Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко) – один из самых харизматичных и решительных в отстаивании истины архиереев Украинской Православной Церкви. Он родом из Донецкой области, по светскому образованию – медик, в монашество пострижен с именем Лука в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Ситуация на Украине не раз давала возможность владыке проявить мужество: ему приходилось лицом к лицу сталкиваться с беснующейся толпой националистов. О том, где найти мужество поступать по совести, как вести проповедь в нынешних условиях, какие проблемы особенно остро стоят перед епархией и Церковью, – эта беседа с владыкой Лукой. Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко) – 10 лет назад вы стали Запорожским владыкой. Что за эти годы было самым трудным в управлении епархией? Какие проблемы до сих пор остались нерешенными? – Трудности в управлении епархией связаны с людьми. Это самое дорогое, что у нас есть, но в то же время и самое сложное. В чем здесь проблема? Кто-то сравнил человеческие личности с речными камешками. Они лежат на берегу обтертые, без задоринок, их приятно взять в руку. Все гладенькие и ровненькие, но друг ко другу не подходят. Вот здесь для нас как раз и возникает проблема: как сделать так, чтобы мы были не такими ершистыми, уважали друг друга и находили понимание. То, что я наблюдаю, касается не только Запорожской епархии. Это аморфность, леность, зависть и другой негатив, с которыми приходится сталкиваться даже в нашей церковной среде. Тогда что говорить о внешнем мире, о том, какими немощами страдают нецерковные люди? Если проанализировать изменения человеческих отношений в современном украинском обществе, то уровень агрессии и злобы стал очень высок. Огромное влияние на такое положение оказывают средства массовой информации. В качестве примера: человек пришел с работы, ему нужно покушать и отдохнуть. Он включает телевизор и смотрит какой-нибудь сериал. После этого – новости, в которых злоба, ненависть и сплошные проблемы. Потом – ток-шоу, где политики с пеной у рта оскорбляют друг друга. И каждый день так информационно обрабатываются миллионы наших граждан, в результате чего нагнетается обстановка в семьях, человек срывается на тех, кто рядом, на домашних и коллег по работе.

http://pravoslavie.ru/137040.html

Прижизненное издание Очерков гнойной хирургии архиепископа Луки      Здесь он разработал новый метод лечения гнойных ран. Его вызвали в Ленинград, и Киров лично уговаривал его снять с себя сан, после чего обещал тут же предоставить ему институт. Но владыка не согласился даже на печатание своей книги без указания сана. Однако «Очерки гнойной хирургии» все-таки вышли в 1934 г. и выдержали два переиздания. За этот труд святитель получил в 1946 г. Сталинскую премию 1-й степени. Для нашего времени чрезвычайно актуален его опыт перенесения лишений. Известно, что они способны сделать человека озлобленным, безжалостным, мстительным. Но святитель Лука, много выстрадав, сумел не превратиться в замкнутого мизантропа. Не следует думать, что он забыл то, что пережил «по острогам и ссылкам». Но при этом не разучился быть милосердным. Известно, что когда началась Великая Отечественная война, он, будучи в очередной ссылке под Красноярском, пришел к руководителю райцентра и предложил свой опыт, знание, мастерство для лечения воинов Советской армии. Причем это не было попыткой получить свободу. Заявление, сделанное в связи с этим архиепископом Лукой, кончалось потрясающими словами: «…по окончании войны готов вернуться в ссылку». Он, как пастырь и врач, просто-напросто не мог оставаться в стороне при виде страданий людей, которым мог бы помочь. Епископ Лука в окружении паствы. Ташкент, 1936 г.      С октября 1941 г. святитель Лука стал консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Он много работал, совершая по пять сложных операций в день. Несмотря на то что в это время ему было уже за шестьдесят, Владыка проводил в операционной по пять–десять часов ежедневно, особое внимание уделял тяжелораненым, которых нередко спасал от смерти. Заключенный Валентин Войно-Ясенецкий (епископ Лука), Ташкент, 1939 г.      Одиннадцать лет, через мытарства тюрем и ссылок, пронес святитель верность избранному им жизненному пути, верность Православию. Он мог бы получить свободу, возглавить институт, который ему готовы были предоставить, ценой одной-единственной уступки. От него требовалось только отказаться от сана, отречься от Бога. Он предпочел вынести любые страдания, но не предал свою веру. Свобода пришла к нему лишь в 1942 г. В 1944 г. он стал архиепископом Тамбовским, а в 1946 г. – архиепископом Крымским и Симферопольским. В это время из-за прогрессирующей потери зрения он уже не мог заниматься хирургической деятельностью.

http://pravoslavie.ru/103301.html

Два молодых священника открыли ему дверь, помогли выйти. Он оказался высоким и грузным человеком, но, несмотря на это, вид его был величествен. Видя, как он осторожно идет, я понял, что он почти ничего не видит. Один глаз его был почти слеп, а другой будто светился благородным светом. На лице лежала печать усталости - физической и духовной. Он еще раз посмотрел на нас с легкой доброй улыбкой, будто прощая нам наши безумные шутки и, поддерживаемый двумя священниками, начал медленно подниматься по лестнице. Когда они восходили вверх по лестнице, голова этого седовласого старца буквально излучала свет Все мы, студенты, застыли в изумлении, понимая, что это не простой священнослужитель, что это какой-то необыкновенный человек. Об этом говорило благородство его блика, выправка, какое-то особое величие. И когда они восходили вверх по лестнице, голова этого седовласого старца буквально излучала свет. Я тогда не был воцерковлен. Это потом в храмах я видел нимбы над головами святых. Они поднимались все выше, и две фигуры рядом с ним исчезли, а свет от фигуры старца становился все ярче. Именно так! Это был не обычный священнослужитель, это не был архиепископ Симферопольский и Крымский, это не был великий хирург Валентин Войно-Ясенецкий, это был святой Лука ! Перевела с греческого Наталия Николау Записала Ирина Ахундова http://www.pravoslavie.ru/put/71410.htm Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Кроме того, отцу очень повезло – у него перед глазами прошли многие великие святые, новомученики. А некоторых он знал лично – священномученикам Серафиму (Чичагову) и Илариону (Троицкому) он прислуживал в алтаре. Был знаком со святителем Лукой (Войно-Ясенецким). Это стало возможным благодаря тому, что папа родился и вырос в Архангельске, в районе Соломбала – это участок на берегу Северной Двины, являвшийся перевалочным пунктом, из которого на Соловки шли корабли. Был очень короткий период времени (к 30-му году он уже закончился), когда ссыльным архиереям и духовенству еще разрешали служить перед тем, как их отправляли в соловецкий ГУЛАГ. Мой отец застал этот период и своими глазами увидел этих удивительных людей. И это предопределило всю его жизнь. Алексей Шиповальников. Фото Полины Боровиковой — Каким образом вашему отцу удалось осуществить свою мечту о священстве? — Для начала отец поехал учиться в Ленинград, так как оставаться в Архангельске не было смысла. Там он поступил в холодильный техникум. В Ленинграде папа познакомился с владыкой Николаем (Ярушевичем), ставшим для него духовным отцом. В конце тридцатых отца призвали в армию, а затем началась Великая Отечественная война. Он попал в Одессу, где во время знаменитой эвакуации войск в Крым сержант Шиповальников вместе с тысячами других солдат был оставлен на берегу, на погибель. На следующий же день брошенные на берегу красноармейцы были окружены противником и их повели на расстрел. Отцу чудом удалось бежать. В оккупированной Одессе папа познакомился и обвенчался с мамой, там же был рукоположен ростовским архиепископом Николаем (Амасийским). — В конце войны, уже в сане иерея оказавшись в Румынии, отец Виктор вместе с семьей – женой и новорожденной дочерью – решает вернуться в СССР (хотя была возможность уехать в Швейцарию), прекрасно понимая, чем это может ему грозить. Из книги о вашем отце: « И х поместили в Кишиневский фильтрационный пункт. Все жили в бараке. Матушка плохо себя чувствовала после родов (еще не прошло даже 40 дней), в лагере не давали мыться. Пеленки отец Виктор сушил на себе – обматывался ими на ночь ». А спустя три месяца последовал арест отца Виктора, следствие и этапирование в воркутинский ГУЛАГ. Матушка с грудным ребенком на руках оказалась на улице. Зачем же они вернулись в СССР?

http://pravmir.ru/aleksey-shipovalnikov-...

Но так как уполномоченный в это время лежал в больнице, а председателя Облисполкома не было, Милославов с этим поручением архиепископа обратился к первому заместителю председателя к тов. Лялину, тов. Лялин обещал Милославову прислать представителя Облисполкома. После чего он поручил главному госарбитру тов. Нордэн пойти туда, но участия в комиссии не принимать, а послушать, что там будут говорить. Тов. Нордэн, получив точное указание тов. Лялина, пришел ко мне в больницу за советом, следует ли ему пойти в комиссию, созданную архиепископом, или нет, если пойти, то каково должно быть его участие в этой комиссии. Мною было тов. Нордэну разъяснено, что никакого участия представителей государственных организаций в комиссиях, создаваемых церковниками, не должно быть, и ему в этой комиссии делать нечего и идти туда не следует, это их дело частное, внутрицерковное. Что архиепископ Лука, прося представителя Облисполкома для участия в комиссии, видимо, хочет этим узаконить совершенное ими шарлатанство с «обновлением» иконы. Затем, после соответствующей консультации, было рекомендовано тов. Нордэн все же пойти в епархиальное управление не в комиссию, а лично к самому архиепископу Луке, напомнить последнему о законе об отделении церкви от государства, и что представители государственных органов ни в каких комиссиях, создаваемых ими, участвовать не могут, это дело их частное, внутрицерковное. Тов. Нордэн в тот же день, 28/V, посетил архиепископа Луку, при его беседе с последним присутствовали священники Милославов и Крашановский. Во время беседы тов. Нордэн заметил архиепископу Луке, что ему, наверное, хорошо известен закон об отделении церкви от государства и школы от церкви, а поэтому представители государственных органов ни в каких церковных комиссиях не участвуют, это Ваше частное дело. Созданная архиепископом Лукой комиссия в составе: 1)  Настоятеля кафедрального собора протоиерея Милославова. 2) Настоятеля Благовещенской церкви протоиерея Голубятникова. 3) Настоятеля Севастопольского собора протоиерея Крашановского.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Сообщено мной было Луке и о нарушении типового договора, заключенного Алуштинской церковной общиной с Алуштинским райисполкомом на использование церкви исключительно для молитвенных целей. При посещении мной Алуштинской церковной общины, в присутствии секретаря райисполкома тов. Резниченко, церковного старосты и священника Клаас, было обнаружено, сказал я Луке, на втором этаже храма, где ранее находилось две комнаты для крещения, теперь оборудованы под спальню приехавшей к Клаасу так называемой приемной дочери, которая разместилась не у нареченной матери – жены Клааса на квартире, а непосредственно в церкви. В этих двух комнатах царит хаос, на столе валяется большое количество окурков, грязно, пол заплеван, на столе и под столом двенадцать пустых бутылок из-под вина разных марок и одна бутылка из-под водки, короче говоря, резюмировал я, в этой церкви делается то же, что делалось в Ильинской церкви г. Евпатории. Лука это мое сообщение очень воспринял болезненно и с раздражением, повысив тон, сказал: «У меня нет пьяниц священников, нет прелюбодеев, все они честно служат Богу; у меня нет священников, делающих аморальные поступки. Известно ли Вам, – сказал Лука, – что на каждую литургию идет пол-литра вина?» Я ответил: известно, однако я не знаю случаев, чтобы требовалась на эту цель водка. Нервозность Луки не оправдывала поступка священника, а наоборот, и я прямо задал Луке вопрос, одобряет ли он действия священника Клаас, организовавшего в церкви ночлежку, распивочную и курительную комнату? Лука, успокоившись, ответил: «Клаас сделал неправильно», и тут же дал указание секретарю Рыхлицкому вызвать священника в епархию. Мной перед Лукой был поставлен и такой вопрос, что он нарушает указание Патриархии от 26 октября 1959 г. о разъездных священниках и до сих пор направляет заштатных священников на временную службу в те приходы, где нет настоятелей, и просил его больше такого рода нарушений не делать. На это мне Лука сказал, что он будет на меня жаловаться в Совет по делам церкви. На это я Луке ответил, что это его право, однако когда Вы будете писать об этом в Совет, то Совету сообщите, что направляемые Вами на время (один, два дня) священники скрыли от РайФО, ГорФО и ОблФО свои доходы и не платили подоходного налога, тем самым обманули государство, что делать никому не положено.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

В это время у меня на приеме был секретарь архиепископа протоиерей Милославов, и я сказал, что придется выехать на место проверить, в чем там дело. 18 июня с/г протоиерей Милославов позвонил мне по телефону и сообщил, что архиепископ Лука прилетел из Москвы и завтра, 19/VI, собирается ехать в Алушту по жалобе Калягина (об этом ему сказал Милославов), то он приглашает меня выехать вместе с ним в его машине. Я согласился, и на следующий день, 19/VI с/г, он заехал за мной. Результаты проверки жалобы Калягина сообщу ниже 13 , а сейчас считаю необходимым информировать Совет о той беседе, которая у нас была с Лукой в автомашине при поездке в Алушту. Вначале он рассказал о полете в Москву (туда и обратно летел на самолете), как был встречен на вокзале, затем в гостинице «Москва», в институте профессорами (в каком точно, я не запомнил) , летал в Москву, как говорит, специально к специалистам в связи с болезнью глаз. Затем рассказал, как был принят в Патриархии и самим Патриархом 14 , что был на приеме у члена Совета тов. Уткина, а с тов. Карповым беседовал в Патриархии, обо всех этих встречах, приемах и беседах отзывался очень хорошо. Из всей этой его беседы чувствовалось, что он хотел подчеркнуть, что вот, мол, в Москве с ним считаются как с крупной величиной, не только как с архиереем, но и с ученым. Тут же сразу спрашивает меня: «Вы ничего не знаете о проводимой против меня обструкции профессорами мединститута?» Я сказал, что ничего не знаю. Тогда Лука рассказал следующее. Когда ему в Облисполкоме вручали знаки лауреата Сталинской премии, во время беседы председатель Облисполкома тов. Кривошеин просил его помочь местным врачам и прочитать ряд лекций по гнойной хирургии (хотя он здесь и приврал, так как я в это время присутствовал, и тов. Кривошеин его не просил, а он сам предложил об этом, чтобы передать врачам свои знания), что после этого его посетил зав. Облздравотделом доктор Стефановский, и они договорились о его докладах и лекциях. Организацию этого дела якобы доктор Стефановский поручил профессору-хирургу мединститута Потапову, а последний – коммунист и секретарь парторганизации мединститута, и такое поручение, по словам Луки, ему пришлось не по душе, и вместе с женою, тоже врачом-хирургом, стали восстанавливать против него, Луки, всю профессуру, если вначале его приглашали для чтения лекций и докладов, то последнее время ему стали устраивать обструкции, и приводит это на таком примере. Когда читал лекцию последний раз, 29 мая с/г, для симферопольских врачей в 3-й поликлинике, то в перерыв, который был сделан во время его лекции, профессора мединститута демонстративно покинули зал.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Когда в годы перестройки книга Волкова была издана в СССР, один из рецензентов заметил: «”снова упрусь” — вот итог, превращающий “Погружение во тьму” в “Восхождение к свету”». О.В.Волков. Первый арест. 1928 год Начало первого срока будущий писатель отбывал на Соловках. Этот лагерный год был довольно легким по сравнению с тем, что ему предстояло пережить в дальнейшем: на Соловках еще царили относительно «патриархальные» нравы. В чем состояла «патриархальность», можно понять лишь в контексте всей книги, да и лагерных мемуаров в целом… Внезапно лагерный срок Волкову заменили высылкой в Тульскую область: сказалось заступничество «всероссийского старосты» Калинина, которому близкие Волкова когда-то оказали важную услугу. Эта замена спасла будущему писателю жизнь: через несколько месяцев на Соловках начались массовые расстрелы. В одну ночь было убито свыше шестисот человек. После второго ареста, вновь попав на Соловки в 1931 году, Волков не встретил здесь никого из прежних друзей. Потом была ссылка в Архангельск, где Волков общался со святителем Лукой (Войно-Ясенецким); уже в ссылке — новый арест и лагерь в Коми АССР. Освободившись незадолго до начала войны, Волков поступил в геологическую экспедицию, что дало ему почти год передышки от жизни за колючей проволокой: затерянную в тайге экспедицию органы нашли только летом 1942-го, чтобы объявить Волкову об аресте и новом сроке. Пообещала ведь ему когда-то советская власть: не хочешь быть стукачом — сгноим в лагерях, и обещание выполняла с большевистским дубинноголовым энтузиазмом. И своего почти добилась: через два года он умирал от тяжелейшей дистрофии, пеллагры, цинги. Лечить никто не собирался — много их тут было таких. Но случайно (случайно ли?) о нем узнал начальник санчасти, бывший зэк, с которым Волков когда-то вместе сидел. Этот человек сделал всё, что мог в тех условиях: Волкова взяли в лазарет, подлечили ровно настолько, чтобы он передвигал ноги (при лучшем состоянии комиссия не подписала бы акт об инвалидности), и отправили умирать в ссылку.

http://pravoslavie.ru/55912.html

Ранее подобная программа в Ярославском медицинском университете не проводилась. На первый поток обучения записались 23 студента с разных курсов факультета клинической психологии и социальной работы университета. Начало обучения по программе подготовки младших медицинских сестер по уходу за больными было приурочено к Сретенским чтениям, которые состоялись 10 февраля в Ярославском медицинском университете. Чтения были посвящены развитию паллиативной медицины и уходу за тяжелобольными в России. Участники чтений обсудили возрождение больничного милосердия и добровольчества, а также продолжение заложенных святителем Лукой (Войно-Ясенецким) традиций, жизненный путь которого была связан с Переславлем-Залесским. Больница святителя Алексия — медицинское учреждение Русской Православной Церкви. Это многопрофильное лечебное учреждение на 280 мест. В больнице бесплатно лечатся люди из всех регионов России вне зависимости от вероисповедания. Открыты филиалы паллиативной помощи в городе Шуе Ивановской области и городе Жуковском Московской области. С 2018 года работает лицензированный Учебный центр, где готовят младших медицинских сестер по уходу за больными. Центр выдает свидетельства государственного образца. С начала марта 2022 года больница святителя Алексия оказывает амбулаторную и стационарную медицинскую помощь беженцам и пострадавшим из зоны конфликта. Ярославский государственный медицинский университет — современный научно-образовательный центр. Обучение проводится по программам специалитета, бакалавриата, среднего профессионального образования, по программам подготовки кадров высшей квалификации — программам ординатуры и аспирантуры, дополнительным профессиональным программам.   Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в Telegram-kahaлe «Дела Церкви» и «Дела Церкви. Кратко» , «Помощь беженцам» и в группе Синодального отдела по благотворительности в VK , ОК , Viber , на Уоитиве-канале . Экспертные комментарии и ответы на вопросы — в аккаунте Отдела в Яндекс.Кью .

http://radonezh.ru/2023/02/15/na-baze-mo...

- Да, конечно. Уже на открытии, когда присутствовали владыка Пантелеимон, Николай Аркадьевич Дайхес, его заместители, заведующие отделениями, пациенты, было видно, что есть живой интерес к личности Святителя Луки, выдающегося хирурга. Я много, конечно, о нем слышал еще до момента его прославления и прочитал его книгу «Я полюбил страдание». С образом святителя Луки меня жизнь сводила несколько раз. Но самая интересная заочная встреча произошла в Алма-Ате. Я заинтересовался жизнью одного выдающегося архипастыря, епископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия (Пустынского). Он был епископом Верненским. Верный - это нынешняя Алма-Ата. Кафедру, которую он принял, на которую он вступил, была Верненская. Затем он перенес кафедру из города Верный в Ташкент - это было его решение. В Ташкент он впервые встретился с будущим владыкой Лукой (Войно-Ясенецким). Оказывается, они были очень близки духовно. На выставке есть фото, на котором они запечатлены в 1920-е годы. Именно владыка Иннокентий внушил будущему святителю Луке мысль о том, что он должен стать священнослужителем. В кафедральном соборе он произносил очень яркие проповеди, глубокие по содержанию. И первым, кто увидел в нем будущего священника, был епископ Иннокентий, человек тоже очень удивительной судьбы. Он был одним из немногих православных архиереев, кто встречался с президентом Соединенных Штатов Америки - Теодором Рузвельтом, еще Рузвельтом старшим, когда возглавлял Аляскинскую кафедру - кафедру в городе Ситка на Аляске. Очень удивительный человек. В 1903 году он был епископом Алеутским и Аляскинским, первым викарием Северо-Американской епархии с кафедрой в Сан-Франциско. При этом большая часть его деятельности проходила в Нью-Йорке. После нескольких арестов его отправили в ссылку в Алма-Ату и там же расстреляли. Он похоронен в братской могиле, на полигоне, где совершались эти расстрелы. Точное место захоронения уже вряд ли удастся найти. Тогда людей, которых расстреливали, хоронили просто во рвах, в общих могилах. Я несколько раз был на этом полигоне неподалеку от поселка Ключи под Алма-Атой - от того места, где он служил. Поэтому и занялся его биографией. Он был миссионером - это всегда не может не импонировать, не может не удивлять. Его личность меня очень заинтересовала. Я стал рыться в различных документах, смотреть в интернете. В частности, были некоторые разночтения, какую семинарию он заканчивал: кто-то говорил, что архангельскую, оказалось все-таки, что вологодскую. Это удалось точно установить - в интернете нашел списки выпускников семинарии, соответствующий год. Это разночтение благодаря нашим скромным трудам из его биографии удалось удалить. Теперь уже совершенно точно в его биографических данных указывается вологодская духовная семинария.

http://ruskline.ru/analitika/2015/06/12/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010