IV:11 – 12; Деян. XIV:23; 1 Тим. 14; 2 Тим. I:6. „Прав. испов.», отв. на вопр. 29. „Посл. вост. патр. о прав. вере“, чл. 15. „Простр. хр кат.“, чл. 10, м. Макар. „Руков. к изуч. хр. прав. богосл.», чл. 111. О Таин 1869 г., § 134. Его же „Прав. догм. .бог.“, т. IV и V о Таинст. ц. сн. Филар Черн. „Догм. бог.“, ч. 2. Сн. „Историко-догматич. изслед. “ А. Л. Катанского 1877 г.)    Эти тексты необходимо знать наизусть готовящемуся защищать православие пред мнимыми старообрядцами и сектантами. О таинстве крещения 1. Понятие о таинстве крещения...    Крещение занимает первое место в ряду христианских таинств. Первый, по повелению Божию, начал крестить крещением покаяния Иоанн Креститель, говоря людям (Лук. III:2 – 3), чтобы веровали в Грядущего по нем, т. е., Христа (Деян. XIX:4). Потом Сам Господь освятил для нас крещение примером Своим, приняв оное от Иоанна (Мф. III:13, 16 – 17 и др.); после, в беседе с Никодимом, Господь показал нам великую важность и необходимость для нас возрождения в крещении: „аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие“ (Иоан. III:5); наконец, пред вознесением Своим на небо, посылая учеников Своих на всемирную проповедь, торжественно заповедал им: „шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам“ (Мф. 19).    Согласно заповеди Господа, апостолы и их преемники крестили всех обращающихся ко Христу без различия пола, возраста, происхождения и состояния. Крестили целые семейства (Деян. II:38 – 39; XVI, 14 – 15, 30 – 33; XVIII, 8; 1 Кор. I:16).    Крещению предшествовало наставление в вере и исповедание сей веры (Деян. XVIII, 25. Сн. XXXV, 37). Крещение совершалось везде, где была вода, и в домах, и на реках, и в собраниях народа, и наедине с служителем веры.    Что крестили и детей, видно из того, что крестили целые семейства, и притом крещение заступало место обрезания, а обрезание совершалось над детьми (Колос. II:11 – 12). Тоже видно и из свидетельств отцов церкви (Иуст. Муч. Апол. I гл. 18. „Ирин. Лионс. 2 кн. пр. ерес.“ Кипр. в 59 письме к Фиду. Ориг. в бес. 14 на Луку и др.).    Крещение совершалось чрез троекратное погружение тела в воде (что показывает самое слово βαπτισμς). Крестили по заповеди Христа во имя Св. Троицы (сн. Вас. В. о Св. Духе“, гл. XXVII. „Прав. апост.» 49, 50).    Великие плоды сего таинства, указываемые в самом Писании суть: омовение грехов (Деян. II:38, XXII, 16), оправдание и освящение (1 Кор. VI:11), духовное возрождение (Тит. III:5), соединение с таинственным телом церкви Христовой (1 Кор. XII:13) и вечная жизнь и спасение (1 Петр. III:21; Тит. III:4 – 7; Римл. VI:22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   д) Владычество антихриста будет продолжаться только три с половиною года. Ибо в книге пророка Даниила говорится: и дастся в руку его даже до времене, и времен, и полувремене (7, 25; снес. 12, 7), и в Апокалипсисе: и дана бысть ему область творити месяц четыредесят два (13, 5), — и град святый поперут четыредесять и два месяцы (11, 2). Там же о двух свидетелях, которых пошлет Бог для противодействия антихристу, замечено, что они прорицати будут дней тысящу двесте и шестьдесят (11, 3), и о жене, облеченной в солнце (т. е. о Церкви), повествуется, что она бежа от змия в пустыню, идеже име место уготовано от Бога, да тамо питается дний тысящу двести шестьдесят (12, 6), и действительно препитана бяше ту время и времен и пол времени, от лица змиина (- 14).    Неизлишне заметить, что предсказания об антихристе не раз уже прилагаемы были к разным лицам. Одни, по свидетельству блаж. Августина, видели антихриста в Нероне; другие видели — в гностиках; третьи — в римском первосвященнике или вообще в папстве: — мысль возникшая и довольно распространенная в средние века на западе между многими сектантами, но особенно усилившаяся с появления протестантских обществ, проникшая в их богословские системы и многократно раскрытая в особых сочинениях, — и под. § 262. События, имеющие совершиться в день всеобщего суда, и их распорядок    1. Действия антихриста на земле будут продолжаться до самого дня суднаго. В этот же великий день совершатся следующие великие события: приидет с неба Господь-Судия живых и мертвых (Лук. 17:24; 1 Кор. 1:8), который упразднит антихриста явлением пришествия своего (2 Сол. 2:8); по гласу Господа воскреснут мертвые на суд (Иоан. 5:25; 6, 54), и изменятся живые (1 Кор. 15:51. 52); произойдет самый суд над теми и другими и вообще над всем миром (Иоан. 12:48; Рим. 2:5. 6); последует кончина мира (Матф. 13:39) и благодатного царства Христова (1 Кор. 15:24).    2. Эти великие события совершатся одно за другим так быстро, или даже так совместно, что разделять их между собою и строго показать их преемственность почти невозможно. Впрочем, для удобнейшего рассмотрения каждого из них не несправедливо будет расположить их, применятильно к главной нашей мысли о всеобщем суде, в таком порядке: 1) предварительные обстоятельства всеобщего суда: а) пришествие Господа-Судии живых и мертвых, б) воскресение мертвых на суд, по гласу Господа (Иоан. 5:25), и изменение живых; 2) самый суд, его действительность, образ и свойства; 3) наконец, сопутствующие обстоятельства всеобщего суда: а) кончина мира и преобразование его посредством огня (ибо нельзя же представить, чтобы это совершилось до суда, прежде воскресения мертвых и изменения живых, которые, иначе, должны бы сгореть вместе с землею (2 Петр. 3:10) и не могли бы остаться в живых до самого пришествия Господа (1 Кор. 15:51), занимаясь своими обыкновенными делами (Матф. 24:37—41); б) кончина благодатного царства Христова и начало царства славы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   Цель этого послания Петра — ободрить, утешить и утвердить в вере малоазиатских христиан, на что указывал сам апостол Петр: «Это кратко написал я вам через Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите» (1 Петр.5:12).    Местом первого послания указывается Вавилон (1 Петр.5:13). В истории христианской церкви известна церковь Вавилонская в Египте, где, вероятно, св. Петр и написал свое послание. В это время с ним находились Силуан и Марк, оставившие ап. Павла после его отправления на суд в Рим. Поэтому дата первого послания определяется между 62-м и 64-м годами после Р.Х.     Второе соборное послание написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором послании ап. Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает ап. Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда — в своем Соборном послании. Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себе элементы иудейства, христианства и различных языческих учений (В сущности, гностицизм это — теософия, которая в свою очередь является фантазией в тоге философии). В жизни приверженцы этих ересей отличались безнравственностью и кичились своими знаниями «тайн».    Второе послание написано незадолго до мученической кончины ап. Петра: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне» (2Петр.1:14). Написание можно отнести к 65—66 годам. Последние годы жизни апостол Петр провел в Риме, откуда можно заключить, что второе послание написано в Риме в качестве его предсмертного завещания. Послания святого Евангелиста Иоанна Богослова    Стиль послания и отдельные выражения напоминают нам Евангелие от Иоанна, и уже древнее предание считало его принадлежащим возлюбленному ученику Христову. Св. Иоанн Богослов был сыном галилейского рыбака Заведея и жены его Саломии, по преданию дочери Иосифа-обручника от первого брака. Таким образом, он приходился, по представлениям окружающих, племянником Господа. Старший брат его Иаков был тоже в числе 12-ти апостолов. Обоих братьев за силу их духа Господь прозвал «сыны громовы» — «воанергес» (Мк. 3:17). Повинуясь призыву Господа (Мф. 4 и Лук.10), Иоанн оставил родительский дом, став одним из приближенных учеников Его вместе с Петром и Иаковом (Мк. 5:37; Мф. 17:1, 26, 37). Господь удостоил Иоанна особенной любви: Иоанн возлежал на персях Господа на Тайной вечери, а при кресте Спаситель усыновил Иоанна Своей Пречистой Матери (Иоан. 13:23-25, 19:26). Сам св. Иоанн, не называя себя, говорит о себе, как об ученике «которого любил Иисус» (Иоан. 19:26). Из всех учеников только Иоанн не оставил своего Учителя и стоял на Голгофе у самого креста.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Евангелист Марк, называвшийся также Иоанном ( Деян.12:12,25,13:5,13,15:37,39 . Кол.4:10 . Филим. 23 . 2Тим. 4:11 ) 58 , был по происхождению иудей и мать его, Мария, имела в Иерусалиме свой дом ( Деян.12:12 ). В апостольской церкви Мария является одною из преданнейших Христу жен, дом которой был христианским храмом в Иерусалиме во время гонения на христиан ( Деян.12:12 ). Можно поэтому полагать, что она еще при жизни Христа веровала в Него и была одною из тех жен, которые следовали за Христом, помогая Ему из своих имений ( Лук. 8:1–3 ). Но сын ее Марк был ли еще при земном служении Христа в числе «учеников» или открытых последователей Его, вполне определнно отвечать на это нельзя. Древнейшее отеческое свидетельство Папия причисляют его к лику 70. В апостольской церкви евангелист Марк делается известен как спутник или сообщник апостола Павла, с которым он сблизился, вероятно, чрез посредство своего близкого родственника – Варнаву ( Колос. 4:10 ). Вместе с последним он участвовал в первом апостольском путешествии апостола Павла, во время которого проповедники сначала пришли в Селевкию, а оттуда отплыли на остров Кипр ( Деян.13:4 и д.). Но когда отсюда они прибыли в Пергию в Памфилии, Иоанн, отделяясь от Павла и Варнавы, возвратился в Иерусалим (13). Вследствие чего произошло это, дееписатель не указывает. Но апостол Павел отнесся к этому настолько неодобрительно, что когда при выступлении во второе апостольское путешествие Варнава хотел взять с собою опять Марка, «Павел полагал не брать отставшего в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы». «Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом, и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр», а Павел отправился на проповедь в сопровождении Силы (15:36 и д.). Можно догадываться, что Марк уклонился от трудностей продолжительного путешествия и опасностей, с которыми оно было сопряжено, и это будет показывать в нем еще не вполне окрепшего для апостольских подвигов юношу. Но впоследствии мы снова видим его при апостоле Павле, во время первых уз. ( Кол. 4:10 . Филим. 23 ). Из слов апостола к Колоссянам в указанном месте, которыми он повелевает им принять Марка, когда он придет к ним, можно усматривать, что в это время Марк намерен был оставить Рим и идти в Малую Азию. После этого, действительно, мы видим его при апостоле Петре в Вавилоне (Петр. 5:13). Но потом апостол Павел во время вторых римских уз снова зовет его к себе в Рим ( 2Тим. 4:11 ). По смерти апостола Петра и Павла, Марк, по согласному свидетельству предания, действовал в Александрии, где он основал церковь Христову и был первым ее епископом. Здесь же он и умер мученически.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

    Стихира в неделю Мясопустную.    Перед наступлением Великого Поста, в третью приготовительную неделю к нему, именуемую неделей Мясопустной, Св. Церковь живописует пред нашим мысленным взором потрясающее зрелище кончины мipa, Второго Пришествия Христова и Страшного Суда. Делает это она, как любвеобильная попечительная мать, пекущаяся о нашем спасении, с целью дать нам сильнейшее побуждение к искреннему раскаянию в своих грехах в течение предстоящего Великого Поста.    В полном согласии с учением Слова Божия, изложенном в Евангелиях (см Евангелие от Матфея главы 24-я, 25-я, от Марка гл. 13, от Луки гл. 12, 35—59; 17, 22—37 и 21, 8—36 и Иоан. 14:3), в Апостольских Посланиях (см. 2 Петр. 3:1—18; 1 Иоан. 18—22:28; 4, 1—3; Иуд. 1:14—15; 1 Кор. 1:7—8; 3, 13—15; 15, 20—58; 2 Кор. 4:14; 5, 1—10; Колос. 3:4; 1 Солун. 4, 13—18; 5, 1—11; 2 Солун. 1, 5—10; 2, 1—15; Тит. 2:11—14; Евр. 10:30—37; 12, 26—29; 13, 14) и в Апокалипсисе, церковные песнопения недели Мясопустной внушают нам непрестанно помышлять о наступлении этого великого и страшного дня Господня и жить так, чтобы всегда быть готовыми ко сретению Господа, грядущего судить живых и мертвых. Не убеждать себя и других, как это ныне делают некоторые, что этот день наступить еще не скоро, что впереди еще много времени для того, чтобы заняться благоустроением своей земной жизни, а думать о нем постоянно, как о дне, который может наступить мгновенно и для нас совершенно неожиданно, — по образному выражение Слова Божия, «яко тать в нощи»  (Матф. 24:43; Лук. 12:39; 2 Петр. 3:10 и 1 Солун. 5, 2—4)..    Так именно настраивать себя и так готовиться к этому великому дню повелел нам, христианам, Сам Божественный Спаситель наш — Господь Иисус Христос, говоривший неоднократно: «Бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет»  (Матф. 24:42), «будите готови, яко в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет»  (Матф. 24:44). Говоря о неизвестности дня и часа Своего Второго Пришествия (Матф. 24:36), Господь Иисус Христос, тем не менее, учил распознавать «знамения времен»: указав целый ряд признаков близости Своего Второго Пришествия, Он заключил:«егда видите сия вся, ведите, яко близ есть, при дверех»  (Матф. 24:36).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Но Сын Божий явился на землю не для внешнего господства, не для того, чтобы служили Ему, как служат земным владыкам (20, 28); царство его несть от мира сего ( Иоан. 18, 36 ): Христос царствует в душах, освящая их истиною ( Иоан. 17. 17 ), соединяя их между собою союзом веры и любви и руководя их к небесной славе. Такому делу диавол не мог оказать помощи, ибо он враждебен ему по самой испорченной природе своей. Ст. 10. Иди за мною, т. е., иди прочь, с глаз моих, сатано: Господу Богу твоему поклонишися и тому единому послужиши. Иисус Христос, приводя эти слова из Второзакония (6, 13), не только отвергает ими безумное предложение искусителя, но и показывает, что не признает власти сатаны над миром, над всеми земными царствами и славою их, потому что вселенная принадлежит Господу и Ему единому подобает поклонение на ней. Ст. 11. Тогда остави его диавол, по св. Луке, отъиде от него до времени (4, 13). Предание Иоанна Крестителя и начало проповеди Христовой Матф. 4:12–17 ; Марк. 14:15 ; Лук. 3:19–20, 4:14–15 Матф. 4:12–13 . От повествования об искушении Иисуса Христа в пустыне ев. Матфей переходит прямо к тому, как Иисус, услышав о заключении Иоанна в темницу (предан бысть – выражение еврейское, равносильное выражению: был заключен, – подобно тому, как в Псалме 87, 9, предан бых и не исхождах значит: я заключен и не выхожу), отправился в Галилею и, пробыв не долго в Назарете, поселился в приморском городе Капернауме. При этом ев. Матфей опускает следующие события: 1) Возвращение Иисуса Христа из пустыни искушения на Иордан и свидетельство о Нем Иоанна ( Иоан. 1:29–36 ). 2) Последование за Христом Андрея, Иоанна, Петра, Филиппа, Нафанаила (37 – 51). 3) Первое возвращение Иисуса Христа в Галилею и первое чудо в Галилее на браке в Кане ( Иоан. 2:1–11 ). 4) Первое прибытие в Капернаум и оттуда отправление на Пасху в Иерусалим (12–14). 5) Изгнание Иисусом Христом торгующих из иерусалимского храма, чудеса и их действие на многих (11–25). 6) Беседа с Никодимом ( Иоан. 3, 1–2 ). 7) Пребывание Иисуса в стране иудейского до заключения Иоанна в темницу, 24 ст., и последнее свидетельство о Нем Иоанна (25–36).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Таковым образом и заповеди Господни разуметь должно; на пр: не убий, но паче сохрани жизнь ближнего; не укради, но паче пособи ближнему в недостатках его, по возможности своей; не прелюбодействуй, но паче целомудрие храни: объяснено сие в детской Энциклопедии о заповедях Господних. 7) Глаголы отрицательные бывают вместо утвердительных: аще кто не возненавидит отца своего и матерь, не может мой быти ученик. ( Лук. 14:26 ) Объяснение текста сего на другом месте: иже любит отца, или матерь паче мене, несть мене достоин. ( Матф. 10:37 ) Ежели отец или мать мешают в вере во Христа и в спасении; тогда любовь к отцу и матери умаляется и прекращается: любяй душу свою, погубит ю; и ненавидяй души своея в мире сем, в живот вечный сохранит ю. ( Иоан. 12:25 ) Кто любит душу свою, или жизнь свою паче Христа; тот несть истинный Христианин. Подобен сему и сей текст: писмя убивает, а дух животворит ( 2Кор. 3:6 ) то есть: писмя (закон) показывает грешнику преступление, осуждение и вечную смерть; а дух благодати (Евангелие) представляет грешнику средства ко спасению и вечной жизни. 8) Два в Священном Писании предложения, одно другому противоречащие соглашаются третьим, 1) Аз плотян есмь продан под грех. ( Рим. 7:14 ) 2) Всяк рожденный от Бога, греха не творит; ( 1Иоан. 3:9 ) соглашаются сии два противоречащие предложения третьим. Аще кто согрешит ходатая имамы ко Отцу Иисуса Христа праведника, и той есть очищение о гресех наших. ( 1Иоан. 2:1–2 ) В Христианине два рождения: рождение по естеству, и рождение по благодати. Рождённый по естеству, то есть, с первородным грехом, продан под грех; а рождённый по благодати, или паче отрожденный благодатию, очищает себя от греха верою во Христа, Христианскими благодатными таинствами и соблюдением заповедей Божиих и не допущает в мыслях и сердце своём греху пребывать, яко пребывает в нем семя Божей благодати. ( 1Иоан. 3:9 ) § 34 О Смысле Пророческом. 1) Не оскудеет Князь от Иуды и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложения 15 ему и той чаяние языков. ( Быт. 49:10 ) Сие Богодухновенное Патриарха Иакова о Христе Пророчество исполнилось в точности: ибо когда пресеклось колено Иуды по завладению Иудею Римлянами, а особливо по возведении Ирода Идумеанина царём во Иудеи; в самое сие для Иудейской земли бедственное время Сын Божий, обетованный Мессия Иисус Христос, свыше на землю снишел и во

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drahma-...

В псалмах ангелы хвалят Господа и представляются слугами Божиими ( Пс. 102:1, 2. 88:6–8, 103:4 ) В доказательство того, что ангелы в писании представляются как особенные существа, отличные от пророков, можем указать на то, что ангелами были наставляемы прор. Илия и Даниил ( 4Цар. 13:15 , см. 3Цар. 13:18 , Дан. 18:16. 10. 21 . Зах. 1:13 ). Таким образом очевидно, что a) вера в ангелов была современною самым первым временам церкви Божией 380 ; б) вера эта основана на действительных явлениях ангелов, на явлениях сопровождавшихся вразумлениями людей и другими действиями свободы 381 ; в) по наставлениям в.з. ангелы суть действительные личные существа, отличные от пророков и Иеговы. В новом завете столь же несомненно представляются ангелы действительными, личными существами. Иисус Христос, нисшедший на землю для научения людей истине, часто в беседах своих говорил не «языком пророческой поэзии» 382 , а точным языком учителя истины. – Объясняя причту о семени, Он говорил: сеявый доброе семя есть Сын человеческий: а село есть мир. Доброе же семя – сии суть сыны царствия, – а враг всеявый есть диавол, – а жатва – кончина: а жатели ангелы суть. (Мф. 13:37–39). Здесь ангелы поставляются в круге таких предметов, каковы: Сын Божий, мир, сыны царствия. Самое свойство речи – объяснение притчи – показывает, что говорится о предметах действительно существующих. Ангелы бо их выну видят лице Отца Моею ( Мф. 18:10 ), говорит Спаситель в подкрепление той мысли, что ненадобно презирать детей Христовых. Иже бо аще постыдится мене и тоих словес, сего постыдится Сын человеческий, егда приидет во славе своей и Отчей и св. ангел ( Лук. 9:25 ). Сын человеческий явится на суд, сопутствуемый без сомнения действительными существами. Прельщается, не ведуще писания и силы Божия. B воскресение бо ни женятся, ни посягают, но яко ангелы Божии суть ( Мф. 22:30 ), говорить Спаситель саддукеям, которые отвергали и ангелов и воскресение мертвых. След. Спаситель, показывая в ангелах существа, коим подобны будут люди по воскресении своем, говорит о том не только не приспособляясь к мнению людей, напротив прямо опровергает неверие саддукейское о духах.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С мыслью о Мессии, имевшем пострадать, умереть и воскреснуть они не свыклись при жизни Иисуса Христа, не пришли к ней тотчас и после Его крестной смерти. Явления воскресшего были для них внезапными, нежданными; они встречали их с испугом, недоумением и сомнением ( Мф.28:17 ; Лук.24:16–31; 24,37 ; Марк.16:8.10.11.13 ; Ин.20:8.9.24.25 ). Такое тревожное состояние было бы немыслимо, если бы последователи Иисуса Христа ожидали Его воскресения. Таким образом с точки зрения поборников визионерных видений необъяснимо происхождение явлений Воскресшего; психическая почва, на которой они строят свою теорию, оказывается нетвердой и непрочной. Необъяснимы также с их точки зрения продолжение этих явлений и их распространение. Известный психический закон возрастания, по которому визионерные видения сразу не прекращаются у субъектов, им подвергшихся, но постепенно увеличиваются и переходят к субъектам, к ним предрасположенным, здесь не может иметь своего приложения. Явления Воскресшего, после пяти, шести раз 135 , совершенно прекращаются; писатели, упоминающие о видениях, обиловавших в апостольский век, отличают последние от первых, и ап. Павел был последним свидетелем, видевшим всего один раз Воскресшего, спустя уже много времени после Его вознесения. Видимое дело, что основа продолжения явлений Воскресшего лежала не в возбужденном и расстроенном состоянии созерцателей, при котором оно не могло бы быть так законообразно, но скрывалась в какой-то высшей силе, заправлявшей ими. Явления Воскресшего прекращаются именно в тот момент, когда вера, убеждение Его последователей, способных продолжать Его дело, настолько озарились, окрепли и утвердились, что они могли выступить на проповедь нового учения с полной верой в Него и свое служение. Причем эти явления происходят пред глазами и таких последователей, которые совершенно не были предрасположены к ним ( Ин.20:24–29 ); следовательно причина увлечения видениями лежала вне условий тождества и одинаковости духовного настроения созерцателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

23:37; Лук. 13:34). Иоанн по всей вероятности знал другие Евангелия, и по большей части не повторял, но скорее дополнял их. Столь же легко разрешимы хронологические расхождения. Галилейское служение Христа, описываемое Синоптиками, продолжается около года, но Иоанн восходит к более раннему, южному Его служению, предшествующему заточению Иоанна Крестителя. Год галилейского проповедничества, зафиксированного Синоптиками, укладывается в рассказ Иоанна между 5 и 7 главами, заканчивающийся праздником кущей в 7:2. Деятельность Христа в южной части Палестины, предшествующая Его галилейскому периоду, проливает свет на ряд эпизодов Синоптиков. Нам понятнее Синоптический рассказ о призвании Петра, Андрея, Иакова и Иоанна, когда мы узнаем у Иоанна (1:37 и далее), что они встречали Учителя ранее в компании Иоанна Крестителя. Эти первые главы Иоаннова Евангелия, имеющие дело с иудейским периодом проповеди Христа, происходившей в тех же местах, что и позднейшая проповедь Крестителя, получили неожиданное освещение в связи с обнаружением кумранских рукописей и раскопками на территории кумрадской общины. Спор об очищении, упоминаемый в 3:25 Иоанном, есть спор того типа, который должен был быть очень распространенным в иорданской долине и в районе Мертвого моря во время, когда в тех местах обитало множество конкурирующих групп " крестителей " . Ученики Иоанна и ученики Христа были вовсе не единственные люди, крестившиеся там в те дни. Члены кумранской общины отличались собственными обрядами церемониального омовения, как и члены иных общин. Что касается событий, описываемых Иоанном в периоде, следующем за галилейским, тщательное сравнение его Евангелия с другими тремя (и особенно с Лукой) показывает, что Синоптический рассказ становится более понятным, если учесть сообщаемое Иоанном, что галлилейская проповедь завершилась осенью 29 г., что Иисус отправился затем в Иерусалим на праздник поставления кущей, что Он оставался там до праздника обновления в декабре (10:22), а затем удалился в иорданскую долину (10:40), и возвратился в Иерусалим приблизительно за неделю до Пасхи 30 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010