Кондак мученка, глас 2. Подобен: В молитвах: В пощении первее просиявшаго, и во страдании второе светяща, вси яко светило пресветлейшее лукиана песньми славно почтим, молящаго непрестанно о всех нас.   И седален преподобнаго, глас 8. Слава, мученка, глас тойже. По 6–й песни,   Кондак преподобнаго, глас 2. Подобен: Вышних ищя: Волнений множества невлажно преходя, безплотныя враги струями слез твоих крепко погрузил еси, Богомудре евфимие преподобне, и чудес дар прием, исцеляеши страсти всякия: моли непрестанно о всех нас.   И икос. По 9–й песни, светилен октоиха: И преподобнаго. На стиховне октоиха. Слава, преподобнаго, глас 2: преподобне отче, из младенства:   16. святаго мученка логгина сотника, иже при кресте господни.   Стихиры октоиха 3: И святаго 3, глас 8. Подобен: о преславнаго чудесе! Слава, глас 6: Во страсти твоей, Христе: На стиховне октоиха. Слава, глас 6: При кресте предстоя: Тропарь, глас 4: мученк твой Господи: септемвриа во 2 день. На Утрени оба канона октоиха: и святаго на 4, глас 4. По 3–й песни, седален глас 8. По 6–й песни,   Кондак, глас 4. Подобен: явился еси: Весело возрадовася церковь, в памяти днесь приснопамятнаго страдальца логгина, взывающи: ты моя держава, Христе, и утверждение.   И икос. По 9–й песни, светилен октоиха, и святаго: На стиховне октоиха. На Литургии , прокимен, глас 6: Возвеселится праведник о господе: Апостол к тимофею, зачало 292: Чадо тимофее, возмогай о благодати: Аллилуиа, глас 4: праведник яко финикс процветет: евангелие матфеа, зачало 113: Пришедше воини на место: Причастен, В память:   17. святаго пророка осии: И преподобномученка андреа критскаго.   Стихиры пророка, 3, глас 1. Подобен: Всехвальнии мученцы: И преподобнаго 3, глас 4. Подобен: яко добля: На стиховне октоиха.   Тропарь преподобнаго, глас 4: Постнически преподвизався на горе, умная врагов ополчения всеоружием креста погубил еси, всеблаженне, паки же ко страдальчеству мужески облеклся еси, убив копронима мечем веры: и обоих ради венчался еси от Бога, преподобномучениче андрее приснопамятне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

1132 Вошед в другая двери, внутрь ко гробу Господню, где узриши гроб Господен, по правую руку, подле дверей, из белого мрамора... – Пещера гроба Господня – небольшая камера, справа занятая Тридневным ложем, покрытым мраморной плитой. 1133 Здесь усмотришь приделанный сзади Кувуклий гроба Господня малый олтарь коптский... – Снаружи Кувуклии, в западной части, со стороны, куда была обращена глава Христа, пристроен коптский придел (часовня Главы). 1134 ...внидеши в церковь сирианскую. В нейже есть и пещера, идеже гробы святых благообразнаго Иосифа и Никодима. – Напротив часовни коптов, в западной апсиде, расположен придел св. Никодима, принадлежавший Сирийской, а затем Армянской церкви. Небольшой проход в юго-западной стене ведет к гробницам Иосифа Аримафейского и Никодима. 1136 ...есть место круговидно, мрамором обделано... где Христос по Воскресении своем рек Марии Магдалине: «Не прикасайся Мне». – Вблизи Кувуклии расположен престол св. Марии Магдалины в память о явлении ей воскресшего Христа, которого она приняла за садовника ( Ин.20:14–17 ). 1137 Тут есть и церковь их... В сей же церкви, на правой стране, близ дверей есть столп каменный за двема решетками железными, к которому жыды привязывали Спасителя нашего во время страдания Его. – Речь идет о католической церкви Явления воскресшего Господа Деве Марии, главной святыней которой является фрагмент порфировой колонны бичевания, к которой, по преданию, был привязан Христос, по приказу Пилата избиваемый римскими воинами. 1138 ...плита... с двумя кругловатыми в ней дырами, в коих святыя нозе Христовы заключенны были в железы. – Очевидно, паломник имеет в виду каменную плиту с двумя отверстиями для ног, куда сажали приговоренных, расположенную перед входом в часовню Уз (Темница Христова). 1139 Впреди сего другий престол и под ним пещера, в которой Божия Матерь укрывалась от иудей, смотря из оной при начале страдание Христова. – Вероятно, автор имеет в виду францисканский алтарь Скорбящей Богородицы. 1140 ....престол святаго Логгина Сотника, к которому престолу так же все христиане прикладываются.... – Православный придел св. Лонгина Сотника устроен в память о событиях, описанных в Евангелиях. Римский воин, пронзивший копьем распятого Иисуса Христа ( Ин.19:31–37 ), видя дивные знамения во время Его смерти, уверовал в Иисуса Христа ( Мф.27:54, 15:39 ). За это, по преданию, он подвергся мученической смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По углам написаны четыре Евангелиста, держащие в руках разгнутые страстные Евангелия, яже о распятии Христовом. По стенам изображены все страдания Христовы и написаны разные тропари и стихири, тому месту приличные. Напротив креста, на стене, написано: «Спасение соделал еси посреде земли Христи Боже, на кресте пречистеи руце Твои простерл еси, собирая вся языки зовущие: Господи, слава Тебе». На кафедре, где читают Евангелие, написано: «От Сиона изыде закон, и слово Господне из Иерусалима.» И многое другое написано из пророчеств, псалмов и из Евангелия. Пол на горе, мраморный. Помолившись и облобызавши святые места, мы много от радости плакали и благодарили Господа Бога, что сподобил нас быть на лобном месте, на самой горе Голгофе, где сам Спаситель мира висел на кресте и пролил пречистую кровь Свою, и загладил наше греховное рукописание. Потом сошли на запад, по той же лестнице, по которой взошли. И пошли направо, и там есть место, где воины разделяли ризы Христовы и метали жребий. Там – придел и горит неугасаемая лампада, заведывают сим местом армяне. Далее – придел во имя Логгина Сотника, который исповедал Христа так: воистину Божий Сын бе Сей, Еще там есть в стене, за железной решеткой, камень с горы Голгофы, с кровию Христовою; пред ним горят две неугасаемые лампады, заведывают этим местом православные. Пошли далее и пришли в придел, называемый Темница, где хранится тот самый камень, с двумя дирами, в котором был забит Христос, вместо колоды, егда сидел в темнице; он лежит под престолом за железною решеткой, и над ним горит неугасаемая лампада; заведывают этим местом православные, и мы лобызали железную решетку, потом просунули руки, осязали диры и потом лобызали руки. Далее взошли в храм Богородицы. Когда Сын Ее, Иисус Христос, висел на кресте, – Она на сем месте стояла с женами мироносицами, горько плакала, а жены Ее держали под руки. По правую сторону – престол Успения Богородицы, по левую сторону – престол в память того, когда Господа нашего, Иисуса Христа, били привязанного у столба; горят там три лампады неугасаемые, заведывают сим местом православные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Довольно крутые лестницы в 20 ступеней ведут на скалу Голгофу. Мрачный храм Голгофы помещается под небольшим куполом природной скалы, образуя две арки. Под первой от входа аркой помещается православный престол, из целой мраморной плиты, поставленный над тем самым местом, где был водружен крест Спасителя. Престол открыт по бокам и под ним видно круглое отверстие, где стоял крест. За престолом величественное распятие, по сторонам которого изображены во весь рост Богородица и Иоанн Богослов. Позади распятия – иконостас, с иконой Спасителя, влекомого на страсть. По обе стороны престола два круглые отверстия, обложенные черным мрамором; здесь были водружены кресты разбойников. Направо, возле престола, видна трещина скалы, образовавшаяся от сотрясения земли при кончине Иисуса Христа. Скала одета плитами желтого мрамора. Все богатство этой церкви заключается в 14 дорогих паникадилах, висящих над престолом – дар христианских царей. Два престола под второй аркой Голгофы принадлежат католикам. По преданию, это то самое место, на котором пригвождали Спасителя ко кресту. В южной стороне этого придела окно, через которое видна внизу небольшая католическая капелла во имя Марии Скорбящей (Maria Dolorosa). Окно это, по преданию, было прежде наружной дверью на Голгофу, через которую император Гераклий вошел с Животворящим Крестом, по отнятии его у персов. Внизу, к востоку от подошвы Голгофы и круглой ротонды Святого Гроба, под большой аркой расположен православный храм Воскресения. В этом храме замечательный иконостас из чистого золота; все иконы – византийского письма. Вокруг храма упомянутые уже выше приделы различных вероисповеданий. Наибольший из них – часовня «Каменных Уз» – принадлежит православным и устроен на том месте, где Спасителя подвергали пытке. Влево от этой часовни помещается придел Темницы Христовой. По преданию, здесь Богочеловек был заключен с двумя разбойниками, пока приготовляли орудия для Его казни. Следующий придел – Св. Логгина Сотника. Далее на восток, за самым алтарем храма Воскресения, находится придел Разделения Риз, принадлежащий армянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

( < < back) Иоанн Дамаскин — замечательнейший христианский песнописец и богослов, скончавшийся в 776 году. За его ревностную защиту св. икон против иконоборцев ему была отсечена рука, но, по изволению Божию, вновь приросла к телу. Память его празднуется Церковью 4-го декабря. ( < < back) святого Лазаря четверодневного празднуется Церковью 17-го октября, когда вспоминается перенесение мощей его с о. Кипра в Царьград. ( < < back) Евсевию и Иерониму, Аримафея тоже, что Рама или Рамафа — город на горе Ефремовой, на два часа пути к северу от Иерусалима, недалеко от Лиды; иначе называется Рамафаим-Цофим. Он был отечеством Иосифа Аримафейского, одного из учеников Христовых (Иоан. гл. 19, ст. 38), члена верховного совета иудейского, который в своем гробе, высеченном в скале, похоронил Иисуса Христа. ( < < back) святому Иосифу не положено, но он вспоминается в неделю «Жен Мироносиц». ( < < back) святого Никодима празднуется Церковью 2-го августа и в неделю «Жен Мироносиц». ( < < back) со св. Гамалиилом скончался и благочестивый сын его Авив, который также веровал во Христа; память святых Гамалиила и Авива празднуется Церковью 2-го августа, в день перенесения мощей их. ( < < back) в Африке, соответствует нынешней Абиссинии. Она находилась в верховьях реки Нила и граничила с Фиваидскою областью Египта на севере, с Ливией на западе, с южною Эфиопией на юге и с Аравийским заливом и Чермным морем на востоке. ( < < back) Палестинская — город на восточном берегу Средиземного моря, построенный царем иудейским Иродом на месте древнего города Стратон и названный так в честь Кесаря Августа (римского императора Октавия Августа). Город сей подвергался неоднократным разрушениям и в настоящее время на его месте — только развалины, покрытые дикими растениями. ( < < back) о святом Закхее Церковь совершает в 32 неделю, пред началом постной триоди. ( < < back) город в западной малоазийской провинции Мизии. ( < < back) святого Корнилия совершается 13-го сентября. ( < < back) святого Логгина сотника празднуется Церковью 16-го октября.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

е., вероятно, или капли бесценной Крови Спасителя, или часть от Его Животворящего Креста), мощи святого мученика Логгина Сотника, обе руки и мощи (не часть ли только мощей?) святой Марии Магдалины. Ростовский епископ Кирилл поставил (1231) в обновленном им соборе ростовском «многы мощи святых» . Кроме того, в Русской Церкви сделались известными мощи некоторых новых угодников Божиих. В 1150 г. черниговский князь Святослав Ольгович перенес из Киева в Чернигов мощи брата своего схимонаха Игоря, который вкусил (1147) мученическую смерть от киевлян и погребен был в Киевском Симеоновском монастыре; по перенесении в Чернигов мощи положены в Спасском кафедральном соборе, в тереме. Очень вероятно, что с этого времени или даже со дня самой кончины святого Игоря память его была чтима местно, потому что, едва только он был умерщвлен, многие благоверные люди собирали капли крови его себе на исцеление и спасение, и над телом его в первую же ночь по смерти Бог сотворил знамение, о котором немедленно дано было знать митрополиту . В 1164 г., при заложении в Ростове великим князем Андреем Боголюбским каменного собора на месте сгоревшего (1160) деревянного обретены были нетленные мощи Исаии, епископа Ростовского, под южною стеною. Когда потом жители Ростова упросили князя распространить основание заложенного храма, то, продолжая копать далее тот же южный ров, нашли другой гроб, покрытый досками, и в нем увидели мощи другого святителя Ростовского — Леонтия. Те и другие мощи тогда же прославлены разными чудесами. Первоначально они поставлены были открыто в церкви святого Иоанна на епископском дворе. И так как собор, основанный Боголюбским, едва только быв окончен, обрушился, то они торжественно перенесены были уже в новый собор, заложенный на месте упавшего великим князем Константином Всеволодовичем (1213) и украшенный Ростовским епископом Кириллом, где почивают и доселе. Это перенесение совершилось в 1231 г. Новых праздников явилось в Русской Церкви пять. Четыре из них имели только местное значение, т.

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

Записавши имена в общий синодик для поминовения, и посетив храм патриарший во имя святой великомученницы Феклы, где хранится часть камня от скалы голгофской, богомольцы направляются обыкновенно к храму Иерусалимскому. Это посещение совершается при следующей обстановке; всё богомольцы имеют зажженные свечи; их сопровождает гробовой Иеромонах, в облачении со святым евангелием; а иеродьякон несет кадильницу; идут и певчие. Богомольцев ведут по всем событиям на Голгофе в великую пятницу и субботу. При указании святых мест в храме поются надлежавшие стихиры и читается надлежащее евангелие. Вот пред вами храм гроба Господня и Воскресения. Вы, представляли его себе наподобие наших русских храмов отделенным оградою от других мест, имеющим известную изящную форму зданием, округленным или четырехугольным, но особенно выдающимся. На самом же деле не то. Около главного здания наделано разных пристроек от разных вероисповеданий, так много и так некрасиво, что прискорбно видить эту величайшую святыню христианства в таком неблагоустройстве. Христианство разных вероисповеданий стараются оттянуть один от другого лишний аршин голгофской земли. А по праву-то, по начальному устройству храма Воскресения и гроба Господня, хозяевами этой святыни должны быть только православные, хотя для поклонения этой святыни вход беспрепятствен всякому. Но Господь, по грехам христиан, допустил во владение этою святынею и неверных: «Иерусалим попирается и будет попираем языки (т. е неверующими во Христа), до тех пор, пока не окончится время (владычества) их» ( Лк.21:24 ). Святой храм в руках магометан, ими оберегается и ими открывается доступ к нему не задаром. Вход в храм Воскресения с юга, как в Петербурге обыкновенный вход в Исакиевском соборе. Пред входом в храм небольшая устланная камнем площадка, или платформа; она имеет восемь квадратных сажень. Вошедшему в храм указывают, прежде всего, продолговатый четырехугольник – это место миропомазания тела Христова по снятии его с креста. Далее налево часовня гроба Господня, облицованная желтоватым мрамором. Вход в нее с востока; первая часть часовни – это придел Ангела, возвестившего о воскресении, далее место самого гроба или, вернее сказать, усыпальница Спасителя; вход в них низкий. Против входа в часовню, большая арка, т. е. свод ведет в греческий православный храм Воскресения, значительных размеров, хорошо освещенный из особого над ним купола. Между восточною стеною греческого храма и наружною стеною всего здания от востока к югу устроен полутемный коридор с темными приделами: темницы Спасителя, св. Логгина сотника, метания жребия и бичевания, между этими двумя приделами лестница ведет вниз, сначала в армянский придел, а потом в католический. А еще глубже и восточнее от храма Воскресения в каменную пещеру обретения Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Нило-Сорская пуст., зашт., общ., в 15 в. от г. Кириллова, при р. Сарке. Начало ее относится к пол. XV в., к тому времени, когда пр. Нилом был устроен скит с особым уставом (см. 7 мая). В 1569 г. царь Иоанн Грозный хотел выстроить в скиту каменную церковь вместо деревянной, но пр. Нил явился ему во сне и запретил нарушать предание скитской нищеты. Есть известие, что и в близкое к нашему время воздвигли было каменную церковь , но своды ее обрушились. Целые столетия эта обитель оставалась в своем первобытном виде. В 1764 г. она была приписана к Кирилло-Белозерскому мон., в 1798 г. – к Кирилло-Новоезерскому мон., в 1808 г. – опять к Кирилло-Белозерскому; в 1850 г. была восстановлена под именем заштатной пустыни. Соборный храм во имя Сретения Господня устроен в 1-й пол. XIX в. Воспоминанием о прежде бывшем ските служит теперь только малый скит в лесу за оградой мон. с деревянной церковью во имя Иоанна Предтечи, перенесенной из обители пр. Нила при устройстве каменной церкви. Этот новый скит устроен, по преданию, на том самом месте, где стояла келия пр. Нила. В небольшой церкви этого скита все напоминает древнюю обстановку; в ней все деревянное, иконы древнего письма. На память о преподобном поддерживается малая кельица против церкви. Мощи пр. Нила покоятся под спудом. В обители хранится власяница пр. Нила. Отенский Покровский , 3 кл., в 95 в. от г. Крестцов, в 50 в. от Новгорода. Существовал в нач. XV в.; упоминается в 1420 г.; возобновлен в. 1462 г. архиеп. Новгородским Ионой. Здесь находится местночтимая Тихвинская икона Богоматери и почивают мощи архиеп. Ионы (см. 5 нояб.). Пантелеимонов , в 3 в. от Новгорода. Основан в XII в. Приписан к Юрьеву мон. Перекомский Николаевский , зашт., общ., на западном бер. оз. Ильменя, в 24 в. от Новгорода. Основан пр. Ефремом Перекомским в 1450 г. (см. 16 мая); на настоящее место перенесен в пол. XVI в. В 1611 г. он был разорен шведами; в 1672 г. возобновлен боярином Феодором Боборыкиным; в 1764 г. упразднен; в 1796 г. восстановлен. В приделе пр. Ефрема почивают мощи его. Мон. принадлежит находящаяся в Новгороде у Волховского моста часовня Чудного Креста, сооруженного в глубокой древности и называемого так потому, что он издавна (с 1418 г.) прославился особенными чудесами; этот крест сделан из липового дерева, восьмиконечный, 3 арш. и 6 верш. в вышину, 2 арш. и 3 верш. в среднем поперечнике; на нем резное изображение Распятия; на правом конце его главного поперечника вырезаны нагрудные изображения Божией Матери и Марии Магдалины, а на левом ап. и ев. Иоанна Богослова и св. муч. Логгина сотника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Остальные меньшие приделы в храме Гроба Господня расположены в проходах между главными, над ними и в пещерах под ними. Так, к противоположной от входа стене часовни Гроба Господня примыкает убогая деревянная капелла коптов. На север от часовни гроба Господня двумя каменными кругами означено место явления Иисуса Христа Марии Магдалине, а рядом с ним латинский придел, где за железною решеткой хранится часть столба, к которому, по преданию, привязан был Спаситель в доме Каиафы. 1431 Сзади православного храма Воскресения в проходе находится придел Пресвятой Богородицы, где она провела время приготовления к смертной казни ее Сына, а рядом с ним – придел темницы Христовой, в которой Божественный страдалец был заключен до казни. В темном проходе между алтарной стеной храма Воскресения и наружной стеной храма Гроба Господня находится еще несколько приделов, именно: придел сотника Логгина, который, по преданию, пронзил копьем ребра Спасителя, придел разделения риз Господних. Из этого же прохода широкая и длинная лестница ведет в подземный храм обретения честного и животворящего креста Господа, с несколькими приделами. На полпути находится подземная капелла, посвященная Константину и Елене, – темная и очень древняя. На 13 ступеней ниже ее – самая пещера обретения Креста. Она высечена в камне и имеет несколько престолов. В проходе на восточной стене храма находится придел Возложения тернового венца, где под престолом за железною решеткой сохраняется часть —148— того столба, на котором, по преданию, восседал Спаситель при возложении на Него терновая венца во дворе Пилата. 1432 В северной части храма Гроба Господня и западной обширной ротонды храма находится еще несколько приделов и притворов: коптов, армян и латинян – францискан. Обойдя все приделы храма, мы прошли по верхней галерее его, осмотрели примыкающий к нему непосредственно греческий Авраамиевский монастырь, наиболее интересным вещи из ризницы и подземные цистерны св. Елены. Храм Гроба Господня со всех сторон застроен различными сооружениями – монастырями и домами владеющих храмом национальностей – до такой степени, что наружный фасад его совершенно закрыт. Мы посетили один из таких монастырей – Авраамиевский, основанный на том месте, где, по преданию (мало вероятному, впрочем) Авраам приносил сына своего Исаака в жертву. Здесь живут монахи, служащее у Гроба Господня – члены так называемого Святогробского Братства, происхождение которого довольно оригинально и совершенно случайно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Упразднен в 1705 г. за участие, принятое архим. Рувимом с братиею в стрелецком бунте. “Памят. кн. Астрахан. губ. на 1876 г.”, Отд. II, 16; “Лето­пись о мятежах”, 1788 г., 285; “Чтения в И. Общ. ист. и древн. Росс.”, 1848 г., 7, смесь, 66, 68, 69, 75, 76 (Иерархия Астрахан. епархии); “Астр. г. в.”, 1852 г., 9–15 (Архим. Аполлоса, “Опис. Астр. Благов. жен. 3-го кл. м.”, с грамотами, касающимися Вознесен. м-ря); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 315; “Акты истор.”, 202 (Дело о бунте Разина: стат. CVII, показания черн. попа Флавиана и других иноков), 228 (Ц. гр. 1672 г. Соловец. м-рю: роспись м-рей с беспошлин. промысл.); V, 197 (Ц. гр. 1690 г. об отводе м-рю рыбн. ловель; игум. Иоаким); “Дополн. к Акт. истор.”, 61 (Гр. 1672 г.; имел рыбн. и солян. промысел), 65 (Акты 1672 г. о рыбн. ловлях); X, 85 (Данная 1683 г. строит. Герману на морские рыбн. ловли); “Русск. истор. Библиот.”, II, 343, 113 (цар. грам. 1617 г. о беспошлинном добывании соли и невзимании на­сильно живущих под ведением м-ря Русских выходцев из Персии; строитель Мисаил), 424, 132 (Цар. грам. 1624 г. о предоставлении м-рю вместо денежной и хлеб. руги сгребать ежегодно по 10 тыс. пуд. соли беспошлинно, и об освобожд. монаст. крестьян от казенн. работ), 502, 147 (подтвердит. грам. 1631 г. на рыбн. ловли, уступленн. м-рю в 1606 г.; игум. Герасим). 1500 . Вознесенский, мужской, ныне приходская церковь в губер. гор. Владимире, близ городских Золотых ворот. Уже существовал в 1187 г., когда в нем останавливался Чернигов. еписк. Порфирий, приезжавший во Влади­мир к Вел. кн. Всеволоду Георгиевичу для примирения его с кн. Рязанскими Глебовичами. В нем были положены части св. мощей Логгина сотника и Ма­рии Магдалины, принесенные в 1218 г. еписк. Полоцким из Царяграда к Вел. кн. Константину I. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 959; Ратшин, 43; “Труды Влад. губ. стат. Комит.”, IX, 26; “Владим. губ. вед.”, 1854 г., 25 (Мон. быв. во Влад.); Орлов, “Руководитель Влад. бого­мольцев”, 1880 г., 40; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, III, 55; “Полн. собр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010