И когда Петр говорит: твердо убо да разумеет весь дом Исраилев, яко и Господа и Христа Его сотво­рил есть Бог, Сего Иисуса, Егоже вы распясте (Деян. II:36),-he о Божестве Его говорит: яко и Господа и Христа Его сотворил есть, но о человечестве Его, ко­торое есть вся Церковь, в Нем господствующая и царствующая по распятии, и помазуемая на царство небесное, чтобы соцарствовать с Ним, истощившим Себя за нее и восприявшим ее чрез принятие рабия зрака. Ибо Сын Божий, Божие Слово всегда был Господь и Бог; и не по распятии сотворен Господом и Христом, но как сказано прежде, Бо­жество Его сотворило, что человечество Его стало Господом и Христом.    И когда говорит: Опте, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия (Матф. XXVI:39): обаче не Моя воля, но Твоя да будет (Лук. XXII:42); и: дух убо бодр, плот же немощна (Матф. XXVI:41); показывает сим две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; и человеческая, по немощи плоти, отрекается от стра­дания, а Божеская Его воля готова на оное. И как Петр, услышав о страдании, убоялся и сказал: милосерд Ты, Господи; Господь, же укоряя его, гово­рит: иди за Мною, сатано: соблазн Ми ecu, яко не мыслиши яже Божия, но человеческая (Матф. XVI:23); так разумеется и здесь. В подобии человечестем быв, отрекается от страдания как человек; но как Бог непричастный страданию по Божеской сущности, с готовностию приял страдание и смерть. Посему-то не бяше мощно держиму быти Ему, потомучто в по­добии человеческом был Бог, и умирающий по воле Своей, и воскрешаемый собственною Своею властию, как Бог, о чем говорил и Давид: да воскреснет Бог, и расточатся врази Его (Псал. LXVII:2); и потом: востани, Господи Боже мой, повелением имже заповедал ecu, и сонм людий обыдет Тя: и о том на высоту обратися. Господ судит людем (Псал. VII:10). Говорит же и Апостол в другом месте: пострадал от немощи, но жив есть от силы Божия (2 Коринф. XIII:4). Но сила Божия есть Сын, стра­давший от немощи, то есть от сопряжения с пло­тию, и молившийся об освобождении от страдания как человек, но пребывающий живым по причине силы Своей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

ж) Натурально, что и потом взаимные отношения Церкви и ап. Петра оставались такими же. В Коринфской Церкви образовались партии: «У вас говорят, – пишет туда ап. Павел, – я Павлов, я Аполлосов, я Кифин» ( 1Кор.1:12 ). Можно полагать, что наряду с ап. Павлом и Аполлосом посетил Коринф и ап. Петр. Верующие поделились на партии, каждая из которых гордилась именем того учителя, который нравился ей с какой-либо чисто человеческой стороны (3:3–4). Можно думать, что партия ап. Петра была незначительная, ибо, обличая церковное нестроение, ап. Павел чаще всего говорит здесь о себе и Аполлосе, и реже об ап. Петре: «кто Павел, кто Аполлос, чрез которых вы уверовали... Я насадил, Аполлос напоил, но возрастил Бог» ( 1Кор.3:5–6 ). Но уже существование в Коринфе трех по проповедникам партий говорит о том, что Коринфяне не видели в ап. Петре верховного учителя. Таким образом, ни в Деяниях Апостольских, раскрывающих в себе картину распространения Царства Христова свидетельством всех Апостолов «во Иерусалиме, и во всей Иудее, и Самарии и даже до края земли» (1 8), ни в посланиях апостольских, представляющих внутренний строй и состояние первенствующей Церкви, нет никакого основания для Католической Церкви утверждать главенство ап. Петра в лике апостольском и оттуда выводить приматство учительства и власти для римских епископов. И те и другие всем своим содержанием представляют данные к совершенно обратному заключению, что ни сам ап. Петр, ни другие апостолы, ни верующие вообще не знали того, что приписывает им Римская Церковь . Отсюда понятно, почему у св. Ев. Луки, при изложении факта исповедания ап. Петром Христа Сыном Божиим, нет похвальных слов ему, находящихся у Ев. Матфея. Ев. Лука писал свое Евангелие, пользуясь, можно полагать, теми многочисленными записями «о совершенно известных событиях, как передали то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» ( Лук.5:1–2 ), которые существовали в Палестине, «по тщательном изследовании сего» (3 ст.). Очевидно, в том письменном материале, излагавшем истинную историю о Христе, не было указанных похвальных слов Христа ап. Петру, а если даже и встречались в отдельных записях, то в Церкви той они были без того значения, какое придает ему папство. Тем несомненнее это, что, принимаясь писать св. Евангелие для некоего Феофила, Ев. Лука имеет в виду одно, чтобы тот, а вместе с ним и все верующие, «узнали твердое основание того учения, в котором он был наставлен» (4 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

 Царское место находится у третьей колонны от востока, за правым клиросом. Оно возвышается от пола на две ступени, все покрыто и по бокам драпировано малиновым бархатом с золотыми кистями. Наверху, над ним балдахин с деревянной позолоченной короной, на такой же деревянной вызолоченной подушке· на короне помещены крестообразно скипетр и меч, также покрытые позолотой.  Против царского места в третьей левой колонне прикреплена кафедра, возвышенная от пола на 3 аршина. Над ней устроена сень, украшенная вызолоченными, весьма искусно сделанными изображениями Господа Саваофа, четырех евангелистов и апостолов: Петра в Павла. Винтообразная лестница, ведущая на кафедру, окаймлена сплошными перилами, на которых изображены на досках священные события из Ветхого и Нового Завета, именно:            1) Первая проповедь Апостола Петра. Деян. гл. 2.            2) Явление Иисуса Христа апостолам по воскресении.      3) Проповедь апостола Павла. Коринф. гл. 1.  4) Притча о сеятеле. Лук. гл. 8.  5) Призвание Иеремии к пророчеству. Иер. гл. 1.           6) Шествие израильтян со святым киотом вокруг стен Иерихона. Иисус. Нав. гл. 6.           7) Пророчества Иеремии и Исайи, Иер. гл. 28, Исайи гл. 55 35 . III. Придел во имя св. великомученицы Екатерины   В западной части собора, на юге от паперти, находится придел во имя св. великомученицы Екатерины, в котором, обыкновенно, отправляются ранние литургии.  Придел этот, длиной 4 сажени и шириной 3 1 / 2 сажени, освещается одним окном с южной стороны. Для освещения же алтаря открываются створчатые двери, ведущие прямо из собора в алтарь.  Престол в нем из дубового дерева, длиной в 1 аршин и 3 1 / 2   вершка, вышиной в 1 аршин и 5 вершков, и шириной в 1 аршин и 4 вершка.  Жертвенник дубовый же, треугольный, вышиной в 1 аршин 4 вершка.  Иконостас в нем столярной работы, окрашен белой масляной, под лак, краской, и в приличных местах позолочен. Царские врата мелкой резьбы и позолоченные, с обыкновенными круглыми иконами: Благовещения и четырех Евангелистов; пожертвованы старостой Собора П.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Все у места, все исполняют указанное Господом назначение. Отыми руку, она убога: отыми ногу, – она хрома; отыми голову, она не тело, а труп мертвый, безобразный, от которого каждый из нас отвернется. Таково ее устройство и в таковом, данном ей от Бога устройстве, Церковь (как не одоленная) пребудет до скончания века. Ни один член не прекратится, не выпадет, иначе – не Церковь вселенская (Толк. Ап. л. 485). Итак, Церковное тело вечно: его хранит Сам Господь… Он ее основание; Он краеугольный камень, «на котором все здание, слагаясь, стройно возрастает в Церковь святую Господеви» (Толк. Ал. лл. 785–786). Она не только без епископов, пресвитеров и диаконов, главнейших членов, но и без меньших мipяh и из них «худейших – нищих, изметателей церковного прах» не может быть (30 нравоуч. Злат. на 1-е посл. Коринф.). Ведь Сам Христос сказал: «созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» ( Мф.16:18 ). Блаж. Феофилакт, толкуя это место, говорит: «не одолеют Церкви ни гонители, ни еретицы…, ни греси» (Благов. Еван. 138 л. об.; Лк. 107 зав. 225 л. об.). Св. Ефрем Сирин : «Блаженна ты, Церковь верных: ибо Царь Царей утвердил в тебе Свое жилище. Твои основания никогда не поколеблются: ибо Господь Страж твой; и врата адовы не одолеют тебя, и хищные волки не могут сокрушить или ослабить твоей крепости. О, как велик ты, дом Божий! Как ты прекрасен!» (Твор. его стр. 28, по изд. 1858 г.). Так, по свидетельству слова Божия и писаний св. Отец, Церковь неодоленна и пребудет в том самом виде, устройстве, какое она получила от Основателя своего, Господа нашего Иисуса Христа, – до второго Его пришествия, до скончания мipa. Все стремящиеся к одолению ее, сами падут и изнемогут силою Иисуса Христа, Спасителя Своей Церкви (Игн. Богон.). Итак, первое место в церковном теле, т.е. Церкви Христовой, занимает иерархия, или священство в трех чинах: епископы, пресвитеры и диаконы (Благов. Ев. Зач. 95 Лук., Кн. о Вере 64 л., Кирил. 77 и об. и др.). Эти-то три чина тоже пребудут до скончания мipa. Сам Христос сказал им: «Куплю дейте, дóндеже прииду, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Так ли все это?    Прежде всего необходимо помнить, что для правильного понимания подлинного евангельского учения ни в коем случай не следует подражать сектантам, которые выхватывают из Священного Писания отдельные,. выгодные для себя тексты, чтобы обосновать на них свое предвзятое лжеучение. Отдельные тексты Слова Божия непременно должны сопоставляться с контекстом и с параллельными местами, что одно дает ключ к правильному их пониманию. Кроме того высочайшим авторитетом для нас должны быть те люди, которые несомненно правильно понимали и толковали Слово Божие, поскольку святость их жизни засвидетельствована Церковью, причислившей их к лику святых угодников Божиих, как истинных христиан, осуществивших в своей жизни евангельское учение и могущих быть примером для других.    Каково же истинное учение Слова Божия по интересующему нас вопросу?    Христианство есть несомненно религия мира, а не вражды и ненависти — непримиримости.    Сам Христос, по определению Слова Божия, есть «Начальник мира»  (Ис. 9:6). Он, как учит св. Апостол Павел, есть «мир наш», разрушивший преграду вражды между Богом и человеком, воздвигнутую грехопадением первых людей. Он пришел на землю для того, чтобы «благовествовать мир» — примирить падших людей с Богом и призвать их к миру друг с другом (Ефес. 2:14—17; 1 Кор. 7:15). Вот почему и Ангелы в момент Рождества Христова пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир,в человецех благоволение» (Лук. 2:14).     «Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам» - такое торжественное завещание сделал Сам Господь Иисус Христос на Тайной Вечери Своим ученикам, а в лице их и всем Своим истинным последователям. Еще в самом начале Своего общественного служения человеческому роду, посылая Апостолов на проповедь, Он заповедал им, входя в дом, приветствовать его словами: «мир дому сему!» (Матф. 10:12). «Мир имейте между собой» — учил Он Своих последователей, постоянно окружавших Его (Марк. 9:50).    Следуя завету Своего Божественного Учителя, св. Апостолы «благовествовали людям мир чрез Иисуса Христа» (Деян. 10:36) и учили «искать мира и стремиться к нему» (1 Петр. 3:11). Каждое почти послание свое христианам св. Апостолы начинают и заканчивают пожеланием мира: «Благодать вам имир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (1 Коринф. 1, 3 и др.). А Св. Ап. Павел в своем послании к Римлянам особенно настойчиво увещевает: «Аще возможно, еже от вас, со всеми человекимир имейте» (Рим. 12:18), и советует «искать того, что служит к миру» (Рим. 14:19) стараясь «блюсти единение духа в союзе мира» (Ефес. 4:3). «Будьте в мире между собою», убеждает он же Солунян (5, 13), а своего любимого ученика Тимофея, поставленного им епископом во Ефесе, наставляет: «держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2 Тим. 2:22). И своим соотечественникам Евреям Св. Павел пишет: «Старайтесь иметь мир со всеми» (12, 14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

80. “Кинолик” — буквально: “Собаковолк”; сочинение до нас не дошло. 349 81. Господи, предаю дух свой в руки твои.— Лук. 23, 46. 350 Канон — серия песнопений для церковной службы; полные каноны состоят из девяти песен, неполные содержат от одной до четырех. 351 ...разрешиться и быть со Христом...— Филипп. 1, 23. 352 Било — на Востоке о начале службы оповещали ударами деревянного била, или молотка, которым стучали в двери монастырских келий. Это заменяло неизвестные до X в. колокола. 353 Константин, Феодосий, Елсевой (Елзевой) — агиограф называет известных ревнителей православия, императоров Константина I (324—337), прославившегося укреплением в империи христианства и непримиримостью к арианской ереси, Феодосия I (379—395), который продолжал дело Константина, а также эфиопского царя Елсевоя (VI в.); он восстановил христианство в земле гомеритов и оставил царский престол, чтобы стать монахом. 354 ...мощи святых мучеников Вавилы и 84 его учеников.— Вавила никомидийский — мученик IV в. За отказ принести жертву языческим богам был замучен вместе с детьми, которых он обучал. 355 ...отслужить панихиду в его приделе...— т. е. в особом алтаре, отделенном от других частей здания; приделы устраивались в больших храмах, чтобы в одном и том же помещении можно было дважды совершать литургию. Память Игнатия Богоносца праздновалась 20 декабря, так что, говоря о 19 декабря, агиограф ошибается. 356 Дорога в очах Господних смерть святых его.— Пс. 115, 6. 357 Дорога в очах Господних смерть святых его.— Пс. 115, 6. 358 Монах одержим нечистым духом — т. е. болен душевной болезнью. 359 ...Бог знает, по слову апостола...— II Коринф. 11, 11. 360 ...соименник архангелам...— агиограф подразумевает, что Михаил синкелл и архангел Михаил — тезки. 361 Они, посаженные при потоках благочестия, вовремя приносят плод...— ср. Пс. 1, 3: “И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое”. 362 ...тот рождением своим разрешил родильные муки матери, а этот навеяно скончал.— Иоанн Креститель был поздним (потому он “разрешил родильные муки своей матери”) и единственным сыном, а Николай “скончал”, так как после него мать уже больше не имела детей. 363

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

Затем все встают. Священник говорит: «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу». Люди – «всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Тогда читают, или поют 94-й псал. Приидите, возрадуемся Господеви: воскликнем Богу Спасителю нашему. В праздник Светл. Воскресения вместо этого псалма поётся особенный антифон. За 94-м псалмом поются два очередные отдела Псалтыри. Порядок пения псалмов, как мы уже знаем, изложен в главе 6-й книги общественных молитв. В соборе Св. Павла в Лондоне и в других многолюдных англ. храмах, общему пению псалмов и гимнов вторят органы, которых бывает по два и больше, и оркестры музыки. Когда псалмы пропоются, тогда священник читает «первый урок», взятый из Ветхого Завета. Уроки эти размечены в месяцеслове, гл. 7. Пред чтением каждого урока священник говорит: такой-то книги, такая-то глава, стих первый, или второй и т. п. По окончании урока говорит: урок окончился, напр. тридцать первым стихом. После урока поётся по-английски, так замечено и в служебнике, песнь Амвросия Медиоланского : «Тебе Бога хвалим». Иногда вместо: «Тебе Бога хвалим» поют: «Благословите вся дела Господня Господа: пойте и превозносите Его во веки и т. д. Благословите Анания, Азария и Мисаиля Господа: пойте и превозносите Его во веки» 18 . Следует «второй урок», взятый уже из Нового Завета 19 . После второго урока, так же как и после первого, поётся или песнь Захария, отца Иоанна Предтечи ( Лук. 1:68–79 ), или 99-й псал. Воскликните Богови вся земля. За тем священник читает Апостольский символ веры . Иногда читается символ Святого Афанасия. Никейский символ как увидим дальше, читается в другом месте. По прочтении символа все, находящиеся в храме, преклоняют колена; священник произносит: «Господь да будет с вами». Люди – «И со духом твоим». Священник – «помолимся». Люди отвечают: «Господи, помилуй нас», и все, громким голосом, читают: Отче наш. Священник восстав, говорит: «Господи, (O Lord) яви милость Твою на нас». Ответ – «и дашь нам спасение твое» и т. д. Затем последуют три дневные молитвы: 1) «о церкви воинствующей на земли»; 2) «о мире»; 3) «о благодати в руководство ко благоденственной жизни». За этими молитвами поют, не везде прочим, антифон. За антифоном следует или ектения, или следующие молитвы: 1) «молитва за царицу, Викторию», 2) «молитва за царский дом, за Альберта Эдуарда принца Валийского, принцессу Валийскую и всё царское семейство. (Избранные молитвы, употребляемые в английских чинопоследованиях, и ектению, мы намерены поместить в особом приложении. 3) «Молитва за духовенство и народ»; 4) и наконец «молитва Св. Златоуста». Эта молитва третьего антифона в чине нашей литургии Ионна Златоуста. Приятно было встретить в английском богослужении дословно уцелевшую хотя одну молитву великого святителя Православной церкви. Словами ап. Павла: благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Св. Духа буди со всеми вами, (Коринф. 13, 13) оканчивается «последование утренних молитв через весь год».

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

Чтò сказал ему Господь, тò сказал ради нас, чтобы демоны, слыша и от нас подобное сему, обращались в бегство ради Господа, воспретившаго им это».     «Намеревался-было я смолчать и ничего не го­ворить от себя, удовольствовавшись одним сказанным; но, чтобы не подумали вы, будто бы говорю сие просто, а напротив того уверились, что сказываю вам изведанную по опыту и сущую правду, то скажу еще, чтò дознал я о демонских начинаниях. Много раз ублажали меня демоны, а я заклинал их именем Господним. Много раз предсказывали они мне о разливе реки, а я спрашивал их: вам какое до сего дело? Иногда приходили с угрозами и окружали меня, как вооруженные воины. В иное время наполняли дом конями, зверями и пресмыкающимися; а я воспевал: сии на колесницех и сии на кóнех: мы же во имя Господа Бога нашего возвеличимся (Псал. XIX:8—9), и по молитвам Господь обращал их в бегство. Иногда приходили во тьме, имея призрак света, и говорили: мы пришли озарить тебя, Антоний. Но я, смежив глаза, молился, и тотчас угасал свет нечестивых. Чрез несколько месяцев пришли, и будто воспевали псалмы и произносили места из Писаний: аз же яко глух не слышах (Псал. XXXVII:14). Иногда приводили в колебание монастырь; но я молился, пребывая неподвижен мыслию. После сего, еще пришли и стали рукоплескать, свистеть, плясать; но я молился и лежа пел сам в себе псалмы. Вскоре начали они плакать и рыдать, как изнемогшие; а я прославлял Господа, сокрушившаго и посрамившаго их дерзость и безумие. Однажды явился с многочисленным сопровождением демон весьма высокий ростом и осмелился сказать: я-Божия сила, я-Промысл; чего хочешь, все дарую тебе.-Тогда дунул я на него, произнеся имя Христово, занес руку ударить его, и, как показалось, ударил, и при имени Христовом тотчас исчез великан этот со всеми его демонами. Однажды, когда я постился, пришел этот коварный в виде монаха, имея у себя призрак хлеба, и давал мне такой совет: ешь и отдохни после многих трудов; и ты-человек, можешь занемочь,-Но я, уразумев козни его, возстал на молитву, и демон не стерпел сего, скрылся и, изшедши в дверь, исчез как дым. Много раз в пустыне мечтательно показывал мне враг золото, чтобы только прикоснулся я к нему и взглянул на него; но я отражал врага пением псалмов, и он исчезал. Часто демоны наносили мне удары, но я говорил: ничто не отлучит меня от любви Христовой.-И после сего начинали они наносить сильнейшие удары друг другу. Впрочем, не я удерживал и приводил их в бездействие, но Господь, Который сказал: видех сатану, яко молнию с небесе спадша (Лук. X:18). А я, дети, помня изречение Апостольское, преобразих то на себе (1 Коринф. IV:6), да научитесь не унывать в подвижничестве и не страшиться привидений диавола и демонов его».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

архиепископ Аверкий (Таушев) Содержание Часть 1 1. Понятие о Литургике Предварительные сведения    «Литургикой» именуется богословская наука, имеющая своим предметом учение о христианском богослужении, в котором первое место занимает Божественная Литургия. Слово «Литургика», как производное от «Литургия», происходит от греческих слов: «λειτος», что значит народный, общественный, «общий»; и «εργον» «дело». Таким образом, слово λειτουργια у древних эллинов означало «общее дело», общее служение, совершаемое для народа или при участии народа. Термин этот употребляется и в Ветхом и Новом Завете, хотя и не в одном и том же смысле. В Ветхом Завете словом литургия определялось общественное служение в скинии в честь Бога и на пользу народа (см. 2 Пар. 35:3). В Новом Завете этот термин прилагается к служению Захарии в храме Иерусалимском (Лук. 1:23); далее к служению в Скинии,сень в которой сосуды окроплены кровию Христовой (см. послание к Евреям); к служению Христа Спасителя, Который есть священнодействующий посредством всякого Своего служения ближнему (1 Коринф. 9:1; Евр. 12:24). Особенно ясно слово литургия прилагается к Евхаристии у Климента Римского (2-й век), в его 1-м послании к Коринфянам, где служение апостолов, епископов и пресвитеров обозначается термином προσφεριν τα δορα (совершать приношения и литургии). Отсюда этот термин был принят для обозначения евхаристического нашего богослужения Божественной литургии. Этим названием указывается на «общественный» характер христианского богослужения, как «общего дела», в котором все должны принимать участие. В более обширном смысле слово λειτουργια означает всякую службу, установленную Святою Церковью во славу Триипостасного Бога.    Поэтому Литургика есть наука о христианском богослужении вообще. Термин «литургический» означает нечто относящееся к богослужению вообще, а не только к одной Божественной литургии.    Итак, «Литургика, — как указывает архимандрит Гавриил, — рассматривает христианскую религию именно в том отношении, как она должна правильно и на законных основаниях внешне выражаться в обществе многих людей, связанных между собою в одно благодатное царство Христово, или в «Церковь Бога Жива» (2 Кор. 6:16). А Церковь, или общество верующих в Иисуса Христа, содержа веру христианскую, должна, во первых обнаруживать в себе внутренний дух этой веры, во вторых, должна назидать, питать благочестивые души верующих: для этого у нее есть священнодействия, и священные обряды… Таким образом, Литургика должна заниматься рассмотрением того, как религия христиан выражается в священнодействиях и обрядах Церкви, как общества верующих».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Кто же эти уды или члены? Ответ на это дает св. ап. Павел, говоря: Вы есте тело Христово и уди от части. И овых убо положи Бог в церкви первые апостолы, второе пророки, третие учители ( 1Кор.12:2728 ). Как толкует эти слова св. И. Златоуст? Не напрасно он (апостол) говорит здесь: первое, второе; но поставляет превосходнейший дар выше, а потом указывает на низший. Посему сначала он именует апостолов, которые имели в себе все дары (1 Коринф. бес. 32). Кто преемники апостолов? Преемники апостолов – епископы, как это ясно видно из толкования на 14 пр. Неокесарийского собора, где сказано: «Епископи убо градстии по образу суть двоенадесяте апостолу, на нихже дуну Господь, приимите рече, Дух Свят: имже отпустите грехи, опустятся им; а имже держите, держатся им. Се же по сих имже даровано бысть и благодать Св. Духа инем раздаяти». Какое право имеют епископы, как преемники апостолов? Получив полноту дарований на священнодействие, епископы имеют право преподавать дары Св. Духа и другим чрез рукоположение в священные саны. Сколько в Церкви Христовой священных санов или чинов иерархии? «В церкви, говорит бл. Феофилакт Болгарский , ни большим лепо (т. е. прилично, следует) быти, ни мнее (ни меньше), еже три сии... диакони... пресвитери... и архиереи» (Благов. на ев. Лук. зач. 95). Равны ли эти чины? Нет, не равны: «Епископы убо, говорится в толковании на 55 правило ев. апостолов, по образу суще Господа нашего Иисуса Христа, и глава церковною телесе именуеми и большия чести суть достойны..., пресвитеры же и диаконы по образу суще рук, яко теми церковное правление содевает епископ. Чести убо и тии суть достойны, но не тако, якоже епископи: глава бо рук честнейши есть». Нужны ли в церкви эти чины? Нужны, потому что без этих чинов, как без главы и рук, общество верующих не составляет тела церковного, так как тело, по слову ап. Павла, несть един уд, но мнози, и аще быша вси един уд, где тело? ( 1Кор.12:14:19 ). Что говорит о необходимости трех чинов иерархии св. Игнатий Богоносец ? «Иже без епископов и пресвитеров и без диаконов что-либо творит, таковый оскверняется совестию и невернаго горший (т. е. хуже) есть». Ниже: «Иже убо сих не слушает, безбожен всячески есть и злочестив и отметается Христа и его уставление умаляет». (Посл. к Траллиан. л. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010