Против «железного Феликса» выступил не только Жириновский и либеральные деятели. Критиковали эту идею и представители религиозных конфессий. Так, глава Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов предложил установить на Лубянской площади памятник врачам или учителям, а Федерация еврейских общин России выступила за то, чтобы вернуть на Лубянскую площадь фонтан, который стоял там с 1835 по 1958 год, пока не установили памятник председателю ВЧК. Критиковали идею возвращения на Лубянку «железного Феликса» и православные. Кто-то предлагал поставить там памятник собирателю русских земель Великому князю Ивану Великому, которому незаслуженно нет памятников в столице, кто-то предлагал соорудить на площади памятник русским разведчикам и контрразведчикам, «воинам невидимого фронта», на протяжении веков сражавшимся за интересы Отечества, учитывая характер главного здания Лубянской площади. Об этой идее, предложенной протоиереем Николаем Булгаковым, и об обсуждении вопроса я писал в статье «Снова страсти по железному Феликсу. Позволит ли референдум по памятнику на Лубянке избежать раскола общества?». И вот 19 февраля Совет Общественной палаты Москвы принял решение. Судя по всему, это решение окончательное. Итак, члены Совета единогласно поддержали проведение опроса среди москвичей с 25 февраля по 5 марта 2021 года. Провести опрос предполагается в Советах муниципальных образований города Москвы и на платформе «Активный гражданин», а также в СМИ. Тут конечно, бросается в глаза дата окончания опроса – 5 марта. Понятно, что это – пятница перед «длинными выходными». Но, кроме того, это день смерти Иосифа Сталина. Символично, что в этот день и вынесут приговор «железному Феликсу». Почему я так убеждён, что памятник Дзержинскому не вернётся на Лубянку? По ряду косвенных признаков. Во-первых, ОП Москвы выступила за то, чтобы исключить вариативность и оставить только два предложения: памятник Александру Невскому и памятник Феликсу Дзержинскому. Никакой речи о памятниках Ивану Великому или Андропову, о фонтане Витали уже не идёт. Если бы была вариативность, то, вероятнее всего, большинство получил бы «железный Феликс», поскольку голоса его противников разделились бы. При выборе же из двух вариантов, включатся другие мотивы.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/19/na...

-Как же вы это отрицаете, когда на этих совещаниях, участником которых вы являетесь, всеми присутствующими констатировалась гибельность для Церкви линии, проводимой митрополитом Сергием. – Я повторяю, что этих вопросов мы не касались. На этом допросы были окончены. 26 апреля 1935 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило Ивана Васильевича Попова к пяти годам ссылки в Красноярский край. Во время обыска сотрудники НКВД забрали у него некоторые предметы, не имевшие отношения к следствию, и Иван Васильевич, приехав на место ссылки в деревню Волоковское Пировского района Красноярского края, 28 ноября 1935 года отправил заявление в НКВД, в котором писал: «При моем аресте 22 февраля сего года в моей квартире… у меня были отобраны… 12 столовых серебряных ложек, 8 чайных серебряных ложек, одна десертная серебряная ложка, золотой нагрудный крестик, две сберегательных книжки с остатком по 5 рублей каждая, одна торгсиновская книжка с остатком на 12 рублей 20 копеек и две столовых ложки белого металла… альбом с семейными фотографиями, альбом с фотографическими видами моей родины, мое сочинение в рукописи под заглавием « Дидим Слепой » и документах: справка из Московского университета о продолжительности моей службы в нем в качестве профессора и два удостоверения о моей службе в философском исследовательском институте, состоявшем при 1-ом Государственном университете… Прилагая при сем доверенность на имя " Помощи Политическим Заключенным», прошу НКВД выдать этому учреждению для возвращения мне как перечисленные ценности, так и перечисленные предметы, взятые для следствия. При этом считаю необходимым объяснить, что не могу представить квитанции на отобранные у меня ценности, которая была выдана мне на руки при переводе меня из изолятора НКВД на Лубянке, куда я был доставлен после ареста, в Бутырскую тюрьму, и не могу указать ее номера, который своевременно не записал. Квитанция эта была у меня отобрана в Бутырской тюрьме при объявлении мне постановления Особого Совещания о моей ссылке для затребования по ней, как мне объяснили, из Лубянского изолятора подлежащих возвращению мне моих ценностей (вечером 1 мая), но через два дня я был уже вызван на этап для отправления на место ссылки, и при этом мне не выдали ни ценностей, ни отобранной квитанции, объясняя это тем, что квитанция и ценности еще не присланы из Лубянского изолятора. Ввиду этого я просил администрацию тюрьмы оставить меня до следующего этапа, чтобы получить перед отправлением или мои ценности, или отобранную квитанцию, но разрешения на это не получил и вынужден был уехать, не добившись возвращения мне документа на отобранные ценности… прошу… выдать мои ценности и другие перечисленные предметы " Помощи Политическим Заключенным».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Открытое обращение в связи с призывом восстановить памятник Ф.Э. Дзержинскому на Лубянской площади 21.12.2020 17:14:31 Редакционный материал Как стало известно, организация «Офицеры России» (и ряд других организаций и лиц) призвали восстановить памятник одному из близких соратников В.И.Ленина и организатору красного террора Ф.Э. Дзержинскому. Мы хотели бы обратить внимание на то, что восстановление этого памятника было бы тяжелой как нравственной, так и государственной ошибкой. Дело в том, что по любым меркам, кроме ортодоксально-коммунистических, В.И.Ленин и его сподвижники - а Ф.Э. Дзержинский особенно - тяжкие государственные преступники. Профессиональные задачи силовиков состоят именно в том, в частности, чтобы пресекать деятельность людей, решивших «делать жизнь с товарища Дзержинского» - то есть тех, кто, как и он в свое время, разворачивает революционную агитацию, формирует экстремистские сообщества, имеющие целью свержение существующего строя, пытается организовать насильственный захват государственной власти и развернуть террор в отношении тех, кто против этого захвата выступит. Будем надеяться, что наши силовики в этом случае окажутся эффективнее царских. Но людям, борющимся с террористами и мятежниками, едва ли стоит ассоциировать себя с одним из худших мятежников и террористов в отечественной истории. Конечно, в СССР эти действия Дзержинского получали решительно положительную оценку - поскольку предполагалось, что они были совершенно необходимы для того, чтобы достигнуть светлого будущего, предсказанного всесильным, потому что верным, учением марксизма-ленинизма. Через мятеж и измену, через кровь и мучения, через пыточные подвалы и расстрельные рвы, через голод и оскверненные церкви человечество должно было прорваться в светлое будущее, где уже не будет ни войн, ни насилия, ни изнурительного труда за кусок хлеба, ни эксплуатации, но человек человеку будет друг, товарищ и брат. С другой стороны, царская Россия изображалась государством бесконечно омерзительным и не имеющим права на существование, мрачной тюрьмой народов - так что те, кто трудились над ее разрушением, оказывали немалую услугу человечеству.

http://radonezh.ru/2020/12/21/otkrytoe-o...

Дальше события развивались, в общем, предсказуемо. Официальной реакции Русской Православной Церкви пока не последовало, но отдельные официальные лица уже высказали негативное отношение к этой идее. Например, заместитель управделами Московской патриархии епископ Савва (Тутунов) написал в своем  Telegram-kahaлe , что «возобновление пропаганды в пользу памятника Дзержинскому на Лубянской площади является показателем не только мифологизации советского периода и конкретного персонажа, но является также показателем исторической амнезии в отношении периода до 1917 года». Комиссия Общественной палаты Москвы по развитию гражданского общества и общественному контролю проанализировала ситуацию и решила устроить максимально широкое общественное обсуждение с применением различных площадок: от советов муниципальных депутатов до платформы «Активный гражданин». При этом уже названо несколько исторических деятелей, которые войдут в «шорт-лист»: Александр Невский, Иван III, Дзержинский и Андропов. Если вдумываться в реальные исторические достижения номинантов, то голова может пойти кругом. Нам предлагается выбирать из: — князя Северо-Восточной Руси, идеолога прекращения сопротивления Орде, то есть в современных терминах — коллаборациониста; — князя Московской Руси, при котором началось ощутимое движение в сторону крепостного права (введен «Юрьев день», ограничивающий уход крестьянина от помещика; после этого его полная отмена стала вопросом времени); — революционера, ниспровергателя государства, борца с богачами и первого создателя могучего репрессивного аппарата; и, наконец — главы этого могучего ведомства, при котором оно фактически не смогло предотвратить «величайшую геополитическую катастрофу ХХ века» — распад СССР. Понятно, что все эти персонажи сложнее вышеуказанных атрибуций, но иногда не надо слишком уж усложнять… И, само собой, к Соловецкому камню все они «подходят» просто устрашающе. Возможно, появятся какие-то другие, менее спорные кандидатуры. Может быть, страсти улягутся и московские власти вернутся к старому, уже несколько лет существующему проекту продлить зону городского благоустройства, начинающуюся парком «Зарядье».

http://pravmir.ru/prizraki-lubyanskoj-pl...

Когда-то на Лубянской площади была извозчичья биржа: в одном ее углу гужевались «ломовики», перевозившие грузы, в другом — «ваньки», возившие обычных пассажиров за два-три гривенника, поодаль — «лихачи» с роскошными лаковыми рессорными пролетками. А в центре находился красивый водоразборный фонтан, откуда официально разрешалось поить лошадей. Может быть, поставить памятник лошади — прекрасному умному животному, ничуть не меньшему другу человека, чем собака, и гораздо большему, чем сам человек? Уж к ней-то — точно никаких претензий, одна благодарность… Но лучше всего, по нашему скромному мнению, оставить все, как есть сейчас — лужайка и Камень. Ведь что может быть логичнее, чем когда под окнами грозного ведомства находится напоминание о том, что страшные страницы его истории никогда не должны повториться, что его задача — защищать людей, а не превращать их в заложников системы, основанной на страхе и полурабском труде, какими бы прекрасными лозунгами она ни прикрывалась? Вот тут сразу и символизм, и изящное в художественном отношении решение, и память убитых тревожить не придется… Памятники иногда возвращаются, это режиссер Бортко верно подметил. Беда в том, что они никогда не возвращаются в одиночестве, они стараются притащить с собой хоть что-то из той, старой славы. Как пел Александр Галич, «им бы, гипсовым, человечины, — они вновь обретут величие!». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 января, 2023 18 октября, 2022 15 сентября, 2016 17 октября, 2016 19 сентября, 2017 23 февраля, 2024 7 декабря, 2023 20 ноября, 2023 30 мая, 2023 9 января, 2023 18 октября, 2022 15 сентября, 2016 17 октября, 2016 Лучшие материалы Показать еще

http://pravmir.ru/prizraki-lubyanskoj-pl...

Протоиерей Кирилл Каледа: Создание центра памяти жертв сталинских репрессий – важная, но трудная задача 4 августа, 2014. Протоиерей Кирилл Каледа У тех, кто занимается мемориальной деятельностью, в связи с этим имеется целый ряд вопросов. В Москве создадут центр памяти жертв сталинских репрессий. В новый комплекс, который будет базироваться на площадке Музея истории ГУЛАГа, войдут Бутовский полигон, полигон в поселке Коммунарка, а также памятник «Соловецкий камень» на Лубянской площади. Комментирует настоятель храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа: — Действительно в СМИ прошла информация относительно создания такого мемориального комплекса,  в который войдут Музей ГУЛАГа, как головная организация, а также  «Соловецкий камень» на Лубянской площади и места массовых захоронений  в Коммунарке и Бутове. Все это произошло после того, как на прошлой неделе председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ Михаил Александрович Федотов встречался с президентом России Владимиром Владимировичем Путиным. В числе других вопросов обсуждался вопрос увековечения памяти пострадавших в годы репрессий. Михаил Александрович отметил, что современный этап этой деятельности начался с посещения Владимиром Путиным Бутовского полигона 30 октября 2007 года. Михаил Александрович сообщил Президенту, что за последнее время Совет провел достаточно большую работу и подготовил программу по увековечению памяти пострадавших, но, к сожалению, целым рядом чиновников претворение этой программы в жизнь было саботировано. Тем не менее, как доложил президенту Михаил Александрович, на местах имеются руководители, которые понимают важность  работы в этом направлении, и они готовы расходовать средства на эту деятельность из бюджетов. Однако существующее ныне законодательство хотя и говорит о том, что необходимо восстанавливать места захоронений, проводить деятельность по сохранению памяти и так далее, но механизмов финансирования не предусматривает. Поэтому если руководителями расходуются средства из бюджетов на эти цели, то представители Счетной палаты затем  предъявляют к ним претензии.

http://pravmir.ru/protoierey-kirill-kale...

Никто не рисковал возразить или оправдаться, не желая нарваться на гнев. – Я вам плачу не за то, чтобы вы думали. Вернее, не только за это. Мне нужны действия: решительные, грамотные, способные сломить волю Смагина, а нам принести популярность, голоса избирателей. Что говорят социологи? Они ведь еще на прошлой неделе производили свои замеры. Есть уже результаты или они тоже думают? – Есть, Максим Петрович, – поднялся из-за стола еще один из помощников, отвечавший за изучение общественного мнения избирателей. – Пока что результаты не в нашу сторону. Более того, они даже ухудшились в сравнении с предыдущей неделей. Если бы выборы состоялись в ближайшие выходные, то Смагин опережает нас почти на двадцать процентов: разрыв увеличился более чем на четверть. – И что вы скажите мне в оправдание всего этого, господа? – Лубянский взял аналитическую записку и сам пробежался взглядом по столбцам. – Еще пару дней такого «думания» – и разгоню вас всех к одной бабушке. Вместе с дедушкой. А на ваши места приглашу тех, кто начнет наконец-то действовать. Любые деньги заплачу им, но вас не только разгоню, но и сотру в порошок. Вы – дармоеды, способные только жрать, пить, заказывать столики в дорогих ресторанах, таскать туда своих продажных девок. И все это – за мой счет. Поэтому давайте, господа, договоримся: если в ближайшее время не будет реальных, ощутимых сдвигов – думать будете уже о том, как спасти свою шкуру, когда я начну ее сдирать с вас. Это мое последнее слово. Баста! И он швырнул бумаги на стол. – Максим Петрович, – теперь поднялся Гусман, – вы можете выгнать меня прямо сейчас, содрать шкуру вместе со штанами, не откладывая в долгий ящик, но лучше снова и снова продумать все, чем сделать один необдуманный шаг – и поставить крест на всех дальнейших усилиях. – Ишь, какой смелый, – Лубянский отпил немного кофе и с прищуром посмотрел на аналитика. – Снять с тебя штаны, выпороть или кастрировать я всегда успею. Говори дело. Вижу, что у тебя что-то есть, раз ты таким героем стал. Выкладывай.

http://azbyka.ru/fiction/nadezhda-i-vera...

Закрыть itemscope itemtype="" > Народ уже прозрел, а либералы по-прежнему слепы «Мемориал» подготовил антисталинскую провокацию у «Стены скорби» 29.10.2018 4713 Время на чтение 5 минут Власти Москвы официально согласовали акцию общества «Мемориал», посвященную памяти жертв политических репрессий. Акция пройдет 29 октября на традиционной площадке - у Соловецкого камня, сообщила представитель столичного департамента региональной безопасности Елена Романова. «Сегодня прошло межведомственное совещание по вопросам обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия, на котором акция " Возвращение имен " была согласована», - сказала Романова «Интерфаксу». По ее словам, мероприятие пройдет на Лубянской площади. Неделей ранее общество «Мемориал» сообщило, что столичные власти отозвали согласование акции у Соловецкого камня в связи с ремонтными работами по благоустройству, что вызвало либеральную бурю протестов. Затем на Лубянской площади прошла встреча представителей горадминистрации с организаторами акции. В ходе обсуждения стороны достигли компромисса о проведении акции на этом месте, а вопросы близости стройки совместно решить в ближайшие дни. День памяти жертв политических репрессий отмечается в России 30 октября. В 2017 году в этот день на проспекте Сахарова был открыт монумент « Стена скорби ». Либеральная публицистка Евгения Альбац, на днях оштрафованная на 22 миллиона рублей за то, что несвоевременно сообщила властям о том, что получает деньги от иностранных агентов, на радио «Эхо Москвы» заявила, что «абсолютно убеждена, что московские власти это сделали не по собственной инициативе, а соответствующая просьба или указание пришло с Лубянки. Но когда они увидели, как поднялись люди в интернете, стало понятно, что люди придут 29-го числа с 10-ти до 22-х именно к Соловецкому камню (не к тому мемориалу, который они сами себе придумали и сделали, а именно к Соловецкому камню), то я думаю, что они решили, что не стоит себе создавать проблемы. Но вообще это всё, как мне кажется, часть главного тренда всего последнего времени и, безусловно, последних лет путинского президентства - это ресталинизация. Это ресталинизация, это возвращение на знамена Сталина. Потому что иначе это просто невозможно! Потому что у власти в стране находятся люди, которые сидят в тех же кабинетах, где сидели убийцы из НКВД».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/29/na...

Георгиевской, на Красной Горке, чрез свящ. Н. А. Скворцова: Свящ. Н. А. Скворцов Георгиевской, на Лубянке, чрез прот. С. В. Смирнова: Прот. С. В. Смирнов Л. В. Сухов —20— 64. Георгиевской, в Яндове, чрез свящ. В. А. Ювалова: Свящ. В. А. Ювалов А. Привалова г. Кириллова Гребневской, на Лубянской площади, чрез прот. Д. Ф. Певницкого: Церковный староста С. Басурин Григорие-Неокесарийской, на Большой Полянке, чрез прот. В. С. Лебедева: Неизвестные лица Девятинской, близ Пресни, чрез свящ. Б. И. Забавина: Свящ. Б. И. Забавин Димитрие-Селунской, на Тверской, чрез свящ. В. А. Быстрицкого: Князь К. А. Горчаков Неизвестный Димитриевской, в Голицынской больн., чрез свящ. В. В. Лебедева: Неизвестные Духосошественской, на Даниловском кладбище, чрез свящ. Л. П. Любимова: Свящ. А. С. Ансеров Свящ. Л. П. Любимов Свящ. А. А. Пиуновский Духосошественской, на Лазаревом кладбище, чрез прот. В. Ф. Остроухова: Прот. В. Ф. Остроухов —21— 72. Евпловской, на Мясницкой, чрез свящ. Д. И. Ромашкова: Свящ. Д. И. Ромашков Неизвестный П. П. К. Неизвестный Екатерининской, в Воспитательном доме, чрез свящ. А. А. Светлова: Свящ. А. А. Светлов Екатерининской, на Всполье, чрез прот. И. Л. Ключарева: Прот. И. П. Ключарев Екатерининской, в Екатерининском Институте, чрез свящ. И. В. Арсеньева: Свящ. И. В. Арсеньев Елизаветинской, на Дорогомиловском кладбище, чрез свящ. А. И. Хитрова: Свящ. А. И. Хитров Свящ. Д. Агибалов А. Лайков Ермолаевской, на Садовой, чрез прот. С. С. Модестова: Прот. С. С. Модестов Моск. купец Н. П. Молчанов Зачатиевской, в Углу, чрез свящ. Е. И. Островского: Неизвестный Знаменской, во 2-й градской больнице, чрез свящ. Г. И. Богословского: Свящ. Г. И. Богословский —22— 81. Знаменской, близ Девичьего поля, в Зубове, чрез свящ. И. И. Державина: Неизвестная Знаменской, на Знаменке, чрез свящ. И. М. Некрасова: Свящ. И. М. Некрасов Знаменской, в Переяславской слободе, чрез свящ. Г. Я. Коссина: Свящ. Г. Я. Коссин Церк. староста NN Знаменской, за Петровскими воротами, чрез свящ. Н. М. Никольского:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Здесь приметы были разные. По одним приметам считалось, что на Введеньев день проезжает по горам и долам «на пегой кобыле» красавица-Зима, одетая в белоснежную душегрейку, и дышит на все встречное таким леденящим дыханием, что даже вся нечисть, духи тьмы торопились укрыться куда-нибудь подальше от нее, замораживающей своими поцелуями кровь в жилах». Тогда говорили в народе: «Введенье пришло – зиму на Русь завело!», «Введенские уставщики, братья Морозы Морозовичи, рукавицы на мужика надели, стужу уставили, зиму на ум наставили!» или: «Наложило на воду Введенье толстое леденье!» и т. п. Но были и др. приметы, по которым: «Введенье ломает леденье», «Введенские морозы не ставят зимы на резвые ноги». Хотя чаще всего на Введеньев день было так, как пелось в детской песенке в Симбирской губ. (в Ново-Никулинской вол. Симбирского у.): Введенье пришло, Зиму в хату завело, В сани коней запрягло, В путь-дорожку вывело, Лед на речке вымело, С берегом связало, К земле приковало, Снег заледенило, Малых ребят, Красных девчат На салазки усадило, На ледянке с горы покатило... Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был днем первого зимнего торга. Москва начинала с этого дня зимний торг с саней свозимыми в нее щепными и лубяными товарами, новыми санями. Сани с товаром стояли на Лубянской площади. Между лубяными и санными рядами расхаживали калачники, пирожники, сбитенщики, приглашавшие покупателей и продавцов «не ввести в зазор» их и проведать стряпни домостряпанной, не заморской, не басурманской, не немецкой» и т. д. Сами торговцы Лубянского торга, славившиеся своим мастерством на красное слово, выкрикивали заходившим в ряды москвичам прибаутки, вроде: Вот санки-самокаты, Разукрашены – богаты, Разукрашены-раззолочены, Сафьяном оторочены! Введеньев торг у двора, Санкам ехать пора! Сани сами катят, Сами ехать хотят! Ехать хотят сани К доброму молодцу во двор, К доброму купцу, К хозяину тороватому, Ко тому ли вожеватому!.. И сани, особенно ходко шедшие с рук у продавцов в этот день, пестрели-рябили в глазах у покупателей своей яркой росписью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010