Сев наконец пред судами, пернатую быструю мечет; Страшный звон издает среброблещущий лук Аполлонов. В самом начале на месков напал он и псов празднобродных; После постиг и народ, смертоносными прыща стрелами; Частые трупов костры непрестанно пылали по стану. Кн. 1, ст. 43 – 52. На войсковом собрании надменная властность Агамемнона сталкивается со вспыльчивостью Ахилла. Агамемнон соглашается вернуть дочь Хриса отцу, но взамен отбирает у Ахилла его пленницу Брисеиду. Оскорбленный Ахилл отмазывается от участия в сражениях: Не был уже ни в советах, мужей украшающих славой. Не был ни в грозных боях; сокрушающий сердце печалью, Праздный сидел; но душою алкал он и брани и боя. Кн. 1, ст. 490 – 492. Завязка «Илиады» этим не ограничивается: действие поэмы протекает в двух параллельных планах, человеческом – под Троей и божественном – на Олимпе. Троянская война разделила также и богов на два враждебных лагеря, между которыми постоянно происходят грубые пререкания, изображенные не без значительной примеси комического элемента. Однако мать Ахилла Фетида получает от Зевса обещание, что ахейцы будут терпеть поражения, пока не загладят обиду, нанесенную ее «кратковечному» сыну (кн. 1). Исполняя это обещание, Зевс посылает Агамемнону обманчивый сон, предвещающий близкое падение Трои, и Агамемнон решается дать бой троянцам. Тут разыгрывается своеобразная сцена «испытания» войска. Агамемнон произносит притворную речь, предлагая прекратить войну и вернуться домой. Народ немедленно бросается к кораблям, и «хитроумный» Одиссей лишь с трудом усмиряет волнение. При этом дано интересное изображение «оскорбителя царей» Ферсита, который призывает воинов вернуться домой и не тратить своих усилий на обогащение корыстного Агамемнона. На фоне общего благодушного отношения эпического поэта к его фигурам зарисовка Ферсита выделяется своим злобным, карикатурным характером. Уже имя Ферсита напоминает слово «наглец» (thersos – «наглость»); он наделен отвратительной наружностью и отличается непристойным поведением; выступление Ферсита, согласно «Илиаде», не является голосом масс и возбуждает у войска одно лишь негодование.

http://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-ant...

Иные говорят, что по причине бывшего при сем слуги, чтобы не знал он передаваемого известия. Но Ионафану нетрудно было сойтись с Давидом самому и наедине. Поэтому сделанное Ионафаном имеет другую цель. Чтобы, извещая друга о решительном отцевом намерении убить Давида, не сделать сего явным, Ионафан показывает вид, что занимается стрельбою, а словами, обращенными к слуге, но имевшими условленный смысл, извещает Давида об угрожающей смерти. Отослав же оруженосца с стрелами в город, объясняет сказанное, советует Давиду бежать, предвещает ему обладание царством, и клятвами подтверждает завет дружбы. Сказано: утроишь 7 , то есть «премедлишь три дни» ( 1Цар. 20, 19 ). Действительно в день новомесячья Саул подумав, что Давид отказался от пиршества, потому что имел телесную нечистоту, и не совершил обряда очищения, промолчал. И не глагола, как сказано, Саул ничтоже в той день, говоря в себе: «случай видится, нечисту быти, яко не очистися» ( 1Цар. 20, 26 ). На другой же день спросил: «что яко не прииде сын Иессеев ни вчера ни днесь на трапезу» ( 1Цар. 20, 27 )? А в третий день Ионафан сообщил уже Давиду за городом сказанное выше. Сказано: «аз утрою» ( 1Цар. 20, 20 ), то есть, пущу три стрелы. А слово: Аматара 8 , как нашел я в толковании еврейских слов, значит тоже, что у Еллинов τφρος , у Римлян fossatum, а у Сириян: цель, в которую упражняющиеся в стрельбе пускают обыкновенно стрелы. А слово Аргун 9 ( 1Цар. 20, 19, 41 ) Акила перевел клонящееся к югу. Но думаю, что названо так какое-либо место. Ибо говорит история: «и воста Давид от Ергава, и паде на лице свое на землю» ( 1Цар. 20, 41 ). Вопрос 52. Как согласился Давид вкусить освященных хлебов? (1 Цар. 21, 6) И тогда не подвергался он порицанию за сие, и Господь в священном Евангелии ( Лук. 6, 3, 4 ) показал, что не подлежит он обвинению; потому что событие сие представил в оправдание учеников. Но вкусив предоставленного одним священникам, Давид предызобразил ту таинственную трапезу, которая предлагается ныне всем благочестивым. Ибо не одни освященные приобщаются Владычного тела и крови, но и все приявшие святое крещение. Вопрос 53. Что значат слова: если «сей путь нечист , то освятится днесь сосуд ради моих» ? (1 Цар. 21, 5)

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

По новейшим исследованиям археологов Дункера 51 и Момзена 52 , монета эта гораздо древнее Дария Гистаспа, так как она была известна грекам уже во время Солона. Не получили дарики и своё название от имени царя, при котором они были вычеканены, как это основательно доказал Лэви 53 . Напротив, по его мнению, они получили это название от того изображения, которое находилось на них, и которое представляло стрелка, стреляющего из лука. Корень слова или есть, очевидно , какое слово означает собственно «шагать», «выступать вперёд», что делается обыкновенно при натягивании лука: поэтому слово стали употреблять – сначала с присоединением к нему , а затем и без него – в значении «натягивать лук». Отсюда уже легко образовалось существительное имя или с удлинением через -- «стрелок из лука» 54 . Ввиду всего этого упоминание о дариках кн. Паралипоменон никак не может служить признаком происхождения их после Ездры, хотя в то же время, нужно сказать, что это упоминание, встречающееся также в 4 кн. Ездры и Неемии, точно так же, как и другие персидские названия, как то: – храма 1Пар. 29:1, Неем. 1:1; 2:8; 7:2 и т. д. чаши 1Пар. 28:17 ср. Езр. 1:10 и др. могут доказывать, что книги Паралипоменон написаны вообще в период персидского владычества, но никак не позже, так как в период македонского владычества персидские названия были неуместны 55 . Потому-то Геферник 56 , Кейль 57 , Делич 58 и др. именно на основании этих названий относят происхождение наших книг к времени Ездры. Наконец, как на доказательство очень позднего происхождения книг Паралипоменон, указывают на их положение в еврейском каноне священных книг (в конце агиографов) 59 . – Аргумент этот построен на ложном взгляде о трояком разделении Ветхого Завета, каковой взгляд мы и постараемся разобрать теперь, так как вместе с ним стоит и падает и самый, основанный, на нем аргумент. По Бертольду, за которым следуют Ветте и др., разделение это совершенно случайно и произошло, именно, следующим образом: «собиратели канона, прежде всего, взялись за Пятикнижие, – дальнейшее, что должно было принять в канон, вследствие особенной важности Пятикнижия, не могло быть соединено с ним, и должно было образовать вторую часть.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Павел ( 1Кор. 7:20 ). Если наша служба нам представляется непривлекательной и тяжелой, то не надо от нее бежать, а усерднее и настойчивее ею заниматься, тогда она станет легкой в наших глазах. Если человек может развить свою самодеятельность в работе, то это делает работу более интересной и привлекательной. Тот, кто при каждом затруднении готов бросить службу, тот может оказаться негодным и на всяком другом месте. Если действительно мы встречаем на службе много тягостей и затруднений, то надо вспомнить общечеловеческую судьбу: в поте лица твоего будешь есть хлеб ( Быт. 3:19 ). Эта заповедь относится не только к одним земледельцам и ремесленникам, но и к учителям, художникам, священнослужителям и т.д. Не исключено и развитие в себе интереса к другим родам службы, напротив, оно требуется для гармоничного и полного образования собственной личности, и для плодотворности занятий по своей службе. Доброе имя и честолюбие Годность и успешность человека на поприще своей службы и своих обязанностей делают его досточтимым или доставляют ему честь. Честь есть признание другими людьми или обществом моего личного достоинства. Потому на нас лежит обязанность заботиться о приобретении и сохранении своей чести. В Свящ. Писании честь весьма определенно признается благом, и христианину внушается заботиться о ней. В книге притчей Соломона доброе имя ставится выше золота и серебра: Доброе имя лучше большого богатства (22:1). Заботься об имени, – говорит Сирах, – ибо оно пребудет с тобою долее, нежели многие тысячи золота (41:15,16). О Самом Господе Иисусе Христе евангелист замечает, что Он «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лук. 2:52 ). И первому христианскому обществу вменяется в достоинство, между прочим, то, что оно «находилось в любви у своего народа» ( Деян.2:47 ). Честь есть важное условие успеха нашей деятельности и в обществе; кто не пользуется уважением и честью в обществе, тот не может в нем благотворно действовать. Нам заповедано также своим хорошим примером назидать ближних (так да просветится свет ваш перед людьми, да видят ваши добрые дела, и прославят Отца вашего, Который на небе); как же мы можем назидать ближних, если ближние нехорошо думают о нас? Но мы должны остерегаться, чтобы не подвергнуться ложной зависимости от чести, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

– Речь по освящении храма в селе Шонгутах. Н. Ивановский     (24–40).    (35–51) – Вопрос о классиках, взгляд на его историю, его современное состояние  и значение. В.В.П (42–74).        (52–85) – Способы определения времени написания рукописей без определенных дат вообще и богослужебных рукописей в частности. А. Дмитриевский     (75–92).        (86–103) – Памятник древле-русской письменности, относящийся к истории нашего богослужения в XVI в. Н. Красносельцев    (93–108).         (104–119) – Объявления (I-IV).               (120–123) 2 )   содержание православного собеседника 1884 февраль – Взаимные отношения христианских и языческих элементов в народном миросозерцании. Речь пред публичною защитою сочинения: «Влияние церковного учения и древне-русской духовной письменности на миросозерцание русского народа и в частности на народную словестность, в древней допетровской период». А. Попова   (109–126) .        (126–143) – Вопрос о классиках. Взгляд на его историю, его современное состояние и значение. В. Плотникова    (127–150).               (144–168) – Замечания к первым двум главам русского перевода Евангелея от Матфея. А.А. Некрасова     (151–164).             (168–181) – Раскол донатистов. Н. Кутепова       (165–182).                      (182–199) – Умел ли Мухаммед читать и писать? ( Речь произнесенная профессором Густавом Вейлем на четвертом международном конгрессе ориенталистов, происходившем во Флоренции , в сентябре 1878 года). Перев. О. С-ва .    (183–196).        (200–212) 3 )  содержание православного собеседника 1884 март-апрель – Раскол донатистов. Н. Кутепова       (197–230).                      (216–249)  – Благовестие ангела Пресвятой Деве Марии о рождении Мессии (лук.1:26–38)   М.Н. Богословского      (231–265).                (250–284) – Физиологическое учение о сне и сновидениях В.А. Снегирева    (266–309).        (285–328) – Нечто о записках архиепископа Василия Полоцкого по поводу выхода в свет Записок митрополита Литовского Иосифа Семашки. Н.В. Знаменского       (310–329).                    (329–348)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Содержание    1. Великое и дивное зрим ныне, братия, таинство: пастыри приносят сынам человеческим торжественных вестников, именно, не со стадами собеседуя на холмах и не в долинах свиряя овцам, но в городе Давидовом Вифлееме воспевая духовные песни; в вышних поют ангелы и архангелы пения приносят; небесные херувимы возвещают хвалы и серафимы славу Божию, воспевая «свят». Все вместе совершают радостный праздник, видя Бога на земле и человека на небеса подъятаго. Дольние Божиим промышлением подъемлются на высоту, и высокое, по любви к людям, склоняется к дольнему, так как Вышний Своим уничижением «возносит смиренных» на высоту (Лук. 1:52).    2. В этот день великаго праздника Вифлеем становится подобным небу, поелику вместо сияющих звезд, гостеприимно принял ангелов, воспевающих славу, и, вместо видимаго неба, безконечное и неизмеримое Солнце правды, соделавшись способным содержать в себе все это. Но кто дерзнет изследовать, каково и сколь важно значение столь великаго таинства? Ибо чего хочет Бог, тому не в силах воспрепятствовать творение. Итак, Бог восхотел, снисшел, совершил спасение людей, и не изнемог, поелику жизнь всех тварей зависит от воли Божией.    3. В этот радостный день Бог пришел на рождение; в, этот день великаго изменения Бог соделался тем, чем не был, поелику был Богом и соделался человеком, не отлучившись от Божества. Он не лишился Своего естества, ибо, соделавшись человеком, пребыл Богом. Возрастая и достигая наивысшей степени [совершенства], Он, однако, возвысился до божественности не посредством человеческой добродетели, как если бы кто из человека сделался Богом. Но, хотя Он был Словом, чуждым страданий, Он соделался плотью и явился не измененным, не иным соделавшимся и не утратил, естества, которым обладал.    4. Родился в Иудее Царь новый, и иудеи отвергли новое и дивное рождение, в которое уверовали язычники. Фарисеи правильно не истолковали книг закона и пророков; книжники и законники высказывали взаимно противоречащия утверждения. Ирод пытался разведать о новом и полном таинства рождении не затем, чтобы оказать царю почести, но чтобы изъять его из среды живых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   б) Это подкрепляется и древними обетованиями Божьими, что Мессия будет чаянием не только Иудеев, но и язычников (Быт. 49:10; Агг. 2:8), что о нём благословятся все племена земные (Быт. 22:18), что Его будут ублажать все народы (Пс. 71:17). Понятны все такие обетования при мысли о Мессии, Царе духовном, который из всех людей, Иудеев и язычников, создаст единое благодатное царство, дарует всем им новые, совершеннейшие законы веры и нравственности, ниспошлёт обилие сил духовных, и всеми средствами будет руководить своих последователей к достижению царства славы. Но как согласить эти обетования с мыслью о Мессии-завоевателе, который должен истребить, быть может, целые миллионы людей, покоряя их своему скипетру, и наконец, подчинить все народы вечному игу Иудеев! В каком смысле Он будет тогда источником благословении для всех языков? За что тогда станут ублажать Его все племена земные?    в) Это, наконец, подкрепляется и теми многочисленными пророчествами, которые предвозвещают в Мессии Царя мирного и кроткого, имеющего повсюду водворить мир между Иудеями и язычниками и основать такое царство, царство всеобщей любви и тишины, где волк будет жить вкупе с агнцем, где раскуют даже мечи воинские, как вовсе ненужные, на земледельческая орудия, и никто не станетучиться бранному искусству. Радуйся зело, дщи Сиони, взывает по этому случаю один из Пророков, проповедуй, дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна,— и потребит колесницы от Ефрема, и кони от Иерусалима, и потребит лук бранный, и множество, и мир от языков: и обладает водами от моря до моря, и от рек до исходищ земли (Зах. 9:9-10). Возсияет, говорит другой Пророк о Мессии, во днех его правда, и множество мира, дондеже отъимется луна, и обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенные (Пс. 71:7-8). И будет, продолжает третий, препоясан правдою о чреслех своих, и истиною обвит по ребрам своим: и пастися будут вкупе волк со агнцем, и рысь почиет с козлищем, и телец и юнец и лев вкупе пастися будут, и отроча мало поведет я: и вол и медведь вкупе пастися будут, и вкупе дети их будут, и лев аки вол ясти будет плевы: и отроча младо на пещеры аспидов и на ложе исчадий аспидских руку возложит: и не сотворят зла (Исайи 11, 5—8.См. также: Ис. 9:6 и 7; 52, 7 и 10; Иезек. 34:23-26; Мих. 4:3 и 4; Наум. 1. 15 и др.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Наум. 2:2 ), и требовать с тебя дани (ср. 4Цар. 18:14 ): сокрушу рабское (ср. Лев. 26:13 . Ис. 10:26, 14: 28 . Иер. 2: 20, 28: 2 и сл.) иго его от твоей выи (с евр. ст. 13) и узы 48 расторгну, – ярем бьющего отымется ( Иер. 2: 20, 30: 8 и сл.), страх его отойдет от тебя ( Ис. 10:27, 14:28 ), служить чужим не будешь ( Пс. 2:3 ). И твоя 49 учесть не дело случая: о тебе определил Господь, – Пророк сам продолжает речь, – что не пребудет в век семя злое (ср. Ис. 14:20 ), память о тебе исчезнет. Не спасет тебя дом Богов твоих: я истреблю каменных и медных идолов, – подобно, как ты поступил с Богами других народов ( 4Цар. 19:18 . Ис. 17:19 ), там положу гроб твой (ср. 4Цар. 19:37 ) 50 , ибо ты ничто предо Мною. Быстро 51 разносится весть о падении врага и о мире, и – Пророк приглашает Иуду праздновать, в полной радости и без трепета, свои благодарственные и светлые праздники во славу Божию и исполнять оставленные в течение бедствий без исполнения обеты: теперь нет места страху, как при опустошительном посещении врага 52 , все враги погибли! Общее определение Божие о судьбе Ниневии, как бы уже совершившееся, теперь Пророк излагает в обстоятельствах самого совершения. Он видит, как в лице врагу 53 народа Божия идет опустошитель и как Ниневитяне, в надежде прогнать его или одолеть его стремление, повсюду укрепляют и охраняют крепости, берутся за оружие, собираются с силами. Пророк с горьким сожалением смотрит на это, совершенно бесполезное, их противодействие. Охраняя крепости 54 , смотри, каким путем идет неприятель, препоясанием (как делают готовящиеся к войне, ср. Втор. 33, 11 . Ис. 45:1 . Еф. 6:14 . Пс. 1:13 . Лук. 12:15 ) укрепи чресла твои – седалище силы ( Иов. 40:16 . Втор. 33:11 ), напрягись, сколько можешь, для сопротивления, – все напрасно. Господь определил восстановить силу Иудеи и десяти колен и отнять поношение, нанесенное им, когда вы, опустошители, истощали их грабежами, и цветущие города 55 (ср. 4Цар. 18:13 ) – лозы виноградника – повредили и ниспровергли. Следует прекрасное изображение врагов Ниневии.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Имея все основания обратиться с такими словами, божественный василевс, ты не счел справедливым ими воспользоваться, но, видя тот народ умоляющим, слезно вопиющим и испускающим жалобные крики, подошедшим к тебе с закованными руками, народ, который недавно поднимал эти же руки на тебя, ты его пожалел как старый и вместе с тем наилучший свой удел и большую, не заслуживающую презрения часть населения твоей державы. Ты не обращаешь внимания на то, что они отступились, наоборот, радуешься, что признали государя и убедились в обмане того, кому прежде были преданы. В связи с этим ты приносишь Господу благодарения и славословишь вместе с богоотцом 50 , который любит псалмы и пение: «Благословен Господь, Бог мой, научаю щий руки мои битве и персты мои брани» ( Пс. 143:1 ), подчиняющий мне мой народ и возвращающий мне мой удел» 51 . Ты прощаешь заблуждения не кому-то одному, а другому – нет, но вообще всем. Более того, ты даруешь им не только жизнь, но вместе с жизнью и оружие, и к тому же имущество, а также приказываешь своим войскам, чтобы домашние животные на равнине, необходимые для ярма и для пропитания, не были изгнаны или же истреблены мечами. Таким образом ты, получив всевозможные награды за победы, воздвиг памятник человеколюбия, вернее, алтарь Милосердия 52 , намного славнее и надежнее победного столпа; вместе с тем ты искусно сотворил достойный восхищения и другой подвиг: те, кто вчера направлялся и выступал против тебя, натягивал лук и брал на плечи щит, сегодня поднимают оружие в твою защиту, переменивши свое мнение относительно того, за кого три дня тому назад вступали в бой. О удивительное сплетение событий, о поразительное превращение! Противники стали союзниками, враги – защитниками в бою, вчерашние бойцы сегодня уже проводники по путям. О битва, помогавшая родиться миру! О брань, родившая в муках дружбу и соединившая воедино разделенные мнения! Ты же, о василевс, шел впереди авангарда и преображал сонмы этих людей, прививал, как хороший садовник, дикую маслину к культурной 53 , кроме того, ты исправлял неровные дороги в прямые пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Honiat/...

4–8 ст. В уме Ирода быстро успевает созреть план убийства новорожденного царя. Он созывает к себе представителей закона и спрашивает их: где Христос рождается? Те отвечают: в Вифлееме иудейском, и в доказательство истинности своего ответа ссылаются на пророчество Михея (5:2). Затем он призывает волхвов и тайно для посторонних расспрашивает их о времени явившейся звезды. Получив от волхвов требуемый ответ, Ирод отпускает их с лукавой просьбой возвратиться опять, и возвестить ему, чтобы и он мог сходить на поклонение новорожденному царю. Ирод, конечно, здесь искусно притворяется верующим в Новорожденного, как обетованного даря иудейского, имеющего облагодетельствовать весь мир. He знавшие истинного характера Ирода, волхвы, судя по себе, поверили бы ему и исполнили бы его просьбу, если бы не были вразумлены откровением. 5–12 ст. Чудесная звезда снова явилась волхвам, когда они ночью отправились из Иерусалима, и привела их в Вифлеем к Новорожденному. Войдя в дом и поклонившись Младенцу, волхвы, по восточному обычаю, принесли Господу дары: злато, ливан и смирну. Далее ев. Матфей повествует в настоящей главе о бегстве святого семейства в Египет (13–15 ст.), согласно повелению явившегося Ангела и во исполнение пророчества Осии (11:1): «от Египта воззвах Сына Моего»; об избиении вифлеемских младенцев, по повелению бесчеловечного Ирода, в каковом событии видит исполнение пророчества Иеремии (31:15); и о возвращении святого семейства из Египта и поселении в Назарет (19–23 ст.). Двенадцатилетний Иисус в храме Иерусалимском (Лук.2:41–52) 41–45 ст. Строго исполняя закон Божий, родители Иисуса Христа ежегодно бывали в Иерусалиме на празднике Пасхи. Когда Ему исполнилось двенадцать лет, родители взяли и Его в Иерусалим. По окончании праздника началось движение народа из Иерусалима на родину. Родители Иисуса, не видя Его около себя, надеялись, что Он идет с другими, и не старались Его отыскивать, что при огромной массе народа было и невозможно. Когда же они пришли на ночлег, Иисуса среди своих спутников не нашли и потому на другой день возвратились в Иерусалим и продолжали отыскивать Его.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010