В «Полном месяцеслове Востока» архиепископ Сергий (Спасский) приводит сведения из Сербского пролога XIII века, где в поучении на день памяти святых русских мучеников приводятся их имена в сербской огласовке: Енен, Нирин и Пен . В числе русских святых I века В.Н. Татищев называет еще неоправданно забытых князя мученика Оскольда (Аскольда) и Глеба (Улеба), брата Святослава. Он писал: «Его же можно (Оскольда) за первого в Руси мученика почитать, как и Улеба (Глеба), брата Святослава, кои от неведения истории забыты и в святцы не внесены» . В числе первых русских святых также известны священномученики Херсонесские: епископы Василий, Ефрем, Евгений, Агафадор, Елпидий, Еферий, Капитон, святой мученик Емилиан, святой великомученик Никита Стратилат Скифоготфский († 305), святой мученик Флориан Стратилат († 300). Это только малая часть известных первых русских святых, прославленных Вселенской Православной Церковью. А сколько утрачено сведений о других славяно-русских святых! Летописи, хранившие в себе столько ценного о жизни наших далеких предков, погибли в огне нашествий иноплеменников: готов, гуннов, хазар и прочих. Миниатюра минология Василия II      В архиве Симферополя сохранился документ под названием «Всем священникам Симферопольской и Крымской епархии»: «Прошу вас, отцы всечестные, поминать на отпустах литургии, вечерни и утрени святых мучеников Инну, Пинну, Римму, ибо их надо считать крымскими святыми. Это – очень древние мученики». Этот документ подписан 30 октября 1950 года с вятителем Лукой (Войно-Ясенецким) , архиепископом Симферопольским и Крымским. Сейчас возле алуштинского храма во имя Всех крымских святых возведена часовня святых мучеников Инны, Пинны, Риммы, где помещена на стене редкая икона с их святыми образами. К сожалению, в богослужебной практике память святых мучеников Инны, Пинны и Риммы не выражена особым богослужением, поэтому в среде церковных людей день их памяти совершенно и неоправданно забыт. Прославление памяти первых русских святых должно стать для нашей святой Церкви устойчивой литургической традицией и должно быть возведено по типу уставного служения, как минимум, к полиелейной службе.

http://pravoslavie.ru/68026.html

Когда в годы перестройки книга Волкова была издана в СССР, один из рецензентов заметил: «”снова упрусь” — вот итог, превращающий “Погружение во тьму” в “Восхождение к свету”». О.В.Волков. Первый арест. 1928 год Начало первого срока будущий писатель отбывал на Соловках. Этот лагерный год был довольно легким по сравнению с тем, что ему предстояло пережить в дальнейшем: на Соловках еще царили относительно «патриархальные» нравы. В чем состояла «патриархальность», можно понять лишь в контексте всей книги, да и лагерных мемуаров в целом… Внезапно лагерный срок Волкову заменили высылкой в Тульскую область: сказалось заступничество «всероссийского старосты» Калинина, которому близкие Волкова когда-то оказали важную услугу. Эта замена спасла будущему писателю жизнь: через несколько месяцев на Соловках начались массовые расстрелы. В одну ночь было убито свыше шестисот человек. После второго ареста, вновь попав на Соловки в 1931 году, Волков не встретил здесь никого из прежних друзей. Потом была ссылка в Архангельск, где Волков общался со святителем Лукой (Войно-Ясенецким); уже в ссылке — новый арест и лагерь в Коми АССР. Освободившись незадолго до начала войны, Волков поступил в геологическую экспедицию, что дало ему почти год передышки от жизни за колючей проволокой: затерянную в тайге экспедицию органы нашли только летом 1942-го, чтобы объявить Волкову об аресте и новом сроке. Пообещала ведь ему когда-то советская власть: не хочешь быть стукачом — сгноим в лагерях, и обещание выполняла с большевистским дубинноголовым энтузиазмом. И своего почти добилась: через два года он умирал от тяжелейшей дистрофии, пеллагры, цинги. Лечить никто не собирался — много их тут было таких. Но случайно (случайно ли?) о нем узнал начальник санчасти, бывший зэк, с которым Волков когда-то вместе сидел. Этот человек сделал всё, что мог в тех условиях: Волкова взяли в лазарет, подлечили ровно настолько, чтобы он передвигал ноги (при лучшем состоянии комиссия не подписала бы акт об инвалидности), и отправили умирать в ссылку.

http://pravoslavie.ru/55912.html

Кроме того, отцу очень повезло – у него перед глазами прошли многие великие святые, новомученики. А некоторых он знал лично – священномученикам Серафиму (Чичагову) и Илариону (Троицкому) он прислуживал в алтаре. Был знаком со святителем Лукой (Войно-Ясенецким). Это стало возможным благодаря тому, что папа родился и вырос в Архангельске, в районе Соломбала – это участок на берегу Северной Двины, являвшийся перевалочным пунктом, из которого на Соловки шли корабли. Был очень короткий период времени (к 30-му году он уже закончился), когда ссыльным архиереям и духовенству еще разрешали служить перед тем, как их отправляли в соловецкий ГУЛАГ. Мой отец застал этот период и своими глазами увидел этих удивительных людей. И это предопределило всю его жизнь. Алексей Шиповальников. Фото Полины Боровиковой — Каким образом вашему отцу удалось осуществить свою мечту о священстве? — Для начала отец поехал учиться в Ленинград, так как оставаться в Архангельске не было смысла. Там он поступил в холодильный техникум. В Ленинграде папа познакомился с владыкой Николаем (Ярушевичем), ставшим для него духовным отцом. В конце тридцатых отца призвали в армию, а затем началась Великая Отечественная война. Он попал в Одессу, где во время знаменитой эвакуации войск в Крым сержант Шиповальников вместе с тысячами других солдат был оставлен на берегу, на погибель. На следующий же день брошенные на берегу красноармейцы были окружены противником и их повели на расстрел. Отцу чудом удалось бежать. В оккупированной Одессе папа познакомился и обвенчался с мамой, там же был рукоположен ростовским архиепископом Николаем (Амасийским). — В конце войны, уже в сане иерея оказавшись в Румынии, отец Виктор вместе с семьей – женой и новорожденной дочерью – решает вернуться в СССР (хотя была возможность уехать в Швейцарию), прекрасно понимая, чем это может ему грозить. Из книги о вашем отце: « И х поместили в Кишиневский фильтрационный пункт. Все жили в бараке. Матушка плохо себя чувствовала после родов (еще не прошло даже 40 дней), в лагере не давали мыться. Пеленки отец Виктор сушил на себе – обматывался ими на ночь ». А спустя три месяца последовал арест отца Виктора, следствие и этапирование в воркутинский ГУЛАГ. Матушка с грудным ребенком на руках оказалась на улице. Зачем же они вернулись в СССР?

http://pravmir.ru/aleksey-shipovalnikov-...

Один из главных организаторов конференции игумен монастыря Преображения Господня Сагмата архимандрит Нектарий (Антонопулос), ставший осенью 2013 года митрополитом Арголидским, включил рассказ об уникальном поезде в трехтомник «Путь вместе со святым Лукой». Богато иллюстрированное издание и фотоальбом о Святителе Луке греческий монах подарил русскому врачу-космонавту в Москве. Подарок монаха врачу-космонавту Посетившие выставку митрополит Мадагаскарский Игнатий и митрополит Арголидский Нектарий вместе с заведующим Второй хирургической клиникой Центральной государственной клинической больницы «Евангелизмос» г. Афины профессором Георгием Папагеоргиу были участниками VI научно-практической конференции «Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого)», которая прошла 5 июня в г. Железнодорожный в филиале N 3 ГВКГ им. академика Н.Н. Бурденко. Трудами митрополита Нектария за последние 15 лет Святитель Лука стал одним из самых почитаемых в Греции святых. Более 30-ти греческих храмов названы именем русского врача. В Фивах в монастыре Преображения Господня Сагмата есть частица мощей и чудотворная икона Святителя, создан музей, фото которого представлено на выставке. 110 экспедиций совершил владыка Нектарий, посетив практически все места, связанные с именем любимого святого. По его стопам монах шел вместе с греческими детьми. Добрались они даже до поселка Большая Мурта, где врач отбывал ссылку. Не раз были в Красноярске, где установлен памятник Святителю Луке, где его именем названа Медицинская академия, а при школе N 10, в здании которой в годы войны был эвакогоспиталь 1515, создан музей. Сотрудники музея любезно прислали фотографии для выставки. Юбилеи Выражая благодарность всем, кто внес свою лепту в создание выставки, хочется верить, что по молитвам Святителя Луки Господь поможет провести международную передвижную фотовыставку, которую увидят жители разных стран, в том числе и врачи. 14 ноября 2014 года мы будем отмечать 15-летие со дня прославления Святителя Луки Красноярской епархией. В августе 2015 года отпразднуем 15-летие со дня причисления его к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания. В 2016 году исполнится 100 лет со дня защиты докторской диссертации «Регионарная анестезия» и 20 лет со дня канонизации Святителя Луки Симферопольской и Крымской епархией.

http://ruskline.ru/analitika/2014/06/11/...

Профессии ведь есть разные, и не от всех мы требуем тепла, заботы и понимания. А вот больница — это богоугодное заведение, где все сотрудники объединены одной целью — помочь. Когда мы сталкиваемся со страданием, будь то война или болезнь, самое главное — не воспринимать это как наказание. Что сделал этот ребенок или женщина в расцвете лет? Почему они болеют, а мы — нет? Когда моя жена заболела раком, я много думал об этом. И она сказала мне: «Пока сам не заболеешь, на эту тему даже не рассуждай». Мы не представляем, что испытывает человек, узнавший, что у него рак, что его жизнь, считай, кончена. Можно попробовать сказать что-то в духе «болезнь дается для очищения души», но я думаю, мы просто не имеем права так говорить. Некоторые люди озлобляются, считают, что Бог их незаслуженно наказал. Но если удается свое страдание принять и преобразовать во что-то хорошее, помня о грядущей жизни, — это большое счастье. Однажды к нам в больницу принесли на время мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Тот день я помню до сих пор. Только их привезли, раздался звонок из руководящей организации: есть возможность выделить деньги на покупку медицинского оборудования. Мы уже знали, что нам надо заказать, но я вдруг вспомнил историю, связанную со святителем Лукой. Один из наших филиалов в Переславле-Залесском носит его имя — там святитель когда-то сам работал главврачом и очень хотел приобрести рентген, да началась Первая мировая война, не получилось. И тут меня озарило: а ведь в наш филиал в Переславле-Залесском нам тоже нужен «современный рентген» — аппарат КТ. Только это дорого. Посмотрел на мощевик, стоящий у меня в кабинете, по­думал и… вписал в заявку аппарат, несмотря на превышение суммы. А вечером вдруг узнаю, что «по случайному стечению обстоятельств» появилась возможность выделить дополнительные деньги. Причем ровно столько, сколько было нужно на покупку КТ. Так святитель помог нам осуществить то, чего сам он ждал, но не дождался. Любая человеческая душа так или иначе стремится к добру. Даже будучи в плену греха, мы имеем потребность служить и любить других людей.

http://foma.ru/aleksej-zarov-moja-profes...

Кн. В. Д. Жевахов (в центре), игум. Валентин, начальник Зверинецкого скита (справа), о. Никанор, зав. хозяйством скита (слева). Фотография. 10-е гг. ХХ в. Кн. В. Д. Жевахов (в центре), игум. Валентин, начальник Зверинецкого скита (справа), о. Никанор, зав. хозяйством скита (слева). Фотография. 10-е гг. ХХ в. Сщмч. Иоасаф (Жевахов). Фотография. 1925 г. В 1924 г. В. Жевахов арестован ОГПУ и 7 месяцев содержался в киевской тюрьме. В нояб. 1924 г. поселился в киевском Ионинском Троицком мон-ре. Тогда же обратился к Патриарху Московскому и всея России свт. Тихону с прошением благословить принять монашество в Зверинецком скиту. 24 дек. 1924 г. в Зверинецком надпещерном храме управляющим Киевской епархией Уманским еп. сщмч. Макарием (Кармазиным) пострижен в монашество с именем Иоасаф в честь свт. Иоасафа Белгородского. Вскоре рукоположен во диакона и во иерея. 6 июля 1926 г. хиротонисан во епископа Дмитриевского, назначен викарием Курской епархии. Хиротонию в Крестовоздвиженском монастыре Н. Новгорода возглавил Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) в сослужении Печерского еп. Григория (Козлова ; впосл. архиепископ) и Конотопского еп. Иоанна (Доброславина). 16 сент. того же года И. был арестован по обвинению в «изготовлении и хранении в своей квартире с целью распространения агитационной литературы контрреволюционного содержания», а также за «поминовение во время богослужений бывшего императора, членов царского дома и бывших министров». Приговорен к заключению в ИТЛ. С осени 1926 г. отбывал наказание в СЛОН. В кон. 1929 г., по освобождении, направлен на 3 года в ссылку в Нарымский край. Вернувшись, 19 сент. 1932 г. назначен епископом Пятигорским, а 28 окт. того же года - епископом Чебоксарским. От назначений отказался, вероятно по состоянию здоровья. В 1933 г. вновь приговорен к 10 годам ссылки в Северный край. Проживал в Архангельской обл., где познакомился и духовно сблизился со свт. Лукой (Войно-Ясенецким) . Здоровье И. значительно ухудшилось, и его, как инвалида, перевели на жительство под административным надзором в Московскую обл.

http://pravenc.ru/text/578050.html

2010 17. О семье и воспитании детей [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) . Москва: Сиб. благозвонница, 2010. 44 с. То же. 2012, 2014. 2013 18. Я полюбил страдание [Текст]: автобиография/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) . Минск: Белорусская Православ. Церковь , 2013. 125, с.: портр. 2014 19. «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу» [Текст]: сб./свт. Лука (Войно-Ясенецкий) ; [сост. Л. А. Чуткова]. Москва: Сиб. Благозвонница, 2014. 254, с.: ил., портр. То же. 2016. Автобиография и избранные наставления святителя Луки. 20. Страницы жизни [Текст]: воспоминания святителя Луки (Войно-Ясенецкого) , имя которого неразрывно связано с Крымом/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Респ. Крым. 2014. 16 янв. С. 11: фот. Воспоминания святителя Луки (Войно-Ясенецкого) о пребывании в Бутырской и Таганской тюрьмах. 2015 21. Я полюбил страдание [Текст]: автобиография/свт. Лука Крымский . Москва: Сиб. Благозвонница, 2015. 155, с.: ил. То же – 2016. 2016 22. «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу». Год со святителем Лукой Крымским . [Текст]: православ. календарь на 2017 г./свт. Лука (Войно-Ясенецкий) ; сост. Анатолий Плево. Москва: Приход Св. Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2016 368 с. Автобиография и проповеди святителя Луки. 23. Третья ссылка [Текст]//Мичурин. правда. 2016. 11 июня. С. 14. Отрывок из автобиографии святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого) «Я полюбил страдание». Эпистолярное наследие В.Ф. Войно-Ясенецкого (прямая хронология писем) 24. Безмездный целитель святитель Лука (Войно-Ясенецкий) . Житие. Чудеса. Письма [Текст]/сост. архим. Нектарий (Андонопулус); пер. с греч. Н. Г. Николау. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2011. 128 с. То же 2013. 25. Пузин, Н. П. Несколько штрихов к биографии профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, архиепископа Луки (по неопубликованным письмам и воспоминаниям) [Текст]/Н. П. Пузин//Вестн. рус. христиан. движения. – Париж; Нью-Йорк; Москва, 1994. 170. С. 205–215. Письмо Льву Николаевичу Толстому от 30 октября 1897 г. и письма 1942–1943 гг. Н. Пузину, сотруднику музея-усадьбы Л. Н. Толстого в Ясной Поляне.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Марина 7 января 2016, 15:23 Святитель Лука, помолись за мо. семью мужа Олега о укрощении его гнева и ненависти, о здравии дочки Екатерины, сына Ярослава, мужа Олега. мамы Надежды , папы Сергея и рабы Божьей Ларисы. О семейном и и супружеском благословлении на мужа моего Олега. Любовь 12 ноября 2015, 18:15 Сегодня молилась в церкви за здоровье родных и своё. Просила Святых, которых узнала за последнее время.стала писать прошение, и служитель церкви порекомендовал написать Святому Луке. Спасибо ей за это! Я написала и помолилась Святителю Отче Луке за свое здоровье. У меня была операция, затем химиитерапии, предстоит ещё одна.Святитель Отче Лука,прошу помоги исцелиться от болезни и встать полноценной здоровой. Живу в Сибири, будет возможность поклонюсь к твоим мощам. Спасибо за твою помощь и любовь к нам. Во имя Отца и Сына и Святого Духа Аминь.Любовь. Мария 14 июня 2015, 20:09 Исцели нас, Марию и мл.Анну чудный помощник! Ты мне помог сохранить дочку, помоги и сейчас ради Христа - исцели нам гименолепидоз. И помоги мл.Антонине вылечиться от страшной аллергии! Слава Богу за все!!! Наталия 11 июня 2015, 13:35 Спасибо автору за статью!!! Вы познакомили меня с удивительнейшим, прекрасным человеком свят. Лукой! Я прочитала его биографию, и сразу захотелось жить, молиться, делать людям добро и творить!!! Тоже текут слезы от счастья!!! Елена 9 июня 2015, 18:39 Я получила немедленное исцеление от мощей Святого Апостола Луки. Перестал болеть сустав который беспокоил с детства. А еще после этого я стала получать регулярную помощь в виде заказов по работе от Мед.Университета имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого. Моя двоюродная бабушка которой 91 год в самом начале войны училась на медсестру и видела Святого Луку Войно-Ясенецкого в Красноярске. Слава Богу за все! Молюсь о здравии р.б. Татианы,Галины,Татианы и Елены. Михаил 18 марта 2015, 12:32 Спаси Господи за рассказ. Святый Лука Крымский, моли Бога о нас! Сергий 18 марта 2015, 08:30 Спасибо за рассказ. Святые молятся о нас, а мы получаем по вере, спаси ГОСПОДИ.

http://pravoslavie.ru/62062.html

  Е. И. Каликинская. Детство со святителем Лукой. По воспоминаниям родных и близких святителя Луки Крымского . – М.: Авторская Академия, 2016. – 88 с./Представляет Наталья Богатырёва //Фома. - – март 2017. – С.86. - (раздел « Культура », рубрика « Что читать »).   В предисловии к книге правнучка святителя Луки, Татьяна Валентиновна Войно-Ясенецкая, пишет, что это издание родилось как продолжение кропотливой работы Екатерины Каликинской, начатой в книге «Образы великих хирургов» и продолженной в биографических исследованиях о Луке Крымском. «Сохраняя точность архивных и мемуарных данных, Екатерина написала “Детство со святителем Лукой” глубоко любящим сердцем», - отмечается в предисловии. В книге много любопытных фактов семейной жизни владыки, причем об отношениях его с родными детьми автор пишет максимально деликатно, замечая, что тема эта сложная, но ясно одно: «отношения святителя с его детьми были наполнены любовью и заботой с его стороны и почитанием со стороны сыновей и дочери». Последние 15 лет земной жизни свт. Луки в его крымском доме жили внуки его рано скончавшихся братьев со своими матерями – племянницами святителя. Майя, Николай, Юрий поделились своими воспоминаниям о «дедушке» - так называли они святителя Луку. Новая книга Екатерины Каликинской – это, по ее признанию, попытка анализа опыта воспитания детей великим хирургом и проповедником. И этот опыт будет чрезвычайно интересен и полезен тем, кто хочет воспитать детей настоящими людьми и истинными христианами. Память внуков святителя Луки сохранила множество трогательных и величественных эпизодов его земной жизни, благодаря которым от книги не оторвешься, пока не перелистнешь последнюю страницу.   М. Л. Казем-Бек. Дневники . – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – 560 с.: ил./Представляет Наталья Богатырёва //Фома. - – март 2017. – С.87. - (раздел « Культура », рубрика « Что читать »).   Эта книга – отличный подарок не только любителям мемуарной литературы, но и всем, кого мучает вопрос (а в год юбилея Октябрьской революции или, если угодно, переворота, кого он не мучает!): в чем причины русской катастрофы, навсегда изменившей картину мира? Мария Львовна Казем-Бек, урожденная Толстая, принадлежала к ушедшей дворянской культуре, и ее дневники – один из мостов к старой России, которую мы потеряли, но которую сейчас так тяжело и все-таки верно обретаем.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-167-...

В 1952 году архимандрит Петр (Семеновых) Патриархом Алексием I был назначен духовником братии Лавры. В 50-е годы он становится духовником и самого Патриарха Алексия (Симанского), а в 1961 году — духовником Московской духовной академии. Известно, что у него исповедались епископы Питирим (Нечаев) и Филарет (Вахромеев). Исповедались у него и многие известные архиереи, священнослужители и даже светские люди того времени. Согласно рассказу архимандрита Кирилла (Павлова), архимандрит Петр (Семеновых) принял в лаврской гостинице исповедь маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского. Одновременно с архимандритом Петром (Семеновых) в Лавре подвизались опытные монахи и известные в то время духовники, в том числе архимандрит Серафим (Шинкарев) (бывший некогда в ссылке вместе со святителем Лукой (Войно-Ясенецким), архимандрит Филадельф (Мишин), Иосия (Евсеенок) и другие. Архимандрит Илия (Рейзмир) говорит: «Это старшее поколение монахов, на долю которых выпали испытания XX века. Они особенно дорожили каждым богослужением, ни одного ни пропускали! И нам прививали: первый признак благочестия — когда человека тянет в храм» . С любовью вспоминал об архимандрите Петре (Семеновых) архимандрит Кирилл (Павлов), но говорил и о его строгости. Одним из ближайших учеников архимандрита Петра был постриженник архиепископа Ювеналия (Килина) о. Иоанн (Маслов), доцент и духовник Московской духовной академии, впоследствии схиархимандрит. Недавно отошел ко Господу игумен Косма (Алехин). Ему довелось быть последним келейником архимандрита Петра (Семеновых). О. Косма неоднократно рассказывал своим духовным чадам об о. Петре. «В то время в Лавре после ужина и вечерних молитв проводилась общая исповедь. Отец Петр исповедовал всю братию и старался удовлетворить духовные нужды всех» . Говорил, что монах должен иметь у себя настольной книгой «Вопросы и ответы» Варсонофия и Иоанна Великого. Митрополит Чебоксарский Варнава (Кедров), бывший духовным чадом архимандрита Петра (Семеновых), вспоминал о нем так: «Очень духовный и очень строгий. Кто-то бегал от него. Он был такой: “Согрешишь — больше не греши». А я так полюбил его, что больше ни к кому не ходил, только к нему» .

http://bogoslov.ru/article/6171532

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010