Главный соборный храм обители в честь Благовещения Пресв. Богородицы с приделом во имя чудотворца Николая. В этом храме близ иконостаса, в углублении северной стены находится гробница (кенотафий) над мощами прп. Логгина, почивающими здесь под спудом. Рака бронзовая, посеребренная; на пелене во весь рост вышито изображение преподобного. Над гробницей помещена принесенная самим Логгином древняя икона Креста Господня. Возле гробницы в особом футляре хранятся холстинная фелонь и власяница прп. Логгина. У северного входа в храм находится каменная пристройка, в которой стоит гробница епископа вятского Александра, бывшего прежде здесь игуменом. Второй храм – во имя Спаса Нерукотворного Образа. Здесь хранится местночтимая весьма древняя икона Николая Чудотворца. За левым клиросом обращает на себя внимание своею древностью образ прп. Димитрия Прилуцкого. Между этими двумя храмами находится каменная часовня, устроенная над колодцем, выкопанным прп. Логгином. В 1904 г. здесь заложен еще третий каменный храм во имя прп. Логгина. В монастырской ризнице хранятся ризы епископа Александра вятского, а также пожертвованная им большая икона-складень. Сообщение с монастырем очень удобное; особенно в летнее время. По Вычегде ходят пароходы к Яренску и Устьсысольску мимо Сольвычегодска; с этих пароходов можно высаживаться на пристани близ монастыря. По железной дороге можно отправиться на станцию «Котлас», между которой и Сольвычегодском поддерживается пароходное сообщение. На станции Котлас находится всегда монастырский послушник, который может сообщить подробные сведения о проезде в обитель. Лальский Михаило-Архангельский монастырь в Великоустюжском уезде. Михаило-Архангельский монастырь находится в заштатном городе Лальске в 80 верстах от Великого Устюга. Время основания обители относится к XVII веку. Первоначально монастырь стоял на берегу реки Юга. на том месте, где теперь находится Богоявленская церковь . Но так как это место во время разлива реки подмывалось водою, то монастырь в 1700 году был перенесен отсюда на новое место, где он расположен и посейчас. При учреждении монастырских штатов монастырь Михаила Архангела был оставлен за штатом, а в 1860 году приписан к Устюжскому монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 1678 (7186) году 10 июля один из иноков Коряжемского монастыря, пришед в свою келью после утреннего пения, прилег отдохнуть. В тонком сне ему показалось, будто он стоит в церкви, близ гробницы пр. Логгина, а против царских врат лежит на одре блаженный старец с седою бородою, длины и ширины умеренной, вокруг одра стоят священники и множество других людей, которые, указывая на одр, говорили между собою: «вот пр. Логгин начальник». Хотя инок видел со своего места, что старец жив, и слышал его голос, но подойти к нему не смел, – тогда старец, обратившись к нему лицоем, сказал: «подойди ко мне». Инок подошел и получив благословение старца, решился спросить его: «знаешь ли меня, отче святый?». «Без меня пострижен»,отвечал старец. Пробудившись от сна инок весь день чувствовал в своем сердце необыкновенную радость, вспоминая видение, которое было так живо и ясно, как бы случилось на самом деле. С того времени инок тот стал иметь живую веру к пр. Логгину. В 7173 (1665) г. 9 мая вместо деревянной Никольской церкви, построенной пр. Логгином, по приказанию и на иждивение преосв. Александра, епископа Вятского и Великопермского, заложена была каменная во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая, которая и освящена была лично преосвященным 9 февраля 1671 г., накануне памяти пр. Логгина. Место погребения пр. Логгина пришлось теперь внутри церкви, при северной стене и над ним устроена была гробница, украшенная позолоченною резьбою, покрытая пеленою с вышитым на ней изображением преподобного и сказанием о перенесснии мощей его 190 . В 1871 г. 18 июня, в 10 часов вечера, две из пяти глав Благовещенской церкви с немалою частью свода провалились, причем кирпичем и мусором гробницу преподобного завалило на три аршина с половиною. К счастью не только гробница и находившаяся на ней пелена с изображением преподобного, крест черного дерева, принесенный им из Павлова монастыря и евангелие в 4°, употреблявшееся при совершении молебнов преподобному, нисколько не повредились; – но даже остался целым стоявший на гробнице стеклянный футляр, покрывавший резное изображение главы св. Иоанна крестителя, между тем как все прочее, находившееся в церкви и алтаре, было разбито в мелкие щепы. Какой урок, какое сильное обличение современному неверию, отвергающему чудесное и старающемуся объяснить все силами природы! Событие случилось так недавно и так много имеет еще живых свидетелей, что и самый упорный скептпк не осмелится назвать его легендою и невольно должен признать в нем перст Божий ( Ucx. VIII, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

апостол, обличал и от стада Христова отгонял», что эти-то злые люди, не терпя его обличений, восстали на пастыря своего и сделали на него донос (известный уже нам), а соборный поп Иван Сергеев, желая быть протопопом на месте Логгина, «выманив у сторонних людей писание ему, протопопу Логгину, на укоризну», приложил писание это к доносу и что по удалении Логгина из Мурома в городе открылись беспорядки — «в православной вере христианом разделение», и церковные мятежники восстали на последователей благочестия, так что многим приходится бежать. Вследствие всего этого и просили возвратить в Муром протопопа Логгина (напечат. в Историч. описании рязанской иерархии. С. 97–112. Изд. 1820 г. Но эта просьба, конечно, осталась без удовлетворения — протопоп Логгин был судим и осужден на Соборе самим патр. Никоном, и местный епархиальный архиерей не мог изменить такого решения. Материалы для истор. раскола. 1. 94–108, 119, 283 Столбцы Приказа тайных дел в Госуд. архиве. 67 Снес. прим. 46 и текст, к которому оно относится. Дополн. к А. и. 3. 119. Ст. 6. С. 446 Материал. для истор. русск. раскола. 1. 137–144, 283 Правосл. собеседн. 1858. 2. 586–589 Антиохийский патриарх Макарий уехал было из Москвы 25 марта 1656 г., получив от государя при прощании соболями на три тысячи руб. кроме разных других подарков. Но едва достиг Болхова, как должен был по приглашению государя воротиться в Москву и окончательно выехал из нее 29 мая того же года, после Троицына дня в четверг (Павла Алепп. Путеш. Макария. Кн. 14. Отд. 3, 6, 10, в т. 2. 275–277, 286–289, 303 Сербский патриарх архиепископ Гавриил, очень тяготившийся строгостями жизни, которым должен был подчинятья в Москве, отпросился на богомолье в Иерусалим и еще 5 февраля 1656 г. имел прощальную аудиенцию у государя, а к концу марта совсем уехал из Москвы. При прощании государь пожаловал ему соболями только на четыреста рублей, как обыкновенно жаловал архиепископам и митрополитам, и потом уже, по особым просьбам Гавриила, велел дать ему деньгами на саккос и подризник, подарил митру, посох и несколько церковных книг, а также из конюшни своей иноходца (Москов.

http://sedmitza.ru/lib/text/436200/

Блаж. Иоанн и Логгин были учениками св. Филиппа, когда он был ещё игуменом Соловецкой обители. Проводя жизнь и в строгом посте и внимании к своей совести, они были безответными исполнителями приказаний преп. игумена. Всяко, аще что творите, от души делайте, якоже Господу, а не человеком угождающе, заповедал Апостол ( Кол.3:23 ). Иоанн и Логгин с точностью исполняли заповедь Апостола и возрастали в жизни духовной. Они были люди не книжные, но природа служила их внимательному уму открытой книгой. Они видели море необозримое и возносились умом к Тому, Кто положил предел и морю; мириады звёзд обращали мысль их к Владыке миров, назначившему всему свой порядок; видели свет солнца и в благоговении славили свет самобытный. Так восходили они от совершенства к совершенству. В 1561 г. отправились они на судах на твёрдую землю и возвращаясь застигнуты были сильной бурей; буря разбила суда; блаж. Иоанн и Логгин потонули. Св. тела их обретены нетленными на Корельском берегу, за 120 вёрст от обители, в устье Сосновки и положены в часовне св. Николая с. Яренги. Слава чудес, совершавшихся при мощах, привлекла к ним нескольких иноков, которые построили себе кельи и положили основание обители. В 1625 г. инок Илия Телов донёс п. Филарету о чудесах, совершающихся при мощах праведников. Вследствие сего Новгор. м. Макарием предписано Корельскому игумену Герасиму и боярскому сыну Солонову произвести на месте точное исследование о чудесах св. Иоанна и Логгина. По строгому розысканию, сведения, показанные в донесении инока Телова, оказались верными 71 . Самые замечательные чудеса: исцеление Марии, три года страдавшей от беснования; исцеление молодого крестьянина, страдавшего падучей болезнью; исцеление крестьянина Евфимия, полгода страдавшего желудком и вызванного в Яренгу явившимися Иоанном и Логгином. В 1635 г. Яренгский монастырь со всеми землями с. Яренги отдан был в ведение Соловецкой обители, и в грамоте своей царь писал: «пожаловали мы у моря Яренгским погостом, где лежат чудотворцы Иван да Логгин». Μ. Аффоний вскоре после того писал Соловецкому игумену Рафаилу: «по прошению свят. п. Иоасафа царь пожаловал вам Яренгу на краю моря, где лежат мощи новоявленных чудотворцев Ивана да Логгина»; затем, предписывая построить и освятить новый храм, говорит: «как тот храм совершится и мощи новоявленных чудотворцев Ивана и Логгина в новый храм перенесёшь и в котором месте в храме те мощи положишь, – и ты бы о том отписал». Июля 2-го 1638 г. мощи праведников перенесены в новый храм. Память их с того времени совершается июля 3 дня 72 . † Преставление бл. Иоанна юродивого Московского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И елика возможна моему худому разуму, сия исправлях, а яже невозможна, сия оставлях, да имущий разум больше нас, тии исправят не исправленная и недостаточные наполнят. Аз же что написах, и аще кая обрящутся в них несогласна разуму истины, и аз о сих прощения прошу. А кто имать сия преписовати и нет, да не преписует тако, ни да поет, но истинное да пишет и воспевает, еже есть угодно Богу и полезно души, понеже и аз тако хощу. И не токмо еже зде писах, но и инде что писах и глаголах, и аще что обрящется в тых не угодна Богу и неполезна души ради моего неразумия и невежества, и о сих молю да не творит кто тако, но лучшее да творит, еже есть благоугодно Богу и полезно души» (Опис. р. Троицкой лавры, 281 стр. 56). Подобное же предисловие в канонике 283, написанном Арсением, по повелению архимандрита Дионисия. Замечательно, что то же самое предисловие читается и в Троицкой рукописи, заключающей жития святых XVI века (по определению Описания). Рукопись носит следы правления и заключает ссылки на лучшие тексты житий. Не Арсением ли писана и правлена эта рукопись? (ibid. 684). 65 Таких распоряжений приводится несколько в уставе, из собрания Ундольского, 118. Это распоряжения Новгородских архиепископов Леонида и Пимена. 66 Родом из Устюга. Отец его, Тихон, был монах Троицкой лавры. В синодике Троицкой лавры 2) под 7103– 1595 годом записан Тихон устюжанин Логгина устюжанина головщика отец (Опис. рукописей Тр. библ. 428–й). Между лаврскими рукописями есть нотный стихирарь 428–й), писанный в Чудове монастыре рукой многогрешного неключимого раба Божия клирика Логгина. Это наводит на мысль, не написана ли эта книга Логгином в то время, когда он по должности справщика жил в Чудове монастыре? 67 А. А Э. 228. В описи домовой казны патр. Филарета замечено, что «тот устав указал государь патриарх сжечь за то, что те книги печатаны без благословения, и справливал Троицкий крылошанин Логгин вор и бражник». Р. И. Б III. 902. 71 Год смерти Логгина и Филарета определяется по пергаменному синодику Тр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

60 Дополн. к опис. старопеч. книг гр. Толстова и Царскаго, 91, 92, 94; Хронологич. Указатель славяно – русск. книг церковной печати, 712, 722, 723, 725, 737, 738 – 740; Описан. старопеч. книг гр. Толстова, 121; Опис. рукоп. Моск. Синод. библ , III, 1, 379. Соборное постановление о печатании новоисправленного Требника – в Матер. для истор. русск. раскола,, 13 – 14. 62 Павла алепп. Путеш. Макария, кн. XIII, отд. 11; кн. XIV, отд. 7, в т. II, 237, 290; А. Э. IV, 838. Постановление этого небольшого собора, за подписями лиц, на нем присутствовавших, в позднейшем списке, есть в нашей библиотеке. 63 Павла алепп. Путеш. Макария, кн. XIII, отд. 8, в т. II, 227 – 229. В рукописи московской синодальной библиотеки, 93, с самого начала помещена «книгазаписная облачением и действу великого государя, святейшего Никона, архиепископа царствующегограда Москвы и всеявеликия ималыя и белыя России патриарха». В книге кратко записаны выходы и служения Никона с 10 декабря 1655 года, с перерывами, до недели православия 1658 года (л. 1 – 129). Здесь, при описании патриаршего служения литургии в 21 день декабря 1655 года, в успенском соборе, сказано только, что, по отпусте, разоблачась «антиохийский патр. Макарей поднес государю святейшему патриарху (Никону) клобук белый греческаго переводу, а сербский патриарх Гавриил поднес ему шапочку греческую (камилавку)», и что Никон, возвратившись из собора в свою крестовую палату, в сопровождении своей свиты, «пожаловал своего архидиакона и иеродиакона греческими клобуками и камилавками» (л. 4 об. – 6). 64 Материалы для истор. русск. раскола, I, 106, 112 – 118. Некоторые из жителей Мурома, после того, как протопоп Логгин был осужден и удален от них, подали о нем просьбу архиепископу рязанскому и муромскому Мисаилу, в которой, как обыкновенно бывает, всячески восхваляли того, о ком просили, и порицали своих противников, способствовавших его осуждению. И именно говорили, что Логгин, муж учительный «по вся дни и нощи и часы», проповедывал слово Божие, вразумлял невежественных, а «врагов Божиих, церковных мятежников, противящихся преданию св. апостол, обличал и от стада Христова отгонял»; что эти – то злые люди, не терпя его обличений, возстали на пастыря своего и сделали на него донос (известный уже нам), а соборный поп Иван Сергеев, желая быть протопопом на месте Логгина, «выманив у сторонних людей писание, ему протопопу Логгину на укоризну», приложил писание это к доносу, и что, по удалении Логгина из Мурома, в городе открылись безпорядки: «в православной вере христианом разделение», и церковные мятежники взстали на преследователей благочестия, так что многим приходится бежать. Вследствие всего этого и просили возвратить в Муром протопопа Логгина (Напечат. в «Историч. описании рязанской иерархии», стр. 97 – 112, изд. 1820 г.). Но эта просьба, конечно, осталась без удовлетворения: протопоп Логгин был судим, и осужден на соборе самим патр. Никоном, и местный епархиальный архиерей не мог изменить такого решения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Книжностью, учительностью, борьбой с общественными пороками и недостатками отличались и другие лица белого духовенства, выдвинутые Стефаном и получившие благодаря ему протопопские места по разным городам. Так, костромской протопоп Даниил за свои ревностные обличения был, подобно Аввакуму, изгнан из Костромы. Об учительстве Логгина сохранилось свидетельство у Олеария, который говорит, что Логгин в 1653 году стал говорить проповеди и хотел ввести этот порядок в подведомственном ему духовенстве, в чем уже и имел большой успех. Но патриарх, узнав об этом, воспылал гневом, отрешил его от места, предал анафеме и сослал в Сибирь. Известна также челобитная жителей Мурома к архиепископу рязанскому и муромскому Мисаилу с похвалами Логгину и с просьбой возвратить его пастве. В челобитной говорилось, что Логгин, муж учительный, «по вся дни, нощи и часы» проповедывал слово Божие, вразумлял невежественных, а «врагов Божиих, церковных мятежников, противящихся преданию св. апостол, обличал и от стада Христова отгонял», и что именно эти враги из боязни его обличений ложно оклеветали его, а между тем с удалением Логгина из Мурома явилось в городе «в православной вере Христианом разделение», мятежники восстали на почитателей благочестия, которым приходится теперь бежать из города, почему челобитчики и просят воротить в Муром Логгина. О книжности и способности к учительству романо-борисоглебского попа Лазаря говорит его обширная челобитная против новоисправленных книг, которая опровергается в книге «Жезл правления». Таким образом, в начале царствования Алексея Михайловича под главенством и руководством его духовника благовещенского протопопа Стефана Вонифатьева образовался кружок ревнителей благочестия, в который вошли люди книжные, учительные, уже заявившие себя ранее строгой благочестивой жизнью, ревностной борьбой с пороками и недостатками в среде духовенства и народа. Это были, кроме самого Стефана Вонифатьева, известные протопопы Неронов, Аввакум, Логгин, Лазарь, Даниил и, вероятно, другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

На основании выше приведенного документа В.К. Шляпин делает вывод, что в 1654 году первым на Яиковой горе появился старец Логгин. Следовательно, 1654 год можно считать фактическим годом начала Яиковской пустыни, а старца Логгина ее первым строителем и основателем. Относительно личности самого старца Логгина, с большой долей вероятности можно утверждать, что это и есть тот самый древодел Лука Васильевич Голубев, о котором Г.Н. Чебыкина в своей «Летописной книге» под 1654 годом пишет как об основателе Яиковского монастыря. Подтверждением этому может служить старинное сказание под названием «Чудо святителя Филиппа о изцелении некоего древодела отъ лютой болезни»: «В лето 7162-е, а отъ Рождества Христова 1654-е, быстъ во граде Устюзе некто древодель Лука Васильевъ, иже одержимъ бысть лютымъ недугомъ шесть месяцевъ. Въ постъ святыхъ апостолъ Петра и Павла, спящу ему во едину отъ нощей, явися святый Филиппъ митрополитъ Московский во святительской одежде и рече ему: вижду та, человече, зело боляща, хощеши ли здравъ быти? Онъ же отвеща: хощу, господи мой. Вопроси же боляй: ты кто еси, сватче Божий? Святый Филиппъ отвеща ему: азъ есмь Филиппъ, митрополитъ Московский; ты же, аще хощеши здравъ быти, то иди (имя нарекъ купца) и выменя у него образъ мой и иди отъ града Устюга за два поприща вверхъ Сухоны реки по брегу до глубокаго рва и жителствуй тамо. Онъ же, возбнувъ отъ сна, ощути себе здрава, яко николиже боли, и сотвори тако, якоже заповеда ему святый; ископа же пещеру, и постави икону святителя Филиппа и вселися ту. Последи же постриженъ бы преподобнымъ Филиппомъ, во иноцыхъ же наречено ему имя Логгинъ. Поживе же лета доволна въ богоугодныхъ подвизяхъ и въ старости глубоцей отъиде ко Господу». По собственному свидетельству старца Логгина, он был пострижен в Теплогорской Богородской пустыни строителем этой пустыни черным попом Ионой. Теплогорский Богородский мужской монастырь на Теплой горе на реке Юг Устюжского уезда основан в 1643 году нижегородским крестьянином села Павлово Григорием Даниловым. Пустынь упразднена в 1764 году, с начала XX века Богородская Теплогорская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=27690

Логгин, и стали усерднее отправлять по нем панихиды. Анна, жена крестьянина Пачеозерской волости Антипы Надозерского, «бе добротна телом и лицем красна. И позавиде ей супостат наш диавол, устрели некоих юнош нечистою к ней любовью, кои всякими сатанинскими мечтаньми и словесы льстивыми покушахуся привлещи ю на свое лукавое хотение; она же, целомудренна сущи, никакоже того восхоте и все их ласкаше попра и отрину». Чтобы достигнуть своей цели, юноши прибегли сперва к колдовству, а когда и то неподействовало, они, ослепленные страстью и озлобленные не успехом, решились отравить ее. «И даша ей отраву смертную, да Быша не зрели доброты ее». Как скоро совершилось это беззаконное дело, несчастная страдалица начала чувствовать в своем животе такую боль, как бы змея терзала ее внутренности, так что приходила от того в исступление ума, подвергалась икоте и начинала кричать разными неестественными голосами. Невозможно и высказать всего того, что вытерпела страдалица от злых людей за свое целомудрие. Находись в столь бедственном положении и ни от чего не получая себе ни малейшего облегчения, Анна обратилась с молитвою к Богу и стала призывать себе на помощь пр. Логгина, а мужа своего просила свезти ее в Коряжемский монастырь. Лишь только она высказала свое желание, как внезапно лишилась рассудка и подверглась такому тяжкому припадку, что едва осталась жива, во всем теле ее не было члена, которым бы она не билась и не страдала. В то же время явился ей старец и сказал: исполни скорее то, что задумала, иди в Коряжемский монастырь, поклонись гробу Логгина и Господь избавить тебя от болезни». Очувствовавшись больная рассказала о своем видении и муж поспешил свезти ее на Коряжему. Здесь в цервви, во время литургии, сделался с нею снова припадок умоисступления; когда ее вывели из церкви в гробовую палатку, Анну ударило о землю столь сильно, что долго она лежала при гробе преподобного как мертвая. Потом как бы пробудившись от сна, скоро встала и чувствуя себя свободною от своей страшной болезни, со слезами, во всеуслышание стала благодарить Бога и угодника его пр. Логгина.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

16 апреля 1653 года в Москву прибыл константинопольский патриарх Афанасий Пателар. Он вполне утвердил Никона в правильности намеченных изменений и «зазирал» патриарху «в неисправлении божественного писания и прочих церковных винах». Спустя год, 5 апреля 1654 года, Афанасий скончался в Лубенском монастыре на Украине и скоро был причислен к лику святых. Мощи св. Афанасия «Седящего» находятся ныне в Харькове, являются по сей день предметом почитания в Русской церкви и засвидетельствованы Богом как особый источник благодати. Покидая Москву, св. Афанасий между прочим писал Алексею Михайловичу: «Великий господин, святейший Никон, патриарх Московский и Всея Руси, по благодати Божией, глава Церкви и исправление сущия православныя христианския веры, и приводит словенских овец Христовых во едино стадо... Только тебя, великого государя, мы имеем столп и утверждение веры, и помощника в бедах, и прибежище нам и освобождение. А брату моему, государь, и сослужителю, великому господину, святейшему Никону – освещать соборную апостольскую церковь Софии – премудрости Божией» 140 в Константинополе. Эти слова ясно выражают полное одобрение деятельности Никона и отчетливое понимание главных церковно-политических целей обрядовых исправлений в Русской церкви. В июле 1653 года от муромского воеводы пришла жалоба на прот. Логгина, будто он похулил иконы Спасителя и Божией Матери. Никон созвал в своей крестовой церкви Собор духовенства по этому поводу. Логгин отрицал вину, говоря, что он высказался в том смысле, что «Сам Спас и Пресвятая Богородица честнее своих образов». Собор счел такое противопоставление опасным, способным вызвать соблазн, и постановил наказать Логгина содержанием под арестом с приставом. По словам Неронова, еще ранее Логгин «обличал» Никона в «небрежном и высокоумном и гордом житии», то есть оскорблял патриарха. Неронов на этом Соборе вступился за Логгина и в тот же день донес государю, что Никон хулил царское величество. Через несколько дней патриарх вновь созвал Собор духовенства и пожаловался на Неронова. Тогда рассерженный Неронов стал поносить Никона и весь собор за множество других «провинностей». Он сыпал укоризнами и оскорблениями, проговариваясь в запальчивости о подлинных причинах возмущения против Никона: «Прежде ты имел совет с протопопом Стефаном и его любимыми советниками... Доселе ты друг наш был – на нас восстал». Неронов далее осуждал Никона за то, что он других укоряет в жестокости, а сам тоже предает на мучения, подвергая телесным наказаниям, что Никон хулит ныне «Уложение» 1649 года, тогда как сам же его подписывал, и т. д. Среди множества его укоризн не прозвучало ни одного упрека в исправлении обрядов! 141

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010