Деян.17:13 .  Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ. Деян.17:14 .  Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю; а Сила и Тимофей остались там. Однако, фессалоникские иудеи, узнав, что Павел проповедует в Верии, тотчас же пришли сюда и здесь также возбудили чернь против Апостолов. Тогда братия тотчас же отпустили Павла, против которого, главным образом, и на сей раз направлялось возмущение, «идти на поморие», то есть для продолжения путешествия морем, а Сила и Тимофей остались в Верии. Деян.17:15 .  Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились. «Сопровождавшие Павла проводили его до Афин» – несомненно, что это путешествие до Афин Павел совершил морским путем, ибо так легче было избавиться от преследовавших его иудеев, а кроме того, если бы Павел шел в Афины сухим путем, он не мог бы не останавливаться в попутных городах для проповеди, чего мы не видим. Тимофей, остававшийся в Филиппах, присоединился к Апостолу или в Верии или на пути к ней. Теперь ему и Силе, оставшимся в Верии, Павел послал приказ скорее идти к нему в Афины. Они пришли, однако, к Павлу только в Коринф, вероятно потому, что он скоро оставил Афины и перешел в Коринф. Впрочем, из 1Фес. 2:18 –3видно, что Тимофей один приходил к Павлу в Афины, но послан был им обратно в Македонию и именно в Фессалонику, а потом уже вместе с Силой, остававшимся в Верии, пришел к Апостолу в Коринф. Из этого места послания к Солунянам (Фессалоникийцам) видно, что Павел предпринимал две попытки возвратиться еще в Фессалоники, но в виду встретившихся препятствий, послал туда из Афин Тимофея. Апостол Павел в Афинах и речь его в Ареопаге (Деян. 17:15–34) Деян.17:16 .  В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. В ожидании Силы и Тимофея в Афинах Павел возмутился духом, точнее: возмущался дух его в нем при виде города этого, полного идолов. Афины были центром греческого чувственного культа, искусств и богатства, а потому и были полны храмами, алтарями и статуями в честь многочисленных божеств. Высокое развитие архитектуры и ваяния придавало всем этим постройкам и изображениям изящество и пленительность. Это всегда восхищает людей, которые ценят лишь внешнюю земную красоту и изящество. Но статуи языческих богов и богинь высшей степени возмущало Апостола, который видел в этом омрачение и развращение человеческой природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Но возникает вопрос: когда и почему эти столь разные части были склеены друг с другом в одно послание? Ведь самые древние рукописи, упоминающие о втором послании апостола Павла к Коринфянам, уже тогда предполагали его единство. Чтобы лучше понять дискуссию вокруг этого послания, ниже мы дадим обзор наиболее распространённых гипотез. 1 Согласно первому посланию к Коринфянам апостол Павел совершил одно длительное посещение Коринфа, во время которого он и основал Коринфскую Церковь , и в 16-й главе он сообщает ещё об одном предполагаемом длительном визите в Коринф: А если прилично будет и мне отправиться... Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию. У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду. Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит ( 1Кор.16:4–7 ). В то же время во втором послании мы находим свидетельства того, что апостол Павел планировал уже третье посещение Коринфа: Вот в третий раз я готов идти к вам. ( 2Кор.12:14 ). И далее, в первых строках 13-й главы (см.: 2Кор.13:1–2 ) он снова пишет, что придёт в Коринф в третий раз. Ну, а если предполагалось третье посещение, то абсолютно очевидно, что к тому времени второе посещение Коринфа уже состоялось. Мы же знаем лишь об одном, изложенном в Деян.18:1–17 . Будет уместным отметить, что второе посещение Коринфской Церкви не было столь длительным, как это предполагал апостол в 16-й главе первого послания. Видимо, это было какое-то краткое, промежуточное посещение, а может быть, и случайное 91 . У нас нет о нём никаких сведений, но это предположение вполне допустимо, поскольку Коринф располагался от Ефеса всего в двух-трёх днях плавания на корабле. По всей видимости, это «промежуточное» посещение ни к чему хорошему не привело. Отношения в Церкви по какой-то причине обострились, и это заставило апостола Павла спешно уйти из Коринфа. В результате произошедших событий он написал послание, о котором мы узнаем из некоторых отрывков второго послания. Так, во 2-й главе апостол Павел пишет: Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться... От великой скорби и стесненного сердца я писал вам. со многими слезами... ( 2Кор.2:4 ). В 7-й главе он пишет: Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем, на время ( 2Кор.7:8 ). Фактически это было уже третье послание апостола Павла к Коринфянам после его «предварительного» и первого послания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

19). Сына Божия Иисуса Христа, Который чрез меня и Силвана [по синодальному переводу (русскому): Силуана ] и Тимофея проповедан вам. Не то (хочу сказать), что вместе (со мной) вступили они в Коринф, но (то, что Христос) проповедан вам не в «да» и «нет», но в «да», то есть в слове истины. (Ст. 20). Поелику все обетования Божии в Нем «да», то есть утверждены и исполнены, — и не оказались ложными, посему это самое все истинное есть именно «аминь» в нас к славе Бога, то есть своим следствием имеет прославление Бога. (Ст. 21–22). Ибо Бог утверждает нас с вами в благодати, являет Христа [греч.: «нас утверждает во Христе»] чрез нас с вами твердым в добродетели, — Который помазал и запечатлел нас чрез залог Духа, и дал (залог) в сердцах наших. (Ст. 23–24). Я же свидетелем Бога призываю на душу мою, что, щадя вас, не пришел я в Коринф, то есть из-за тех недостатков их, которые подверг осуждению и в которых изобличил их в Первом Послании. Ибо хотя мы не господствуем над верою вашею, однако споспешниками оказываемся радости вашей, ибо верою (вы) стоите, — то есть верой (в вере), которую я дал вам, (тверды).   Глава 2 (Ст. 1). Я решил в сердце своем опять в огорчении не приходить к вам. (Ст. 2). Ибо если я, ваша утеха, огорчаю вас, то кто же обрадует меня и вас, если не сокрушение и раскаяние того, кто огорчен от меня? (Ст. 3). И сие самое для того написал я вам в Первом моем Послании, чтобы, когда приду, не огорчали меня своими дурными делами те, коим надлежало бы радовать меня своими добрыми делами. Ибо и уверен, и знаю, что эта моя радость добрым делам того, кто раскаялся, и его товарищей, которые смирились, всех вас есть радость. (Ст. 4). И великою скорбью, меня угнетающей отовсюду, и стеснением сердца, которое имею из-за вас, написал я это вам со многими слезами чрез Аполлоса, — не для того, чтобы огорчать вас, то есть не с целью досаждать вам скорбями моими, но дабы узнали вы любовь, которую имею преизобильно к вам. Я перестал даже молиться о том, чтобы освободиться мне от окружающих меня искушений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

21) Филиппис. ( Флп.1:8 ): «Бог свидетель, что я люблю всех вас любовию Иисуса Христа». 22) 2 Коринф. ( 2Кор.1:23 ): «Бога призываю во свидетели на душу мою, что щадя вас, я доселе не приходил в Коринф». «Хотя апостол нигде не употребил речения: клянусь, но многократно повторенные им слова: Бог свидетель, очевидно, составляют сущность клятвенных уверений. Посему, блаж. Августин поставлял признаком развращенного сердца (perversi cordis) οτвергать клятвы ап. Павла, потому только, что он не говорил: клянусь Богом (per Deum.), а так: Свидетель ми есть Бог (testis est mihi Deus). Aug. Op. Tom. X., pag. 147»; «В писаниях ап. Павла находим, что он многократно употреблял клятву, дабы кто не подумал, что истинно клясться грешно». Aug. contr. Manich. Lib. XIX, cap. 23; В Прибавл. к изд. творений св. отц. часть 12, стр. 543, 1853 г.). 23) Матфея ев. ( Мф.26:63–64 ): «Первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам, отныне узрите Сына Человеческого, седящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Если бы клятва была противна Иисусу Христу, то Он непреминул бы обличить Каиафу. Ясно, что в необходимых случаях клятва именем Божиим дозволительна. Здесь клятвенную формулу произнес первосвященник (судия), как было тогда у евреев в обычае, а не подсудимый, как теперь. 24) Апокалипсис ( Откр.10:5–6 ): «И ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что в нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет». Свидетельства святых отцов и истории церкви. 25) Августин, Contr. Faust. Manich. Lib. XIX, cap. 25 et 25: «Великий грех – клятвопреступление, а не клясться (произвольно) равно как и истинно клясться нет никакого греха». 26) Карамзин: История гос. рос. 1, 84 и 92. Изд. Ейнерл. (в Прибавл. к изд. твор. св. отц. ч. 12, стр. 574, 1853 г.): «Когда между Игорем и царем гроческим заключен был мир, то хранить условия сего мира, написанные на хартиях, русские христиане клялись уже в соборной церкви св. Илии предлежащим честным крестом».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

22, 34). О, святители Божий, ангелы церквей Христовых, предстаньте, явитесь мне ныне святыми молитвами вашими, яко же Архиерею Иисусу, при наречении Его в саду Геф-симанском: " Явися ангел с небес, укрепляя Его " (Лк. 22, 43), и егда прострете преподобные руки Ваша, да ими низвести на меня огнеобразную Духа благодать, вознесите тогда единодушно о мне ко Господу глас ваш молебный, да не буду я в архиерействе своем подобен тому Петру: " иже начат ротитися и клятися, яко не знаю Человека " (Мф. 26, 74), но буду подобен тому Петру, иже с дерзновением рек тем, кои ггрещением запретили ему со Иоанном проповедовать и учить о имени Иисусове, рек: " судите, справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога? Должно повиноваться больше Богу, нежели человеком " (Деян. 4, 19; 15; 5, 29). О, облеките меня самоотвержением Иисусовым, да возмогу и аз с апостолом взывать: " злословят нас, мы благословляем, гонят нас, мы терпим, хулят нас, мы молим, мы отовсюду притесняемы, но не стеснены, мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся, низлагае- 155 мы, но не погибаем " (1 Коринф. 4, 12-13; 2 Коринф. 4, 8-9). О, укрепите меня крестоно-шением Иисусовым, да возмогу и аз с Павлом восклицать: " Мне же да не будет хвалитися, токмо о Кресте Господа нашего Иисуса Христа, им же мне мир распяся и аз миру " (Галат. 6, 14). О, вдохните в меня Духом Святым, возжгите в сердце моем любовь огнепламен-ную к Богу и будущей пастве моей, да во огне любви сей горя и пламеня, и огненный гимн апостольский выну и устами и сердцем моим пою и воспеваю: " Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание " . Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангели, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2438...

2. Действительно, все вышеуказанное — клеветы, обвинения, разногласия — порождено было завистью. Зависть, как вредный корень, порождала раздражение, осуждение, высокомерие, и все прочее, а чрез них и сама еще более возрастала. « Чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой » ( Да не паки пришедша смирит мя Бог мой у вас ) (ст. 21). В слове « опять » ( паки ) — новый упрек. «Довольно и прежнего», — говорит он, о чем и вначале говорил: « щадя вас, я доселе не приходил в Коринф » ( щадя вас, не приидох в Коринф ) (1:23). Видишь, как он выказывает и негодование и сердоболие? Что же значит слово « уничижит » ( смирит )? Обвинять, наказывать, требовать отчета, восседать в качестве судьи, составляет, по–видимому, славу, а он называет все это смирением. Он не только не стыдился этого смирения — того, что пришествие тело его немощно и слово уничижено, но даже желал всегда быть таковым, и просил, чтобы не дойти до противного состояния. Об этом дальше он говорит яснее, показывая, что считает для себя наибольшим смирением дойти до необходимости карать и наказывать. Но почему он не сказал: «да не пришед смирюсь», но: « чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой » ( да не пришедша смирит мя Бог мой )? «Если бы это было не для Бога, — говорит он, — я не обратил бы на то внимания, не беспокоился бы о том, потому что я не самовластно и не самовольно налагаю наказание, но по (Божию) повелению». Выше он то же самое выразил, сказав: « чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете » ( обрящуся, якова же не хощете ); а здесь ослабляет речь и говорит с большею снисходительностью и кротостью: « чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде » ( восплачуся многих согрешших ), — не просто « согрешили » (согрешших) , но « не покаялись » ( не покаявшихся ). И не сказал: «всех», но — « многих », причем и этих многих не объявляет по имени, облегчая и этим для них возврат на путь покаяния и давая знать, что покаяние может исправить их преступления; оплакивает только не раскаивающихся, неисцелимо больных, остающихся в язвах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2Кор.10:13 .  А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас. Апостол предупреждает здесь возражение, что он, сравнивая себя с самим же собою, может зайти очень далеко за границы правдоподобия. Нет, он умеет соблюсти меру в самовосхвалении. По крайней мере, Коринфяне-то уж ни в каком случае не имеют основания подозревать его в преувеличении им своих заслуг и считать его чужим для их церкви: Господь привел его в Коринф, и он здесь действительно сделал очень много – ему есть здесь чем похвалиться. 2Кор.10:14 .  Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым. «Мы не напрягаем себя». Очевидно, противники Павла говорили о нем Коринфянам, что он «слишком много себе присваивает» (напрягается), что не он «достиг» Коринфа, т. е. не ему Коринфяне обязаны своим христианским просвещением. В самом деле, некоторым Коринфянам могло казаться, что для них большее значение в деле оглашения евангельским учением имел, быть может, Аполлос или кто либо другой, помимо Павла (ср. 1Кор 1:12 ). 2Кор.10:15 .  Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, 2Кор.10:16 .  так чтобы и далее вас проповедывать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе. Апостол смотрит на Коринф именно как на свой, отведенный ему Богом, удел. Он здесь распространил Евангелие, он же станет и утверждать Коринфян в вере, а потом прострет свою деятельность и дальше – не в Рим, конечно, где Церковь уже была основана другими, – а в Испанию (ср. Рим 15:24 ). 2Кор.10:17 .  Хвалящийся хвались о Господе 11 . 2Кор.10:18 .  Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь. В заключение Апостол указывает правильный масштаб для всякой человеческой похвалы: нужно все приписывать не себе, а помощи Господа (ср. Иер 9:24 ). И можно ли чего достигнуть хвалясь? Нет, нужно ждать, когда похвалит Господь, когда Господь объявит известного деятеля Своим верным слугою (ср. Мф 25:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Кор.1:20 .  Ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь», – в славу Божию, через нас. «Елика бо обетования Божия, в том ей и в том аминь: Богу к славе нами». Обетования Божии многочисленны: воскресение из мертвых, нетление тела, нескончаемая жизнь, Царство Небесное. Но Бог всяческих даровал сие чрез Единородного Сына. Почему чрез Него же приносим Богу песнь благодарения. Не просто же употребил здесь Апостол слово «аминь», а научая, что не один молящийся иерей приносит песнь, но в приносимом славословии участвует и тот, кто возглашает за ним «аминь». 2Кор.1:21 .  Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог. 2Кор.1:22 .  Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши. «Извествуяй же нас с вами во Христа, и помазавый нас, Бог, иже и запечатле нас и даде обручение Духа в сердца наша». Виновник же сих благ есть Бог, ибо Он даровал нам и твердую веру во Христа, Он помазал нас и сподобил печати Всесвятого Духа, даровал нам благодать сию как бы в некое «обручение» будущих благ; словом же «обручение» дал уразуметь величие будущих даров, потому что служащее залогом при обручении есть некоторая малая часть целого. Потом яснее раскрывает, почему хотя желал видеть их прежде других, но обещал прийти к ним после того, как будет у македонян. 2Кор.1:23 .  Бога при­зываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф. «Аз же свидетеля Бога призываю на мою душу, яко щадя вас ктому не приидох в Коринф». Божественный Апостол, желая уверить, что слова его истинны, призвал во свидетельство Видящего наши помышления. Потом смягчает суровость сказанного, потому что строго было и исполнено угрозы слово сие, будто бы, щадя их, отлагал путешествие к ним, и говорит: 2Кор.1:24 .  Не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды. «Не яко обладаем верою вашею, но [яко] споспешницы есмы вашей радости». Так выразился Апостол как бы из предосторожности. Поскольку некоторые, вероятно, говорили: «Что же это? Для того ли мы уверовали, чтобы принять на себя рабство и чтобы наказывал ты нас властительски?» – то по необходимости присовокупил: сказал это я не как властвующий над вами, но как споспешник духовного вашего веселия: «верою бо стоите».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Послания к Коринфянам являются важнейшим источником для восстановления истории посещения П. Коринфа. Из сохранившихся Посланий к Коринфянам известно о 3 визитах П. в этот город, в т. ч. о двух, предпринятых в ходе 3-го миссионерского путешествия. Целью этих 2 визитов была необходимость лично вмешаться в конфликт внутри коринфской общины. В канон вошли 2 Послания П. к Коринфянам, однако их было не менее 4. О содержании 1-го, несохранившегося послания известно из того текста, к-рый в корпусе НЗ получил название 1-го Послания к Коринфянам (1 Кор 5. 9-13) (о вопросе о целостности этого послания см.: Иларион (Алфеев). 2017. С. 274; а также в ст. Коринфянам послания ). П. посещал Коринф трижды. Первое посещение имело место в ходе 1-го миссионерского путешествия, и о нем ап. Лука рассказал подробно: оно длилось полтора года (Деян 18. 1-11). Второе состоялось предположительно во время 2-летнего пребывания П. в Эфесе (Деян 19. 10) ( Keener. 2012-2015. Vol. 3. P. 2950). Этот визит был кратким и принес П. огорчение (2 Кор 2. 1) ( Collins. 2013. P. 8-9). Третье посещение Коринфа имело место в ходе 3-месячного пребывания П. в Элладе (Деян 20. 2-3). Об этом последнем посещении П. пишет во 2-м Послании к Коринфянам (2 Кор 12. 14-21; 13. 1-2). Существуют разные теории относительно того, как 2 сохранившихся Послания к Коринфянам соотносятся с 3 визитами П. в Коринф. Наиболее вероятным представляется следующий сценарий: впервые посетив Коринф в ходе 2-го миссионерского путешествия, П. предварил свой 2-й визит 1-м Посланием, а 3-й визит - 2-м Посланием. С учетом 2 несохранившихся посланий учеными предлагается следующая реконструкция посещений П. Коринфа: 1) П. проводит 18 месяцев в Коринфе (Деян 18. 1-18); 2) П., находясь в Эфесе, пишет Коринфянам свое 1-е, утраченное Послание (1 Кор 5. 9); 3) П. посылает в Коринф Тимофея с этим Посланием, а затем пишет еще одно, известное ныне как 1-е Послание к Коринфянам; 4) П. вторично посещает Коринф во время пребывания в Эфесе (визит «с огорчением», упомянутый во 2 Кор 2. 1); 5) П. пишет Послание «со многими слезами» (2 Кор 2. 4), ныне утраченное; 6) Тит сообщает П. новости из Коринфа (2 Кор 7. 7); 7) П. через Тита направляет в Коринф свое 4-е Послание, известное ныне как 2-е Послание к Коринфянам ( Stegman. 2009. P. 19-24). После этого П. в 3-й раз посещает Коринф.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Коринф Коринф ( Дeяh. XVIII, 1 ) – знаменитый город Древней Греции, в котором прожил 1, 5 года св. ап. Павел и где он основал известную Церковь , к которой и написал впоследствии два обширных послания. Город назывался первоначально Эфира и был расположен на перешейке, соединяющем Пелопоннес с твердой землей, при подошве скалистого холма, на котором находилась крепость Акрокоринф, и имел две гавани: Кенхрейскую и Лехейскую. Важность Коринфа как коммерческого города, имевшего обширные торговые сношения с Востоком и Западом и служившего крепким оплотом для защиты перешейка, признавалась всегда и всюду. Во время посещения ап. Павлом Коринфа он был местопребыванием римского проконсула Галлиона, брата Сенеки, но в цветущие дни своего существования Коринф был уже сильно развращен. Безнравственность его жителей обратилась даже в притчу. Истмийские игры и Коринфские зрелища привлекали в Коринф толпы безнравственных чужеземцев, а при храме Венеры находилась тысяча жриц, предававшихся распутству в честь языческой богини. Самые низкие страсти боготворились в лице языческих богинь в том самом городе, который придал архитектуре столько величия и красоты. Пресловутая простая бочка, в которой лежал и грелся на солнце на одной из коринфских улиц Диоген, служила громким протестом против городского разврата, тщеславия и роскоши. Много перемен совершилось с Коринфом в течение столетий, но безнравственность его жителей не изменилась к лучшему. Консул Муммий сжег Коринф, но Юлий Цезарь возобновил его и сделал из него римскую колонию, населив оную вольноотпущенниками. Городская военная добыча, состоявшая преимущественно из фарфоровых и серебряных изделий, по своей отделке и изяществу ценилась в Риме весьма высоко, так как Италия едва ли могла вырабатывать что-либо подобное. Если Афины всецело были преданы идолопоклонству, то Коринф так же всецело был предан роскоши, разврату и диким оргиям, оставаясь, в сущности, не менее идолопоклонническим, чем и Афины. Главным божеством приморского города был Нептун; в честь его имелся особый свящ. источник. Храмов и идолов в этом городе было великое множество, со статуями Аполлона и Венеры. Искусства и архитектура Коринфа стояли на высшей степени того времени. Светские историки свидетельствовали о Коринфе, как о светиле и украшении всей Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010