2. Троицкий С.В. Философия христианского брака. Киев, 1996, 68. 3. Ibid., 69. 4. Ibid., 70. 5. Булгаков С. Пол в человеке//Журн. " Христианская мысль " , сентябрь. Киев, 1916, 91. 6. Ibid., 92. 7. Ibid., 90. 8. Свт. Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1-2. Минск-Москва, 2000, 813. 9. Таково представление, например, О. Вейнингера. См. подробнее его работу " Пол и характер " , Вейнингер О. Пол и характер. М., 1999. 10. Нонн. Деяния Иисуса//ред. Д.А. Поспелова. М., 2002. 11. Ibid. 12. Ibid. 13. Св. Мефодий Патарский. Творения. М., 1996, 98. 14. Троицкий С.В. Философия христианского брака. Киев, 1996, 26. 15. См., например, Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. Т.11, кн.1. СП6., 1905, 466. 16. Ibid. В другом месте он говорит, что отец, мать и дитя, трое они есть единая плоть. См. " Беседы на послание к Ефесянам XX " (Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. Т. 11, кн. 1.СП6., 1905, 171). 17. Муретов М. Д. Христианский брак и церковь. Серг.-Посад, 1916, 47. 18. Свт. Григорий Богослов. Собрание творений. Т. 1-2. Минск-Москва, 2000, 175. 19. " Лествица возводящая на небо " Иоанна, игумена Синайской горы. М., 1999, 461. 20. См. об этом подробнее: Зизиулас И.Д. Личность и бытие//Журн. " Духовный мир " 3. Серг.-Посад, 1996. 21. Цит. по: Троицкий С. Христианская философия брака. М., 1995, 269. 22. Цит. по Бер-Сижель Э., Рукоположение женщин в Православной Церкви. М., 2000, 86. 23. Цит. по Керн К., архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996, 124. 24. См., например, Зеньковский В.В. Об образе Божием в человеке//Журн. " Православная мысль " вып. 2. Париж, 1930. 25. Лосский В.Н. Догматическое богословие. М., 1991, 93. 26. См. Керн К., архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996, 157. 27. См. Ibid., 208. 28. См. Муретов М.Д. Христианский брак и церковь. Серг.-Посад, 1916, 39. 29. Ibid., 47. 30. Цит. по: Троицкий С.В. Философия христианского брака. Киев, 1996, 49. 31. Иероним Стридонский, блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. М., 202. 32. Преп. Симеон Новый Богослов говорит, что Христос " родил и рождает ежедневно верующих в Него и хранящих Его святые заповеди " . Цит. по: Кривошеин В., архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов. М., 1995, 275. 33. Цит. по Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000, 188. 34. Лосский В.Н. Догматическое богословие. М., 1991, 246. 35. Ibid. 36. Цит. по Прот. Г. Флоровский. Восточные отцы IV-VIII веков. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999, 212.  Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 241.    Там же. С. 94.    Яннарас X. Вера Церкви. С. 95.    Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 95.    Там же. С. 97.    Там же. С. 91. Персоналистическое понимание образа Божия в человеке вполне разделяется и такими авторитетными православными богословами, как архим. Софроний (Сахаров) (например, см.: Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. Essex, 1985. С. 182, 238 и др.) и протопресв. Иоанн Мейендорф (например, см.: Мейендорф И., протопр. Византийское богословие. М., 2001. С. 250).    Шмалий В., свящ. Антропология//ПЭ. Т. II. С. 701. Ср.: «Образ Божий в человеке, есть свобода человека по отношению к своей природе» (Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 242).    Например, см.: Чурсанов С. А. Лицом к лицу. М., 2009. С. 132—190.    Иоанн Златоуст, свят. Беседы на Деяния Апостольские. 38, 3//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. 9. Кн. 1. С. 337.    Яннарас X. Вера Церкви. С. 88.    Лосский В. И. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 85.    Григорий Нисский, свят. Большое огласительное слово. Гл. 6//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. I. С. 17.    Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 208. Кн. 2. Гл. 12. Ср.: Григорий Богослов, свят. Слово 38, на Богоявление или Рождество Спасителя//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 527; Maximi Confessoris. Ambigua ad Thomam//PG. T. 91. Col. 1308A; Рус. пер. см.: Максим Исповедник, преп. О различных недоумениях. С. 279.    Григорий Нисский, свят. Большое огласительное слово. Гл. 6//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. I. С. 17.    См.: Maximi Confessoris. Ambigua ad Ioannem//PG. T. 91. Col. 1304D-1305. Рус. пер. см.: Максим Исповедник, преп. О различных недоумениях. С. 277.    См.: Ibid. Col. 1305АВ. Рус. пер. см.: Там же. С. 277—278. Также см.: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 83—84.    Maximi Confessoris. Ambigua ad Ioannem//PG. T. 91. Col. 1092C. Рус. пер. см.: Максим Исповедник, преп. О различных недоумениях. С. 76—77.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

3 См.: Еп. Сильвестр. Опыт Православного Догматического богословия (с историческим изложением догматов): В V-mu т. Киев. 1891. Т. IV. С. 55–58. 7 См.: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 107–108, 112–113, 116, 271–272, 279. 10 См.: Nellas Panayiotis. Deification in Christ: Orthodox Perspectives on the Nature of the Human Person. New York, 1987. P. 34–43. 11 См.: Mantzaridis Georgios I. The Deification of man: Saint Gregory Palamas and Orthodox Tradition. New York, 1984. Ρ 28–33. 12 См.: Василиадис Н. Таинство смерти/Пер. с новогреч. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 117–208. 17 В.Н. Лосский видел в этих словах Библии указание не только на особую мудрость Адама, но и на его особое призвание – совершенствовать мир: «Адам дает имена животным, которых Бог к нему приводит, потому что мир создан Богом для того, чтобы человек его совершенствовал. И человек изнутри познает живые существа, проникает в их тайну, повелевает их богатством: он – поэт, как бывает поэтом священник, он поэт для Бога, потому что Бог «привел их (животных) к человеку, чтобы видеть, как он назовет их». Тогда язык совпадал с самой сущностью вещей, и этот невозвратно утраченный райский язык обретают вновь не изыскатели оккультизма, а только те «милостивые сердца », о которых говорит Исаак Сирин , те сердца, «которые пламенеют любовью ко всему тварному миру... к птицам, к зверям, ко всей твари " » (Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 239–240). 19 Уничижительное отношение к человеческому телу, как к некоему орудию Божьего наказания за грехи, имело место в учении многих гностических сект, а также в концепции Оригена (См.: «О началах»: кн. 1, гл. 5, 7 и др.). Такое мнение было предано анафеме на Константинопольском Соборе 543 г. (2-й анафематизм), а общее осуждение Оригена произошло на V-м Вселенском Соборе (11-й анафематизм). 21 Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал: «На душу первозданного при самом сотворении ее обильно излилась божественная благодать; душа первозданного по преимуществу была живою, как движимая, просвещаемая и управляемая Святым Духом» (Слово о человеке. Спб., 1995. С. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/b...

Свящ. Павел Флоренский дает характеристику понятия «термин», в к-рой в неявной форме содержится описание акта мысли, близкое определению выражения νργεια κα δναμις Хайдеггера. Флоренский пишет: «Останавливая свою безбрежную кипучесть, мысль тем самым осознает себя как останавливающую, то есть обретает в этом потоке нечто твердое, нечто неподвижное; но неподвижное это - не внешне ей, а есть ее же собственная деятельность, подвижная неподвижность ее собственного акта, живое усилие и силовое напряжение» (У водоразделов мысли. С. 208). Краткий, но вместе с тем точный анализ аристотелевских терминов νργεια и δναμις дан Флоренским в «Отзыве на соч. А. Туберовского «Воскресение Христово»» (Т. 2. С. 228-229). А. Ф. Лосев в кн. «Античный космос и современная наука», подвергнув тщательному историко-филологическому анализу понимание терминов νργεια и δναμις в текстах Платона, Аристотеля и Плотина, отмечал, что понятие энергии «содержится в неразвитом виде в платоновской идее…» (С. 579), выделял 2 основных значения понятия «потенция» - способность и возможность (С. 446), подробно рассматривал отношения между потенцией и энергией (С. 447-458), дал интерпретирующий перевод трактата Плотина «О потенции и энергии» и его толкование. К вопросу о понимании В. и д. у Аристотеля Лосев обратился в кн. «Аристотель и поздняя классика». Тема отношения сущности и энергии возникает при исследовании проблемы имяславия в рус. религ. философии (Флоренский, В. Ф. Эрн , Иванов, Лосев и др.). В философии языка известное положение В. Гумбольдта, что язык есть не ργον (завершенное действие), а νργεια (деятельность), принимали Флоренский, Шпет, Лосев, Булгаков. В рус. правосл. богословии XX в. тема В. и д., акта и потенции, сущности и энергии обсуждалась в трудах С. Л. Епифановича, архим. Киприана (Керна) , протопр. Иоанна Мейендорфа , В. Н. Лосского и др. Лосский в «Очерке мистического богословия Восточной Церкви» критиковал в связи с исихастской проблематикой характерное для схоластики и ее последователей представление о Боге как actus purus. Он писал: «Философская концепция Бога как чистого акта не может допустить чего-то, что было бы Богом и не было самой сущностью Бога» (С. 60). С этих позиций Лосский выступал и против «основной ошибки» Булгакова, «видевшего в энергии Премудрости (Софии), которую он отождествлял с сущностью, само начало Божества» (Там же. С. 63).

http://pravenc.ru/text/155104.html

2. Троицкий С.В. Философия христианского брака. Киев, 1996, 68. 3. Ibid., 69. 4. Ibid., 70. 5. Булгаков С. Пол в человеке//Журн. " Христианская мысль " , сентябрь. Киев, 1916, 91. 6. Ibid., 92. 7. Ibid., 90. 8. Свт. Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1-2. Минск-Москва, 2000, 813. 9. Таково представление, например, О. Вейнингера. См. подробнее его работу " Пол и характер " , Вейнингер О. Пол и характер. М., 1999. 10. Нонн. Деяния Иисуса//ред. Д.А. Поспелова. М., 2002. 11. Ibid. 12. Ibid. 13. Св. Мефодий Патарский. Творения. М., 1996, 98. 14. Троицкий С.В. Философия христианского брака. Киев, 1996, 26. 15. См., например, Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. Т.11, кн.1. СП6., 1905, 466. 16. Ibid. В другом месте он говорит, что отец, мать и дитя, трое они есть единая плоть. См. " Беседы на послание к Ефесянам XX " (Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. Т. 11, кн. 1.СП6., 1905, 171). 17. Муретов М. Д. Христианский брак и церковь. Серг.-Посад, 1916, 47. 18. Свт. Григорий Богослов. Собрание творений. Т. 1-2. Минск-Москва, 2000, 175. 19. " Лествица возводящая на небо " Иоанна, игумена Синайской горы. М., 1999, 461. 20. См. об этом подробнее: Зизиулас И.Д. Личность и бытие//Журн. " Духовный мир " 3. Серг.-Посад, 1996. 21. Цит. по: Троицкий С. Христианская философия брака. М., 1995, 269. 22. Цит. по Бер-Сижель Э., Рукоположение женщин в Православной Церкви. М., 2000, 86. 23. Цит. по Керн К., архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996, 124. 24. См., например, Зеньковский В.В. Об образе Божием в человеке//Журн. " Православная мысль " вып. 2. Париж, 1930. 25. Лосский В.Н. Догматическое богословие. М., 1991, 93. 26. См. Керн К., архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996, 157. 27. См. Ibid., 208. 28. См. Муретов М.Д. Христианский брак и церковь. Серг.-Посад, 1916, 39. 29. Ibid., 47. 30. Цит. по: Троицкий С.В. Философия христианского брака. Киев, 1996, 49. 31. Иероним Стридонский, блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. М., 202. 32. Преп. Симеон Новый Богослов говорит, что Христос " родил и рождает ежедневно верующих в Него и хранящих Его святые заповеди " . Цит. по: Кривошеин В., архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов. М., 1995, 275. 33. Цит. по Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000, 188. 34. Лосский В.Н. Догматическое богословие. М., 1991, 246. 35. Ibid. 36. Цит. по Прот. Г. Флоровский. Восточные отцы IV-VIII веков. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999, 212. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1156...

Вот на таком-то холме стоял в открытом киоске идол Будды из серого камня. Еще и теперь у подошвы холма видны обломки его, а теперь киоск обделан в виде часовни с одним большим крестом на крыше и двумя малыми крестами по углам, на маленьких главках. Пред часовней расстилается крыльцо или открытая веранда, с которой виден скит с прилегающими к нему землями, пашнями. Здесь-то крестный ход и остановился, пока Владыка читал мо- —207— литвы и окроплял святой водой часовню. Потом в глубине ее, в нише был установлен образ Владимирской Божией Матери, писанной на доске в мастерской Успенского монастыря в Пекине. После чего крестный ход медленно возвращался при колокольном звоне по той же дорожке в скит. Отпуском молебна с многолетием в церкви закончилось торжество и христиане, приняв благословение епископа Иннокентия, оставляли скит, возвращаясь к своим дворам и мирным занятиям. А. А. II. Купреянова А.Н. Письма из Франции. Письмо первое и второе.//Богословский вестник 1914. Т. 1. 1. С. 208–219 (2-я пагин.). (Начало.) —208— Письмо первое Уважаемый друг, Вы опасаетесь, – не серьезно, полагаю, – как бы я не сделалась католичкой, живя во Франции. Нет, для меня, рожденной и выросшей в православии, это невозможно. „Кто, вкусив сладкого, захочет горького?“ Почему я так чувствую – хотелось бы Вам объяснить. Правда, в течение этих двух лет, прожитых здесь, я научилась многое уважать в католических обычаях, и когда салютисты, у которых бываю иногда на собраниях, начинают с язвительной усмешкой кидать острые камешки в сад церкви, они мне становятся противны. А это у них – любимое дело. Только и у католиков иное тоже противно. Другое грустно. Уезжая из России, я думала, как и многие из наших, что попаду в страну, потерявшую религию. Но уже очень скоро, осмотревшись во Франции, я сказала себе: нет, здесь умеют молиться! И теперь повторю: умеют! Какая масса свеч горит перед чтимыми образами или статуями! По праздникам какая толпа – приличная и благоговейная, – в каждой церкви! Как приятно видеть после службы эту густую толпу, неспешно выходящую из дверей храма, и с высокого крыльца рассыпающуюся по всем направлениям при жидких ударах колокола! Вы представьте себе эту картину.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Русский перевод с английского А. А. Почекунина выполнен по изданию: Encyclopaedia Britannica, 14th ed. Chicago, 3.: Encyclopaedia Britannica, Inc, 1968. Впервые публикуется на русском языке. Несториане Впервые (на английском языке): Nestorians//Encyclopaedia Britannica, 14th ed. Chicago, 3: Encyclopaedia Britannica, Inc. (печаталось c 1965 no 1973 гг.). Русский перевод с английского А. А. Почекунина впервые в: Метапарадигма: богословие, философия, естествознание: альманах. -М.: АНО «Культурнопросветительский центр «ОПЕРА», 2016. – С. 185–188. Перевод выполнен по изданию: Encyclopaedia Britannica, 14th ed. Chicago, 3: Encyclopaedia Britannica, Inc. Пресвитер Иоанн Впервые (на английском языке): Prester John//Encyclopaedia Britannica, 14th ed. Chicago, 3.: Encyclopaedia Britannica, Inc, 1968 (печаталось c 1963 no 1973 r.). Русский перевод с английского А. А. Почекунина выполнен по изданию: Encyclopaedia Britannica, 14th ed. Chicago, 3.: Encyclopaedia Britannica, Inc, 1968. Впервые публикуется на русском языке. Сергий Булгаков Впервые (на английском языке): Bulgakov, Sergius N.//The Westminster Dictionary of Church History. Ed. by Jerald C. Brauer. В – Philadelphia, Penn.: The Westminster Press, p. 138–139. Русский перевод с английского А. А. Почекунина выполнен по изданию: The Westminster Dictionary of Church History. Ed. by Jerald C. Brauer. В – Philadelphia, Penn.: The Westminster Press, p. 138–139. Впервые публикуется на русском языке. Владимир Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви Впервые (на английском языке): Vladimir Lossky. The Mystical Theology of the Eastern Church. – London, 1957//The Journal of Religion. – Vol. 38. – 3, July, p. 207–208. Русский перевод с английского А. А. Почекунина выполнен по изданию: The Journal of Religion. – Vol. 38. – 3, July, p. 207–208. Впервые публикуется на русском языке. Антон Карташев. Очерки по истории Русской Церкви Впервые (на английском языке): А. V. Kartashev. Ocherki ро istorii Russkoi Tserkvi. – Paris, 1959//Slavic Review. – Vol. 23. – 3, September, p. 574–578.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Историк и мыслитель М. И. Лот-Бородина (1882–1957), напротив, высоко оценивала «Пути…»: «“Пути русского богословия” – это значительная книга, где впервые поставлена и разработана тема русского религиозного сознания…» [Черняев, 2010, 7]. Значимым является мнение крупнейшего философа Н. О. Лосского (1870–1965) о «Путях…». В монографии «История русской философии» он пишет: «Отец Георгий оказал большую услугу развитию русского богословия своей замечательной работой “Пути русского богословия”. Книга отца Георгия является ценным вкладом в изучение истории русской культуры. Поставленный им вопросы об особенностях русской религиозной жизни и ее развитии и ответы, даваемые на них, могут быть также полезны для понимания других областей русской культуры» [Лосский, 1991, 457, 460]. Интересно, что из письма протоиерея Георгия Флоровского брату Антонию от 25.02.1968 становится известным, что «Зеньковский написал свою “Историю русской философии” именно в противовес “Путям”» [Письма, 2021, 208]. В работе «История русской философии» протоиерей Василий Зеньковский дает такую характеристику «Путям…»: «…Автор прекрасный знаток русской философии, его характеристики, критические замечания всегда касаются самого существа дела, но книгу очень портит субъективизм в оценках и неуместное чтение “нотаций” различным авторам. Все же без книги Флоровского нельзя обойтись при изучении русской философии» [О России, 1990, 395]. Примечательно, что, по мнению Флоровского, «Пути…» побудили русского историка и мыслителя Г. П. Федотова (1886–1951) начать писать расширенную и дополненную версию книги «Святые Древней Руси» на английском языке [Письма, 2021, 208]. Можно предположить, что «Воссоздание Святой Руси» (1956) и «Очерки по истории Русской Церкви» (1959) историка и богослова А. В. Карташева (1875–1960) также были написаны под влиянием «Путей…» Важно отметить, что «Пути…» Флоровского не остались не замеченными в иностранной академической среде. К примеру, научный сотрудник ведущего католического университета Russicum в Риме иезуит С. Тышкевич (1887–1962) дал такую оценку «Путям…»: «Книга о. Флоровского, будучи уникальной в своем роде, заслуживает того, чтобы отнести ее к числу самых замечательных трудов в области современной историографии религии…» [Черняев, 2010, 7]. Интересно о «Путях…» высказался крупнейший зарубежный специалист по русской истории, профессор Колумбийского университета М. И. Раев (1923–2008): «Флоровский не только по-новому задал вопросы и смотрел на прошлое России, но и создал новую методологию исследования истории мысли… Он рассматривает историю мысли как некое повествование об интеллектуальном и духовном опыте личности» [Черняев, 2010, 9].

http://bogoslov.ru/article/6194377

Куприн Александр Иванович (1870–1938), писатель 77, 208, 241 Курбатов Валентин Яковлевич (р. 1939), литературовед 26, 34, 60, 71, 98, 387, 495–497, 530 Кушнер И. Н., издатель 526 Кютнер Роман Васильевич, товарищ М. М. Пришвина по революционному кружку 62 Лавров Александр Васильевич (р. 1949), литературовед 356 Лапин П. Н., знакомый Пришвина в 10е годы 141 Лебедев Александр Владимирович (ум. в 1979), первый муж В. Д. Пришвиной 425 Лебедева-Критская Н. А., хозяйка усадьбы в Дунине 470 Левитан Исаак Ильич (1860–1900), художник 65 Левитов Александр Иванович (1835–1877), писатель 247 Легкобытов Павел Михайлович (1863–1937), один из руководителей хлыстовской секты «Новый Израиль» 109–110, 125–128, 134–136, 178, 183, 192, 232, 361, 378, 457, 462, 526 Лежнев (наст. фам. Альтшуллер) Исай Григорьевич (1891–1955), литературный критик 309, 513 Ленин (наст. фам. Ульянов) Владимир Ильич (1870–1924) 124, 164, 175, 184, 191, 204, 226–227, 241, 262, 265, 293, 304, 367, 368, 380, 381, 451, 454–455, 460, 483 Леонов Леонид Максимович (1899–1994), писатель 133, 256, 334, 360, 461 Леонтьев Константин Николаевич (1831–1891), писатель, философ 187, 322, 385 Леонтьев Ярослав Викторович, литературовед 356 Лепешинская Ольга Васильевна (р. 1916), балерина 493 Лермонтов Михаил Юрьевич (1814–1841), поэт 19, 31, 142, 274, 381, 408 Лесков Николай Семенович (1831–1895), писатель 10, 350 Лидин (наст. фам. Гомберг) Владимир Германович (1894–1979), писатель 235 Локс Константин Григорьевич (1889–1956), литературный критик 345 Лосев Алексей Федорович (1893–1988), философ 400 Лосский Николай Онуфриевич (1870–1965), философ 224 Луговской Владимир Александрович (1901–1957), поэт 328 Луначарский Анатолий Васильевич (1875–1933), деятель большевистской партии 197, 202, 273, 393—394 Лысенко Трофим Денисович (1898–1976), биолог и агроном 477 Львов-Рогачевский (наст. имя Василий Львович Рогачевский) (1873–1930), критик и литературовед 223 Любовь Александровна см. Ростовцева Любовь Александровна Майоров Александр Иванович , загорский графоман 333

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

Поскольку Лосский принадлежал Московской Патриархии, его важнейшие работы, написанные в оригинале по-французски, были переведены и опубликованы в СССР, наиболее полно в Богословских трудах за 1972 г. Таким образом, в узком кругу читателей этого издания некоторые сведения об учении прп. Максима через труды Лосского были доступны даже за «железным занавесом» . Статья является более полным и уточненным, вариантом написанной для Оксфордского руководства по прп. Максиму статьи «Maximus the Confessor in Russia and Ukraine» (выход ожидается в 2015 г.). В последнюю, в отличие от русской мы включили и обзор переводов и исследований за последние 30 лет, которые русские читатели и так должны представлять. Мы не ставили цели охватить все многочисленные публикации по прп. Максиму, осуществленные на Руси и в России за 900 лет, но стремились отметить наиболее существенное или характерное.   Публикации по прп. Максиму в России до 2004 см. в: А. Г. Дунаев. Максим Исповедник// Исихазм: аннотированная библиография. М., 2004, с. 242−256 (# 4, 1533−1721). Или в Интернете: http://www.danuvius.orthodoxy.ru/Max_Conf.htm . На отраженные в этой библиографии сочинения мы будем ссылаться, указывая соответствующий номер. Так, опубликованные Мурьяновым службы см. в  Дунаев 2004, 1544, 1545, 1546. Наиболее полную на сегодня библиографию по прп. Максиму, в том числе и русскую, см. в: Kneevi M., MaximustheConfessor (580–662). Bibliography , Belgrade, 2012. Кнежевич включил и всю библиографию Дунаева, как и все предыдущие библиографии по прп. Максиму. А. И. Сидоров. Творческое наследие Максима Исповедника в Древней Руси (на материале «Изборника Святослава» 1073)// Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. М., 1985, с. 201–208. См. также Изборник Святослава 1073 года : Факсимильное издание в 2-х томах. М., 1983. «Пчела» или «Богословские главы» преп. Максима Исповедника /Перевод, вступит. ст., примечания, послесловие П. К. Доброцветова. М., 2013. «Пчела» представляет собой перевод Locicommunes , которые приписывались прп. Максиму, но на самом деле были составлены неизвестным византийским автором IX–X вв. А. И. Соболевский.   Переводная литература   Московской Руси XIV—XVII веков. Библиографические материалы. СПб., 1903. Здесь и далее мы, как правило, даем принятые в патрологии латинские названия сочинений прп. Максима, поскольку названия, под которыми они переводились на славянский и русский язык, варьировались.

http://bogoslov.ru/article/3668042

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010