царя иудейских: Озия (ок. 783–742 гг. до Р.Х.), Иоафам (ок. 742–735 гг. до Р.Х.), Ахаз (ок. 735–715 гг. до Р.Х.) и Езекия (ок. 715–687 гг. до Р.Х.), из царей северного царства Израиля упоминается только один Иеровоам II (ок. 786–746 гг. до Р.Х.). Возможно, автор считал, что израильские цари, правившие после Иеровоама II и до падения северного царства в 722 г. до Р.Х. (четверо из них были убийцами), не заслуживают упоминания. 13,5 Осия подробно излагает историю своей семейной жизни, символизирующей примирение Бога с северным царством Израилем. 12,1 Повествование о начале семейной жизни Осии указывает на желание Бога наказать неверный Израиль, а затем примириться с ним. 1 возьми себе жену блудницу и детей блуда. См. Введение: Трудности истолкования; Особенности содержания и темы. сильно блудодействует земля. Жена Осии и ее дети, а также все жители страны считаются неверными. 1 Гомерь. Имя жены Осии не имеет того символического значения, которое содержат имена ее детей. ему. Отсутствие этого слова в ст. 6 и 8 не означает, что Осия не был отцом второго и третьего ребенка его жены. 1 Изреель. Букв.: «Бог посеет». Так называется и прекрасная долина между горными грядами Самарии и Галилеи (в этой долине Гедеон одержал победу над мадианитянами; Суд. 6,33 ), и город в южной части этой долины, где Ииуй пришел к власти путем насилия ( 3Цар. 21,1 ; 4Цар. 9,10 ). См. 2,22, где имя Изреель служит символом благословения и плодородия. с дома Ииуева. Царь Иеровоам II был из династии Ииуя, которая начала свое правление с кровавой бойни в Изрееле ( 4Цар. 9,14–37 ; ср. 3Цар. 19,16.17 ) и окончила его убийством царя Захарии ( 4Цар. 15,8–10 ). 1 лук Израилев. Военная сила Израиля ( Быт. 49,24 ; 3Цар. 2,4 ; Иез. 39,3 ; ср. Иер. 49,35 ) была сломлена ассирийским войском под предводительством Феглаф-феллассара, который завоевал северные территории Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

9, 8), которые соделались в дому Израилеве соблазном беззакония и нечестия (Иер. 5, 30–31; Ос. 6, 9-10). И никто в Церкви из членов ея не бывает столько вреден и пагубен для ней, как такие священнослужители, которые, живя дурно и уродливо, прикрываются именем и саном священным: ибо никто из пасомых не позволит себе обличать пастыря своего в порокахъ; а между тем пример слабостей его сильно может действовать на паству, которая, из уважения к сану священнослужителя, привыкает уважать грешника. О, конечно, эти недостойные пастыри с трепетом избегали бы такой тяжкой вины и ответственности, если бы чутким слухом сердца своего наперед вняли приговору возвещающей Истины: иже аще соблазнит единаго от малых сих, верующих в Мя, уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстей (Матф. 18, 6; Марк. 9, 42; Лук. 17, 1–2). Под жерновом ослячим, конечно, надобно разуметь здесь круговращения на подобие мельничных камней (ворочаемых ослами), и вообще суетныя заботы мирской жизни; а под бездною морскою — тяжкое осуждение и наказание. Посему, если кто, достигая священнаго сана, развращает других или словом или примером в этом сане; то без сомнения лучше было бы и для него и для других, если бы он таковую жизнь свою земную проводил до смерти в ином месте и при иных условиях, а не в такомь звании и на таком посту, где служит соблазнительным примером для других к оправданию и чужих слабостей чрез подражание: ибо если бы он один пал, не увлекая за собою других, то не столько был бы виновен, а потому и на суде Божием подлежал бы меньшему осуждению и наказанию. Источник: Правило пастырское или о пастырском служении. Святаго Григория Великаго-Двоеслова. — Переведено с латинского заслуженным Профессором Академии Д. С. С. Давидом Подгурским. — Киев: Тип. И. и А. Давиденко (аренд. С. Кульженко и В. Давиденко), 1872. — С. 7–9. 3. О важности пастырскаго управления; и — что пастыри не должны страшиться никаких несчастий в сей жизни, а напротив того должны опасаться обольщений суетнаго счастия Я слегка коснулся этого предмета, желая показать, как велика ответственность пастырскаго служения, чтобы недостойные не отваживались принятием его на себя осквернять священныя обязанности церковнаго управления, и, вместо возвышения, не подверглись падению.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ап. Петр ( 2Пет. 2 , 19J. Вы все порабощены греху и страстям; поэтому каждый для себя должен искать освобождения из этой неволи. Иудеям, мечтавшим об освобождении от римского владычества и возглашавшим надежду в этом на Мессию, Господь сказал: всяк творяй грех раб есть греха, т. е., при этом рабстве напрасно искание внешней свободы. Но кто освободит нас от этого, всюду нас сопровождающего, во всем запинающего и стесняющего нас рабства? Аще Сын вы свободит, говорит Господь, воистину свободны будете. И Он, Сын Божий, дарует нам эту свободу в возрождении и обновлении нашей природы Его благодатью, в познании чистой истины, в усвоении добродетели, и, следовательно, в освобождении самой нашей воли, предназначенной при сотворении человека быть свободною, но потом порабощенной заблуждениям и порокам. Путь к этой истинной свободе лежит в послушании воле и закону Божию. Потому-то и Сам Христос-Богочеловек часто говорил, что Он пришел исполнить волю Отца своего небесного. Потому-то в минуты гефсиманского подвига, когда человеческая душа Его прискорбна была до смерти и ужасалась предстоящих Ему крестных страданий, Он, вопия к Отцу небесному, – да мимо идет от Него чаша сея, – заключил Свою молитву словами: обаче, не якоже Аз хощу, но якоже Ты; буди воля Твоя (Мат. 26, 39. 42), не Моя воля, но Твоя да будет ( Лук. 22, 42 ) . Он и верующих в Него приглашает на этот же путь самоотвержения и послушания воле Божией (Мат, 16, 24), и ученики Его, соединяясь с Ним, действуют в Его духе по слову Апостола: „соединяющейся с Господом есть един дух с Господом (1 Кар. 6,17). Они переносят средоточие своей жизни из области плотской в духовную, и выносят из нее верные взгляды на жизнь земную, на естественные привязанности и пристрастия, на корыстный цели, на самолюбивые и горделивые мечтания, и находят выход из запутанных человеческих отношений в круг самостоятельной деятельности. В этом духовном единении с Господом они обеспечивают и свободу, по слову Апостола: „Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор. 3, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

ар. Stobaus Flor. 74, 64: τ ζην οδν λλο στν, οστισ αν φγη, – как это напоминает Фейербахово выражение: «der Mensch isst, was er ist») текущим часом (ergo vivamus, dum licet esse bene; ср. 1 Kop. 15, 32). Это форсированное наслаждение было концом древнегреческого оптимизма, концом ужасным, ибо чувственная разнузданность могла только на время затуманивать в человеке сознание его внутреннего раздвоения и только внешне прикрывать его внутреннюю пустоту. В действительности оставался только один обманчивый призрак оптимизма; человек доставался в жертву глубоко-разъедающему пессимизму, – не тому пессимизму, с которым мы встречаемся у Гомера и в творениях знаменитых трагиков, и который провозглашался ими в качестве последнего слова мудрости (Илиад. 6, 146; 17, 446; 21, 464. Одисс. 1, 34 сл.; 14, 178; 16, 194 [часто δειλο βροτι]; Sophocl., Ajax 126; Oed. Col. QUOTE ff. Antig. 1152. Herodot I, 30 – 33: τεθνναι μλλον η ζειν). Оптимистическим было настроение языческого мира на заре его исторической жизни, пессимистическим оказалось на ее закате; тщетно ждали язычники примирения противоречий: язычество не могло почерпнуть их из себя самого. Только одно христианство с неба принесло такое примирение. Евангелие оптимизма является первым ( Быт. 1, 1. 31 ) и последним словом ( Откр. 22, 17– 20 ) св. писания: о совершенной гармонии между небом и землей, между Богом и человеком, свидетельствует история творения и искупления, – Моисей и тайновидец Иоанн. Между воспоминанием о (потерянном) рае и надеждой на возвращение в него помилованных чад Божиих ( Лук. 2, 14 ; Римл. 8, 19–23 ; Откр. 22, 17 ), – между этими двумя полюсами бушует океан человеческих заблуждений и страданий. Но поверх потопных вод все еще продолжает носиться Дух Божий, руководя богоотступных и блуждающих чад Божиих подобно тому, как Он некогда вел народ израильский во время его странствования по пустыне. И эта близость Господа, сокрывавшегося в облаке от жестоковыйного народа, но совсем не покидавшего его, производит то, что прежний, как и теперешний, мир представляет собой не хаос ( Быт. 1, 1 ), но стройный космос .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Вера в лучшее будущее здесь, на земле, для всечеловеческой семьи - это в лучшем случае осужденная Церковью ересь хилиазма, а в худшем - сознательное стремление участвовать в создании всемирного государства единого правителя, которым, по Писанию, станет антихрист. Такой призыв - уже явное отступление от христианской доктрины, выраженной в Символе веры: " Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века " . Нигде в Символе веры не говорится об ожидании земного счастья для всечеловеческой семьи, зато ясно сказано об ожидании грядущей вечной жизни во Христе. Вообще вся современная толерантность с ее плодами, подобными нынешнему московскому саммиту, - очень земная-земляная. Неистощимы наивные (или лицемерные?) речи о светлом будущем, об общечеловеческом противостоянии стихийным бедствиям, болезням, войнам. И ни слова о покаянии, действительно необходимом для спасения человечества! Как будто не приходил две тысячи лет назад Христос на землю и не говорил: " Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное " (Мф. 4, 17); " Если не покаетесь, все... погибнете " (Лук. 13, 3). Догматическое отступничество Нельзя оставить без внимание и самый последний призыв " Послания " : " Будем хранить мир, заповеданный Всевышним " . О каком " Всевышнем " идет речь? Ведь наш Всевышний, воплотившийся Сын Божий, ясно сказал падшему человечеству: " не мир пришел Я принести, но меч " , указуя этим, что отныне человечество навсегда разделится на тех, кто принял Спасителя, и на тех, кто Его отверг. Поражает, с какой легкостью православные участники саммита едиными устами с иноверными провозглашают свою приверженность заповедям Всевышнего. Могут ли мусульмане, иудеи и язычники исповедовать единого с православными Отца Небесного? Нет, не могут, ибо обязательным условием познания Отца является Сын - это было предвещено еще в Ветхом Завете: " Почтите Сына,.. чтобы вам не погибнуть в пути вашем... Блаженны все уповающие на Него " (Пс., 2, 12), и окончательно утверждено в Новом Завете воплотившимся Сыном Божиим: " Видевший Меня видел Отца " (Иоан. 14, 9), " никто не приходит к Отцу, как только через Меня " (Иоан. 14, 6). Иноверцы и язычники, отвергающие Сына Божия, отвергают и Отца Небесного, ибо Сын и Отец одно (Сравни: Иоан. 10, 30). Православные веруют во Единого Бога Троицу, а иноверцы Троицу отрицают.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Все речения и оправдания Господа нашего преисполнены света. Он сказал: смиряяй себе вознесется ( Лук. 18:14 ). Ясно, что это относится и к Иоанну, который уничижал сам себя, и чрез то был возвышен. Он сознавался, что не достоин прикасаться обуви Спасителевой; но чрез это был возвышен настолько, что удостоился прикасаться даже главы Господа; он простер свои руки, чтобы прикасаться обуви Господней, а на место обуви дотронулся главы Его. Если бы было какое-либо место еще низшее ног Спасителевых, то Иоанн спустился бы и туда; а если бы на Господе было еще какое-либо место высшее главы Его, то Иоанн, Божиею милостью, был бы поднят и на это высшее место. Поскольку же от обуви не было низшего места, и от главы не было высшей части тела, то Иоанн уничижил себя настолько, насколько он был в состоянии; и он возвысился столь высоко, что уже высшего места не было; он спустился, чтобы прикасаться пят Спасителевых, а удостоился видеть высоту Господню. Он прикасался ремня обуви Господней не действительно, а положил руку свою на главу Его действительно; когда проповедовал о Господе он был уничижен, а когда крестил Его, был возвышен. Если бы существа горнего мира (ангелы) обладали славолюбием, то серафим должен был бы завидовать Иоанну, что он был поднят столь высоко; серафим носил тайну, так сказать, прикровенно, с огненными клещами ( Ис. 6:6 ), а Иоанн Креститель удостоился прикасаться горящему углю телесными руками. О, смирение, столь возвысившееся! О, дивная персть земная, объявшая великую пучину и не уничтожившаяся! Дивно, как в воде был крещен телесно неугасаемый Огнь, и как ступил в Иордан, дабы омыться. Высочайший Пламень (Сын Божий), на свет лица Коего не в состоянии взирать сами серафимы. Спаситель наш вошел в Иордан: тогда дрожало естество водное от такой радости, ибо в воде теперь находился Святейший Источник. Об этом еще Давид пел: видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася: смятошася бездны ( Пс. 76:17 ). Все множество воды (поверхность и нижняя часть) шумело и стремилось кверху, чтобы видеть Тебя. Отец в сей момент испустил свыше глас: „это – Ты, и никто другой“!

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Лит.: Albright W. F. The Chronology of the Divided Monarchy of Israel//BASOR. 1945. Vol. 100. P. 16-22; Bright J. A History of Israel. L., 1960. P. 235-237; Hobbs T. R. 2 Kings. Dallas; Waco (Tex.), 1985. (WBC; 13); Hayes J. H., Hooker P. K. A New Chronology for the Kings of Israel and Judah. Atlanta, 1988; Schearing L. S. Joash//ABD. 1992. Vol. 3. P. 857-858; Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб., 2005. С. 218-219; Tadmor H., Sperling S. D. Joash//EncJud. 2007. Vol. 11. P. 341. Иоас (ок. 798-782 гг. или 801-786 гг. до Р. Х. ( Albright. 1945; Bright. 1960)), 12-й израильский царь, сын царя Иоахаза из династии царя Ииуя (4 Цар 13. 10-25; 14. 8-16; 2 Пар 25. 17-24). По всей видимости, в религ. политике И. следовал офиц. линии Иеровоама I , не препятствуя введенному им культу золотого тельца (4 Цар 13. 11). Во внешней политике И. столкнулся с господством арамеев на территориях Израиля, к-рые были захвачены арам. царем Азаилом в правление Иоахаза. Стремясь получить поддержку в борьбе против захватчиков, И. посетил прор. Елисея (4 Цар 13. 14-19). Пророк приказал царю натянуть лук и выстрелить в окно на восток, что должно было символизировать победу над войсками неприятеля. Затем царь должен был ударить стрелами о землю: И. ударил только 3 раза, что означало победу только в 3 сражениях. Иосиф Флавий дополняет этот рассказ, сообщая, что И. с плачем умолял пророка о помощи ( Ios. Flav. Antiq. IX 8. 6). Пророчество Елисея исполнилось: в ходе 3 победных сражений с арамейским царем Бен-Хададом III ( Венададом ) И. вернул Израилю города, утраченные во время правления его отца. Историческая достоверность описанных в 4 Цар 13. 25 событий подтверждается эпиграфическими свидетельствами того времени. Победам И. существенно помогли военные кампании ассир. царя Ададнирари III против арам. гос-в в кон. IX в. до Р. Х. Ок. 796 г. он захватил Дамаск и собрал дань с Бен-Хадада III. И., очевидно примкнувший к Ассирии в качестве союзника, упоминается в надписи, найденной в Телль-эр-Римахе (север Ирака), как «Иоас из Самарии» (Ia- " a-su Sa-me-ri-na) среди др. царей, приносящих дань Ададнирари ( Grayson A. K. Assyrian Rulers of the Early 1th Millennium BC: (858-745)//Royal Inscriptions of Mesopotamia: Assirian Period. Toronro, 1996. Vol. 3. P. 212-213). Также об ассир. кампании против арам. гос-в сказано в надписи из Кальху (ANET. P. 281). Победе И. способствовали неудачные попытки Бен-Хадада создать коалицию арам. царей, к-рая потерпела поражение в столкновении с Закиром, царем Хамата и Луаша (ANET. P. 655-656).

http://pravenc.ru/text/578034.html

Молиться или призывать Бога должно нам: 1. Во имя Иисуса Христа, Сына Божия, как Сам Он говорит: аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое – даст вам ( Ин.16:23 ). То есть: мы должны молиться и просить Бога, не на свои правду и дела надеясь, но на правду Христо­ву и на высочайшие Его заслуги, – просить прощения своей виновности, ради Его непо­виннаго страдания и смерти, по подобию мы­таря, молившагося: Боже, милостив буди мне грешнику ( Лук. 18, 13 ), зане Тем имамы приведение обоя во едином Духе ко Отцу ( Еф.2:18 ); и: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною, – говорит Христос ( Ин.14:6 ); ибо какое ни обещал нам подать благослове­ние, – обещал о имени Его, яко в Нем благословятся вся колена земная, говорит Св. Писание ( Пс.71:17 ; Гал.3:8 ). Итак с сею надеждою должно нам приступить к Отцу Небесному и ради Единороднаго Сына Его, просить и ожидать Его милосердия, без всякаго сомнения. 2. Молиться и призывать Бога должно нам истинною верою: вся, елика аще воспросите в молитве, верующе, примите, говорит Христос ( Мф.21:22 ). Вера утвер­ждается неложным обещанием, всемогуще­ством, истиною, милосердием и премудростию обещающаго Бога и заслугами Христовыми. А так как вера есть дар Св. Духа, кото­рый не обитает в душе оскверненной гре­хами, то да отступит от неправды всяк именуя имя Господне ( 2Тим.2:19 ). Кто хо­чет приступать к Богу и получать желаемое, тому должно отступить от грехов и верою во Христа Сына Божия примириться с Богом. Блуд и всякая нечистота, хищение, воровство, вражда, злоба, сребролюбие, лихоимание, клевета, срамословие, проклинание, пьянство, ложь, лесть, лукавство и прочее сему подобное заключают двери к молитве, пока человек в них пребывает. Да отступит же от всего этого, кто хочет призвать имя Господне. «Подобает, – говорит св. Злато­уст, молитися, но сквернами не замаранному. Что аще впаду в прегрешение, – глаголеши. Очисти себе. Како? плачи, степи, подай милостыню, примирися с тем, егоже обидел еси, очисти язык, да не более прогневавши Бога, да не и к тебе речет Господь: аще умножите моление, не услышу вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Сии черви будут есть и терзать тех человеков, которые здесь отнимают что-либо лихоиманием. Будет там и тоска столь великая, что если бы возможно было умереть, то с усердием рады были бы приять смерть за сладость; но они никогда не умрут, ибо написано: взыщут человецы смерти, и не обрящут ея: и вожделеют умрети, и убежит от них смерть (Апокал. 9:6). Таковую тоску будут терпеть те человеки, которые ныне непрестанно пребывают в веселии, пьянстве и великой роскоши, а о Боге никогда не помышляют. Еще же будет там тьма кромешная, ибо написано: связавше ему руце и нозе, вверзите его во тьму кромешную ( Матф. 22:13 ); и вверженные в той тьме будут сидеть во веки, и никогда не будут видеть лица Божия. Сию тьму восприимут те, которые не допускают убогих видеть лица своего. Будет там и голод, поскольку Христос Сам рек: горе вам насыщеннии ныне: яко взалчете ( Лук. 6:25 ). Тот голод будут терпеть те люди, которые в веке сем не питают бедных и убогих. Будет там и жажда великая, ибо Сам же Христос сказал: яко вы возжаждете. Таковую жажду будут терпеть те, которые не напояют жаждущих здесь странных и убогих. Будет там и теснота великая, поскольку ад будет полон грешными человеками: одни сверху, другие посреди его, иные же на самом дне адском. Когда на страшном суде Христос Бог наш, скажет грешникам: идите от Мене проклятии во огнь вечный, – в тот час над грешниками земля расступится, как расступилась над Кореем, Дафаном и Авироном при Моисее, и тогда все грешники впадут во ад. Потом опять земля сомкнется в место; грешники же будут во аде под землею, как сосуде железном, тесно заперты и во веки неисходны, как говорит Сам Бог: идут сии в муку вечную ( Матф. 25:46 ). В сию тесноту адскую ввержены будут те, которые здесь насилием отнимают у кого что-либо и утесняют бедных и сирых; и кто каким образом согрешит, таковым и пострадает, – как и Соломон сказал: имиже кто согрешает, сими и мучится (Премудр. Солом. 11:17). Православные слушатели! Теперь вы знаете, почему не повелено бояться дщери Сионовой, когда к ней приходит Христос, Царь славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010