Об отдельных авторах распевов см.: Александр Мезенец , Александр Печерский , Алексей Михайлович , Баскаков Семен , Варлаам (Рогов Василий) , Григорий Нос , Иван Нос , Иван Шайдур, Иоанн IV Васильевич Грозный , Исаия (Лукошков Иван) , Кондратий Ларионов, Логгин Корова , Лука Иванов , Маркелл (Безбородый) , Стефан Голыш , Фаддей (Субботин) , Феодор Христианин , Феодор Константинов . Лит.: Федор Крестьянин. Стихиры/Публ., расшифр. и исслед. М. В. Бражникова. М., 1974. (ПРМИ; Вып. 3); Безуглова И. Ф. Опекаловский роспев//ПКНО, 1978. Л., 1979. С. 196-204; Гусейнова З. М. К вопросу об атрибуции памятников древнерусского певческого искусства (на примере ркп. Соловецкого собр. 690/751)//Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980. С. 191-203; Фролов С. В. «Большой» роспев Федора Крестьянина на текст праздничной стихиры//ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 295-307; Серегина Н. С. Покаянный стих «Плач Адама о рае» роспева Кирилла Гомулина//ПКНО, 1983. Л., 1985. С. 258-262; она же. Отражение исторических событий в стихире о Темир-Аксаке и в других песнопениях Владимирской иконе и проблема авторства Ивана Грозного//ПКНО, 1985. М., 1987. С. 148-164; она же. Стихиры митрополиту Петру «творения» Ивана Грозного//Древнерусская певческая культура и книжность. Л., 1990; она же. Песнопения русским святым: По мат-лам рукописной певческой книги XI-XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб., 1994; Былинин В. К., Посошенко А. Л. Царь Алексей Михайлович как мастер распева//ПКНО, 1987. М., 1988. С. 131-137; Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Русский распевщик и музыкальный теоретик XVII в. Фаддей Никитин Субботин и его новооткрытые произведения//Там же. С. 138-148; они же. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI-XVII вв. Челябинск, 1993; Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991; Парфентьева Н. В. Славник «О колико блага» усольского распевщика И. Т. Лукошкова//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 320-333; она же. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI-XVII вв. Челябинск, 1997; Протопопов В. В. Четырехголосная хоровая композиция царя Алексея Михайловича//ПКНО, 1991. М., 1997. С. 107-110.

http://pravenc.ru/text/82453.html

б) Новгородец, Стефан Голыш, «ходил по градам и учил Усольскую страну»; он обучил у Строгановых своему мастерству Ивана, по прозвищу Лукошку, в монашестве Исаию. Степан Голыш «много знаменнаго пения роспел». Ученик его Лукошко «вельми знаменнаго пения распространил и наполнил». в) Учителем Носа, Голыша и Христианина был Савва Рогов, мастер пения, но не столько знаменитый, как был брат его Василий, в монашестве Варлаам. Василий, с 1587 г. архиепископ, а с 1589 г. митрополит ростовский, был горазд знаменному, трестрочному и демественному пению, был роспевщик и творец». Эти братья были «родом Кореляне», т.е., чухны. г) Новгородский монах и потом игумен Хутынский Маркелл Безбородый, известный по сочинению жития и канона новгор. епископу Никите (1557 г.), роспел Псалтырь; а некто тверской диакон роспел стихиры евангельские. д) По словам инока Ефросина, известны были ещё учители пения Шайдур и Баскак. 2. Чтó же такое делали эти мастера? Чтó значат слова: роспел, распространил, наполнил? Мы знаем, что, напр., стихиры Триоди пелись по нотам со времени Феодора Студита . Напротив, ни по каким памятникам не видно, чтобы в христианской Церкви пели, а не читали, Псалтырь. Итак, понятно, что новые мастера положили на свои крюки церковные песни, иначе составили свои напевы для песней и свои значки для крюков на место древних; мало того, они по духу благочестия Александровской слободы положили на свои крюки очень многое такое, чтó до того времени только читали, а не пели. Отличие позднего крюкового пения известно: слова растягивались по крюкам до крайности, гласные удвоились и утроились, ударения переставлялись, так что русский здравый смысл тогда же называл эти напевы Хомовым или Хамовым пением, тогда как простое, естественное, древнегреческое пение называлось пением на речь (См. «Предисловие, откуду начася осмогласное пение», нап. в Чтен. Общ. Ист. М. 1846. 3). «Точию бо нашим пением глас украшаем и знаменные крюки бережем, а священныя речи до конца развращенны... и словенскаго нашего языка чужи, несвойственны и сопротивны.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но от дикого завоевателя нельзя ожидать покоя побежденному; у него религия – произвол его. Если он вздумал потребовать поклонения богам его, горе тому, кто не выполнял его воли; а хану-Монголу и народная религия его давала простор в произволах. «Бог на небе, я – на земле», говорил повелитель монгольский 10 . «Нечестие и высокомерие их, говорит очевидец-современник, простирается до того, что они Государя своего – хана называют сыном Божиим, и поклоняются ему вместо Бога земного; они говорят и показывают делами, что небо принадлежит Господу неба, а земля сыну Божию – человеку» 11 . При таком религиозном убеждении естественно, что имя тех, которые знали одного Бога неба и земли, было для них предметом недоверия и отвращения 12 . Естественно и то, что они иногда принуждали покоренных христиан следовать их суевериям, как о том и говорит очевидец 13 . У дикого властителя страсти, как у зверя, люты и безотчетны, – особенно корысть и жажда власти. От сих-то страстей Монгола особенно страдала Церковь Русская 14 . Митрополит, так же как и князь, должен был отправляться в Орду и покупать ярлыки на отправление должности 15 . Жестокость Монгола и дикий произвол его в отношении к покоренным понятны лишь тому, кто видел их на деле. Они «губят душу, изнуряют тело невероятными мучениями», говорит очевидец 16 . Каждый баскак, каждый чиновник татарский грабил и бил, кого хотел, лил кровь и губил христиан безнаказанно. «Если жители города или страны не выполняют, чего хочет баскак: то баскак объявляет, что они неверны Татарам, и город или страну разоряют, жителей предают смерти сильною рукою Татар, которые по воле правителя являются неведомо для жителей и неожиданно нападают на них... Так истребили они великое число Руссов, обитавших в земле Команской (Половецкой). И не только Татарский князь, завладевший землею, но и правитель его и каждый татарин, особенно знатный, проезжая чрез сей город или землю, властвует тут, как государь». Так говорит современник-очевидец 17 . «Мы оставшиеся, – говорит Пастырь страждущей Церкви Серапион, – не порабощены ли горьким рабством от иноплеменников? Вот уже почти сорок лет продолжаются томление и мука… Мы и хлеба не можем есть в сладость.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Церковь чтит потомка татарского баскака — преподобного Пафнутия Боровского (†1477; пам. 1 мая). Из местночтимых святых известны Иоанн и Мария Устюжские. Баскак Батыя Буга притеснял жителей Великого Устюга. Однажды он увидел дочь некоего устюжанина Марию и насильно взял её себе. Вскоре в Великий Устюг пришло известие о победе русской рати над татарами, что вызвало намерение устюжан расправиться с насильником. Чтобы избежать расправы, татарин по совету Марии принял Крещение и вступил с нею в христианский брак, чем успокоил народ, увидевший в этом искупление его преступления. При крещении баскак был назван Иоанном. Однажды во сне ему было видение некоего чудного мужа. Пробудившись, он рассказал жене своей о бывшем ему сновидении и спросил её, кто такой Иоанн Предтеча? Вскоре принявший христианство Иоанн построил храм во имя Рождества Иоанна Предтечи 19 . После покорения Казани в 1552 году на Русь был приведён сын татарского мурзы, который был крещён с именем Сергий, позднее он принял монашество с именем Серапион и подвизался на севере в Кожеезерском монастыре (†1611; пам. 27 июня). Шли годы, Русь крепла, набирала силы, что стало заметно с возвышением Москвы начиная со второй половины XIV века. При князе Димитрии Иоанновиче (†1389; пам. 19 мая) русские воины впервые вышли в степь и победили врага. Князь впервые в русской практике ввёл Разрядные книги, что послужило организующим началом в русском военном искусстве. Национальный подъём на защиту своей Родины, собирание русских дружин явилось важнейшей предпосылкой победы русских войск на Куликовом поле. По словам летописца, князь “повелел всему войску своему быть у Коломны на Успение Святой Богородицы” 20 , то есть 15 августа. Здесь были собраны объединённые войска всей Русской земли. Знаменитая Куликовская битва произошла в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Поэтому нередко строившиеся на Руси в конце XIV — начале XV века храмы и монастыри были посвящены этому празднику. Со знаменитой битвой связано также начало почитания на Руси Донского образа Богоматери и Гревенской иконы Богоматери 21 . В Коломне в память победы на Дону был построен Успенский собор. В литургической жизни Русской Церкви начиная с этого времени стала твориться Димитровская родительская суббота. Перед Куликовским сражением, когда князь Димитрий Иоаннович двигался с войском навстречу Мамаю, ему было явление чудотворного образа Николы Угрешского. Впоследствии на этом месте в благодарность за помощь в победе был построен Николо-Угрешский монастырь.

http://pravmir.ru/zolotoordyinskoe-igo-i...

Но Даниила не мог прельстить королевский титул. «Рать татарская не перестает: как я могу принять венец, прежде чем ты подашь мне помощь?» – приказывал отвечать он папе. В 1254 году, когда он был в Кракове у князя Болеслава, туда же явились и послы папские с короною, требуя свидания с Даниилом; тот отделался на этот раз, велевши сказать им, что не годится ему с ними видеться в чужой земле. На следующий год послы явились опять с короною и с обещанием помощи; Даниил, не полагаясь на пустые обещания, не хотел сперва и тут принимать короны, но был уговорен матерью своею и князьями польскими, которые говорили ему: «Прими только венец, а мы уже будем помогать тебе на поганых»; с другой стороны, папа проклинал тех, которые хулили православную веру греческую, и обещал созвать собор для рассуждения об общем соединении церквей. Даниил короновался в Дрогичине; но событие это осталось без следствий; видя, что от папы не дождаться помощи, Даниил прервал с ним всякие сношения, не обращая внимания на укоры Александра IV; впрочем, титул королевский остался навсегда за князем галицким. Предоставленный одним собственным средствам, Даниил не хотел, однако, отказаться от мысли о сопротивлении татарам: укреплял города и не позволял баскакам утверждаться в низовьях днестровских. Ближайшим соседом Данииловым в Приднепровье был баскак Куремса, не могущий внушить большого страха галицкому князю, так что в 1257 году последний решился предпринять наступательное движение против татар и побрал все русские города, непосредственно от них зависевшие. В 1259 году войско Куремсы явилось у Владимира, но было отбито жителями, сам Куремса не мог взять Луцка, потому что сильный ветер относил от города каменья, бросаемые татарами из машин. Но в 1260 вместо Куремсы явился другой баскак, Бурундай, с которым не так легко было управиться; Бурундай прислал сказать Даниилу: «Я иду на Литву; если ты мирен с нами, то ступай со мною в поход». Опечаленный Даниил сел думать с братом и сыном: они хорошо знали, что если Даниил сам поедет к Бурундаю, то не воротится с добром за явную войну с Куремсою, и потому решили, что Василько поедет за брата.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

... Русская Православная Церковь , учитывая величие подвига зарайских князей-мучеников, причислила их к лику святых благоверных и определила для поминовения их второе воскресенье после Пятидесятницы. Праведные Иоанн и Мария Устюжские Память их празднуется 29 мая/11 июня В трудное и несчастное время татарского ига вся Русская земля была обложена податью в пользу хана. Даже в самые отдаленные пределы, не испытавшие татар­ского погрома, в Великий Устюг, послан был Батыем баскак для сбора податей в ханскую казну. Тяжелы были для народа эти баскаки, или сборщики: много они делали различного рода несправедливостей, обид и притеснений гражданам, под видом ханской дани обогащали себя и не знали меры своему корыстолюбию и самодовольству. Таков был и устюжский баскак Буга, или Багу, татарин по происхождению, по вере язычник. Он не уступал другим баскакам ни в сребролюбии, ни в деспотизме. Глухой ропот слышался в народе, злоба и ненависть к Буге накипела среди христи­ан. Но Буга не замечал народного недовольства и, видя покорность жителей, ста­новился еще более необузданным и дерзким. Однажды Буга увидел дочь одного почтенного гражданина Марию, и грубый язычник пленился девственной ее красотой. Не зная другого закона, кроме своей воли, татарин насильно взял ее себе в наложницы, несмотря ни на ее вопли и слезы, ни на просьбы и дары родителей. Терпеливо переносили устюжане поборы и грабительства баскака, но такого насилия и своеволия не могли снести. Народ заволновался и стал говорить, что надобно убить баскака, что в Ростове, Суздале и Владимире (это было в 1262 году) уже убили их и что будто бы сам великий князь Александр желает того и велел изгонять и избивать их. Но чтобы избежать предстоявшей опасности, Буга, по совету Марии, решился принять крещение и вступить с ней в христианский брак. Принятием святого крещения и вступления в брак Буга примирился с правосудием Божием, успокоился и народ, видя, что он законным браком загладил свое преступление. В святом крещении Буга назван был Иоанном, в честь святого мученика Иоанна Воина, празднуемого 30 июля/12 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Главный храм во имя Ризоположения Божией Матери; в приделе этого храма покоятся мощи основателя монастыря прп. Арсения. Имеется подворье Грязовецкого монастыря в Вологде. Николаевская Озерская пустынь в Грязовецком уезде. Николаевская Озерская пустынь находится в 20 верстах от г. Грязовца. Расположена она в мирном уединенном уголке на восточном берегу Николаевского озера, при самом истоке реки Комелы. Основана пустынь в 1520 году прп. Стефаном Комельским, или Озерским, и первоначально была мужскою обителью. Прп. Стефан был иноком Дионисиево-Глушицкого монастыря. Стремясь к уединению, он удалился на берег Николаевского озера и здесь построил себе часовню. Однажды во время ночной молитвы пред ним предстала Божия Матерь со Св. Николаем Чудотворцем и повелела ему на этом месте построить храм и основать обитель. Первым настоятелем ее был сам прп. Стефан. В год его смерти (1542 г.) обитель постигло страшное несчастье: она была совершенно разорена татарами. Но вскоре она возобновилась и продолжала развиваться. В 1764 году она в числе многих других была упразднена и обращена в приходскую церковь . Окрестное население, питавшее глубокое благоговение к обители, не могло примириться с ея упразднением и стало хлопотать о ее восстановлении. В 1861 году обитель была восстановлена, как женская, и приписана к Горне-Успенскому монастырю. Храм в обители один, каменный, двухэтажный: вверху во имя Св. Николая Чудотворца с двумя приделами и внизу – во имя прп. Стефана Комельского и прп. Онуфрия Великого. В нижнем этаже храма покоятся под спудом мощи прп. Стефана. Обитель обнесена оградой. Вблизи нее стоит большая красивая каменная часовня в память пребывания здесь прп. Стефана Озерского. Устюжский Иоанно-Предтеченский монастырь. Иоанно-Предтеченский монастырь находится в самом городе Великом-Устюге. Он расположен в северо-восточной окраине его на высокой Ивановской горе и занимает по живописности своего местоположения один из красивейших пунктов устюжских окрестностей. Время основания монастыря относится к половине XIII столетия. Вот что сообщает предание об обстоятельствах возникновения обители. В то время над всею Русью тяжким бременем тяготело татарское владычество. В Устюге проживал один татарский баскак, т. е. сборщик податей в пользу хана, по имени Буга. Он был очень жестокий человек и сильно угнетал народ несправедливыми поборами. Наконец, озлобленные. выведенные из терпения жители Устюга восстали против баскака, и ему грозила неминуемая гибель от рук разгневанного народа. Он, чтобы спастись, выразил желание креститься и был крещен с именем Иоанна. Благодать св. веры произвела свое действие, и бывший баскак основал здесь обитель, желая этим выразить сокрушение о прежней греховной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

свящ. Иоанн Верюжский Век XIII. Праведные Иоанн и Мария устюжские, преподобный Киприян устюжский Праведные Иоанн и Мария устюжские В несчастное для России время татарского ига, когда пред дикими кочевниками раболепно преклонялись владетельные русские князья, – положение народа было самое бедственное. Вся русская земля была обложена податью в пользу хана. Даже в самые отдаленные пределы русской земли на далеком севере, не испытавшие татарского погрома, в великий Устюг послан был Батыем баскак для сбора податей в ханскую казну. Тяжелы были для народа эти баскаки, или сборщики: много они делали различного рода несправедливостей, обид и притеснений гражданам, под видом ханской дани обогащали себя и не знали меры своему корыстолюбию и самовольству. Таков был и устюжский баскак Буга, или Багу, татарин по происхождению, по вере язычник. Он не уступал другим баскакам ни в сребролюбии, ни в деспотизме. Воля этого татарина, последнего прислужника ханского, грубого, корыстолюбивого и необузданного дикаря, сделалась для устюжан законом. Можно себе представить, с каким нерадостным чувством встречен был Буга устюжанами, уже наслышавшимися о безчиниях ханских баскаков, как тяжело им было подчиниться баскаку и сносить дикие проявления его воли. Глухой ропот слышался в народе, злоба и ненависть к Буге накипали в душе граждан, не привыкших сносить татарского деспотизма и поругания над христианским народом поганого язычника. Буга не замечал народного недовольства и, видя покорность жителей, становился еще более необузданным и дерзким. Но скоро над ним разразилась гроза и привела баскака в трепет и ужас. Однажды Буга увидел дочь одного почтенного гражданина Марию и грубый язычник пленился девственною ее красотою. Не зная другого закона, кроме своей воли, татарин насильно взял ее себе в наложницы, не смотря ни на ея вопли и слезы, ни на просьбы и дары родителей. Терпеливо переносили устюжане поборы и грабительства баскака, но такого насилия и своеволия не могли снести. Узнавши о том, что поганый татарин осмелился осквернить христианскую девицу, дочь их согражданина, устюжане запылали гневом на дерзкого баскака и, когда не далеко уже было до восстания народа против власти ненавистных завоевателей, вдруг приходит 15 в Устюг известие о победе в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

е. десятники, сотники, тысячники и темники не были правителями народа; ибо между ними нет ни волостеля ни воеводы, ни судьи, ни даже тиуна; следовательно, уже это одно свидетельство показывает, как ловко Александр умел отстоять неприкосновенность внутренней жизни народа, его коренной Русский быт. То же подтверждают, как мы уже видели, и ярлыки Ханов, писанные в позднейшее время: в них, при всей подробности исчисления, упоминаются только лица, или имевшие в своем ведении надзор за сбором податей и отправлением повинностей, или присылаемые из Орды временно, по каким-либо делам, относящимся прямо к Князьям, но отнюдь не вмешивавшиеся в дела внутреннего управления. Таковы: баскаки, таможники, данщики, поборщики, писцы, послы, гонцы, сокольники, ловцы, пардусники, побережники, бураложники, сотники, заставщики, лодейники 70 . Из всех этих лиц, по самому уже названию, ни одно не участвовало во внутреннем управлении, и только разве о баскаках еще можно сомневаться, не были ли они правителями в Русских владениях; ибо прямое значение их должности нигде не определено дошедшими до нас памятниками: но и о них, судя по некоторым указаниям наших летописей, можно сказать, что власть их не распространялась на внутреннее управление народом. Вот упоминания летописей о баскаках: в 1269 году: В. К. Ярослав Ярославич послал из Новгорода во Владимир собирать рать на Немцов, и собрася сила многа, и великий баскак Владимирский, и Аргаман и зять его Айдар со многими Татары приидоша 71 . Под годом 1273: В. К. Василий Ярославич с великим баскаком Володимирским и Аргаманом и со Князем Айдаром и со многими Татары Царевыми воеваша Новгородские власти, и возвратишася со многим полоном во Владимир 72 . Или, под тем же годом: Князь Дмитрей Александрович с Новгородцы прииде к Торжку; в Торжку же бяше тогда воеводы В. К. Василья Ярославича, и смутишася Новгородцы глаголюще: отвсюду нам горе, се Князь Великий Володимирский, а се Князь Великий Тверский, а се великий баскак Царев с Татары, и вся Низовская земля на нас 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/v...

Но ни кротость, ни покорность новому хану не могли спасти добродетельного князя от смерти, которую определено ему претерпеть в орде за Христа Спасителя. Татары жестоко обращались с своими подданными – русскими. Князь мужественно защищал подданных от нападений татар и за это не мало терпел обид от последних. В 1270 году рязанский баскак оклеветал князя Романа пред Темиром, будто бы князь хулит и поносит великого хана и смеется над его верой. Поводом к этой клевете были, без сомнения, дерзкие поступки со стороны баскака, которые вынудили князя высказать ему правду, и надменный баскак придумал средство к мести и погибели князя. Хан поверил клевете, вытребовал Романа в Орду и объявил ему: или принять татарскую веру, или идти на мученическую смерть. Благоверный князь отвечал, что христианин не может менять своей веры на другую. Татарские чиновники, которым был передан князь, старались склонить князя к своей вере ласками и угрозами. «Чистая вера – одна, вера данная Богом, вера христианская; она одна, как и один Бог истинный. Жалею о вашей слепоте; покорный воле Божией, я повинуюсь власти хана: но никто не заставит меня изменить святой моей вере». Таков был ответ князя на увещания татар. Татары заскрежетали зубами и стали бить князя. «Я христианин», говорил князь; но уста его заткнули платком и потом бросили его в цепях в темницу. В душной темнице князь молился о ниспослании ему благодатной помощи; он предчувствовал, что ждет его смерть и, предавая себя воле Божией, молил подать ему силы для совершения мученического подвига. Молитва укрепила князя; 19 июля он был выведен по приговору хана на место казни; здесь мученик стал говорить о святости своих убеждений и о не состоятельности веры, к которой принуждают его. Неустрашимому исповеднику отрезали язык. Затем стали мучить его с ужасающим зверством: ему вырезали глаза, отсекли персты рук и ног, обрезали уши и губы, потом отсекли руки, ноги и голову; последнюю воткнули на копье. Древняя летопись, сказав о страдальческой кончине кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009